Меню

Регулировка развал схождения грузового автомобиля

Регулировка грузовых автомобилей с помощью стендов Hunter

Грузовые стенды «сход-развал» Hunter, как полнофункциональные серии WA HD так и бюджетные серии PT200 позволяют выполнить полную регулировку грузового автомобиля (а также прицепа или полуприцепа). При полной регулировке каждая из осей грузового автомобиля измеряется и в результате регулировки все оси выставляются параллельно, и вращаются таким образом при движении автомобиля в одном и том же направлении, минимизируя сопротивление качению, улучшая управляемость автомобиля и снижая расход топлива и износ шин.

На первом этапе датчики инфракрасной измерительной системы Hunter устанавливаются на переднюю ось и базовую заднюю ось, проводится компенсация биения.

Как правило за базовую заднюю ось берут самую заднюю ось (но бывают и исключения — в случае если одна из осей не регулируется, последняя ось подъемная, управляемая и.т.д.).

На втором этапе стенд вычисляет центровую линию шасси и измеряет угол тяги. В случае, когда задняя ось может быть отрегулирована производится корректировка с целью совмещения линии тяги с центровой линией (угол тяги при этом будет как можно ближе к нулю).
Далее производится регулировка передней управляемой оси — при наличии возможности и потребности регулируется кастер, развал и схождение колес передней оси.
На следующем этапе передние датчики переносятся с передней оси на вторую заднюю ось, которая выставляется параллельно базовой.
Для автомобилей с колесными формулами отличными от представленной регулировка проводится похожим способом, приводя все оси параллельно к базовой. Программное обеспечение Hunter Winalign HD и Proalign HD включает 37 колесных формул которые покрывают 100% автомобилей на рынке.

Немного теории регулировки углов установки колес

Правильная регулировка углов установки колес грузового автомобиля

У отрегулированного автомобиля все колеса вращаются в одном направлении. Существуют допуски установленные производителем автомобиля (или его моста) которые приемлемы и не влияют на существенный износ шин или увод.

Для чего нужно производить регулировку «сход-развала» грузовых автомобилей

Основные эксплуатационные расходы грузовых парков помимо затрат на лизинг и кредит это расходы на топливо и шины. Считается что эти расходы тяжело поддаются контролю. Регулярная проверка углов установки колес грузовых автомобилей является наиболее эффективным способом контролировать факторы, влияющие на износ шин. Контроль «сход-развала» также является важным фактором влияющим на расход топлива.

Проблемы, возникающие при неправильной установке углов регулировки колес грузовых автомобилей

  1. Чрезмерный износ шин
  2. Повышенный расход топлива вследствие увеличенного сопротивления качению
  3. Небезопасная управляемость грузового автомобиля вследствие увода или нестабильного поведения на дороге
  4. Проблемы связанные с усталостью водителя из-за его постоянных усилий по удержанию автомобиля в полосе
  5. Преждевременный износ деталей подвески и рулевого управления

Большая часть парка грузовых автомобилей на дорогах России имеют неправильные углы установки колес!

Владельцы транспортных компаний и грузовых автомобилей, в целом, считают что услуги по проверке и регулировке колес не столь важны и достаточно тяжело найти профессионалов в этой области готовых выполнить свою работу качественно и за разумные деньги. Результатом этой политики является то, что про «сход-развал» вспоминают когда преждевременный износ шин уже очевиден. Если бы о процедуре регулировки углов установки колес задумывались как о регулярной регламентной процедуре как например, замена масла, то на этих расходах было бы можно сэкономить.

Услуги по регулировке «сход-развала» грузовых автомобилей являются естественным продолжением услуг по ремонту подвески. Все что нужно для слесарного цеха это прецизионный и удобный инструмент, такой как Hunter DSP740T или DSP760T!

Углы установки колес и их влияние

Износ шин из-за неправильного угла схождения колес

Схождение — наиболее критичный угол для управляемой оси или осей (управляемая ось — та, с помощью колес которой водитель управляет автомобилем). Схождение может измеряться как в линейных так и в угловых величинах.

Суммарное схождение это угол сформированный плоскостями вращения колес на одной оси. Положительным суммарное схождение считается когда плоскости пересекаются впереди автомобиля, а отрицательным когда они пересекаются позади автомобиля. Суммарное схождение считается нулевым если плоскости параллельны и не пересекаются.

Индивидуальное схождение это угол сформированный проекцией плоскости вращения колеса на горизонтальную плоскость и линией тяги автомобиля которая задается базовой (эталонной) задней осью. Отрицательным или положительным индивидуальной схождение считается по тому же принципу как и суммарное.

Результатом неправильной установки углов схождения является симметричный износ плечевых зон двух шин сразу, при этом при чрезмерно положительном схождении изнашивается внешняя плечевая зона и примыкающая к ней часть протектора, а при чрезмерно отрицательном внутренняя.

При слишком большом положительном схождении изнашиваются внешние кромки шин При слишком большом отрицательном схождении изнашиваются наружная часть шин

Износ шин из-за неправильного угла развала колес

Угол развала формируется пересечением плоскости вращения колеса и вертикалью. Развал измеряется в угловых величинах (градусах и долях градусов). Развал считается положительным когда колесо наклонено наружу в верхней части и отрицательным когда колесо наклонено внутрь.

Износ шин при неправильно отрегулированном развале имеет место быть с наружной стороны при чрезмерно положительном развале и с внутренней стороны при чрезмерно отрицательном развале.

Определение положительного и отрицательного развала Серыми стрелками показаны части шин подверженных чрезмерному износу при неправильно отрегулированном развале

Угол продольного наклона оси поворота (кастер) и его влияние на управляемость автомобиля

Кастер — это угол наклона оси поворота относительно вертикали если смотреть на автомобиль с боковой стороны. Кастер также иногда называют продольным углом наклона шкворня. Измеряется в угловых величинах. Кастер считается положительным когда ось поворота наклонена назад к центру автомобиля и отрицательным когда она наклонена вперед. В силу ряда причин кастер у грузовых автомобилей всегда положительный.

Кастер напрямую не влияет на износ шин, но влияет на управляемость автомобиля а также косвенно может влиять на износ шин из-за того что при выполнении поворотов он сильно влияет на угол развала колес.

Правильно выставленный кастер важен для курсовой устойчивости автомобиля и возврата рулевого колеса к центральному положения после выполнения поворота. Неправильно отрегулированный кастер может вызывать повышенные нагрузки на рулевой механизм, шимми или вобблинг, увод автомобиля от прямолинейного движения и износ плечевой зоны на колесах управляемой оси.

Угол разности поворота колес

При выполнении поворота автомобиля колеса на управляемой оси поворачиваются на разные углы. Внутреннее колесо всегда поворачивается на больший угол.

Измерение угла разности колес при повороте позволяет выявить проблемы в рулевом механизме и неправильном износе шин. Неправильный угол разности поворота колес может вызывать преждевременный износ шин.

Регулировка грузовых автомобилей с тремя осями и более

Геометрическая центровая линия автомобиля формируется линией проведенной через точки находящиеся по центру линий, проведенных между колесами передней управляемой и базовой задней осей.
Линия тяги это биссектриса суммарного схождения оси, принятой за базовую. Она показывает направление куда ось толкает автомобиль по сравнению с центровой линией.
Угол тяги сформирован геометрической центровой линией автомобиля и линией тяги
Угол трения сдвоенной оси это угол который был сформирован двумя индивидуальными линиями тяги каждой из задних осей.
На рисунке справа неправильно отрегулированный угол трения (непараллельность осей) заставляет две оси работать друг против друга, при этом водитель должен постоянно подруливать передней осью для того, чтобы автомобиль двигался прямолинейно. Такое состояние вызывает повышенный износ всех шин. Износ шин от непараллельности осей возникает на выступающих вперед кромках колес управляющей оси. Так, например, при конфигурации как на рисунке справа износ будет на внешней кромке левой шины и внутренней кромке правой шины, а также на всех шинах задней оси.

Регулировка прицепа и износ шин

Условия, относящиеся к грузовым автомобилям также в полной мере действуют и на прицепы. Непараллельные оси прицепов вызывают быстрый износ всех шин. Также если прицеп не отцентрирован относительно тягача он подвергается сильному воздействию набегающего потока воздуха, что может приводить к повышенному расходу топлива и проблемам в управлении.

Неправильно отрегулированные углы установки колес увеличивают сопротивление качения и расход топлива

В то время как износ шин вследствие неправильной регулировки углов установки колес очевиден, ущерб от увеличенного расхода топлива оценить сложнее. Повышенный расход топлива может быть вызван сразу несколькими причинами. Однако очевидно, что неправильный «сход-развал» должен увеличивать сопротивление качению — а сопротивление качению является одним из основных факторов влияющих на расход топлива.

Регулировка по геометрической центровой (осевой) линии

Геометрическая центровая линия может использоваться как линия отсчета от которой происходит измерение индивидуального схождения колес. Геометрическая центровая линия автомобиля определяется как линия, соединяющая средние точки передней и последней задней оси. Эта линия не привязана напрямую к раме.

Измерительная система стенда регулировки углов установки колес задает геометрическую центровую линию после установки датчиков на колеса.

Центровая (осевая) линия рамы и ее смещение

Угол смещения рамы формируется углом между осевой линией проходящей через центр рамы и центры виртуальных линий проходящих через измерительные датчики.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

О схождении передних и задних колес – как регулировать

Время на чтение: 7 минут

Для комфортной и безопасной эксплуатации транспортного средства необходима не только качественная резина, приобретённая и установленная в соответствии с рекомендуемой производителем авто размерностью, но также и правильная регулировка колёс. Угол наклона колеса, называемый в народе сход-развал, влияет как на поперченную курсовую устойчивость надрессорной части кузова, так и на распределение нагрузки на подвеску, а также на равномерность износа покрышек.

Что такое схождение колёс

Схождение колёс — это угол, образованный между плоскостью, которая совпадает с траекторией движения автомобиля и осью вращения диска на ступице. При определении данного показателя используется понятие общего углового измерения, которое определяется как сумма отклонений двух колёс на одной оси: передней или задней. Данная предельная величина также определена инженерами автоконцерна и фиксируется в руководстве по эксплуатации авто.

Определение схождения колёс

Например, при нарушении позиционирования диска после ДТП или попадания транспортного средства в глубокую яму на дороге. Основные показания к обязательной проверке схождения и регулировке колёс приведены ниже:

  • Если водитель наблюдает, что подошвы его покрышек имеют износ не по всей поверхности, а только с одной из её сторон: с внешней или внутренней.
  • Напротив, при тяжёлых автомобилях, но неверном распределении нагрузки, идёт слишком быстрое истирание протекторов по всей поверхности контакта.
  • Также нарушение угла колеса не может не отразиться на повышенных ударных воздействиях на ступицу и подвеску, о чём сигнализирует вибрация руля в салоне, особенно на больших скоростях.
  • Если авто при движении по ровной дороге вне зависимости от динамики тянет в сторону, проблема может крыться либо в проколотой покрышке, либо в нарушении работы подвески, что требует обязательной проверки схождения задних колес, а не только передних.
  • Если транспортное средство раскачивается или ведёт себя неадекватно на высокой скорости (от 90 км/ч).
  • Также водителю следует знать, что в зимнее время некорректное схождение дисков на ступицах может легко привести к неожиданному заносу авто при обычном перестроении из ряда в ряд.

Углы установки передних колес на УАЗ «Патриот»

Для выполнения данной процедуры водители прибегают к следующему алгоритму выравнивания 3 основных параметра:

  • Мастер визуально определяет углы установки колес и нужна ли данная операция, либо причина проблемы кроется в чём-то другом. Для этого он при помощи линейки или штангенциркуля замеряет расстояние между краями обода сзади и спереди, а потом сравнивает полученные показатели между собой. Если они отличаются, то колёса имеют неверное схождение.
  • Далее при поднятом на подъёмнике авто специалист ослабляет контргайку на сопряжении передних колёс с рулевой тягой и начинает вращать специальный винт, периодически проверяя значение углов.
  • Для автомобилей УАЗ «Патриот» угол схождения должен составлять 0°22’±0°07 при эксплуатации снаряженного автомобиля и 0°15’±0°07′, если задействована вся допустимая масса. Схождение дисков во время замеров в идеале должно показывать 3 мм ± 0,9 мм и 2 мм ± 0,9 мм соответственно.

Регулировка схождения колес грузовых автомобилей

Для регулировки колёс на грузовиках применяется несколько иная методика определения и устранения проблемы в зависимости от марки, класса, размера и массы транспортного средства. Для наиболее востребованных отечественных моделей грузовых авто данная операция имеет следующие особенности:

  • Схождение колес на «Камазе». Для правильной регулировки схождения необходимо, чтобы грузовик стоял на ровной поверхности для проведения тех же замеров линейкой, что описаны выше, при корректно накачанных покрышках. Далее показатели фиксируются, а после 2…3 минут непрерывной спокойной езды автомобиля проводятся заново. Если результаты имеют расхождения, то авто нуждается в корректировке схождения.

Мастер снимает болты наконечников рулевой тяги и начинает регулировку винта до достижения нормативных показателей. По завершении процедуры гайки одеваются на своё место.

  • «Газель». Для определения верного позиционирования колёс автомобиль необходимо поставить на ровном асфальте и замерить внутреннее расстояние между закромами дисков на одной оси. Далее водитель аккуратно проезжает вперёд на несколько сантиметров, пока они не повернутся на 90 градусов, и повторяет процедуру. Различающиеся показатели означают нарушение схождения колёс, что требует регулировки.

Далее колёса необходимо вывесить на подъёмнике, ослабить винты рулевой тяги при помощи ключа на 17 и аккуратно вращать механизм до достижения требуемого угла наклона колеса, после чего собрать систему тем же способом.

  • ГАЗ 53 – достаточно старая модель автозавода, которая прекратила выпускаться ещё в 1993 году, но по сегодняшний день активно использующаяся для различных коммерческих целей в регионах страны.
  • После регулировки показатель углов установки передних колес для нагруженного до допустимой грузоподъёмности автомобиля не должен превышать 2°30’±0°30’, что считается допустимым отклонением.

Регулировка схождения на легковом автомобиле

Корректировка показателей схождения и развала с использованием специального оборудования

Опытный мастер может определить неверное схождение колёс при помощи линейки. Этим же инструментом он контролирует и отрегулированные детали на автомобиле. Данные показатели бывают не очень точными, что влияет на идеальный показатель схождения. Для лучшего контроля за выполненной процедурой эксперты рекомендуют использовать специальные приспособления, в частности:

  • Высокоточные ручные инструменты для определения расхождения колёс до и после поворота. Они могут представлять собой раздвижные линейки с обычной шкалой или электронным циферблатом, а также для подобных целей подойдёт глубиномер или обычный крупный высокоточный штангенциркуль.
  • На крупных станциях технического обслуживания применяются специальные стенды с бегущими роликами и тензорами для автоматического замера угла наклона каждого колеса. Водитель загоняет своё авто на полозья аппарата, после чего барабаны под колёсами приводятся в движение и начинается замер.
  • Самые распространённые в последние годы стенды для измерения схождения колёс – это оптические, лазерные и компьютерные устройства, которые в зависимости от потока клиентов стоят в каждом сервисном центре престижных марок авто. Данные устройства после установки на них того или иного авто анализируют положение колёс с участием механика или без него, и показатели отличаются от фактического положения менее чем на 0,01 %, что позволяет отрегулировать положение дисков практически идеально.

На что влияет схождение колёс

Если автолюбитель долгое время не обращает внимания или просто не замечает, что колёса на его транспортном средстве стоят под неверным углом, для него и его авто могут наступить следующие возможные неприятные последствия:

  • Проблемы с резиной, когда её неравномерный износ приведёт к образованию грыжи на боковой и фронтальной поверхности. При совсем запущенном состоянии резина может не выдержать нагрузки и лопнуть.

Лазерный контрольный стенд

  • Усиленная вибрация сильно расшатывает механизмы ступицы, рулевой тяги, оказывает непроектное воздействие на амортизаторы, шаровые опоры и прочие элементы ходовой части. Из-за этого может легко слететь наконечник, деформироваться стойка, потечь поршень, рассыпаться подшипник. Все эти последствия возникают из-за преждевременного износа деталей и требуют длительного и дорогостоящего ремонта, если вовремя не регулировать схождение дисков автомобиля.
  • Дискомфортные ощущения в салоне будут со временем лишь усиливаться. К вибрационным воздействиям могут добавиться частые ударные нагрузки, а также неприятный шумовой эффект. Все эти факторы снизят лёгкость управляемости транспортного средства, особенно в холодное время года или при движении по бездорожью, где минимальный коэффициент сцепления грунта с резиной могут вызвать занос авто.
  • Опрокидывание кузова на резком повороте, так как смещение центра тяжести в случае крена надрессорной части удерживается элементами подвески только при правильном позиционировании колёс. В противном случае точка опоры может выйти за пределы условного перпендикуляра, опущенного из временного центра тяжести автомобиля.

Регулировка схождения передних колес — это обязательная процедура. Проверка положения дисков на ступицах должна производиться каждый раз после ремонтных работ на подвеске или элементах рулевого управления, сезонной замены шин, а также при корректировке клиренса авто. Каждое ДТП или наезд на крупное препятствие могут вызвать дисбаланс системы. Это означает, что даже при отсутствии внешних признаков водителю следует чисто для профилактики проверить показатели схождения и развала своих колёс.

Читайте также:  Хорошие фильтры для машины
Adblock
detector