ТРАВМА ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ ТЕЛА КОЛЕСОМ АВТОМОБИЛЯ
Такой вид автомобильной травмы встречается редко и наблюдается только в тех случаях, когда пострадавший перед происшествием находится в горизонтальном положении на дороге. Переезд тела колесом автомобиля чаще всего является составной частью комбинированной травмы.
При переезде тела колесом автомобиля могут наблюдаться 5 фаз: 1) соприкосновение вращающегося колеса с лежащим на дороге телом; 2) перемещение тела колесом по дороге; 3) накатывание колеса на тело; 4) перекатывание колеса через тело; 5) вторичное перемещение (продвижение) тела по дороге.
В I фазе повреждения образуются от непосредственного удара и трения колесом о тело в месте соприкосновения; во II — от трения — на поверхности тела, обращенной к дороге; в III и IV фазах — от сдавления тела между колесом и грунтом; в V фазе — от трения о дорогу и части дна автомобиля.
В момент переезда тело чаще располагается поперек дороги, реже — продольно или под углом по отношению к направлению движения колеса. Переезд возможен при положении тела на спине или животе и невозможен при положении его на боку.
Наиболее типичные повреждения при переезде тела колесом автомобиля возникают в I, II и IV фазах. В I фазе на стороне тела, соприкасающейся с колесом, от удара и трения образуются следующие характерные повреждения: широкие, полосовидные ссадины, расположенные поперечно или диагонально к оси тела, по ширине своей несколько превышающие ширину колеса; отслоение эпидермиса и смещение свободных его частиц в направлении вращения колеса; лоскутные, дугообразные или треугольные раны, вершиной обращенные в сторону движения колеса; отслоение кожи от подкожной жировой клетчатки с образованием полостей, заполненных кровью; разрывы и размозжения подкожной жировой клетчатки и мышц; продольно или косо расположенные надрывы и разрывы кожи спереди или сзади ушной раковины, иногда с ее отрывом; обширные рваные раны нижних и верхних конечностей от растяжения, расположенные продольно или косо на стороне конечности, противоположной месту ее соприкосновения с колесом.
Специфическими повреждениями для I фазы переезда являются кольцевидные отслоения кожи от подкожной жировой клетчатки и мышц в области нижних конечностей с образованием массивных полостей, заполненных кровью.
Для II фазы переезда характерны обширные полосчатые загрязнения на одежде, расположенные на стороне одежды, обращенной к дороге; обширные полосчатые ссадины кожи на поверхности тела, обращенной к дороге, расположенные в направлении движения колеса.
В III и IV фазах переезда в результате сдавления тела между колесом автомобиля и грунтом возникают как специфические, так и характерные повреждения. К первым относятся отпечатки рисунка протектора в виде наслоения на одежде и коже различных веществ, а также в виде ссадин и кровоизлияний. Отпечатки протектора могут быть позитивными, отображающими рисунок выступающих его частей, и негативными, отображающими рисунок его углублений; их размеры соответствуют величине элементов рисунка протектора. Кроме того, на одежде и коже могут остаться следы наслоения, на коже ссадины и кровоподтеки, отображающие форму и размеры надписей (цифр и букв) с боковой поверхности протектора, а также форму отдельных частей и деталей дна автомобиля.
Специфическими для этих фаз переезда являются переломы остистых отростков грудных и поясничных позвонков, возникающие от одностороннего давления на них со стороны движущегося колеса при положении тела спиной вверх. При этом образуются отрывные переломы остистых отростков нескольких смежных позвонков.
Среди характерных для III и IV фаз переезда повреждений следует указать мелкоточечные кровоизлияния в кожу, отображающие рисунок ткани одежды, отдельных ее деталей — пуговиц, пряжек, молний и др., а также контуры предметов, находящихся в карманах (портсигар, расческа, ложка и др.); множественные разрывы и надрывы кожи над костными выступами в паховых, эпигастральной и в надключичных областях, расположенные параллельно друг другу, возникающие от перерастяжения кожи над костными выступами соответственно боковым поверхностям колеса; изменения конфигурации отдельных областей тела — деформация головы, грудной клетки и таза вследствие множественных открытых, оскольчатых переломов (костей свода и основания черепа, грудной клетки и таза); грубые повреждения головного мозга и мозжечка с полным или частичным выпадением поврежденного мозга из полости черепа, выдавливанием вещества лобных и височных долей через переломы костей основания черепа в носовые ходы, носоглотку, полость рта, пищевод, желудок и дыхательные пути (весьма характерно для переезда головы колесом автомобиля).
При переезде грудной клетки и живота наблюдаются тяжелые закрытые и множественные повреждения паренхиматозных и полых органов; они резко не соответствуют наружным повреждениям. Часто бывают разрывы диафрагмы с одной или двух сторон с перемещением в плевральные полости органов брюшной полости, разрывы паховых колец, промежности с выдавливанием кишечника под кожу или наружу, обширные разрывы, размозжения, полные или частичные отрывы внутренних органов, множественные параллельные надрывы и разрывы брыжейки, серозного покрова полых органов, висцеральной плевры и дуги аорты, а также буллезная эмфизема и разрывы легких, расположенные э» пределами зоны сдавления.
Для III и IV фаз переезда тела колесом автомобиля характерны также оскольчатые переломы обеих лопаток, спиралевидные или 2-образные переломы грудины, множественные двусторонние переломы переднего и заднего отделов таза, двусторонние разрывы подвздошно-крестцовых сочленений с массивными кровоизлияниями в клетчатку таза и разрывами органов малого таза, двойные оскольчатые переломы длинных трубчатых костей.
Для V фазы переезда характерны множественные полосчатые ссадины, беспорядочно расположенные на значительной площади тела; участки «стертости» и «спи- ливания» мягких тканей, а иногда и костей; загрязнение одежды и кожных покровов горюче-смазочными веществами. Наряду со специфическими и характерными повреждениями при переезде тела колесом автомобиля встречаются многочисленные нехарактерные повреждения, не имеющие особого значения для диагностики.
Установление на теле и одежде пострадавшего комплекса специфических и характерных повреждений от трения и сдавления вращающимся колесом автомобиля дает основание для вывода об имевшем место переезде тела.
Соотношение между радиусом колеса автомобиля и высотой переезжаемого препятствия.
а — радиус колеса (г) больше высоты (Ъ) препятствия; б — радиус колеса соответствует высоте препятствия; в — взаимодействие сил при въезде колеса автомобиля на препятствие; IV, М — сила вертикального сдавления; 14, V — сила горизонтального давления; IV, 8 — разложение сил.
Механизм переезда тела человека колесом автомобиля.
а — соприкосновение вращающегося колеса с телом и продвижение тела по дороге; б — накатывание колеса на тело; в — перекатывание колеса через тело.
Основные направления переезда тела человека колесом автомобиля, а — поперечное; 6 — под углом; в — продольное.