Как завести снегоуборочную машину?
При конструировании снегоуборочных машин производители учитывают условия эксплуатации, предполагаемые нагрузки, под которыми будет работать техника. Это обеспечивает снегоуборщикам стабильную работоспособность при низких температурах. Весомым преимуществом машин является высокая устойчивость к износу, надёжность, большой рабочий ресурс. Но это только при условии соблюдения рекомендаций производителя, касающихся использования, обслуживания и ремонта снегоуборщика.
Даже самая надёжная техника не застрахована от поломок. Снегоуборочные машины отказываются работать по разным причинам: неправильный запуск, засорение фильтров, некачественное топливо, выход из строя каких-либо комплектующих.
Как правильно заводить снегоуборщик электростартером?
Модели, оснащенные электрическим стартером, самые удобные в эксплуатации. Чтобы завести двигатель, достаточно просто нажать на электростартер. Кнопка запуска находится на панели управления.
Алгоритм запуска снегоуборочника с электрическим стартером:
- Откройте кран подачи топлива.
- Возле свеч зажигания располагается колпак электрического привода. Его необходимо зафиксировать в статичном положении.
- Рычажок, который отвечает за положение дроссельной заслонки, следует перевести в закрытое положение. Для этого отводим его вправо до упора.
- Положение рычага пуска меняем из закрытого на открытое.
- Для обеспечения стабильного запуска снегоуборочной машины нужно подкачать топливо, нажав несколько раз на насос.
- Только теперь нажимаем на кнопку электростартера. Нажав, удержите в таком положении несколько секунд, пока двигатель не заведется. Если за первый раз не получилось, отпустите, подождите минуту, пробуйте снова.
- Откройте дроссельную заслонку.
Перед тем как начинать уборку территории, подождите пару минут, пусть двигатель поработает. За это время мотор достаточно нагреется, масло распределиться по всем рабочим органам. В среднем на прогревание затрачивают от 5 до 7 минут.
Запуск снегоуборочной машины ручным способом
Модели из бюджетной ценовой категории оснащаются ручными стартерами. При запуске снегоуборочных машин ручным способом также нужно соблюдать определённые требования.
- Проверьте уровень смазочного материала перед началом работы.
- Опустите рычаги, которые отвечают за блокировку колес и шнекового механизма.
- Переведите в открытое положение рычаг подачи горючего.
- Закрепите колпачок от электрического провода.
- Закройте дроссельную заслонку.
- Включите пусковой включатель, переведя его в соответствующее положение.
- Подкачайте топливо. Сделать это можно вручную, нажав несколько раз на специальную кнопку.
- Далее тянем на себя тросик стартера до того момента, пока не будет ощущаться сопротивление.
- Теперь резко дергаем за трос, чтобы запустить работу двигателя.
- Откройте дроссельную заслонку.
Как и в случае с электростартером, при ручном запуске нужно дать двигателю прогреться. Если это требования проигнорировать, на мотор будет оказываться дополнительная нагрузка, что обязательно отразиться на его дальнейшей эксплуатации.
Почему двигатель не заводится или буксует?
Вы пытаетесь завести двигатель, а он отказывается работать. Неприятная ситуация. Что делать? В подобных случаях главный вопрос, который нужно решить, как завести снегоуборочную машину. Вот список самых распространённых причин, почему не заводится бензиновый двигатель:
- в баке осталось топливо с прошлого сезона;
- неправильное положение дроссельной заслонки;
- применяется низкокачественное моторное масло;
- сломался карбюратор;
- неисправна система зажигания.
Топливо, которое осталось в баке после окончания прошлого сезона, становится непригодным к использованию. Вследствие простоя снижается октановое число, испаряются присадки, горючая жидкость теряет первоначальные свойства, поэтому снегоуборочная машина на ней не работает. Решить проблему несложно. Достаточно просто слить старое топливо и залить свежий бензин.
В руководстве по эксплуатации снегоуборочной техники обязательно есть указания, касающиеся положения дроссельной заслонки. Если этот элемент будет установлен неправильно, двигатель не запуститься, так как необходимого воздушного потока нет. В некоторых случаях снегоуборщик заводится, однако, на мотор оказывается повышенная нагрузка, а это сокращает его рабочий ресурс и ухудшает работоспособность. Чтобы завести двигатель и предупредить поломки, каждый раз перед запуском следите за положением дроссельной заслонки.
Смазочный материал плохого качества – довольно распространённая причина, почему двигатель снегоуборщика не запускается. Более того, силовой агрегат может и вовсе выйти из строя. А для восстановления работоспособности мотора придётся проводить дорогостоящий капитальный ремонт.
Мотор запускается и сразу глохнет
Не заводится снегоуборщик – не единственная неприятность, с которой сталкиваются владельцы техники. На форумах и тематических сайтах часто жалуются на то, что двигатель запускается, но тут же глохнет. Причины возникновения такого симптома:
- проблемы в работе топливной системы;
- нарушена подача воздуха;
- вышли из строя свечи зажигания;
- засорение воздушного фильтра;
- применение низкокачественного топлива;
- разрыв ремня;
- неправильная регулировка карбюратора.
Если снегоуборочная техника стреляет в глушитель и не запускается, то, вероятно, вышли из строя свечи зажигания. Их нужно заменить. Если причина не в этом, попробуйте залить в топливный бак другое топливо. Не забывайте о фильтрах, засорение которых также может привести к тому, что двигатель заводится и глохнет.
Если снегоуборщик не запускается вообще или заводится, а через пару секунд глохнет, попробуйте выполнить такие действия:
- Снимите пластиковую крышку, защищающую корпус.
- Осмотрите фильтры и шланги на предмет наличия повреждений, трещин.
- Проверьте герметичность фиксации на штуцерах и шлангах. Если обнаружено пропускание, обработайте проблемные места герметиком, чтобы упрочнить стыки.
- Проверьте состояние свеч зажигания. Если они залиты маслом, на них сильный нагар, двигатель не сможет нормально работать.
Ничего не помогает? Не пытайтесь самостоятельно разбирать снегоуборочную машину, если раньше не сталкивались с выполнением задач такого типа. Обратитесь в специализированный сервисный центр, специалисты которого проведут тщательную диагностику и профессиональный ремонт снегоуборщика.
Снегоуборщик не едет
За движение колес отвечает фрикционный диск. При вращении он передаёт крутящий момент от бензинового двигателя на колесное шасси. При возрастании нагрузок диск может сломаться, вследствие чего колесная база перестаёт вращаться, а сама машина не едет или буксует. Основная причина поломки диска – эксплуатация и хранение техники в условиях повышенной влажности, в результате чего на его поверхности появляется ржавчина и коррозия. Восстановить поражённые диски невозможно, их нужно заменять новыми.
Проблемы с выбрасыванием снега
Управлять полностью работоспособной машиной просто, так как она безоговорочно «слушается» оператора. А если снегоуборщик ведёт себя неправильно, например, плохо отбрасывает снеговые массы. Для начала устанавливаем причину. Проблема может быть вызвана:
- попаданием посторонних предметов в ротор;
- повреждением срезных болтов, которые изготавливаются из мягкого материала;
- низкие обороты двигателя;
- проскальзывание приводного ремня.
Снегоуборочная машина плохо откидывает снеговые массы вследствие того, что шнековый механизм вращается с недостаточной скоростью из-за образования на нём ледяной корки. В этом случае нужно остановить снегоуборщик, чтобы почистить шнек. Если повредились срезные болты, а это происходит при наезде техники на твёрдый предмет, их заменяют на новые.
Как избежать проблем с двигателем снегоуборщика?
Чтобы избежать проблем в работе двигателя, увеличить рабочий ресурс снегоуборочной машины, соблюдайте рекомендации производителя, касающиеся эксплуатации и обслуживания техники. Следите за состоянием рабочих органов машины, регулярно проверяйте свечи зажигания, ремни, своевременно меняйте смазку. Важно использовать качественное топливо и смазочный материал для заливания в снегоуборщик.
При возникновении каких-либо поломок в функционировании мотора или других агрегатов машины не пытайтесь починить её своими руками. Непрофессиональные действия могут привести к возникновению ещё более сложных неисправностей, после чего понадобится дорогостоящее восстановление. Отвезите машину в специализированный центр, оснащённый диагностическим оборудованием. Доверяйте ремонт квалифицированным мастерам, и тогда ваш снегоуборщик будет исправно выполнять свои функции в течение продолжительного периода.
Трансмиссия снегоуборщика: устройство и требования к элементу
Конструкция снегоуборочных машин
Чтобы узнать, как работает снегоуборочная машина, надо сначала понять, из чего она состоит. Основными элементами являются несколько деталей.
Двигатель, у которого есть 4-тактный мотор. Эти двигатели заранее приспособлены к зимним морозам с температурой -31 градус. В большинстве случаев пользуются спросом моторы знаменитых фирм, таких как Briggs & Stratton, Tecumseh.
Если в снегоуборочном аппарате отсутствует воздушный фильтр, то это является характерным признаком зимнего мотора, так как фильтр может забиваться снегом, обмёрзнуть и превратиться в заглушку. Снегоуборочный аппарат запрещается подвергать эксплуатации круглый год, так как устройство может выйти из строя не только от зимней пыли, но и от обычной. Ремонтопригодным считается гильзованный мотор, он ставится на профессиональные снегоочистители.
Бензиновая модель имеет ручной стартёр со шнуром. Маломощные машины имеют ручной запуск, а более мощные обладают электростартером. Сам электростартер имеет два вида – с питанием от бытовой электрической сети и от бортового аккумулятора. Первый вариант можно запустить, если подключить двигатель к розетке и нажать на кнопку. Чтобы запустить холодный двигатель, понадобится электростартер.
Снегоочистители могут являться самоходными и несамоходными. Часто на снегоуборочных машинах ставят механическую коробку передач. В некоторых моделях есть вариаторная и гидростатическая трансмиссия с разными количествами скоростей. Снегоуборщики имеют 5 передач спереди и одну передачу сзади.
Кромка шнеков может быть двух форм: зазубренная и гладкая.
В снегоуборочной 2-ступенчатой технике есть сильный, обладающий мощностью шнек. Его функцией является измельчение слипшихся комочков снега; а также он может проталкивать снег к центру ковшика, где находится отвод снега к крыльчатке. Сама крыльчатка не сможет измельчить снежок. Её задачей является задавать скорость для поступающего снега. Снег отбрасывается в сторону.
У одноступенчатых типов шнеки во время вращения могут прикасаться к земле, поэтому их изготавливают из металла или резинового пластика. Благодаря резиново-пластиковому материалу шнек будет легко переносить столкновения с камушками; не сможет сломаться или деформироваться. А шнек, сделанный из металла, в таком случае может поломаться.
Шины имеют марку с рисунком протектора Х и V. У этих шин хорошее сцепление.
Выпускной желоб может иметь два варианта: металлический и пластиковый. Металлический практически не имеет вибрации. Он более прочный и точный для выброса снега. А вот пластиковый желоб не даёт прилипнуть снегу к аппарату, стоит намного дешевле и не сможет заржаветь.
Редуктор может передать крутящий момент от вала на шнеки. Опорные лыжи обеспечивают хорошее скольжение. Они придерживают переднюю часть устройства. Их можно регулировать по высоте, установив степень очистки от снега. Есть двухсторонние лыжи, которые при износе можно просто перевернуть. Подрезной нож, который расположен внизу ковшика, не должен касаться грунта.
Шасси у снегоуборщиков бывают с колёсами или с гусеницами. Колёсные перемещаются без включения двигателя. Гусеницы более устойчивы ко льду и склонам. Рама может включать в себя круглые трубы поперечного сечения. Существуют марки и с прямоугольными трубками, они могут обеспечить крепость устройства.
Снегоочистители также имеют необходимые фары, которые заряжаются с помощью бортового генератора. У всех снегоочистительных аппаратов есть программа управления, при помощи которых можно отрегулировать обороты двигателя, включать или выключать передачу и привод на колёсах, можно отрегулировать высоту, направлять выброс снега и так далее.
Чтобы задать направление, нужно повернуть выпускной желоб. Обыкновенные модели для этого имеют рукоятку. Часто можно встретить червячную передачу. Чтобы осуществить поворот, необходимо крутить особую ручку.
Очень редко можно встретить снегоочистители, которые имеют электрический привод конструкции регулирования направления. У профессиональных машин есть рычаги, которые находятся на панели. При помощи такого рычага можно менять высоту, при этом не прерывая движения.
Типы бензиновых снегоуборщиков
Все бензиновые снегоочистители различают по типу шасси и удобству работы с ними. Выделяют такие два вида:
- самоходные;
- несамоходные (ручные).
Сравнение работы снегоочистителей бензиновых самоходных и несамоходных смотрите в видео:
Кроме того, снегоуборщики делят по количеству ступеней системы удаления снега:
- одноступенчатые (шнек);
- двухступенчатые (шнек и ротор).
Также бензиновые снегоуборочные агрегаты разделяют по:
- типу двигателя;
- мощности мотора;
- наличию фары;
- ширине и высоте ковша;
- массе;
- стоимости.
Частые неисправности
Из-за неправильной эксплуатации снегоуборочная машина может поломаться. А также в аппарате есть детали, которые в результате загрязнений и ржавчины могут выйти из строя. Перед тем как включить устройство, нужно хорошо прочесть инструкцию.
Выделяют некоторые основные поломки в снегоочистителе.
Самой распространённой проблемой являются сломанные шпонки, то есть срезные болты. С помощью них и укрепляются шнековые детали. Материал болтов – мягкий металл. Если снегоуборщик случайно заедет на какое-либо препятствие, то болтики срежутся, и вал механизма остановиться. Шпонки являются необходимым расходным материалом. Они должны быть в запасе у каждого обладателя снегоуборочного устройства.
Если сэкономить на покупке срезных болтиков, заменив их на обыкновенные болтики, то снегоуборщик может полностью выйти из строя. В таком случае придётся приобретать новый аппарат. Срезные болтики могут выполнять предохранительное назначение, то есть они могут защищать главные элементы – это двигатель и роторная конструкция.
Среди поломок встречается также отказ работоспособности ремней. Покупая снегоуборочное устройство, можно приобрести запасной приводной ремень. Если снегоуборщик постоянно очищает снег, сам ремень может сильно износиться, и это приведёт его к обрыву. Ремни могут идти к колёсным базам, и могут быть приводными для шнековой конструкции.
Поломка фрикционных дисков – еще одна распространенная неисправность. Они могут приводить в движение колёса. Есть специальное фрикционное колесо, оно прижато к диску. Когда оно начинает вращаться, то может передавать движение на колёса при помощи шестерёнок. Если превышать нагрузки на колёсную конструкцию, то всё фрикционное кольцо может выйти из строя, а стальное фрикционное колесо может повредить мягкое строение алюминиевого диска.
По большей части эти поломки приводят к тому, что снегоуборщик не заведётся и не будет нормально функционировать. Чтобы аппарат заработал, надо либо заменить комплектующие, либо полностью сделать ремонт.
Основные и дополнительные параметры снегоуборщиков
При выборе снегоуборщиков приходится учитывать их различные параметры и характеристики. Ведь несмотря на то, что общая задача для этих устройств одинакова – уборка снега – требования каждого покупателя индивидуальны.
Основные параметры
Все бензиновые снегоуборщики делят по нескольким основным параметрам.
Мощность в лошадиных силах (л. с.):
- маломощные (до 4 л. с.);
- средней мощности (до 7 л. с.);
- большой мощности (свыше 7 л. с.);
Вес в килограммах (кг):
- легкие (до 40 кг);
- средние (до 90 кг);
- тяжелые (свыше 90 кг);
Стоимость в рублях:
- недорогие (до 30 тыс. руб.);
- средние (до 60 тыс. руб.);
- дорогие (свыше 90 тыс. руб.).
Вес очень важный параметр при выборе снегоуборщика, особенно если речь идет о несамоходных бензиновых моделях. Ведь тяжелый снегомет сложно самостоятельно закатить в сарай или ангар, а, значит, с ним не сможет работать подросток или женщина.
Финансовые возможности тоже у всех отличаются, поэтому при выборе придется обратить внимание на устройства из соответствующего ценового диапазона.
К сожалению, самые недорогие снегоуборщики не отличаются большой мощностью двигателя и наличием самоходного движителя.
Дополнительные параметры
К дополнительным параметрам, которые могут повлиять на выбор снегоуборщика и удобство его использования, относят:
- дальность отбрасывания, снега в метрах;
- производительность (этот параметр зависит от многих факторов);
- уровень шума;
- расход горючего, литров в час.
Выбирая бензиновую снегоуборочную машину, ориентируйтесь не только на основные, но и на дополнительные параметры. Требования у всех различные и, порой, конкретным требованиям лучше всего удовлетворяет недорогой снегоуборщик. А бывает так, что модель с нужными характеристиками находится в другом ценовом диапазоне.
Дальность отбрасывания снега описывает, на какое расстояние будет откидывать снег агрегат. Это расстояние варьируется от 4 до 12–15 метров и зависит не только от мощности, но и от наличия ротора второй ступени. Кроме того, на дальность откидывания влияет и состояние снега.
Ремонт
Некоторые комплектующие и рабочие узлы могут поломаться, и в результате этого разные марки снегоочистительного аппарата могут дать сбой в работе. Устройство имеет свои индивидуальные особенности и конструкцию. Но ремонт для всех моделей снегоочистителей будет производиться одинаково.
Чтобы сделать ремонт в домашних условиях, нужно следовать некоторым советам. Есть снегоуборщики, у которых плохо работает выпускной желоб, то есть не может выбрасывать снег. Чтобы его отремонтировать, необходимо:
- проверить, не отрезались ли предохранительные болтики;
- на рамном устройстве отсоединить ковш;
- вытащить редуктор, раскрыть и сделать проверку червяка, находящегося на валу;
- если проблема заключается в валу, то нужно купить новые червячные пары и укрепить их.
Трансмиссия снегоуборщика определяет его функционал и скорость уборки снега
Климат на нашей планете стремительно меняется, и те районы, где еще совсем недавно были почти бесснежные зимы, сегодня завалены снегом. Лопата не справляется с такими нагрузками, и ей на смену не только на улицах больших городов, но и в селах, дачных поселках и в индивидуальных коттеджах приходит снегоуборочная техника. Каждый покупатель рассчитывает приобрести удобную, надежную и недорогую технику. Как показывает практика, успешное функционирование машин для уборки снега во многом зависит от типа трансмиссии, каждый из которых имеет свои особенности.
Устройство и применение
Вращающий момент от двигателя снегоуборочной машины передается на рабочую систему посредством клиноременной передачи и вала отбора мощности, к которому присоединен шнековый механизм через редуктор, а также ротор. Сам редуктор делится на два вида:
- Обслуживаемый. Данный вид редукторов нужно периодически разбирать, чтобы заменить смазку. У таких редукторов более высокий эксплуатационный срок, потому что в составе смазки присутствуют компоненты бронзы, которые частично восстанавливают шестерню редуктора.
- Необслуживаемый. Такие редукторы не требует никакого ухода, но они и не подвергаются ремонту. В случае поломки, редуктор снимается, а на его место приобретается новая деталь.
Что касается шестерни, расположенной внутри редуктора, то она изготавливается из мягких металлов. В основном, материалом изготовления является бронза.
Это вполне объяснимо, потому что в случае заклинивания шнекового механизма, нужно не допустить повреждения двигателя, который является основным рабочим узлом снегоуборочной машины. Сами шнеки крепятся к валу при помощи срезных болтов, которые выполняют первоначальную защиту.
В случае какой-нибудь экстренной ситуации, данные болты срезаются, что позволяет избежать повреждения двигателя. Если же это не помогает, то редуктор возьмет на себя основной удар, защитив мотор снегоуборщика.
Очевидно, что ремонт или покупка нового редуктора выйдут значительно дешевле, чем приобретение нового двигателя. О том, как самостоятельно отремонтировать снегоуборочную машину – читайте тут.
В зависимости от классификации снегоуборщиков, точнее, сферы их применения, зависит и тип корпуса редуктора. У профессиональных моделей снегоуборочных машин, которые используются для уборки снежных масс с больших территорий, корпус редуктора будет состоять из чугуна.
В свою очередь, модели бытового уровня имеют в своем наличии редуктор, изготовленный из сплава кремния и алюминия. Сам же корпус представляет собой две половинки, которые соединены болтами.
Преимущества и недостатки
Каждый из видов трансмиссий имеет свои достоинства и недостатки, поэтому решение, какие механизмы для уборки снега приобрести, остается, естественно, за покупателем, который взвесит все «за» и «против».
- Ручной снегоуборщик с односкоростной трансмиссией отличается невысокой ценой и простотой в обращении, однако чтобы привести его в движение, потребуется приложить значительные физические усилия. Кроме того, такой механизм не отличается мобильностью: он движется только вперед, и его невозможно регулировать при различной плотности снежного покрова.
- Трансмиссия снегоуборочной машины, которая является самоходной, имеет от четырех до шести передних скоростей и одну-две задних. Передние скорости позволяют регулировать работу со снегом разной плотности, а также перегонять машину в необходимое место. Стоить такая машина будет дороже, но и служить – дольше.
- Гидравлическая трансмиссия является новым словом в обеспечении надежности и долговечности работы техники для уборки снега. Она устанавливается на устройство нового поколения и имеет принципиальные отличия от существующих сегодня механизмов подобного типа, главным из которых является отсутствие необходимости дополнительной технической настройки. Техника с такой трансмиссией служит долго, она безопасна в эксплуатации.
Причины неисправностей и ремонт
Многие специалисты советуют выбирать снегоуборочные машины, в устройстве которых используется обслуживаемый редуктор. Безусловно, он требует определенного обращения с собой, но и прослужит он намного дольше, чем необслуживаемый редуктор.
Однако, у данного вопроса есть и вторая сторона – такие редукторы имеют свойство ломаться в самый неподходящий момент. Рассмотрим на примере снегоуборщиков Патриот, Целина, Champion и Profi, какие могут быть поломки редукторов, а также методы их устранения.
- Наблюдаются резкие стуки в редукторе снегоуборочной машины Champion – наиболее вероятной причиной возникновения данной проблемы является повреждение витков червяка или подшипников. Выходом из ситуации будет регулировка или замена подшипников, а также покупка новой червячной пары.
- Если вы наблюдаете, что редуктор снегоуборщика Патриот излишне нагревается, то причинами данного явления могут быть несколько факторов. В частности, дело может быть в недостаточном количестве смазки, либо в изнашивании подшипников.
- В первом случае, нужно элементарно долить нужное количество смазки, а во втором – произвести регулировку подшипников, либо заменить на новые.
- Если редуктор снегоуборщика Profi очень сильно вибрирует, то вероятной причиной может быть несоосность валов и двигателя агрегата. Таким образом, ремонт редуктора снегоуборщика Profi своими руками производится путем устранения данной несоосности.
- Если из редуктора снегоуборщика Целина вытекает смазка, то вероятной причиной может быть засор дренажного отверстия в отдушине. Для исправления данной ситуации нужно промыть в керосине пробку-отдушину, а затем насухо вытереть её.
- Еще одной распространенной причиной является износ шестерни, входящей в конструкцию редуктора. Это вполне объяснимо, ведь изготавливается она, в основном, из бронзы, поэтому в ходе длительной эксплуатации, ее грани могут попросту стираться.
- Единственным выходом из данной ситуации является полная замена шестерни на новую.
В большинстве случаев, редукторы снегоуборочных машин поддаются ремонту, не требуя своей замены. Конечно, может потребоваться покупка отдельных комплектующих редуктора – сальника, шестерни и т.д. Однако, это не такие большие траты, как в случае покупки всего редуктора.
Кстати, стоимость комплектующих может быть различной. К примеру, шестерня редуктора шнека снегоуборщика 24 зуба будет стоить порядка 3 тысяч рублей. Кстати, шестерни разных видов редуктора могут иметь в своем наличии разное количество граней – в основном, это 20 зубов и 24 зуба, в зависимости от модели снегоуборочной машины.
Подробнее о ремонте редуктора смотрите на видео:
РУЧНОЙ СНЕГОУБОРЩИК – ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР. Часть 3 (трансмиссия, движитель, выпускной желоб)
Ознакомившись с предыдущими публикациями касательно особенностей различных типов снегоуборщиков и таких важных при выборе необходимых именно для ваших нужд характеристик таких элементов конструкции агрегата как шнеки и ротор, снегозагребной ковш, двигатель, привод и редуктор шнеков. Не менее важным для комфортной работы является оптимальный выбор типа трансмиссии для самоходных моделей, движителя, материала и привода поворота выпускного желоба. В некоторых случаях актуальным будет наличие таких дополнительных опций, как галогенная фара, подогрев ручек, блокировка рычагов и т.д.
Трансмиссия. Несамоходные снегоуборщики перемещаются за счет приложения мускульной силы убирающего с их помощью снег человека. У самоходных моделей крутящий момент двигателя передается на движитель агрегата посредством трансмиссии и работающему человеку остается только задать направление движения. Самоходные агрегаты оснащаются трансмиссией, обеспечивающей перемещение как с одной фиксированной скоростью вперед, так и с измененяемой скоростью движение вперед и возможностью заднего хода.
Наиболее популярной для самоходных снегоуборщиков является фрикционная трансмиссия Disc-o-Matic. При помощи надеваемого на шкив вала двигателя натяжного ремня вращается изготовленный из литого алюминия или штампованной стали фрикционный диск (тарелка).
Вращение от диска передается на перпендикулярно прижимаемое к нему стальное фрикционное колесо, на которое надето резиновое кольцо. Колесо закреплено на валу, посредством которого через шестеренчатый или цепной привод вращение передается на оси движителя.
Переключение передач и соответственно изменение скорости движения осуществляется перемещением фрикционного колеса относительно диска – чем дальше от центра и ближе к краю диска расположено фрикционное колесо, тем выше скорость снегоуборщика.
Перемещение колеса вдоль диаметра диска осуществляется посредством специального ползунка при смене положения рычага переключения скорости на панели управления.
В зависимости от модели снегоуборщик может иметь до 6 вариантов выбора скорости движения вперед и до 2 – назад. Для переключения скорости необходимо останавливать снегоуборщик, чтобы не вызвать преждевременного износа и разрыва резинового кольца на фрикционном колесе. Поскольку лишенное резинового кольца стальное колесо приведет к повреждению поверхности более мягкого фрикционного диска, что потребует его досрочной замены.
На профессиональных и дорогих моделях самоходных снегоуборщиков применяется также бесступенчатая гидрообъемная трансмиссия Hydrostatic Transmission (HST). В этом случае крутящий момент двигателя передается на движитель посредством специальной жидкости – гидравлического масла. При этом вал двигателя приводит в действие осевой поршневой насос, который выполняет преобразование вращения в движение потока масла, направляющегося по трубкам к гидромоторам. Последние преобразуют механическую энергию потока жидкости в механическую работу по вращению движителя снегоуборщика. Изменение скорости движения осуществляется плавно и прямо на ходу без остановки снегоуборщика, поэтому подобная схема называется также бесступенчатой трансмиссией Continuously Variable Transmission (CVT).
Японская корпорация Honda, которая в свое время стала пионером применения бесступенчатой трансмиссии на снегоуборщиках, пошла еще дальше и первой выпустила на рынок модели агрегатов с гибридным приводом.
Суть этого новшества заключается в том, что основной бензиновый двигатель используется для вращения шнеков и ротора, а также электрогенератора, который заряжает аккумулятор. Последний обеспечивает работу двух независимых электромоторов, каждый из которых отвечает за движение «своей» гусеницы.
Управляет всем этим хозяйством специальный контроллер Engine Control Unit (ECU). Подобная схема позволяет соотносить скорость движения снегоуборщика с рабочей нагрузкой на шнеко-роторный механизм, обеспечивает повышенную маневренность довольно тяжелого агрегата и экономит потребление топлива. Все операции максимально автоматизированы, а бортовой компьютер дает подсказки о необходимых действиях. Но и стоимость этих снегоуборщиков HSM1590i, HS1180i, HS1390iZE от Honda или YT 1232 ED от Yamaha как у автомобиля – порядка 9000 – 10500 $.
Движитель. Несамоходные одноступенчатые шнековые снегоуборщики для передвижения оснащаются колесами из литой резины, имеющими относительно небольшие ширину и диаметр. Более мощные шнеково-роторные агрегаты могут иметь движитель двух типов – колеса или гусеницы.
Производители самоходных колесных снегоуборщиков, как правило, оснащают их пневматическими бескамерными шинами специализирующихся именно в этой области фирм. Наиболее популярны шины фирмы Carlisle Tire & Wheel (подразделения американской компании Carlisle Companies), клиновидный профиль которых обеспечивает их самоочищение при движении путем выталкивания снега.
Чаще всего используются модели Snow Hog с Х-образным протектором и X-Trac – с V-образным, которые не буксуют в мягкому снегу и обеспечивают надежное сцепление с поверхностью даже на льду. Для улучшения сцепления с поверхностью на колеса также можно надевать специальные цепи.
Тяжелые профессиональные модели снегоуборщиков, в функции которых входит уборка мокрого или плотного слежавшегося снега, оснащаются широкими резиновыми гусеницами со специальным рисунком протектора. Большая по сравнению с колесом площадь сцепления гусеницы с поверхностью позволяет подобным агрегатам уверенно двигаться по наклонной и скользкой поверхностью.
Несмотря на применяемый тип движителя, величина передаваемого на оба колеса или гусеницы крутящего момента одинакова, иначе агрегат будет при работе «рыскать» вправо – влево. Но при повороте снегоуборщика внутреннее к центру поворота колесо (гусеница) движется по меньшему радиусу, чем внешнее.
Поэтому при их одинаковой частоте вращения внутреннее колесо (гусеница) создает сопротивление, преодолевать которое при повороте снегоуборщика необходимо будет за счет приложения физической силы.
Если агрегат весит до 100 кг, то на снегу это в принципе не должно стать проблемой для управляющего им мужчины. Но если используется более тяжелый снегоуборщик или им чистит снежные завалы женщина, физическое усилие будет недостаточным для осуществления поворота. В связи с этим для облегчения выполнения маневров снегоуборщики оснащают различными системами разблокирования колес или дифференциалом.
Также рекомендуем: ОБРАБОТКА ПОЧВЫ на ПРИУСАДЕБНОМ УЧАСТКЕ. Часть 2 (выбираем мотокультиватор)
Самым простым методом разблокирования является использование быстросъемных шплинтов. Вынимание шплинта из отверстия в ступице колеса освобождает его от жесткого соединения с осью. В результате при осуществлении поворота внутреннее колесо вращается независимо от оси.
Улучшенным вариантом подобного типа разблокирования колес или гусениц является использование расположенных на оси специальных кулачковых фиксаторов. Для блокировки или разблокировки движителя фиксатор необходимо просто повернуть на 90°. Недостатком такого механизма вхождения в поворот является необходимость каждый раз перед выполнением маневра останавливаться и наклонятся к колесу (гусенице), а также большая вероятность потери шплинтов.
Более удобной является система Power steering control, когда привод левого или правого колеса (левой или правой гусеницы) отключается путем нажатия на расположенный под соответствующей рукояткой курковый выключатель. То есть, нажал на правый курок – повернул вправо, нажал на левый – влево. Нажал оба курка – снегоуборщик остановился, отпустил – поехал дальше. При этом для маневрирования не нужно останавливаться и нагибаться.
На профессиональных моделях устанавливается удорожающая агрегат, но позволяющая маневрировать колесным или гусеничным снегоуборщиком с большим комфортом, система автоматического управления тягой с применением автоматического дифференциала. При этом не происходит полного отключения колес (гусениц) от привода, а изменяется величина передаваемого на них крутящего момента.
На снегоуборщиках с гибридным приводом независимые для каждой гусеницы электромоторы позволяют с легкостью управлять агрегатом в условиях, требующих сложного маневрирования. Например, задав вращение гусениц в разные стороны можно на месте развернуть тяжелый снегоуборщик.
На гусеничных снегоуборщиках помимо разблокировки гусениц применяется также система переноса веса Weight transfer с использованием трех положений специального рычага. В первом положении центр тяжести смещается вперед для облегчения очистки поверхности от тяжелого мокрого, слежавшегося или заледеневшего снега.
Во втором положении центр тяжести располагается по центру, позволяя легко справляться с рыхлым свежевыпавшим снегом. В третьем положении цент тяжести смещается назад – это положение предназначено для уборки снега на неровной поверхности или транспортировки агрегата.
Выпускной желоб. Отбрасывание захваченного шнеками снега осуществляется через выпускной желоб, для изготовления которого применяется два типа материалов – морозостойкий ударопрочный пластик или металл (сталь). Пластик дешевле, не подвержен коррозии, а вибрация при работе способствует его самоочищению от налипшего снега. Но вот вопрос надежности, несмотря на применение ударопрочного пластика, остается открытым – его можно разбить при падении снегоуборщика или попадании захваченного со снегом камня.
Железный желоб разбить невозможно, к тому же он меньше вибрирует при работе агрегата, что позволяет более точно отбрасывать снег на необходимое расстояние. Однако металлический желоб подвержен коррозии и увеличивает стоимость снегоуборщика.
Поворот выпускного желоба на 180° – 200° вокруг оси позволяет изменять направление выброса снега в горизонтальной плоскости. Одним из самых простых и дешевых способов поворота является жестко прикрепленная к желобу рукоятка.
В «продвинутых» моделях используется установленный сбоку желоба червячный механизм, приводимый в движение вынесенной к панели управления длинной ручкой. Крутя ручку вокруг оси, поворачиваем желоб в нужном направлении. Более комфортной является управляемая рычагом на панели управления система из тросика и блоков.
К желобу она крепится в верхней части, где снега скапливается существенно меньше и гораздо ниже вероятность оледенения. На профессиональных моделях для вращения желоба также используется электропривод, управление которым осуществляется при помощи переключателя (кнопки) на панели управления: нажимаем и желоб начинает вращаться, отпускаем – замирает в выбранном положении.
Угол выброса снега в вертикальной плоскости определяет дальность выброса и регулируется в пределах 90° (45° вверх и 45° вниз) положением козырька (дефлектора) на желобе: опускаем вниз и снег летит ближе, поднимаем – дальше. В самом простом варианте механизм управления углом дефлектора представляет собой барашек (зажимные рукоятки) в месте крепления козырька к желобу или жестко закрепленную ручку и управляется вручную.
Более сложным, но удобным при работе является изменение наклона козырька рукояткой с панели управления, которое осуществляется посредством специального металлического тросика.
На некоторых моделях производители объединяют управление поворотом желоба и козырька в одну рукоятку по типу двигающегося в четырех направлениях джойстика.
Указываемая продавцами дальность выброса является в бошей мере величиной скорее теоретической, чем рабочим параметром. Обычно, указывается максимально возможная дальность выброса сухого снега в безветренную погоду. Но как легко догадаться, сухой мелкий и мокрый или слежавшийся снег благодаря различию физических характеристик будут выбрасываться на разное расстояние.
Вдобавок на дальность выброса существенное влияние оказывает направление и сила ветра. Поэтому многие производители не приводят этот параметр в характеристиках моделей, а продавцы указывают значению по собственному усмотрению.
В заключительной части обсуждения оптимального выбора снегоуборщика мы рассмотрим основное предназначение типов агрегатов и сделаем краткий обзор основных брендов, их принадлежности компаниям-производителям и месту производства различных моделей.
Поделитесь информацией – не оставляйте друзей в неведении: Facebook
Как сделать самому
Самостоятельное изготовление редуктора подразумевает использование различных составляющих от другого оборудования. Дело в том, что редуктор сам по себе является довольно сложной деталью, поэтому изготовить его самостоятельно довольно проблематично.
Вообще, редуктор для снегоуборщика своими руками будет состоять из нескольких важных компонентов:
Корпус редуктора, состоящий из двух половинок
Изготовить его самостоятельно невозможно, поэтому нужно приобретать их отдельно. Благо, стоимость одной половинки корпуса составляет порядка 700 рублей, что довольно дешево.
Шестерня
Для их изготовления потребуется специальное металлорежущее оборудование, но оптимальным выходом будет также приобретение готовой запчасти (см. тут). К примеру, шестерня редуктора снегоуборщика Патриот, цена которой составляет порядка 3 тысяч рублей, будет оптимальным решением.
Сальники
Они используются в качестве уплотнения, чтобы смазка не просачивалась наружу. Стоят они порядка 100 рублей за штуку, поэтому их приобретение не ударит по вашему бюджету.
Болты
Срезные болты, расположенные на валу редуктора. Изготовить их можно из обычных болтов, выточив канавки при помощи болгарки.
Подшипники
Можно использовать роликовые подшипники закрытого типа.
Для этих целей прекрасно подойдет труба из стали марки 45, которая вполне устойчива к нагрузкам.
Как мы видим, большинство составляющих самодельного редуктора приобретается отдельно, т.к. нет технической возможности изготовить их самостоятельно. В любом случае, самостоятельная сборка обойдется намного дешевле, чем покупка готового редуктора.
Как правильно выполнить замену смазки – как смазывать
Многие задаются вопросом – как снять редуктор со снегоуборщика, чтобы произвести плановую замену смазки? Это не так просто, как кажется на первый взгляд, поэтому опишем поэтапно данный процесс:
- Отцепляем пластиковый кожух защиты ремней, а также трос приводного шнека.
- Откручиваем болты, которые расположены за улиткой выброса снежной массы.
- Далее нужно снять ремень приводного шнека со шкива.
- Далее нужно открутить болты, крепящие шнековый вал.
- Затем нужно повернуть улитку в естественное положение, после чего беремся за редуктор и вытаскиваем шнековый механизм с крыльчаткой.
- Убираем срезные болты, крепящие шнек к валу, после чего разбираем его.
- Сам же редуктор нужно разобрать на две составляющие.
Как разобрать редуктор снегоуборщика своими руками – схема
Возникает резонный вопрос – как разобрать редуктор снегоуборщика? Последовательность действий будет следующая:
- Зажимаем в тисках одну из частей вала, на котором располагается редуктор.
- На редукторе присутствует шесть болтов, которые соединяют две половинки корпуса. Их нужно открутить.
- Берем молоток и немного простукиваем корпус редуктора, чтобы было легче разделить его на две половины.
Разобранные части редуктора очищаются в бензине, чтобы смыть остатки старой смазки.
Если у вас имеется снегоуборщик, купленный в специализированном магазине, то вопроса, чем смазать редуктор, у вас не должно возникать. Вся информация прописана в инструкции по эксплуатации к конкретной модели, там же написано и какой тип смазки рекомендуется применять для конкретного редуктора.
Однако, бывает такое, что найти её достаточно сложно. В таких случаях, используется трансмиссионная смазка для редуктора снегоуборщика нескольких производителей – Multifak, Литол, Циатим и др.
Чтобы дополнить определенное количество смазки в редуктор нужно сделать следующие действия:
- Зачистить редуктор и штуцер от имеющейся грязи.
- Выкрутить штуцер, а затем закачать с помощью шприца необходимое количество смазки.
- Закрутить штуцер обратно.
- Важно понимать, что наличие смазки в редукторе – это обязательное условие качественной работы всего снегоуборщика. Поэтому, нужно осуществлять её замену перед каждым новым сезоном.
Кстати, некоторые компании заранее предупреждают владельца снегоуборочной машины о том, что редуктор не до конца заполнен смазкой, поэтому её необходимо залить после первых десяти часов работы агрегата. Редуктор своими руками, смотрите на видео:
Конструкция редуктора снегоуборочной машины
В основу механизма вложена шестерня редуктора снегоуборщика, для производства которой используется мягкие металлы или, в более дешевых моделях снегоочистителей, пластик. Применение более мягких по своей структуре металлов при изготовлении шестерней объясняется той особенностью, что в случае непредвиденного заклинивания шнекового механизма мотор снегоуборщика не будет подвергаться механическим повреждениям.
Сам шнековый механизм снегоуборщика крепиться к поверхности вала при помощи нескольких срезных болтов, играющих роль первостепенной защиты двигателя снегоочистителя. В случае крайней необходимости проведения экстренного ремонта машины болты срезаются, что дает возможность защитить мотор используемого снегоуборщика.
Шестеренка редуктора снегоуборщика и все другие детали располагаются внутри защитного корпуса узла. В случае с бытовыми снегоочистителями корпус редуктора производиться из подобранного сплава кремния и алюминиевых компонентов. В этом случае в конструкцию корпуса входят две части, которые соединяются друг с другом болтами. Редукторы профессиональных снегоуборщиков оборудуются цельным чугунным корпусом.
Классификация редукторов снегоочистителей
Все современные снегоуборочные машины комплектуются редукторами преимущественно двух типов. К ним относиться:
- обслуживаемые редукторы – такого рода механизмы дают возможность разборки в целях профилактического обслуживания или ремонта. Эти редукторы отличаются повышенной надежностью, длительными сроками эксплуатации. Элементы этих механизмов изготавливаются преимущественно из бронзы, из-за чего их износ существенно снижается;
- необслуживаемые редукторы – эти механизм не нужно обслуживать и они не поддаются ремонту. При любой поломке такого редуктора его нужно демонтировать, а вместо него следует устанавливать новый механизм.
Механизмы для снегоуборщиков второго типа входят в комплектацию менее дорогостоящих моделей преимущественно китайского и корейского производства. Сроки их эксплуатации при интенсивной нагрузке составляют, как правило, 60–100 часов работы.
Устройство трансмиссии снегоочистителя
Трансмиссия снегоуборочной машины представляет собой набор шестерней, которые располагаются в корпусе и подключаются при помощи привода к двигателю и редукторам ведущих колес. Количество и размер шестерней зависят от количества передач – скоростей, на которых может передвигаться снегоуборщик.
Чаще всего в продаже встречаются снегоочистители, трансмиссия которых рассчитана на работу в одном конкретном скоростном режиме. Плюсом такой трансмиссии считается простота ее устройства и легкость в самостоятельном ремонте. Минус – большой расход горючего в тех ситуациях, в которых его можно было бы не избежать.
В комплектацию более современных снегоуборщиков входят улучшенные трансмиссии. Эти механизмы состоят из большого количества шестерней, поэтому их гораздо сложнее ремонтировать. Вместе с тем, современные механизмы дают возможность передвигаться в большом диапазоне скоростей – зачастую это от 2 до 6 передних и задних передач. За счет этого агрегат передвигается медленнее во время уборки тяжелых влажных масс, и быстрее – в процессе расчистки территории от легкого свежевыпавшего снега. Возможность регулировки скорости передвижения снегоуборщика дает возможность сэкономить горючее и снизить износ важных рабочих органов агрегата.
Как снять редуктор на снегоуборщике – пошаговый алгоритм
Демонтаж и разборка редуктора снегоуборщика требуется в тех случаях, если владельцу машину нужно отремонтировать механизм или заменить смазку в нем.
Порядок действий при разборке выглядит следующим образом:
- В первую очередь установите снегоуборщик в неподвижном положении;
- Затем отверните болты и аккуратно снимите кожух, защищающий ремни и трос привода шнекового механизма снегоуборщика;
- Открутите болты, расположенные позади «улитки»;
- Аккуратно снимите ремень шнекового механизма со шкива редуктора;
- Отверните винты, которые крепят шнековый вал;
- Поверните «улитку» до характерного щелчка, и вытащите шнековый механизм вместе с установленной в нем крыльчаткой;
- Снимите срезные болты и проведите разборку вала;
- Далее разберите редуктор снегоуборщика. Для этого одну из составляющих вала неподвижно зажмите в тисках и открутите 6 болтов, которые крепят оба составляющих элемента корпуса редуктора. После этого молотком несильно простучите по корпусу механизма. В конце из редуктора извлекается шестерня для снегоуборщика и другие элементы узла.
После выполнения всех перечисленных действий можно произвести ремонт и заменить неисправные элементы редуктора.
Смазка для редуктора снегоуборщика – выбор и замена средства
Перед тем, как заменить смазку в редукторе снегоочистительной машины, следует правильно подобрать смазочное средство. Оптимальным вариантом на практике является трансмиссионное масло – благодаря своей консистенции эта смазка быстро проникает внутрь всех отверстий и пазов, и создает прочную защитную пленку на шестерне и других элементах редуктора снегоуборщика.
Ни в коем случае не стоит использовать для смазки «Литол» и другие густые составы. Червячный редуктор, которым в большинстве случаев комплектуются снегоуборщики, с таким смазочным материалом не будет защищен от повышенного износа, так как средство достаточно долго будет растекаться по отверстиям внутри механизма. После покупки средства следует заменить старый смазочный материал в редукторе снегоуборщика.
Порядок действий при этом выглядит следующим образом:
- Сначала избавьтесь от старой смазки в штуцере и на деталях узла. Для этого лучше всего поместить элементы механизма в емкость с бензином и оставить в ней на 1 час;
- После этого выкрутите штуцер и посредством шприца внесите в него нужное количество смазочного материала;
- Затем вкрутите штуцер обратно на его место и соберите редуктор используемого снегоуборщика в обратном порядке.
В большинстве случаев компании-производители снегоуборщиков обязательно предупреждают своих покупателей об отсутствии нужного количества смазки внутри редуктора. В связи с этим заливать масло внутрь механизма необходимо уже после первых 10 часов применения снегоуборочной машины.
Каким требованиям должна соответствовать трансмиссия снегоуборщика?
Трансмиссия снегоуборочной машины играет крайне важную роль в конструкции агрегата. Из-за этого при покупке машины, этому элементу следует уделять достаточно большое внимание. При покупке необходимо изучить ряд факторов:
- Внешний вид деталей трансмиссии – попросите продавца снять защитные накладки и разобрать коробку передач. Вы должны убедиться в целостности всех шестерней и наличии всех зубцов на них;
- Отсутствие потеков масла на поверхности и между шестернями – масло должно присутствовать, но лишь в небольшом количестве. Если оно стекает по шестерням, значит, в бачке появилось отверстие или трещина. В результате подтеков масло будет засыхать на горячих шестернях, что приведет к ухудшению их взаимодействия;
- Отсутствие пазов, шириной более 5 мм – между некоторыми деталями трансмиссии должны быть узкие пазы, но если расстояние между элементами слишком большое, то это может привести к провалам при переключении передач;
- Все детали должны быть прочно закреплены на своем месте и не шататься в стороны – если вы немного подергаете шестерни, и они начнут шататься, то это приведет к очень быстрой поломки агрегата. Таких снегоуборщиков следует избегать;
- Соответствие шестерней указанным в техническом паспорте размерам – довольно часто продавцы меняют шестерни или устанавливают в конструкцию трансмиссии недостающие детали от других агрегатов. В техпаспорте выбранной машины должен быть указан размер каждой шестерни и количество зубцов на ней.
Если трансмиссия выбранной модели не имеет признаков брака и повреждений, значит, она прослужит длительное время без ремонта и замены деталей.
Редуктор для снегоуборщика – как изготовить своими руками?
Редуктор – это узел, который достаточно быстро выходит из строя, особенно, если дело касается необслуживаемого механизма для снегоуборщика. В связи с этим некоторые владельцы снегоочистителей предпочитают изготавливать самодельные редукторы. При условии соблюдения всех правил сборки в результате можно получить механизм, который по надежности практически ничем не будет уступать заводским узлам.
Для изготовления узла для снегоочистителя понадобится схема, в которой будут указаны размеры и методы монтажа деталей механизма.
После изучения чертежей можно приступать непосредственно к сборке. Порядок действий при этом выглядит следующим образом:
- Вначале берется шестерня редуктора для снегоуборщика, и монтируется вместе с подшипниками на вал машины. Шестерня обязательно должна быть изготовлена из бронзы и иметь не менее 20 зубов;
- Далее на вал устанавливается первая часть корпуса. Подшипники и шестерня в это время должны располагаться внутри корпуса;
- Затем детали нужно закрыть сальниками. Их диаметр должен составлять на 1 см больше диаметра шестерни. После этого сверху устанавливается вторая часть редукторного корпуса;
- На последнем этапе обе части корпуса следует скрепить срезными болтами.
При изготовлении редуктора для снегоуборщика придется потратить определенную сумму денег, однако стоимость самодельного механизма все равно будет в несколько раз ниже магазинного аналога.
Виды трансмиссии
Как правило, в снегоуборочной технике используется один из видов трансмиссии, каждый из которых имеет свои особенности:
- односкоростная трансмиссия снегоуборщика, являющаяся простейшим ее видом и обычно устанавливающаяся на ручных механизмах, которые работают за счет физической силы человека;
- шестеренчатая, которая имеет, как правило, несколько скоростей и используется в самоходной технике;
- гидравлическая трансмиссия снегоочистителя: она устанавливается на устройство нового поколения.