Актуальный бланк и образец заполнения путевого листа
Путевой лист является одним из важнейших учетных документов, который имеет хождение на предприятиях, работающих в транспортной сфере, а также использующих автомобили для собственных нужд.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Роль документа
Путевой лист решает сразу несколько задач. Связано это с тем, что в нем фиксируется вся важная информация, касающаяся работы автомобиля, в том числе:
- его техническое состояние;
- пройденный километраж;
- часы работы водителя;
- совершенные переезды в течение смены;
- расход горюче-смазочных материалов и пр.
На основе всех этих данных проводится контроль за использованием транспортного средства и эффективностью труда водителя, а также в дальнейшем в бухгалтерии предприятия происходит начисление заработной платы водителю, механику и диспетчеру.
Путевой лист заполняется в отношении различных автомобилей: легковых, грузовых, а также спецтехники.
Что должен иметь при себе водитель
Любой водитель в процессе выполнения своей работы должен иметь при себе несколько документов. К ним относятся:
- водительское удостоверение (с нужным классом допуска);
- бумаги на автомобиль (если есть прицеп – он тоже должен быть зарегистрирован);
- сопроводительные документы на перевозимый товар (товарно-транспортные накладные и пр.);
- если требуется – специальное разрешение на транспортировку особых грузов;
- путевой лист.
Кто заполняет бланк
Ведение путевых листов обычно возлагается на руководителя структурного подразделения, бухгалтера, диспетчера или иного сотрудника (иногда эти документы выписывает сам руководитель организации).
ВНИМАНИЕ! Водители к заполнению путевых листов допускаться не должны.
Задача водителя для правильного оформления путевого листа заключается только в том, чтобы поставить автограф о приеме и сдаче машины в конце рабочей смены, а также сделать отметки о совершенных переездах.
Путевой лист выдается водителю под расписку, при этом обязательным условием его получения является сдача документа за предыдущий день.
В некоторых случаях путевой лист можно оформлять не на одну рабочую смену, а на более длительный период (например, при междугородних перевозках).
Особенности документа
Единые стандарты первичных документов с 2013 года отменены, так что сейчас сотрудники предприятий имеют право выбрать, оформлять ли им путевой лист каждый раз в свободном виде (что нецелесообразно), разработать свой уникальный бланк документа или применять унифицированную, ранее обязательную форму. Последний вариант оказывается для многих компаний наиболее предпочтительным, т.к. такая форма включает в себя все нужные реквизиты и строки (т.е. нет необходимости тратить время на разработку и создание структуры и содержания листа).
Документ ведется в бумажном (распечатанном) виде, сведения в него вносятся шариковой ручкой любого темного цвета (другие средства письма – фломастеры, карандаши и т.п. применять не стоит).
При заполнении путевого листа следует избегать помарок и ошибок. Если какая-либо оплошность все же произошла, лучше заполнить новый бланк, но если это невозможно, исправлять неправильные данные нужно очень аккуратно. Можно либо замазать их с помощью корректора, либо зачеркнуть и сверху написать верную информацию (сделав рядом отметку «исправленному верить»). Все правки обязательно следует удостоверять подписью лица, их внесшего.
После оформления путевого листа, бланк обязательно подписывается ответственными лицами, а также заверяется печатью предприятия (при условии, что использование штемпельных изделий для визирования подобных бумаг закреплено в учетной политике фирмы).
Прежде чем перейти к примеру заполнения документа, скажем несколько слов о порядке внесения в него информации.
Бланк заполняется ответственным лицом перед тем, как автомобиль выедет из гаража.
В лист ставят свои подписи: механик, который осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного средства, по необходимости — медицинский работник, который удостоверяет физическое состояние водителя, сам водитель и ответственный работник.
Образец заполнения путевого листа
Итак, в лист по порядку вписываются:
- дата его составления;
- название организации и ее адрес;
- код по ОКПО;
- марка машины (если автомобиль иностранного производства модель можно вписывать в русской транскрипции);
- государственный номер и гаражный (если таковой имеется);
- данные о водителе: его ФИО, табельный номер, номер водительского удостоверения, класс вождения. Сведения о лицензионной карточке необходимо вносить, если водитель работает с использованием лицензии.
Во вторую часть бланка слева включаются сведения о задании, выданном водителю на текущую смену. Здесь указываются:
- кто именно выдал поручение: структурное подразделение и наименование предприятия;
- адрес подачи;
- время выезда из гаража (точно – в часах и минутах);
- подписи механика и водителя.
После поездки следует отметить время возвращения в гараж, периоды ожидания, простоя, назначение поездок и пр., а также заверить всю эту информацию автографом водителя.
С правой стороны документа указываются:
- сначала данные о техническом состоянии автомобиля на момент выезда: показания спидометра, удостоверяющие исправность машины подписи механика и водителя, марка и код используемого горючего;
- затем после возвращения подробно расписывается расход горючего (сюда вносит данные заправщик или техник по ГСМ): сколько было выдано по заправочному листу (в литрах), сколько было в баке при выезде из гаража и при приезде обратно, расход (нормированный и фактический), а также сведения об экономии или перерасходе;
- затем вписываются цифры со спидометра, и механик удостоверяет все это опять же своей подписью.
На оборотной стороне путевого листа указывается информация о поездках, совершенных в течение рабочей смены (по порядку). Здесь пишется
- адрес, с которого автомобиль выехал,
- место назначения,
- время выезда и возвращения,
- пройденный километраж,
- подпись водителя.
В завершение бланк заполняется работником бухгалтерии, который рассчитывает количество реально отработанных часов, пройденный километраж, и, исходя из этого, начисляет заработную плату водителю.
Можно ли обойтись без путевого листа
Поскольку путевой лист относится к первичным бухгалтерским документам, его применение обязательно. Если организация пренебрегает заполнением этого документа, в случае выездной налоговой проверки она может быть подвергнута административному наказанию в виде штрафа.
Сколько времени хранить документ
Все первичные документы подлежат достаточно длительному хранению. Путевые листы – не исключение. После оформления и проведения по ним всех бухгалтерских операций, эти документы необходимо держать в закрытом от доступа посторонних лиц месте не менее пяти лет или период, установленный внутренними нормативными бумагами организации.
5 основных новшеств по заполнению путевых листов с 2021 года
эксперт-консультант по налогообложению и бухгалтерскому учету, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
Порядок заполнения путевых листов изменился не сильно. Но есть новые реквизиты и новшества, о которых надо знать, чтобы избежать ошибок
С 1 января 2021 года изменились обязательные реквизиты и правила заполнения путевых листов. Эти правила будут действовать до 1 января 2027 года:
- Приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368;
- утратил силу Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152.
- Главное изменение — теперь путевой лист нужно оформлять при любом использовании транспортного средства вне зависимости от вида и особенностей перевозки (п. 8 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368). Хотя и до этого без оформления путевого листа запрещались перевозки пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ).
1. Какие сведения о перевозке нужно отразить в путевом листе
- Сведения о перевозке — новый реквизит путевого листа. К этим сведениям относится информация о виде сообщения и виде перевозки (п. 6 Порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса РФ № 368).
Для заполнения этого реквизита укажите:
1) в информации о виде сообщения:
- городское, если оно осуществляется в границах населенных пунктов;
- пригородное, если оно осуществляется между населенными пунктами на расстояние
до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов; - междугороднее, если оно осуществляется между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов;
- международное, если оно осуществляется за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением Государственной границы РФ, в том числе транзитом через территорию РФ;
2) в информации о виде перевозки:
Варианты, как можно отразить сведения о перевозке в путевом листе.
Сведения | Ситуация |
---|---|
Городская регулярная перевозка | Перевозка товара в пределах одного населенного пункта от склада до торговой точки или при поездках генерального директора в пределах одного населенного пункта |
Городская перевозка по заказам | Организация оказывает услуги по договорам перевозки (транспортно-логистическая компания) при доставке груза в пределах одного населенного пункта |
Пригородная регулярная перевозка | Поездка генерального директора на расстояние до 50 км от одного до другого населенного пункта |
Пригородная перевозка по заказам | Продавец доставляет груз покупателю, который находится на расстоянии до 50 км в другом населенном пункте |
Междугородняя перевозка легковым такси | Организация оказывает услуги населению по перевозкам легковыми такси на расстояние более 50 км между границами населенных пунктов |
2. Как указывать сведения о транспортном средстве в путевом листе
Теперь в сведениях о транспортном средстве в путевом листе указывайте его марку и марку автомобильного прицепа (полуприцепа), а не только их тип и модель, как было до 2021 года (подп. 1 п. 4 порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса РФ № 368). Эти сведения можно взять из паспорта транспортного средства (ПТС) или из свидетельства транспортного средства (СТС), выданных Госавтоинспекцией (Приложения № 3 и № 4 к Приказу МВД России от 23.04.2019 № 267):
- вид транспортного средства из строки «Тип ТС», в которой указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструктивными особенностями и назначением, например:
- легковой, седан;
- грузовой, фургон;
- автобус;
- марку и модель из одноименной строки «Марка, модель ТС», в которой указывается обозначение марки и (или) модели (коммерческого наименования) транспортного средства, присвоенных заводом-изготовителем, например:
- Фольксваген Джетта;
- ГАЗель 3302;
- КАМАЗ 43118.
3. Кто обязан указывать дату и время выпуска автомобиля на линию и его возвращения в путевом листе
Одновременно с проставлением отметки о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства ответственное должностное лицо обязано указывать дату и время его выпуска на линию и его возвращения. Все эти сведения в путевом листе должны сопровождаться словами «выпуск на линию разрешен» (п. 16 порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ № 368).
До этого, если технический контроль пройден успешно, отметку «контроль технического состояния транспортного средства пройден» ставило не ответственное должностное лицо, а только контролер. Поэтому теперь неважно, какую должность занимает ответственный за проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства. Главное, чтобы он был назначен руководителем организации в качестве ответственного, например, приказом.
Как и раньше, такой ответственный должен отвечать профессиональным и квалификационным требованиям. В частности, он должен знать:
- нормативные правовые акты по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
- нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
- устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
- технические требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, в том числе специальным подъемным устройствам для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
- основы транспортного и трудового законодательства Российской Федерации;
- основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;
- порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемый в соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
Также этот ответственный обязан иметь и соответствующее образование:
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» (Приказ Минобрнауки РФ от 29.10.2013 № 1199);
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.
4. Какая формулировка отметок о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей должна быть в путевом листе
В путевом листе отметки об осмотре водителей по результатам предрейсового и послерейсового осмотров делает медицинский работник.
По результатам предрейсового медосмотра, как и прежде, он ставит штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», послерейсового — «прошел послерейсовый медицинский осмотр» (п. 15 порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ № 368, п. 16 и п. 17 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н).
Теперь в путевом листе формулировка отметок по медицинским осмотрам идентична давно действующему положению Минздрава о порядке проведения таких медосмотров.
Предрейсовые медицинские осмотры проводятся, если лицо работает водителем, а послерейсовые, если лицо работает водителем и перевозит пассажиров и опасные грузы.
Организация проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя, а это может быть реализовано одним из следующих способов (п. 8 и п. 9 Порядка, утв. Приказом Минздрава РФ № 835н):
- принять на работу штатного медицинского работника, который должен иметь высшее и (или) среднее профессиональное образование, а у работодателя при этом должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам;
- заключить соответствующий договор с медицинским учреждением, которое имеет лицензию на проведение этих медицинских осмотров и будет проводить их.
Проведение дистанционных предрейсовых медицинских осмотров с применением телемедицинских технологий, а также с фото- и видеофиксацией каждого водителя, его состояния и результата осмотра на сегодняшний день не предусмотрено (Письмо Роструда от 03.10.2018 № ПГ/31740-03-3, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 № 05АП-7137/2018).
5. Каким новым требованиям должен соответствовать журнал регистрации путевых листов
Оформленные путевые листы регистрируются в журнале регистрации путевых листов. То есть обязанность по оформлению журнала регистрации путевых листов корреспондирует с обязанностью оформления путевых листов. Теперь такой журнал можно вести на бумажном носителе и (или) на электронном носителе (п. 17 порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ № 368):
- если журнал ведется на бумаге, то его страницы должны быть прошнурованы и пронумерованы;
- если в электронной форме, то его сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью, а также обязательно предусматривается возможность его печати на бумажном носителе.
Хранить журналы и базы данных учета путевых листов нужно пять лет, несмотря на отсутствие этого срока хранения теперь в документе Минтранса (п. 554 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).