Пусковой подогреватель двигателя газ
Для подготовки к пуску двигателей автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66 с помощью пускового подогревателя ПЖБ-12 необходимо выполнить следующие операции:
1. Подготовить 22 . 25 л воды для заливки в систему охлаждения.
2. Закрыть жалюзи радиатора и пристегнуть утепленный фартук облицовки радиатора.
3. Открыть пробку радиатора, закрыть сливные краны на левой стороне блока и подогревателя, открыть контрольный кран 3 (рис.1) наливной трубы, отвернуть пробку в воронке 1.
4. Проверить наличие топлива в бачке (при необходимости долить) и открыть краник 2 топливного бачка.
5. Продуть подогреватель в течение 30 . 60 с, для чего ручку 6 переключателя поставить в положение I. После продувки ручку возвратить в положение 0, а затем залить в подогреватель 1,5 л воды.
6. Проверить работу подогревателя, включив свечу, и после того, как контрольная спираль достигнет светло-красного каления, переместить ручку 6 переключателя в положение II.
Через несколько секунд после того, как будут услышаны хлопок и гудение, выключить свечу. Дать поработать подогревателю 20 . 30 с (не больше 1 мин), переместив ручку 6 в положение 0.
7. Убедившись, что подогреватель работает, залить в него 6 . 7 л воды через воронку до уровня контрольного крана, после чего закрыть кран и завернуть пробку наливной воронки.
8. Когда жидкость в системе охлаждения нагреется примерно до 60°С повернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой и пустить двигатель.
9. Выключить подогреватель, переведя ручку 6 в положение I, и закрыть краник 2 на топливном бачке. После прекращения гудения пламени в подогревателе (примерно 50 . 60 с) перевести ручку в положение 0.
10. Прогреть двигатель при средней частоте вращения коленчатого вала, отвернуть пробку воронки 1, залить в нее воду, завернуть пробку и залить воду в радиатор. Через 5 . 6 мин двигатель готов к нагрузке.
С помощью пускового подогревателя производится не только подогрев жидкости (не ниже 60 . 70°С) в системе охлаждения двигателя, но и масла в картере.
Подогреватель может подогреть двигатель, система охлаждения которого заполнена как водой, так и жидкостью, замерзающей при низкой температуре.
Рис.1. Подогреватель ПЖБ-12:
1 – воронка; 2 – кран бачка; 3 – контрольный кран; 4 – шланг; 5 – сливной кран; 6 – ручка переключателя пульта.
3.8. ПУСКОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ГАЗ-34039
Для обеспечения надёжного пуска двигателя в условиях низких температур и повышения его долговечности на снегоболотоходе установлено пусковое оборудование (см. рис. 13.1), которое состоит из пускового подогревателя, электровентилятора, газоотводящих патрубков с заслонкой, конусной пробки в днище, труб, соединяющих систему охлаждения двигателя с котлом, топливного бачка, запорного краника под бачком и пульта управления.
Основной частью пускового подогревателя двигателя является неразборный котёл, состоящий из жаровой трубы 7 (рис. 3.12), газохода 6 и двух жидкостных рубашек 5. Воздух, подаваемый электровентилятором, через завихритель 1 поступает в камеру сгорания 9, где смешивается с испарившимся бензином. Получившаяся смесь первоначально поджигается свечой накаливания 2, а в дальнейшем воспламеняется от горящего факела при выключенной свече.
Рис. 3.12. Котёл пускового подогревателя и схема его работы:
А – подвод воздуха; Б – подвод бензина; В – отвод газов; Г – подвод холодной охлаждающей жидкости; Д – отвод горячей охлаждающей жидкости
1 – завихритель; 2 – свеча накаливания; 3 – топливопровод; 4 – электромагнитный клапан; 5 – жидкостные рубашки; 6 – газоход; 7 – жаровая труба; 8 – диффузор; 9 – камера сгорания
Горячие газы из жаровой трубы 7 идут через газоотводящий кожух на прогрев картера двигателя.
Из топливного бачка бензин в камеру сгорания 9 подается самотёком через электромагнитный клапан 4. При включении переключателя пульта управления ток поступает в обмотку 5 (рис. 3.13). Клапан 9 при этом открывается, и бензин попадает в камеру сгорания подогревателя. При выключении переключателя клапан 9 под действием пружины 4 перекрывает топливопровод.
Для предотвращения примерзания клапана 9 в корпусе имеется полость с расположенной в ней подогревательной спиралью 1, включённой последовательно в цепь свечи накаливания через болты 15 выводов.
Рис. 3.13. Схема электромагнитного клапана:
1 – подогревательная спираль; 2 – корпус клапана; 3 – седло клапана; 4 – пружина клапана; 5 – обмотка; 6 – защитный колпак; 7 – вывод; 8 – крышка кожуха; 9 – клапан; 10 – кожух обмотки; 11 – резиновая прокладка; 12 – топливный фильтр; 13 – пружина; 14 – регулировочная игла; 15 – болт вывода
Для обеспечения нормального процесса горения (без дыма и копоти) в электромагнитном клапане имеется регулировочная игла 14, которая должна быть отрегулирована таким образом, чтобы сгорание топлива было полным (технологическая карта № 8)..
С целью обеспечения противопожарной безопасности с момента пуска котла и до начала устойчивой его работы выпуск газов из котла пускового подогревателя должен осуществляться только через отверстие в днище снегоболотохода. Для этого в днище имеется конусная пробка с дистанционным приводом. Она полностью открывается после того, как ручка привода пробки будет повёрнута на 4–5 оборотов по ходу часовой стрелки. В случае примерзания пробки к днищу нужно стронуть с места механизм привода гаечным ключом размером 19 мм за шестигранник, находящийся под ручкой. Усилие к ключу прикладывать плавно и осторожно.
Порядок пользования котлом пускового подогревателя изложен в разделе 13 «Пуск и останов двигателя».
Пульт управления пусковым подогревателем (рис. 3.14) установлен на зад-ней стенке кабины. На нём размещены: переключатель 1 электромагнитного клапана и электровентилятора, выключатель 2 свечи накаливания, контрольная спираль 3 и тепловой биметаллический предохранитель ПР2–Б на 20 А.
При перегрузке или коротком замыкании в цепи подогревателя предохранитель размыкает цепь. После устранения повреждения в цепи предохранитель нужно включить нажатием на кнопку 4. Задерживать кнопку в нажатом положении нельзя, так как это может привести к выходу из строя предохранителя, если повреждение в цепи не устранено.
Ручка 1 переключателя имеет три положения:
Положение 0 – всё выключено.
Положение I – включен электродвигатель вентилятора.
Положение II – включен электродвигатель вентилятора и открыт электромагнитный клапан.
Рис. 3.14. Пульт управления пусковым подогревателем:
1 – ручка переключателя электромагнитного клапана и электродвигателя вентилятора; 2 – выключатель свечи накаливания; 3 – контрольная спираль; 4 – возвратная кнопка предохранителя
При подготовке снегоболотохода к зимней эксплуатации необходимо выполнить следующие работы:
– снять электромагнитный клапан, разобрать, промыть в бензине и очистить его детали: основание клапана, отводящий и подводящий штуцеры, регулировочную иглу (не нарушая её регулировки) и сердечник. При этом со всей тщательностью очистить от налёта поверхность сердечника клапана, который должен совершенно свободно перемещаться в центральном отверстии катушки. Собрать электромагнитный клапан и поставить его на место;
– снять и очистить от нагара свечу накаливания;
– снять и промыть в бензине топливный бачок подогревателя, продуть сжатым воздухом топливопроводы;
– проверить и, при необходимости, подтянуть крепёжные детали котла подогревателя, топливного бачка, газоотводящего патрубка, электровентилятора, пульта управления;
– очистить от пыли и грязи конусную пробку днища и резьбу винта привода пробки;
– очистить наружную поверхность электропроводов от грязи, проверить их крепление и особенно надёжность контактных соединений;
Пусковой подогреватель двигателя газ
ГАЗ-33081, ГАЗ-33088. Пусковой подогреватель-отопитель
Пусковой подогреватель-отопитель, в дальнейшем подогреватель, предназначен для предпускового подогрева двигателя, а также для поддержания теплового режима двигателя и отопления кабины при движении автомобиля и на длительных стоянках с неработающим двигателем в условиях низких температур. Имеет два режима работы: частичной и полной теплопроизводительности.
Устройство и работа
Подогреватель 11 (рис. 8.1) расположен в подкапотном пространстве на левом лонжероне рамы и представляет из себя тепловой агрегат, выделяющий тепло за счёт сгорания в его горелке топлива.
А — подвод топлива от ТНВД; 1 — краник отопителя; 2 — топливный бачок; 3 — краник топливного бачка; 4 и 5 — топливопроводы; 6 — электромагнитный топливный насос; 7 — жидкостный электронасос; 8 — задатчик импульсов тока топливного насоса; 9 — шланг подводящий; 10 — шланг отводящий; 11 — подогреватель; 12 — металлорукав отвода отработавших газов; 13
Подача топлива в горелку осуществляется топливным насосом 6 из топливного бачка 2. Заполнение топливного бачка осуществляется за счёт подачи избыточного (чистого) топлива от ТНВД двигателя по герметичному топливопроводу 4. Воспламенение смеси топлива с воздухом производится свечой накаливания, размещённой на горелке.
Подогреватель постоянно включен в систему охлаждения двигателя с помощью шлангов 9 и 10. Шланг 10 подогревателя подводится к кранику 1 радиатора отопителя, а шланг 9 соединяет подогреватель с головкой цилиндров со стороны заднего торца через жидкостный электронасос 7.
Таким образом, циркуляция горячей жидкости осуществляется принудительно электронасосом 7 от теплообменника подогревателя в радиатор отопителя кабины и далее в двигатель.
Прогрев масла двигателя осуществляется путём подвода выхлопных газов подогревателя в зону масляного картера с помощью металлорукава 12 и направляющего кожуха 13.
Рис. 8.1. Установка пускового подогревателя и его оборудования:
Пусковой подогреватель-отопитель ГАЗ-33081
Пусковой подогреватель-отопитель, в дальнейшем подогреватель, предназначен для предпускового подогрева двигателя, а также для поддержания теплового режима двигателя и отопления кабины при движении автомобиля и на длительных стоянках с неработающим двигателем в условиях низких температур. Имеет два режима работы: частичной и полной теплопроизводительности.
* Устанавливается на часть автомобилей.
Устройство и работа
Подогреватель 12 (рис. 7.2) расположен в подкапотном пространстве на левом лонжероне рамы и представляет из себя тепловой агрегат, выделяющий тепло за счет сгорания в его горелке топлива.
Подача топлива в горелку осуществляется топливным насосом 6 из топливного бачка 2. Заполнение топливного бачка осуществляется за счет подачи избыточного (чистого) топлива от форсунок и ТНВД двигателя по герметичному топливопроводу 4. Воспламенение смеси топлива с воздухом производится свечой накаливания, размещенной на горелке.
Рис. 7.2. Установка пускового подогревателя и его оборудования:
А — подвод топлива от ТНВД; 1 — краник отопителя; 2 — топливный бачок; 3 — краник топливного бачка; 4 и 5 — топливопроводы; 6 — электромагнитный топливный насос; 7 — жидкостный электронасос; 8 — электросопротивление; 9 — задатчик импульсов тока топливного насоса; 10 — шланг подводящий; 11 — шланг отводящий; 12 — подогреватель; 13 — металлорукав отвода отработавших газов; 14 — направляющий кожух
Подогреватель постоянно включен в систему охлаждения двигателя с помощью шлангов 10 и 11. Шланг 11 подогревателя подводится к кранику 1 радиатора отопителя, а шланг 10 соединяет подогреватель с головкой цилиндров со стороны заднего торца через жидкостный электронасос 7.
Таким образом, циркуляция горячей жидкости осуществляется принудительно электронасосом 7 от теплообменника подогревателя в радиатор отопителя кабины и далее в двигатель.
Прогрев масла двигателя осуществляется путем подвода выхлопных газов подогревателя в зону масляного картера с помощью металлорукава 13 и распределительного кожуха 14.
Подготовка подогревателя к работе
Перед первым пуском для обеспечения нормальной работы подогревателя следует удалить из системы воздух, для чего необходимо проделать следующие операции:
— пустить двигатель и дать ему поработать до тех пор, пока излишки топлива не будут сливаться в топливный бак (слив топлива прослушивается при открытой пробке топливного бака);
открыть краник 3 (см. рис. 7.2) топливного бачка подогревателя;
отсоединить провод от свечи накаливания, отвернуть топливную трубку у втулки свечи, нажать кнопки выключателей 22 и 24 на комбинации приборов до фиксированного положения, при этом начинает работать электромагнитный топливный насос;
как только из трубки потечет чистое, без воздушной эмульсии топливо, кнопки выключателей 22 и 24 повторным нажатием возвратить в исходное положение, топливный насос при этом отключается;
завернуть трубку у втулки свечи и подсоединить провод к свече накаливания.
Пуск подогревателя осуществляется в следующей последовательности:
включить выключатель аккумуляторной батареи;
открыть краник топливного бачка;
открыть краник отопителя кабины (если он был закрыт);
нажать на кнопку 24 на комбинации приборов выключателя свечи накаливания до фиксированного положения, при этом загорается лампа 29 сигнализатора свечи, одновременно включается нагнетатель воздуха на полный режим и жидкостный электронасос;
для обеспечения надежного запуска подогревателя рекомендуется производить пуск подогревателя на частичном режиме, для чего кнопка выключателя 20 должна быть нажата до фиксированного положения;
через 30-40 секунд нажать кнопку выключателя 22, при этом включается электромагнитный топливный насос на частичном режиме. Смесь топлива с воздухом в зоне испарителя загорается от раскаленной спирали свечи и подогреватель начинает работать;
при выходе подогревателя на устойчивое горение срабатывает температурный переключатель и отключает свечу накаливания, при этом гаснет лампа 29, загорается лампа 32, после чего необходимо сразу же нажать на кнопку выключателя свечи 24 для возврата ее из фиксированного положения (не забывать!). Это необходимо делать для того, чтобы не произошло повторного включения свечи накаливания;
если через 3 минуты после нажатия на кнопку выключателя 22 лампа накала свечи 29 не погаснет, то это означает, что подогреватель с первой попытки не пустился. В этом случае необходимо через 3-5 минут повторить пуск подогревателя. При отсутствии пуска со второй попытки необходимо найти и устранить неисправность.
После запуска подогревателя работа происходит на частичном режиме, для перехода на полный режим необходимо кнопку выключателя 20 на комбинации приборов вернуть из фиксированного положения.
В процессе работы подогревателя при достижении температуры охлаждающей жидкости в подогревателе около 95° С срабатывает датчик перегрева, и на комбинации приборов загорается лампа 10 сигнализатора перегрева (красного цвета). При работе подогревателя на полном режиме необходимо немедленно включить (нажать до фиксированного положения) кнопку 20, включается частичный режим работы, что приведет к уменьшению теплопроизводительности и, соответственно, к снижению температуры охлаждающей жидкости, при этом лампа 10 сигнализатора через несколько секунд должна погаснуть.
Если датчик перегрева срабатывает даже на частичном режиме работы, то необходимо срочно выключить подогреватель.
Для принудительного выключения подогревателя нужно нажать кнопку выключателя 22 на комбинации приборов, вернув ее из фиксированного положения. При этом выключается электромагнитный топливный насос, горение прекращается, и идет продувка. Температурный переключатель, остыв через 2-3 минуты, отключает жидкостный электронасос и нагнетатель воздуха, гаснет лампа 32. Подогреватель выключен. Кнопки выключателей 24, 22 и 20 должны находиться в нефиксированном отжатом положении.
Действия в экстремальных условиях
В случае отказа датчика перегрева температура охлаждающей жидкости будет повышаться, и при достижении 103°С срабатывает термопредохранитель, отключается подача топлива, нагнетатель воздуха и жидкостный электронасос продолжают работать. Через 2-3 минуты после того, как температурный переключатель, остыв, отключит нагнетатель воздуха и жидкостный электронасос и погаснет лампа 32 сигнализатора работы подогревателя, необходимо нажать на кнопку выключателя 22 для возврата его из фиксированного положения и на кнопку выключателя 20, если был включен частичный режим работы.
Необходимо определить и устранить причину дефекта. После срабатывания термопредохранителя, для восстановления работоспособности подогревателя после его отключения, необходимо нажать на кнопку на датчике термопредохранителя (на подогревателе).
Если произошел перегрев котла подогревателя без охлаждающей жидкости, необходимо подождать остывания котла до температуры подкапотного пространства, после этого устранить причину неисправности и заполнить котел охлаждающей жидкостью.
Уход за пусковым оборудованием
Уход за пусковым подогревателем заключается в проверке крепления подогревателя и его узлов, проверке состояния шлангов подвода и отвода охлаждающей жидкости и топливопроводов (исключив их зависание и трение при движении автомобиля) и в очистке узлов подогревателя от грязи.
Периодически и перед зимней эксплуатацией необходимо осмотреть свечу накаливания, индикатор пламени и, при необходимости, очистить их от отложений сажи, а также продуть сжатым воздухом.
После эксплуатации автомобиля в условиях повышенного загрязнения или запыленности очистить патрубок забора воздуха для горения и газоходы подогревателя (газоотводящий патрубок и направляющий кожух).
Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь на новости!