Как отремонтировать машинку на радиоуправлении? Подробная инструкция от нашего папы-электрика
Что приносит мужчине радость отцовства?
Помимо бессонных ночей, подгузников, пелёнок-распашонок, первых улыбок, шагов, слов, начинаешь замечать счастливые моменты в любых мелочах. Но есть ещё один бонус ‑ папа наконец-то может поиграться теми игрушками, которые всегда хотел, но раньше не находил повода.
Недавно Мише исполнился год и при выборе подарка ко дню рождения наш папа задумал купить игрушечную машинку на радиоуправлении. По опыту друзей-родителей мы заметили, что маленькие дети часто не выражают интереса к машинкам, не просто так на их упаковках пишут минимальный возраст детей от 3 лет.
Изначально муж хотел купить себе грузовик ГАЗ 66 – он аккумуляторный, полный привод, металлическая рама и надежная подвеска, рассчитанная на перевозку небольших грузов, таким можно играть на улице ‑ настоящий вездеход. В России в продаже таких не нашлось, покупать с «братского» Алиэкспресса в эпоху пандемии мы не решились, а с учетом опыта обращения Миши с игрушками решили взять машинку попроще, неизвестно сколько падений переживёт хорошая машинка, а к её покупке в более старшем возрасте уже можно научить правильно относиться к вещам.
При выборе машинки было несколько ограничений: высокий клиренс, чтобы не застревать пузом на ковре, плюс чтобы не разориться на батарейках машинка должна быть аккумуляторной . На сайте одного из российских онлайн-ритейлеров попался вроде бы подходящий вариант ‑ джип на радиоуправлении с аккумулятором, который мы сразу заказали.
Сюрпризы начались уже при распаковке:
- во-первых, машина оказалась меньше, чем мы ожидали, это важный факт при заказе в интернете вещей ‑ надо визуально четко представлять себе их размеры, мы на эту ловушку попадаемся уже не в первый раз;
- во-вторых, в комплекте не было инструкции, аккумуляторы были в форм-факторе батарейки и папа решил, что они для пульта радиоуправления, а внутри автомобиля уже есть встроенный аккумулятор. Естественно при нажатии кнопок на пульте светодиод светился, но машинка не ехала, пришлось разобрать. Оказалось, что аккумуляторы в комплекте должны устанавливаться внутрь машинки, для этого можно снять пластиковый кузов, в пульт потребовались другие батарейки, что было ожидаемо, но информации о том, как снять кузов и, что аккумуляторы нужно установить внутрь самой машины, не было написано даже на английском языке на коробке;
На этом этапе можно было упаковать машинку назад в коробку и сдать обратно в магазин, но папа заявил: «я у мамы инженер», и пошел разбираться.)
Игрушку пришлось разобрать до печатных плат.
На платах внутри пульта и машинки были обнаружены подстроечные индуктивности регулировки (белые квадратики с черными цилиндрами внутри) для частоты контура радиопередатчика.
Пришлось взять тонкую отвертку, желательно использовать пластиковую, и аккуратно покрутить сердечник в катушке на плате машинки.
Перед тем, как крутить, необходимо отметить изначальное положение сердечника маркером, а машинку установить на какой-нибудь предмет, чтобы колеса вращались в воздухе.
Подавая сигнал движения вперед с пульта нужно плавно крутить сердечник влево-вправо максимум на один оборот.
Если колеса начали крутиться, расстояние между антенной и машиной следует увеличить и повторить операцию. Если отвертка металлическая – она вносит ошибку (влияет на индуктивность), поэтому надо повторить операцию настройки несколько раз, добиваясь максимальной дальности.
После достижения максимального расстояния при настройке сердечника на машинке, необходимо так же подстроить катушку на плате пульта. После выполнения всех операций рекомендуется зафиксировать положение сердечников клеем или герметиком, иначе настройку придется выполнять после каждого падения.
Кстати, можно попробовать начать настройку с платы пульта, и если повезет, на этом настройка и закончится.
Уже во время эксплуатации всплыла еще одна проблема – управлять таким пультом практически невозможно : скорость не регулируется, только направление вперед-назад, поэтому приходится давать газу по чуть-чуть, чтобы успевать хоть как то менять направления.
Повороты машинке тоже даются тяжело, маневрировать сложно, нажатие на кнопку поворота выворачивает колеса на максимум, повернуть на небольшой угол таким образом тоже не получится, только коротким нажатием на кнопку поворота можно попробовать объехать препятствие.
Таким образом, папа остался разочарован машинкой, но доволен собой, ведь заставил работать не работающую игрушку, и греет душу мечтами о ГАЗ-66.
Мишу в День его рождения машинка и без радиоуправления зацепила, можно брать ее в руки, катать вокруг себя, и радоваться. И это главное.
Приходилось ли Вам ремонтировать детские игрушки?
Доработка бюджетной радиоуправляемой машинки
Когда все ходит ходуном
Не очень приятно лицезреть, как некоторые узлы страдают от технологических допусков. Где то болтаются оси, люфтят рычаги подвески. или рулевая рейка позволяет колесам смотреть в противоположные стороны. Ничего хорошего тут нет, люфт надо устранять — подложил шайбу нужного диаметра, толщины и готово! Вот только где же взять такую шайбу, чтобы и диаметр был нужный, да еще и с толщиной повезло !?
Т.к модель у меня бюджетная — ее технология изготовления не отличается высокой точночтью. Как следствие есть значительные люфты (на фото выше показаны красным) в следующих узлах :
1.
Очень сильно ходят все колеса в ступицах. Стандартные бронзовые втулки были заменены на подшипники (по два в каждой ступице) , но это лишь сделало вращение более гладким и легким, люфт остался.
2. Рулевой механизм вообще живет своей жизнью — крепление осей рулевой рейки изготовлены с таким запасом, что передние колеса смотрят в разные стороны. В итоге «руль» имеет мертвую зону около 10% от максимального угла выворота. Представьте что Вы управляете настоящим автомобилем — едете по прямой , но Вам нужно повернуть. Вы поворачиваете руль. поворачиваете. а реакции никакой! И только после того, как вы на больший градус отклонили руль — автомобиль как то прореагировал на Ваши действия и начал входить в поворот. А на все это уходит время — возможно в экстримальной ситуации Вы бы уже лежали на крыше. С моделью точно так же, только жертвы не так страшны :)) но тем не мение лучше устранить эту неточность управления.
3. К проблеме номер два, добавляется иеще и значительный люфт нижних рычагов передней подвески. О точности управления говорить не приходится. пока что.
И так, вопрос — как устранить все эти проблемы. Ясно и понятно, что надо что то одеть на эти оси. Что то, что устранит излишний ход деталей, будет соответствовать по внутреннему и по внешнему диамеетру, еще и нужной толщины, и при этом механизм не должен превратится из хлябающего в непроворачиваемый. т.е не должен клинить.
Возможные варианты:
1. Металлические шайбы. Но они слижком сложны в обработке. Займет много времени. Металлическую шайбу небольшой толщины найти очень проблематично.
2. Деревянные . 🙂 ну это так — посмеяться 🙂
3. И наконец пластиковые шайбы. Пластик удобен в обработке. Возможность просверлить отверстие нужного диаметра. Возможность подогнать толщину методом шлифовки.
Я думаю что оптимальным будет остановить выбор на пластике. Осталось только найти подходящее сырье с целью последующей обработки. Вот тоже проблема. Но она решилась достаточно быстро.
Кто когда — нибуть играл или играет на гитаре — знает , что есть такая штучка, как медиатор. Пластиковая пластинка, может быть разной толщины, пластик может быть как мягкий , так и твердый.. Продаются они в любом музыкальном магазине. К стати стоит отметить что медиаторы бывают еще и металические.
Таким образом при выборе гитарного медиатора как сырья — мы получаем все нужные свойства! Сразу! Осталось только сделать саму шайбу из медиатора. Как это делается :
1. Берем медиатор приблизительно нужной толщины и нужной жесткости. И делем в нем отверстие нужного диаметра. Не забываем оставить место по краям — лучше сверлить в центре, а не с краю, иначе рискуем получить шайбу со смещенным центровым отверстием.
2. Обычными ножницами вырезаем приблизительный контур нашей шайбы.
3. Полученую заготовку насаживаем на сверло. Так ее удобнее обрабатывать напильником.
4. Соблюдая окружность — стачиваем шайбу до нужного диаметра. Далее следует серия примерок — из которых видно, нужно ли корректировать толщину шайбы.
5. Если необходимо уменьшить толщину — то на широком напильнике можно сточить сотые и десятые доли миллиметра. Ну а если же толщину нужно увиличить — то нужно было брать медиатор потолще.
После подгонки и устанвки шайбы на ее место, необходимо убедиться , что механизм не клинит, не закусывает в каких — нибуть положениях. Если все работает плавно и не елозит, как раньше — значит можно смело приступать к боевым испытаниям!
Как результат модернизации — все люфты исчезли. Рычаги передней подвески встали на свое место. Колеса в ступицах держатся уверенно. Конечно, со всем этим пришлось повозиться — т.к толщина устраняемых зазоров везде разная, и очень много времени отнимает подгонка шайбы по толщине. Но за то все работает плавно и не закусывает. Но уже без таких обильных колибаний как раньше :))
Вот такой не хитрый способ вполне может добавить точности работы механизмам Вашей модели. Опробовано это все на автомобильной модели, но я думаю что этот способ поможет и летчикам, и лодочникам и всем всем всем 🙂
Глюк управления
#1 maks
- Город: Москва
Автомонстры, подскажите, в чем может быть проблема.
Машинка багги ДВС. Покатался по снегу, после чего она стала странно реагировать на сигланы серворуля, а точнее почти не реагирует: сама газует и хреново поворачивает. С постоянным газом еще можно смириться благо есть тормоза, но она теперь сама рулит. Если включить серворуль и включить питание на машине, то она сама начинает поворачивать колеса с неопределенной периодичностью (на серворуль кое как реагирует), но где-то через 10 сек в конце концов поворачивает колеса налево и умирает, т.е. ни на что не реагирует. После ВЫКЛ/ВКЛ питания на машине все опять повторяется. Батарейки менял — новые стоят. Приемник в машине был сухой. Где искать проблему?
#2 DuBro
- Пол: Мужчина
- Город: Вильнюс, Литва
Автомонстры, подскажите, в чем может быть проблема.
Машинка багги ДВС. Покатался по снегу, после чего она стала странно реагировать на сигланы серворуля, а точнее почти не реагирует: сама газует и хреново поворачивает. С постоянным газом еще можно смириться благо есть тормоза, но она теперь сама рулит. Если включить серворуль и включить питание на машине, то она сама начинает поворачивать колеса с неопределенной периодичностью (на серворуль кое как реагирует), но где-то через 10 сек в конце концов поворачивает колеса налево и умирает, т.е. ни на что не реагирует. После ВЫКЛ/ВКЛ питания на машине все опять повторяется. Батарейки менял — новые стоят. Приемник в машине был сухой. Где искать проблему?
#3 Toxik
- Город: Иркутская обл. гАнгарск
Вопрос , а какие аккумуляторы на передатчике и приемнике? Если металгидрид, то это тоже может быть.
Добавлюсь к Сергею, так же причиной может послужить влага. Приемник можно в пакетик , а можно и резиновый шарик. Герметизацию машинок делаю проще, все крышки на по плоскости разъема и ось вала машинки смазываю простым «дедовским» солидолом. У него высокая влагостойкость, плюс еще в том что при любом ремонте р/машинки её легко разобрать. Все это проверено на судо моделях.
Всем пока, пока, пока.
#4 maks
- Город: Москва
Занеси машину в теплое помещение, дай ей прогрется до температуры помещения и включи. Посмотри, что происходит с сервоприводами.
Машина уже 2 недели сушится (даже феном сушил). Хотя надо заметить, что вести себя она стала более менее адекватно первые 2 минуты. После того как покрутить руль, она опять начинает саомостоятельно рулить и выключается.
Если вода попала в сервоприводы, тогда придется их разбирать, сушить.
Крышки сервоприводов для зимних гонок рекомендуют сажать либо на прокладки, либо на герметик. Чтобы вода не попадала.
Спасибо за советы. Седня наверное придется прикончить машинку своими кривыми ручками. После каждой моей покатушки машинку сдавали в ремонт : то в столб въехал и разбил и погнул переднюю подвеску, тепер заглючил передачик
#5 Dmitriy
- Пол: Мужчина
- Город: С-Петербург
Т.к. я впервый раз сомостятельно заглючил машинку, то я не в курсе что такое сервопривод. Это двигатель который управляет дейсвиями машины (вправо-влево, газ-торомоз)? Я смотрел, вроде крышек там и нет.
#6 Den45
Активный участник форума
- Город: Omsk
И еще можно протереть плату электроники спиртом (тонким тонким слоем ), потому как вода обычно с разными примесями, соли там всякие и прочее. Поэтому кисточку, спирт . Только внутрь не стоит принимать в процессе Да, спирт лучше медицинский, безопаснее
У меня было такое, модель вся в снегу, занес, все оттаяло, приемник перестал работать, разобрал, протер — уже год работает. И еще совет, если при катании модель намокла (ну появилось подозрение что в приемник или еще куда попала влага) лучше сразу отключить питание, и не просто выключателем, проще сразу снять разьем с батареи (особенно в электричках, там выключатель полностью не обесточивает устройства). Или зимой, сам снег не очень страшен, пока он не растаит, поэтому при заносе модели в тепло лучше отключить батарею.
#7 DuBro
- Пол: Мужчина
- Город: Вильнюс, Литва
Т.к. я впервый раз сомостятельно заглючил машинку, то я не в курсе что такое сервопривод. Это двигатель который управляет дейсвиями машины (вправо-влево, газ-торомоз)? Я смотрел, вроде крышек там и нет.
Крышки сервоприводов для зимних гонок рекомендуют сажать либо на прокладки, либо на герметик. Чтобы вода не попадала.
Спасибо за советы. Седня наверное придется прикончить машинку своими кривыми ручками. После каждой моей покатушки машинку сдавали в ремонт : то в столб въехал и разбил и погнул переднюю подвеску, тепер заглючил передачик
Так-с. Тогда начнем по-порядку. Что у тебя за модель ? Что было
написано на коробке ? Киошо, Тамийя, Карсон или там еще что ?
Нужно название производителя и самой модели.
Сервопривод — это такая черненькая коробочка с . «перекладиной» или кружком что ли, хм . как объяснить-то ?
Ладно, вот фото : это сервопривод Футаба. Такие или похожие коробочки ставят для управления колесами вправо-влево и на газ-
тормоз. Коробочку (корпус) можно разобрать и промазать стык
герметиком там или поставить прокладку. Токсик верно подметил,
тебе будет проще этот шов, не разбирая самого сервопривода,
просто обмазать солидолом или другой густой смазкой по периметру.
Крышки есть, просто придется модель разбирать, для тебя это пока
сложно будет. Так что не надо, не разбирай.
Ну зачем так сразу разбивать-то ? Это ты еще всегда успеешь
сделать ! Все новички через это проходят, не ты первый, не ты
последний. Погодь разбивать-то !
Передатчик проверить сложнее будет. Ладно, надо подумать, как
тебе помочь, на расстоянии трудно
Посмотри что за названия производителя, модели, какие у тебя там
батареи стоят в машинке и в передатчике, попробуем разобраться.
#8 DuBro
- Пол: Мужчина
- Город: Вильнюс, Литва
Машина уже 2 недели сушится (даже феном сушил). Хотя надо заметить, что вести себя она стала более менее адекватно первые 2 минуты. После того как покрутить руль, она опять начинает саомостоятельно рулить и выключается.
#9 maks
- Город: Москва
#10 DuBro
- Пол: Мужчина
- Город: Вильнюс, Литва
Надо будет седня посмотреть че за модель (не помню).
В выходные все утро разбирался, точнее разбирал все внутренности. Приемник разобрал, все сухо. В нем 4 АА батарейки (новые).
Потом снял рулевую тягу с сервопривода, отвентил железную пластинку, на которую крепится серво, потом с не отвентил сам серво и вытащил на свет божий. На вид сухая коробочка, подтеков нет. Вывентил по бокам 4 длинных винта — них коробочки открылся, обнажив плату (плата на вид сухая). Потом снял верхнюю крушку — увидел как устроены колесики и ролики (все в смазке и сухое). Еселе собрал обратно.
Выявил одну закономерность: если к приемнику подключены 2 сервопривода, то руль глючит. Пытался поменять в приемнике местами шлейфы сервогаза и серворуля — эффект тот же самый. НО! если отключить серворуль, то все ОК! Машинка живет замечательно. Если отключено питание передатчика, то машина тоже не рукоблидит и тохохонько помалкивет. Отсюда возможны 2 варианта:
1. передатчик передаетат кривой сигнал. Но если смена шлейфов газа и руля не приводит к изменениям следует сделать вывод что это не передатчик.
2. глючит сам привод. Наверное это то самое.
Решение: разобрать и проспиртовать. если не поможет — сервис