ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ТЕХНИЧЕСКИХ ОБСЛУЖИВАНИЙ И ТЕКУЩИХ РЕМОНТОВ
Для определения годовой программы по ТО и ТР необходимо определить количество ТО и ТР на один автомобиль за цикл. Этот расчет выполняется следующим методом:
где Nкрц — количество капитальных ремонтов одного автомобиля за цикл;
ΝТО-2Ц — количество ТО-2 одного автомобиля за цикл;
ΝТО-1Ц — количество ТО-1 одного автомобиля за цикл;
NЕОЦ — количество ежедневных обслуживании (ЕО) одного автомобиля за цикл.
Так как пробег автомобиля за цикл больше, чем пробег за год, а производственная программа предприятия обычно рассчитывается на год, то необходимо сделать соответствующий перерасчет. Для этого определяют коэффициент перехода от цикла к году ηΓ, представляющий отношение пробега автомобиля за год к пробегу его за цикл:
где LГ — пробег автомобиля за год, км;
alphaТ — коэффициент технической готовности парка;
Lсс — среднесуточный пробег автомобиля, км;
Дрг — дни работы ПАТ в году.
Формула для определения коэффициента технической готовности:
где dТОиР — норматив простоя автомобилей во всех видах ТО и ТР, дн/1000 км;
Дк — количество дней простоя автомобиля в капитальном ремонте.
Значения dТОиР, Дк и к4 приведены в Положениях о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
На основании полученного значения определяется количество ТО и ремонтов, приходящихся на один автомобиль в год, по формулам:
Количество технических обслуживании и ремонтов в год для всех автомобилей данной марки:
Суточная программа ТО и КР по парку автомобилей:
Раздельно по видам обслуживания это составит:
Полученные данные о количестве ТО можно представить в виде таблицы 4.2.
Таблица 4.2 Программа по техническому обслуживанию автомобилей
Марка автомобилей в группе | Вид обслуживания | Количество обслуживаний за | цикл | год | сутки |
Второе техническое обслуживание | ||
Первое техническое обслуживание | ||
Ежедневное обслуживание |
4.1.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ
Годовая трудоемкость работ по видам ТО и ремонту определяется умножением годового количества ТО на норму трудоемкости [46, 59, 63, 65].
Трудоемкость ТО и ТР зависит не только от типа автомобиля, условий эксплуатации и организации обслуживания, но и от ряда не рассмотренных на этот момент факторов, например, сезонность или степень механизации выполняемых работ. Поэтому необходимо произвести дополнительную корректировку норматива трудоемкости.
Трудоемкость дополнительных работ сезонного ТО по отношению к трудоемкости ТО-2 составляет 50 % — для Крайнего Севера, 30 % — для зоны холодного климата и 20 % — для прочих условий.
Годовой объем работ по каждому виду ТО определяется умножением количества ТО на соответствующую скорректированную (принятую к расчету) трудоемкость:
где tТО-1, tTО-2, tEО, tСО — принятые к расчету трудоемкости первого, второго, ежедневного и сезонного технического обслуживания, челчас (скорректированные значения), см. табл. 4.3.
Таблица 4.3 Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего
РЕМОНТА
Наименование | Норматив для базового автомобиля, чел-час | Коэффициенты корректирования | Значение скорректированного норматива трудоемкости, чел-час |
Трудоемкость второго технического обслуживания | | К2К5 | |
Трудоемкость первого технического обслуживания | | К2К5 | |
Трудоемкость ежедневного обслуживания | | К2КМ | |
Трудоемкость текущего ремонта | | К1 К2 КЗ К4 К5 | |
Трудоемкость сезонного обслуживания | |
Примечание:t H EО, t H TО-1,t H TО-2, t H TP — нормативные значения трудоемкостей работ ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР соответственно; км — коэффициент механизации работ ЕО. Данные по корректировочным коэффициентам и значениям нормативов трудоемкостей приведены [46, 54].
Объем работ по ТР определяется по удельной трудоемкости ТР на 1000 км пробега автомобиля по формуле:
где tTP — принятая к расчету трудоемкость текущего ремонта на 1000 км пробега автомобиля, чел-час.
Общий объем работ по ТО и ТР определяется по формуле:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ
РАБОТ И РАБОТ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ
СЕРВИСНОГО УЧАСТКА
Распределение объемов работ ТО и ТР производится по месту их выполнения по технологическим и организационным призна-
кам. ТО и ТР выполняются на постах и производственных участках. Рекомендации по процентному распределению данных видов работ содержатся в ОНТП-01-91 или [17, 54, 65].
Расчет количества ТО и ремонтов автомобилей
Количество капитальных ремонтов:
где Пз = 0,9 – поправочный к-т к пробегу до КР (для холодного климатического района).
Таблица 5. — Коэффициенты охвата автомобилей капитальным ремонтом (ηк).
Марка | Камаз-5320 | ЗИЛ-130 | ЗИЛ-554 | ГАЗ-53А | ГАЗ-53Б | ГАЗ-52 |
ηк | 0,10 | 0,11 | 0,13 | 0,13 | 0,14 | 0,13 |
При получении дробных значений от 0,85 и выше их округляют в большую сторону, а значения менее 0,85 отбрасывают.
Плановое количество текущих ремонтов для автомобилей не определяется. Ремонт проводится по потребности.
Количество технических обслуживаний:
где Lг – плановый годовой пробег на один автомобиль, км (из задания);
L2 = 10000 км – периодичность проведения ТО-2 для грузовых автомобилей;
L1 = 2500 км — периодичность проведения ТО-1;
Пп = 0,9 — поправочный к-т к периодичности ТО.
При получении дробных значений количества ТО дробную часть отбрасывают.
Результаты расчетов количества ТО и ремонтов сводят в таблицу 6 «План ТО и ремонта машин».
1.2. Расчет трудоемкости ТО и ремонтов машин. [4]
Целью планирования ремонтов и технических обслуживаний машин является определение суммарной годовой трудоемкости этих работ.
Суммарная трудоемкость определяется по трудоемкости одного ТО или ремонта или по удельной трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов, отнесенной к 1000 у. э.га, 1000 мото-ч, 1000 км пробега или на один год эксплуатации машины.
Расчет трудоемкости ТО и ремонтов тракторов
Суммарная трудоемкость капитальных ремонтов определяется по трудоемкости
Таблица 6. — План ТО и ремонта машин
Трактор
Автомобиль
Комбайн