Меню

Поворот колес автомобиля зимой

Как правильно поворачивать на скользкой дороге: Инструкция для начинающих и опытных водителей

Повороты являются одним из самых сложных элементов вождения. Если сухое дорожное покрытие еще может простить водителю какие-то ошибки, то мокрая дорога после дождя или скользкая от гололеда отправит незадачливого водителя в ближайший кювет. Чаще всего такое бывает, когда водитель замечает поворот в самый последний момент.

Одного резкого поворота руля в такой ситуации может оказаться достаточно, для того, чтобы автомобиль начало «плужить». В такой ситуации машина с вывернутыми колесами идет прямо, наружу поворота. Малоопытные водители в такой ситуации еще могут и руль довернуть в не ту сторону, что усугубит ситуацию…

Может сложиться все и по-другому. Например, машина сначала будет долго скользить, руль будет вывернут, и в какой-то момент скольжение прекратиться. Однако сразу после этого, произойдет непредвиденное – колеса восстановят сцепление с дорогой слишком быстро и произойдет то же самое, что и при резком торможении. В конце может случиться занос задней оси и резкий разворот автомобиля.

Поворот

Для быстрого прохождения поворота следует передние колеса прижать к поверхности для обеспечения максимального сцепления. Особенно важно это для машин с полным или передним приводом. Для этого нужно управлять не только рулем, но и педалями. В первую очередь следует делать так зимой. Секрет в том, что когда происходит догрузка той или иной оси, появляется дополнительное давление в пятне контакта колес. Как следствие машина лучше управляется.

При входе в порот не забываем сбрасывать газ. Также не следует забывать и о том, что чем более скользкое покрытие, тем плавне должен быть маневр. Лучше всего использовать прием «скупого руления», без перехвата руля руками. Перекручивание руля чревато потерей оптимального угла поворота колес и разрывом сцепления.

Выход из поворота

Профессионалы думают не о быстром входе в поворот, а о быстром выходе из него. Для того, чтобы добиться оптимального результата, следует поделить поворот на две части — крутую и пологую. Основная часть поворота должна совершаться на первом из обозначенных участков. К середине поворота, автомобиль уже должен быть правильно сориентирован и нацелен на прямую. Глаза водителя должны смотреть в этот момент туда, куда он хочет попасть.

Кроме всего перечисленного, не стоит забывать, что при сбросе газа машина всегда идет по меньшему радиусу и рисует тем самым более круглую полосу поворота. Если добавить газа, то машина напротив, начнет распрямлять траекторию движения. Также не стоит забывать о необходимости держать дистанцию с впереди идущим транспортом.

Вождение автомобиля зимой. Маневрирование

Последнее обновление: 10.03.2021
Комментариев нет

  • Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля
  • Вождение автомобиля зимой. Маневрирование
  • Удачный выход из заноса на обледенелой дороге

Все мы много раз слышали, что ездить на машине зимой опаснее, чем летом. Многие водители даже различают «зимнюю» и «летнюю» манеру езды.

И каждый раз, в первые зимние дни, мы наблюдаем большое число происшествий на дорогах. Почему так происходит? Именно из-за различий «зимней» и «летней» езды.

Дело в том, что на любом дорожном покрытии автомобиль ведет себя одинаково как зимой, так и летом. Разница лишь в том, что на скользком покрытии автомобиль теряет сцепление с дорогой при гораздо меньшей скорости, чем на сухом асфальте. Об этом уже упоминалось в статье «Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля».

Летом, на дороге, водители психологически более расслаблены, чем зимой. Отсюда и манера езды у них вальяжная, грубая, можно сказать, неаккуратная. С выпадением снега многие продолжают ездить в том же духе, в той же манере, потому что адаптация к скользкой дороге происходит не сразу. Результат несвоевременной адаптации – многочисленные ДТП, потому что снег и лед не прощают летнего поведения на зимней дороге.

Еще раз нужно обратить внимание — автомобиль ведет себя одинаково как на сухой дороге, так и на скользкой. Это логично. Он разгоняется, тормозит, слушается руля. Когда автомобиль движется по прямой, если не приходится тормозить, проблем не возникает даже при гололеде. Разве что заднеприводную машину начинает слегка водить из стороны в сторону.

Автомобиль на переднем приводе будет ехать гораздо увереннее и ровнее, пока водитель не задумает выполнить какой-нибудь маневр. А любой маневр, будь это смена полосы движения или любое перестроение, разгон или торможение, всегда сопровождается перераспределением веса автомобиля.

Техника торможения на скользких участках подробно изложена в статье «Осторожно, скользкая дорога». Наиболее уверено чувствуют себя на дороге те водители, у кого машины оборудованы АБС и системой курсовой устойчивости. Но не стоит переоценивать работу этих систем, поскольку эффективность торможения зависит от силы сцепления колеса с дорогой.

Читайте также:  Дым машина залить воду

По возможности, исключите работу педалью тормоза, заменив ее торможением двигателем. Но в этом случае нужно помнить, что при любом переключении передачи (на автомобилях с механической кпп) педаль сцепления нужно отпускать плавно, с задержкой в точке схватывания, чтобы не допустить рывок машины. Если при переключении с высшей передачи на низшую резко бросить (отпустить) сцепление, то произойдет следующее:

Во-первых, такое переключение обычно сопровождается рывком машины. А на скользкой дороге даже небольшой рывок может вызвать снос или занос автомобиля.

Во-вторых, при принудительном замедлении (в нашем случае – торможение двигателем) передняя подвеска загружается, а задняя, соответственно, разгружается, и сцепление задних колес с дорогой обязательно ослабеет. Это объясняется физикой движения автомобиля.

Заднеприводный автомобиль в такой ситуации чувствует себя уверенно – он спокойно замедляет движение. А на автомобиле с передним приводом интенсивное торможение двигателем может сильно крутануть машину, т.е вызвать занос задней оси. Рывок, вызванный переключением передачи, в этом случае только усугубит ситуацию.

Как поворачивать на скользкой дороге

После торможения главная зимняя проблема водителей это поворот. Зимой, подъезжая к повороту, нужно заранее притормозить и перейти на пониженную передачу, чтобы по дуге ехать ровно, не тормозя, с небольшим «газом». Если вы к повороту подъехали слишком быстро, то машина в поворот просто не успевает вписаться. От типа привода это совершенно не зависит, в этом случае любой автомобиль вынесет наружу.

Когда машина не хочет поворачивать, естественная реакция водителя – закрутить руль сильнее. В итоге — получается еще хуже, потому что передним колесам в такой ситуации сложно восстановить сцепление с дорогой.

Давайте разберем эту ситуацию подробнее.

При движении по дуге поворота на автомобиль действует центробежная сила, которая стремится распрямить траекторию поворота, иными словами – направить автомобиль по касательной за пределы дороги. Единственное, что ей мешает – это сцепление шин с дорожным покрытием. Динамическое перемещение веса усиливает действие центробежной силы, к тому же делает сцепление колес с дорогой неравномерным.

А в нашем случае передние колеса уже заскользили, и машина не слушается руля! Правильный способ выхода из этой ситуации состоит в том, чтобы, во-первых, отпустить «газ», а во-вторых, чуть уменьшить угол поворота руля. Чего мы этим добьемся?

При отпускании «газа» вес автомобиля перемещается на передние колеса, т.е. они нагружаются и сцепление с дорогой усиливается. А поскольку колеса уже расположились под меньшим углом к дороге (мы повернули руль чуть обратно), то вероятность увеличивается, что они зацепятся за поверхность дороги и начнут катиться, а не скользить.

После того, как колеса перестали скользить и снова покатились, уже можно опять довернуть руль в сторону поворота.

Другими словами, зимой на скользкой дороге дугу поворота целесообразно проходить на постоянной скорости, при которой сохранится (не потеряется) сцепление шин с дорогой. Какая именно должна быть скорость на повороте, зависит от многих факторов: состояния дорожного покрытия, радиуса поворота, состояния шин, мастерства водителя и др.

Уменьшать скорость нужно еще до вхождения в поворот, а сам поворот необходимо пройти с постоянным «газом».

Движение в снегопад

Самое главное правило для движения в снегопад, а также езды по льду – управлять машиной нужно плавно. Если слой снега тонкий и уплотненный, то препятствий для движения нет, кроме того, что сцепление колес с дорогой намного ниже, чем на сухом или мокром покрытии. Если же снега толстый слой, то движение затрудняется. Особенно трудно ехать и маневрировать, когда в снегу образовались глубокие колеи.

Ехать по глубокому снегу лучше всего без остановок и переключения передач. Небольшие снежные заносы можно попытаться преодолеть с разгона. И здесь переднеприводный автомобиль в более выгодном положении, чем автомобиль с задним приводом. Особенно, если идет мокрый снег или на дороге снежная каша. Заднеприводный автомобиль очень быстро может оказаться неуправляемым.

Наезжая на снег, передние колеса часто не продавливают его толстый слой, а просто сминают. При попытке затормозить или повернуть, слой этого спрессованного снега легко сдвигается внизу, и колеса проскальзывают. В таких условиях, даже двигаясь по прямой, автомобиль с задним приводом может самопроизвольно входить в занос, так как задние колеса стремятся соскользнуть со следов, напрессованных передними колесами.

Но не стоит расслабляться и на автомобиле с передним приводом . Пока передние колеса создают тяговую силу – машина остается послушной. А при торможении, задние колеса разгружаются на столько сильно, что малейший поворот руля в этот момент может вызывать их занос.

Еще падающий снег имеет свойство ухудшать видимость, особенно, если снегопад густой. Как быть в этом случае — ответ в статье Когда видимости на дороге почти нет.

Читайте также:  Презентация составные части машин механизмы передачи движения 6 класс

Вообще, зима не так страшна, как может показаться автомобилисту — новичку, или впервые выехавшему на зимнюю дорогу. Важно помнить о том, что частое изменение погодных условий требует, соответственно, изменения методов управления автомобилем, и другого поведения за рулем.

Основное правило зимней езды или управления автомобилем в зимний период — рулить и отпускать сцепление после переключения передачи нужно плавно.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 10.03.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Зимний стиль езды: как съезжать с обмерзших спусков и проходить обледенелые повороты

19.01.2019 г. в 20:05, fakty.ua

Зима существенно усложняет жизнь автомобилистам. Во-первых, для беспроблемной эксплуатации водителям обязательно нужно соответствующим образом подготовить своих железных коней, а во-вторых, самим перестроиться на так называемый зимний стиль езды и быть готовыми к различным ловушкам на дорогах. Но и это еще не все, что нужно знать, чтобы зимние поездки стали по-настоящему безопасными. Так, в частности, необходимо уметь обгонять на скользкой дороге, эффективно тормозить на автомобиле с системой ABS и без нее, с механической либо автоматической коробками передач, правильно проходить обледенелые повороты и двигаться по обмерзшим спускам и подъемам. Об особенностях зимней езды читателям «ФАКТОВ» продолжает рассказывать популярный украинский автожурналист и эксперт Юлий Максимчук.

Без крайней необходимости на заснеженных дорогах лучше не обгонять

— В наших предыдущих беседах мы говорили, что зимний стиль предполагает езду на невысоких скоростях и плавное выполнение всех маневров. Но в любом случае зимой водителям приходится обгонять друг друга, при этом выезжать на заснеженный участок дороги, где риск скольжения и заноса существенно возрастает. Что посоветуете для безопасного выполнения этого маневра?

— На заснеженной дороге безопаснее всего двигаться по прокатанной колее, так как выезд колес одной из сторон автомобиля в снежную кашу или на нерасчищенный участок может спровоцировать потерю его устойчивости и управляемости. Ведь на снегу сопротивление качению колес больше, чем на твердом покрытии. Риск поскользнуться особенно грозит машинам, не оснащенным системой стабилизации курсовой устойчивости. Но и у автомобилей, оснащенных такой системой, при высокой скорости подобные неприятности не исключены. Поэтому без крайней необходимости на заснеженных дорогах лучше не обгонять. Если же этот маневр все-таки нужен, важно понимать, чем он грозит, и быть готовым к негативным последствиям.

Важно знать, что выезжать из укатанной колеи нужно плавно и с как можно меньшим углом поворота передних колес, чтобы минимизировать потерю устойчивости. Начинать ускорение при обгоне можно только после того, как все четыре колеса вашего автомобиля будут находиться на заснеженном участке. При этом увеличивать свою скорость нужно постепенно, а при движении нельзя резко крутить рулем — все это может спровоцировать потерю контроля над автомобилем. Обогнав попутный транспорт, возвращаться в укатанную колею следует так же плавно, под небольшим углом и на том же газу, что и при выполнении этого маневра.

Подобным образом нужно действовать и при встречном разъезде на узких дорогах, где прокатана только одна колея. Прежде всего необходимо сбросить скорость движения до безопасной, съезжать колесами одной из сторон автомобиля на заснеженную обочину под небольшим углом, при этом резко крутить рулем или газовать нельзя, а после встречного разъезда возвращаться в колею также следует плавно.

— Большинство современных автомобилей оснащены антиблокировочной тормозной системой, хотя на наших дорогах частенько встречаются старые машины, не имеющие такой опции. Расскажите, как влияет наличие ABS или ее отсутствие на торможение на скользкой дороге?

— Система ABS создавалась для повышения эффективности тормозной системы при экстренных торможениях на сухом асфальте. Она предотвращает блокировку колес и благодаря этому позволяет сохранить управляемость автомобиля в подобных ситуациях. Зимой на скользкой дороге она может сыграть с водителем злую шутку — при резком замедлении ABS заметно увеличивает тормозной путь. И в данной ситуации он будет меньшим как раз у машин, не оснащенных этой системой.

Напомню, что зимой, лучше всего избегать резких торможений. Для безопасной езды замедляться нужно заранее и плавно, чаще используя так называемое торможение двигателем: снижая скорость путем сбрасывания газа и включения пониженной передачи. А к помощи тормозной системы следует прибегать уже перед самой остановкой.

Кстати, применять торможение двигателем можно и на машинах, оснащенных автоматической коробкой передач. Если они наделены возможностью ручного управления, то таким образом также можно понизить передачу. Но, учтите, нельзя сбрасывать сразу несколько передач. Это может спровоцировать потерю устойчивости и управляемости!

— С плавным и заблаговременным торможением все понятно. Но ситуации бывают разные. И если все-таки приходится резко замедлиться, то как правильно это делать на машинах с ABS и без нее?

Читайте также:  Масло во впускном коллекторе двигателя к4м

— В зависимости от типа тормозной системы техника экстренного торможения на скользком покрытии имеет специфические отличия. Накладывает свои особенности и тип трансмиссии — механическая или автоматическая коробка передач.

Так, в частности, на машинах, не оснащенных антиблокировочной системой, в такой ситуации нужно тормозить частыми прерывистыми нажатиями на педаль тормоза, не допуская скольжения колес. На машинах с механикой — еще и обязательно вместе с выжатой педалью сцепления, что позволит исключить блокировку колес в случае остановки двигателя и избежать нежелательного скольжения. Частыми прерывистыми нажатиями на педаль тормоза также нужно тормозить на автомобилях с автоматической коробкой передач. Если вы попали на скользкий участок дороги и вас понесло, немедленно отпустите педаль тормоза, чтобы исключить скольжение. Если позволяет дорожная обстановка, плавно объезжайте скользкий участок дороги и тормозите на рыхлом покрытии или чистом асфальте. В противном случае можно попробовать тормозить двигателем, последовательно включая пониженные передачи, или же съехать на обочину, где снег обеспечит лучший эффект замедления благодаря большему сопротивлению качения колес, чем на скользком участке.

Читайте также: В Украине упростили правила регистрации транспортных средств: что изменится

А вот на автомобилях, оборудованных системой ABS, на скользком покрытии тормозить нужно «в пол» — сильно нажав на педаль тормоза. Причем чем сильнее вы ударите по тормозам, тем эффективнее будет замедление — современные системы ABS понимают ударное нажатие как нештатное торможение, поэтому вступают в работу с еще большей интенсивностью и быстротой. В зависимости от настроек ABS на машине с механикой тормозить нужно вместе с выжатой педалью сцепления или же с отключением сцепления уже при остановке. Дело в том, что системы ABS отличаются разными настройками. Одни работают быстро и не глушат двигатель, который вместе с трансмиссией способствует сокращению тормозного пути, а другие провоцируют остановку мотора, в результате чего машина будет скользить на включенной передаче с заблокированными колесами, неработающими усилителями руля и тормозов. Поэтому водителям стоит на практике поэкспериментировать и выяснить, как срабатывает ABS их авто на том или ином покрытии.

На подъезде к повороту нужно заранее сбросить скорость

— Зимой бывают опасны и обледенелые повороты. Переборщил со скоростью — и вылетаешь за пределы дороги! Что важно учитывать для безопасного выполнения этого маневра?

— Проезжать зимой повороты нужно плавно и на невысокой, безопасной скорости. Ее нужно сбросить заранее, еще на подъезде к повороту, а проходить его на включенной передаче. Помните: при движении на поворотах, особенно на скользкой и заснеженной дороге, нельзя тормозить — это приводит к заносу или сносу автомобиля. Нельзя также резко крутить рулем, что также может спровоцировать потерю контроля над машиной.

Нелишним также будет по возможности максимально увеличивать радиус поворота, что уменьшает боковые силы, действующие на машину. Независимо от типа привода важно знать, что на скользком участке дороги центробежные силы стремятся вынести авто наружу поворота. Поэтому их следует проходить на невысокой скорости и на минимальном газу, как говорится, в натяг.

— Зимой очень легко поскользнуться при движении с обмерзших спусков или же не выехать на заснеженную горку. Как проезжать такие участки дорог?

— Самый эффективный метод проезда спусков на скользкой или заснеженной дороге — с применением торможения двигателем. Причем очень важно включать пониженную ступень передачи заранее, а не на самом спуске. Иначе резкое тормозное усилие на ведущих колесах может спровоцировать потерю устойчивости авто. На пониженной передаче нужно проходить всю дистанцию спуска и по возможности (если не требуется полная остановка) не пользоваться педалью тормоза. При выезде на ровный участок дороги начинать разгон необходимо плавным добавлением газа — резкое ускорение также грозит потерей контроля над автомобилем.

А вот при движении на горку необходимо заранее выбирать такую передачу, чтобы не приходилось переключаться до полного завершения подъема. Ведь при переключении можно спровоцировать пробуксовку колес, что приведет к потере устойчивости и не позволит осилить подъем. Если вы все же забуксовали на подъеме и видите, что не выедете, — спускайтесь вниз (если, конечно, позволяет дорожная ситуация и сзади вас не подперли другие авто). Учтите, со скользкой горки нельзя съезжать с зажатой педалью тормоза — это приведет к скольжению машины. А даже небольшое непрямолинейное положение руля — к развороту. К слову, подобные ошибки характерны для неопытных автомобилистов. Спускаться с обмерзших горок нужно, слегка нажимая на тормоз, чтобы одновременно не допустить блокировки колес и излишнего ускорения машины.

Adblock
detector