Меню

Расстояние от подвижных частей машин

Габариты приближения строений и подвижного состава

Все сооружения и устройства (светофоры, опоры контактной сети, столбы осветительных линий, пассажирские и грузовые устройства, служебные здания и др.) должны быть построены и размещены на таком расстоянии от железнодорожного пути, чтобы обеспечивалось свободное и безопасное следование подвижного состава с учетом допускаемых наибольших скоростей. Расположение указанных сооружений и устройств по отношению к путям, а также расстояния между соседними путями определяется установленными государственным стандартом габаритами приближения строений (С и Сп) и габаритом подвижного состава.

Габарит приближения строений — это предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, кроме подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы и различное оборудование. Исключёние могут составлять лишь части устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем положении, подвагонные толкатели на сортировочных горках, контактные провода с деталями крепления и др.). Однако при этом положение указанных устройств и сооружений во внутригабаритном пространстве должно быть увязано с частями подвижного состава, с которыми они могут взаимодействовать, но без касания с другими элементами.

Сооружения и устройства общей сети железных дорог с колеей 1520 мм и подъездных путей с этой же колеей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий должны удовлетворять требованиям габарита С(рис.1.2)

Размеры габарита приближения строений по горизонтали измеряются от оси пути, а по вертикали — на уровне верха головок рельсов снаружи колеи и на высоте 50 мм над уровнем головок рельсов внутри колеи.

Левую часть габарита С применяют на станциях, правую — на перегонах.

Наименьшее расстояние от оси пути в габарите С составляет 3,1 м. Оно учитывает необходимость создания возможностей для работы путевых машин с выносными крыльями типа снегоотчистителей-стругов и т.п.

Этим же размером определяются требования к расположению заборов вдоль пути, опор контактной сети, воздушных линий связи и СЦБ, путепроводов. Кроме того, требуется, чтобы фундаменты зданий, опор, кабели и другие не относящиеся к пути сооружения на перегонах располагались не ближе 2,9 м от оси пути по горизонтали и не ближе 1 м от уровня головок рельсов по вертикали.

Очертание нижней части габарита С на станциях учитывает необходимость размещения высоких пассажирских платформ (для удобства посадки и высадки) на уровне 1100 мм в непосредственной близости от уровня пола пассажирских вагонов и низких платформ на уровне 150-200 мм. Соответственно, горизонтальные расстояния от оси пути составляют до высоких платформ 1920 мм, до низких —1745 мм.

Рис. 1.2. Габарит приближения строений С

Габарит подвижного состава — это предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должны помещаться как груженый, так и порожний подвижной составы, установленные на прямом горизонтальном пути.

Основными габаритами подвижного состава являются габарит 1-Т (рис. 1.3) и габарит Т. Габарит 1-Т для подвижного состава, допускаемого к обращению по всей сети железных дорог, по ширине (3400 мм) и высоте (5300 мм) меньше аналогичных размеров габарита приближения строений С (ширина 4900 мм, высота — от 6250 до 6900 мм). Габарит Т для подвижного состава, допускаемого к обращению по отдельным участкам реконструированных линий, имеет ширину, увеличенную до 3700 мм, но также удовлетворяющую с запасом требования габарита С.

Читайте также:  Схема подключения двигателей с термоконтактами

Рис. 1.3. Габарит подвижного состава 1-Т:

•••• — только для сигнальных устройств; –•–•–• — для выступающих

частей (поручней, подлокотников, козырьков для стока воды и др.)

Рис. 1.4. Совмещенные габариты приближения строений и подвижного состава.

Пространство между габаритами приближения строений и подвижного состава, иначе междугабаритное пространство (рис. 1.4.), необходимо для того, чтобы в его пределах вполне безопасно для сооружений и устройств могли происходить различные смещения подвижного состава, вызываемые возможными отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также боковыми колебаниями и наклонами подвижного состава на рессорах.

Кроме габаритов 1-Т и Т, существуют более низкие по высоте и узкие по ширине габариты подвижного состава (0-Т, 01-Т, 02-Т и ОЗ-Т), пред- назначенные для обращения поездов как на сети отечественных железных дорог с широкой колеей (1520, 1524 мм), так и на дорогах других стран с нормальной (1435 мм) колеей. Для перспективного подвижного состава, в том числе с повешенной погонной нагрузкой, введены дополнительные габариты: Тпр — для всех типов грузовых вагонов и Тц —для восьмиосных цистерн. Эти габариты являются промежуточными между Т с шириной 3750 мм и 1-Т с шириной 3400 мм.

Гaбapит погрузки — предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.

Грузы, которые выходят за пределы габарита погрузки на прямом горизонтальном пути, а также в кривых участках пути, превышающие геометрический вынос расчетного вагона длиной 24 м с базой 17 м, называются негабаритными.

В связи с этим в зависимости от высоты над уровнем головок рельсов, на которой груз выходит за габариты погрузки, установлены 3 зоны негабаритности (рис. 1.10):

нижняя — при выходе груза за габариты в пределах высоты от 380 до 1230 мм и от 1230 до 1400 мм от верха головки рельса,

боковая — на высоте от 1400 до 4000 мм,

верхняя — на высоте от 4000 до 5300 мм.

Для более точного определения условий пропуска грузов на двухпутных линиях введена также условная зона совместной боковой и верхней негабаритности на высоте 4000-4603 мм.

В зависимости от величины выхода за габарит погрузки для верхней негабаритности установлены три степени, а для боковой и нижней — шесть степеней негабаритности.

Грузы, выходящие за пределы негабаритности, а также за габарит погрузки на высоте 5300 мм, называются сверхгабаритными.

Транспортировка грузов, имеющих нижнюю негабаритность 3 – 6 й степеней, боковую 4 – 6 й степеней, верхнюю 3-й степени, а также сверхгабаритных и всех грузов, перевозимых на транспортерах, осуществляется по согласованию с железными дорогами России и сопровождается специальным работником дистанции пути. На перевозку каждого негабаритного груза на линию дается телеграмма, извещающая все причастные службы о его транспортировке.

Читайте также:  Схема ремонтного участка автомобиля

Во взаимосвязи с габаритом приближения строений установлено наименьшее расстояние между осями смежных путей двухпутных линий на перегонах на прямых участках — 4100 мм.

На трех- и четырехпутных линиях расстояние между осями второго и третьего путей должно быть не менее 5000 мм.

Увеличение междупутья обусловлено необходимостью повышения безопасности при производстве путевых работ.

Расстояние между осями второго и пристраиваемого нового третьего пути должно быть не менее 8000 мм, а на скоростных участках со скоростями движения поездов 141-200 км/ч оно должно составлять 10 000 мм.

На станциях через каждые 7-8 путей должны предусматриваться уширенные не менее чем до 6500 мм междупутья, в которых следует разместить все устройства, препятствующие работе путевых машин по текущему содержанию и ремонтам пути (опоры, мачты, столбы и др.). На существующих станциях допускается установка опор, столбов и промежуточных мачт в междупутья шириной менее 6500 мм. При этом расстояние между осями пути и краем столбов, опор, мачт должно быть не менее 2450 мм.

Расстояние от оси крайнего пути до края опор, столбов, мачт на перегонах и станциях должно обеспечивать возможности для работы снегоочистителя и других путевых машин и составлять не менее 3100 мм.

В кривых участках пути для безопасного следования встречных поездов устраивают габаритное уширение междупутья, размер которого зависит от радиусов круговых кривых и от возвышения наружного рельса, а так же от соотношений между возвышениями соседних путей.

Граница опасной зоны в строительстве

На каждом объекте от выполняемых работ на территории участка строительства обязательно должно иметься ограждение границы опасной зоны для защиты рабочего персонала и людей, не задействованных при производстве работ, от действия опасных факторов. В зависимости от наличия или отсутствия подъемных сооружений (кранов, подъемников, трубоукладчиков и др.), работающих машин и механизмов (экскаватор, самосвал, копровая установка, вибропогружатель, бетононасос, асфальтоукладчик, каток, бульдозер и др.), высоты строящегося здания и/или глубины разрабатываемых грунтов различают следующие границы опасной зоны:

  • от высоты падения материалов, оборудования, инструментов и других предметов и их отлета;
  • от движущихся частей машин и механизмов;
  • от перемещаемого краном, краном-манипулятором, трубоукладчиком или другими ПС груза и его отлета;
  • от проводимых испытаний (гидравлические, пневматические испытания трубопроводов);
  • до перепадов высот (траншеи, котлованы, этажи зданий).

к оглавлению ↑

Граница опасной зоны от падения предметов со зданий и сооружений

Вблизи строящегося здания граница опасной зоны обозначается в виде стационарного ограждения (при выполнении строительно-монтажных и демонтажных работ на территории городской застройки) или временного ограждения (на действующем предприятии когда проводятся краткосрочные работы, при возведении объекта на пустой площадке).В обязательном порядке при строительстве вблизи строящихся зданий и сооружений необходимо в ППР отразить границу опасной зоны от падения предметов, материалов, конструкций с них. В соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 определяется расстоянием отлета предмета (груза, конструкции и др.) от стены здания или сооружения — X (показано на рисунке ниже) плюс максимальный габаритный размер предмета — Lгруза.

Граница опасной зоны от работы подъемников и вышек

Тот же принцип действует и для подъемников, вышек, в которых перемещаются грузы, инструменты на высоту. В таком случае расстояние до границы опасной зоны берется от края люльки, площадки подъемника, но принимается минимально равным 5 м, так как от работающих механизмов расстояние принимается равным не менее 5 м.

Читайте также:  Диагностика автомобиля мицубиси галант

Вначале в ППР на работу подъемников определяется необходимый для производства работ рабочий радиус поворота люльки, а затем от него откладывается рассчитанное расстояние Rо.з. Для вышек и строительных подъемников, находящихся стационарно такое расстояние принимается от их края и описывается вокруг. Все рассчитанные границы ОЗ переносятся на участок проведения работ после установки ПС. Для исключения ошибок ограждение опасной зоны необходимо установить на небольшом отдалении от Rо.з.

Высота возможного падения предмета (груза) принимается от площадки установки подъемника, вышки до верха перил люльки или площадки, а при установке какого-либо оборудования — до его низа.

Граница опасной зоны при работе крана, трубоукладчика и др.

При производстве работ с применением подъемных сооружений (кранов, трубоукладчиков, кран-манипуляторов и др.) возникает опасность от падения грузов во время их перемещения. От оси перемещаемого груза (крюка) при производстве работ устанавливается граница опасной зоны определяемая по следующей формуле:

Rо.з. = Lгруза + Bгруза/2 + X, где:

  • Lгруза и Bгруза — горизонтальная проекция минимального габарита груза при перемещении его ПС;
  • Lгруза и Bгруза — максимальный габарит груза при перемещении его ПС;
  • X — минимальное расстояние отлета перемещаемого груза, определяемое в соответствии с таблицей:
Высота возможного падения груза, м

(H)

Минимальное расстояние отлета перемещаемого (падающего) груза в случае его падения при перемещении ПС, м

(Х)

До 10 4
До 20 7
До 70 10
До 120 15
До 200 20
До 300 25
До 450 30

Примечание. При промежуточных значениях расстояние X определять интерполяцией по формуле:

X = X1+(X2-X1)*(H-H1)/(H2-H1), где:
— Х1 — предыдущее значение отлета груза;
— Х2 — следующее значение отлета груза;
— Н — требуемая высота для расчета;
— Н1 — предыдущее значение высоты перемещаемого груза;
— Н2 — следующее значение высоты перемещаемого груза.
К примеру, при перемещении груза на высоте H = 14 м, расстояние отлета будет равняться:
X = 4+(7-4)*(14-10)/(20-10) = 5,2 м.

Граница опасной зоны вблизи движущихся машин и механизмов

На объекте строительства от задействованных оборудования, машин и механизмов выделяется граница опасной зоны равная 5 м от подвижных рабочих органов оборудования машин и механизмов (п. Г.4 СНиП 12-03-2001). Другие повышающие требования могут быть прописаны в руководстве по эксплуатации или паспорте. Данная граница может располагаться как внутри, так и выделяться за границей отлета предмета, груза со здания, при работе кранов, подъемников и др.

Как ограничить границу опасной зоны?

На участке строительства при стесненных условиях возможно ограничение границы опасной зоны от возникающих опасных факторов путем ограничения работы машин и механизмов, установкой дополнительных ограждений и др.:

  • При размещении стреловых и башенных кранов, кран-манипуляторов необходимо принудительно ограничить угол поворота стрелы крана установкой ограничителей поворота стрелы.
  • При работах на высоте с лесов, на верхних уровнях зданий и сооружений установить защитные сетки, дополнительные ограждения, которые предотвращают отлет груза, инструмента и других предметов за ее пределы.
Adblock
detector