ГАЗ и ЗМЗ. Общественность «развели» PR-ом. Причины конфликта
производство автомобилей | Опубликовано — 2005-01-25 13:48:32 (7509 раз прочитано)
С начала этого года Заволжский моторный завод (ЗМЗ), основной поставщик двигателей для «Волг» и «Газелей», поднял цены на свою продукцию на 24%. ГАЗ, который перед новым годом уже объявил о подорожании своей продукции на 5%, отказался закупать моторы по новым ценам, и 17 января, после новогодних каникул, запустил конвейеры только на один день, выпустив всего 200 машин. Не смог начать работу и ЗМЗ: ГАЗ прекратил поставлять на моторный завод чугунные заготовки блоков цилиндров.
Пресс-секретарь группы «Северсталь-Авто», которой принадлежит ЗМЗ, Андрей Котерев в интервью AUTO-Consulting, мотивировал повышение цен на моторы высокими темпами инфляции, и необходимостью продолжать инвестиционные проекты, которые ЗМЗ ведет по требованию самого ГАЗа. «ЗМЗ каждый год устанавливает фиксированную цену на свои двигатели, и эта цена остается неизменной в течение года, – добавил Котерев, – а ГАЗ в течение года несколько раз повышал цены». По оценкам, только за 2004 год рост цен на ГАЗы составил до 17%.
ЗМЗ неоднократно предлагал ГАЗу заключить договор о поставках моторов на три-пять лет, но руководство сборочного завода от долгосрочного договора отказалось. «Они предпочитают каждый год перезаключать договор, и ЗМЗ не может планировать инвестиции и перспективные проекты.
На ГАЗе борьба за цену моторов ЗМЗ стала чуть ли не народным делом и заботой каждого рабочего. По сообщению пресс-службы предприятия, 20 января там «состоялось собрание трудового коллектива с участием руководства ОАО «ГАЗ», профсоюзного комитета автозавода». «На собрании было принято обращение к представителю президента РФ по Поволжскому федеральному округу С. В. Кириенко и губернатору Нижегородской области Г. М. Ходыреву, – сообщает пресс-служба завода. – Коллектив Горьковского автомобильного завода выражает возмущение позицией руководства концерна «Северсталь-Авто», который в целях своей наживы вынуждает Заволжский моторный завод повысить цены на двигатели». «Если принять кабальные условия «Северстали», то цена на автомобили сделает их неконкурентоспособными. В этом случае и коллектив ГАЗа, и коллектив ЗМЗ, и ряд других предприятий останутся без работы.
Почему же рядовой корпоративный конфликт вдруг «вылез» на суд общественности? Понятно, что любое предприятие стремится выставить высокую цену, аргументируя это здоровой экономикой. Также понятно, что переговоры между ГАЗом и «Северсталью-Авто» рано или поздно привели бы к обоюдному согласию. Такого крупного заказчика, как ГАЗ у ЗМЗ больше нет, а ГАЗу пока негде покупать другие моторы, как у ЗМЗ.
Причина общественной «фазы» видится в проблемах самого ГАЗа. На площадках у дилеров — затоварка, которая достигает двухмесячных запасов. Если не остановить конвейер, то дилеры просто не смогут поглотить новые поставки автомобилей. Кроме того, общественность и рынок врядли примут резкий взлет цен на ГАЗы в 2005 году, а так народу популярно объяснят почему же дорожают ГАЗы и что виноват в этом — ЗМЗ. Примитивную остановку конвейера и отсутствие налогов в бюджет не поняли бы и местные администрации, а так есть железный повод. Остановка ГАЗу была необходима и ее нужно было «красиво» преподнести и избежать негатива, дескать ГАЗ остановился по причине низкого спроса на свою продукцию. Повод в виде предложения ЗМЗ о повышении цен был очень удобным.
О правдивости такой теории говорит и тот факт, что сообщения об альтернативных поставщиках слишком преукрашены. Так пресс-служба Горьковского автозавода сообщила, что заволжским моторам найдена альтернатива. 20 января в ОАО «ГАЗ» якобы состоялись переговоры с представителем компании Daimler Chrysler, президентом фирмы ЕСТС Ильей Павловичем о возможностях поставки двигателей для автомобилей «ГАЗ». Как утверждается в пресс-релизе ГАЗа, контракт планируется заключить сроком на пять лет, с ежемесячной поставкой двигателей не менее 1000 штук. В дальнейшем возможно увеличение объема поставок до 150 тыс. в год, а «Илья Павлович заверил автозаводцев, что на «ГАЗ» будет поставляться та же линейка двигателей, что и на заводы Mersedes (орфография оригинальная. – «Газета.Ru»)». Модели двигателей, особенности комплектации, а также стоимость пока не уточняются, хотя представители завода утверждают, что немецкий или американсктий двигатель для «Волги» будет стоить всего на $200 дороже зеэмзэшного.
Российские коллеги из «Газета.Ru» предприняли попытки разыскать «представителя компании Daimler Chrysler Илью Павловича» или упоминания о фирме ЕСТС. Но успехом эти попытки так и не увенчались.
В российском представительстве DaimlerChrysler об Илье Павловиче и фирме ECTC ничего не слышали, сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь ЗАО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» Елена Дивакова.
В «Северсталь-Авто» информацию о переговорах ГАЗа с концерном DaimlerChrysler прокомментировать отказались. Но, как отметил Андрей Котерев, «для того чтобы «привязать» новый двигатель к автомобилю, потребуется не менее года». «Придется менять коробку передач, привод, электрику и многие другие детали, перенастраивать подвеску. Отечественный автозавод меньше чем за год такую модернизацию не осилит», – считает Котерев. Примерно такие же соображения о преспективах быстрого перехода ГАЗа на импортные двигатели высказали опрошенные «Газетой.Ru» эксперты по автомобильной промышленности. Один из них отметил, что установка в автомобиль мотора, под который не рассчитана конструкция автомобиля, практически равноценна разработке новой модели автомобиля, со всеми вытекающими отсюда сложностями и затратами.
,br> Совсем не исключено, что в результате ГАЗ все же обойдется без импортных двигателей. Близкий к нижегородскому автомобильному бизнесу источник считает, что ГАЗ намеренно затягивает переговоры с ЗМЗ. Причиной он считает проблемы завода с реализацией «Волг». Если с продажей «Газелей» и «Соболей» у нижнегородского завода проблем нет, то «Волги» после подорожания перестали пользоваться спросом, и завод столкнулся с затовариванием. По сведениям собеседника «Газеты.Ru», на площадках ГАЗа скопилась месячная норма автомобилей.
Вынесение на публику скандала с повышением цен на комплектующие может дать время для разгрузки складов и подстегнуть покупателей к приобретению подорожавших автомобилей.
В течение прошедшего года ГАЗ действительно наращивал темпы производства и дважды повышал цены. Первое подорожание обновленной модели ГАЗ-31105 (она стала дороже стоявшей до нее на конвейере 3110 на 21 тыс. руб.) было в мае, в среднем на 2–3 тыс. рублей. Еще одно подорожание, менее значительное, было в августе – отпускные цены на «Волги» выросли на 1%, на микроавтобусы «Соболь» – на 2%. Увеличение цен на предприятии объясняли ростом цен на металл и комплектующие, а также инфляцией. С 2005 года «Волги» подорожали на 8–10 тыс. руб., и у московских дилеров самая простая машина стоит 225 тыс. руб. ($8050).
Дилеры Горьковского автозавода подтвердили, что спрос на «Волги» после подорожания упал, хотя за короткий срок, прошедший с 15 января, падение продаж успели почувствовать не все. В московской фирме «Орбита-Моторс» на вопрос о том, как после увеличения цен идут продажи автомобилей, ответили, что продажи «идут никак». В сети автосалонов «Инком-Авто» «Волгами» пока что торгуют по старым ценам: у дилеров еще есть запасы, которых должно хватить до февраля.
Всего же в 2004 году в Нижнем Новгороде выпустили 65 686 легковушек – на 15,7% больше, чем в 2003-м. Планы были еще больше – одних только модернизированных 105-х «Волг» ГАЗ собирался выпустить 72 тыс. Похоже, что на фоне общего увеличения автомобильного рынка уже у второго отечественного производителя возникают проблемы с перепроизводством при попытке увеличить объемы выпуска машин. Так случилось в конце прошлого года с автозаводом «Иж-Авто», вынужденным остановить конвейеры больше чем на месяц.
Все эксперты уверены, что ситуация в ближайшее время стабилизируется и конвейеры опять заработают, но проблему российского автопрома таким образом не решить. Еще год-два и стоимость российских машин приблизится или превзойдет цены иномарок. Одним PR-ом эту проблему уже не решить.
В статье использована информация Gazeta.ru