Как выехать из грязи: советы и практические приемы
Что делать, если автомобиль застрял в грязи, а под рукой нет трактора? В этой ситуации можно предпринять попытку самостоятельно освободиться из грязевого плена. А о способах, как выехать из грязи с помощью подручных средств, читайте в этой статье.
Как не застрять в грязи?
Как говорят врачи, лучшее лечение — это профилактика. Это справедливо и к езде по плохим дорогам — лучше не решать проблему, как выехать из грязи, а постараться не застрять. Здесь помогут несколько простых рекомендаций.
Снизьте давление в шинах. При движении по сложному участку дороги рекомендуется несколько снизить давление в шинах — так вы увеличите пятно контакта и понизите удельное давление на грунт, тем самым повысив шансы преодоления бездорожья. Но слишком спускать колеса нельзя, так как есть риск потерять или испортить шины.
Двигайтесь ровно. Преодолевать сложные участки дороги необходимо ровно, на небольшой скорости (рекомендуется двигаться на второй передаче), без рывков, торможений и разгонов. Любое резкое изменение скорости может вызвать пробуксовку колес с последующим зарыванием в грязь.
Двигайтесь без остановок. Остановившись, вы рискуете больше не сдвинуться с места — при трогании почти гарантированно возникнет пробуксовка колес с зарыванием в грязь.
Постоянно подруливайте. При движении по плохому участку дороги рекомендуется часто, но с небольшой амплитудой поворачивать руль вправо-влево, слегка ослабив хват руками. В таком режиме движения колеса будут цепляться за твердый грунт, снижая вероятность пробуксовки.
Избегайте колеи. Обычно на сложных участках дорог есть глубокие наезженные колеи — от них необходимо держаться подальше, так как попав в колею, вы рискуете сесть «на брюхо».
Но избежать неприятностей получается не всегда, и, если вы застряли в грязи, необходимо вспомнить все доступные способы выехать без посторонней помощи.
Как выехать из грязи?
Есть несколько способов выехать из грязи, используя лишь подручные материалы, или вовсе без них:
- Раскачивание автомобиля;
- Выезд из колеи с помощью домкрата;
- Доска или палка на колесе (дополнительные грунтозацепы);
- Трос и мускульная сила (простейшие блоки из веревок);
- Архимедов винт (простейшая лебедка из троса и лома/лопаты).
Более подробно об этих способах читайте ниже.
Способ первый: раскачивание автомобиля
Это самый простой способ, который должен использоваться в первую очередь. Раскачивание эффективно только в тех случаях, когда автомобиль застрял одним или двумя колесами в небольшой яме и не сел «на брюхо». Порядок действий зависит от типа коробки передач (МКПП, АКПП), опыта вождения и наличия помощников.
Для авто с «механикой» нужно действовать следующим образом:
- Включить первую передачу, начать движение;
- Как только автомобиль достигнет крайней точки (колесо начнет пробуксовывать), выжать сцепление, быстро включить заднюю передачу, начать движение назад;
- Как только автомобиль снова достигнет крайней точки, выжать сцепление, быстро включить первую передачу, начать движение вперед;
- Повторять пункты 2-3 до того момента, пока автомобиль за счет приобретенного импульса не выберется из ямы.
Главная сложность данного способа — быстрое переключение передач, также нужно аккуратно работать сцеплением. Наиболее эффективно раскачивание на тяжелых автомобилях.
Если у вас не получается быстро переключать передачи, можно действовать упрощенно:
- Включить первую или заднюю передачу (в зависимости от того, в какую сторону проще выбраться), начать движение;
- При достижении крайней точки выжать сцепление и дать автомобилю скатиться под собственным весом;
- При достижении нижней точки снова начать движение;
- Повторять пункты 2-3 до тех пор, пока автомобиль приобретет достаточный импульс для выезда из ямы.
Для автомобилей с коробкой-автоматом подойдет только модифицированный второй способ:
- Перевести селектор КП в позицию «D», начать движение;
- При достижении крайней точки переключиться на нейтраль («N»), и дать автомобилю скатиться под собственным весом;
- В нижней точке вновь переключиться на «D» и начать движение;
- Повторять пункты 2-3 до тех пор, пока автомобиль не сможет выехать из грязи.
Если вы едете в компании, то призовите своих родственников или друзей на помощь — пусть они толкают автомобиль в такт раскачиванию. Усилия помощников увеличат импульс автомобиля, что позволит быстрее выбраться из ямы.
Также эффективность способа можно повысить, если яму заполнить ветками, камнями и другими предметами. Можно подбрасывать камней в яму каждый раз, когда колесо будет выезжать из нее, однако для этого необходим помощник.
Способ второй: ветки и домкрат
Этот способ следует применять в тех ситуациях, когда автомобиль сел на днище в колее или в глубоком мягком грунте, и колеса просто не имеют точки опоры. Чтобы вызволить автомобиль из плена, нужно использовать домкрат, ветки, доски и другие подручные материалы. Здесь все достаточно просто:
- Подложить под место установки домкрата доску или ветки — сделать площадку, чтобы домкрат сам не углубился в грунт;
- Поднять ведущие колеса автомобиля так, чтобы днище автомобиля не задевало грунт;
- Подложить под колеса ветки или доски, также следует выложить «дорожки» из веток, чтобы автомобиль мог выехать из колеи или ямы.
Наиболее просто этот способ применим к легким автомобилям, под тяжелые машины придется подкладывать довольно много веток или досок, а в некоторых случаях эту операцию придется выполнять несколько раз, пока не удастся преодолеть сложный участок дороги.
Способ третий: доска на колесе
Если сложный участок дороги имеет большую протяженность, а раскачиванием или с помощью веток выбраться из грязи не удалось, нужно использовать подобие грунтозацепов на колесах — их роль может играть обломок доски или палка. Причем возможны два варианта.
Поперечный грунтозацеп. В этом случае необходимо взять не слишком длинную палку или доску — на 30-50 см шире покрышки. Данную палку веревкой, скотчем или на крайний случай шнурками крепко привязать к шине. Нужно следить, чтобы с внутренней стороны палка не царапала арку колеса, с наружной стороны длина палки может быть увеличенной. Можно привязать палки на оба ведущих колеса.
Радиальный грунтозацеп. В этом случае необходимо взять доску или палку, длина которой чуть больше диаметра колеса с покрышкой. Эту палку привязать точно по радиусу колеса так, чтобы она с обеих сторон на 5-10 см выступала за покрышку. Чтобы палка не царапала кузов, под нее необходимо подложить две других палки или иные предметы (да хотя бы пластиковые бутылки).
Такие грунтозацепы повышают сцепление колеса с грунтом, и позволяют выбраться даже из самых сложных участков дороги.
Способ четвертый: только трос и мускульная сила
При наличии троса и надежной опоры можно изготовить простейшие средства спасения автомобиля.
Первое средство — это трос, натянутый между автомобилем и деревом или другой опорой. Трос необходимо натянуть с большим усилием, чтобы он не провисал. Теперь нужно трос потянуть вбок в его средней части — созданное таким образом усилие будет достаточно большим, чтобы вытянуть автомобиль на несколько сантиметров из грязи. Трос немного ослабнет — его необходимо снова натянуть и повторить описанное выше. Так постепенно удастся вытащить машину на твердый грунт.
Второе средство выглядит сложнее — в сущности, это блок, собранный только из одного троса. Для работы такого блока необходима опора в виде дерева или столбика. Принцип его действия понятен из рисунка.
Способ пятый: архимедов винт и прочие суррогаты лебедки
Если автомобиль крепко увяз в грязи, а у вас в багажнике помимо троса есть лом или лопата, а также обычный винтовой домкрат, то можно попробовать выбраться с помощью одного из трех вариантов простейшей лебедки.
Самый простой вариант требует лишь троса, монтировки или прочной палки, и наличия перед автомобилем дерева (или иной прочной опоры). Трос необходимо сложить вдвое, с одной стороны обернуть вокруг дерева, а с другой стороны зацепить за автомобиль. Примерно в середине троса пропустить монтировку/палку, и начать вращать ее — трос постепенно будет закручиваться, его длина будет сокращаться, и создаваемого усилия будет достаточно для вытягивания из грязи автомобиля.
Еще один вариант требует только троса и домкрата. Домкрат необходимо упереть о надежную опору (лучше всего камень или палку, но в крайнем случае можно сделать углубление в грунте), а на его подвижной части закрепить конец троса. При подъеме домкрата автомобиль будет постепенно вытягиваться из грязи, при одном полном подъеме домкрата автомобиль может сдвинуться на 25-30 см.
Третий способ требует только троса, железного лома или лопаты, и монтировки. Лом или лопату необходимо прочно заглубить в грунт, на свободном конце троса сделать петлю, этот конец обмотать вокруг лома или стальной части лопаты. Трос необходимо протягивать над самой землей. В петлю вставить монтировку, и, используя ее в роли рычага, начать наматывать трос на лом/лопату. Эта конструкция называется архимедовым винтом, она имеет достаточно высокую эффективность и помогает вытянуть из грязи даже тяжелые автомобили.
Большинство из указанных способов позволяют самостоятельно выехать из грязи на легковых автомобилях, а некоторые можно применять на грузовиках и тракторах.
Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.
Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.
Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.
Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.
Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.
Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.
На всех механических транспортных средствах помимо основных указателей поворота должны присутствовать вспомогательные огни — боковые повторители поворота. Все о повторителях, их классификации, устройстве, характеристиках и работе, а также о подборе и замене данного типа приборов — читайте в статье.
Что такое сэндтраки и зачем они нужны тем, кто выезжает за пределы городов
Любой человек, который хоть раз застревал на машине знает — чтобы выехать из «западни» надо что-то подложить под колеса.
Раньше этим «что-то» были бы ветки, или доски, может камни, или даже своя куртка, если вокруг совсем ничего нет. Но времена меняются.
Сейчас уже не надо бегать в лес за валежником, достаточно подложить под колеса сэндтрак .
Сэнд-траки (от англ. Sand-Truck, часто еще пишут Сенд Траки, Сэндтраки ) – это пластиковые, металлические или композитные площадки, которые подкладывают под колеса автомобиля.
По началу, когда именитые бренды еще не проникли на наш рынок, в качестве сэндтраков использовали аэродромные плиты К-1Д , коих было в избытке после «конверсии».
Правда вес каждой плиты был больше 40 кг. Такую не потаскаешь.
Поэтому плиты, длиной 3 метра нарезались на более короткие и более легкие куски. Но все равно вес оставался большим.
У кого была сварка, тот зачастую делал сэндтраки самостоятельно, из подручных материалов.
Порой неказистые, но дело они свое делали исправно. Правда проблема с избыточным весом была и у них.
Когда же появились легкие алюминиевые сэндтраки, то это было прямо-таки как переход на другой уровень. Относительно легкие, не гнущиеся, да к тому же красивые!
Многие «джиперы» прикручивали их к багажнику на крыше и так гордо ездили, хотя в деле никогда не применяли 🙂
Но и у алюминиевых сэндтраков нашлись недостатки. Во первых дорого! Если их использовать для серьезного бездорожья, то нужно как минимум 4 шт, по количеству колес, а это уже накладно. Потом, сэндтраки неудобно перевозить — они гремят, а когда покрыты слоем грязи, то уже в салон не положишь, надо искать куда прикрепить снаружи.
Однако главный их недостаток в том, что они прямо таки прилипают к глине. Процесс поиска и доставания их из ямы порой превращается в целый квест, по времени сопоставимый с процессом вызволения автомобиля.
Таких недостатков лишены сэндтраки, изготовленные из пластика.
Легкие, достаточно дешевые, они с успехом выполняют все возложенные на них функции.
Техника выезда авто из сугроба, снежной каши
С проблемами, возникающими в снежную зиму, рано или поздно сталкиваются практически все владельцы авто, причина тому — сильные снегопады, затяжные весны, повторяющиеся оттепели и наседающие вслед за ними морозы и метели, не своевременная очистка дорог от снега. От возможности попадания автомобиля в снежный плен не застрахован никто.
Ситуацию, требующую приложить серьезные усилия для освобождения машины вряд-ли можно отнести к приятным. Поэтому есть смысл подготовиться к возможности такого поворота событий, а также узнать какие меры следует предпринять в качестве профилактических. Давайте разберемся, почему для автомобилиста лопата, веревка, буксировочный трос — жизненно необходимый инструмент в суровые российские зимы.
Машина застряла в снегу, как подготовить место для выезда авто
Застрять в снегу автомобиль может по разным причинам, чаще всего это случается:
- при сворачивании с основной дороги
- сугроб возле авто может образоваться при парковке на улице на улице, если ночью начался сильный снегопад
Усугубить ситуацию могут рыхлость снега и лед под ним, очень плохо, если в такой момент рядом не окажется кто-либо, способный оказать помощь.
В первую очередь следует сделать попытку выехать из снега самостоятельно, но перед тем, как приступить к запуску двигателя рекомендуется проверить не закрыта ли снегом выхлопная труба, очистка ее от снега обязательна, в противном случае выхлопные газы могут проникнуть в салон автомобиля и стать причиной отравления.
Затем потребуется выпрямить колеса, т.е. придать им параллельность к корпусу авто, такое действие может значительно упростить задачу.
зачем нужно приспустить колеса автомобиля
В том случае, если имеется компрессор для накачивания колес можно немного спустить воздух из них. Такое действие может оказаться достаточно эффективным — сцепление с твердым покрытием и налипшим на него льдом и снегом станет немного лучше.
Шансы благополучно выбраться значительно увеличатся.
расчищаем снег
Также потребуется приложить физические усилия, направить их следует на удаление максимально возможного количества льда и снега от колес, являющихся приводными.
Если случилось так, что ваша информированность о приводе не очень подробная, то вполне возможно самостоятельно определить какие колеса являются приводными — именно они будут пробуксовывать при попытке сдвинуться с места.
Многие внедорожники являются полноприводными, т.е. конструкция их трансмиссии позволяет передавать крутящий момент на все колеса автомобиля.
Для удаления снега и льда можно воспользоваться лопатой, конечно, если вы человек предусмотрительный и заблаговременно уложили ее в багажник.
Если же этот бесценный инструмент не окажется под рукой — придется воспользоваться подручными средствами, в крайнем случае — даже отверткой или баллонным ключом, которыми можно будет разбить лед, сформировавшийся под колесами авто.
Рекомендуется убрать снег по направлению движения авто как минимум на полметра, если есть возможность — еще дальше, особенно важно это, если толщина снежного покрова превышает высоту дорожного просвета автомобиля.
Если «пузо» авто сидит в снежном месиве, то потребуется удалить снег из-под машины
Советы, которые будут полезными, если вы попали в снежный плен:
Техника выезда из снежного плена
Выезжать из снежного заноса следует на низкой передаче, крутящий момент, передаваемый на колеса, должен быть минимальным, тогда есть шанс что они перестанут буксовать и машина будет очень медленно, но верно перемещаться вперед.
Как только почувствуете, что колеса пробуксовывают — машину потребуется сразу-же остановить. Наиболее правильным считается вариант — повторять движение взад-вперед до момента ухода колес в пробуксовку.
Двигаться назад следует до тех пор, пока это возможно, далее следует включить переднюю передачу, если есть возможность перемещаться хотя-бы на метр вперед — разогнать машину, потом накатом попытаться пробить дорогу дальше вперед.
Сдавая назад и возвращаясь старайтесь ехать по одной колее, с увеличением созданной вами же колеи шансы выбраться несколько увеличатся.
Особенностью автомобилей, не имеющих специального оборудования тяги является дифференцированное распределение крутящего момента на все ведущие (задние или передние, зависимо от конструкции автомобиля) колеса. Т.е. скорость их вращения имеет разную частоту.
Такой подход позволяет устранить возможность проскальзывания шин о поверхность асфальта при выполнении поворота. Тем не менее, в случае с выездом авто из снежной каши, получается, что проскальзывание и пробуксовывание одного из колес приводит к тому, что другие, которые могли-бы иметь тягу, не будут получать усилий.
Определенный эффект может дать раскачка машины в стороны. Но такой шаг следует предпринимать в качестве крайней меры, исключительно для авто, которые не оборудованы автоматической коробкой передач — раскачивание может очень быстро вывести ее из строя.
Кроме того, для выполнения таких действий потребуется как минимум два помощника — ведь вам потребуется остаться за рулем и попробовать выбраться из снежного замеса.
Что можно подложить под колеса
Поездка в зимнее время по заснеженной дороге всегда связана с некоторыми реальными рисками.
Поэтому инструкторы и опытные водители настоятельно советуют держать в багажнике:
- пару килограмм песка, для удобства его можно пересыпать в мешок
- лопату, которой удобно будет расчистить снег возле колес застрявшей машины
- несколько пачек поваренной соли
- колесные цепи.
Наличие этих нехитрых приспособлений позволит упростить задачу вызволения из плена застрявшего в снегу авто.
Более того, лопату из багажника не стоит выбрасывать даже летом.
У хорошо подготовившихся к зиме водителей в запасе должны иметься специальные цепи — это идеальный вариант того, что можно положить под колеса забуксовавшего авто.
Как выбраться из сугроба — воспользуемся подсказками бывалых водителей:
Если же цепями не запаслись заранее, то придется пройтись по окрестностям и насобирать обломанных веточек, сухих сорняков, досточек, тряпок и т.п., можно использовать коврики, которые кладут под ноги в автомобиле.
Коврики, к сожалению, испортятся, но возможно это ваш шанс побыстрей выбраться на твердую дорогу.
С педалью акселератора следует обращаться как можно осторожнее, приступать к действиям можно только убедившись, что за машиной не стоят люди — все, что было набросано под колеса может вылететь из-под них с немалой скоростью.
Советы профи: пара килограмм соли в багажнике, зачем она нужна
Если в багажнике имеется запас песка или наполнителя для кошачьего туалета — отлично, ними следует посыпать участки дороги под ведущими колесами, это создаст дополнительное трение и шанс выехать из западни значительно увеличится.
Второй вариант — попытайтесь растопить снег и лед под колесами авто, сделать это можно при помощи соли, антифриза, жидкости для очистки лобового стекла.
Но следует заметить, что разливать антифиз в жилых районах не желательно — если с такой лужи напьется домашнее животное оно может отравиться.
Буксир, правила вытягивания машины
Если вы почувствовали усталость, а предпринятые действия по-прежнему остаются безрезультатными, то следует подумать о поиске подмоги.
Можно вызвать специальную службу, или поискать в близлежащих районах грузовик или трактор. Буксировка авто должна быть максимально безопасной.
Лучшим вариантом является веревочный трос, каким пользуются альпинисты, оснащать карабинами его не следует. Использовать металлические тросы нежелательно — рывки могут повредить буксировочную проушину или вызвать деформацию кузова.
Ленточный трос может оказаться недостаточно прочным, зачастую он рвется даже от незначительных нагрузок. Карабин троса, при его разрыве, может с большой скоростью полететь в лобовое стекло.
Техника безопасности и полезные советы
Не забывайте, что вращение проскальзывающей шины с высокой скоростью может стать причиной ее перегрева и повреждения.
Необдуманные действия могут привести к тому, что яма под автомобилем углубится, а шансы самостоятельно выбраться из снега — снизятся к нулю.
Движение вперед после освобождения из снежного заноса следует продолжать в быстром темпе, то той точки, где остановка будет безопасной для автомобиля, лучше всего — до выезда на асфальтированную трассу.
Если после выезда на твердую дорогу ощущается вибрация руля или колебания на высоких скоростях — не оставляйте этого без внимания, дисбаланс скорее всего вызывает снег, налипший на внутренней стороне дисков.
Потребуется остановка и удаление налипшего снега.
После высвобождения следует проверить, не забился ли снегом радиатор. Если снег своевременно не удалить, то воздушный поток заблокируется, следовательно — возникнет угроза перегрева.
Зимние поездки на всесезонной резине — опасны, если часто приходится выезжать за пределы города — лучше всего поставить шипованную резину. Зимняя резина значительно упростит вождение авто по заснеженным дорогам.
Выбраться из снежного заноса с летней резиной вряд-ли удастся самостоятельно.
О том, что обязательно следует взять с собой в загородную поездку зимой — смотрим видео:
Зимой обязательно следует держать в автомобиле плед, одеяло, теплую куртку, а также запас продуктов длительного хранения, к примеру — галетное печенье и банку консервов или тушенки, флягу питьевой воды. Время ожидания помощи может оказаться достаточно продолжительным.
Чтобы более уверенно чувствовать себя на заснеженной трассе — возите всегда в багажнике крепкую веревку, лопату, мешочек с песком — эти простые вещи окажутся необходимыми в том случае, если вы попадете в сугроб.