план-конспект урока на тему «Устройство швейной машины»
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
История возникновения швейной машины. Виды приводов. Детали машины. Правильная посадка за швейную машину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план урока | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заларинская общеобразовательная школа № 1»
Составила и провела учитель технологии
Баранова Алёна Николаевна
Открытый урок по технологии 5 класса (для девочек)
Тема: устройство швейной машины . (слайд №1)
Тип урока: изучение нового материала
Методы ведения урока: слово учителя, наглядность виде мультимедийной презентации.
Цели урока : (слайд №2)
- Познакомить учащихся с историей шитья;
- познакомить с устройством швейной машины;
- познакомить с правилами работы на швейной машине.
Задачи для обучающихся: (слайд №3)
- Ознакомиться с бытовыми машинами, различных приводах и составных частях швейной машины ;
- научиться правильно сидеть за швейной машиной;
- воспитывать внимательность и аккуратность при работе.
Инструменты и материалы: тетрадь, ручка, карандаш.
Межпредметная связь : история.
I. Организационный момент. (2мин.)
II. Сообщение темы и цели урока. (1мин.)
III. Изложение нового материала. (30мин.)
- История создания швейных машин.
- Виды приводов.
- Устройство швейных машин.
- Правила работы за швейной машиной.
- Правильное положение сидящего за швейной машиной.
IV. Итог урока. (5мин.)
V. Домашнее задание. (2мин.)
I. Организационный момент (2 мин.)
проверка готовности учащихся к уроку,
доведение плана урока до учащихся
III. Изложение нового материала. (30мин.)
1. История создания швейных машин. (слайд №4)
Люди много веков шили ручными стежками, и их никогда не оставляла мысль ускорить свою работу. Первый известный нам проект швейной машины относится еще к концу 15 века. Его приписывают Леонардо да Винчи .
В 1755 году немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков. А конструкция, распространенная сейчас, сложилась в общих чертах только к 50-м годам 19 века.
В 1844-1845гг американец Элиас Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принцип работы машины Уолтера Ханта (изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство), сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка. Ему удалось получить патент на новую машину, которая работала со скоростью 300 стежков в минуту, при этом игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии, и вскоре было изготовлено еще несколько таких швейных машин, каждая из которых заменяла труд пяти портных.
В 1850-1851 гг. усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Мерите Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида.
Помимо ручного привода машины оснащались ножным приводом, благодаря чему освобождались руки портного, Для нижней нитки использовался челнок со встроенной шпулькой по типу челнока Ханта и Хоу.
Из США швейные машины стали завозить в Европу и Азию, а с 1877 года они появились в Японии. Наибольшее распространение получила машина Исаака Зингера.
С 1870 года фирма “Зингер” открыла свой филиал и России. В подмосковном городе Подольске в 1900 году фирма основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы.
Первые машины создатели старались причудливо украсить рисунками и резьбой. Машина считалась красивой, если она была богато украшена, оформлена литым орнаментом и имела композиционное решение с центром в середине орнамента.
В начале 20 века вошла в моду так называемая бутылочная форма рукава бытовых швейных машин. Эта форма в сочетании с декоративным литым столом была введена фирмой “Зингер” и оказалась настолько рациональной и совершенной, что до сих пор в ряде стран сохранилась в ряде стран в простейших прямострочных машинах, украшенная декоративными орнаментами.
Привод – это устройство, приводящее в движение механизмы шв. машины .
Виды приводов швейных машин:
3. Устройство швейной машины с электроприводом.
(Демонстрация учителем устройства швейной машины; учащимся предлагаются карточки- картинки Приложение 1, которые они приклеивают в конспектах и обозначают детали швейной машины).
1 – платформа.
2 – стойка рукава.
3 – рукав.
4 – челночный механизм.
5 – зубчатая рейка (для продвижения ткани).
6 – выключатель.
7 – рычаг обратного хода (для закрепки).
8 – селектор шва (виды фигурных строчек и длины стежка прямой строчки).
9 – маховое колесо.
10 – устройство моталки (намотка нитки на шпульку).
11 – шток (для катушки ниток).
12 – регулятор ширины фигурных стежков.
13 – регулятор положения игловодителя.
14 – нитенаправитель.
15 – регулятор натяжения верхней нити.
16 – рычаг нитепритягивателя.
17 – игловодитель.
18 – нитенаправитель на игловодителе.
19 – игла.
20 – лапка.
4. Правила работы за швейной машиной.
Обучающимся объясняются правила организации и техники безопасности работы за швейной машиной, затем они приклеивают в конспекте “Памятки” (Приложение №2)
“Как работать за швейной машиной”
- Проверь отсутствие в ткани игл и булавок.
- Сесть за швейную машину ровно, пододвинув педаль.
- Ничего лишнего на столе не должно быть.
- Проверь регуляторы шва.
- Проверь работу швейной машины на холостом ходу (покрути маховое колесо рукой).
- Проверь качество строчки (подними лапку, подложи сложенный вдвое лоскут ткани, опусти иглу, лапку, сделай первые два стежка, покручивая маховое колесо рукой на себя; далее нажимай на педаль).
- Если строчка не качественная, проверь заправку нитей или отрегулируй их натяжение.
5. Правильное положение сидящего за швейной машиной
Обучающимся объясняются правила посадки при работе за швейной машиной, затем они приклеивают в конспекте “Памятки” (Приложение №3)
“Как работать за швейной машиной”
- Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив голову и корпус вперёд;
- стул должен стоять так, чтобы игла находилась прямо перед вами;
- расстояние между работающим и машиной должно составлять 20 – 30 см;
- ноги должны опираться всей ступнёй на пол или подставку;
- нельзя близко наклоняться к движущим частям машины;
- необходимо следить за правильным положением рук
Что нового узнали на уроке?
Какие приводы вы теперь знаете?
Из чего состоит швейная машина?
Как правильно сидеть за машиной?
VII. Домашнее задание.
Составить кроссворд или ребус по устройству швейной машины с электроприводом.
Открытый урок по трудовой подготовке «Устройство швейной машины» 5 класс
план-конспект урока (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_mashinam.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной)
общеобразовательная школа VII вида №39
открытого урока в 5 классе
учителем Абросимовой В.В.
Устройство бытовой швейной машины
Ижевск 2010 Тема: Устройство бытовой швейной машины
- Ознакомить с историей создания швейной машины
- Сформировать знания о бытовых швейных машинах, различных приводах и составных частях швейной машины
- Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность.
Тип урока : изучение нового материала.
- Учебник Технология 5 класса В.Д. Симоненко
- Учебник Технология 5 класса В.Н. Черникова
- Домоводство 5 класса А.П. Тарасова
2. Плакат «Общий вид швейной машины»
3. Оборудование: Швейные машины – электрические, ножные, ножницы.
I. Организационный момент
- приветствие
- проверка готовности к уроку
II. Актуализация знаний
От знаний машиноведения зависит качество пошиваемого изделия.
— Есть ли у вас дома швейная машина, и кто умеет шить?
Сегодня швейные машины есть почти в каждой семье. Чтобы вникнуть во все секреты работы на швейной машине нужно разобраться в ее устройстве и работе.
Тема нашего занятия: «Устройство швейной машины». – запись в тетрадь.
В течение урока вы познакомитесь с названием частей и деталей швейной машины.
III. Изучение нового материала
Начиная с эпохи палеолита и вплоть до начала 19 века одежду шили вручную. Сотни портных трудились над одним платьем для знатной дамы. Чтобы выглядеть модно дама надевала на себя платье сшитое из более 40 метров ткани. Оборки, складки, бантики, цветочки на одно изделие уходило не меньше недели ручного труда очень тяжелого и изнурительного. А знатная дама могла одеть это платье всего только один раз.
1. История создания швейной машины.
Рассказывают, что какой-то путешественник волею судьбы оказался в одном из самых глухих, удаленных от цивилизации мест и там, к своему великому удивлению, в жилище местного вождя увидел швейную машинку! Каким-то образом туземцы добыли ее в ближайшем поселении белых.
Шитье так много значит в жизни человека, что какую-нибудь машину, умеющую шить, просто нельзя было не изобрести. Вопрос был только в том кому удастся это сделать первому. История изобретения швейной машины полна драматических, а порой и трагических событий.
Первая швейная машина была изобретена англичанином Томасом Сейнтом. В 1790 г. он запатентовал машину обладающую уже многими особенностями современных машин. Она в основном предназначалась для работы с кожей, но так и не была использована и изобретатель не извлек из нее ни какой выгоды.
В 1830 г. бедный французский портной Бартелеми Тимонье изобрел швейную машину, которая еще больше походила на современную модель. Она уже стала практически использоваться во Франции, но разъяренная толпа рабочих боявшаяся стать безработными, разнесли завод и поломали машины. А Тимонье умер в нищите.
В 1844 г.- 1845 г. американец Элиос Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принцип работы машины Уолтера Ханта, сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного станка. Ему удалось получить патент на новую машину и вскоре было изготовлено еще несколько таких машин, каждая из которых заменяла труд пяти портных. В течении последующих 30 лет появлялись все новые машины.
Швейные машины стали выставляться в музеях на выставках, вызывая восторг и большой интерес публики.
Наконец в 1851 г. усилиями американце Алена Вильсона и Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида.
Начиная с 1870 года фирма «Зингер» не только расширилась в США, но и открыла свои филиалы в различных странах мира, в том числе и в России.
В подмосковном городе Подольске в 1923 г. фирма «Зингер» организовала завод, который осуществлял сборку машин из деталей доставленных из-за границы. Подольский механический завод стал центром отечественного машиностроения.
В нашем кабинете есть машины с подольского завода.
Швейные машины служат для стачивания деталей из ткани при пошиве различных изделий. Применение швейных машин позволяет ускорить и облегчить труд, повысить качество работы. Машинные швы ровнее, прочнее, и красивее ручных.
2. Краткий обзор швейных машин. Акцент на приводы машин.
Швейные машины бывают с ручным, ножным и электрическим приводом. Привод – это устройство с помощью котрого машина приводится в движение. (рис.5).
Ручной привод постепенно уходит в прошлое. Работать на такой машине не удобно, потому что правая рука занята вращением рукоядки.
Ножной привод освобождает руки для работы, это большое преимущество. Машина с ножным приводом очень удобна для обучения швейному делу, т.к. можно легко регулировать скорость врашения главного вала.
Машины с электрическим приводом наиболее быстроходны, современны и удобны.
Современные швейные фабрики оснащены производительными быстроходными швейными машинами (рис.6): наибольшее число стежков в минуту — 4000), автоматами, полуавтоматами, специальными машинами (для пришивания, пуговиц, обработки нетель) и другим сложным оборудованием.
Надежная работа швейной машины во многом зависит от умения и квалификации того, кто на ней шьет.
3. Составные части швейной машины:
Основное преимущество шитья на швейной машине — большая производительность труда и хорошее качество строчки. Швейная машина выполняет работу по соединению тканей примерно в 50 раз быстрей, чем это можно сделать вручную (машина с электрическим приводом делает это еще быстрее)
- рукав машины, внутри его располагается главный вал машины, изогнутой частью
- стойкой, опирается на плоскую металлическую
- платформу, под ней находятся валы, которые приводят в движение рабочие части машины.
С помощью любого (ручного, ножного, эл-го) привода движение передается маховому колесу. Оно заставляет вращаться все рабочие органы машины.
- винт разъединитель находится на маховом колесе и отключает главный вал машины, игла прекращает свое движение, это необходимо для работы
- моталки. Затягивая винт начинает движение
- игловодитель с иглой, которые совершают движение вверх и вниз.
При движении махового колеса ткань продвигается автоматически так как она
- лапкой прижата к
- зубчатой рейке двигателя ткани
- натяжение верхней нити (регулятор)
- рычаг обратной подачи, ручка регулятора длины стежка
- нитепритягиватель
- катушечный стержень
- нитенаправители
- под игольной пластиной находится челночное устройство.
Необходимо твердо усвоить и знать правила работы на швейной машине, заправки верхней и нижней ниток, регулировки стежка, замены иглы, намотки на шпульку и ее установки в челночное устройство, чистки и смазки швейной машины. При работе на швейной машине надо соблюдать ПТБ.
Рассказать и показать санитарно-гигиенические требования при работе на машине:
а) свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди;
б) сидеть за машиной надо прямо на всей поверхности стула;
в) стул должен стоять напротив иглы
г) расстояние между работающим и столом должно быть 10-15 см.
д) ноги должны упираться всей ступней на пол
Запись: Правила техники безопасности при работе на швейной машине.
а) На машине не должны лежать посторонние предметы.
б) Перед работой нужно проверить не осталось ли в изделии булавок или игл.
в) Волосы должны быть спрятаны под косынку.
г) Не следует наклонять близко к движущимся частям машины.
д) Нужно внимательно следить за правильным положением рук и ног.
4. Практическая работа учащихся «Знакомство с бытовой швейной машиной и ее составными частями».
Материалы и инструменты: учебник, швейная машина.
- рассмотри на рисунке расположение составных частей швейной машины;
- прочитай название составных частей швейной машины;
- в тетради зарисуй швейную машину и подпиши ее детали и узлы;
- подойди к швейной машине и найди на ней детали и узлы.
Устройство бытовой швейной машины
5. Закрепление нового материала в форме фронтального опроса:
- Когда была создана первая машина?
- У нас в России первый завод по производству машин, где основали?
- Какие виды приводов машин вы запомнили?
- Зачем надо соблюдать правила техники безопасности?
По карточкам-заданиям. Кто больше составит слов из кубиков.
IV. Подведение итогов.
— Уборка рабочего места.
V. Домашнее задание. (Выучить тему, принести бумагу для выполнения машинных строчек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учащиеся выполняют коллективную работу из текстильных цветов.
Моделирование прямой юбки.
Открытый урок по профессионально-трудовому обучению по теме:»Трудовой договор» 9 класс.
разработка открытого урока.
урок призван совершенствовать знания учащихся по технологии изготовления деталей с криволинейной кромкой, развивать двигательную активность, пластичность, учить анализировать, обобщать.
Открытый урок в 8 классе. Трудовое обучение. Швейное дело.