В Мире Моторов
блог о автомобилях
Трансмиссия автомобиля, принципиальные схемы
Трансмиссия автомобиля, принципиальные схемы
Коробка переменных передач, взаимодействуя с другими механизмами и агрегатами, осуществляющими передачу крутящего момента от двигателя автомобиля к его ведущим колесам, составляют один из наиболее важных узлов под названием трансмиссия автомобиля.
Во время движения автомобиля крутящий момент коленчатого вала может достигать 7000 об/мин при том, что ведущие колеса в тот момент вращаются более, чем в четыре раза медленнее и этот показатель постоянно меняется, в зависимости от дорожных условий. Кроме этого, эксплуатация авто подразумевает изменение как скорости движения, так и необходимость выполнять различные маневры, движение задним ходом, останавливаться. Все это было бы выполнять затруднительно без трансмиссии.
На сегодняшний день автомобили оснащаются различными трансмиссиями трех основных компоновок:переднеприводной, заднеприводной и полноприводной.
Схема трансмиссии переднеприводного автомобиля
Схема трансмиссии переднеприводного автомобиля
При производстве автомобилей с передним приводом устанавливаются следующие узлы и агрегаты, передающие крутящий момент от коленвала к колесам:
• Сцепление;
• Коробка переменных передач;
• Главная передача;
• Дифференциал;
• Шарнир равных угловых скоростей, вал привода колес.
Сцепление предназначено для кратковременного отсоединения трансмиссии от двигателя и плавного ее подключения во время начала движения автомобиля или переключения передач.
Коробка переменных передач используется для изменения передаваемого карданному валу крутящего момента о двигателя и тем самым, получения тяговых усилий на ведущих колесах. Также с помощью КПП осуществляется изменение направления ведущих колес и отключение трансмиссии от мотора на длительное время.
Помимо того, что главная передача передает усилие от карданного вала полуосям под прямым углом, с ее помощью происходит уменьшение по отношению к карданному валу числа оборотов ведущих колес. Таким образом, сила тяги на ведущих колесах увеличивается, за счет уменьшения крутящего момента механизмов трансмиссии после главной передачи.
Дифференциал обеспечивает разную скорость вращения правого и левого ведущих колес, с учетом дорожных условий (повороты, неровности и т. д.). К ведущим колесам крутящий момент передается через полуоси от дифференциала посредством полуосевых шестерен. Такие дифференциалы называют межколесными. Другой вид дифференциалов – межосевые, когда они остановлены между разными осями автомобиля.
Схема трансмиссии заднеприводного автомобиля
Схема трансмиссии заднеприводного автомобиля
Составными данной трансмиссии (ее еще называют классической) являются:
• Сцепление;
• Коробка переменных передач;
• Карданная передача;
• Главная передача;
• Дифференциал;
• Полуоси.
Как видно, в состав узлов заднеприводной трансмиссии входит карданная передача, которая является промежуточным узлом между выходным валом коробки передач и задним мостом, и служит для передачи крутящего момента, вне зависимости от угла между осями вала коробки передач и главной передачи.
Переднеприводные машины в карданной передаче не нуждаются, т. к. у них все узлы и агрегаты трансмиссии объединены в один общий узел агрегатов под капотом автомобиля. Благодаря тому, что в корпусе коробки передач находится дифференциал с главной передачей, из самого картера КПП выходят валы привода передних ведущих колес.
Схема трансмиссии полноприводного автомобиля
Схема трансмиссии полноприводного автомобиля
Схемы трансмиссий машин с полным приводом пестрят большим разнообразием и условно разделяются на три группы:
- Постоянный полный привод. Обязательный атрибут автомобилей с такой схемой трансмиссии – межосевой дифференциал.Автомобильная трансмиссия с передачей мощности на все четыре колеса является эффективной как при создании автомобилей с повышенной проходимостью, так и при улучшении разгона машины. Достижение обоих эффектов возможно, благодаря распределению силы тяги – уменьшение тяги на каждом колесе исключает вероятность пробуксовки.
- Полный привод, подключаемый вручную, который предусматривает наличие раздаточной коробки, но межосевой дифференциал в большинстве моделей отсутствует. Вся ответственность по распределению крутящего момента между задней и передней осями автомобиля в этой схеме возложена на “раздатку”.
- Автоматически подключаемый полный привод присущ автомобилям с передними ведущими колесами, а функции дифференциала выполняет вискомуфта либо фрикционная муфта с электронным управлением. Что касаетсявискомуфты (вязкостной муфты), передача крутящего момента с ее помощью осуществляется, за счет трения кремнийорганической жидкости между дисками, заключенными в корпусе. Данную муфту могут также, использовать для автоматической блокировки дифференциала, установив ее между осями или встроив непосредственно в корпус дифференциала. При использовании же фрикционных муфт передача крутящего момента осуществляется за счет сжатия пакета дисков и возникающего, вследствие этого, трения.
Анимационный видео ролик принципа построения трансмиссии автомобиля.
Кинематическая схема автомобиля
Кинематическая схема автомобиля с приводом на передние колеса приведена на рис 2.
1 — двигатель (Д). Предназначен для преобразования тепловой энергии в механическую.
2 — сцепление. Для кратковременного разъединения двигателя от трансмиссии.
3 — коробка перемены передач (КПП). Для изменения крутящего момента (М), для разъединения Д от трансмиссии на длительный период и изменения направления движения автомобиля.
4 — главная передача. Изменение М по величине и направлению.
5 — дифференциал. Распределение М по полуосям.
6 — ведущие колёса.
Трансмиссия — служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам и для его изменения в соответствии с условиями движения, а также для отключения двигателя от ведущих колёс (рис. 3).
Крутящий момент на ведущих колёсах:
Частота вращения ведущих колёс:
Мощность на ведущих колёсах:
где ηтр — КПД трансмиссии
iкп — передаточное отношение коробки передач
iгп — передаточное отношение главной передачи.
Целями тягового расчёта являются предварительный выбор тягово-скоростных свойств автомобиля с принятыми параметрами.
1. Выбор основных параметров автомобиля
1.1 Определение полной массы автомобиля и распределение ее по осям:
т — масса снаряженного автомобиля (прототип);
тгр — номинальная грузоподъемность автомобиля;
q — расчетная масса пассажира;
qбг — расчетная масса багажа;
Nсум — количество перевозимых пассажиров (суммарно) с учетом водителя;
Распределение массы по осям автомобиля:
та1 — масса приходящаяся на переднюю ось:
та2 — масса приходящаяся на заднюю ось:
1.2 Расчет координат центра тяжести автомобиля:
— — расстояние от оси передней балки до центра тяжести автомобиля (см. Рис.4)
— расстояние от оси заднего моста до центра тяжести автомобиля;
h=0,25•B — высота центра тяжести (где B — высота автомобиля)
Определение осевой нагрузки, действующей на шину:
— нагрузка на шину переднего моста;
— нагрузка на шину заднего моста,
i1 — количество шин установленных на переднем мосту;
i2 -количество шин установленных на заднем мосту;
175=В — ширина профиля, мм;
R — радиальный корд;
14 — посадочный диаметр d=14 дюймов;
80 — индекс грузоподъёмности;
Индекс грузоподъемности— принятое условное обозначение максимально допускаемой нагрузки на шину
индекс 75 — соответствует 387 кгс;
S — индекс допустимой максимальной скорости движения = 180 км/ч.
Индекс скорости — принятое условное обозначение максимально допускаемой скорости в км/ч:
Радиус качения колеса: ,
где Ɣ — коэффициент смятия шины = (0,92 — 0,94)
2. Внешняя скоростная характеристика двигателя
Обычно внешнюю скоростную характеристику двигателя получают путём испытания двигателя на специальном стенде по стандартной методике. Внешнюю скоростную характеристику можно построить воспользовавшись формулой:
,
где Nе i , ωi — текущие значения мощности и угловой скорости,
Nmax, ωN— максимальные значения мощности двигателя и угловой скорости коленчатого вала при максимальной мощности (задаются), k, а, b, с — коэффициенты (табл.1)
Коэффициент | карбюраторный ДВС ДВС | Дизельный ДВС | ||
а | 0,87 | 0,6 | 0,7 | |
b | 1,13 | 1,4 | 1,3 | |
с | ||||
ω/ωN | k | |||
0,2 | 0,232 | 0,152 | 0,184 | 0,168 |
0,3 | 0,363 | 0,258 | 0,3 | 0,279 |
0,4 | 0,496 | 0,376 | 0,424 | 0,4 |
0,5 | 0,625 | 0,5 | 0,55 | 0,525 |
0,6 | 0,744 | 0,624 | 0,672 | 0,646 |
0,7 | 0,847 | 0,742 | 0,784 | 0,763 |
0,8 | 0,928 | 0,848 | 0,88 | 0,864 |
0,9 | 0,981 | 0,936 | 0,954 | 0,945 |
1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
1Д | 0,98 | — | — | — |
где 1 — двигатель с неразделённой камерой сгорания 2 — двигатель с предварительной камерой сгорания 3 — двигатель с вихревой камерой сгорания.
Внешняя скоростная характеристика может быть задана таблично в относительных единицах:
Карбюраторные двигатели Табл.2
ωmin | ωN | ωN | ωmax | ||||||
n/nmах | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
Ne/Nmax | 0,214 | 0,478 | 0,648 | 0,76 | 0,891 | 0,942 | 1,0 | 0,985 | 0,956 |
Дизельные двигатели Табл.3
n/nmах | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
Ne/Nmax | 0,19 | 0,32 | 0,48 | 0,6 | 0,73 | 0,85 | 0,93 | 0,98 | 1,0 |
Порядок построения внешней скоростной характеристики:
В соответствии с заданием разность ωN — ωmin делится на 10 интервалов и определяются текущие значения ωmin Ne i . Затем определяются значения крутящего момента на коленчатом валу двигателя Ме i .
Кинематическая схема автомобиля
Кинематическая схема автомобиля с приводом на передние колеса приведена на рис 2.
1 — двигатель (Д). Предназначен для преобразования тепловой энергии в механическую.
2 — сцепление. Для кратковременного разъединения двигателя от трансмиссии.
3 — коробка перемены передач (КПП). Для изменения крутящего момента (М), для разъединения Д от трансмиссии на длительный период и изменения направления движения автомобиля.
4 — главная передача. Изменение М по величине и направлению.
5 — дифференциал. Распределение М по полуосям.
6 — ведущие колёса.
Трансмиссия — служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам и для его изменения в соответствии с условиями движения, а также для отключения двигателя от ведущих колёс (рис. 3).
Крутящий момент на ведущих колёсах:
Частота вращения ведущих колёс:
Мощность на ведущих колёсах:
где ηтр — КПД трансмиссии
iкп — передаточное отношение коробки передач
iгп — передаточное отношение главной передачи.
Целями тягового расчёта являются предварительный выбор тягово-скоростных свойств автомобиля с принятыми параметрами.
1. Выбор основных параметров автомобиля
1.1 Определение полной массы автомобиля и распределение ее по осям:
т — масса снаряженного автомобиля (прототип);
тгр — номинальная грузоподъемность автомобиля;
q — расчетная масса пассажира;
qбг — расчетная масса багажа;
Nсум — количество перевозимых пассажиров (суммарно) с учетом водителя;
Распределение массы по осям автомобиля:
та1 — масса приходящаяся на переднюю ось:
та2 — масса приходящаяся на заднюю ось:
1.2 Расчет координат центра тяжести автомобиля:
— — расстояние от оси передней балки до центра тяжести автомобиля (см. Рис.4)
— расстояние от оси заднего моста до центра тяжести автомобиля;
h=0,25•B — высота центра тяжести (где B — высота автомобиля)
Определение осевой нагрузки, действующей на шину:
— нагрузка на шину переднего моста;
— нагрузка на шину заднего моста,
i1 — количество шин установленных на переднем мосту;
i2 -количество шин установленных на заднем мосту;
175=В — ширина профиля, мм;
R — радиальный корд;
14 — посадочный диаметр d=14 дюймов;
80 — индекс грузоподъёмности;
Индекс грузоподъемности— принятое условное обозначение максимально допускаемой нагрузки на шину
индекс 75 — соответствует 387 кгс;
S — индекс допустимой максимальной скорости движения = 180 км/ч.
Индекс скорости — принятое условное обозначение максимально допускаемой скорости в км/ч:
Радиус качения колеса: ,
где Ɣ — коэффициент смятия шины = (0,92 — 0,94)
2. Внешняя скоростная характеристика двигателя
Обычно внешнюю скоростную характеристику двигателя получают путём испытания двигателя на специальном стенде по стандартной методике. Внешнюю скоростную характеристику можно построить воспользовавшись формулой:
,
где Nе i , ωi — текущие значения мощности и угловой скорости,
Nmax, ωN— максимальные значения мощности двигателя и угловой скорости коленчатого вала при максимальной мощности (задаются), k, а, b, с — коэффициенты (табл.1)
Коэффициент | карбюраторный ДВС ДВС | Дизельный ДВС | ||
а | 0,87 | 0,6 | 0,7 | |
b | 1,13 | 1,4 | 1,3 | |
с | ||||
ω/ωN | k | |||
0,2 | 0,232 | 0,152 | 0,184 | 0,168 |
0,3 | 0,363 | 0,258 | 0,3 | 0,279 |
0,4 | 0,496 | 0,376 | 0,424 | 0,4 |
0,5 | 0,625 | 0,5 | 0,55 | 0,525 |
0,6 | 0,744 | 0,624 | 0,672 | 0,646 |
0,7 | 0,847 | 0,742 | 0,784 | 0,763 |
0,8 | 0,928 | 0,848 | 0,88 | 0,864 |
0,9 | 0,981 | 0,936 | 0,954 | 0,945 |
1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
1Д | 0,98 | — | — | — |
где 1 — двигатель с неразделённой камерой сгорания 2 — двигатель с предварительной камерой сгорания 3 — двигатель с вихревой камерой сгорания.
Внешняя скоростная характеристика может быть задана таблично в относительных единицах:
Карбюраторные двигатели Табл.2
ωmin | ωN | ωN | ωmax | ||||||
n/nmах | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
Ne/Nmax | 0,214 | 0,478 | 0,648 | 0,76 | 0,891 | 0,942 | 1,0 | 0,985 | 0,956 |
Дизельные двигатели Табл.3
n/nmах | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
Ne/Nmax | 0,19 | 0,32 | 0,48 | 0,6 | 0,73 | 0,85 | 0,93 | 0,98 | 1,0 |
Порядок построения внешней скоростной характеристики:
В соответствии с заданием разность ωN — ωmin делится на 10 интервалов и определяются текущие значения ωmin Ne i . Затем определяются значения крутящего момента на коленчатом валу двигателя Ме i .