Ремонт автомобилей экономически не целесообразно
Современные ремонтные технологии и оборудование позволяют устранять очень сложные аварийные повреждения. Например, восстанавливать автомобили, имеющие после аварий особо сложный перекос кузова, т.е. такое повреждение кузова, когда нарушена геометрия передних и задних лонжеронов, имеется перекос проема капота, проема багажника, нарушена геометрия каркаса кузова. В этом случае автомобиль полностью разбирается, проводятся сложные и трудоемкие стапельные работы, дорогостоящий ремонт кузовных элементов, замена невосстанавливаемых частей, проводится полная окраска кузова.
Стоимость такого ремонта велика и может в несколько раз превышать стоимость автомобиля на момент аварии. В таком случае ремонт признается экономически нецелесообразным, если только автомобиль не представляет какой-либо особой (например, исторической, коллекционной) ценности для владельца.
В случаях, когда ремонт экономически нецелесообразен, размер ущерба, причиненного в результате аварии, определяется на основе оценки стоимости автомобиля на момент аварии и стоимости «остатка», т.е. стоимости неповрежденных деталей, узлов и агрегатов, которые могут быть реализованы на вторичном рынке запасных частей.
Стоимость автомобиля на момент аварии определяется как рыночная стоимость автомобиля, т.е. та цена, за которую автомобиль может быть продан и куплен на свободном рынке в условиях конкуренции при условии информированности участников сделки о свойствах товара.
В странах с развитым и хорошо организованным вторичным рынком автомобилей существуют специализированные фирмы, которые собирают и обрабатывают большие объемы информации о ценах автомобилей различных моделей и модификаций. При этом учитывается модель, возраст автомобиля, его пробег, комплектация и другие факторы, влияющие на его стоимость на вторичном рынке.
В России подобная информация также собирается, обрабатывается и публикуется, но масштабность этой работы значительно уступает иностранным справочным материалам. Большая территория России, приближенность или удаленность от основных источников поступления автомобилей на рынок (заводы-изготовители, граница с другими государствами с развитым автомобильным рынком), другие факторы приводят к тому, что справочные материалы, носящие общий характер, не дают необходимой точности оценки.
Ряд методических изданий основывает оценку автомобиля на вторичном рынке на вычислении его стоимости по формуле:
· Са — стоимость автомобиля на вторичном рынке;
· Сн — стоимость нового автомобиля такой же модели и комплектации;
· И — процент износа, под которым понимается снижение стоимости автомобиля.
Вычисление процента износа (снижения стоимости) осуществляется по формуле, приведенной в разд. 2.3. В расчетной формуле учитывается влияние двух факторов — пробега автомобиля и срока его эксплуатации. Это сильно упрощенная модель процесса формирования цен на вторичном рынке автомобилей. Коэффициенты И и HI, содержащиеся в формуле, периодически уточняются, но не могут отразить динамику процессов, происходящих на автомобильном рынке, и динамику изменения цен на нем. Рынок может резко, практически скачкообразно, реагировать как на общую экономическую ситуацию в стране, так и на введение или отмену каких-либо правил, касающихся именно автомобильного рынка. Примером может служить изменение таможенных правил, введение или отмена налогов на автомобили определенной категории, расширение или сокращение объемов выпуска и модельного ряда новых автомобилей и др.
Достаточно точное определение стоимости автомобиля на вторичном рынке определенного региона в определенное время возможно только на основе исследования этого рынка. Оценка базируется на информации о продажах автомобилей данной модели, в данном регионе, в данное время. Эта информация содержится в региональных печатных изданиях, прайс-листах торгующих организаций и других источниках. Ее можно получить в системе Интернет. При сборе исходной информации необходимо принять все возможные меры, чтобы статистическая выборка была, по возможности, однородной, т.е. необходимо собирать сведения о ценах на автомобили данной модели и близкие по комплектации, пробегу, техническому состоянию. Для оценки стоимости автомобиля, например, определенного года выпуска, собирается информация о ценах на автомобили данной модели за ряд лет. Интересующий нас год выпуска должен находиться в середине этого временного отрезка. Собранная первичная исходная информация обрабатывается на предмет отсеивания резко выделяющихся значений. Для этого используются стандартные методики анализа статистической информации. После отсеивания выпадающих значений, для каждого года выпуска определяются: минимальная цена Смин, максимальная цена Смакс и вычисляется среднее значение цены Сср
Если в качестве источника информации использовались частные объявления о продаже автомобилей, то необходимо учитывать, что это только предложение к продаже. Реальная цена продажи будет в подавляющем большинстве ниже, т.е. имеет место «утор-говывание». С учетом этого фактора корректируется исходная информация. Процент снижения цен при торге на вторичном рынке мало изучен, но ориентировочно его можно принять равным в среднем 5-10 % от заявленной цены. При анализе ценовой информации торговых организаций (комиссионная продажа, аукционы) подход к ее обработке должен быть иным с учетом механизма формирования цены.
По полученным данным строятся графики зависимости нижнего уровня цен Смин, верхнего уровня цен Смакс и среднего уровня цен Сср от года выпуска автомобиля. Пример такого анализа приведен на рис. 2.1 Из построенного графика видно, что существует закономерность снижения цены автомобиля по мере его старения. Процесс протекает плавно без существенных скачков. Если имеет место какой-либо резкий перегиб кривой цен, то необходимо проверить исходную информацию на наличие ошибок. Но это может и не быть следствием ошибок, а реально отражать ситуацию на рынке. Например, заметно дешевеют автомобили, которые должны проходить инструментальный контроль при очередном техническом осмотре или автомобили, произведенные перед модернизацией конструкции.
Рис. 2.1. Пример: Стоимость автомобилей Volvo 850 на вторичном рынке Московского региона.
Из графика видно, что автомобили 1993 г. выпуска продаются по ценам от 5200 до 8800 у. е. Средний уровень цен на эти автомобили составляет 7093 усл. ед. Диапазон цен определяется различием технического состояния автомобилей, их комплектации и условиями конкретных сделок. Окончательная результирующая оценка дается в национальной валюте.
Для конкретного автомобиля определяется цена с учетом его пробега, технического состояния, комплектации с ориентацией на полученные верхний, нижний и средний уровни цен. Опыт проведения такого анализа показал высокую достоверность полученных оценок, т.е. хорошее их соответствие реальным ценам сделок.
Для определения надбавок или скидок относительно среднего уровня цен за перепробег или недопробег автомобиля, а также с учетом оснащенности его какими-либо дополнительными устройствами можно с успехом использовать корректировочные наценки (скидки) (табл. 2.14), приведенные в SCHWACKELISTE. Пример таблицы для корректировки средней цены автомобиля с учетом его реального пробега приведен далее.
Максимальные значения скидок и наценок относятся к автомобилям небольшого размера (например, FIAT Panda, HONDA Jazz, MITSUBISHI Colt, NISSAN Micra, OPEL Corsa, PEUGEOT 106, VW Polio и т.п.). Их цены в большей степени зависят от перепробега или недопробега.
Минимальные значения скидок и наценок относятся к микроавтобусам и фургонам (например, FIAT Ducato, Hyundai HI00, MERCEDES BENZ 210, MITSUBISHI L300, PEUGEOT Boxer, RENAULT Trafic, VW Transporter и т.п.).
Полученная оценка автомобиля сравнивается с затратами на его ремонт и делается вывод об экономической целесообразности необходимого ремонта.
Экономическая целесообразность ремонта ТС
В случае, если стоимость ремонта (Срем) равна или превышает 80% стоимости ТС до аварии (Сда), то очевидно, что ремонтировать ТС нецелесообразнопо экономическим соображениям, так как расходы на устранение превышают прирост полезности и стоимости объекта.
0,80 х Сда Сда – до аварийная стоимость ТС, тенге;
Срем — величина затрат на ремонт, тенге.
Расчет стоимости годных остатков ТС.
Еслипо экономическим соображениямремонтировать ТС нецелесообразно, то в этом случае стоимость ТС принимается равной стоимости его годных (ликвидных) остатков.
Стоимость годных остатков ТС рассчитывается двумя подходами:
— сравнительным подходом, путем определение стоимости ТС на рынке аварийных ТС;
— затратным подходом, как суммарную стоимость исправных деталей, узлов и агрегатов аварийного ТС, годных к дальнейшей реализации (далее годные запчасти) и утилизационной стоимости деталей, узлов и агрегатов, непригодных к реализации (утилизационные остатки) за вычетом стоимости затрат на разборку ТС, дефектовку и продажу запчастей, а также утилизацию нереализованных остатков ТС.
Расчет стоимости годных к реализации запчастей и утилизационных остатков ТС.
Аварийное ТС можно разобрать на работоспособные агрегаты, узлы и детали и реализовать их на рынке вторичных запчастей. В этом случае стоимость годных остатков можно определить по формуле:
Сл– стоимость годных остатков, тенге;
Слз – стоимость годных запчастей на рынке подержанных запчастей, тенге;
Су– стоимость утилизационных остатков, тенге;
Зп – предпродажные затраты (транспортировка, разборка, дефектовка и т.п.);
Зт – торговые издержки;
Зу – затраты, связанные с утилизацией ТС, тенге.
Стоимость годных запчастей, утилизационных остатков, предпродажные затраты, торговые издержки, затраты, связанные с утилизацией ТС, определяются, исходя из сложившейся в данном регионе рыночной ситуации сравнительным подходом.
В случае отсутствия в регионе развитого рынка вторичных запчастей для оцениваемой модели ТС, то стоимость годных остатков можно определить как часть до аварийной стоимости ТС.
Расчет стоимости годных остатков при восстановительном ремонте, как части до аварийной стоимости ТС, осуществляется поэтапно.
Этап.
Определяется стоимость воспроизводства нового, т.е. без учета физического износа ТС, идентичного оцениваемому (Ц ):
Ц = Цн * К пр ,тенге (4.5)
Цн– цена нового а/м на момент выпуска;
Кпр – коэффициент приведения.
Этап.
Производится расчет отношения стоимости необходимых для ремонта запчастей и материалов к стоимости ТС. Учитывая, что при восстановительном ремонте используются только новые запчасти и материалы, то разумно определить долю (Д) стоимости необходимых для ремонта запчастей в стоимости нового ТС (Ц):
Д = Срзм /Ц ,тенге (4.6)
Срзм — стоимость необходимых для ремонта запчастей и материалов;
Цз – стоимость нового ТС, приведенная к моменту.
Этап.
Определяется максимально возможная стоимость годных запчастей (Сз.max), при этом предполагается, что запчасти, которые подлежат реализации, не имеют аварийных дефектов:
Сз.max = Ц * (1 – Д) * Кфиз,тенге (4.7)
Кфиз – коэффициент физического износа.
Сда — доаварийная стоимость ТС, определяемая затратным подходом,
Сз.max = Сда * (1 – Д), тенге (4.9)
Этап.
Определяется рыночная стоимость годных запчастей путем корректировки максимально возможной стоимости запчастей с учетом физического износа ТС и конъектуры на рынке подержанных запчастей:
В1 – коэффициент, учитывающий величину физического износа ТС;
В2 – коэффициент, учитывающий конъектуру на рынке подержанных запчастей.
После подстановки Слз, формула (5.4), расчета стоимости годных остатков, примет вид:
Учитывая, что в среднем затраты на предпродажную подготовку составляют 10% от стоимости годных запчастей: Зп = 0,10 х (Сз.max * В1 * В2), тенге (4.12)
а уровень торговых издержек составляет 15% от себестоимости:
Эмпирическая зависимость значения коэффициента В1 от физического износа ТС приведена в таблице 1.
Таблица 1
Зависимость коэффициента В1 от физического износа ТС
Вопрос 2. Экономическая целесообразность ремонта машин.
Техническая возможность и экономическая целесообразность ремонта.
Техническая возможность обусловлена их конструкцией и практически не ограничена. Восстанавливая и заменяя отдельные элементы сложной машины мы возвращаем ей работоспособность. Это можно делать бесконечно, даже если в машине не осталось исходных элементов. Другое дело насколько это экономически целесообразно. Существует две точки зрения на целесообразность ремонта:
1) Ремонт техники вызван недостаточным количеством поставок техники потребителю и качеством ее изготовления.
2) Использование стареющей техники можно продлить невысокими затратами средств на ремонт, на довольно продолжительный срок и сократить потребность в новой технике и затраты на ее приобретение и производство.
Единых практических решений в вопросе для каждого владельца быть не может, хотя общая стратегия к решению этой проблемы есть. В целом использование отремонтированной машины выгодно, если труд на ремонт меньше того труда, который сберегается в процессе ее применения.
,
где Ср — стоимость ремонта с учетом всех связей с ремонтными затратами;
Сп — стоимость новой машины с учетом всех затрат.
Но эти условия выдерживать невозможно, отремонтированные объекты имеют меньший срок службы. Тогда условие экономической целесообразности с учетом до и межремонтного ресурса запишется:
,
где Сост1 — остаточная стоимость после выработки до ремонтного ресурса;
Тн — доремонтный ресурс (срок службы нового объекта до ремонта);
Тр — межремонтный ресурс;
Сост2 — остаточная стоимость восстанавливаемого объекта после выработки межремонтного ресурса;
Ку — капиталовложения в связи с организацией ремонта.
Критерий эффективности ремонта: определяется предельный и действительный.
Предельное значение критерия эффективности ремонта определяют по первой части неравенства.
.
Действительный критерий эффективности ремонта определяется по правой части неравенства. Тогда выражение запишется: ,
,
где i — индекс, соответствующий i-тому технологическому способу восстановления объекта.
Дата добавления: 2015-03-07 ; просмотров: 1933 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ