Меню

Пескоструй для ремонта машин

Что такое пескоструй и как его сделать своими руками?

Доступ к качественному, быстрому и честному автосервису есть не у всех и не всегда. А время от времени автомобиль требует серьезного вмешательства. Тогда умельцы и разрабатывают собственную аппаратуру для решения проблем текущего ремонта. В частности, такой кустарной, но эффективной аппаратурой может быть пескоструйный аппарат, он же пескоструй. Сделать его можно даже своими руками, если они растут из правильного места. А затем стать главным по очистке свечей зажигания, ржавых замков, прикипевшего масла и т.д.

Что такое пескоструй?

Как очистить металл от ржавчины, окалины, наслоений старой смазки, нагара? А если не металл, а дерево или бетон? Специальные химические очистители можно использовать не везде и не всегда, и приходится тереть поверхность наждачкой, металлическими щетками, а затем любоваться сеткой из мелких и не очень царапин.

Альтернативой такой обработке становится пескоструйная очистка. С ее помощью можно без особых проблем убрать с поверхности различные загрязнения, причем обработанный участок очищается гораздо быстрей и эффективней, а грязь удаляется даже из пористого материала (например, с древесины или бетона).

Другой вариант использования пескоструйных аппаратов – работа по дереву или стеклу. Имея определенные навыки, можно делать великолепные витражи с выборочным матированием, гравюры и рельефные узоры.

Пескоструйная машина – это достаточно простой по своему принципу аппарат. Он дает мощный поток воздуха, смешанного с абразивом (обычным песком). Обрабатывать им можно как большую площадь, так и сложные детали со множеством мелких элементов. Поток песка отлично убирает любые наслоения грязи, окислов и нагара, оставляя чистую поверхность без царапин.

Когда пескоструйная машина нужна регулярно, а покупать ее не хочется (чаще всего по финансовым причинам), можно сделать ее своими руками.

Устройство и принцип работы

Самодельный пескоструйный аппарат имеет достаточно простую конструкцию.

  1. Компрессор, и желательно достаточно мощный.
  2. Рабочая емкость (баллон), в которую насыпается песок.
  3. Патрубок с запорным краном для регулировки подачи песка.
  4. Распылительный пистолет (сопло).
  5. Соединительные шланги.

Схема пескоструя: 1 — подача воздуха от компрессора; 2, 13, 15 — соединительные тройники; 3, 5 — регулировка подачи воздуха; 4 — датчик давления; 6, 14 — трубопроводы; 7 — клапан переизбытка давления; 8 — сухой песок; 9 — кран регулировки подачи воздуха; 10 — резиновая прокладка крышки засыпной горловины; 11 — кран регулировки подачи песка; 12 — емкость для песка; 16 — подача воздуха с песком на сопло; 17 — засыпная горловина; 18 — крышка засыпной горловины.

Работает всё это очень просто.

  1. В рабочую емкость заводятся два патрубка. Верхний – для подключения к компрессору, чтобы создать внутри баллона избыточное давление. Нижний – для подачи песка. Чтобы регулировать интенсивность потока, в этот патрубок вставляется кран.
  2. Поток воздуха от компрессора разделяется на две части: одна уходит в верхний патрубок баллона для нагнетания давления внутри, вторая подключается к нижнему патрубку, чтобы создать на выходе воздушно-песчаную смесь.
  3. От нижнего патрубка смесь песка и воздуха под давлением поступает на распылительный пистолет или сопло.

Выглядит всё это не слишком сложно и вполне доступно для самостоятельной сборки.

Из чего можно сделать пескоструй?

Умельцы делают пескоструйные машины самостоятельно, используя очень удобные для этого металлические баллоны, газовые или из-под больших огнетушителей. Их металл отлично поддается сварке, держит давление и служит почти неограниченное время.

Также, чтобы получить пескоструйную установку, можно использовать аналогичные по принципу действия аппараты: мойку высокого давления, краскопульт, продувочный пистолет.

  1. Пескоструй, сделанный из мойки Керхер, работает на смеси песка с водой. На выходную трубку устанавливается насадка с емкостью для песка, а штатный наконечник заменяется на керамическое или металлическое сопло. Чтобы подключить подачу песка, понадобится тройник, который будет работать как дозатор и блок смешивания. Основной недостаток – работа с водой, что серьезно ограничивает сферу применения пескоструя. А преимущество в том, что всё уже готово, остается только добавить песок. И, конечно, это единственный аппарат, не дающий пыли при работе.
  2. Краскопульт – практически готовая установка, нужно только поставить емкость с песком вместо баллона с краской и проточить пистолет под сопло нужного диаметра. Для этого на клапан устанавливается тройник смешивания, в который подключается патрубок для подачи воздуха. Работать таким устройством достаточно удобно, а основной его минус в том, что как краскопульт его потом использовать будет невозможно.
  3. Чтобы сделать пескоструй из продувочного пистолета, нужно минимум работы: всё уже готово, достаточно только установить на него тройник с подключением емкости с песком и выводным соплом. Наглядно показано на видео, ниже.
Читайте также:  Тигуан внедорожный тест драйв

Во всех трех случаях для подачи песка используется эжекторный принцип: рядом с быстрым потоком воздуха (или воды) создается участок низкого давления. В него и втягивается песок из емкости.
Если же ничего из перечисленных устройств под рукой нет (или есть, но они и сами нужны в хозяйстве), можно сделать пескоструй из доступных материалов.

Как сделать пескоструй своими руками?

Для того, чтобы собрать пескоструй, понадобятся вполне доступные материалы.

    Основной элемент – рабочая камера. Сделать ее можно из металлического баллона, газового или из-под огнетушителя, как мы уже говорили. С газовым баллоном нужно соблюдать осторожность: перед работой пустой баллон продуть воздухом с помощью компрессора, чтобы убрать остатки газа.

Балон для пескоструя
Тройники, шаровые краны и штуцеры продаются в ближайшем магазине сантехники. Равно как и водопроводные шланги соответствующего диаметра.

Запорная арматура, хомуты, фитинги

  • Для крепления шлангов используются хомуты, фитинги и ФУМ-лента.
  • И нужно будет придумать, из чего сделать «ножки» для будущей установки.
  • Разберем процесс сборки пошагово.

    1. Из баллона удалить содержимое, стравить давление. Газовый баллон, как уже было сказано, продуть компрессором.
    2. Просверлить в баллоне три отверстия. Верхнее самое широкое – для загрузки песка. В него затем будет установлена горловина с герметичной крышкой. Второе отверстие тоже делается вверху, в него будет установлен штуцер для подключения к компрессору. И третье отверстие внизу для установки крана подачи песка.

    Песком по ржавчине: что такое пескоструйная обработка и как её проводить

    К сожалению, большинство автомобилей имеют один общий недостаток: почти все они неизбежно ржавеют. Какие-то быстрее, какие-то медленнее, но практически поголовно все они в один прекрасный день могут стать решетом, дуршлагом, ситом. И автолюбители, особенно владельцы янгтаймеров, готовы вывернуться наизнанку (или хотя бы вывернуть наизнанку карманы), лишь бы их ненаглядный автомобиль не рассыпался в труху. И вот тут многие из них на определённом этапе работы над кузовом вспоминают про пескоструйную обработку. Кто-то, конечно же, слышал про этот метод очистки металлических изделий. Но мы пошли дальше: вооружились теоретическими знаниями, мешками песка, запасом нездорового оптимизма, старым Саабом и отправились пескоструить арки.

    «Песчинка обретает силу пули…»

    В чём принцип пескоструйной обработки? Если коротко, то из специального аппарата песок выдувается сжатым воздухом и, попадая на поверхность, очищает её от краски, ржавчины, шпатлёвки и всего прочего, что может закрывать чистый металл от нашего взгляда. Поэтому для работы просто необходим пескоструйный аппарат.

    Вообще, название «пескоструйный» не совсем корректное. В качестве абразивного материала не всегда используется песок. Но об этом мы ещё поговорим, а сейчас – пару слов об аппаратах.

    Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. Вторые, как правило, используют для выполнения большого объёма работ – например, зачистки корпуса корабля. Поэтому более пристально изучим только первый тип, с которым нам и предстоит работать.

    Сжатый воздух выполняет тут сразу две задачи. Первая вполне очевидна: с огромной скоростью поливать песком обрабатываемую поверхность. Вторая задача – поднимать песок из контейнера. По похожему принципу (он называется эффект Вентури) работают пульверизаторы. К недостаткам эжекторного аппарата относится не слишком большая мощность: в час можно обработать не более трёх квадратных метров. Но для зачистки кузовных элементов её вполне хватает, тем более что у этих аппаратов есть и два несомненных преимущества. Во-первых, им не требуется много сжатого воздуха, он расходуется весьма экономно. А во-вторых, аппараты эжекторного типа позволяют работать очень точно, обрабатывая лишь те участки, которые этого требуют. Разумеется, и абразивного материала им нужно немного – хотя тут всё зависит от площади обрабатываемой поверхности.

    Ну, и последнее: сравнительно лёгкую установку гораздо проще таскать с собой в случае, если вдруг у владельца чудесного аппарата появляется «халтура на стороне». Поэтому чаще всего в гаражах встречаются именно такие эжекторные аппараты – не слишком мощные, но лёгкие и компактные. И при этом всё же способные разогнать частицы абразивного материала до минимальной скорости в 300 км/ч.

    Кстати, пришло время разбираться в абразиве: почему настоящим песком почти никто не пользуется, но все равно называют его песком?

    Пошёл и накопал

    Ещё лет 60 назад основным абразивом был обычный кварцевый песок. Чаще всего применяли речной или карьерный, который необходимо как минимум просеять, а лучше – ещё и промыть. Впрочем, некоторые любители попескоструить у себя в гараже не сильно заморачиваются с поиском и подготовкой песка. Некоторые счастливчики, живущие недалеко от песчаных карьеров или морских побережий, просто тащат этот природный материал к себе вёдрами, после чего употребляют его в дело. Правда, обычно всё же просеивают. Некоторые вопросы возникают именно к морскому песку с пляжей: он содержит соль, что не слишком-то хорошо для кузова автомобиля. Но, как говорят адепты бесплатного пляжного песка, ничего плохого такой абразив не делает, и больше ржавчины на машинах от него не появляется.

    Долгое время именно кварцевый песок и оставался единственным абразивом. Несмотря на одну особенность – очень низкую стоимость – песок имеет и серьёзные недостатки. Во-первых, он всё же не очень твёрдый. При встрече с металлом на высокой скорости он просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии. А во-вторых, песок может стать причиной силикоза – смертельно опасной болезни лёгких. Именно по этой причине в некоторых странах он запрещён для использования в качестве абразивного материала. К сожалению, наши люди не боятся ничего, поэтому и по сей день песок используют достаточно часто.

    Материалы значительно дороже песка, но гораздо безопаснее и эффективнее – это никельшлак и купершлак: отходы, образующиеся при производстве никеля и меди соответственно. На данный момент это самый распространённый материал – мы сегодня будем работать как раз с купершлаком. Менее популярные материалы – электрокорунд, стальная и чугунная дроби.

    Опытные мастера знают, что неправильный выбор абразива может либо испортить обрабатываемую поверхность, либо не удалить с неё всё, что задумывалось.

    Поэтому неопытные пескоструйщики вполне могут, например, загубить литой диск слишком твёрдым или крупным абразивом – такое, к сожалению, бывает. Некоторые умельцы для тонкой очистки используют обычную соду: расход получается большим, но что-то повредить ей сложно.

    В любом случае, одним из главных требований к абразивному материалу остаётся одно: он должен быть сухим. Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?

    Бывает, что клиент после пескоструйной обработки высказывает претензии: отдавал я вам машину, а забрал решето. Тут ситуация обычно классическая, описанная фразеологизмом «поздно пить «Боржоми»»: скорее всего, деталь попала на пескоструйку слишком поздно. Или её уже окончательно сожрала ржавчина, или ржавчина сожрала её ещё раньше, но деталь покрывала тонна шпатлёвки и краски.

    Мы же как раз и не хотим ждать этой «терминальной стадии», поэтому едем обрабатывать арки Сааба вовремя. Во всяком случае, думаем, что вовремя. Надеемся на это.

    Во все стороны

    Итак, подъезжаем к месту проведения работ. Смотрим на небо: солнышко – наш союзник, ведь голый металл негоже оставлять таким надолго, нужно сразу же закрыть его хотя бы грунтовкой, а в дождь это делать неудобно.

    Так как нам нужно работать в районе колёс, их придётся снять: пескоструить покрышки мы не собираемся. Поднимаем сразу всю сторону и закрепляем ее: надолго оставлять машину на домкратах будет слишком беспечно, для надёжной фиксации нужно использовать подставки. Поэтому на них мы и устраиваем отдыхать наш Сааб. А вот теперь придётся немного отвлечься от основной темы повествования в сторону автомобиля.

    Внимательный читатель уже заметил, что на арках нет ржавчины – вместо неё мы видим грунтовку. Да, всё так и есть: над машиной уже поработал не слишком рукастый специалист. Теперь нам надо открыть швы (в крыльях есть вваренные фрагменты) и те места, которые вообще не были затронуты предыдущими мастерами, но в которых есть дефекты. Для этого надо будет снять слой краски, шпатлёвки, грунтовки – в общем, всего, что успели нанести на металл. Судьба этого Сааба слишком сложна, чтобы рассказывать здесь о непрерывном процессе его восстановления, поэтому ограничусь лишь той информацией, которую привёл выше: чистим то, что уже и варили, и пытались чистить.

    Сначала берём маркер и наносим разметку. Наш аппарат позволяет работать аккуратно, не удаляя ЛКП там, где оно нам ещё пригодится.

    Теперь можно… отойти подальше в сторону. Работать будет мастер, а мы станем наблюдать.

    Почему мы ушли подальше от машины? Просто потому, что наш купершлак летит во все стороны, а попадать под его очищающие воздействия желания нет никакого. Поэтому специалист, работающий с аппаратом, обязательно пользуется защитной одеждой. Но какой бы она ни была, полностью закрыться от песка не получится, поэтому вытряхивать его из всевозможных полостей приходится потом ещё долго.

    Сантиметр за сантиметром обнажается крыло Сааба. Становятся видны и металл, и сварочные швы. Вылетевший из пескоструя купершлак тем временем медленно покрывает всё, что не укрыто. Но это не страшно – можно потом сдуть тем же компрессором. Гораздо внимательнее стоит следить за тем, чтобы абразив не слишком щедро засыпал салон: как и в случае с одеждой, выгребать его из всех складок обивки и сидений – очень малорадостное и скучное занятие.

    Наконец, запланированная зона очищена. Теперь дело за малым: покрыть её грунтовкой. Тут каждый «предохраняется от ржи» по-своему: кто-то использует обычную грунтовку из аэрозольного баллончика, кто-то предпочитает эпоксидную грунтовку, кто-то делает целые химические «бутерброды». Ведь по большому счёту, пескоструйка – лишь первый шаг на длинном тернистом пути ремонта кузова, поэтому о том, что происходит после этого процесса, нужно говорить отдельно. Мы же пока отряхиваемся от абразива и радуемся, что этот первый шаг сделан.

    Для комментирования вам необходимо авторизоваться

    «Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. » Миша Баландин в очередной раз затупил. В пескоструйных аппаратах которые по своей некомпетентности Миша назвал «пневматические» воздух в ёмкость с песком подаётся отнюдь не для выдувания песка из оной, а для того чтоб песок МЕНЬШЕ СЛЁЖИВАЛСЯ, т.е. подавался равномерно. А вообще пескоструйные аппараты НЕ ДЕЛЯТСЯ на пневматические и эжекторные, пескоструйнве аппараты делятся только по классу производительности, сиречь по расходу воздуха и абразива. Если для маленького аппарата достаточно давления воздуха 4-6 кг/см2 и ресивера объёмом 30-50 литров, то для мощного давление уже нужно 7-8 кг/см2 и ресивер минимум на 200 литров.
    Опять же Мишин прокол в том что фото аппарата приведено не полностью и показана на фото только ВОЗДУШНАЯ часть т.е. показана исключительно часть аппарата где исключительно ПОДАЧА воздуха в аппарат. А вот выход смеси абразива с воздухом Миша показать почему-то «забыл». «При встрече с металлом на высокой скорости он (песок) просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии.» Да вот прям, на кораблях ржавчина и по богаче и потвёрже однако самым обычным речным песком металл зачищается добела. «Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?» Про скорость вылетающего из сопла абразива это вообще нечто. Мише следовало бы знать что скорость потока определяется ДИАМЕТРОМ сопла, а расход абразива как раз определяется давлением воздуха, подаваемого в аппарат. Что же касаемо порчи имущества неопытным мастером, то тут всё зависит от времени обработки конкретной точки, чем дольше тем больше шансов испортить. А чтоб не портить имущество, нужно для очистки от ржавчины использовать водоструйные установки типа VOMA которые на выходе из форсунки дают давление в от 2-х до 6-ти тыс кг/см2. Вода смывает ржавчину до чистого металла и при это не повреждает послдений.

    Adblock
    detector