Удаление вмятин без покраски – особенности работы
Описание работ по удалению вмятин на кузове автомобиля без покраски: причины возникновения вмятин, выравнивание, виды удаления. Видео про удаление вмятин без покраски.
Даже самая качественная антигравийная защита не способна сохранить целостность кузова авто при быстрой езде по плохим дорогам. Раньше, чтобы заделать неглубокую вмятину на кузове автомобиля, мастерам приходилось тратить много времени и сил на шпаклевку, грунтовку, покраску поврежденного участка. В настоящее время современные технологии позволяют быстро и качественно выправить небольшие дефекты без последующей покраски в местах, где лакокрасочное покрытие осталось целым без растрескиваний.
Метод беспокрасочного удаления вмятин на стальных и алюминиевых поверхностях известен специалистам с начала 50-х годов прошлого столетия. Именно в то время на сборочных линиях крупных автомобильных заводов начали внедряться прогрессивные технологии PDR, основанные на постепенном выдавливании/вытягивании металла вакуумом.
Причины возникновения вмятин
Вмятины на кузове – один из самых распространенных дефектов, требующих локального ремонта.
Основные причины образования вмятин:
- Вмятины на крыше, на капоте, багажнике, полученные от крупного града и сосулек.
- Аварии, столкновения.
- Дверные вмятины, точечные контакты с твердыми предметами.
- Акты вандализма, попытки взлома.
- Повреждения на ребрах жесткости кузова.
Первичный осмотр кузова
Любой кузовной ремонт начинается с очистки, высушивания поверхности, тщательного осмотра автомобиля. Визуальный осмотр проводится при ярком освещении или при дневном свете. Это необходимо, чтобы не пропустить очень мелкие дефекты на поверхности. На данном этапе мастер определяет:
- в каких местах находятся повреждения;
- количество вмятин, их размеры и глубина;
- уровень сложности дефектов;
- в каком состоянии находится лакокрасочное покрытие;
- какой метод восстановления корпуса лучше всего подходит в каждом конкретном случае;
- какие инструменты и приспособления понадобятся.
При покраске современных транспортных средств на заводах-изготовителях используются красители со специальными полимерными добавками, придающими ЛКП дополнительную вязкость. В момент удара такой лакокрасочный слой прогибается вместе с металлом, но не растрескивается. Эластичная краска равномерно растягивается по всей поверхности деформированной детали.
Если же на кузовных деталях имеются царапины и сколы, такая технология не применяется. Подобная проблема чаще всего возникает при ремонте автомобилей старше 20 лет. В этом случае без покраски не обойтись.
Выравнивание вмятин с использованием PDR-инструментов
Технология Paintless Dent Repair по удалению вмятин без покраски используется в ответственных случаях, когда нужно устранить многочисленные серьезные повреждения кузовных элементов в труднодоступных местах.
Что входит в ассортимент профессионального беспокрасочного оборудования:
- измерительные приборы;
- столы;
- ПДР-крючки с диаметром 4-14 мм;
- приспособления различных конфигураций, углов изгиба и длины;
- рычаги, молотки, пробойники, фторопластовые отбойники;
- подвесы, присоски, вытяжки, расширительные подушки;
- аксессуары для профессионального освещения (светодиодные лампы, рассеиватели, штативы, аккумуляторы, плафоны и пр.);
- клеевое оснащение (горячий клей, термопистолет, обратные молотки, клипсы, мини-лифтеры, наборы Pops a Dent и т.п.).
Этапы удаления вмятин инструментами ПДР
Если до места повреждения капота, двери и кузова добраться невозможно, снимается внутренняя обшивка деталей и демонтируются некоторые комплектующие.
- Обеспечение удобного подхода (при необходимости демонтаж деталей).
- Снижение напряжения металла в зоне повреждения путем нагревания до +40°C с помощью промышленного фена.
- Вытягивание разогретого металла.
- Простукивание молотком с фторопластовыми пробойниками по краям вмятины, чтобы снять напряжение, уменьшив высоту возвышенности.
- Постепенное давление на внутреннюю поверхность с обратной стороны до полного выравнивания вогнутого металла.
- Полировка.
Механическое выравнивание с внутренней стороны с применением рычага
Метод внутреннего выдавливания является самым щадящим по отношению к металлу и лакокрасочному слою. Как любая ручная работа, этот метод требует высокого профессионализма и определенных навыков. При грамотном воздействии на вмятину с внутренней стороны внутреннее напряжение постепенно уменьшается, и поверхность возвращается в исходное состояние.
- Мастер заводит инструмент внутрь кузовного пространства через ближайшее технологическое отверстие.
- Располагает конец рычага в конкретной зоне.
- Начинает осторожно надавливать на вмятину изнутри, пытаясь выровнять металл.
- Если точка силового воздействия выбрана правильно, после нескольких несильных нажатий раздается характерный щелчок.
- Это значит, что дефект устранен, и покраска не требуется.
Наружное втягивание вмятин
Этот метод применяется, если дефект исправить невозможно изнутри. Для внешнего выпрямления понадобятся: клеевой пистолет со стержнями, вакуумные присоски (грибки), мини-лифтер или пластиковая скоба-мостик на мягких ножках Pops a Dent.
- место повреждения прогревается строительным феном до 40 градусов и обезжиривается;
- клеевой стержень вставляется в термопистолет и нагревается до жидкого состояния;
- на шляпку грибка наносится горячий клей и быстро прикладывается к разогретому металлу, здесь важно правильно расположить присоску в центральную точку вмятины;
- на время полимеризации клея отводится не менее 3 минут;
- затем минилифтер устанавливается над вмятиной, захватывает присоску за верхнюю часть и постепенно вытягивает вогнутый участок.
Одно из главных преимуществ наружного метода состоит в том, что для выполнения операции не нужно демонтировать кузовные детали или удалять обшивку.
Выравнивание магнитом
Это самый простой способ устранения сравнительно неглубоких вмятин:
- Поврежденный участок накрывается плотной салфеткой для защиты ЛКП от царапин.
- Магнит прикладывается к вмятине и притягивается к металлу.
- Мастер медленно перемещает магнит вокруг поврежденной зоны, постепенно приближаясь к центральной точке.
Метод «нагрев-охлаждение»
Этот способ восстановления поверхности основан на физических свойствах листовой стали, ее способности расширяться при нагреве и сжиматься при резком охлаждении. Для нагрева поврежденного участка используется строительный фен и баллончик со сжатым воздухом. Все операции проводятся с респиратором на лице и в перчатках для защиты от возможного переохлаждения.
- Мастер выполняет феном плавные круговые движения, прогревая вмятину по наружному периметру, захватывая переход.
- Металл нагревается приблизительно до 80-100°С. На этом этапе главное – не перегреть, чтобы не повредить лакокрасочный слой.
- Далее на прогретую поверхность быстро подается струя сжатого воздуха. Профессионалы чаще всего используют баллончики, заправленные сжиженным газом: (бутаном, пропаном или изобутаном).
- Горячий металл резко охлаждается до появления инея.
- Если все сделано правильно, вогнутое пятно выравнивается в течение одной минуты.
- После исчезновения инея восстановленные места обрабатываются полиролями.
При работе над более крупными повреждениями металл нагревается в несколько этапов, захватывая разные зоны.
Не существует абсолютно одинаковых вмятин, каждая из них требует отдельного внимания. Только опытный мастер может добраться до повреждения с обратной стороны, приблизить кончик рычага и приложить оптимальное усилие в нужной точке. При выравнивании металла он учитывает малейшие изменения в отражении ЛКП.
В автосервисах, занимающихся кузовным ремонтом, квалифицированные мастера располагают современным оборудованием, специальными инструментами и, самое главное, необходимым опытом по устранению вмятин без последующей покраски авто. Если у вас нет навыков в ремонте авто, самостоятельное выравнивание своими руками в условиях гаража может привести к появлению более серьезных дефектов, требующих больших затрат на их устранение.
Видео про удаление вмятин без покраски:
Ремонт вмятин без покраски на автомобиле
Вмятины на автомобиле известны, пожалуй, каждому автомобилисту. Казалось бы, что здесь серьезного, ведь можно просто отогнать авто на СТО и доверить все специалистам. Но следует учесть и тот факт, что машину придется оставить на несколько дней и заплатить не маленькие деньги. Поэтому есть смысл научиться устранять такие дефекты самостоятельно.
Убираем вмятину своими руками
Типы вмятин
Для начала следует определиться с самой вмятиной. Принято различать такие повреждения следующих типов:
- глубокие – вмятины глубиной от 10 мм, иногда больше. Как правило, такое повреждение не имеет четкой овальной формы. В таком случае устранить вмятину своими силами невозможно;
- неглубокие — прогиб металла не больше 5 миллиметров, лакокрасочное покрытие не повреждено. Такие дефекты можно устранить самостоятельно.
Именно о таких вмятинах и пойдет дальше речь. Устранить подобные повреждения можно в домашних условиях.
Диагностика кузова
Перед тем как приступить к самому ремонту автомобиля, нужно тщательно осмотреть кузов авто. Делать это лучше при хорошем свете — так все повреждения будут
Обратите внимание, что, если на поверхности автомобиля будет обнаружена не одна вмятина, начинать ремонтные работы следует с наиболее мелкого повреждения, постепенно переходя к самому большому.
Также перед началом вытягивания следует убедиться в хорошем состоянии лакокрасочного покрытия. Если сильно повреждена краска, выполнить рихтовку без покраски не получится. В таком случае дефект придется удалять традиционным способом рихтовки авто.
Удаление вмятин без покраски
Способы рихтовки
Убрать механическое повреждение на кузове авто можно несколькими способами:
- посредством набора из рычагов;
- магнитом;
- аппликаторами;
- нагревом с последующим охлаждением.
Каждый из этих методов имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Обратите внимание, что выполнить такие работы самостоятельно невозможно, если:
- масштаб деформации большой;
- автомобиль очень старый;
- повреждения находятся в области порога;
- сильно поврежден ЛКС.
В таких случаях следует обратиться к компетентным специалистам.
Ремонт бампера своими руками
Рихтовка посредством магнита
При помощи этого метода убрать вмятину с авто легче всего. Обратите внимание, что перед тем, как начать ремонт, под магнит нужно подложить мягкий материал. Это нужно для того, чтобы в процессе выравнивания поверхность автомобиля не оцарапалась.
Магнит нужно направлять от края вмятины до центра. В это же время нужно тянуть магнит на себя. Если вмятины на машине неглубокие, то таким образом можно легко произвести ремонт без покраски.
Рихтовка авто при помощи магнита
Метод с рычагами
Метод выправления поверхности авто без покраски при помощи рычагов применяется чаще. Но следует отметить, что этот процесс намного сложнее. Поэтому прежде чем отрихтовать свой автомобиль, лучше потренироваться на других поверхностях.
Для начала нужно приобрести набор специальный рычагов. В среднем в нем около 40 штук. Выглядит он примерно так:
Рычаги для рихтовки авто
Для начала ремонта нужно обеспечить свободный доступ к месту повреждения. Для этого все сторонние элементы (обшивку, зеркала, фары, ручки) нужно аккуратно демонтировать.
Устранение вмятины производится только с внутренней стороны ТС. Для этого надо подобрать крюк оптимальной длины и аккуратно надавливать на место углубления, постепенно выравнивания металл.
Такую технологию без покраски можно применять и в том случае, если ранее уже применялась классическая рихтовка. Противопоказано использование метода с крюками, если поверхность автомобиля ранее шпаклевалась. В таком случае этот слой просто отвалится.
Выравнивание посредством аппликатора
Метод аппликатора используется в том случае, если выполнить рихтовку с внутренней стороны невозможно.
Перед тем как начать ремонт, поверхность машины нужно тщательно обезжирить. Далее на поверхность клеем (по краям вмятины) крепятся округлые или квадратные аппликаторы. Центральная часть повреждения выравнивается при помощи мини-лифтера или скобы с центральным винтом. Делать это нужно очень аккуратно, так как можно запросто «перетянуть» вмятину.
Следует отметить, что этот метод вытягивания не требует больших материальных затрат и специальных навыков. Сделать это самостоятельно несложно.
Нагрев-охлаждение
Для такого метода правки в домашних условиях без покраски нужно иметь:
- строительный фен;
- сжатый воздух;
- средства личной защиты (перчатки, респиратор);
- полироль.
Суть такого ремонта поверхности ТС без покраски в том, что из-за разницы температур металл выпрямляется. Правка проводится по такому алгоритму:
- плавными движениями по радиусу нагревается вмятина;
- при помощи сжатого воздуха вмятина охлаждается.
Если повреждение среднего размера, нагрев следует проводить в нескольких местах. По окончании процесса обработанное место нужно обработать полиролем. Заделать таким образом вмятину самостоятельно весьма просто и недорого.
Заключение
Рихтовка кузова своими руками не требует больших затрат и специальных навыков. При помощи вышеперечисленных методов можно удалить даже глубокие вмятины. Главное — производить исправление своими руками только в том случае, если вы уверены в положительном результате. В противном случае лучше обратиться к специалистам.