Меню

После замены тэна машина не включается

Типовые электрические неисправности стиральных машин

Стиральную машину обычно покупают на долгие годы и пользуются ей почти каждый день. Любая современная стиральная машина относится к довольно сложной технике, в которой все взаимосвязано, в том числе электронные и электромеханические компоненты. Основные электрические узлы это:

Электродвигатель (привод барабана);

Блок управления (это может называться программатор);

Рано или поздно в работе стиральной машины возникают перебои. Возможно это посторонние звуки, или полное отсутствие реакции на программы. Причиной проблем могут быть как механические проблемы, так и электрические. Вот краткий перечень механических проблем:

1. Заклинивание барабана посторонними предметами.

2. Вода не набирается, потому что фильтр на входе засорился.

3. Вода не сливается, потому что фильтр засорился.

4. Обрыв приводного ремня.

5. Заклинивание насосов.

В этой статье предлагаю рассмотреть некоторые проблемы электрического характера. Для работы вам понадобится:

Набор ключей и отверток (в некоторых стиральных машинах используются не стандартные винты, а винты типа «звёздочка» и другие).

Первая неисправность: Стиральная машина не включается и не реагирует на кнопки

Если вы пробуете запустить стиральную машину, но ничего не происходит нужно убедиться горят ли индикаторы на дисплее или светодиоды на лицевой панели стиральной машины. Если индикаторы не горят:

1. Проверьте есть напряжение в розетке. Индикаторной отверткой вы проверите только наличие фазы, поэтому нужен двухполюсный индикатор напряжения или мультимер в режиме измерения переменного напряжения. Если напряжения нет – разбираем розетку и смотрим, целы ли провода. Если нет – вам нужно искать проблемы в проводке, а пока – вам поможет удлинитель от ближайшей исправной розетки.

2. Если напряжение в розетке есть, значит нужно проверить шнур стиральной машины, для этого нужно осмотреть снаружи машинку и определить, куда заходит провод, дальше нужно разобрать корпус машинку, в для начала можно попробовать снять верхную крышку, если провод уходит дальше – можно попробовать положить машинку на бок и добраться до места его подключения. Если это не помогло – снимаем половинку корпуса стиральной машины. Если напряжения на конце шнура, который подключается к схеме нет, то его нужно заменить.

3. Если кабель оказался исправным, значит нужно искать проблемы в блоке управления. Для начала найдите место на плате, на которое подается напряжение и измерьте его значение. Если оно равно напряжению в сети – значит, неисправна плата. Проверьте целостность предохранителя – в этом вам поможет прозвонка или мультиметр в её режиме.

4. Если предохранитель сгорел – проблема в плате, описание диагностики блока управления достойно цикла статей, но если вы слабо разбираетесь в ремонте электроники – вряд ли у вас получится что-то сделать. А в остальном поверхностный осмотр дорожек платы на перегорание и деталей на повреждения поможет найти неисправность. Дорожки нужно восстановить, а детали заменить. Также неисправность может быть в программаторе (селекторе) режима стиральной машины, могут подгорать его контакты или сгнивать.

На этом проблемы с подачей питания заканчиваются. Если все исправно, а машинка все равно не запускается, значит, проблема в плате, при этом на ней расположен источник питания, можно проверить есть ли на его выходе какое-то напряжение (5В или 12В) если напряжение есть, возможно неисправен микроконтроллер или микросхема памяти EEPROM.

Вторая неисправность: машинка включается, но не греется вода, стирка идет, либо выдает ошибку, либо не запускается

Если не греется вода 90% вероятности, что проблема в ТЭНе. Чтобы проверить ТЭН возьмите прозвонку и подключитесь к его клеммам, если прозвонка не пищит – значит, цепь разорвана, то есть перегорела спираль нагревателя. Он греть не будет и его нужно заменить, также может быть и другая проблема – тэн пробило на корпус. В таком случае можно его заменить.

Сопротивление рабочего тэна должно быть около 30 Ом, на всех стиральных машинах оно примерно одинаково. Датчика температуры – порядка 27 кОм, но это сильно зависит от конкретной модели тэна и стиральной машины. Мы публиковали отдельную статью к ак заменить ТЭН .

Если тэн исправен, но вода не греется проблема в цепи нагрева. Нужно осмотреть проводку от ТЭНа к плате, контакты подключения и реле. Сопротивление катушки должно быть около 400Ом. Для диагностики нужно прозвонить силовые контакты, обычно в реле есть нормально-замкнутая и нормально-разомкнутая пара, вот та, что замкнутая – должна прозваниться. Реле достаточно сильно нагружено, ведь через него протекают токи до 10А.

Подробный алгоритм устранения такой неисправности показан в видео.

Чтобы продлить жизнь ТЭНу рекомендуется принять меры по снижению жесткости воды – использовать фильтра, добавлять в стирку специальные вещества, использовать средство для удаления накипи. Чем больше накипи на ТЭНе, тем хуже он отдает тепло и тем быстрее сгорит, к тому же его корпус разрушается от накипи.

В первую очередь нужно осмотреть:

ремень привода барабана;

не заклинен ли механически сам барабан;

нет ли затруднений при вращении вала двигателя.

Если всё в порядке переходим к электрическим неисправностям. Проверьте: подключены ли разъемы все разъёмы к электродвигателю, и целы ли они. Если всё нормально, переходим дальше. Чаще всего устанавливаются коллекторные двигателя. Нужно определить какие контакты клеммной колодки за что отвечают. Там могут быть:

Читайте также:  Спаренные колеса для машин

Провода от щёток;

Провода от обмотки возбуждения;

От тахометра (датчик оборотов).

От датчика оборотов идет два провода. Он расположен на противоположном от шкива торце двигателя, чтобы определить их на клеммной колодке просто проследите, куда идут от неё провода. Чтобы проверить датчик нужно к клеммам присоединить щупы мультиметра, выставить на нем режим прозвонки, на экране высветятся некоторые значения. Если при вращении двигателя значения начали изменяться – значит, датчик исправен.

Неисправность этого датчика может повлечь за собой появление неустойчивых неисправностей, нарушение функционирования некоторых режимов, например отжима. Пример такой неисправности и её диагностики изображен на видео.

Далее осматриваем внешне на месте ли щетки, и в каком состоянии коллектор: нет ли нагара, выбоин, задир на ламелях и прочего. Щетки можно заменить, если они стерлись, если на якоре нагар – его можно счистить ластиком. Если с якорем другие проблемы, например задиры или явные нарушения целостности обмоток или ламелей, проще найти аналогичный якорь, чем найти мастера, чтобы восстановить этот.

Вернемся к клеммной колодке. С помощь омметра или прозвонки находим соединенные пары контактов. На двигателе имеется обмотка возбуждения и якоря, поэтому должно звониться между собой по два контакта. В принципе измерять сопротивление обмоток не зная номинальных значений, особого смысла не имеет. Чтобы проверить его работоспособность нужно собрать схему.

Подключите обмотку возбуждения последовательно с якорем. Вы уже определили какие клеммы «звонятся» между собой, т.е. между ними есть обмотка, значит нужно соединить между собой по одному выводу из пар (понадобится перемычка с клеммой «мама»), между двумя оставшимися (один со щеток, один с возбуждения) подать 220В.

Вот типовая схема включения двигателя стиральной машины. Все элементы подписаны. Если двигатель работает без нареканий, последним вариантом остается плата управления. После включения двигателя стоит внимательно осмотреть щеточных узел, не должно быть сильного искрения и кругового огня.

Кратковременный пуск двигателя может не дать результатов, чтобы наглядно убедится в его работоспособности – подключите в разрыв одного из питающих проводов ТЭН или лампочку на 500Вт.

Если двигатель потребляет ток больше нормы, то лампочка засветится, а ТЭН начнет усиленно греется. Использовать ТЭН удобно, т.к. вам не нужно брать с собой лампочку, если работать придется на выезде. Можно использовать тот ТЭН, который греет воду в стиральной машине, нужна, всего лишь, пара перемычек.

На плате управления расположены реле реверса. Обычное реле с переключающейся группой контактов. Вот упрощенная часть схемы блока управления. В реле может быть неисправность, если реле щелкает, это еще не значит, что оно исправно. Возможно, его контакты подгорели. Оно миниатюрное, корпус может быть герметичным, поэтому нет смысла пытаться его ремонтировать, подыщите подходящую замену. Если не найдете с такой же цоколевкой – можно попытаться смонтировать на проводах навесным монтажом главное, чтобы совпадал тип контактных групп и допустимый ток.

Заключение

Большая часть оставшихся неисправностей связана с работой блока управления, с электронными узлами и компонентами. Для базовой диагностики вышеперечисленных рекомендаций будет достаточно. Благодаря такой проверке вы сможете устранить большую часть проблем со стиральными машинками. Большинство неисправностей могут произойти из-за плохого качества питающей электросети. Подключайте стиральную машинку через стабилизатор напряжения, и вы избежите одного из вредных факторов для вашей помощницы.

Почему стиральная машина не греет воду

Одна из наиболее неприятных поломок, когда стиральная машина не греет воду. Здесь речь идёт не только о сложности выявления причины, но и о том, что сам факт поломки обнаруживается далеко не сразу. Как правило, подозрения возникают при снижении качества стирки. А окончательно убедиться можно следующим образом:

  1. Запустить режим стирки, особенностью которого является высокая температура нагрева.
  2. Через 10-15 минут после запуска потрогать стекло загрузочного люка рукой.
  3. Если стекло холодное, значит, нагрев воды не осуществляется.

Практика показывает, что существует несколько причин того, что стиральная машина не нагревает воду:

  1. Проблемы с ТЭНом.
  2. Выход из строя ТЭНа – особенности диагностики.
  3. Снижение эффективности работы ТЭНа из-за большого слоя известкового налета.
  4. Сбой или выход из строя термодатчика.
  5. Сбой или выход из строя прессостата – отслеживает уровень заполнения водой бака.
  6. Поломка модуля управления.

Некоторые из этих поломок, к примеру, замена ТЭНа, можно устранить самостоятельно, при условии, что вы уверены в собственных силах и в состоянии собрать стиралку, после того как её разберете. Другие поломки, обычно связанные с модулем управления, могут исправить исключительно профессионалы, имеющие соответствующее образование и специальные инструменты.

Проблемы с ТЭНом

Первая и наиболее вероятная причина, почему стиральная машина не нагревает воду, − это выход из строя нагревателя − ТЭНа. Чтобы проверить деталь, её необходимо извлечь из стиральной машины. Делается это следующим образом:

  1. Снимается задняя панель стиралки. Для этого необходимо открутить все болты, расположенные по периметру панели.
  2. У некоторых моделей, чтобы добраться до болтов, расположенных сверху, нужно дополнительно снять крышку.
  3. Отсоединяются провода питания от клемм.
  4. Откручивается стопорная гайка, ТЭН извлекается из монтажного отверстия.

Нагреватель расположен сзади возле шкива электромотора.

Читайте также:  Надо промывать двигатель при замене масла одной марки

У некоторых моделей стиральных машин ТЭН расположен спереди. Чтобы получить к нему доступ, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Снять верхнюю крышку – крепится сзади на 2 болта.
  2. Извлечь дозатор – надавить на стопор внутри.
  3. Выкрутить винты, удерживающие панель управления, и, не повредив провода, отложить ее в сторону.
  4. Отогнуть манжету.
  5. Демонтировать УБЛ − устройство блокировки люка.
  6. Снять переднюю панель корпуса.

Это довольно утомительная и сложная процедура. Так что если вы не уверены в своих силах, лучше отвезти стиральную машину в мастерскую.

Тестирование ТЭНа

После извлечения ТЭНа можно приступать его диагностике, для проверки необходим мультиметр. Тестером можно диагностировать следующие проблемы: обрыв, пробой и утечка тока. Рассмотрим способы диагностирования и работу с тестером-мультиметром более подробно:

  • На обрыв. Тестер в режиме измерения сопротивления. Прикладываем щупы к контактам ТЭНа. Если есть обрыв цепи, то все показатели тестера будут в изначальном положении.
  • На пробой. Изменяем настройки тестера на параметр в 200 мегаом. Один щуп прикладываем к контакту, второй − к корпусу. Если не последовало никакой реакции, значит, нет «холодного» пробоя. Однако желательно проверить ТЭН при нагреве. Для этого нужно использовать обычный сетевой шнур со штекером. Провода подсоединяем к контактам ТЭНа, а затем подключаем в розетку на 3-5 секунд. После этого повторяем замеры. Если на дисплее тестера появились какие-либо цифры, значит, присутствует пробой диэлектрической оболочки.
  • На утечку тока. Чтобы проверить ТЭН на утечку тока, необходимо предварительно вычислить стандартное значение. Для этого мощность нагревателя, указанную непосредственно на корпусе или в технической документации стиральной машины, делим на константу сетевого напряжения 220 В. Для примера, если ТЭН имеет мощность 1900 Вт, то расчётная сила электрического тока составит 8А.

Для того чтобы её проверить, нужно установить тестер на 20 А. Затем один щуп с зажимом подсоединить к теме нагревательного элемента. Ко второй клемме подсоединяется провод сетевого шнура. Сетевой шнур включаем в розетку, оставшийся щуп соединяем со вторым проводом. На мониторе тестера должно быть рассчитанное значение.

Зачем проводить столько проверок, и какой вывод можно сделать по их итогам? Прежде всего, всестороннее тестирование помогает исключить другие причины, почему не греет стиральная машина. В первых двух случаях нагревательный элемент подлежит только замене. При утечке тока возможен ремонт, но его можно провести только в условиях сервисного центра. Хотя в большинстве случаев экономически более целесообразно приобрести новый ТЭН.

Очистка накипи на ТЭНе

Накипь на ТЭНе является одной из основных причин снижения эффективности стирки, особенно в местностях с жесткой карбонатной водой. Кроме значительного повышения энергопотребления стиральной машины, она может привести к другим, более серьезным проблемам и поломкам. Куски накипи могут забить сливной шланг, пробить патрубки или стенку бака или заклинить барабан. Удаление накипи можно осуществлять несколькими способами.

Постоянно применять специализированные чистящие средства типа «Калгон». Однако, как показала практика, даже при использовании каких средств накипь всё равно образуется, хотя и гораздо медленнее.

Для единовременной чистки можно использовать лимонную кислоту. Добавить в лоток для порошка 150-200 г средства. После чего выбрать самую длительную программу стирки с температурой не ниже 60°С, но без отжима. При значительных объемах накипи такую чистку можно производить несколько раз подряд, но в пустой стиральной машине. Отколовшиеся куски накипи вычищаются из-под резиновой манжеты.

Наиболее эффективной является очистка извлеченного ТЭНа в специальных концентрированных средствах. Их нельзя использовать в стиральной машине, так как высок риск повреждения каучуковых деталей: уплотнителей, манжет, патрубков и т.д.

Для чистки извлекаем ТЭН из стиральной машины, как было описано ранее. В двухлитровую пластиковую бутылку с отрезанным верхом или пластмассовое ведро наливается горячая вода и добавляется средство от накипи, максимально эффективное и агрессивное. Некоторые мастера советуют воспользоваться концентрированным раствором уксуса. ТЭН погружается в жидкость до уплотнителя на сутки. После этого остатки накипи легко удаляются вручную.

Сбой или выход из строя термодатчика

Если тестирование нагревателя не выявило каких-либо проблем, а стиральная машина не нагревает воду или, наоборот, практически кипятит ее при любом режиме стирки, то проблема заключается в термодатчике. В различных моделях стиральных машин могут использоваться 3 типы термодатчиков:

Газонаполненный датчик. Состоит из чувствительного элемента, выполненного в виде металлической таблетки, к которой подсоединяется регулятор через металлическую трубу. Используется в стиральных машинках с аналоговым управлением. Внутри трубки циркулирует фреон, который от контакта с горячей водой расширяется, прерывая подачу электричества на нагреватель. Как правило, поломка заключается в нарушении целостности трубок, после чего фреон выходит из них, и устройство перестает выполнять свои функции. В принципе, отремонтировать такой датчик вполне возможно, если у вас есть баллон с фреоном, и вы умеете паять тонкостенные трубки. В противном случае дешевле будет заменить или воспользоваться услугами сервисного центра.

Биметаллический датчик. Имеет вид небольшого металлического цилиндра с контактами высотой до 1 см. Встраивается в цепь подачи электричества на нагревательный элемент. От повышения температуры выше установленного предела металлическая пластина внутри датчика изгибается и разрывает электрическую цепь. Ремонту не подлежит, только замена.

Термистор. Используется в стиральных машинах с электронным управлением. Выглядит как металлический цилиндр высотой до 3 см. Устанавливается непосредственно на самом ТЭНе.

Читайте также:  Ремонт передней подвески автомобиля ваз 2105

Определить необходимость его замены можно следующим образом:

  1. Выставляем тестер на проверку сопротивления.
  2. Прикладываем щупы к контактам, нормой считается показатель в 6 кОм при комнатной температуре.
  3. Опускаем нагреватель в горячую воду и доводим температуру до 40-50°С.
  4. Результатом повторного измерения сопротивления будет величина около 1350 кОм.
  5. Если показатели значительно отличаются, значит, необходимо менять термистор.

Сбой или выход из строя прессостата

Хотя прессостат отвечает за наполненность бака водой, он может стать причиной того, что стиральная машина не греет. Как определить неисправность прессостата, не разбирая стиральную машину:

  1. При наличии системы самодиагностики на экран выводится код ошибки.
  2. Процесс стирки запускается, однако видно, что в баке очень мало воды или её вообще нет.
  3. Слишком много воды в баке, и поэтому стиральная машина не успевает её греть.
  4. Режим полоскания не запускается или вода сливается не полностью и после окончания стирки вещи не отжаты в соответствии с установленной скоростью.

Чтобы проверить прессостат вручную, можно выполнить следующие действия:

  1. Отключить стиральную машину от электричества и перекрыть подачу воды.
  2. Снять верхнюю крышку и обнаружить прессостат.
  3. Отсоединяем прибор от проводов (предварительно сфотографировав) и шланга.
  4. Проверяем шланг из стиральной машины на предмет засорений. При необходимости прочищаем.
  5. Для проверки механики самого устройства к штуцеру нужно подсоединить небольшую трубку и сильно дунуть в нее. Если внутри нет засорений, то можно услышать один или несколько щелчков от срабатывания контактов.
  6. Для проверки срабатывания реле необходимо использовать тестер в режиме измерения сопротивления. Последовательно соединяем щупы и контакты реле, при этом время от времени дуем в трубку. Если реле срабатывает, то показатель сопротивления должен измениться.

Следует отметить, что в технической документации стиральной машины, как правило, не указывается электрическая схема прессостата. Поэтому, не имея схемы конкретной модели, нужно перебрать все варианты пар контактов. В этом случае работники сервисных центров могут провести как диагностику, так и ремонт устройств намного эффективнее и быстрее.

Замена прессостата на новый имеет определённые нюансы. Установка нового прибора своими руками и его подключение не вызывают особых проблем. Однако большинство устройств требуют дополнительной настройки под конкретную модель стиральной машины. На датчике, в зависимости от модели, может располагаться до трех винтов. Они регулируют количество воды, необходимое в процессе стирки для каждой конкретной программы, которую выполняет стиральная машина. Определить необходимый объем самостоятельно практически невозможно. Поэтому если вы стопроцентно не уверены, что приобретенный вами прессостат уже настроен для работы под конкретную модель стиральной машины, лучше доверить его установку и настройку мастерам из сервисного центра.

Поломка модуля управления

Модули управления стиральных машин могут быть аналоговыми (автономными), электронными, комбинированными (аналоговым с программатором). Если начинаются проблемы с этим устройством, стиральная машина не только не греет воду, но может некорректно выполнять другие функции. Не обнаружив проблем с ТЭНом, термодатчиком или прессостатом, можно приступить к извлечению платы управления. Сразу оговорюсь, полноценный ремонт данной детали в домашних условиях практически невыполним. Однако можно выполнить ряд действий для восстановления работоспособности в несложных случаях.

Как отсоединить панель управления, было описано выше. Единственное дополнение − перед соединением всех проводов необходимо их сфотографировать, чтобы правильно повторно подключить. Получив на руки плату управления, необходимо ее тщательно осмотреть. При наличии следующих повреждений она нуждается в замене или ремонте в сервисном центре:

  1. Вздутие конденсаторов, выгорание тристоров или триггеров.
  2. Обрыв контактных дорожек на плате.
  3. Загрязнение или окисление контактов.
  4. Обрыв проводов и т.п.

В принципе, если у вас дома в наличии паяльная станция, и вы знакомы с технологией пайки схем, можно заменить выгоревший элемент на новый. Если внешне выгоревшие элементы не видно, можно диагностировать их поломку мульти-тестером:

  • конденсаторы. Выгорание определяется по вздутому колпачку. Для замены аналогичный конденсатор припаивается к положительному электроду подачи питания на плату;
  • резистор. Как правило, на платах управления стиральной машиной используются резисторы первого порядка на 8 Ом и 2А и второго порядка на 3-5А. Если при измерении тестер показывает другие результаты, то требуется замена;
  • тристорный блок. Измеряется отрицательное сопротивление, которое не должно превышать 20В;
  • триггер. Показатель сопротивления фильтра − 20 Ом, напряжение на выходных контактах не выше 12В.

Блок управления является одной из наиболее дорогостоящих деталей в стиральной машине. Заниматься его самостоятельным ремонтом рекомендуется, только если вы полностью уверены в благополучном исходе. В противном случае лучше довериться профессионалам из сервисных центров.

Подводя итоги

Если стиральная машина не нагревает воду при стирке и продолжает свою работу, это не означает, что проблему можно отложить на потом. Во-первых, существенно снижается качество стирки. И его невозможно компенсировать добавкой большего количества порошка. Во-вторых, проблемы могут быть как с модулем управления, так и с проводкой, что делает эксплуатацию стиральной машины просто небезопасной. При этом отсутствие нагрева может говорить о начале более серьёзных проблем с детекторами, контролирующими работу оборудования. Поэтому техника нуждается в качественной диагностике и техническом обслуживании, которое могут обеспечить только профессионалы в условиях сервисного центра.

Adblock
detector