Нужно ли промывать двигатель при замене масла
Замена смазки в силовом агрегате автомобиля – процесс, не вызывающий сомнений в его необходимости. А вот, нужно ли промывать двигатель при замене масла – вопрос неоднозначный.
В процессе эксплуатации автомобиля, внутри двигателя, от клапанной крышки и до самого поддона картера, идут постоянные физические и химические процессы, в результате которых ДВС загрязняется лаковыми уплотнениями, шламом и нагаром. Их образование происходит в результате потери свойств смазки из-за окисления масляной основы.
Что образуется в двигателе, если не промывать
Лак – преобразования масляной пленки в результате воздействия высокой температуры. Частые места образования отмечаются в системе клапанов и поршней. Наиболее серьезным последствием является закоксовывание компрессионных и маслосъемных колец поршней.
Шлам – смолистые образования в результате изменения химического состава смазки. В результате воспламенения топливно-воздушной смеси, образуется вода. Которая, при рабочей температуре двигателя, испаряется. Если температура двигателя недостаточна, велика вероятность попадания неиспарившейся влаги в поддон картера. В случае обогащенной смеси, часть топлива также попадает в масло. Все это приводит к увеличению вязкости смазки. Впоследствии, может стать причиной закупоривания масляных каналов.
Нагар – твердые образования на поверхности камеры сгорания во время работы двигателя. Нагар оказывает влияние на процессы сгорания смеси в двигателе и срок его службы. Практически все нарушения сгорания смеси сопровождаются наличием нагара в камере. Отложения накаляются, что может привести к преждевременному воспламенению смеси. Детонация, как результат, приводит к ускоренному износу подшипников и валов ДВС. Снижается мощность и увеличивается расход топлива.
Промывочных свойств моторного масла недостаточно
Одним из общих требований, предъявляемых к моторным смазкам, являются высокие моющие и диспергирующие свойства. Это достигается путем введения присадок. Моющие присадки противостоят образованию продуктов окисления смазки на поверхности элементов двигателя.
Диспергирующие свойства – это способность «обволакивать» продукты окисления и загрязнения, препятствуя их соединению между собой. Удерживают их во взвешенном состоянии, не дают выпасть в осадок. Эксплуатация автомобиля в идеальных условиях сохраняет свойства масел на весь заявленный рабочий период.
Воздействие таких внешних факторов как: условия эксплуатации, качество топлива, неисправность какой-то из систем двигателя, увеличенный интервал замены – приводит к преждевременному старению смазки и, как следствие, образованию отложений.
- Процесс старения масла – это накопление примесей и изменение состава.
- В результате перегрева (в направляющих клапанов, зонах компрессионных колец, мертвой зоне зеркала цилиндров)
- Путем попадания несгоревшего топлива (при запуске двигателя или резком увеличении подаваемого топлива – ускорении)
- При попадании в поддон воды, образовавшейся при сгорании топлива (при холодном ДВС, система вентиляция картера не успевает испарить образовавшийся конденсат)
Как работает промывка двигателя?
После слива отработанного масла, до 10% смазки остается в двигателе. Несмываемый остаток нейтрализует полезные присадки нового масла и приводит к ускоренному старению, ухудшает смазывающие свойства.
Химический состав промывок предназначен для уменьшения вязкости отработанной смазки и максимальному выводу его из системы двигателя.
Существуют следующие виды промывочных составов:
- Промывки «пятиминутки». Мощные химические составы. Добавляются в моторное масло перед заменой. Реагируют с продуктами окисления смазки. Обладают высокими моющими свойствами. Снижая вязкость смазки, увеличивают ее текучесть, тем самым способствуют выводу практически всего объёма отработки.
- Промывки мягкого очищения. Имеют менее агрессивный состав по сравнению с «пятиминутками». Повышают моющие свойства масла. Заливаются за 300-500 км до замены.
- Промывочные жидкости. Как правило, это минеральные масла с определенным составом моющих присадок. Заливаются после слива отработки перед заливкой новой технической жидкости в полном объёме. Рекомендуется при попадании в масляную систему инородных жидкостей: антифриза или тосола, воды. А также при ошибочном использовании неподходящего масла.
Частота использования промывок
В случае своевременной замены и использовании смазки удовлетворяющей всем необходимым допускам двигателя, использовать промывочные составы перед каждой заменой масла нет необходимости.
Как правильно промывать двигатель — видео
В условиях нормальных нагрузок на ДВС, при исправности всех систем, моющих свойств качественных моторных масел достаточно для поддержания элементов двигателя в хорошем состоянии. Использование промывок допускается в качестве профилактических целей и для раскоксовки колец.
Процесс промывки двигателя
- При использовании промывки «пятиминутки». Автомобиль загоняется на смотровую яму или эстакаду. В заливное отверстие клапанной крышки выливается содержимое баночки моющего средства. Соотношение промывки к отработанному маслу, как правило, указывается в инструкции по применению. Автомобиль заводится и работает на холостых оборотах в течение пяти минут. Повышать обороты не рекомендуется. Возможны образования задиров размягченными продуктами окисления масла. После чего отработка сливается. Меняется масляный фильтр и заливается свежая моторная смазка.
- Промывка мягкого очищения. В используемое масло заливается чистящее средство в нужной пропорции. Не меняя стиля вождения, в обычном повседневном режиме, проезжается 300-500 км.
Километраж указывается в инструкции по применению.Хорошо справляется с лаковыми отложениями и шламом. Менее эффективна при взаимодействии с твердыми отложениями. Замена смазки производится в штатном порядке.
- Используя промывочные масла. Процесс полностью аналогичный с действиями по замене смазки. После замены фильтра и заправки поддона картера ДВС рекомендованным объёмом промывки, автомобиль заводится и работает без нагрузок в течение 15-20 минут. Повышать обороты не рекомендуется из-за измененного состава смазки. Количеством и составом присадок смазывающие свойства снижаются для увеличения моющих качеств. После чего промывка сливается. Фильтрующий элемент меняется на новый. Заливается новое моторное масло.
Для чего нужна промывка и что происходит в двигателе — показательное видео
В случае сильных загрязнений, разрешается использовать промывки комбинированно. Для ясности приведем пример. ДВС с большим пробегом, в котором замена смазки не была систематической, имеет шламовые отложения и нагар.
В случае простой замены масла, большая часть отложений и нагара не вступает в реакцию с новой смазкой. Тем самым сохраняя ее свойства. При использовании агрессивных промывок, все эти уплотнения размягчаются.
При сливе часть из них остается в системе. Залитая новая смазка перемешивается с оставшейся частью отложений и теряет часть своих свойств. Старение масла ускоряется, износ деталей увеличивается.
В данном случае, после замены «пятиминутных» промывок рекомендуется использовать промывочное масло. Это позволит сохранить свойства нового смазочного материала.
Все промывочные составы имеют мощные химические присадки, длительный контакт которых, например, с резинотехническими изделиями ДВС, может сказаться на их работоспособности.
Перемешивание с новым моторным маслом, может изменить его смазывающие свойства. После использования промывок, для их полного вывода из системы, практикуют следующее.
Заливается недорогое моторное масло любого производителя, любой вязкости и состава. Двигатель запускается и, подобно случаю с промывкой, все агрессивные присадки сливаются вместе с маслом после 20 минут работы ДВС.
После чего устанавливается новый фильтрующий элемент и заливается свежее моторное масло. Таким образом, удается добиться максимально благоприятной среды для функционирования новой смазки.
Подводя итоги.
Способ и частота промывки двигателя определяется исходя из состояния силового агрегата. При соблюдении всех рекомендаций и предосторожностей – приносящая пользу процедура.
Volkswagen Polo Sedan › Logbook › Подготовка к раскоксовке, мягкая промывка COMMA ENGINE FLUSH
Всем приветы!
Начну с того, что после избавления от лишних стуков, звуков, щелканий. Стал отчётливо слышен один, с отзвуком металла, в районе второго горшка. Дабы не питать иллюзий, принял решение, помыть масляную систему препаратом COMMA ENGINE FLUSH, если не пропадёт этот звук, то искать-капать глубже. Это будет первый этап. Изучив немного информации о данной промывке, буду использовать как размягчитель, то есть мягкую промывку. Всё будет сугубо на глаз и по внешнему виду масла и на ощупь.
Немного проясню картину. Было изучено много инфы о нашем ЦФНА, и как выяснилось, 2й цилиндр у нас самый многострадальный. В краце обрисую для тех кто не в курсе. Может кому то будет полезным…
Наш ЦФНА, это жалкое подобие ВТС двигателя, который был оснащен от подогрева впуска, до системы автоматического изменения фаз газораспределения с гидроуправляемыми муфтами (впускных клапанов)
При этом в режиме ХХ перекрытие клапанов полностью исключается, а по мере роста оборотов и нагрузки двигателя постепенно увеличивается.
По бедности на CFNA этого нет и установлено фиксированное значение перекрытия клапанов для всего диапазона рабочих оборотов
В чём собственно косяк… В момент открытия выпускного клапана на первом цилиндре и появления в выпускном коллекторе импульса давления его выхлопных газов (остаточное давление до 10 Bar при хорошей нагрузке на двигатель) во втором цилиндре продолжается процесс выпуска, давление в нем уже близко к атмосферному (относительное давление почти 0Bar), поэтому часть выхлопных газов будет заворачивать (забрасывать) именно в него. И все бы было терпимо – как попали туда ОГ так и выдавятся поршнем обратно, но после поворота КВ на несколько градусов начинается открытие впускных клапанов на втором цилиндре (фаза ПЕРЕКРЫТИЯ клапанов)
Именно поэтому она будет сгорать медленнее и не полностью, что приведет к снижению крутящего момента на ее рабочем такте и вероятно к повышенному нагарообразованию в цилиндре (и грязи во впускном). Отсюда – неравномерность сгорания (и нагара) по цилиндрам, вибрация двигателя при прогреве, и бубнящий выхлоп. Кислорода в ТВС не хватает, а контролирующий процесс сгорания на горячем двигателе лямбда-зонд не умеет еще реагировать на плохое сгорание в отдельных цилиндрах, если и прибавит подачу воздуха (чтобы не снижать крутящий момент), то сразу для всех. Поэтому от «конструктивной» неравномерности состава ТВС по цилиндрам она не избавит, и рык при разгоне появится.
Так что было решено начать подготовку к раскоксовке. Будет помыт впуск и прочее, но об этом потом.
А сейчас о препарате. Заявлена как быстрая и мягкая промывка. Как я понял в основе базовое масло и присадки.
Да, субстанция вязкая, прозрачная (не нюхал)
Параметры:
Моющие: Кальций Ca, мг/кг-3509
Противозадирные: Цинк Zn, мг/кг-2572
Фосфор P, мг/кг-2611
В сравнении с лидерами тестов ниже будет таблица.
А вот цитата. О препарате
Лабораторное исследование показало, что в присадке в моторное масло COMMA Petrol Engine присутствуют микроэлементы: кальций Ca – 3509 мг/кг, магний Mg – 8 мг/кг, бор B – 116 мг/кг, цинк Zn – 2572 мг/кг, фосфор P – 2611 мг/кг и кремний Si – 13 мг/кг.
Согласно полученным данным в присадке в моторное масло COMMA Petrol Engine содержится пакет моющих присадок, о чем говорит наличие кальция, и противоизносный пакет (цинк, фосфор), также возможно наличие антифрикционной добавки. Концентрация пакета почти в два раза выше, чем в моторном масле. Подводные камни кроются в другом и открываются при внимательном прочтении инструкции. Оказывается, одно и тоже средство может применяться и как стандартная пятиминутка и как долговременная присадка. Возникает резонный вопрос как производителю удалось совместить эффективность очистки при быстрой промывки в сервисе и возможность долговременной работы в двигателе? Ведь для первого необходимо введение в состав растворителей для повышения эффективности, а для второго способа применения растворители использовать нельзя, так как он истоньшает масляную пленки и при возникновении нагрузки приводит к задирам в парах трения.
Судя по результатам химического анализа для того, чтобы добиться заявленных особенностей в COMMA Petrol Engine не используются органические растворители, а очистка производится за счет мощного пакета моющее-диспергирующей присадки. Особенность его работы — это не растворение, а отслаивание масляных отложений, которые начинают дрейфовать по системе и должны улавливаться фильтром. В системах с небольшим количество отложений это приемлемо, а вот для сильно загрязненных двигателей чревато забивкой масляных каналов. Поэтому в случае использования присадки на загрязненном двигателе мы бы рекомендовали ограничиваться 10 минутным циклом промывки.
Ну у меня двигатель чистый. Пока поездим. Накатал сотку. А да, фильтр менял тыщ пять назад, на МАЛЕ
Следите дальше кому интересно.
Пробег на масле 8000 Татнефть Эксклюзив 5-40, 50-50 %% трасса-город. Режим вождения-крайне агрессивный. Бензин-правильный
пс: Перед залитием, накапал капли на бумагу, завтра в обед будет сутки, добавлю фото. Даже сейчас смотрел, масло живое, бенза нет практически, воды тоже, контур отчетливый. Соответственно после промывки, сравним
Добавил капельную пробу до залития промывки
Промывать двигатель или нет? (о промывочном масле, оно нужно вообще?)
SnowInMyHand
Stereophonic Sound
Какое масло выбрать, промывать / не промывать?
На эту тему существует множество расхожих мнений, иногда правильных, но зачастую имеющих источником то, что «дядя Вася в гараже» сказал или преданья старины глубокой, когда все ездили на Жигулях и лили масло «какое было».
Многие считают, что в старый двигатель нельзя лить «жидкое» синтетическое масло с высокими моющими свойствами. Обосновывается это тем, что потекут сальники, масло размоет загрязненные масляные каналы и будет множество страшных проблем.
Здесь два варианта:
— Если машина ненадолго – поездить и сплавить, стоит цель истратить как можно меньше денег, на состояние плевать.
— Если собираешься ездить на машине долго, стоит цель оттянуть серьезный ремонт двигателя как можно дальше или просто любишь свой авто.
В первом случае, лейте любое – Лукойл на базаре по 100 руб ведро. Можно дальше не читать.
Во втором случае, есть о чем говорить. Придется о состоянии двигателя заботиться. Но, надо, однако, руководствоваться принципом разумной достаточности – нет никакого смысла использовать «супер-масло» для мощных нагруженных моторов в стареньком с. Главное, чтобы масло и фильтр были качественными и менялись вовремя – для хорошей полусинтетики это через каждые 8-10ккм. Для синтетики этот пробег больше – 10-15ккм. У каждой детали есть свой срок службы. Если сальники при переходе на новое масло потекли – надо менять сальники, а не лить густое масло. Это, пожалуй, самое несложное и недорогое в ремонте двигателя. А мотору будет «лучше».
Какое масло выбрать? На самом деле, масла ведущих производителей примерно одинаковы по своим свойствам. Эти фирмы просто не могут себе позволить отстать от конкурентов в качестве и внимательно следят за всеми новинками, вкладывают большие средства в исследования и разработки.
Поэтому, нет смысла гнаться за конкретной этикеткой, просто нужно выбрать из списка известных производителей, имеющих допуск VW/Audi и, главное, покупать масло только в проверенном месте – подделок на рынке полно!
Разные масла одного производителя совместимы, и можно спокойно их смешивать. Конечно, свойства Mobil 1 5w50 RF не улучшатся, если в него добавить литр полусинтетики Synt S. Но и страшного ничего не произойдет.
Распространено ошибочное, на мой взгляд, мнение, что если меняешь тип или производителя масла, двигатель необходимо промывать специальным промывочным маслом. На самом деле, это очевидно не так:
Во-первых, любое современное фирменное масло обладает прекрасными моющими свойствами, лучшими, чем промывочные масла.
Во-вторых, никогда не удастся слить промывку полностью, а ее остатки явно не улучшат свойств нового масла. В то же время остатки старого моторного масла окажут меньшее влияние на новое. Не надо промывать двигатель при замене масла – это бессмысленно и вредно.
Выводы:
1. Чем масло лучше, тем лучше. Предел совершенства определяется кошельком.
2. Промывать не надо.
OleGolf
источник — VW FAQ