Меню

При замене радиатора двигателя антифриз

Готовимся к жаре: правильная замена антифриза

Помните фильмы о войне: в радиатор знаменитой «полуторки» (ГАЗ-АА) воду заливали при каждой остановке рядом с колодцем — выкипала. Недаром на советских грузовиках всегда висело оцинкованное ведро. К счастью, в современных машинах система охлаждения не требует столь чуткого внимания. Но раз в 2 года антифриз стоит заменить, особенно перед жаркими летними месяцами. Рассказываем, как сделать это правильно.

Как часто менять антифриз

Разные источники указывают разные сроки замены антифриза, запутывая автомобилистов. Традиционно автопроизводители рекомендовали менять охлаждающую жидкость каждые 40 000 км или раз в 2 года — та же Toyota для оригинального антифриза LLC (Long Life Coolant) указывала именно такие цифры. С появлением жидкостей класса SLLC (Super Long Life Coolant) интервал замены увеличили до 80 000 км или 3 лет. При этом антифриз, залитый в новый автомобиль на заводе, способен (по мнению производителей) отработать и 5 лет до первой замены.

Что касается производителей антифриза, то они всегда указывают на этикетках максимальные сроки использования, подчёркивая качество своей продукции. С оговорками мелким шрифтом о «тяжёлых условиях эксплуатации», в которых охлаждающую жидкость нужно менять чаще. Обращайте внимание на тип антифриза : классический силикатный антифриз (в том числе «Тосол») служит намного меньше карбоксилатного.

На практике долговечность антифриза больше зависит от состояния двигателя, а не внешних условий: герметичности прокладок и сальников, чистоты радиатора, температурных режимов. Перегрев интенсивно уничтожает присадки в антифризе, снижая срок его службы. А если в систему охлаждения прорываются картерные газы или моторное масло, антифриз придёт в негодность за считанные недели.

Чтобы контролировать состояние охлаждающей жидкости, периодически заглядывайте в радиатор и расширительный бачок. Антифриз должен быть чистым, не менять цвет и не иметь посторонних примесей. Но даже если внешне он выглядит нормально, меняйте антифриз планово каждые 2–3 года: антикоррозионные и антикавитационные присадки постепенно вырабатываются, и старый антифриз начинает разъедать сальники и патрубки, вызывать коррозию металла и локально кипеть, что очень вредно для двигателя.

Как правильно менять антифриз

При замене антифриза двигатель обязательно должен быть холодным. Это нужно не только для безопасного открытия пробки радиатора, но и для сохранности мотора. Резкая потеря охлаждающей жидкости грозит горячему двигателю локальными перегревами. Заливать в ещё не остывший блок цилиндров холодный антифриз также не стоит — всё это может привести к повреждению и короблению металла. Так что, записываясь в сервис на смену антифриза, приезжайте немного заранее, чтобы дать мотору остыть.

Частичная замена охлаждающей жидкости — это простой слив из радиатора старого антифриза и заливка нового. Она допустима, если вы планово меняете жидкость, точно знаете, какой тип антифриза заливали ранее (и будете использовать его же), а слитая отработка не вызывает беспокойства. Но так бывает далеко не всегда.

Если с радиатора слилась жидкость непонятного бурого цвета или вы впервые обслуживаете автомобиль после предыдущего владельца (не зная, что он заливал в радиатор), лучше выполнить полную замену антифриза с промывкой системы. Поговорим о её особенностях.

При полной замене антифриз нужно удалить из следующих узлов:

  • основного радиатора;
  • расширительного бачка;
  • блока двигателя;
  • отопителя (печки).

Также не забывайте про отдельный контур охлаждения инвертора, если обслуживаете гибридную машину — в нём антифриз меняется отдельно. И не спутайте расширительный бачок системы охлаждения с заливной горловиной стеклоомывателя, ведь они похожи. Расширительный бачок связан с радиатором резиновым шлангом, а на его крышке обычно написано Coolant.

Слить антифриз с радиатора проще всего: в его нижней части предусмотрен специальный сливной кран. С расширительным бачком также не возникнет сложностей — его можно полностью демонтировать и промыть. А вот сливной болт на двигателе придётся поискать — лучше воспользоваться инструкцией к автомобилю, где указано его расположение.

Обратите внимание: у современных дизельных двигателей (например, у тойотовского 1GD) привычная крышка радиатора может отсутствовать — радиатор напрямую связан с расширительным бачком. А у других (ниссановские YD25, V9X) — напротив, крышек с клапаном может быть сразу две: и у радиатора, и у расширительного бачка. Причём внешне они похожи — автовладельцы часто путают их при установке, что приводит к перегреву мотора. На современных дизелях система охлаждения весьма сложна, ведь она регулирует температуру не только двигателя, но и множества смежных узлов: турбокомпрессора, интеркулера, клапана EGR. Замену антифриза в таких моторах лучше доверить специалистам автосервиса.

Промывка системы охлаждения

Чтобы выгнать остатки старого антифриза из отопителя, требуется промывка системы охлаждения. В условиях автосервиса к ней подключают аппарат, похожий на установку для замены жидкости в АКПП. Она работает по тому же принципу: подаёт в систему новый антифриз, вытесняя им старый.

Промыть систему самостоятельно можно с помощью дистиллированной воды и очистителя системы охлаждения. Для этого нужно завернуть все пробки (сливной кран радиатора, пробку на двигателе), медленно влить воду в радиатор и добавить очиститель. Важно: использовать обычную водопроводную воду нельзя, требуется именно дистиллированная вода без примесей. Далее нужно установить отопитель на максимально горячий обдув воздуха и запустить двигатель на 10 минут. Можно немного погазовать, чтобы помпа хорошо прокачала чистящий состав по системе.

Самостоятельная промывка требует времени: придётся вновь подождать, пока двигатель остынет. Зато, слив воду с радиатора и двигателя, вы удивитесь её цвету — старого антифриза в печке находится довольно много. В запущенных случаях промывку водой следует повторить (уже без очистителя).

Читайте также:  Общее устройство двигателя механизмы двигателя грм

Заливка нового антифриза

Антифриз-концентрат перед заливкой в двигатель нужно приготовить — разбавить дистиллированной водой в необходимой пропорции. Соотношение указано на этикетке: обычно это 50/50, 60/40 или 70/30 — чем меньше доля воды, тем выше морозостойкость смеси.

Но в большинстве случаев смешивать ничего не придётся: концентрированные антифризы почти исчезли с полок магазинов. Сегодня большинство охлаждающих жидкостей продаются готовыми — уже разбавленными для заданной морозостойкости. Обычно это -40 или -50 °C, что вполне достаточно для российского климата.

Узнать, сколько антифриза потребуется, можно из сервисной инструкции автомобиля. Объём системы охлаждения легковой бензиновой машины обычно составляет 6–8 литров. У дизельного внедорожника он может быть в 2 раза больше.

Антифриз рекомендуется заливать как можно медленнее, чтобы не завоздушить систему. Выгнать воздушные пробки из радиатора затруднительно, поэтому не спешите: вливайте охлаждающую жидкость тонкой струйкой, используя воронку. Также не забудьте залить антифриз в расширительный бачок — до нижней риски с надписью Cold, что соответствует нормальному уровню холодной жидкости.

Финальные проверки

После замены антифриза убедитесь в отсутствии течей, проверьте работу печки и внимательно контролируйте температуру двигателя в течение нескольких дней. На следующий день после замены стоит ещё раз проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке и радиаторе (конечно, на холодном двигателе) — и долить её, если потребуется.

Если воздушная пробка всё же образовалась в системе, выгнать её можно «дедовским» способом — приподнять переднюю часть машины (например, наехав на бордюр или остановившись на крутом уклоне), полностью прогреть двигатель, включить отопитель на максимум и хорошенько погазовать. Для верности можно несколько раз сдавить патрубки радиатора рукой — главное, не обжечься (используйте перчатки).

Меняйте антифриз вовремя и не перегревайтесь — пусть горячим будет только лето.

Промывка системы охлаждения перед заменой антифриза

Промывать систему охлаждения двигателя целесообразно при каждой замене антифриза согласно регламенту ТО автомобиля. Процесс одинаков для всех автомобилей. При этом есть как специализированные, так и «народные» средства, которыми принято промывать двигатель при замене антифриза.

Когда необходимо промывать двигатель при замене антифриза

Система охлаждения двигателя перед заменой антифриза промывается обязательно:

  • при смене класса охлаждающей жидкости, к примеру, антифриз марки G12 решили заменить на G13, либо вообще не известно, что за жидкость находится в системе охлаждения;
  • если в расширительном бачке системы охлаждения визуально определяется загрязненность охлаждающей жидкости;
  • если в слитой охлаждающей жидкости имеются частицы ржавчины и иные загрязняющие предметы;
  • если в систему охлаждения заливались дополнительные составы для устранения протечек.

Чем промыть систему охлаждения двигателя при замене антифриза

Промывка осуществляется чистой водой, желательно дистиллированной. Целесообразно заливать не воду, а приготовить раствор, в котором будет 80% воды и 20% антифриза (который будет залит после промывки).

Такой раствор сравнительно дешев, позволяет качественно промыть систему охлаждения, химические элементы нового антифриза вступят в реакцию с элементами системы охлаждения и образуют защитную пленку.

В случае использования для заливки не готового антифриза, а дистиллированной воды и концентрата антифриза, закладку концентрата в раствор для промывки снижают в 5 раз от нормы. Если нет в наличии дистиллированной воды, то для промывки допустимо применять кипяченую воду (кипятить 25–30минут).

В последнее время в продаже появилось новое средство для промывки системы охлаждения. Оно не имеет сильной кислотной или щелочной реакции, его pH нейтрален. Этот препарат не разрушает элементы системы охлаждения и относится к вариантам «мягкой промывки».

Его добавляют в расширительный бачок системы охлаждения за 1–2 тыс. км до планируемой замены охлаждающей жидкости. Применяя такие препараты, целесообразно потом промыть систему охлаждения раствором антифриза и дистиллированной воды.

Применять различные специальные составы на основе кислот и щелочей не рекомендуется. После промывки такими составами, могут образоваться протечки в системе охлаждения. К тому же полностью слить охлаждающую или промывочную жидкость не получится, оставшийся объем может плохо отразиться на составе нового антифриза.

Процесс промывки системы охлаждения

Процедура промывки мало чем отличается от замены охлаждающей жидкости. Выполняется на подъемнике либо с использованием ямы, хотя при желании, на многих моделях авто, эти работы можно выполнить и просто на ровной площадке. Подготавливается весь необходимый инструмент, емкости для сливаемой жидкости.

Процедуру по промывке и замене охлаждающей жидкости следует проводить на холодном моторе, поскольку при работе двигателя температура охлаждающей жидкости достигает 78–115 °С. Горячая жидкость может находиться под повышенным давлением в системе охлаждения и представлять опасность для человека.

Как промыть систему охлаждения двигателя при замене антифриза:

  1. Визуально осмотреть шланги системы охлаждения. Если имеются трещины — приобрести новые шланги и стальные хомуты для их крепления.
  2. Снять крышку с расширительного бачка системы охлаждения.
  3. Подставить емкость для сбора жидкости под сливное отверстие в корпусе радиатора.
  4. Открыть сливное отверстие в корпусе радиатора (обычно расположено в низу радиатора).
  5. Открыть заправочное отверстие в корпусе радиатора (обычно расположено сверху радиатора).
  6. Дать полностью стечь жидкости.
  7. Закрыть сливное отверстие внизу радиатора.
  8. Залить промывочный состав в радиатор до горловины и затем плотно закрыть заливное отверстие крышкой.
  9. Залить промывочный раствор в расширительный бачок системы охлаждения до отметки максимального уровня. Крышку не закручивать, лишь положить сверху на горловину бачка, что бы избежать выбросов брызг.
  10. Завести мотор, включить печку. Прогреть мотор до включения электрического вентилятора принудительного охлаждения (находится рядом с радиатором системы охлаждения). При этом следить за уровнем жидкости в расширительном бачке. Периодически доливать. При необходимости сжимать рукой шланги системы охлаждения для более полного удаления пузырьков воздуха, используя защитные рукавицы, поскольку температура поверхности шлангов может быть велика.
  11. После того как мотор полностью прогрелся, воздух с салонной печки идет горячий, дать еще поработать двигателю 5–10 минут и выключить.
  12. Плотно закрыть крышкой расширительный бачок и дать постоять автомобилю несколько часов, а лучше сутки, затем слить промывающую жидкость и залить антифриз.
Читайте также:  Газоанализаторы для диагностики двигателей

Внимание! Водный раствор антифриза не обладает достаточной морозоустойчивостью.

Рекомендации

Если процедура промывки осуществляется в зимнее время в неотапливаемом боксе, следует сразу после выключения двигателя сливать промывочную жидкость и заливать антифриз.

Оставление промывочной жидкости при отрицательных температурах наружного воздуха может привести к размораживанию системы охлаждения, вплоть до разрушения радиатора, водяной помпы, охлаждающей рубашки двигателя.

Размораживание двигателя приводит к очень дорогому капитальному ремонту. Радиатор системы охлаждения так же не самая дешевая запасная часть в автомобиле.

Замена охлаждающей жидкости: как правильно поменять антифриз

Жидкость, заливаемая в систему охлаждения автомобиля, обеспечивает бесперебойную и правильную работу элементов солового агрегата. И периодически перед каждым автомобилистом встает вопрос о ее замене. Лучше, если вы будете знать, как производится замена охлаждающей жидкости. Это позволит сэкономить деньги на выполнении данной процедуры в автосервисе и защитит автовладельца и его машину от недобросовестности его мастеров (что, к сожалению, встречается довольно часто). Сегодня мы подробно расскажем последовательность действий при смене охлаждающей жидкости.

Для чего менять охлаждающую жидкость

Без охлаждающего средства невозможна корректная работа автомобильного двигателя и эксплуатация транспортного средства. Ниже мы поясним, как поменять антифриз (тосол) но прежде нужно остановиться на том, для чего это нужно делать вообще.

Замена охлаждающей жидкости

Сегодня в продаже представлен огромный ассортимент средств, предназначенных для заливки в систему охлаждения. Автомобилисту остается лишь выбрать оптимальный вариант и регулярно производить замену ОЖ. Это застрахует вас и ваше авто от серьезных проблем. В том числе:

  1. Коррозийные процессы. Помимо повреждения коррозией металлических деталей системы, она становится препятствием для правильного теплообмена непосредственно в системе и в силовом агрегате. При этом коррозийные слои в каналах радиатора снижают темпы циркуляции ОЖ и уменьшают корректный теплообмен.
  2. Перегревы силового агрегата. При нарушенном теплообмене в двигателе увеличивается вероятность перегрева. Это приводит к повышению топливных расходов и понижению мощности мотора.
  3. Выпадение осадка. Обычно этим «страдают» антифризы, имеющие силикатные компоненты в своем составе. Нарушение сроков замены данных средств приводит к выпадению нерастворимого осадка на поверхностях внутри системы, что провоцирует перегрев мотора.
  4. Появление трещин. При излишне разбавленной охлаждающей жидкости из-за резких перепадов температур на поверхностях расширительного бачка и патрубков появляются трещины.
  5. Эрозийные процессы кавитационного типа. Кавитация — процесс, происходящий внутри системы, при котором образуются и лопаются пузырьки газа из-за снижения давления. Внутренние поверхности системы повреждаются на молекулярном уровне, в момент схлопывания газовых пузырьков. Качественная охлаждающая жидкость образует защитную пленку, препятствующую появлению эрозии.

Регулярность замены

Прежде чем подробно поговорить о том, как менять охлаждающее средство в автомобиле, остановимся на регулярности проведения данной процедуры. Существуют общие рекомендации относительно периодичности замены хладагента – ориентировочно один раз в 24 месяца или через 45 000 км. Срок замены ОЖ определяется, исходя из таких факторов, как техническое состояние авто и его реальный пробег, марка и состав самой охлаждающей жидкости, а также средства, используемого ранее.

Жидкости с силикатными присадками подлежат замене раз в 24-36 месяцев. Комбинированные составы утрачивают рабочие свойства через 36-60 месяцев, а средства с карбоксилатной основой могут «отработать» больше 5 лет.

Сегодня существуют карбоксилатные составы, которые рассчитаны на пробег в 100 000 км и более, но их ассортимент еще не настолько разнообразен.

Но зачастую, ОЖ утрачивает свои рабочие качества несколько раньше установленного срока. Вот почему надо иногда проверять ее состояние. Приведем несколько вариантов, позволяющих точно установить, что пришло время замены охлаждающей жидкости:

  • по специальной тестовой полоске – это самый надежный и доступный способ (купить ее можно вместе с ОЖ): «лакмус», погружаясь в раствор, изменяет цвет, что дает понять, сколько еще отработает жидкость до замены (цветовая шкала обычно прилагается к тесту);
  • плотность ОЖ, которая у отработавшей смеси изменяется;
  • цвет рабочего состава – утратившая свои свойства ОЖ, не имеет яркой окраски, становясь более блеклой/мутной (при этом красный/рыжеватый оттенок указывает на наличие ржавчины в ОЖ и использование такого состава крайне нежелательно);
  • присутствие сгустков, пены, хлопьев и накипи, а также выпадение осадка или образование внутри расширительного бачка кашеобразной массы – явный признак того, что ОЖ требуется поменять.

Пригодность ОЖ легко установить визуально либо при помощи специальных средств. Своевременно замененная жидкость помогает сохранить хорошее состояние системы охлаждения силового агрегата и избежать дорогого ремонта авто.

Этапы замены ОЖ

Зная, как заменить охлаждающую жидкость в автомобиле, каждый автовладелец сможет справиться с выполнением всех действий самостоятельно. Подчеркнем, что последовательность замены ОЖ для всех авто схожа:

  1. Надо полностью слить отработавший рабочий состав.
  2. Тщательно промыть систему охлаждения силового агрегата.
  3. Залить новый рабочую смесь.

Сливаем отработавший хладагент

Для полного слива (без остатка) охлаждающей жидкости целесообразно приподнять заднюю часть автомобиля. Для этого можно воспользоваться домкратом, но могут сгодиться и другие подручные средства.

Подняв заднюю часть авто, можно приступать непосредственно к сливу ОЖ. Практически на всех силовых агрегатах внизу имеется специальный кран либо сливное отверстие с надежно зафиксированной пробкой. Именно через этот элемент хладагент сливается из блока цилиндров. Кроме этого, надо удалить ОЖ из других частей системы – радиатора и расширительного бачка. Это выполняется следующими действиями:

  1. Ослабьте пробку расширительного бачка – это позволяет рабочей смеси вытекать быстрее.
  2. Сверните пробку для слива рабочей жидкости из охладительной рубашки мотора в приготовленную заранее емкость, подставив ее под сливное отверстие.
  3. Отверните сливной кран (извлеките пробку внизу радиатора) – это позволяет удалить охлаждающее средство из него.
  4. Силу напора охлаждающего средства можно регулировать откручиванием/закручиванием пробки расширительного бачка. Закончив слив рабочей смеси, верните все сливные элементы на место.

Важно! Прежде чем приступать к сливу охлаждающего состава нужно «обесточить» машину, отключив аккумулятор!

Напомним, что на радиаторе имеется специальный сливной краник, но добраться до него можно только после демонтажа бампера. А если говорить о силовых агрегатах AWT или AZM, то для слива рабочей жидкости, надо демонтировать термостат, отвернув крепящие его элементы. Закончив слив ОЖ, термостат надо вернуть на место, а крепежные элементы затянуть с учетом прописанного момента затягивания.

Читайте также:  Блок двигателя интерфейсный бди 1м схема

Промываем радиатор

После слива отработавшей охлаждающей жидкости необходимо хорошо промыть радиатор. Это выполняется для прочистки каналов системы охлаждения, удаления оттуда ржавчины и иного «мусора», препятствующего стабильному и эффективному функционированию системы.

  1. Разъедините шланги радиатора, потом поместите специальный шланг в патрубок наверху.
  2. В поставленный шланг запустите обычную воду. Напор жидкости должен быть хорошим для того, чтобы жидкость через патрубок снизу выводила накопившиеся в системе загрязнения. Воды нужно заливать столько, пока на выходе она не станет чистой, без разнообразных примесей и мусора. Для более эффективной и быстрой очистки можно использовать специальные средства для чистки системы охлаждения.

При большом загрязнении промывка радиатора осуществляется посредством противотока. Для чего его надо демонтировать, установить шланг, через который будет подаваться чистая вода, в патрубок снизу. Вода двигается в обратном направлении и будет выливаться из патрубка сверху.

Расширительный бачок

Моем силовой агрегат

Промывка мотора машины при полной замене ОЖ — не менее важный этап. Последовательность действий на данном этапе такова:

  1. Снимите термостат, не трогая его крышку.
  2. Разъедините шланги, идущие от радиатора, и также как на предыдущем этапе, поместите шланг в патрубок сверху.
  3. Запустите в него воду – она должна течь в силовой агрегат. Промывка продолжается до того момента, пока выливающаяся снизу жидкость не сделается абсолютно чистой.
  4. Верните термостат обратно и присоедините шланги.

Средства, предназначенные для промывки системы

Еще совсем недавно для промывания элементов охладительной системы автомобилисты использовали разнообразные народные методы. К примеру, в радиатор заливался уксус (70% раствор) или крутой раствор лимонной кислоты. Но сегодня в продаже представлен достаточный выбор специальных средств, которые максимально эффективно производят очистку важнейших узлов системы.

Идеально для промывания системы подойдут концентрированные средства. Перед использованием концентрат для промывки нужно развести водой в пропорции, указанной в инструкции к нему. Промывание системы с использованием таких средств называется «мягкой промывкой».

Ключевым преимуществом такой промывки является возложенная на нее функция, а именно, предварительная грунтовка. Это значит, что определенный объем присадок, имеющихся в составе средства, оседает на металлических поверхностях. И при заливе свежей рабочей жидкости она будет работать гораздо эффективнее, поскольку для нее уже соответствующим образом подготовлена среда. Кроме того, затормозятся процессы окисления.

Заправка нового антифриза

Заливаем новую ОЖ в систему

Перед заливкой охлаждающей жидкости необходимо убедиться в целостности всех шлангов, а также надежности закрепления хомутов. Действия выполняются в следующем порядке:

  1. Ослабляем хомутик и смещаем отопительный шланг. При этом выпускное отверстие не должно располагаться непосредственно над патрубком. Шланг полностью не отсоединяем.
  2. Отвинчиваем с места крепления расширительный бак, а затем, немного приподняв его (примерно 1см), фиксируем элемент подручными средствами, например, деревянным брусочком.
  3. Начинаем, не торопясь, лить новую жидкость в расширительный бак. Когда смесь потечет из выпускного воздушного отверстия, которое предусмотрено в отопительном шланге, замена жидкости в системе считается завершенной. Если отработавшая жидкость полностью меняется на новую, то для начала надо залить пару литров обычной воды, дальше – необходимый объем охлаждающей жидкости и снова добавляется вода.
  4. Возвращаем отопительный шланг к исходному расположению и хорошо затягиваем хомут.
  5. Когда в баке ОЖ станет подниматься, надо зажать оба шланга на радиаторе (впуск/выпуск). Таким образом из системы вытесняется воздушная смесь. После ее выхода добавляем ОЖ до максимально допустимого уровня.
  6. Закрываем крышку на расширительном баке и устанавливаем его на посадочное место.
  7. Заводим мотор, и даем ему немного поработать (достаточно 3-4 мин.) на максимальных холостых оборотах, а потом снижаем холостой режим до обычного ритма. Оставляем двигатель работать столько времени, пока шланг выпуска не нагреется (он должен стать горячим).
  8. После остывания двигателя проверяем уровень залитой жидкости. Кроме того, следует удостовериться в отсутствии протечек, особое внимание уделяем стыковым участкам, которые хоть как-то затрагивались в процессе замены.

Если возникнет необходимость в открытии расширительного бака, то надо накрыть его крышку толстым материалом. Выворачивать крышку надо не спеша, чтобы понизить давление внутри. Лишь когда давление упадет, можно вывернуть крышку и открыть бак.

Завершение процесса замены

Строго воспрещается открывание расширительного бака с горячим двигателем!

В этой статье мы рассказали, как правильно заменить антифриз в машине. Наверняка, это будет полезно всем автомобилистам. Выполнив действия правильно, каждый сможет произвести замену ОЖ самостоятельно.

Adblock
detector