ПолиАлкиленГликолевое (ПАГ) моторное масло Poly Tech, чем отличается от обычной синтетики?
Авторы: Михаил Колодочкин и Александр Шабанов. Журнал «За рулем» — декабрь 2014 — рубрика «Экспертиза масел» По материалам статьи «На каком масле?»
Какое-какое? ПолиАлкиленГликолевое? Не выговоришь! А можно ли вообще заливать в двигатель это диковинное масло? И чем оно отличается от обычной синтетики?
ЧТО НОВЕНЬКОГО? Любое моторное масло — это смесь базового масла и пакета присадок. Сейчас базовые масла принято делить на пять основных групп. Самая крутая группа — пятая, из которой мы взяли для теста Kroon-Oil Poly Tech 10w-40(Нидерланды), здесь применена так называемая OSP-технология, при которой в базовое масло на основе ПАО и эстеров включается до 30% специальных полиэфиров — ПолиАлкиленГликолей (ПАГ). Они полностью растворяются в масле и способствуют лучшему растворению пакета присадок. Отметим высокий индекс вязкости ПАГ (свыше 180 единиц), что обеспечивает хорошие пусковые свойства при низких температурах.
ДЛИННЫЙ ЗАЕЗД Практически все маслопроизводители декларируют энергосберегающие функции, снижение износа, исключительную чистоту двигателей, а также продленный ресурс масла. Проверить и сопоставить это можно только в ходе длительных стендовых испытаний. Сердце исследовательской установки — стендовый двигатель на базе ВАЗ-2111, причем условия работы масла в нем специально ужесточены. В частности, повышена степень сжатия и введено масляное охлаждение поршней: масло греется дополнительно. Пробы исследовали в химмотологической лаборатории кафедры двигателей, автомобилей и гксеничных машин Санкт-Петербургского политехнического университета и в «Северо-Западном центре экспертиз». В таких условиях масло отходило по 180 моточасов в режиме, характерном для движения машины по трассе (обычный автомобиль прошел бы за это время примерно 15 000 км); разве что число пусков-прогревов у нас было значительно меньше. По ходу испытаний мы отбирали пробы масла, чтобы отследить историю его старения. Параллельно замеряли мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов. После каждого цикла мотор разбирали, чтобы оценить его состояние — в частности, степень износа.
«ПОЛИ ТЕХ» В ПОЛИТЕХЕ Испытания проводились в лаборатории кафедры двигателей питерского политеха. Как же пройти мимо масла с таким знакомым имененм — Kroon-Oil Poly Tech? Единственное на нашем рынке масло группы ПАГ в целом подтвердило то, что гласило описание. Главное — при вскрытии мотора после 180 моточасов работы в жестких режимах мы обнаружили практически чистые поршни! Высокотемпературных отложений фактически не было, зона поршневых канавок оказалась чистой. А это значит, что кольца на этом масле работают нормально, никакого залегания ожидать не приходится.
Уровень низкотемпературных отложений оказался ниже, чем у других масел. Похоже, что полиалкиленгликолевая база масла их растворяет, как и было обещано производителем (Kroon-Oil, Нидерланды). И с ресурсом все нормально: 15 000 км масло «прошло» с запасом на еще несколько тысяч километров. Что касается ресурса двигателя и защиты от износа, все тоже очень достойно, на уровне лучших эстеровых образцов и значительно лучше, чем у базовой НС-синтетики (! базовые масла, полученные по технологии гидрокрекинга НС-технологии). А вот с «холодными» свойствами не так однозначно. Температура застывания — под минус пятьдесят, и это один из лучших показателей, а вот индекс вязкости не самый высокий. Не зря указан класс 10w-40 по SAE.
МАСЛА ИЗ БУДУЩЕГО Кто сказал, что все моторные масла льют из одной бочки? В ходе испытаний мы сделали для себя два важных открытия. Во-первых, НС-масла за свою цену работают вполне достойно и не способны испортить даже современный мотор.
Во-вторых, есть более интересные варианты, чем самая распространенная на рынке технология гидрокрекинга. И рассмотренное масло Kroon-Oil Poly Tech имеет свои плюсы при единственном минусе — высокой цене. Но за хорошее и заплатить не грех, тем более что переплата чаще всего не превышает стоимости одной-двух заправок топливом. Если же учесть эффект энергосбережения (экономия бензина в среднем на 2-4%), улучшение динамики автомобиля, пусковых свойств и снижение скорости износа двигателя, то переплата и вовсе не выглядит пугающей. Любое из испытанных нами масел можно безбоязненно заливать в мотор. Короче, используйте смело — конечно, если группа качества выбранного масла согласуется с требованиями инструкции по эксплуатации автомобиля. Впрочем, свое мнение не навязываем. Выбирайте сами. И — счастливого пути!
Полную версию статьи «На каком масле?» можно скачать ниже.
ПолиАлкиленГликолевое (ПАГ) моторное масло Poly Tech, чем отличается от обычной синтетики?
Авторы: Михаил Колодочкин и Александр Шабанов. Журнал «За рулем» — декабрь 2014 — рубрика «Экспертиза масел» По материалам статьи «На каком масле?»
Какое-какое? ПолиАлкиленГликолевое? Не выговоришь! А можно ли вообще заливать в двигатель это диковинное масло? И чем оно отличается от обычной синтетики?
ЧТО НОВЕНЬКОГО? Любое моторное масло — это смесь базового масла и пакета присадок. Сейчас базовые масла принято делить на пять основных групп. Самая крутая группа — пятая, из которой мы взяли для теста Kroon-Oil Poly Tech 10w-40(Нидерланды), здесь применена так называемая OSP-технология, при которой в базовое масло на основе ПАО и эстеров включается до 30% специальных полиэфиров — ПолиАлкиленГликолей (ПАГ). Они полностью растворяются в масле и способствуют лучшему растворению пакета присадок. Отметим высокий индекс вязкости ПАГ (свыше 180 единиц), что обеспечивает хорошие пусковые свойства при низких температурах.
ДЛИННЫЙ ЗАЕЗД Практически все маслопроизводители декларируют энергосберегающие функции, снижение износа, исключительную чистоту двигателей, а также продленный ресурс масла. Проверить и сопоставить это можно только в ходе длительных стендовых испытаний. Сердце исследовательской установки — стендовый двигатель на базе ВАЗ-2111, причем условия работы масла в нем специально ужесточены. В частности, повышена степень сжатия и введено масляное охлаждение поршней: масло греется дополнительно. Пробы исследовали в химмотологической лаборатории кафедры двигателей, автомобилей и гксеничных машин Санкт-Петербургского политехнического университета и в «Северо-Западном центре экспертиз». В таких условиях масло отходило по 180 моточасов в режиме, характерном для движения машины по трассе (обычный автомобиль прошел бы за это время примерно 15 000 км); разве что число пусков-прогревов у нас было значительно меньше. По ходу испытаний мы отбирали пробы масла, чтобы отследить историю его старения. Параллельно замеряли мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов. После каждого цикла мотор разбирали, чтобы оценить его состояние — в частности, степень износа.
«ПОЛИ ТЕХ» В ПОЛИТЕХЕ Испытания проводились в лаборатории кафедры двигателей питерского политеха. Как же пройти мимо масла с таким знакомым имененм — Kroon-Oil Poly Tech? Единственное на нашем рынке масло группы ПАГ в целом подтвердило то, что гласило описание. Главное — при вскрытии мотора после 180 моточасов работы в жестких режимах мы обнаружили практически чистые поршни! Высокотемпературных отложений фактически не было, зона поршневых канавок оказалась чистой. А это значит, что кольца на этом масле работают нормально, никакого залегания ожидать не приходится.
Уровень низкотемпературных отложений оказался ниже, чем у других масел. Похоже, что полиалкиленгликолевая база масла их растворяет, как и было обещано производителем (Kroon-Oil, Нидерланды). И с ресурсом все нормально: 15 000 км масло «прошло» с запасом на еще несколько тысяч километров. Что касается ресурса двигателя и защиты от износа, все тоже очень достойно, на уровне лучших эстеровых образцов и значительно лучше, чем у базовой НС-синтетики (! базовые масла, полученные по технологии гидрокрекинга НС-технологии). А вот с «холодными» свойствами не так однозначно. Температура застывания — под минус пятьдесят, и это один из лучших показателей, а вот индекс вязкости не самый высокий. Не зря указан класс 10w-40 по SAE.
МАСЛА ИЗ БУДУЩЕГО Кто сказал, что все моторные масла льют из одной бочки? В ходе испытаний мы сделали для себя два важных открытия. Во-первых, НС-масла за свою цену работают вполне достойно и не способны испортить даже современный мотор.
Во-вторых, есть более интересные варианты, чем самая распространенная на рынке технология гидрокрекинга. И рассмотренное масло Kroon-Oil Poly Tech имеет свои плюсы при единственном минусе — высокой цене. Но за хорошее и заплатить не грех, тем более что переплата чаще всего не превышает стоимости одной-двух заправок топливом. Если же учесть эффект энергосбережения (экономия бензина в среднем на 2-4%), улучшение динамики автомобиля, пусковых свойств и снижение скорости износа двигателя, то переплата и вовсе не выглядит пугающей. Любое из испытанных нами масел можно безбоязненно заливать в мотор. Короче, используйте смело — конечно, если группа качества выбранного масла согласуется с требованиями инструкции по эксплуатации автомобиля. Впрочем, свое мнение не навязываем. Выбирайте сами. И — счастливого пути!
Полную версию статьи «На каком масле?» можно скачать ниже.
Синтетические базовые масла
Это маслообразные синтетические жидкости — полимеры или олигомеры, полученные методом синтеза из разных мономеров. Ни одно синтетические масло не имеет всей совокупности свойств, характерной для минерального масла, но отдельные синтетические масла обладают некоторыми выдающимися эксплуатационными свойствами, превышающими свойства минеральных масел. Например, некоторые синтетические масла имеют особенно высокий индекс вязкости, пониженную температуру застывания, повышенную стойкость к высоким температурам и деформациям сдвига, отличаются пониженной летучестью и горючестью. Эти свойства обеспечивают универсальность применения и продолжительность срока службы. Каждое синтетическое масло необходимо применять в условиях, позволяющих наилучшим образом использовать его отличительные особенности. Основной существенный недостаток синтетических масел — они значительно дороже минеральных (в 2 — 3 и более раз).
Рaзновидности синтетических масел. Свойства синтетических масел зависят от химического строения, поэтому это является основным критерием их классификации:
— углеводородные масла (hydrocarbon oil, НС oil) на основе полиальфаолефинов, изопарафиновых углеводородов и алкилбензола;
— полиэфирные масла на основе: эфиров двухосновных кислот и первичных спиртов (напр., изооктиловый эфир себациновой кислоты); эфиров полиолов, полифениловых эфиров; полигликолевых эфиров (например, полиалкиленгликолевый эфир); эфиров фосфорной кислоты.
— фторсодержащие эфирные масла.
Синтетические масла внутри каждого класса могут различаться мономерным составом и свойствами. Например, полиальфаолефины получают из бутена, 1-децена и др., в молекулы силиконовых жидкостей могут входить звенья диметилсилоксана и/или ме-тилфенилсилоксана. Особенно различаются свойства разных полигликолей и полиэфиров. Поэтому имеет смысл говорить только о самых общих свойствах отдельных видов синтетических масел.
Производители синтетических масел обычно присваивают своим продуктам не химические, а технические наименования. Поэтому по товарным названиям не всегда можно судить о свойствах масел и пригодности к конкретной области применения.
Смешиваемость синтетических масел с минеральными различается и зависит от природы синтетического масла. Ниже приводится обзор свойств наиболее распространенных синтетических масел.
Полиальфаолефиновые масла (ПАО) (polyalphaolefin — РАО). Распространены широко и составляют более одной третьей всех синтетических масел. Они отличаются универсальными смазочными свойствами, могут работать в широком интервале температур, обладают высоким индексом вязкости и стабильностью свойств на протяжении всего срока службы, не вызывают коррозии металлов, не образуют нагара и отложений, не оказывают отрицательного влияния на материалы прокладок и уплотнителей, хорошо смешиваются с минеральными маслами. ПАО масла в основном применяются для производства автомобильных универсальных, всесезонных моторных и трансмиссионных масел, гидравлических жидкостей, а также в качестве индустриального масла для холодильников, компрессоров, других агрегатов, работающих под большой нагрузкой при повышенной температуре, и как моторное масло для мощных дизельных среднескоростных двигателей и тепловозов. ПАО масла — самые дешевые синтетические масла.
Масла алкилированных ароматических соединений (alkylated aromatics). Чаще всего, применяется алкилбензол \alkylbenzene. На рынок поступают два продукта — алкилбёнзол, с низким индексом вязкости, который применяется в смеси с нафтеновым маслом для получения масел для компрессоров холодильников, и диалкилбензол, с более высоким индексом вязкости, напоминающий парафиновое и полиальфаолефиновое масло, который отличается хорошими низкотемпературными свойствами и применяется для производства арктических масел и моторных масел для двухтактных двигателей.
Полигликолевые масла (polyglycols-PG, polyalkyleneglycols-PAG). По стандарту DIN 51 502 такие масла сокращенно обозначаются PG. Они также составляют около одной трети всех синтетических масел. Свойства очень разные, в зависимости от исходных мономеров и молекулярной массы. В настоящее время полигликолевые масла применяются в основном как охлаждающие жидкости в системе охлаждения двигателя, при обработке металлов, как тормозные и гидравлические жидкости. PG масла не пригодны в качестве моторных, так как обладают высокой коррозионной активностью, особенно в присутствии продуктов сгорания топлива. Большинство применяемых на практике полигликолей не смешиваются с минеральным маслом или смешиваются, ограничено. PG масла отличаются рядом положительных свойств: высоким значением индекса вязкости, стойкостью к высокой нагрузке, хорошей антиокислительной и термической стойкостью при введении соответствующих присадок. Особенно ценятся PG масла ввиду низкой воспламеняемости (температура вспышки — выше 220°С) и низкой температуры застывания (ниже — 30°С). Иногда они применяются для смазывания сильно нагруженных передач промышленных машин и для работы при низкой температуре. Ассортимент масел PG довольно широкий.
Полиэфирные масла (масла органических сложных эфиров) (polyesters — Е). Эти масла по стандарту DIN 51 502 обозначаются буквой Е и составляют большую группу синтетических масел, особенно для реактивной авиации. В этой области они незаменимы, так как обладают наивысшим индексом вязкости (до 180), низкой температурой застывания (ниже — 50°С), плохой воспламеняемостью и низкой летучестью (давление насыщенного пара около 1 мбар при 205 °С). В автомобильной промышленности полиэфирные масла применяются в качестве добавок к минеральным маслам и ПАО, как повышающие индекс вязкости, улучшающие низкотемпературные свойства, а в некоторых случаях, самостоятельно в качестве моторного масла для дизельных двигателей или смазывания передач при низкой температуре.
Эфиры фосфорной кислоты (phosphate esters — РН).Эти масла по стандарту DIN 51 502 обозначаются РН. Основные преимущества этих масел — они негорючие и в местах интенсивного трения, при высокой температуре, образуют разделяющую, противозадирную фосфатную пленку, уменьшающую трение и предохраняющую поверхность деталей от износа и задира. Масла эфиров фосфорной кислоты смешиваются с минеральными и другими синтетическими маслами, поэтому могут применяться как самостоятельные синтетические масла, и как компоненты минерального. Масла эфиров фосфорной кислоты применяются для компрессоров, негорючих гидравлических жидкостей и как противоизносные присадки.Силиконовые масла (silicones-SI).Эти масла по стандарту DIN 51 502 обозначаются SI. Они химически инертны и термически стойки (разрушаются при температуре выше 300°С, температура вспышки около 300°С), имеют низкую температуру застывания (ниже — 50°С), незначительную летучесть, наивысший индекс вязкости (около 300) и не вспениваются. Силиконовые масла не обладают хорошими смазывающими свойствами, не смешиваются с минеральными маслами. Применяются как специальные компрессорные масла и гидравлические жидкости и в качестве электроизоляционного масла.
Силиконовые масла (silicones-SI) дорогие, примерно в 10-100 раз дороже минерального масла.Фторсодержащие эфирные масла (fluorocarbons — FK). Эти масла по стандарту DIN 51 502 обозначаются FK. Основные их преимущества — химическая инертность, негорючесть, высокая стойкость к окислению и к повышенной температуре, очень хорошие диэлектрические свойства. Недостатки — относительно низкий индекс вязкости, высокая температура застывания.
Фторсодержащие эфирные масла применяются в холодильной технике и в установках, где масло находится в контакте с кислородом или другими агрессивными веществами. Эти масла очень дорогие, в сотни раз дороже минерального масла