Двигатели ЗМЗ-24Д/2401 и ЗМЗ-402/4021 автомобилей «Волга» основные различия и характеристики
Сначала разберемся какие автомобили какими двигателями комплектовались с завода
С 1970 по 1986 год:
Автомобиль Волга ГАЗ-24 комплектовался двигателем ЗМЗ-24Д — степень сжатия 8,2, мощность 95 л.с.
Автомобиль Волга ГАЗ-24-01 комплектовался двигателем ЗМЗ-2401 — степень сжатия 6,7, мощность 85 л.с.
С 1986 года по 1992-й год:
Автомобиль Волга ГАЗ-24-10 комплектовался двигателем ЗМЗ-402.10 — степень сжатия 8,2, мощность 100 л.с.
Автомобиль Волга ГАЗ-24-11 комплектовался двигателем ЗМЗ-4021.10 — степень сжатия 6,7, мощность 90 л.с.
С 1992 года и до конца выпуска карбюраторных Волг автомобили комплектовались двигателями ЗМЗ-402.10 и 4021.10. без сколь либо значимых изменений в конструкции.
Основными характеристики и конструктивные отличия двигателей ЗМЗ-24Д, ЗМЗ-2401, ЗМЗ-402.10, змз-4021.10:
ЗМЗ-24Д | ЗМЗ-2401 | ЗМЗ-402.10 | ЗМЗ-4021.10 | |
Рабочий объем, куб.см. | 2445 | 2445 | 2445 | 2445 |
Максимальная мощность при 4500 об/мин | 95 | 85 | 100 | 90 |
Степень сжатия | 8,2 | 6,7 | 8,2 | 6,7 |
Максимальный крутящий момент при 2400 об/мин, Н*м | 186,3 | 171,6 | 182 | 172 |
Топливо | АИ-93 | А-76 | АИ-93 | А-76 |
Удельный расход топлива г/кВт,ч(г/л.с.ч) | 306(225) | 312(230) | 292,4(215) | 299,2(220) |
Диаметр цилиндра и ход поршня,мм | 92х92 | 92х92 | 92х92 | 92х92 |
Размещение водяного насоса | ГБЦ | ГБЦ | блок цилиндров | блок цилиндров |
Диаметр выпускных клапанов, мм | 36 | 36 | 39 | 39 |
Диаметр впускных клапанов, мм | 47 | 47 | 47 | 47 |
Водораспре-делительная трубка в ГБЦ | есть | есть | нет | нет |
Штатный карбюратор | К-126Г | К-126Г | К-151 | К-151 |
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 | 1-2-4-3 | 1-2-4-3 | 1-2-4-3 |
Двойные пружины клапанов | нет | нет | да | да |
Количество стоек оси коромысел | 4 | 4 | 6 | 6 |
Исходя из таблицы и заводских отчетов мы видим, что основные отличия ЗМЗ-402 от ЗМЗ-24Д такие:
- система охлаждения с помпой на блоке цилиндров без водораспределительной трубки с измененной циркуляцией жидкости
- увеличенный диаметр выпускных клапанов
- установлены двойные пружины клапанов (выше надежность)
- установлены две дополнительные стойки для краев оси коромысел
- штатный карбюратор заменен с К-126Г на К-151 (и модификации в т.ч. К-151-С)
- шпильки крепления ГБЦ увеличенного диаметра и иной резьбы (вместо М11х1 на М12х1.25)
- увеличена масса шкива-демпфера коленчатого вала
- изменен профиль кулачков распределительного вала
- распределительный вал стал чугунным вместо стального
- масляный насос с алюминиевым маслозаборником вместо стального и с увеличенной производительностью
- изменена конструкция масляного радиатора
p.s. Характеристики двигателей приведены из заводских руководств по эксплуатации автомобилей ГАЗ-24 и ГАЗ-24-10 соответственно. Следует учитывать, что по нынешним методам измерения мощности и крутящего момента моторы показывают более скромные показатели нежели заявлено (в среднем на 5 л.с. и 5Нм меньше). В любом случае разница между ЗМЗ-24Д и ЗМЗ-402 четко прослеживается по таблице. Мы видим, что старик ЗМЗ-24Д имеет несколько более тяговую характеристику нежели ЗМЗ-402. Это обусловлено вышеописанными изменения в конструкции.
Некоторые аспекты форсировки двигателей ЗМЗ-24д и ЗМЗ-402 рассмотрены в статье: «Форсировка двигателя Волги».
Форумы на www.gaz21.ru: Порядок работы цилиндров? — Форумы на www.gaz21.ru
- Форумы на www.gaz21.ru
- Этот сайт предназначен для аудитории 18+
- >Технические вопросы
- >Двигатель
- Правила форума
- Просмотр новых публикаций
Порядок работы цилиндров? Оценка: 



#1
саша965
- Верховный шаман 🙂
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 755
- Регистрация: 22 Январь 05
- Поблагодарили: 0
- Город: Москва
- Автомобиль: ГАЗ-21И 1960 г., ЗАЗ-965АБ
Актуален до 9 утра
Поставили мы ГБЦ, накинули ось коромысел-надо регулировать клапана естесственно.
Получилось так, что мы не знаем нумерации цилиндров, и соответствующего положения бегунка.
Все клапаны «пережаты», то есть зазоров нет вообще-определить где какой цилиндр, можно похоже только вывернув свечи и засунув какую-нибудь палочку, для определения положения поршня. НО так неохота возиться.
Скажите пожалуйста нумерацию цилиндров начиная от помпы в сторону салона. Вроде говорят 1-3-2-4, но есть сомнения.
И куда должна смотреть контактная часть бегунка при совмещении меток на шкиве коленвала и блоке-типа в.м.т. в первом цилиндре.
Книжка под рукой есть, но там явным образом ничего не написано
#2
Karluha
- Постоянный участник
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 97
- Регистрация: 01 Декабрь 04
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Таллин
- Настоящее имя: Карл
- Автомобиль: ГАЗ-21И, ГАЗ-21М, ГАЗ-69А,ГАЗ-20, ГАЗ-66, ГАЗ-24, ГАЗ-12
- Телефон: +372 56699690
- Возраст: 36
- Отношение к аутентичности: Незначительные изменения
#3
Ефим
- VintageMan
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 970
- Регистрация: 27 Октябрь 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Брянск
- Автомобиль: ГАЗ-21Р 1969 г. Газ М-21С 1969г. AUDI 80 1988г. Газ 31029 1992г.
- Телефон: +7 920 605 95 37
- Возраст: 25
- Отношение к аутентичности: Незначительные изменения
1-2-4-3 всю жизнь было!
Крутишь ручкой мотор над шкивом коленвала есть штифтик а на шкиве дырочка вот когда штифт и дырочка совпадут но это 1-й горшок!
#4
саша965
- Верховный шаман 🙂
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 755
- Регистрация: 22 Январь 05
- Поблагодарили: 0
- Город: Москва
- Автомобиль: ГАЗ-21И 1960 г., ЗАЗ-965АБ
Karluha (8.4.2006, 19:53) писал:
То есть первый цилиндр ближний к помпе,поворачиваю коленвал на полоборота, потом второй (сразу за первым), а затем провернув коленвал еще на полоборота я регулирую клапана в четвертом цилиндре-ближнем к кожуху печки. Правильно?
Ефим (8.4.2006, 20:03) писал:
1-2-4-3 всю жизнь было!
Крутишь ручкой мотор над шкивом коленвала есть штифтик а на шкиве дырочка вот когда штифт и дырочка совпадут но это 1-й горшок!
Да я уже покрутил-они два раза совпадают Не все так однозначно!
#5
Ефим
- VintageMan
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 970
- Регистрация: 27 Октябрь 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Брянск
- Автомобиль: ГАЗ-21Р 1969 г. Газ М-21С 1969г. AUDI 80 1988г. Газ 31029 1992г.
- Телефон: +7 920 605 95 37
- Возраст: 25
- Отношение к аутентичности: Незначительные изменения
#6
саша965
- Верховный шаман 🙂
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 755
- Регистрация: 22 Январь 05
- Поблагодарили: 0
- Город: Москва
- Автомобиль: ГАЗ-21И 1960 г., ЗАЗ-965АБ
Спасибо. Думаю вопрос снят. Самое главное-это порядок работы1-2-4-3.
Я помню, когда чистил блок от следов старой прокладки гбц, «нечаянно» крутил коленвал кривым стартером-вытащить грязь из цилиндров.
Отлично помню, что цилиндры ходят попарно-крайние вместе и центральные вместе.
Дальше получается-первый цилиндр (ближний к помпе), начинаем с него регулировку, затем провернув на полоборота второй, потом четветрый-самый дальний (метки опять совпадут , а потом уже возвращаемся к третьему. Все логично и понятно. А положение бегунка при работе первого цилиндра, определяем, как подсказал Ефим.
Завтра опробуем.
Спасибо!
#7
Мифодий
- Трагически погиб
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 244
- Регистрация: 20 Март 06
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: С-Петербург, Купчино
- Настоящее имя: Михаил
- Автомобиль: ГАЗ-21Л 1963 г. УАЗ Патриот
- Возраст: 28
- Отношение к аутентичности: Незначительные изменения
#8
Mayor
- Верховный шаман 🙂
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 8 795
- Регистрация: 26 Ноябрь 04
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Баку Азербайджан
- Настоящее имя: Адиль Мехмандаров
- Автомобиль: ГАЗ-21Р 1966/1966 г.
- Возраст: 56
- Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций
#9
Lev
- Старшина
- Группа: Модераторы
- Сообщений: 5 047
- Регистрация: 03 Сентябрь 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Воронеж
- Введите символы: dfg-23-s5-g: dfg-23-s5-g
- Настоящее имя: Лев
- Автомобиль: М-21В 58 г., СЗД 90г.в.,
- Возраст: 47
- Отношение к аутентичности: На себя посмотри!
Ефим (9.4.2006, 0:17) писал:
Стоп! Вот как раз это не лучший вариант, с отверткой. Я для этого использую пруток припоя, диаметром около 1 см. И не царапает и гнется, правильно изогнутый, еще и клапан подержит в случае нужды. но это немного OFF от темы.
#10
Mayor
- Верховный шаман 🙂
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 8 795
- Регистрация: 26 Ноябрь 04
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Баку Азербайджан
- Настоящее имя: Адиль Мехмандаров
- Автомобиль: ГАЗ-21Р 1966/1966 г.
- Возраст: 56
- Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций
#11
Таргитай
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 737
- Регистрация: 04 Февраль 06
- Поблагодарили: 0
- Отношение к аутентичности: Не выбрано
А я поступаю еще проще!
При регулировке клапанная крышка-то снята — значит, видно как коромысла ходють. Отверткой (прутком) определяем момент, когда 1-й цилиндр идет вверх. Если оба коромысла его клапанов находятся в одинаковом положении — то в цилиндре происходит такт сжатия, если же одно из коромысел «утопило» клапан (выпускной), сжав пружину (а это видно невооруженным глазом, будь клапана хоть трижды пережаты!), то в цилиндре выпуск. Ну и регулирую в два приема, а не в четыре (просто лень кривым работать лишний раз. ).
P.S. А вот если клапана сильно пережаты, то затычка могёт и не выстрелить — компрессия-то тю-тю.
Сообщение отредактировал Таргитай: 09 Апрель 2006 — 21:32
#12
Stirlitz
- Верховный шаман 🙂
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 466
- Регистрация: 18 Февраль 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Отношение к аутентичности: Не выбрано
#13
Lev
- Старшина
- Группа: Модераторы
- Сообщений: 5 047
- Регистрация: 03 Сентябрь 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Воронеж
- Введите символы: dfg-23-s5-g: dfg-23-s5-g
- Настоящее имя: Лев
- Автомобиль: М-21В 58 г., СЗД 90г.в.,
- Возраст: 47
- Отношение к аутентичности: На себя посмотри!
Mayor (9.4.2006, 15:31) писал:
Я всего лишь не советовал совать отвертку и др в цилиндр. А вот клапан так придерживал, рассухаренный.
#14
Человек-в-Тапке
- Ни то, ни сё. Типа художник
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 2 347
- Регистрация: 06 Октябрь 05
- Поблагодарили: 0
- Пол: Мужчина
- Город: Москва, ЮЗАО
- Настоящее имя: Сергей
- Автомобиль: ГАЗ-3110, мопед Рига-3
- Телефон: +7 906 7618143
- Возраст: 27
- Отношение к аутентичности: Другое
э. не думал, что рассухарить клапан можно не снимая головку.
век живи — век учись (прожитые годы стали давить лет с 14ти )