Меню

Пожарный автомобиль газ ааа

ГАЗ-ААА: история, описание, технические характеристики

ГАЗ-ААА – автомобиль, ставший самой массовой трехосной довоенной моделью грузовика не только в СССР, но и во всем мире. О нем мы и расскажем далее в статье.

Американский брат советского «трехосника»

Как это ни прискорбно признавать, но прототипом советских грузовиков, поставленных на три оси, является американский автомобиль Ford-Timken. Стоит отметить, что в США машины такого класса, отличающиеся повышенной проходимостью, не являлись популярными, а вот в СССР, где проблемы бездорожья никогда не теряли своей актуальности, подобные грузовые автомобили были весьма кстати. Поэтому с 1931 года завод «Гудок Октября», располагавшийся в Нижнем Новгороде (позднее переименованном в город Горький), начинает изготавливать из комплектующих, поставляемых из Америки, отечественные копии «Тимкенов».

Понятно, что долго так продолжаться не могло — Стране советов нужна была полностью своя машина.

«Трехосник» от горьковчан

В 1932 году московский НАТИ спроектировал «трехоску», взяв за базу опять же американский Ford AA, который до этого послужил уже прототипом ГАЗ-АА («полуторка»). После чего результаты работ по машине были переданы на ГАЗ для полной доводки, перед выпуском в серию.

Закончить ГАЗ-ААА было поручено В. Грачеву, талантливейшему конструктору Горьковского автозавода, однако даже у него поставить новый грузовик на конвейер (в 1934 г.) получилось только с третьего раза. Каждый раз проектирование ходовой части новой машины начиналось с нуля. Третья ось, которую попросту попытались приладить к уже существующей полуторке, категорически отказывалась там приживаться.

Тем не менее нужно отметить тот факт, что два образца ГАЗ-ААА, предшествующих серийной модели, в 1933 году приняли участие в Каракумском пробеге.

В итоге конструкторы все же добились нужного результата, и машина пошла в массовое производство. И несмотря на то что внешне ГАЗ-ААА от «полуторки» отличался лишь третьей осью, это была уже другая машина.

Отличие новой «трехоски» от старой «полуторки»

Прежде всего нужно отметить, что новый грузовик получил другую раму. Так как двигатель теперь подвергался более высоким нагрузкам, появилась необходимость в улучшении системы охлаждения, поэтому четырехрядный радиатор от ГАЗ-АА был заменен на шестирядный и плюс к тому установлен четырехлопастной вентилятор. Таким образом, сердечник радиатора увеличился по толщине на 37 мм.

Если на «полуторке» запаска была подвешена в задней части, под рамой, то у ГАЗ-ААА, во-первых, запасных колес стало два, а во-вторых, их перенесли непосредственно под кузов, где и закрепили на откидывающихся кронштейнах. Там же конструкторы установили и ящик для инструментов. Причиной такого изменения стал картер тележки заднего моста, который не позволял закрепить «запаску» («запаски») на традиционное место. Сам же кузов, чтобы исключить касаний колес задней тележки его корпуса во время движения по бездорожью, был приподнят на десять сантиметров, а его опорные поперечные брусья для увеличения прочности в связи с повышением грузоподъемности машины были увеличены в диаметре.

Кроме того, в 1937 году трехосный советский грузовой автомобиль ГАЗ стал комплектоваться более мощным двигателем (50 л. с.) вместо старого сорокасильного. Вторичный вал демультипликатора оборудовали дисковым тормозом, а также машина получила дополнительный бак для горючего емкостью 60 литров. Кузов расширили на 10 см и усилили металлическим каркасом.

Технические характеристики ГАЗ-ААА выглядели так:

  • габариты машины (м) – 5,335 х 2,04 х 1,97 (длина, ширина, высота);
  • снаряженная масса (т) – 2,475;
  • вместимость кабины – 2 чел.;
  • грузоподъемность (т) – 2;
  • колесная формула – 6 на 2;
  • база машины (м) – 3,2;
  • колесная колея (м) – 1,405;
  • мощность силового агрегата (л. с.) – 504;
  • расход бензина – 27 л на 100 км;
  • предельная скорость движения – 65 км/час.

Практическое применение «трехоски»

ГАЗ-ААА – модель, которая прежде всего предназначалась для армии. Там эти автомобили использовались в основном для транспортировки личного состава и грузов. В качестве тягача для арт. вооружения «трехоска» не годилась, так как для этого не хватало мощности. Однако эти грузовые автомобили прекрасно подходили для монтажа счетверенных пулеметных установок или же зенитных пушек калибра 37 мм.

Читайте также:  Ремонт двигателя мотороллера электрон

Кроме того, на основе ГАЗ-ААА была создана самоходка СУ-1-12 с 76-миллиметровой пушкой, бронеавтомобили среднего класса БА-6 и БА-10, ремонтные машины ПАРМ и ПМ «тип А», радиостанция РСБФ, а также разнообразные фургоны, цистерны, кинопередвижные установки, агитавтобусы и пожарные машины.

Конец конвейерной жизни

В 1943 году Горьковский автозавод попал под бомбардировку немецкой авиации и фактически был уничтожен. Впервые за всю войну ГАЗ вынужденно прекратил свою работу.

Несмотря на проблемы, связанные с военным временем, предприятие было довольно быстро восстановлено и продолжило выпуск столь необходимых для воюющей страны автомобилей. Однако после реконструкции производство ГАЗ-ААА было прекращено. А роль двухтонного грузовика с повышенной проходимостью после окончания войны стал играть двухосный, оборудованный полным приводом, ГАЗ-63.

Всего начиная с 1934 года горьковчанами было выпущено 37 373 машины. Из них до наших дней дожили только три экземпляра.

ГАЗ-ААА

ГАЗ-ААА — советский грузовой автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 6×4, выпускавшийся с 1936 по 1943 год.

Содержание

[править] История

ГАЗ-ААА был разработан в 1934 году при участии известного конструктора автомобильной и бронетанковой техники В. А. Грачева. С конструкторской точки зрения это был трехосный грузовик на базе ГАЗ-АА. Изначально на нем использовался двигатель мощностью в 40 л.с., однако в 1936 году его заменили на более мощный, который развивал 50 л.с (эти двигатели устанавливались на американские грузовые автомобили Форд-ВВ).

В начале Великой Отечественной войны конструкция автомобиля была значительно упрощена в целях снижения стоимости и трудоемкости производства.

ГАЗ-ААА — самый массовый грузовой автомобиль повышенной проходимости в советском машиностроении, с 1934 по 1943 год было выпущено 37 373 его экземпляров. Большинство из них использовались в РККА.

[править] Конструкция

При проектировании ГАЗ-ААА в конструкцию был внесен ряд изменений, например, изменение формы крыла. Главные особенности — подвеска двух задних мостов на четырех продольных полуэллиптических рессорах вместо двух балансирных и червячная главная передача для ведущих мостов (оба изделия были разработаны на Горьковском автомобильном заводе). За счет увеличения числа колес, позволившего уменьшить удельное давление на грунт и оптимизировать передачу крутящего усилия от двигателя на грунт, значительно повысилась проходимость автомобиля по лесным и проселочным дорогам. Для проходимости по мягким видам грунта и снегу на задние колеса устанавливались гусеничные цепи фирмы «Оверолл».

ГАЗ-ААА мог перевозить по шоссе 2 тонны груза и развивать скорость 65 км/ч. При полной нагрузке автомобиль мог преодолевать подъемы до 27 градусов.

Одним из основных недостатков грузовика был относительно слабый двигатель, и поэтому ГАЗ-ААА не мог использоваться в качестве тягача при дивизионной артиллерии и в основном применялся для перевозки войск и грузов.

Секреты советских грузовиков: судьба ГАЗ-ААА 19:23, 26 августа 2018 Версия для печати

В довоенный период важнейшей задачей советского автопрома стало освоение серийного выпуска трехосных грузовиков с двумя задними ведущими мостами, которые тогда относили к разряду автомобилей высокой проходимости.

Работы в этом направлении проводились в авральном режиме под лозунгом «Даешь Красной армии трехоску!». Эта статья посвящена одной из таких машин — двухтонному грузовику ГАЗ-ААА, унифицированному с двухосной полуторкой ГАЗ-АА и рассчитанному на преимущественное применение в вооруженных силах СССР.

По привычке заказ на трехосные грузовики был отправлен американской компании Ford, но в ее программе такой машины не оказалось, а спешно собранные за океаном прототипы не выдерживали наших требований. В результате доработкой несущественно обновленной машины пришлось заниматься советским инженерам, за работой которых наблюдали представители Наркомата обороны, ОГПУ и НКВД.

Первые образцы 40-сильного грузовика ГАЗ-ААА с главными червячными передачами появились в конце 1934-го, а затем на организацию их выпуска ушел еще один год. В 1938-м модернизированный вариант получил мотор ГАЗ-М в 50 сил. В то же время был построен опытный усиленный образец ГАЗ-31 с 76-сильным двигателем для будущей замены ГАЗ-ААА.

В первые два года войны ГАЗ-ААА выпускали в упрощенных исполнениях, соответствовавших родственной модели ГАЗ-ММ, но летом 1943-го после сильных бомбардировок Горьковского автозавода их выпуск пришлось остановить в пользу сборки ленд-лизовской автотехники. В общей сложности было собрано свыше 37 тысяч грузовиков ГАЗ-ААА, в том числе во время войны — около 10 тысяч.

Читайте также:  Автомобиль урал схема подключения генератора

Военные исполнения грузовиков ГАЗ-ААА

Первоначалу автомобиль полностью отвечал требованиям военных по проходимости, надежности, простоте обслуживания, способности доставлять до 20 человек личного состава, буксировать полевые пушки и нести на себе более тяжелое оборудование и вооружение.

Между тем номенклатура специальных армейских версий на шасси ГАЗ-ААА существенно уступала полуторке, зато гамма созданных на нем бронеавтомобилей не имела равных ни в прошлом, ни в будущем.

Радиотехнические средства

В мирное время на ГАЗ-ААА устанавливали мобильный приемо-передающий радиоузел РУК и ламповые радиостанции 11АК, которые на первом этапе войны заменила дуплексная радиостанция РСБ-Ф с дальностью двухсторонней связи до 1,5 тысяч километров.

В начале 1940-х появилась особо секретная двухантенная радиолокационная станция РУС-2 «Редут-40» дальнего обнаружения (до 100 км), которая произвела переворот в технике ПВО. В ней применялась машина ГАЗ-ААА с четырьмя домкратами и полноповоротной приемной аппаратной, которая при помощи электропривода вращалась вокруг вертикальной оси, получая информацию от синхронно вращавшейся передающей кабины на базе ЗИС-6.

Автомастерские

Учитывая одинаковые с полуторкой размеры монтажной площади шасси на ГАЗ-ААА монтировали походные мастерские ПМ-3, а также более тяжелую типовую мастерскую ПМ-5-6 — летучку типа Б, разработанную для установки на ЗИС-5. Ее комплектовали увеличенными наборами инструментов и материалов, а некоторые версии размещались в специальных более вместительных и тяжелых кузовах с расчетами до семи человек. Во время войны на этой базе выпускалась мастерская ТРМ для ремонта бронетанковой техники в полевых условиях.

Автомобили службы горючего

Повышенная на полтонны полезная нагрузка ГАЗ-ААА позволила использовать его в качестве базы военных топливозаправочных машин с собственным насосным оборудованием. В 1938-м для Военно-воздушных сил СССР начался выпуск легкого бензозаправщика БЗ-38 с обтекаемой облицовкой цистерны вместимостью 1,5 тысячи литров и рабочих отсеков.

До войны для транспортировки и заправки горячим маслом авиационной техники применялся маслозаправщик МЗ-38 с системой подогрева. До окончания войны в Красной армии служил упрощенный бензозаправщик БЗ-38У с размещением заправочных рукавов непосредственно на цистерне.

Аэродромная и инженерная техника

К аэродромной технике на ГАЗ-ААА относился поздний 50-сильный вариант авиационного стартера АС-2, обеспечивавшего повышенный крутящий момент, необходимый при заводке более тяжелых винтовых самолетов. По комплектации он практически ничем не отличался от модели АС-1 на базе полуторки.

В годы войны на упрощенных трехосных машинах монтировали новую электростанцию АЭС-3 с генератором постоянного тока мощностью 15 киловатт, который обеспечивал подачу электроэнергии на 15 осветительных прожекторов и 16 точек для подключения электроприборов и инструмента полевых мастерских.

Машины химической службы

В середине 1930-х специально для установки на бортовом ГАЗ-ААА была разработана легкая автодегазационная машина АДМ-750, состоявшая из цистерны-бочки, двух жестяных моечных ванн, ручного насоса и рукавов с распылителями и брандспойтами. С 1940 года выпускалась санитарно-эпидемиологическая лаборатория для исследования и анализа степени зараженности местности.

В предвоенные годы в обстановке особой секретности проводились разработки специальной автотехники для заражения местности отравляющими веществами для предотвращения наступательных действий противника. Эта роль отводилась боевым химическим машинам (БХМ), представлявшим собой автоцистерны с насосным оборудованием, ёмкостями для отравляющих составов и системами их смешивания и разбрызгивания.

Одними из первых стали пробные образцы БХМ-1 на шасси ГАЗ-ААА с обычной или бронированной кабиной и цилиндрическими цистернами на 800 литров отравляющих жидкостей. Они были испытаны, но до применения их в боевых действиях дело не дошло.

Пулеметно-пушечное вооружение

В мирное время в бортовых кузовах грузовиков ГАЗ-ААА, как и ГАЗ-АА, без особых переделок устанавливался обширный набор легкого вооружения от одиночных до счетверенных пулеметов, а также пушек калибра 25 и 37 мм. Рядом с ними размещались ящики с боеприпасами и места для боевого расчета. К началу войны на вооружении РККА состояло свыше двух тысяч таких машин, но в реальных сражениях они оказались неэффективными.

На полубронированном трехосном шасси монтировали самоходную артиллерийскую установку СУ-12 с полковой пушкой калибра 76,2 мм и лобовым бронещитом. Плохая маневренность и уязвимость этих систем заставили отказаться от их боевого применения.

Читайте также:  Двигатель газ 3110 406 мотор

Штабные и санитарные машины

Вместительный автобус ГАЗ-05-193 на базе ГАЗ-ААА, снабженный застекленным деревометаллическим кузовом с восемью рабочими местами, был наиболее распространенным штабным средством высшего командного звена Красной армии. Его комплектацию составляли центральный раскладной стол с двумя продольными диванами, шкафы и полки для документации и карт, средства проводной и радиосвязи, розетки для подключения к внешним источникам тока, калориферный отопитель и шторы на окнах.

Специальный санитарный автобус ГАЗ-05-194, унифицированный со штабным, отличался боковыми окнами с матовыми стеклами, изображениями красного креста, продольными скамьями в салоне и установкой двухъярусных носилок для перевозки до четырех лежачих раненых или 15 сидячих. Одна из таких машин служила передвижным рентгеновским кабинетом.

На грузовиках ГАЗ-ААА монтировали также фронтовые звуковещательные и топографические станции, легкие перегрузочные краны, передвижные типографии и кинопередвижки.

Бронеавтомобили на шасси ГАЗ-ААА

Главным историческим предназначением автомобиля ГАЗ-ААА стало самое многочисленное и разношерстное семейство опытных и серийных бронемашин, полностью разработанных советскими инженерами и носивших гриф «Совершенно секретно». Подробно рассказать о них в одной статье невозможно, поэтому здесь представим лишь самые важные и оригинальные конструкции.

Первым советским бронеавтомобилем считается БА-6. Он являлся прежним вариантом БА-3 на шасси Ford-Timken, корпус которого с цилиндрической башней и 45-мм пушкой в 1935 году переставили на облегченное шасси ГАЗ-ААА с укороченным задним свесом и пулестойкими шинами. Опытный железнодорожный вариант снабжался металлическими бандажами с ребордами, надевавшимися на все колеса.

В 1936-м развитием шестой модели стал компактный 50-сильный вариант БА-6М с укороченной базой. От первой версии он отличался усиленным передним мостом с двумя гидроамортизаторами, укороченным радиатором и дополнительным топливным баком. На корпусе была смонтирована новая коническая башня с тем же вооружением.

Наиболее известный и распространенный пушечный бронеавтомобиль БА-10 был создан в 1937-м как последняя доработка машины БА-6М и принят на вооружение в начале следующего. Его основой являлось специальное усиленное и укороченное 50-сильное шасси ГАЗ-07 с экранированными узлами системы зажигания. Для повышения проходимости к броневику придавались съемные гусеницы Overall, размещенные на задних крыльях.

Железнодорожный вариант снабжался бандажами только на передних и задних колесах, а двускатные колеса среднего моста вывешивались при движении по рельсам.

В Первом воздухоплавательном дивизионе на шасси БА-10 с открытой задней частью корпуса была собрана полубронированная аэростатная лебедка с осветительным прожектором и запасным колесом на передней подножке.

В конце 1939 года появилась модернизированная бронемашина БА-10М серийного производства, сменившая модель БА-10. Ее отличиями являлись бронезащита пулемета и бензопроводов, два типа радиостанций и топливные баки в бронированных кожухах, вынесенных на крылья задних колес. К началу войны в РККА насчитывалось свыше 2,5 тысяч бронеавтомобилей этой серии.

Самой оригинальной бронемашиной стал экспериментальный плавающий вариант ПБ-7 с несущим корпусом, построенный на Ижорском заводе осенью 1936 года и негласно признанный одной из наиболее передовых советских конструкций мирового уровня. Его основой являлась опытная ходовая часть ГАЗ-30 с 50-сильным мотором, трехлопастным водяным винтом и герметичным бронекорпусом с пулеметной башней.

До сих пор наиболее перспективным считается «бронированный мото-медицинский пункт для мехчастей РККА» или санитарная бронемашина БА-22, построенная в 1938-м на 40-сильной трехоске. Ее вместительный бронекорпус с внутренней высотой около трех метров служил для перевозки четырех раненых на подвесных носилках или 10–12 бойцов на продольных сиденьях. Потом, через много лет, в этой машине признали первый советский колесный бронетранспортер без вооружения.

Все бронеавтомобили участвовали в сражениях Великой Отечественной, в битве за Москву и в обороне Ленинграда. Их подавляющее большинство было уничтожено в первые же месяцы войны, но часть поврежденных машин оказалась в армиях противника, где их отремонтировали, переделали и вновь применяли в боях.

В Германии они поступали в основном в пехотные части и полицейские отряды для борьбы с партизанами. Бронемашины, оставшиеся в Финляндии, получив 85-сильный двигатель Ford, служили в вооруженных силах страны до начала 1950-х.

Adblock
detector