Р 95ш двигатель схема
Турбореактивные двигатели для учебно- тренировочных и дозвуковых боевых самолетов
Изготовитель: «Мотор Сич»
Год освоения: 1973 Применение: L-39
Ремонт: 570 АРЗ, «Одессавиаремсервис»
Двухвальный ТРДД с трехступенчатым осевым КНД, 9-ступенчатым КВД, кольцевой КС, охлаждаемой одноступенчатой ТВД, двухступенчатой ТНД, удлинительной трубой и нерегулируемым РС. Система управления – гидромеханическая. Создан специально для чешского учебно-тренировочного самолета L-39 базе серийного ТРДД АИ-25 (1966 г.) тягой 1500 кгс, применяемого на пассажирских самолетах Як-40, и проекта ТРДД АИ-25Т для штурмовика Т-8 (Су-25). От гражданского прототипа отличается увеличенной до 1720 кгс тягой и рядом конструктивных доработок. Прошел ГИ в 1973 г. и был запущен в серийное производство в Запорожье. Двигателями АИ-25ТЛ укомплектованы все учебно-тренировочные L-39C, учебно-боевые L-39ZO и L-39ZA (выпущено в общей сложности 2870 серийных самолетов), поставленные в 38 стран мира. В СССР в 1974-1991 гг. было поставлено 2080 L-39C. Эксплуатация большого числа этих машин по всему миру продолжается. Всего построено более 4700 АИ-25ТЛ. Опытные двигатели АИ-25ТЛ сер.2 (АИ-25ТЛМ) с раздельными соплами наружного и внутреннего контуров и рядом других конструктивных доработок были в начале 90- х гг. предложены на конкурс для комплектации самолета МиГ-АТ.
АИ-25ТЛК (1997 г.) – модификация для учебно-тренировочного самолета K-8J (JL-8) производства КНР. В Китай поставлено 58 двигателей, ими укомплектованы самолеты ВВС НОАК (на экспорт K-8 поставлялись с двигателями американского производства).
АИ-25ТЛШ (2002 г.) – модификация с дополнительным максимальным боевым режимом повышенной тяги (1850 кгс) и улучшенной приемистостью на малых высотах для модернизированного самолета L-39 ВВС Украины. Проходит летные испытания с 2002 г.
Разработчик: НПП «Мотор»
Год освоения: 1980
Ремонт: УМПО, 218 АРЗ, «Одессавиаремсервис»
Двухвальные ТРД с осевым трехступенчатым КНД, пятиступенчатым КВД, трубчато- кольцевой КС, одноступенчатыми ТВД и ТНД и нерегулируемым сужающимся РС. Система управления – гидромеханическая. Бесфорсажный ТРД Р-95Ш (изд. 95Ш) тягой 4100 кгс создан в 1976 г. на базе ТРДФ Р13-300 (изд. 95) для применения на самолетах-штурмовиках Су-25. Проходил испытания с 1976 г. на опытных образцах Су-25 (Т8-2Д, затем Т8-1Д), в 1980 г. внедрен в серийное производство. Принят на вооружение в составе самолета Су-25 в 1987 г. С 1980 г. устанавливался на серийные самолеты Су-25, затем Су-25К, Су-25УБ, Су-25УБК, Су-25УТГ, Су-25БМ. Эксплуатация большинства их в ВВС России, стран СНГ и зарубежных государств продолжается.
ТРД Р-195 тягой 4500 кгс является модификацией двигателя Р-95Ш с увеличенной тягой, усиленным корпусом, сниженной тепловой за- метностью и улучшенной эксплуатационной технологичностью. Разработан в 1986 г. для новых модификаций штурмовика – Су-25Т, Су-25ТК, Су-25ТМ (Су-39), с 1990 г. устанавливался также на серийные Су-25. Выпускается серийно с 1988 г. Находится в летной эксплуатации на самолетах Су-25Т, Су-25ТМ, ограниченном количестве Су-25.
Изготовитель: «Поважске Строярне» (Словакия)
Год освоения: 1990
Применение: L-39MS, L-59
Двухвальный ТРДД с трехступенчатый осевым КНД с широкохордной первой сверхзвуковой ступенью, 7-ступенчатым КВД, кольцевой КС, охлаждаемой одноступенчатой ТВД, двухступенчатой ТНД, удлинительной трубой и нерегулируемым РС. Разработан в 1984 г. в соответствии с межправительственным соглашением СССР и ЧССР для новых модификаций чешских УТС L-39 – L-39MS и L-59. Прошел ГИ в 1989 г., серийное производство освоено в 1990 г. в Словакии. Двигателями ДВ-2 укомплектованы пять самолетов L-39MS, поставленных в 1991-1992 гг. ВВС Чехии, 48 самолетов L-59E, поставленных в 1993-1994 гг. в Египет и 12 L-59T, поставленных к 1996 г. Тунису.
На базе ТРДД ДВ-2 Заводом им. Климова в соответствии с лицензионным соглашением со словацкой фирмой в 1995 г. был разработан усовершенствованный ТРДД РД-35 (ДВ-2С) тягой 2200 кгс и российской электронной системой управления для демонстрационного образца нового российского УТС – самолета Як-130Д. Эта машина, оснащенная двумя РД-35, проходила летные испытания в период с 1996 по 2004 гг.
Изготовитель: «Мотор Сич», ММПП «Салют»
Год освоения: 2005
Двухвальный ТРДД нового поколения тягой 2500 кгс с двухступенчатым осевым КНД, выполненным по технологии «блиск», 8-ступенчатым КВД, кольцевой КС, одноступенчатыми охлаждаемыми ТВД и ТНД и общим для обоих контуров сужающимся РС. Система автоматического управления – типа FADEC, электронная, с гидромеханическими агрегатами нового типа. Создан в 2002 г. для самолета Як-130 на основе газогенератора нового ТРДД АИ-22 тягой 3850 кгс. Испытания первого АИ-222-25 на стенде начаты в 2003 г., летные испытания в составе силовой установки Як-130 – в 2004 г. Предъявлен на ГИ в 2006 г. К 2006 г. на летных испытаниях находятся три предсерийных самолета Як-130 с двигателями АИ-222-25. Производство для серийных Як-130 по заказу ВВС России ведется в кооперации заводов «Мотор Сич» (газогенератор) и ММПП «Салют» (КНД, ТНД, окончательная сборка).
АИ-222-25 – первый в семействе ТРДД и ТРДДФ нового поколения в классе тяги 2500-4200 кгс для перспективных и модернизированных учебно-тренировочных, учебно- боевых и легких боевых самолетов. Оно включает также: ТРДД увеличенной тяги АИ-222-28 (2830 кгс), ТРДДФ АИ-222-25Ф (4200 кгс), ТРДДФ с так называемой «короткой» форсажной камерой АИ-222-25КФК (3000 кгс). Все двигатели семейства АИ-222 могут комплектоваться системами всеракурсного отклонения вектора тяги на угол до 20°.
Разработчик: ТМКБ «Союз»
Изготовитель: ММП им. Чернышева
Год освоения: 2006
Двухвальный ТРДД нового поколения с осевым двухступенчатым КНД, четырехступенчатым КВД, кольцевой КС, одноступенчатыми ТВД и ТНД и нерегулируемым сужающимся РС. Система управления – электронно-гидравлическая. ТРДД РД-1700 (изд. 34) тягой 1700 кгс разработан для применения на учебно-тренировочном самолете
МиГ-АТ. Проходит стендовые испытания с 2000 г. К началу 2006 г. построено шесть РД-1700, последний из которых поступит на летные испытания на борту МиГ-АТ (для этого же достраиваются еще два двигателя). Для применения на других типах учебно-тренировочных, учебно-боевых и легких боевых самолетов на базе РД-1700 разрабатывается более мощный ТРДД РД-2500 тягой 2500 кгс.
Основные данные реактивных двигателей для учебно-тренировочных и легких боевых самолетов
АИ-25ТЛ | Р-95Ш | Р-195 | ДВ-2 | АИ-222-25 | РД-1700 | АЛ-55И | |
Тяга (М), кгс | 1720 | 4100 | 4500 | 2200 | 2500 | 1700 | 1800 |
Cуд (М), кг/кгс•ч | 0,58 | 0,86 | 0,89 | 0,61 | 0,64 | 0,7 | 0,69 |
Cуд(КР), кг/кгс•ч | 0,78 | 1,28 | 1,3 | 0,78 | 0,875 | . | 0,645 |
m | 1,98 | . | . | 1,4 | 1,19 | 0,78 | . |
Тг, К | 1310 | 1148 | 1203 | 1420 | 1445 | 1420 | 1445 |
πк | 9,6 | 8,66 | 9,35 | 13,5 | 15,6 | 14,3 | 19,4 |
Gв,, кг/с | 46,8 | 66 | 66 | 49,5 | 50,3 | 30 | 28,5 |
Dвх, мм | 540 | 6 7 8 | 6 7 8 | 654 | 624 | 520 | 590 |
L, мм | 3358 | 2700 | 2880 | 1721 | 1960 | 1975 | 1210 |
Gсух, кг | 350 | 825 | 860 | 450 | 440 | 298 | 315 |
Yф | 0,203 | 0,201 | 0,191 | 0,205 | 0,176 | 0,175 | 0,175 |
Разработчик: НПО «Сатурн»
Изготовитель: НПО «Сатурн», УМПО; HAL (лицензия)
Год освоения: 2007
Двухвальный ТРДД нового поколения тягой 1700 кгс с трехступенчатым осевым КНД, пятиступенчатым КВД, кольцевой КС, одноступенчатыми охлаждаемыми ТВД и ТНД и общим для обоих контуров нерегулируемым РС. Создается по заказу Индии для самолета HJT-36 на базе проекта ТРДД АЛ-55 тягой 2200 кгс (разрабатывался с 1998 г. на основе моделирования проточной части ТРДДФ АЛ-31Ф). Контракт на разработку и последующее лицензионное производство в Индии ТРДД АИ-55И подписан в 2005 г., стендовые испытания первого двигателя должны начаться в 2006 г., срок поставки первых двигателей заказчику – 2007 г. Производство опытных и первых серийных двигателей в России будет осуществляться в кооперации НПО «Сатурн» (изготовление КВД, КС, ТВД, окончательная сборка и испытания) и УМПО (КНД, ТНД, РС, корпус, коробка агрегатов). В дальнейшем предусмотрено создание по заказу Индии варианта АЛ-55И тягой 2200 кгс для самолета HJT-39. На базе ТРДД АЛ-55 также прорабатывается проект ТРДДФ АЛ-55Ф тягой 3500 кгс. Возможно оснащение всех двигателей семейства АЛ-55 системой УВТ.
Турбореактивный авиационный двигатель Р-95Ш.
Турбореактивный авиационный двигатель Р-95Ш.
Разработчик: ФГУП «Научно-производственное предприятие «Мотор»
Страна: СССР
Начало разработки: 1976 г.
Серийное производство: 1980 г.
Турбореактивный двухвальный двигатель Р-95Ш разработан в ФГУП «Научно-производственное предприятие «Мотор»» под руководством С.А.Гаврилова в 1979 году для штурмовика Су-25 . За основу взят двигатель Р-13Ф-300. Отличие заключается в нерегулируемом сопле и отсутствии форсажной камеры.
Компрессор осевой, двухконтурный, 8-ступенчатый (3 ступени низкого и 5 ступеней высокого давления). Камера сгорания прямоточная трубчато-кольцевая (10 жаровых труб с 2 воспламенителями). Газовая реактивная турбина осевая, двухступенчатая, с охлаждаемыми сопловыми лопатками первой ступени, корпусом и дисками. Реактивное сопло нерегулируемое, сужающееся. Двигатель имеет нижнюю коробку приводов и оснащён автономным электрическим запуском (от аккумуляторов или аэродромных источников электроэнергии). Система управления — гидромеханическая.
Р-95Ш зарекомендовал себя очень надёжным и простым в эксплуатации. Опыт применения Су-25 подтвердил высокую боевую живучесть двигателя. Выпускался с 1980 года на ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение». Капитальный ремонт двигателя осуществлялся на 218 АРЗ в Гатчине.
Длина, мм: 3300
Диаметр максимальный, мм: 914
Масса сухая, кг: 990
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс.ч: 1,28
Степень повышения давления в компрессоре: 8,66
Температура газа перед турбиной, °C: 875
Взлётная тяга, кгс: 4100
Двигатель Р-95Ш.
Двигатель Р-95Ш.
Двигатель Р-95Ш.
.
Список источников:
И.А.Бедретдинов. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25.
Единственный турбореактивный двигатель, который работает не только на керосине, но на бензине и даже на дизельном топливе
В 1998 году правительством России было принято решение по проведению работ по модернизации всего самолетного парка нашей страны.
В 2001 годы была проведена первая модернизация самолетов Су-25, в котором была поменяно практически все, кроме системы управления.
Когда создавался летающий танк — штурмовик Су-25, на нем были установлены более мощные тяги управления, чем у боевых истребителей. Если у обычных самолетов тяги были 10-12 мм, то на Су-25 они составляли уже 40 мм.
Помимо того, что тяги были усиленные, вся система управления была полностью дублированная. Такое решение повышало выживаемость самолета в боевых условиях и не раз спасало жизни пилотов.
Бесфорсажный двухвальный турбореактивный двигатель Р-195 так же отличался повышенной живучестью.
Созданный специально для легендарного Грача — Су-25СМ3 двигатель Р-195, разработанный на базе двигателя Р-25-300 для самого массового истребителя в истории авиации – перехватчика МиГ-21, стал непревзойдённым чемпионом по выносливости и живучести.
Р-195 — это единственный отечественный авиадвигатель, который способен летать не только на авиационном керосине, но на бензине и даже на дизельном топливе и спирте. Его ремонтопригодность является еще одним его козырем.
Стоит отметить, что на ранние версии штурмовика Су-25 устанавливались по 2 бесфорсажных одноконтурных турбореактивных двигателей Р-95Ш с тягой по 4,1 тонны каждый. Аналогичная тяга и у Р-195.
На Су-25СМ3 (Суперграч) замена двигателя может производиться в полевых условиях 3-мя человеками в течение 60-ти минут. Вы только представьте, сложнейший агрегат, насчитывающий столько деталей, меняют быстрее, чем на современном автомобиле.
Весь секрет в модульности. Когда в полевых условиях техники меняют двигатель блоком, а позже в заводских условиях проводят ремонт снятого агрегата. Сегодня этот двигатель выпускают на Уфимском моторостроительном производственном объединении «ОДК-УМПО».
Там заводчане ставят еще один рекорд скорости. Такой сложный двигатель собирают всего за 4 смены. Но и это еще не все. При необходимости скорость сборки этого двигателя может составить не более 24 часов.
Речь идет о самой технологически сложной и самой современной конструкции, прошедшей глубочайшую модернизацию, начиная от влагозащищенной системы управления, модернизированной автоматики и электрогидравлической системы.
90-е годы в нашей стране стали сложным этапом для всей российской авиации и Су-25 не стал исключением. Но несмотря на все это, штурмовики СУ-25 до сих продолжают нести свою службу.
Пожалуй, они из числа немногих отечественных самолетов, которым пришлось поучаствовать во всех военных конфликтах новейшей истории России, где завоевали огромное уважение и только положительные отзывы.
Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и оставлять комментарии.
Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ