Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности
Чип-тюнинг — самый простой способ сделать машину быстрее и динамичнее без серьезного вмешательства в конструкцию и больших затрат. Многие автомобилисты, покупая машину, заранее откладывают деньги на последующую перенастройку блока управления двигателем, но результат далеко не всегда соответствует ожиданиям. Объясняем, чего стоит ожидать от чип-тюнинга и к каким затратам готовиться.
Самый распространенный вариант чип-тюнинга — прибавка мощности двигателя, вместе с которой обычно обещают и ряд других улучшений: от увеличения тяги на низких оборотах до уменьшения расхода топлива. Процедура перепрограммирования занимает не больше часа, а все, что нужно сделать с машиной, — подключиться к ее электронной начинке. «Чип-тюнинг позволяет взять то, что изначально присутствует в двигателе, но зажато экологическими требованиями. Экология требует определенных рамок, а тюнинг дает мотору как следует продышаться», — объяснил руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.
Расчетная мощность некоторых автомобилей до и после незаводской перенастройки ПО | ||
Модель | До чип-тюнинга, л.с. | После чип-тюнинга, л.с. |
Lada Vesta | 122 | 135 |
Volkswagen Polo | 125 | 150 |
Hyundai Solaris | 123 | 135 |
BMW 320i | 184 | 285 |
Skoda Octavia | 180 | 220 |
Volkswagen Tiguan | 220 | 315 |
Skoda Kodiaq | 180 | 250 |
Toyota Camry | 249 | 300 |
Mercedes E-Class | 184 | 230 |
Jaguar XF | 340 | 400 |
Volvo XC60 | 163 | 270 |
Чип-тюнингу подвергают как атмосферные, так и турбированные моторы, но в первом случае прибавка мощности обычно не превышает 10%. Другое дело, что некоторые атмосферники изначально выпускают в нескольких вариантах мощности и, заменив прошивку, можно получить максимальный вариант, говорит Андрей Савин: «Производитель зажат законодательными ограничениями и требованиями рынка. Поэтому с одного и того же мотора на разных рынках снимается разная мощность».
С турбомоторами возможностей больше — они позволяют менять давление наддува, а это обещает прибавку мощности и момента на 30–50%. Так, фольксвагеновский двигатель 2,0 TSI можно раскачать с 220 до 315 л. с., а дизельные турбомоторы Volvo могут выдать до 270 л. с. против минимальных 163 сил.
«Фольксвагеновские TSI хорошо поддаются тюнингу. Например, для мотора 1,4 TSI все давно отлажено, его мощность легко можно поднять на 20–30 сил, что будет очень заметно», — подтверждает управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.
Помимо предельного значения мощности чип-тюнинг позволяет, например, снизить задемпфированность акселератора или адаптировать двигатель к топливу другого типа (например, 95-й бензин вместо 98-го).
Тут возможны варианты. Тюнеры обещают снижение расхода на 5–10%, но это почти невозможно проверить, так как расход в конечном итоге зависит только от манеры езды. В большинстве случаев именно стандартные заводские калибровки подходят наибольшему числу водителей и режимов движения, поэтому и будут самыми экономичными.
Крупные тюнинговые фирмы действительно могут тщательно работать с калибровками двигателя, тонко настраивая параметры потребления топлива в разных режимах, но большая часть компаний делают акцент на разгоне и быстроте отдачи, и о снижении расхода топлива в этих случаях речь не идет.
«Серьезную прибавку чип-тюнинг турбированных моторов дает путем снижения экологии и уменьшения ресурса», — объяснил Леонид Дементьев.
Наконец, автомобилист, прибегающий к чип-тюнингу, скорее всего, вообще не будет ездить экономично, добавляет эксперт: «Если ты собираешься сделать тюнинг, то собираешься гонять. А турбомотор экономичен только до тех пор, пока не начала дуть турбина».
Для каждого двигателя, вплоть до экзотических китайских моделей, можно найти большое количество прошивок. Существуют официальные заводские прошивки, программы от специализированных фирм или кустарные, сделанные чуть ли не в гаражных условиях. Чаще всего их делают на базе штатных и называют нормализированными.
Чистый чип-тюнинг подразумевает только замену программы управления двигателем. В хорошем сервисе при этом делают тест мощности на стенде до и после изменений, чтобы клиент своими глазами видел результат.
Часто тюнеры идут дальше, предлагая, например, удалить каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр или систему рециркуляции в случае дизельного двигателя. Эти операции также подразумевают внесение изменений в прошивку блока управления. Иногда их проводят для подержанных машин, владельцы которых не хотят менять дорогое «железо». Все остальное, включая замену элементов двигателя, впускной и выпускной системы, выходит за рамки чип-тюнинга.
Повышение мощности вызывает повышенные нагрузки механизмов, более быстрый износ системы нейтрализации отработавших газов, изменение самого выхлопа. Более того, плохие прошивки из-за изменения углов опережения зажигания и перенастройки подачи топлива повышают риск возникновения губительной для мотора детонации.
«Возрастает нагрузка на поршневую, шатуны, изменяется тепловой режим. Кустарная программа может не учитывать всех тонкостей работы двигателя, возникает детонация при слишком раннем зажигании, которая убивает мотор, ломает шатуны и коленвалы», — отметил управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.
«В некоторых случаях чип-тюнинг идет вразрез с длительностью службы — мотор изначально настроили определенным образом, но теперь он попадает в более напряженный режим», — добавляет руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.
В случае турбомоторов, когда тюнеры меняют давление наддува, быстрее изнашивается турбокомпрессор. Могут возникнуть и проблемы с коробкой передач, рассчитанной на определенный крутящий момент. У механической и роботизированной первыми страдают сцепление, а также синхронизаторы, особенно если водитель исповедует агрессивный стиль езды. Хуже других переносят чип-тюнинг «роботы» с сухим сцеплением. «Автоматы» излишне нагружают пакеты фрикционов, вызывая пробуксовку и изнашивая их.
Стоимость прошивки варьируется от уровня сервиса и используемого ПО. В гаражных условиях можно сделать чип-тюнинг неизвестной программой, скачанной в Сети, всего за пару тысяч рублей. А серьезные игроки рынка могут просить за услугу до 30 000 рублей. Однако конкретная стоимость сильно зависит от модели и вида работ.
Например, чиповку атмосферных «Жигулей» или «Самар» профильный сервис сделает за 3000–4000 руб., увеличить мощность Vesta 1,8 до 135 л. с. стоит 6000 рублей. За 10 000 руб. можно разогнать атмосферный мотор Hyundai Solaris 1,6 до 135 л. с. либо Kia Sportage 2,0 со 150 до 165 сил.
Skoda Octavia третьего поколения с мотором 1,4 TSI может выдать 170 л. с. всего за 14 000 руб., а довести мотор 1,8 TSI до 220 л.с. стоит 20 000 рублей. Чип-тюнинг BMW 320i актуального поколения обойдется в 24 000 руб., причем тюнеры обещают прибавку со 184 до 285 сил.
Программно отключить датчик кислорода стоит около 6000 рублей. Особняком стоит сервис замера мощности — минимум 3000 рублей.
Чип-тюнинг — это вмешательство в заводской программный код, то есть фактически — в конструкцию автомобиля, из-за чего он не может пройти техосмотр. Но Леонид Дементьев не считает такое вмешательство переоборудованием, требующим согласования: «Это всего лишь изменение софта, вмешательств в конструкцию вы не делаете. Одно дело, когда вы ставите ревущий глушитель, что является явным нарушением, а другое — грамотное вмешательство в программу управления».
К тому же способов и технологий проверки программ управления двигателем не существует, а в процессе технического осмотра никто не проводит диагностику ПО. Точно так же можно было бы запретить эксплуатацию автомобиля, не отвечающего действующим экологическим требованиям, но токсичность выхлопа на ТО опять-таки не проверяют.
Дилеры точно откажут в ремонте двигателя, если он был чипован не при помощи сертифицированных программ производителя. «Есть сертифицированные заводские прошивки, а есть сторонние, при которых с вероятностью 95% дилеры снимут с гарантии двигатель, топливную систему и коробку передач», — объяснил управляющий «ЛСД-Сервиса» Леонид Дементьев. Предъявить претензии тюнерам будет сложно — клиент, как правило, подписывает документ с отказом от последующих рекламаций.
Представители тюнинг-сервисов часто предлагают услугу возврата заводского программного обеспечения перед посещением официального сервис-центра, однако на современных автомобилях дилеры чаще всего могут отследить все эти изменения. Услуга возврата также бывает востребована перед продажей автомобиля, чтобы будущий покупатель не догадался о том, что автомобиль использовали не совсем в штатных режимах.
Кто запорол двигатель — спор тюнинг-ателье и владельца в суде
К тюнингу в любом его проявлении каждый волен относиться на свое усмотрение. Официальная позиция проста: ни один производитель автомобиля не одобрит «несертифицированное» вмешательство в выверенную им конструкцию.
Однако любителей доработать свою машину в мире десятки тысяч, и у большинства автомобили благополучно эксплуатируются годами. Но бывают и исключения.
Андрей (имя изменено) обратился в столичный техцентр за чип-тюнингом двигателя и доработкой выпускной системы своей Audi A4 2.0 TFSI в кузове В8. На тот момент автомобиль находился на исходе гарантийного срока. Через месяц после установки программы Stage 2 и нового выхлопа, увеличивших отдачу мотора с заводских 225 до 340 л.с., в двигателе провернуло второй шатунный вкладыш.
Владелец сразу же отремонтировал двигатель у официального дилера. Разумеется, за деньги: незаводская прошивка поставила крест на гарантийном ремонте. При это он обратился в тюнинг-ателье за компенсацией. Его позиция такова:
Причиной неисправности стали ошибки в прошивке, приведшие к критическим режимам работы мотора — детонации. Кроме того, работы были проведены не полностью. В частности, не было установлено дополнительное охлаждение, необходимое при подобной форсировке.
Договориться полюбовно тюнинг-ателье и его клиент не смогли, дело дошло до суда.
Сумма иска составила порядка 900 000 рублей. Она сложилась из требования вернуть уплаченные AGP Motorsport 133,5 тысячи рублей за проведенные работы с автомобилем, 270 тысяч, потраченных на ремонт, и около 500 тысяч, сложившихся суммарно из неустойки, штрафа за несоблюдение требований закона «О защите прав потребителей» и других расходов.
Сумма немаленькая, а само дело технически сложное. Тем интереснее вам будет увидеть, глубоко ли в суть проблемы погружаются наши суды при рассмотрении подобных дел.
Районный суд
Со слов истца, суд отказал ему в проведении судебной экспертизы. При этом сам суд признал заключение в заказ-наряде не имеющем юридической силы. Ответчик же утверждает, что владелец машины отказался от экспертизы, настаивая, что заказ-наряда достаточно, и называя его «заключением официального дилера».
Районный суд отказал истцу. На этом, история, казалось бы, закончилась. Но нет.
Мосгорсуд
Андрей обратился в Мосгорсуд. На этом этапе была проведена техническая экспертиза. Так как двигатель был давно отремонтирован и прошел с тех пор несколько тысяч километров, подвергать его ревизии было бесполезно. Однако у истца спустя год отыскалась коробка со всеми дефектными деталями. Их-то и изучал независимый эксперт.
К результатам заключения эксперта у ответчика возникли вопросы. Сложно поверить, что сломанное железо год (суд в России — дело небыстрое) лежало и ждало своего часа. Еще удивительнее то, что никто даже не пытался установить, те ли компоненты предоставил клиент. Этот факт указан в тексте экспертизы, но судью он не заинтересовал.
Осмотры самого автомобиля и его двигателя не проводились — по истечении такого времени в этом уже не было смысла. При этом эксперт отклонил возможное масляное голодание или перегрев как причины поломки. А ведь они могли послужить катализатором неисправности.
Однако на этот раз суд положился на заключение независимого эксперта и отменил решение нижестоящего суда, признав тюнинг-ателье виновной стороной.
Но и на этом история не закончилась.
Новые факты
Как выяснилось позже, на машине истца дилером были зафиксированы неисправности системы охлаждения двигателя и системы турбонаддува, однако этот факт от суда был скрыт. Как только в тюнинг-ателье стало об этом известно, его представитель обратился в суд с просьбой отменить вынесенное ранее решение. Свою позицию ответчик подтвердил заключением лаборатории судебно-автотехнической экспертизы РФЦСЭ при Министерстве юстиции РФ. И эксперт подтвердил, что поломка машины истца появилась не в результате действий специалистов тюнинг-ателье, а в результате неисправностей, сведения о которых владелец машины скрыл.
Однако на заседании 24 мая Мосгорсуд оставил свое предыдущее решение в силе, не приняв во внимание новые обстоятельства.
Так на стороне истца оказались заключение первого эксперта и Закон о защите прав потребителей, который суды нередко предпочитают трактовать в пользу клиентов.
Мнение «За рулем»:
Специалисты по тюнингу, как правило, предупреждают клиентов: «чип» действительно увеличивает нагрузку на двигатель. Не только из-за прибавки мощности и момента как таковой, но еще и в силу более агрессивной манеры вождения. Все слабые места силовой установки и его навески после тюнинга сразу же заявят о себе. Это могут быть приобретенные в процессе эксплуатации проблемы или конструктивные просчеты, и тогда «загнется» даже новый мотор. В первом случае кончина агрегата заметно приблизится. От этого никто не застрахован.
В чью пользу сработает «автоматизм» судьи, предугадать невозможно. В случае неизбежности разбирательства запаситесь терпением, временем, нервами и, конечно, деньгами на экспертизы и адвокатов. Может статься, что в поисках справедливости придется идти до высшей инстанции — Верховного суда. Случаи, когда он менял вердикты своих «подопечных», есть.
Описанное разбирательство еще не закончено и, возможно, перейдет в Верховный суд.