Меню

Разборка двигателя ваз 2131

Как разобрать двигатель Ваз 2121 Нива 2131

Разборка двигателя на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 подразумевает снятие всех навесных элементов и последующую разборку с целью замены вышедших из строя элементов. Для выполнения ремонтных работ потребуется стандартный набор инструментов. При наличие всего необходимого проделайте следующую последовательность действий:

  • Сняв двигатель с автомобиля, тщательно отмываем его от грязи.

  • Теперь необходимо снять кронштейн крепления редуктора переднего моста. Для этого ключом на семнадцать откручиваем три болта его крепления.
  • Далее снимаем левую опору силового агрегата вместе с подушкой. Для этого ключом на тринадцать откручиваем четыре гайки ее крепления.
  • Снимите сцепление и маховик.

  • Далее так же ключом на тринадцать откручиваем четыре гайки и снимаем правую опору силового агрегата.

  • Ключом на семнадцать откручиваем болты и снимаем кронштейн крепления генератора к блоку цилиндров.
  • Ослабьте стяжной хомут шланга отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла.

  • Снимите шланг с патрубка.
  • Далее торцовым ключом на десять откручиваем два болта крепления фланца отводящей трубки радиатора отопителя к корпусу насоса охлаждающей жидкости.

  • Снимаем отводящую трубку и расположенную на стыке уплотнительную прокладку.
  • Снимите насос охлаждающей жидкости ключом на тринадцать открутив три болта его крепления. Насос снимаем вместе с его уплотнительной прокладкой.
  • Снимите головку блока цилиндров в сборе с выпускным и впускным коллектором, а так же карбюратором или ресивером и топливной трубой.
  • Снимите маслоотделитель системы вентиляции картера.

  • Теперь нам необходимо снять держатель заднего сальника коленчатого вала. Для этого торцовой головкой на десять откручиваем шесть болтов его крепления к блоку, после чего небольшой плоской отверткой поддеваем его за специальные приливы, выполненные на корпусе.

  • Снимите держатель и его уплотнительную прокладку.
  • Далее снимаем крышку привода распределительного вала, после чего производим демонтаж цепи, звездочки привода распредвала, звездочки коленчатого вала, валик масляного насоса, башмак натяжителя цепи.
  • Снимите кронштейн крепления сливной трубки маслоотделителя системы вентиляции картера.
  • Выполните разборку шатунно-поршневой группы.
  • Произведите демонтаж коленчатого вала.

На этом ремонтные работы по разборке двигателя на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 завершены. Выполните необходимый ремонт и замену вышедших из строя элементов, после чего сборку проводим в обратной последовательности.

Ваз 2121 и 2131 Нива — как разобрать двигатель

14 октября 2013

После того, как двигатель снят с автомобиля Ваз 2121 и 2131 Лада Нива, можно приступать к его разборке с целью последующего ремонта, замены вышедших из строя элементов. Для выполнения ремонтных работ подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий:

  • Устанавливаем силовой агрегат на подходящие опоры и тщательно очищаем его от грязи, после чего продуваем сжатым воздухом.

  • Снимаем с блока двигателя кронштейн крепления редуктора переднего моста, отвернув болты его крепления.
  • Далее откручиваем четыре гайки крепления и снимаем кронштейн левой опоры двигателя.

  • Аналогично, отвернув гайки крепления, снимаем кронштейн правой опоры двигателя, вместе с самой опорой.

  • Снимите кронштейн крепления генератора, открутив три болта его крепления к блоку двигателя.
  • Ослабьте затяжку стяжного хомута крепления шланга отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла (на инжекторном) или блока подогрева карбюратора. Снимите шланг с патрубка.
Читайте также:  Двигатель briggs and stratton устройство

  • Открутите две гайки крепления фланца отводящей трубки от радиатора отопителя к корпусу водяного насоса. Снимите трубку и ее уплотнительную прокладку.
  • После чего откручиваем болты крепления водяного насоса и снимаем его с блока двигателя.
  • Снимите головку блока цилиндров. На карбюраторном двигателе вместе с самим карбюратором и впускным коллектором, а на инжекторном двигателе в сборе с впускной трубой и ресивером.
  • Снимите маслоотделитель системы вентиляции картера.

  • Откручиваем шесть болтов держателя заднего сальника коленчатого вала и снимаем его, поддев аккуратно плоской отверткой.

  • Вынимаем из пазов держателя сальники два болта крепления крышки сцепления.
  • Снимите уплотнительную прокладку держателя.
  • Произведите демонтаж и разборку шатунно-поршневой группы.
  • Снимите коленчатый вал.
  • Выполните проверку всех элементов и замену.

На этом ремонтные работы по разборке двигателя на автомобиле Ваз 2121 и 2131 Лада Нива завершены. Выполните необходимый ремонт, после чего сборку проведите в обратной последовательности.

Разборка и ремонт (переборка) двигателя

Перед разборкой очищаем двигатель от грязи.

Головкой «на 17» отворачиваем три болта крепления к блоку цилиндров кронштейна редуктора переднего моста.

. и снимаем кронштейн.

Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления к блоку цилиндров кронштейна левой опоры силового агрегата.

. и снимаем кронштейн в сборе с подушкой.

После снятия кронштейнов на их крепежные шпильки и резьбовые отверстия в блоке цилиндров монтируем плиту разборочного стенда и закрепляем двигатель на стенде. Снимаем сцепление (см. тут)

Снимаем маховик и крышку картера сцепления (см. тут).

Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления к блоку цилиндров кронштейна правой опоры силового агрегата.

. и снимаем кронштейн с подушкой.

Головкой «на 17» отворачиваем три болта крепления к блоку цилиндров кронштейна генератора.

. и снимаем кронштейн.

Круглогубцами ослабляем хомут крепления к патрубку отводящей трубки радиатора отопителя шланга отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла (двигатель ВАЗ-21214) или от блока подогрева карбюратора (ВАЗ-21213).

Снимаем шланг с патрубка отводящей трубки.

Головкой «на 10» отворачиваем две гайки крепления фланца отводящей трубки радиатора отопителя к корпусу насоса охлаждающей жидкости.

Отвернув гайку крепления кронштейна трубки к выпускному коллектору (см. тут).

. снимаем отводящую трубку радиатора отопителя и ее уплотнительную прокладку.

Головкой «на 13» отворачиваем три болта крепления насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров.

. и снимаем насос охлаждающей жидкости в сборе и его прокладку.

На впрысковом двигателе демонтируем головку блока цилиндров в сборе с ресивером, впускной трубой и выпускным коллектором (см. тут).

На карбюраторном двигателе головку блока цилиндров снимаем в сборе с карбюратором, впускной трубой и выпускным коллектором (см. тут).

Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера, поддон картера и масляный насос (см. соответствующие разделы).

Головкой «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала к блоку цилиндров.

Поддеваем отверткой за приливы держатель заднего сальника.

. и снимаем держатель в сборе с сальником.

Из пазов держателя сальника извлекаем два специальных болта (с квадратными головками) крепления крышки картера сцепления.

Снимаем прокладку держателя заднего сальника.

Снимаем крышку привода распределительного вала, демонтируем цепь, звездочку коленчатого вала, валик привода масляного насоса, башмак натяжителя цепи (см. соответствующие разделы).
Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления кронштейна сливной трубки маслоотделителя системы вентиляции картера двигателя.

Снимаем кронштейн.

Головкой «на 14» отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна (поршень при этом должен находиться в НМТ).

Постучав по боковым поверхностям крышки молотком с пластмассовым бойком.

. снимаем крышку шатуна.

Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки.

Опираясь на торцы стержней шатунных болтов, сдвигаем нижнюю головку шатуна с шатунной шейки коленчатого вала.

Упираясь деревянной рукояткой молотка в разъем нижней головки шатуна, проталкиваем поршень в цилиндр.

. и вынимаем поршень с шатуном из цилиндра.

Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатуна.

Аналогичным образом извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.

Зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замок верхнего компрессионного кольца.

. и снимаем верхнее компрессионное кольцо.

Таким же образом снимаем.

. нижнее компрессионное кольцо.

. два диска масляного кольца.

Снимаем расширитель маслосъемного кольца.

Для снятия поршня с шатуна.

. поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца.

. и извлекаем его из кольцевой канавки поршня.

Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо пальца.

Сдвинув поршневой палец.

. извлекаем его из отверстия в поршне.

Снимаем поршень с верхней головки шатуна.

Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то могут быть снова использованы. Поэтому при разборке помечаем детали, чтобы установить их в прежний цилиндр.

Головкой «на 17» отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала.

Снимаем крышку коренного подшипника.

Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника.

Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников.

Вынимаем коленчатый вал из блока цилиндров.

Вынимаем из проточек задней опоры блока цилиндров упорные полукольца.

Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.

После разборки двигателя тщательно промываем бензином и очищаем от нагара детали для проверки их технического состояния.

Для определения износа цилиндров.

. нутромером измеряем диаметр цилиндра в четырех поясах и двух плоскостях (параллельно и перпендикулярно оси коленчатого вала).

Схема измерения цилиндров: А и В — направления измерений; 1,2, 3 и 4 — номера поясов

Основные размеры блока цилиндров

Для определения износа юбки поршня.

. микрометром измеряем диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня.

Микрометром измеряем диаметры.

. шатунных шеек.

. и коренных шеек коленчатого вала.


Допустимые биения основных поверхностей коленчатого вала

Шейки коленчатого вала шлифуем до ближайшего ремонтного размера, если их износ или овальность больше 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.
(читайте также статью «Коленвал — шлифовка или ремонт»)

После шлифования шеек коленчатого вала.

. необходимо удалить заглушки масляных каналов.

. тщательно промыть каналы для удаления остатков абразива и продуть сжатым воздухом.
Шлифовку шеек коленчатого вала, удаление и установку новых заглушек проводим на СТО.

Собираем двигатель в обратной последовательности.

Устанавливаем новые вкладыши подшипников коленчатого вала номинального или ремонтного размера (после шлифовки шеек).

В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем верхние вкладыши коренных подшипников с проточками.

. а в третью опору — вкладыш без проточки на внутренней поверхности (такой же, как в крышках коренных подшипников).

Смазываем вкладыши коренных подшипников моторным маслом и укладываем коленчатый вал в опоры.

Вставляем в проточки пятой опоры упорные полукольца, смазанные моторным маслом.

С передней стороны пятой опоры устанавливаем сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными на их наружной поверхности (счет ведется со стороны привода распределительного вала).

При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.

Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников предписанным моментом (см. тут).

Поршни к цилиндрам подбираются по классам.


Маркировка размерного класса цилиндров на блоке

Класс диаметра цилиндра, обозначаемый буквами, клеймится на нижней плоскости блока цилиндров (плоскость крепления поддона картера).

Классы диаметров юбки поршня, и отверстия под поршневой палец маркируются на его днище.

Стрелка на днище поршня при установке его в цилиндр должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.

При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня или шатуна с усилием руки и не выпадал из них при вертикальном положении пальца.

Для проверки зазора в замке поршневого кольца вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем кольцо днищем поршня.

Набором плоских щупов проверяем зазор в замке поршневого кольца.

Смазываем моторным маслом канавки на поршнях.

Устанавливаем на поршни кольца.

Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой («скребком») вниз.

Если на кольце около замка нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», то кольцо устанавливаем меткой вверх.
Кольца должны проворачиваться в канавках свободно без заеданий.

Располагаем кольца следующим образом:

замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого кольца;
замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180° к оси замка верхнего кольца;
замок маслосъемного кольца — под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца (стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку).

Перед установкой деталей ШПГ смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.

Перед установкой поршня в цилиндр надеваем на поршень регулируемую оправку.

. и, стягивая оправку, сжимаем поршневые кольца.

Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр.

Упираясь рукояткой молотка в днище поршня, проталкиваем его в цилиндр.

При установке крышки шатуна номер на шатуне и крышке должен совпадать и располагаться с одной стороны шатуна.

Гайки крепления шатуна затягиваем предписанным моментом (см. тут).

Дальнейшую сборку проводим в последовательности обратной разборке.

Уплотнительные прокладки и сальники заменяем новыми.

При установке маховика ориентируем его так, чтобы установочная (конусная лунка), расположенная на задней плоскости маховика рядом с зубчатым венцом, располагалась напротив шатунной шейки четвертого цилиндра.

Видео

Adblock
detector