Меню

Ремонт аварийно спасательных автомобилей

Организация технического обслуживания спасательной техники.

Успех выполнения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ во многом будет зависеть от своевременного и пра­вильного осуществления мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту средств механизации, направленных на повышение срока работоспособности машин.

В народном хозяйстве принята система планово-предупре­дительного технического обслуживания и ремонта строительных и до­рожных машин. Основные положения этой системы в строительстве определены СНиП и рекомендациями по организации техни­ческого обслуживания и ремонта строительных машин, содержащими виды и периодичность выполнения ТО и ремонтов, пла­нирование и учет, данные по трудоемкости технических обслуживании и ремонтов строительных машин.

Детали, узлы, механизмы и агрегаты машины работают с разными режимами по нагрузке и времени, поэтому их износ, потеря работо­способности и сроки службы не одинаковы. Эксплуатационные каче­ства машины ухудшаются непрерывно. Обеспечить нормальную рабо­тоспособность машины одним видом техобслуживания и ремонта нельзя; нужно выполнять несколько видов ТО и ремон­тов, разных по содержанию и объему проводимых мероприятий. Плановой организации эксплуатации машинного парка наиболее соот­ветствует планово-предупредительная система техобслуживания и ре­монта (ППР) машин, под которой понимается комплекс организаци­онно-технических мероприятий предупредительного и восстановитель­ного характера, направленных на повышение работоспособности парка машин, улучшение качества, сокращение сроков и снижение стоимо­сти обслуживания и ремонта машин.

Система планово-предупредительного обслуживания и ремонта предусматривает:

· обязательное составление годового и месячных планов и графиков техобслуживания и ремонта строительных и других машин и обору­дования;

· проведение техобслуживания и текущего ремонта через точно установленное время, исчисляемое в машино-часах работы, или по объему выданной продукции, или по количеству израсходованного топлива;

· выполнение определенного объема работ для каждого вида тех­обслуживания и ремонта по каждой группе машин или отдельной машине;

· капитальные ремонты в зависимости от фактического состояния машин.

Капитальные ремонты планируют для определения производствен­ных затрат материалов, запасных частей и рабочей силы. Возможны случаи, когда физический износ деталей не достигает предела к сро­ку, намеленному планом ремонта (неодинаковый режим работы в раз­личных климатических условиях и работа с материалами, имеющими разные физико-механические свойства), поэтому нет необходимости его проводить.

Виды техобслуживания, ремонта и периодичность их проведения, а также состав и порядок выполнения работ по техническому обслу­живанию и текущему ремонту указываются заводом-изготовите­лем в эксплуатационной документации на каждую модель машины.

Техническое обслуживание машин выполняют после каждой смены и через определенные периоды рабочего времени. Наработку или вре­мя между двумя последовательно проводимыми ТО одного вида называют периодичностью техобслуживания. В зависи­мости от периодичности и объема работ различают ежесменное, пла­новое и сезонное техобслуживание.

Ежесменноетехобслуживание (ЕО) должно обеспечивать работо­способность машины в течение всей смены и выполняется перед нача­лом, в течение или после рабочей смены.

В состав ЕО входят: очистка машины от грязи и пыли; проверка и при необходимости подтягивание всех наружных креплений машины; проверка состояния ремней, канатов и цепей, а также мест крепления и натяжения; проверка смазочного материала и смазочных устройств; проверка пусковых и тормозных устройств машины; проверка состоя­ния сцепного устройства.

Если на машине установлен двигатель внутреннего сгорания, обя­зательно проверяют уровень и качество масла в картере двигателя, уровень топлива в основном и пусковом баках, состояние соединений топливопроводов, уровень воды в радиаторе и плотность соединения шлангов, количество и качество масла в воздухоочистителе, исправ­ность электрооборудования, рулевого управления и тормозной системы.

Ежесменное техобслуживание проводит машинист (водитель или механик-водитель), за которым закреплена данная машина.

Плановое техническое обслуживание призвано снизить интенсив­ность изнашивания деталей машин путем своевременной очистки от пыли и грунта, смазывания и регулирования. Чем выше номер тех­обслуживания, тем больше объем работ.

В состав ТО входят: все операции ежесменного техобслуживания; устранение выявленных неисправностей; частичная разборка отдель­ных сборочных единиц, их очистка и промывка; замена при необхо­димости изношенных звеньев втулочно-роликовых цепей, фрикционных колодок, тормозных лент, прокладок, смазочного материала; регули­рование всех механизмов.

Полный перечень указывается в заводских инструкциях по эксплуа­тации и уточняется при ежедневном наблюдении машиниста.

Сезонное техобслуживание (СО) проводят 2 раза в год при под­готовке машины к использованию в период последующего сезона (зимнего или летнего). Обычно СО приравнивают к очередному тех­обслуживанию. Необходимость в сезонном обслуживании объясняется тем, что эксплуатация машин в осенне-зимнее время усложняется и сопровождается ускоренным изнашиванием сопряженных деталей. Под­готовка машины к осенне-зимней эксплуатации включает: проведение операций очередного техобслуживания, утепление кабины, двигателя и аккумуляторов, повышение плотности электролита и подзарядку аккумулятора, промывку системы охлаждения, отключение радиатора смазочной системы, замену масел и гидравлической жидкости на зим­ние сорта, заливку в систему охлаждения антифризов, а также подго­товку систем и приборов для облегчения запуска двигателя.

Плановое и сезонное техобслуживание выполняется на месте работы строительных машин или на базах механизации специальной бригадой квалифицированных рабочих при обязательном участии машиниста. Специализированные бригады оснащают автомобилями «Тех­помощь», агрегатами технического обслуживания, заправщиками топливо-смазочных материалов, специальным инвентарем и инструментами.

Читайте также:  Ивеко курсор 13 ремонт двигателя как

Для строительных машин на базе тракторов и с тракторными двигателями предусматриваются те же виды техобслуживания и та же периодичность их выполнения, что и у тракторов. Для машин на базе автомобилей принимаются те же виды техобслуживания, что и для автомобилей.

Виды техобслуживания, периодичность их выполнения и перечни работ для тракторов установлены ГОСТ. В зависимости от конкретных условий использования машин до­пускается отклонение по времени (±10%) от установленной перио­дичности выполнения техобслуживания.

При обслуживании машин, работающих с тракторами, следует пользоваться двумя перечнями работ по техобслуживанию: по трактору и по машине.

Техобслуживание и эксплуатационный ремонт машин, производя­щих АСДНР, будут выполняться на месте работ или на пункте сбора поврежденных машин (СППМ).

Выбор формы организации техобслуживания и ремонта зависит от сосредоточенности работ, числа и типа машин, режима работы, трудоемкости техобслуживания и ремонта, наличия подвижных средств техобслуживания и ремонта. В состав работ по ремонту входят: разборка машины на агрега­ты и узлы, а агрегатов и узлов – на детали; замена изношенных де­талей новыми или отремонтированными; восстановление деталей (свар­ка, слесарные и механические работы, нанесение металла разными спо­собами); сборка узлов машин и восстановление посадок в сопряже­ниях; испытание узлов. Ремонт машин подразделяют на текущий (Т) и ка­питальный (К).

Текущий ремонт выполняют, как правило, на месте работы машины механик-водитель (машинист) и его помощник, а в отдельных случаях – ремонтники ремонтной мастерской. При текущем ремонте устраняют отдельные неисправности в узлах и агрегатах, возникшие в процессе работы машины и препятствующие ее нормальной эксплуатации. Во время этого вида ремонта заменяют или восстанавливают детали (кроме базисных), снимая или не снимая узлы с машины.

Капитальный ремонт должен обеспечивать исправность и полный (или близкий к полному) ресурс машины путем восстановления и замены сборочных единиц и деталей, включая базовые.

Различают необезличенный и обезличенный методы капитального ремонта машин.

При проведении АСДНР в целях быстрого восстановления и возвращения в строй максимально возможного количества машин при организации ремонта необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

· в первую очередь ремонтируются те машины, которые имеют меньший объем работ по ремонту и наиболее необходимы в ближай­ший период;

· текущий ремонт машин небольшой трудоемкости про­изводится, как правило, на местах выхода машин из строя, а ремонт значительной трудоемкости – на СППМ;

· основной метод ремонта – агрегатно-узловой.

Планирование средних и капитальных ремонтов производится согласно установленным нор­мам, а фактическая потребность в ремонте устанавливается в зависи­мости от технического состояния техники. Принятая систе­ма ремонта дает возможность:

· обеспечить плановость проведения ремонта, снабжение запасными частями и материалами;

· предупредить чрезмерный износ деталей машин, не допустить перерастание естественных износов деталей в аварийные;

· обеспечить увеличение сроков эксплуатации техники и оборудования при заданной надежности.

Ремонт обеспечивает регламентированное восстановление и поддержание работоспособности техники, оборудования и спасательных инструментов, устранение отказов и неисправно­стей, возникших при работе или выявленных в процессе технической диагностики или технического обслуживания.

На современных авторемонтных заводах автомобили, агрегаты, приборы и детали ре­монтируют индустриальным методом. При индустриальном методе ре­монта осуществляется полная и частичная взаимозаменяемость и обез­личивание сборочных единиц и деталей. На небольших авторемонтных заводах применяют индивидуальный или агрегатный методы ремонта.

Особенности планово-предупредительной системы ТОиР в пожарной охране.

Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта предназначена для обеспечения высокой боевой готовности ПА, оперативной подвижности, безопасности их движения, сокращения расхода топлива, предотвращения отказов, уменьшения износов деталей механизмов.

Ежедневное техническое обслуживание производится при смене караула. При этом проверяется работа двигателя, насоса и других аг­регатов и механизмов. Цель обслуживания – убедиться в готовности к немедленному выезду на пожар.

Техническое обслуживание на пожаре (учении) проводит боевой рас­чет. Цель обслуживания – обеспечение работоспособности механизмов и ПТВ при тушении пожара.

Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) – восстановить боевую способность ПА, заправить ГСМ и огнетушащими материалами, кроме того, устранить обнаруженные неисправности.

Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и СО проводится для восстановления работоспособности механизмов ПА, обеспечения безопасности движения, экономичного расходования ГСМ и продления сро­ка службы ПА;

во-вторых, обслуживание и ремонт производятся в различных подразделениях МЧС;

в-третьих, наличие на ПА пожарно-технического вооружения потребовало изменения трудоемкости обслуживания машин и периодичности их проведения;

в-четвертых, при проведении ТО-1 и ТО-2, согласно утвержденному графику, начальник караула выводит ПА из боевого расчета;

в-пятых, проведение ТО-1 планируется в пожарных частях, а ТО-2 — в гарнизонах пожарной охраны.

Читайте также:  Рулевые машины судна принципиальные схемы

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей: виды, сроки, периодичность

Для обеспечения исправного функционирования и 100% готовности противопожарной техники к срочному выезду, техническим регламентом предусмотрено периодическое обслуживание. Оно призвано увеличить промежуток между ремонтами, заранее обнаружить возможные поломки, снизить негативное воздействие на природу и снизить потребление горючего. В России существует специальный закон: Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей», который устанавливает правила и требования к тех.обслуживанию пожарной техники.

Даже при постоянном техническом обслуживании, невозможно гарантировать отсутствие необходимости в ремонте. Поломки могут возникать непредвиденно, например, при тушении пожара, выполнении спасательных действий, езде по пересечённой местности, ДТП и тому подобном. Какое бывает ТО и ремонт, сроки их проведения и многое другое, мы опишем в данном материале.

Виды технического обслуживания пожарных автомобилей

Какой именно вид используется, напрямую зависит от того, используется ли техника ежедневно, либо находится на временном хранении в специальном помещении. В каждом случае выполняется целый комплекс работ.

Для пожарных автомобилей, использующихся ежедневно:

ЕТО – ежедневное техническое обслуживание.

Непосредственно при пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.

ТО-1, ТО-2 – комплексный осмотр, проверка и устранение имеющихся неисправностей. Включает в себя несколько видов работ по обслуживанию, выполняющихся по определённому графику.

СО – сезонное, при смене времени года.

Для пожарных автомобилей на хранении проводится 1 раз в определённый период:

На всю используемую пожарную технику МЧС РФ разрабатывает нормативный документ, в котором присутствуют инструкции, сроки, условия, меры безопасности и другие аспекты.

Ежедневное

Его производят непосредственно в части, в момент сдачи смены другому подразделению. Принимают участие водитель транспортного средства и личный состав. Задача – проверить готовность пожарного автомобиля выехать на место происшествия и произвести тушение, спасательные работы. Тут производится контроль над:

исправностью основных агрегатов;

функционированием ПТВ и АСО;

уровнем горючего, охладителя и ГСМ.

Ответственность за обнаружение и исправление всех неисправностей лежит на сдающем смену расчёте. Принимающий водитель обязан также проверить все элементы и внести необходимые отметки в эксплуатационную карту ПА. Причём имеются ограничения на работу ДВС в момент проведения проверки:

ПА общего применения, двигатель с карбюратором – 3 мин.;

ПА целевого применения, дизельные, снабжённые многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;

специальные ПА – 7 мин.;

АЛ и АЦПК – 10 мин.

В настоящее время в специализированных документах прописаны следующие виды проверок при ежедневном техническом обслуживании:

Наружный осмотр, проверка комплектации пожарного оборудования.

Состояние дверей, салона, кузова, стекол, зеркал, оперения, знаков, рамы, рессор, колёс.

Наличие пломб на спидометре, счётчике моточасов насоса.

Надёжность крепления элементов резервуара и кузова.

Отсутствие протечек в резервуарах и трубах.

Функционирование запирающих механизмов на трубах, насосах, пенообразователях.

Отсутствие остатков воды, растворов и посторонних вещей в насосе.

Степень натяжения ремней привода.

В зимний период – чехол-утеплитель.

Отсутствие протечек ГСМ.

Показатель масла во всех элементах двигателя.

Уровень жидкостей – вода: низкозамерзающая, тормозная, в гидроусилителе, сцеплении, горючее.

Функционирование сцепления и степень хода педали.

Работа двигателя при холостом ходе и в движении, функционирование датчиков приборной панели в кабине и насосном отделе, при его наличии.

Гидроусилитель руля, рулевые тяги, ограничители поворота.

Наличие свободного хода руля.

Осветительные приборы, звуковой сигнал, «дворники», обогрев, вентиляция.

Коробка переключения передач.

Переключение мостов, при их наличии.

Коробка отбора мощности дополнительной трансмиссии.

Работа моторно-трансмиссионной установки в насосном отделении.

Масло в пожарном насосе, включая ванну и бачок, смазка в пресс-маслёнке.

Соединение насоса и рамы.

Запуск мотора из насосного отделения.

КИП насосного отделения.

Масляный фильтр после отключения мотора.

Световая индикация открытия дверей и кузовных отделов.

Пожарное вооружение – исправность, укладка, крепление.

Мойка кабины, кузова, фар, сигнальных ламп, знаков.

Заправка и доведение смазочных материалов до необходимого уровня.

Если при проведении работ обнаруживаются какие-либо неисправности, которые могут быть устранены на месте, то ремонт возлагается на водительский состав обеих смен. В противном случае ПА отправляется на ремонт.

Все проверки необходимо указывать в Журнале учёта. Помимо отметок – исправен и неисправен, должны присутствовать числовые показатели:

масло в двигателе, холостой ход;

масло в двигателе, средние обороты;

Читайте также:  Пежо партнер строение двигателя

напряжение, запуск мотора;

напряжение, рабочий режим;

давление пневматической системы, отключение аккумулятора;

давление пневматической системы, номинал;

давление в тормозах, нажатая педаль;

выход штоков тормозных камер;

свободный ход педали тормоза;

дистанция от пола до педали тормоза в момент нажатия.

свободный ход педали сцепления;

полный ход педали сцепления;

прогиб ремня привода;

разряжение в насосной полости, максимум;

разряжение в насосной полости, через 2,5 минуты работы.

Чтобы определить данные показатели применяются КИП, линейка, штангенциркуль, угломер, секундомер.

Каждые 10 дней при проведении ЕТО ПА также производится контроль:

давление в колёсах;

уровень затяжения колёсных гаек.

Техническое обслуживание на пожаре и АСР

В этом случае обеспечивается 100% функционирование ПА во время тушения пожара и при аварийно-спасательных работах. Перечень необходимых проверок для ПА общего применения:

безопасное удаление от пожара;

отсутствие перегибов рукавов и всасывающих сопел;

смазка уплотняющих элементов насоса каждые 60 минут;

отсутствие протечек – в двигателе, насосе, КПП, КОМ;

нагрев охлаждающей жидкости;

давление масла в моторе;

очистка пенообразователя и каналов от остатков ВМП;

заполнение резервуара воды после завершения тушения;

откачка воды из насоса и системы подачи;

ход – сцепление, КПП, мосты, руль, тормоза.

В случае выявления дефектов, не требующих остановку подачи воды и ВМП, их устраняет водитель. В более сложных ситуациях – в пожарной части. Непосредственно во время тушения возгорания, старший расчёта и водитель, обязаны выполнять следующее:

Грамотная прокладка рукавов – отсутствие изгибов, недопущение попадания в химические вещества, защита от наезда транспорта, утепление и отогрев в зимний период.

Всасывающая сетка или гидроэлеватор – отсутствие засоров и ила.

Гидрант – плотное соединение сальников.

Рукавные задержки – отсутствие острых элементов и конструкций, способных нанести вред петлям.

Трёхколенная лестница – полная фиксация ступеней колен.

Спасательная верёвка – отсутствие веществ, способных причинить вред.

Первое техническое обслуживание

Комплекс мероприятий, проводимых с целью снижения скорости изнашивания основных элементов, посредством обнаружения неисправностей и последующего выполнения определённых видов работ. ТО-1 производится:

основные ПА – 1 500 км пробега или ежемесячно;

специальные ПА – 1 000 км пробега или ежемесячно.

Учитывается общий пробег – сумма показателя спидометра и приведённого пробега. Приведённый – функционирование двигателя для работы специальных устройств, 60 минут работы – это 50 км пробега. Общий план ТО-1 на год создаётся техслужбой ТПО.

ТО-1 производится в пожарной части, на отдельном посту технического обслуживания. Участие в нём принимает личный состав и водитель транспортного средства. Срок, установленный на весь комплекс, составляет не более 2 суток. В комплекс проверок включаются ЕТО и следующие пункты:

Крепление каждого специального оборудования на автомобиле.

Исправность механизмов и величина зазоров между регулируемыми деталями.

Функционирование осветительных приборов и сигналов.

Работа насоса и всех коммуникаций.

При проведении ТО-1 возможно выполнение текущего ремонта – сварочные работы, замена дисков сцепления и так далее. Каждому из участников обслуживания отводятся определённые участки для проверки:

Старший водитель – подготовка места проведения, оборудования и материалов, контроль проведения, техника безопасности. Осмотр кабины и кузова, а также отсеков на отсутствие неисправностей и деформаций. После завершения работ выполняет проверку функционирования основных агрегатов и приборов, ходовые качества ПА, работу насоса и пенообразователя.

Водитель 1 смены – проверка двигателя, электроники, охлаждения и смазка необходимых деталей. Сливает отстой из бака для горючего и фильтров очистки, удаляет остатки электролита и загрязнения с аккумулятора.

Водитель 2 смены – исправность сцепления, элементов управления и ходовой части. Самостоятельно регулирует тормозную систему, удаляет конденсат из тормозной пневматики, очищает фильтр тормозного усилителя.

Водитель 3 смены – насосный агрегат. Снятие, полная разборка, удаление загрязнений, смазка элементов, сборка и установка на исходное место.

Водитель 4 смены – ходовая часть, элементы крепления кузова и оперения. При необходимости осуществляет покраску небольших участков, очищает протектор шин, прочищает КПП и мосты.

Личный состав – пожарно-техническое вооружение, связь и освещение.

Каждый участник ТО-1 оставляет свою подпись в журнале проверок и впоследствии несёт за них ответственность.

Второе техническое обслуживание

Аналогично ТО-1 необходимо для контроля над техническим состоянием и для выявления неисправностей основных элементов. Все работы направлены на раннее обнаружение и предупреждение крупных поломок, исправное функционирование агрегатов, экономии ТЭР, уменьшения негативного влияния на природу. Периодичность ТО-2:

основные ПА – 7 000 км пробега или ежегодно;

специальные ПА – 5 000 км пробега или ежегодно.

ТО-2 может проводиться в Пожарно-Техническом Центре (ПТЦ) или на посту ТО в пожарной части. Включает в себя полный комплект ТО-1, и также более углублённое тестирование агрегатов и систем:

кабина, рама, кузов, колёса, подвеска, оперение;

Adblock
detector