Особенности выбора гайковертов Мясорубка для грузовых автомобилей
Гайковерт «Мясорубка» с усилением крутящего момента
Один из важнейших инструментов для работы с резьбовыми соединениями. Имеет широкий спектр применения в промышленности и быту. В десятки раз облегчает затягивание и ослабление гаек и болтов. Позволяет без особых усилий работать с крупногабаритными конструкциями из стальных сплавов. В данной статье, мы расскажем о принципе работы данного устройства и объясним где и как применять его с наибольшей эффективностью.
Что такое ручной гайковерт
Ручной гайковерт – это мощный инструмент для выполнения конкретных задач, но несмотря на узкую направленность может облегчить множество типов работ. По сути это продвинутый аналог гаечного ключа, работающий по принципу усиления крутящего момента. От сборки мебели, до откручивания колес автомобиля, гайковерт поможет практически везде, где есть резьбовые соединения. Несмотря на свой компактный размер, может без труда затянуть или ослабить даже самые внушительные соединения.
Своим внешним видом, ручной гайковерт напоминает мясорубку, за что и получил данное прозвище в кругах водителей грузовиков. Если не углубляться в детали, механический гайковерт состоит из рычага, мультипликатора, упора и патрона для насадок. Внутри корпуса располагается планетарный редуктор, который может увеличивать силу вращения до 80-ти раз. Чтобы выдерживать большие нагрузки, механизм устройства зачастую изготавливается из прочной легированной стали.
Область применения ручного гайковерта
Наиболее часто ручной гайковерт с редуктором применяется в промышленной сфере при работе с крупногабаритными конструкциями. Этот инструмент популярен в автомастерских, на строительных площадках, в судостроении и железнодорожной промышленности. Широко применяется в слесарном деле и прочих работах, где приходиться сталкиваться с массивными или нагруженными резьбовыми соединениями.
В быту, ручной механический гайковерт “мясорубка” используется гораздо реже, и имеет не такую широкую область применения в сравнении с производством. Обычно этот инструмент приобретают водители грузовых авто, чтобы иметь возможность быстро поменять колесо во время поездок. Так же, данное устройство может понадобиться, если Вы затеяли строительный проект в котором присутствует множество крупных гаек и болтов. Механический гайковерт не является инструментом первой необходимости для дома, и в большинстве случаев может быть заменен обычным гаечным или баллонным ключом.
Ручной гайковерт “мясорубка” для грузовиков
В наборе инструментов дальнобойщика, большую популярность имеет гайковерт с усилением крутящего момента или “мясорубка”. Такой инструмент способен в разы облегчить откручивание колес, стремянок, рессор и прочих болтовых соединений, даже “прикипевших” и под большой нагрузкой. В отдалении от цивилизации, компактный гайковерт может принести колоссальную пользу, сэкономив время и силы водителя.
Автомобилисты, не сталкивавшиеся с ручным гайковертом, часто задают вопрос “Как открутить гайку на колесе”. Данный процесс предельно прост, но имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать при использовании инструмента. Первое, о чем следует помнить, это то, что ручной механический гайковерт крутит в обратную сторону (если крутить ручку по часовой стрелке, насадка с гайкой будут идти в противоположном направлении). Так же необходимо следить за расположением упора (для откручивания/закручивания левых и правых колес его положение меняется). Точная информация приведена в таблице ниже.
Расположение колеса | Направление вращения | Расположение упора | Вращение рукоятки |
Правое колесо | Откручивание | Справа | Против часовой стрелки |
Затяжка | Справа | По часовой стрелке | |
Левое колесо | Откручивание | Слева | По часовой стрелке |
Затяжка | Справа | Против часовой стрелки |
Помимо ручных моделей, для замены колес в дороге могут быть использованы электрические ударные или импульсные гайковерты. Он достаточно мощны, но менее надежны, так как имеют более сложный механизм и зависимы от заряда аккумулятора. Обычно подобные гайковерты используют для легковых машин, но многие модели могут справиться и с крупногабаритной техникой.
Как выбрать механический гайковерт мультипликатор
Передаточное число большинства “мясорубок” составляет 1:56, что означает, что за 56 полных вращений рукоятки, головка гайковерта сделает 1 оборот. Слишком низкая скорость для полного откручивания, поэтому данный инструмент используют только, чтобы ослабить крепеж и далее крутить обычным ключом или вручную. Существую 2-х скоростные модели, где можно менять передаточное число на 1:3. В таком случае, достаточно будет переключить режим после ослабления, и полностью выкрутить гайку не убирая гайковерт.
Показатель крутящего момента определяет, с какой силой гайковерт будет давить на гайку. Измеряется данный показатель в ньютон метрах (N·m). В зависимости от типов работ, следует выбрать инструмент с подходящим крутящим моментом. К примеру: для откручивания колес легкового автомобиля будет достаточно 200 N·m, когда на грузовой технике эта цифра должна быть не менее 1000.
От размера присоединительного квадрата зависит размер крепежа, с которым можно будет работать данным инструментом. К примеру: для крепежа с размером от 10 до 16 мм, подойдет квадрат в 1/2 дюйма, когда с более крупными гайками (20-50 мм) можно будет работать только с квадратом размером в 1 дюйм. Соответственно ручной гайковерт для легковых автомобилей может иметь квадрат в 1/2 дюйма, а для грузовиков данный показатель должен варьироваться от 3/4 до 1.
Особенности выбора гайковертов «Мясорубка» для грузовых автомобилей
На сегодняшний день практически у любого шофера есть такое приспособление, как гайковерт. Особенно он нужен для водителей грузовых автомобилей. Ведь данные машины очень большие и при помощи обычного гаечного ключа с поломками достаточно трудно справиться, особенно если неприятность произошла в дороге.
Характеристики
Гайковерт «мясорубка» – это совсем несложная конструкция. В его основе – корпус в виде цилиндра. Он объединяет все детали, а также обеспечивает их полное взаимодействие. Чаще всего такой корпус изготавливается из полимеров или металла (сталь). Однако в некоторых случаях он может быть изготовлен из комбинированных материалов.
Внутри его находится планетарный редуктор. На его основной части также есть приводной вал, на конце ручки которого находится квадрат. На другой части расположен выходной вал. Именно на данный вал устанавливаются все головки, чтобы можно было работать с элементами крепежа. Гайковерт имеет еще и рычаг, при помощи которого можно остановить вращение в самом процессе работы.
Одной из главных характеристик такого инструмента является передаточное отношение планетарного редуктора или, другими словами, мультипликатора. Он служит для преобразования крутящего момента. Приводится в движение он при помощи рукоятки, поэтому его и называют «мясорубкой».
Чаще всего в продаже можно встретить гайковерты с отношением мультипликатора 1 к 56 или 1 к 58. Крутящий момент при этом должен быть от 2700 Н*м до 3400 Н*м. Кроме того, в комплектацию гайковерта входят две головки, которые могут открутить или закрутить гайки от 27 до 58 миллиметров.
Принцип работы
Ознакомившись с достаточно простыми характеристиками гайковерта, необходимо рассмотреть, как работает данное устройство.
- Для начала необходимо установить на гайковерт головку необходимого размера, а после этого хорошо ее закрепить.
- Затем головка надевается на необходимую деталь, то есть болт или гайку.
- Далее можно начинать вращать ручку. При этом данное вращение передается на выходной вал. Сама головка вращается очень медленно, однако, в это же время усилитель крутящего момента помогает достаточно быстро справиться с заданной работой. То есть открутить или закрутить крепежные детали, с которыми вручную практически невозможно справиться.
- Однако при такой работе необходимо знать о том, что вращения откручиваемой гайки и самой рукоятки направляются в разные стороны.
Поэтому после того как гайка сорвана и стала идти уже гораздо легче, лучше снять гайковерт и открутить гайку вручную. Это необходимо сделать для того, чтобы не сорвать резьбу или не поломать шпильку.
Достоинства и недостатки
Практически все плюсы данной конструкции связаны с мультипликатором, который преобразует, а также усиливает крутящий момент. Стоит отметить следующие важные особенности гайковерта.
- Сама конструкция достаточно простая, но при этом и долговечная, и надежная.
- При помощи гайковерта «мясорубки» крепежи можно отвинтить очень плавно. Кроме того, сделать это можно и с теми деталями, с которыми не справляются обычные гаечные ключи.
- Такой гайковерт отличается небольшими габаритами, поэтому очень удобен как в работе, так и в перевозке.
- Он автономен.
- Работать с таким инструментом достаточно удобно, потому что усилий человек применяет совсем немного, а работа движется очень быстро.
- Ремонтные работы можно ускорить, что значительно экономит время.
Одним из самых больших недостатков многие считают большой вес гайковерта. Однако это не совсем корректно, учитывая то, что при изготовлении инструмента применяются очень прочные металлы, поэтому и вес увеличивается. Соответственно и прочность его будет в несколько раз больше. Кроме того, те люди, которые не придерживаются правил использования инструмента, считают, что большая мощность агрегата также является недостатком, ведь можно просто сорвать резьбу. Делая вывод из всего вышесказанного, можно отметить, что при соблюдении всех рекомендаций, столкнуться с недостатками гайковерта не придется.
Ручной гайковерт для грузовых автомобилей нужен далеко не всем, но владельцам больших машин и работникам СТО он существенно облегчает работу. Такие инструменты бывают нескольких видов и типов. Их разделяют на ударные и безударные, на электрические и аккумуляторные. А также на инструменты с редуктором и без него. Чтобы определиться для себя, какой именно гайковерт стоит выбрать, нужно узнать основную информацию обо всех его разновидностях.
Электрический
Такие модели больше подходят для бытового применения. Они работают от сети, мало весят и при этом хорошо справляются со своей работой. Чаще всего их приобретают для небольших СТО, шиномонтажа, а также для персонального обслуживания легковых автомобилей. Однако более дорогие и мощные инструменты могут подойти даже для грузовиков. Правда, и стоить мощная и хорошая модель будет в разы дороже.
Аккумуляторный
Данные инструменты имеют широкое применение и пользуются популярностью у многих водителей. Аккумуляторные гайковерты встречаются с разными параметрами, поэтому выбирать их стоит, ориентируясь на те работы, с которыми предстоит справляться.
Аккумулятор в таких конструкциях достаточно мощный, что дает возможность поменять целый комплект колес сразу даже на грузовом автомобиле. Однако при выборе необходимо обращать внимание на то, сколько времени может держаться зарядка. Это особенно важно для водителей-дальнобойщиков, поскольку слабый аккумулятор может в дороге разрядиться.
Пневматический
Достаточно прочный гайковерт с отличными показателями крутящего момента. Однако недостаток таких моделей состоит в необходимости постоянного подключения их к компрессору. Чаще всего их используют для работ в больших автосалонах, а также на производствах.
Механический
Одним из самых надежных вариантов среди всех считается редукторный ручной гайковерт «мясорубка». Он может закрутить любую необходимую деталь без посторонней помощи. То есть ему не понадобится ни аккумулятор, ни сжатый воздух, ни электрика. Такой инструмент часто называют колесным, так как его используют в шиномонтаже для грузовых машин. Среди своих «коллег» он самый востребованный у водителей грузовых автомобилей благодаря своей надежности.
Гидравлический
Данные гайковерты обладают большой точностью, а также имеют высокий крутящий момент. Чаще всего их применяют для работы с очень крупными крепежами именно из-за этого. Такие инструменты практически не вибрируют, кроме того, они достаточно долговечны. Однако для работы в шиномонтаже они непригодны. Разве что в качестве дополнительного инструмента, который используется в наиболее сложных случаях.
Гидравлические гайковерты можно разделить на две подгруппы: накидные и кассетные. Первые используют в самых сложных случаях: когда гайка слишком плотно сидит или крепеж покрылся ржавчиной. В этом случае именно мощный гидравлический гайковерт помогает решить проблему.
«Спасти» в сложный момент могут и кассетные гидравлические гайковерты. Они позволяют обработать труднодоступные места. Этому способствуют их небольшой диаметр и плоская форма.
Советы по выбору и эксплуатации
Для того чтобы можно было открутить гайки даже в дороге, лучше всего использовать гайковерт с механическим устройством. При выборе надо внимательно изучить его характеристики, чтобы они полностью соответствовали необходимым требованиям.
- Чтобы гайковерт прослужил намного дольше, необходимо его протестировать, обязательно смазать специально купленным для этого маслом, а также проверить каждую деталь инструмента.
- После этого нужно полностью собрать гайковерт. Для этого необходимо надеть головку на гайку, а упорный рычаг установить как можно ближе к самой гайке.
Далее можно начинать вращать ручку и делать это до тех пор, пока не удастся сорвать гайку с места. После этого надо перестроить сам инструмент на меньшую скорость. После тестирования можно приступать к любой работе, которая будет посильной для гайковерта.
- Не стоит забывать о том, что за гайковертом необходимо ухаживать, как и за любым инструментом.
- Необходимо помнить и о технике безопасности. Обязательно стоит убедиться, что на самом корпусе, а также на всех элементах мультипликатора нет ни трещин, ни острых углов, ни даже острых кромок.
- Не стоит допускать высоких нагрузок при работе с инструментом. Если работать нужно долго, можно временно останавливаться, давая инструменту отдохнуть.
- Необходимо следить за тем, чтобы сама рукоятка сидела очень плотно.
- Если разбит шестигранник, ни в коем случае нельзя использовать такой инструмент.
- Чтобы продлить срок службы гайковерта, необходимо проводить своевременные осмотры, а также ремонт. Делать это лучше в специализированных салонах, чтобы самим не повредить инструмент.
- Нужно соблюдать все правила хранения изделия. То есть, следить за тем, чтобы в него не попадали ни вода, ни грязь. Но если все же это произошло, сразу же надо удалить все загрязнения или вытереть насухо воду. Кроме того, сразу смазать все детали, чтобы они не покрылись ржавчиной.
- При выборе подходящего инструмента стоит обращать внимание и на такой параметр, как крутящий момент. Ведь если выбрать модель неправильно, то гайки будут закручены сильнее, чем нужно.
Рассматривая разные виды инструмента, можно сделать вывод, что лучше всего для грузовых автомобилей подходит гайковерт «мясорубка». Он не только удобен в обращении, но и достаточно мощный. Кроме того, инструмент поможет справиться с любой ситуацией, приключившейся в дороге. Его также можно приобрести и для работ на шиномонтаже.
Ещё больше полезной и интересной информации о гайковерте «Мясорубка» вы можете узнать из следующего видео.
Ручной гайковёрт. «Мясорубка» дальнобойщика
В автомобилях, особенно в грузовиках, автобусах или специальной технике, часто применяются резьбовые соединения довольно больших размеров. Практически любой водитель сталкивался с проблемой, когда болт (или гайка) настолько «прикипел», что отвернуть его — серьёзная проблема, даже при наличии соответствующей головки и немалого размера удлинителя. В таких случаях выручает ручной гайковёрт-мясорубка, с помощью которого отвинчивание крепежа происходит значительно легче.
Принцип действия гайковерта-мясорубки
Конструкция этого инструмента достаточно проста и представляет собой планетарный редуктор, собранный в металлическом корпусе. Активное вращение рукоятки передаётся на выходной вал, при этом головка инструмента совершает обороты гораздо медленней, чем вращается ручка, однако усилие, передаваемое на болт или гайку, увеличивается многократно. За счёт увеличения крутящего момента ручной гайковёрт-мясорубка справляется с крепёжными элементами, которые открутить вручную практически невозможно. Для грузовиков, автобусов, тракторов, другой крупногабаритной техники наличие подобного устройства может оказаться очень полезным.
Внешне ручной гайковёрт выглядит как металлический цилиндр с отходящей от него под углом ногой-упором (упорным шипом), вся механика собрана внутри. Снаружи остаются два концевика под квадрат — на один одевается рукоятка, на другой головка, непосредственно вращающая крепёж. Инструмент полностью механический, не требует доступа к электричеству, сжатому воздуху и чему-то подобному. Соответственно, пользоваться им можно в полевых условиях, в дороге. Водители грузовиков, регулярно бывающие в длительных, продолжительных рейсах, оценили гайковёрт, многие из них возят его в машине постоянно.
В использовании ручной гайковёрт-мясорубка очень прост. Головка должна плотно сидеть на квадрате и гайке, ручка — на своём хвостовике. Упорный шип плотно прижимается к поверхности колёсного диска и упирается в соседнюю гайку. Следует помнить, что вращение рукоятки и гайки, как правило, направлены в разные стороны. После того, как крепёж сорван и стал вращаться легче, имеет смысл снять гайковёрт, установить удлинитель и закончить отвинчивание вручную. При закручивании гаек или болтов при помощи этого инструмента нужно быть очень внимательным и осторожным. Из-за того, что усилие рукоятки увеличивается многократно, нередки случаи сворачивания резьбы и поломки шпилек.
Достоинства и недостатки ручных гайковёртов
Поскольку в основе конструкции лежит мультипликатор, преобразующий крутящий момент и усиливающий его, то и достоинства инструмента связаны с этим. Выделяют следующие преимущества, которыми обладает механический гайковёрт:
- простота конструкции и, соответственно, высокая надёжность;
- плавное, но мощное отвинчивание крепежа;
- полная автономность;
- относительно небольшие габариты;
- удобство работы, экономия усилий;
- упрощение ремонта и экономия времени.
В качестве недостатков иногда называют довольно большой вес ручного гайковёрта, однако следует понимать, что масса обусловлена тем, что при производстве гайковёртов применяются надёжные и прочные металлы (сплавы). Понятно, что сделать инструмент максимально надёжным, но при этом ещё и лёгким довольно сложно. Принципиально это возможно, но цена ручного гайковёрта была бы слишком большой. Кроме того, иногда недостатком считают излишнюю мощность, поскольку при неаккуратном использовании мультипликатор легко может сломать крепёж или оборвать резьбу. Этот недостаток также весьма условный, поскольку осторожность и тщательность необходимы при работе с любым инструментом, даже самым простым.
Производится несколько разновидностей ручного гайковёрта. Упорный шип может быть сделан единым целым с корпусом или перемещаться вдоль него. Если упор двигается, то в определённых положениях он может быть закреплён с помощью специального механизма. Кроме того, выделяют устройства с подшипником или с редуктором, валы которого вращаются на втулках. Цена подшипникового гайковёрта для грузовиков выше, однако он считается более надёжным, удобным и долговечным. Выпускаются также двухскоростные мультипликаторы. Отличаются передаточные числа, бывают обычные или удлинённые гайковёрты.
Особенности обслуживания. Цены
Как и другие виды инструмента, ручной гайковёрт-мясорубка для долгой и успешной эксплуатации требует бережного отношения. Кроме этого, пользование любым механическим устройством должно отвечать определённым требованиям безопасности. На корпусе и элементах мультипликатора (ручке, головках) не должно быть острых кромок, сколов или трещин. Слишком большие нагрузки при работе также недопустимы. Торцевая головка и рукоятка должны быть одеты плотно, не иметь люфта. Применять изношенные, с разбитым шестигранником головки нельзя. Перед использованием следует удостовериться, что головка одета на крепёж полностью, до упора.
Для продления срока эксплуатации и содержания инструмента в рабочем состоянии необходимо своевременное обслуживание и ремонт. Кроме того, даже если ручной гайковёрт полностью исправен, нужно соблюдать условия его хранения. Необходимо следить, чтобы вода и грязь не попадали на гайковёрт, а если попали, то инструмент был очищен при первой возможности. Устройство требует периодической смазки. Цена небрежности — выход из строя в самый неподходящий момент.
Расценки на ручные усилители крутящего момента могут очень сильно отличаться. Если рассматривать гайковёрты для грузовиков, то цена их составляет от 2 до 10 тыс. рублей. Есть мультипликаторы, применяемые для промышленных или строительных целей, их стоимость может колебаться от 80 до 200 тыс. рублей.
Стандартный механический гайковёрт-мясорубка, привычный для водителей-дальнобойщиков, не занимает много места в грузовике или автомастерской. Он относительно недорог, надёжен и работает долгие годы.
Гайковерт механический: самая тяжелая работа по плечу
Открутить гайки на колесах грузовика — иногда нетривиальная задача, требующая приложения смекалки и большой физической силы. Но инженерная мысль не стоит на месте, и для решения этой задачи был создан специальный инструмент — механический гайковерт («мясорубка»). Об этом инструменте, его устройстве, особенностях и применении подробно рассказано в данной статье.
Назначение механического гайковерта
Каждый водитель знает, что откручивать гайки крепления колес к ступице гораздо сложнее, чем закручивать. Поставить колесо можно быстро, легко и с помощью обычного баллонного ключа, а когда настает время его снимать, приходится прибегать к помощи куска трубы, собственного веса и крепкого словца. Потому что гайки намертво пристают к шпилькам и не хотят откручиваться.
В чем причина такого поведения резьбового соединения? Наибольшая доля вины лежит на самой обычной коррозии. Все дело в конструктивной особенности резьбового соединения, а точнее — в профиле его резьбы. Вершина спирали, образующей резьбу, имеет форму трапеции (треугольника с обрезанной вершиной), в то время как дно канавки между витками спирали полукруглое. Поэтому между болтом и гайкой вдоль их резьбы всегда присутствует спиральный воздушный канал, в который легко попадает влага, происходит коррозия, и гайка с болтом буквально склеиваются.
Нередко все попытки снять колесо приводят к поломке шпилек и необходимости проведения более серьезного ремонта, чем планировалось. Наиболее часто с этими проблемами сталкиваются владельцы и водители грузовых автомобилей — в них процесс закисания гаек происходит более активно, да и самих этих гаек на колесах грузовиков больше.
Избежать этой неприятной ситуации, облегчить и ускорить процесс снятие и установки колес (в первую очередь — колес грузовых автомобилей) поможет специальный инструмент — механический гайковерт, или усилитель крутящего момента. Этот инструмент давно используются в машиностроении, на железной дороге, в строительстве и различных отраслях промышленности, но лишь относительно недавно стали появляться гайковерты для автомобилей. За короткое время этот инструмент приобрел популярность, а благодаря доступной цене сегодня его можно встретить в очень многих грузовиках.
Устройство механического гайковерта
В основу механического гайковерта положен мультипликатор — механизм, преобразующий крутящий момент. В качестве мультипликаторе в гайковерте используется компактный планетарный механизм, который преобразует быстрое, но легкое вращение рукоятки в медленное, но создающее значительное усилие вращение головки. Кстати говоря, за наличие рукоятки и характерное ее вращение механический гайковерт часто называют «мясорубкой».
Гайковерт имеет несложную конструкцию. Его основу составляет стальной цилиндрический корпус, в котором помещается планетарный механизм. С одной стороны корпуса расположен вал привода, который оканчивается квадратом для присоединения рукоятки, с противоположной — выходной вал, на который устанавливаются головки для откручивания гаек или болтов. Также в гайковерте предусмотрен упорный рычаг для предотвращения вращения инструмента во время работы.
Так как инструмент нередко испытывает колоссальные нагрузки, все его детали изготавливаются из высококачественной легированной стали, также в нем используются компоненты из закаленной стали. Поэтому гайковерты в зависимости от модели и комплектации в собранном виде имеют довольно большой вес — от 5 до 10 кг.
Механические гайковерты продаются в виде набора, помещенного для удобства в пластиковый кейс. Набор может содержать следующие компоненты:
• Гайковерт;
• Съемная рукоятка;
• Две головки;
• Переходник.
На рынке представлены также и отдельные наборы головок для механических гайковертов.
Преимущества ручного механического гайковерта
Как уже было сказано, основным компонентом механического гайковерта является мультипликатор — преобразователь крутящего момента. С помощью мультипликатора производится преобразование небольшого крутящего момента, создаваемого рукой, в значительный крутящий момент, передающийся на гайку. И это дает данному инструменту ряд преимуществ.
Плавность откручивания гаек. Главная причина поломок шпилек и болтов при откручивании с помощью ключей и рычагов — неравномерное движение инструмента. Небольшой рывок — и шпилька сломана. Гайковерт полностью лишен этого недостатка, так как вращение гайки происходит равномерно, медленно, без рывков и толчков, поэтому о поломках шпилек можно забыть.
Меньшая утомляемость. Гайковерт значительно облегчает работу по снятию и установке колес, и, что немаловажно, сберегает нервы. Единственный недостаток инструмента — его относительно большой вес, но с этим приходится мириться, да и тяжелый инструмент в любом случае лучше, чем проблемы с закисшими гайками и сломанными шпильками.
Сокращение времени ремонта. Инструмент экономит немало времени, сокращая вынужденные простои автомобиля, а значит, снижает и расходы.
При этом механический гайковерт занимает немного места в автомобиле или гараже, и надежно служит на протяжении многих лет. Так что гайковерт — это лучше, чем баллонные ключи, трубы и подручные средства для снятия колес.
Типы и технические характеристики гайковертов
Основные характеристики гайковертов — передаточное число мультипликатора и максимальный момент силы, который инструмент может приложить к гайке. На сегодняшний день чаще всего встречаются гайковерты с передаточным числом 1:56 и 1:58, а максимальный крутящий момент 2800 или 3500 Н·м.
Обычно в комплекте с инструментом идут две головки для работы с гайками наиболее распространенных на грузовых автомобилях размеров — 30 и 32, 32 и 33. Однако возможны и другие варианты, в том числе 24 и 27, 32 и 38 и другие. А в целом гайковерты могут работать с головками для гаек размером от 24 до 60 мм.
Также гайковерты в зависимости от конструкции и некоторых особенностей можно разделить на несколько разновидностей.
По положению упорного рычага:
• Неподвижный (составляет единую конструкцию с корпусом);
• Подвижный (может двигаться вдоль корпуса, фиксируется в нужном положении с помощью «барашка»).
По конструкции планетарного механизма:
• С подшипником. Обычно такие гайковерты имеют в названии индекс «П», они обладают более высокой стоимостью, но более удобны, надежны и долговечны;
• С втулками. Упрощенный вариант гайковерта, менее дорогой, но и менее долговечный.
По количеству скоростей (передаточных отношений):
• Односкоростные гайковерты с передаточным отношением 1:56 или 1:58;
• Двухскоростные гайковерты с передаточными отношениями 1:56 или 1:58 и уменьшенным передаточным отношением 1:3.
О двухскоростных гайковертах нужно сказать подробнее. Значительный крутящий момент нужен только для «отрыва» гайки от шпильки, однако после освобождения гайку откручивать инструментом невыгодно — это происходит слишком медленно. Поэтому после «отрыва» гайки ее проще и выгоднее откручивать обычным ключом или вовсе руками. Двухскоростные гайковерты как раз и удобны тем, что после «отрыва» гайки можно переключить инструмент на меньшее передаточное число, и откручивать гайку быстрее. На деле такие гайковерты позволяют добиться практически двукратной экономии времени на снятие и установку колес.
Приемы работы с механическим гайковертом
Работа с инструментом интуитивно понятна и доступна даже неопытным автомобилистам. Однако здесь есть одна тонкость, к которой иногда приходится привыкать: вращение рукоятки и головки происходит в противоположные стороны. То есть, если вращать рукоятку по часовой стрелке, то головка будет вращаться против часовой стрелки, и это нужно обязательно учитывать при снятии и установке колес.
В общем случае работа с инструментом сводится к следующим шагам:
- Собрать инструмент (установить рукоятку и головку нужного размера);
- Надеть головку инструмента на гайку, подвести упорный рычаг к ближайшей откручиваемой гайке;
- Произвести вращение рукоятки;
- После «отрыва» гайки снять инструмент или переключиться на меньшее передаточное число.
Установка инструмента и вращение его рукоятки зависит от того, с какой стороны автомобиля находится колесо, и какая работа производится — установка или снятие колеса:
• Для снятия колеса с левой стороны автомобиля рукоятку нужно вращать по часовой стрелке, упорный рычаг должен иметь упор слева;
• Для снятия колеса с правой стороны автомобиля рукоятку нужно вращать против часовой стрелки, упорный рычаг должен иметь упор справа;
• Для установки колеса с левой стороны автомобиля рукоятку необходимо вращать против часовой стрелки, упорный рычаг должен упираться в соседнюю гайку с правой стороны;
• Для установки колеса с правой стороны автомобиля рукоятка должна вращаться по часовой стрелке, упорный рычаг должен иметь упор слева.
Эти особенности необходимо помнить, и тогда снятие и установка колес будут производиться быстро и без ошибок.
Как выбрать лучший гайковерт для автосервиса?
Любое СТО начинается с подъемника и хорошего инструмента для автосервиса.
И не только ручного: есть много разновидностей правильных и полезных инструментов, которые значительно облегчают труд механика и увеличивают производительность.
В авторемонте наибольшее количество технологических операций связано с простым и понятным – «крутить гайки», а потому тема нашей статьи:
Как выбрать правильный и недорогой гайковерт для профессионального автомеханика.
Разнообразие гайковертов: виды и особенности конструкции
Редукторные моментные гайковерты – мультипликаторы крутящего момента
Простые ручные механические мультипликаторы известны давно, и они до сих пор успешно применяются в грузовом авторемонте: это гайковерты с редуктором, который позволяет в несколько раз увеличить крутящий момент передаваемого усилия.
Кратность редуктора и передаваемое усилие могут быть достаточно значительны: кратность 3,5 – 60 и усилие на выходе 700-10000 Нм.
Отметим важное: мультипликаторы для автосервиса (как правило) производятся с контролируемым моментом, что необходимо по требованиям безопасности.
Виды привода моментных гайковертов различные: от ручного рычага (как в мясорубке) – до применения пневматического или электропривода.
Входной квадрат для привода: ½» – ¾», на выходе редуктора – квадрат ¾» – 1½».
Более продвинутые версии редукторных гайковертов – со встроенным приводом вращения: выпускаются пневматические, электрические и аккумуляторные мультипликаторы момента – они намного компактнее и удобнее в работе.
Основные области применения – индустрия, хотя для сервиса грузового и специального транспорта им тоже есть место.
Гидравлические гайковерты
Это очень мощная техника с огромными возможностями как по величине момента так и по разнообразию конструкций — но все это в основном для индустрии.
Встречаются гидравлические гайковерты для грузового шиномонтажа, но стоят они ощутимо дорого.
Электрические и аккумуляторные гайковерты
Электрические сетевые гайковерты для автосервиса практически не производятся – они запрещены по нормам безопасности: на СТО не допускается применение электроинструмента с напряжением выше 24В.
Для сервиса грузовых колес производятся ударные электрические гайковерты на мобильных тележках.
Они сделаны достаточно удобно:
Большие колеса, уравновешенная конструкция и мощный привод 1,1-1,5 кВт.
Питание 220-380В, выходной квадрат 1″ и вес от 43 до 55 кг.
Производят электрогайковерты для грузового шиномонтажа в Швеции, Польше, Турции и в России.
Аккумуляторные гайковерты для автосервиса начали активно развиваться только недавно – с появлением более мощных аккумуляторов нового поколения.
Им всегда не хватало достаточного усилия, но этот сегмент очень активно развивается и сегодня на этом рынке уже есть модели, которые можно подобрать.
Появились импульсные (ударные) гайковерты нового поколения с очень приличным крутящим моментом до 1000 Нм и быстрой перезарядкой до 60 мин.
Самое лучшее, что есть в аккумуляторных гайковертах – максимальная автономность: для работ на выезде, в мобильных мастерских и в поле – это незаменимый инструмент.
Но пока есть и недостатки: относительно невысокие крутящие моменты (за свои деньги), ограничения по времени работы, относительно высокий вес и габариты, высокая цена по сравнению с пневмогайковертами.
Пневматические гайковерты
Это самые востребованные, недорогие и самые доведенные по конструкции инструменты: для условий автосервиса сложно что-то придумать лучшее.
Что такое пневмогайковерт знает любой автомобилист, и вроде глупо писать статью на эту тему, но наш 20-летний опыт подсказывает что нужно, — потому что новички есть всегда и ошибки, которые были и 20 лет назад, повторяются сегодня с постоянным упорством.
Как выбрать правильный пневмогайковерт?
При выборе не стоит циклиться на максимальном крутящем моменте и низкой цене, — у пневмогайковерта есть и другие важные параметры, а потому нужно выбрать для себя оптимальное сочетание характеристик за минимальные деньги.
Начнем с практики:
Выбор пневмогайковерта для грузового шиномонтажа.
Отметим только важное для Вас:
- Для грузового шиномонтажа нужен гайковерт под большие головки – с квадратом 1″, реже (для легких грузовиков) – квадрат ¾».
- Мощность здесь очень важна, лучший выбор – это грузовой ударный пневогайковерт 1″ с моментом от 2400 Нм и выше.
- По конструкции: рекомендуем выбирать гайковерт с длинной осью – это важно для обслуживания сдвоенных колес с глубоким расположением колесных гаек.
- Стандартное оснащение профессиональных моделей на 1″: двойной ударный механизм (Twin Hammer), реверс, регулировка скорости, сниженные вибрации.
- Вес очень важен – для грузового гайковерта 1″ он может быть от 6-7,5 кг (для хороших моделей) до 16,5-20 кг (дешевых) — а вот это уже очень тяжело.
Малый вес пневмоинтсрумента достигается за счет применения легких Ал-магниевых сплавов и современных высокопрочных композитных материалов.
Опыт подтверждает: чем гайковерт легче, тем он дороже, но лучше и надежнее.
Поэтому внимание: грузовой электрогайковерт на тележке весом 65 кг реально не лучший выход — он дороже современных легких грузовых пневмогайковертов с весом всего 7-8 кг. Думайте и считайте.
У хорошего пневмогайковерта на 1″ потребление воздуха составляет 250-350 л/мин, у дешевых этот параметр в 2-3 раза выше – от 560 до 1000 л/мин.
Какой для них нужен компрессор? Умножайте на 2-2,5 и посчитайте свою экономию на дешевом гайковерте еще раз, но с учетом более производительного компрессора.
Особенности выбора гайковертов для легкового шиномонтажа.
Для обслуживания легковых колес применяют пневмогайковерты с квадратом ½» под соответствующие колесные головки.
Чтобы себя не ограничивать в скорости работы, рекомендуем выбирать гайковерт с максимальным крутящим моментом от 700 Нм (а еще лучше 1000 Нм).
Какие параметры еще важны?
- Низкое потребление воздуха.
Это архиважный параметр! Особенно для шиномонтажных мастерских, где все экономят по максимуму.
Хороший качественный пневмогайковерт ½» имеет потребление воздуха на уровне 100-135 л/мин и менее.
Более дешевые модели могут потреблять 180 — 330 л/мин.
Для последних «производительность» поршневого компрессора должна быть выше 450-600 л/мин. А у Вас есть такой компрессор? - Вес пневмогайковерта ½» в среднем около 2-2,7 кг. Но самые современные могут весить и рекордные 1,1-1,3 кг.
- Оснащение стандартное для моделей профи: двойной ударный механизм (Twin Hammer), реверс, регулировка скорости и сниженные вибрации.
Пневматические гайковерты для СТО.
Современный автосервис уже немыслим без использования пневмогайковертов при ремонте двигателя, ходовой и кузовных работах.
Нудное занятие «крутить гайки» вообще не для современного автомеханика. И это не реклама, а правда – мы знаем фирменные сервисы в Украине, где смогли перебороть свое отношение и реально «вкололись»: работа с пневматикой открывает новые возможности в ремонте автомобилей.
Для гайковерта в автосервисе не так критичен высокий крутящий момент — важны компактность, минимальные габариты и малый вес.
Кроме гайковертов ½», на СТО применяются менее мощные но суперлегкие и удобные на 3/8″ и даже микрогайковерты на ¼» весом всего 0,6 кг.
Угловые пневматические гайковерты (пневмотрещетки)
Это отличный надежный высокопроизводительный инструмент, который широко применяется на автосборочных заводах, — и для авторемонта это именно то, что нужно.
Очень компактные и удобные – они позволяют работать в самых труднодоступных местах.
Выбор угловых гайковертов очень широк:
- Присоединительный квадрат под головки:1/4″ – 3/8″ – ½»
- Крутящий момент от 35-70 Нм — до 100 Нм для ударного углового пневмогайковерта
- Очень компактные размеры и минимальный вес – около 1 кг и менее 0,5 кг (для минитрещеток).
- Технологически – это самые прогрессивные конструкции индустриального уровня
На этот продукт стоит обратить внимание профессионалам.
Для справки добавим – для автосервиса выпускаются также пневматические отвертки.
Правильная работа пневмогайковерта: учимся не делать чужих ошибок.
Очистка воздуха и смазка.
Хотя для многих это будет открытием, но скажем: пневмоинструмент требует очистки сжатого воздуха от влаги и загрязнений и обязательной смазки.
Игнорирование этих требований типично для большинства наших шиномонтажей и автомастерских.
А потому:
- На выходе стационарного компрессора нужно обязательно устанавливать блок очистки воздуха с влагоотделителем и фильтрами.
- Регулярно не реже 1 раза в год сливать воду из ресивера компрессора или установить автоматический слив конденсата.
- Подключение пневмоинструмента нужно проводить от дополнительного фильтра-отстойника с регулятором давления и маслораспылителем:
смазка всех рабочих механизмов гайковерта происходит за счет распыления масла, которое подается вместе со сжатым воздухом от маслораспылителя. - Нужно не забывать чистить фильтр и, самое главное, доливать масло в маслораспылитель.
Правильный подбор Ø шланга для пневмогайковерта.
Это тоже элементарный вопрос, который большинство не знают или игнорируют.
Прочтите внимательно тех. характеристики:
- Для пневмогайковерта ¾» и 1″ рекомендованный внутренний диаметр шланга – 3/4″, что соответствует Ø 19 мм (но не 10 мм как обычно).
- Для пневмогайковерта ½» рекомендованный внутренний диаметр шланга – 3/8″ — ½», что соответствует Ø 9,5-12,7 мм а не 8 мм (а бывает и 6 мм).
- Для наиболее лучших условий смазки пневмоинструмента, рекомендованная длина шланга – до 10 м.
- Все пневматические инструменты работают при рабочем давлении 6,2 бар. Оно устанавливается регулятором давления на точке подключения.
Все это несложно выполнять – и Ваш пневмоинструмент будет работать отлично и долго.
Ударные головки для ударного гайковерта.
Для работы с силовым инструментом стандартные головки не подходят – нужны специальные ударные головки, насадки и аксессуары. Они очень прочные и выдерживают ударные нагрузки.
Силовые головки производят из хром-ванадиевой стали, а самые лучшие – из хром-молибденового сплава, который намного прочнее. Увидев значок Cr-Mo, знайте – этот инструмент проживет долго.
Для поврежденных головок болтов со слизанными гранями и экстренного снятия секреток (когда адаптер потерян), используют специальные спиральные ударные головки с внутренним спиральным профилем – они легко справляются с самыми сложными случаями.
Правильный момент затяжки.
Мощность и высокий крутящий момент у ударных гайковертов нужен для легкого откручивания крепежа а не затяжки «до упора»: для автомобилей усилие затяжки регламентировано.
Поэтому пневмогайковерт не используют для полной затяжки колесных гаек – финишную операцию по условиям безопасности нужно проводить с использованием динамометрического ключа с определенным контролируемым моментом в соответствии с регламентными нормами автопроизводителей.
Учитесь и будьте профессионалами.
Где купить хороший пневмогайковерт в Украине?
Если Вы выбираете для профессиональных нужд – не ищите хороший инструмент в интернет-магазинах хозтоваров: там его просто нет.
Лучше спокойно просмотрите сайты продавцов профессионального инструмента: выбирать Вы уже научились.
Компания Автомеханика сможет сделать Вам очень хорошее предложение:
именно в пневматических гайковертах у нас есть модели высшего качества, но по очень конкурентным ценам – лучшим на рынке в своем классе:
- Пневмогайковерт ½» высшего качества от знаменитого производителя Hazet Германия: модель 9012-1SPC с усилием 1000 Нм по отличной цене 184 евро.
Этот гайковерт мы продаем уже более 8 лет:
Удобный, простой и очень надежный, официально рекомендован концерном VAG - Очень интересная новая модель гайковерта V4800 с усилием 1200 Нм по превосходной цене 125 евро.
Производитель – Vigor Германия группа Hazet. - Мощный короткий пневмогайковерт ½» 9012M от Hazet Германия с усилием 1100 Нм и рекордно малым весом 1,3 кг. Эта модель официально омологирована VW-Audi.
Будьте внимательны: выбирайте с расчетом и с выгодой для себя.