Конспект занятия «Устройство двигателя внутреннего сгорания и принцип его работы»
план-конспект занятия по теме
Знакомство с устройством двигателя
Отслеживание в ходе работы двигателя за его частями и анализирование принципа работы
Развитие внимательности, воображения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dvs.docx | 791.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел «Карт. Общее устройство»
Тема : «Устройство и работа двигателя внутреннего сгорания ».
Разработала: Кириллова Екатерина Вячеславовна,
педагог дополнительного образования
Раздел «Карт. Общее устройство»
Тема : «Устройство и работа двигателя внутреннего сгорания ».
Форма проведения: лекция
Цель занятия: узнать из чего состоит двигатель, понять принцип его работы и взаимодействие отдельных частей, наглядно увидеть его работу
- Знакомство с устройством двигателя
- Отслеживание в ходе работы двигателя за его частями и анализирование принципа работы
- Воспитание внимательности, развитие воображения
- Класс, оборудованный ПК, макетами ДВС, плакатами и иным наглядным материалом;
- Видео-презентация «Работа ДВС», раздаточный материал – схема «Устройство ДВС»
- Карт
- Организационный момент (5 мин.).
- Мотивационный момент. Для чего нам это надо знать(10 мин.).
- Объяснение темы, занятия (30 мин.).
- Рефлексия. Перерыв (10 мин.).
- Объяснение темы, занятия (30 мин)
- Подведение итогов (5 мин)
- Приветствие (Здравствуйте, ребята).
- Общение с детьми на тему «Как у них дела,что нового,интересного» — настрой на позитивное восприятие новой темы и всего занятия
- Отметка присутствующих в журнале
- Тема и цель занятия (Объявить).
2. Мотивационный момент. Введение в тему занятия
На этом занятии мы с вами познакомимся с устройством и работой двигателя внутреннего сгорания, узнаем из чего состоит, как работает, за счет чего работает. Спортсмену картингисту необходимо знать устройство досконально для того, чтобы самому услышать или увидеть неисправность, а в некоторых случаях и самостоятельно устранить. Прежде всего пилот сам себе механик или настройщик гоночного болида. Так же эти знания пригодятся и в дальнейшей жизни если столкнетесь с поломкой двигателя на любом автотранспортном средстве передвижения. Углубленное изучение этих процессов работы влечет за собой изучение таких точных наук, как физики , химии, математики, сопромата и геометрии
3. Объяснение темы занятия .
Лекция с наглядной демонстрацией работы.
В качестве силовой установки на картах используют карбюраторные бензиновые двигатели внутреннего сгорания.
Двигатели внутреннего сгорания делятся на два типа :
2-х тактные 4-х тактные
1.Отличаются количеством рабочих тактов
2. Подачей топлива :
Самотеком принудительный забор топливо за счет бензонасоса
3. Наличие клапанов :
С клапанами без, их роль выполняет поршень
4. Рабочим объемом, выраженным в см.куб.
5. По типу охлаждения :
Системы, относящиеся к двигателю :
— система выпуска отработанных газов
Итак, цилиндр двигателя.
Состоит из рубашки, отлитой из алюминиевого сплава, в которую запрессована чугунная гильза. В цилиндре расположены впускной. Выпускной и перепускной каналы. Рубашка цилиндра и головка имеет оребрение для наилучшего принудительного воздушного охлаждения. Цилиндры и головки двигателя с водяным охлаждением не имеют ребер, а внутри рубашки и головки расположены каналы для протока охлаждающей воды.
Отлита полностью из алюминиевого сплава. Верхняя часть головки называется камерой сгорания.
Состоит из поршня, колец, шатуна, пальца кривошипа, щек коленвала, полуосей, подшипников и сальников
Поршень изготовлен методом литья под давлением из алюминиевого сплава с высоким содержанием кремния. В верхней части поршня установлено 1 стальное хромированное поршневое кольцо. Внутри поршень имеет 2 бобышки с отверстиями для поршневого пальца, с помощью которого поршень соединяется с шатуном. В нижней части поршня (юбка) сделаны вырезы для пропуска горючей смеси в перепускные каналы. При нагреве двигателя поршень расширяется
-Раздаем раздаточный материал схема — «устройство ДВС»
4. Рефлексия. Перерыв
Физкультминутка. Отдыхаем. Делаем разминочные упражнения.
5. Объяснение темы занятия .
Лекция с наглядной демонстрацией работы.
«Принцип работы двигателя внутреннего сгорания»
Рассмотрим 2-х тактный двигатель.
В 2х тактных двигателях все рабочие циклы происходят втечении одного оборота коленвала за 2 оси такта. У Двигателя этого типа отсутствуют клапана – их роль выполняет поршень.
Весь рабочий цикл в двигателе осуществляется за 2 такта. 1й такт сжатия, 2й такт рабочего хода. Далее цикл повторяется.
В отличие от 4-х тактного двигателя в 2-х тактном двигателе все процессы, составляющие рабочий цикл (наполнение, сжатие, сгорание, расширение и выпуск) происходят за 2 такта, т.е. когда поршень совершает движение от ВМТ к НМТ и от НМТ к ВМТ, — всего за 1 оборот коленчатого вала (360° его поворота).
При движении поршня от ВМТ к НМТ объем между поршнем и головкой цилиндра увеличивается, а объем, состоящий из объема кривошипной камеры и объема под поршнем уменьшается. При движении поршня от НМТ к ВМТ объем в кривошипной камере увеличивается, а объем над поршнем уменьшается.
Рассмотрим 1-й такт двигателя
Поршень движется от ВМТ к НМТ.
- сначала нижняя кромка поршня перекрывает впускное окно, соединяющее источник свежей бензо-воздушной смеси (карбюратор) с кривошипной камерой;
- затем верхняя кромка поршня открывает выпускное окно;
- затем верхняя кромка поршня открывает перепускной канал.
При этом происходит следующее:
- сжатие свежей смеси в кривошипной камере (после закрытия впускного окна);
- догорание смеси и расширение газов (до открытия выпускного окна);
- выпуск отработавших газов (после открытия выпускного окна до открытия перепускного канала);
- выпуск отработавших газов и наполнение цилиндра сжатой свежей смесью из кривошипной камеры через перепускной канал (после открытия этого канала).
2-й такт. Поршень движется от НМТ к ВМТ . При этом газораспределение происходит в обратном порядке: закрывается перепускной канал, закрывается выпускной канал и, наконец, открывается впускной канал.
Происходят следующие процессы:
- до закрытия перепускного канала продолжается наполнение цилиндра;
- до закрытия выпускного канала происходит частичный выброс свежего заряда из цилиндра;
- после закрытия выпускного канала свежая смесь в цилиндре сжимается и при нахождении поршня вблизи ВМТ поджигается свечей зажигания;
- после открытия впускного канала свежая смесь по ступает в кривошипную камеру под действием разре жения, образовавшегося там при движении поршня к ВМТ.
Примечание
Процессы, происходящие в цилиндре двигателя внутреннего сгорания, совершаются в следующей последовательности: наполнение, сжатие, сгорание, расширение и выпуск.
Такт сжатия . Такт сжатия. Поршень перемещается от нижней мертвой точки поршня (в этом положении поршень находится на рис. 2, далее это положение называем сокращенно НМТ) к верхней мертвой точке поршня (положение поршня на рис.3, далее ВМТ), перекрывая сначала продувочное 2, а затем выпускное 3 окна. После закрытия поршнем выпускного окна в цилиндре начинается сжатие ранее поступившей в него горючей смеси. Одновременно в кривошипной камере 1 вследствие ее герметичности и после того как поршень перекрывает продувочные окна 2, под поршнем создается разряжение, под действием которого из карбюратора через впускное окно и открывающийся клапан поступает горючая смесь в кривошипную камеру.
Такт рабочего хода
2. Такт рабочего хода. При положении поршня около ВМТ сжатая рабочая смесь (1 на рис. 3) воспламеняется электрической искрой от свечи, в результате чего температура и давление газов резко возрастают. Под действием теплового расширения газов поршень перемещается к НМТ , при этом расширяющиеся газы совершают полезную работу. Одновременно, опускаясь вниз, поршень создает высокое давление в кривошипной камере (сжимая топливо-воздушную смесь в ней). Под действием давления клапан закрывается, не давая таким образом горючей смеси снова попасть во впускной коллектор и затем в карбюратор.
Когда поршень дойдет до выпускного окна (1 на рис. 4), оно открывается и начнется выпуск отработавших газов в атмосферу, давление в цилиндре понижается. При дальнейшем перемещении поршень открывает продувочное окно (1 на рис. 5) и сжатая в кривошипной камере горючая смесь поступает по каналу (2 на рис. 5), заполняя цилиндр и осуществляя продувку его от остатков отработавших газов.
— Просмотр видеоролика «Работа ДВС»
— Заводка двигателя на карте, слушаем работу
— Анализ проделанной работы и изученного материала.
— Затем ребята отвечают на наводящие вопросы для закрепления темы
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ
Раздел «Карт. Общее устройство»
Тема : «Устройство и работа двигателя внутреннего сгорания ».