Меню

Переделать бензиновый двигатель газ

Перевод автомобиля на газ за счет государства. Разбираемся в нюансах.

Краткое содержание:

Снижение уровня доходов населения и высокие цены на бензин заставляют потребителей задуматься о способах экономии на заправке. Одним из вариантов снижения трат автомобилистов является перевод машины на газ. Государство пообещало помочь автомобилистам, пожелавшим использовать газ вместо бензина, и субсидировать им траты на переоснащение авто на ГБО.

Как воспользоваться субсидией от государства и перевести свою машину на газ разбираемся в этой статье.

Законодательная основа

Государственная поддержка перевода авто на газ производится в рамках программы «Развитие рынка газомоторного топлива» Подробнее >>> , которая предполагает комплексную поддержку отрасли ГБО, в том числе:

  • оказание помощи таксистам, владельцам грузовых и пассажирских авто через субсидирование перевода на газ;
  • установку дополнительных газозаправочных станций (на 200 авто должна приходиться минимум 1 заправка) через субсидирование бизнеса;
  • закупку биотопливных авто для госслужащих и пр.

Сейчас в России только около 155 тыс. авто работает на газомоторном топливе. За счет программы предполагается увеличить российский парк «газового автотранспорта» до 274 тыс. единиц. Для сравнения – в Италии таких машин свыше 1 миллиона.

Программа субсидирования имеет сроки действия с 2019 до 2024 года, но есть вероятность ее продления.

Кто может рассчитывать на субсидии

Отмечу, что субсидию от государства предоставляют только за перевод транспорта на природный газ метан. Более популярными типами топлива в РФ являются пропан и сжиженный газ, но за них субсидии не предусмотрены.

Меру поддержки смогут получить физлица и малый бизнес, использующие транспортные средства (ТС) в личных или коммерческих целях. При этом возраст авто не должен превышать 10 лет.

Размер субсидии для разных автомобилей

Размер государственных субсидий за перевод авто на газ определяется типом ТС и варьируется в диапазоне от 27 до 147 тыс. р., так как отличается сама стоимость переоснащения.

В 2020 году государство готово компенсировать автомобилистам следующие суммы:

1. Легковые авто с массой до 1 800 кг – не более 27 000 р., до 2 499 кг-34 000 р., свыше 2 500 кг – 42 000 р.
2. Легкие коммерческие авто – до 48 000 р.
3. Автобусы до 8 мест – до 63 000 р., свыше – 111 000 р.
4. Грузовой автомобиль – до 114 000 р. при переводе в газодизельный цикл; до 200 000 р. – перевод в газовый цикл-ремоторизацию.
5. Магистральный тягач – до 147 000 р.

Поставщикам оборудования и производителям установок ГБО государство компенсирует до 1/3 от совокупных затрат.

В середине июня 2020 года Минэнерго заявило о планах Правительства увеличить субсидирование при переходе с бензина на газомоторное топливо в два раза. Это должно стимулировать спрос на программу автолюбителей. Если новая инициатива Минэнерго по увеличению субсидирования найдет поддержку, то субсидии возрастут с 30 до 60%, еще 30% оплатит «Газпром». Владельцам авто предстоит внести около 10% от стоимости работ.

Стоимость переоборудования легковых автомобилей на газ сейчас в среднем составляет 54-84 тыс. р., для Газелей – от 94 тыс. р.

В каких регионах можно воспользоваться государственной программой переоборудования автомобилей

Программа развития газомоторной отрасли включает 27 регионов, где уже имеется развитая заправочная инфраструктура.

Уточнить входит ли ваш регион в программу субсидирования, а так же контактные данные уполномоченных органов по регионам, занимающимися этим вопросом можно на сайте Минэнерго по ссылке https://minenergo.gov.ru/node/17487

Когда начнется действие программы

Программа субсидирования переоборудования фактически уже действует с 2020 года, но пока только на бумаге. До того, как она заработает, регионы должны утвердить правила реализации и отбора сервисных центров. К автосервисам будут предъявляться минимальные требования для обеспечения качественной установки оборудования и дальнейшей эксплуатации.

Возможно, что условия субсидирования будут пересмотрены в более выгодную сторону для автовладельцев уже в текущем году.

Условия участия

Субсидия не предоставляется автомобилистам в денежной форме. Ее получают компании и предприниматели, которые занимаются переоснащением авто на ГБО.

К фирмам предъявляется ряд требований:

• отсутствие задолженности перед бюджетом;

• ненахождение компании в состоянии реорганизации, ликвидации или банкротства;

• наличие сертификата соответствия на работу с природным газом;

• опыт работы по переоснащению авто (не менее 5 машин за 2019 год);

• наличие помещения на правах собственности или аренды для производства работ.

Компания, которая изъявит желание участвовать в отборе, должна обратиться с заявлением к ответственному в регионе департаменту. Оно должно содержать сведения о фирме и ее контакты. К документу прилагаются выписка из ЕГРЮЛ, справка об отсутствии долгов перед бюджетом, копии договоров с автовладельцами (подтверждающие наличие опыта), сведения о ценах используемого ГБО. Если документы пройдут проверку, то в течение 10 дней между местными властями и СТО подписывается соглашение о сотрудничестве.

После производства работ СТО обращается к местным властям с заявлением на субсидирование. Когда оно будет рассмотрено и удовлетворено, средства переведут на счет исполнителя работ. При оформлении заявки стоит учитывать лимиты бюджетных обязательств по субсидированию на текущий год и максимальный размер субсидии.

Со стороны автомобилиста перевод авто на газ будет предполагать следующие этапы:

1. Прохождение экспертизы в аккредитованной лаборатории, которая должна подтвердить возможность установки ГБО на автомобиль.

2. Получение разрешения в ГИБДД на установку оборудования и внесение конструктивных изменений. Заявление можно подать с помощью портала Госуслуги.

3. Выбор сертифицированной СТО, которая прошла отбор для работы с госсубсидированием.

4. Установка ГБО на машину и оплата услуг подрядчика в размере 5-30% от фактических затрат (в зависимости от того, в каком формате будет реализована программа субсидирования).

5. Прохождение техосмотра и получение диагностической карты.

6. Внесение изменений в ПТС, свидетельство о регистрации авто в ГИБДД. В разделе с особыми сведениями появится информация о переоснащении машины для работы с метаном.

Указанные этапы переоснащения платные и предполагают уплату госпошлины или договорной стоимости работ.

Преимущества и недостатки перевода автомобиля на газ

Преимущества перехода на газ состоят в следующем:

1. Возможность экономии. Скорость окупаемости зависит от пробега: чем он длиннее, тем быстрее удается отбить свои деньги. Хотя расход газа и бензина практически сопоставим, но литр бензина стоит 41-55 р., тогда как 1 куб. м газа – 16-18 р.

2. Газ является чистым видом топлива и улучшает экологические показатели в стране. Авто на метане выбрасывают на 30% меньше вредных веществ в атмосферу по сравнению с дизельными и бензиновыми моторами.

3. Возможность увеличения ресурса двигателя. Газ практически не взаимодействует с моторным маслом, сохраняя диспергирующие свойства.

Среди недостатков перехода:

1. Неразвитая заправочная инфраструктура. Численность газовых заправок по всей России не превышает 400 единиц.

Читайте также:  Масла для двигателя vti 120

2. Дорогостоящее оборудование и установка (однако, при условии субсидирования этот недостаток не будет иметь значения).

3. Сложности с прохождения техосмотров и регистрации переоборудования. В России действует только около 20 аккредитованных лабораторий, которые вправе оценивать безопасность внесения изменений в конструкцию машины.

4. Затянутая и дорогостоящая процедура получения разрешения на оборудование ГБО в аккредитованных лабораториях. Автомобилисту предстоит предоставить в лабораторию десяток документов и заплатить за это 8-20 тыс. р. Сроки выдачи разрешения составят до 15-20 дней. После этого изменения предстоит зарегистрировать в ГИБДД.

5. Необходимость периодических проверок газового оборудования.

6. Газовые баллоны уменьшают место в багажнике.

7. При отсутствии контроля за газовым оборудованием оно становится пожароопасным.

Перевод транспорта с бензина на газ – как оформить и насколько это выгодно? Рассказывают эксперты

Если перевести автомобиль на газомоторное топливо и много ездить, можно неплохо сэкономить – но только если все сделать правильно. Мы расспросили экспертов о плюсах и минусах перевода транспорта на газ, и о том, насколько это целесообразно в нынешней ситуации.

Какое бывает газовое топливо и оборудование для него

Перевести автомобиль на газомоторное топливо обычно решают те водители, работа которых связана с вождением. Это не обязательно таксисты – сэкономить на топливе хотят и торговые представители, и те, кто работает в другом городе и ездит каждый день на работу десятки или сотни километров.

Выгода газа как топлива происходит из его физических параметров. Есть вполне конкретные цифры по удельной энергоемкости разных видов топлива. Газ и бензин имеют примерно похожие цифры:

  • бензин – 7718 килокалорий на литр;
  • летняя пропан-бутановая смесь (50:50) – 6470 килокалорий на литр;
  • зимняя пропан-бутановая смесь (90:10) – 6175 килокалорий на литр.

Соответственно, газа должно уходить примерно на 20-25% больше, чем бензина – и это при двукратной разнице в стоимости этих видов топлива. В реальности все может быть именно так, а может и отличаться – все зависит от массы факторов вроде агрессивности вождения или времени года.

Всего же существует 2 основных вида газового топлива, которые имеют принципиальные отличия:

  • сжиженный углеродный (или нефтяной) газ – СУГ или СНГ. Это смесь из пропана и бутана, которая находится в баллоне в сжиженном состоянии, и переходит в газообразное состояние при нагреве выше определенной температуры в редукторе;
  • сжатый (или компримированный) природный газ – КПГ. Это метан, который под большим давлением закачивается в топливные баки, которые должны выдерживать это давление. Газ изначально находится в одном агрегатном состоянии, поэтому напрямую подается в двигатель.

Как правило, при упоминании перехода на газовое топливо и установки газобаллонного оборудования речь идет именно о пропан-бутане, тогда как автомобили с КПГ обычно идут прямо с завода-производителя.

У обоих вариантов есть свои преимущества и недостатки. Так, сжиженный газ считается более «грязным» (вообще, это чаще всего попутный нефтяной газ, который раньше просто сжигали в факеле), он в обязательном порядке требует прогрева двигателя на бензине (иначе не прогреется редуктор), иногда можно залить не очень качественный газ.

Сжатый газ – это гораздо более дорогая история, разница в цене переоборудования примерно двукратная, а газонаполнительных компрессорных станций в России крайне мало.

Тем не менее, государство считает именно КПГ более перспективным направлением (и с точки зрения экологии, и как способ повысить доходы газодобывающих компаний).

Но есть еще такая вещь, как поколение газобаллонного оборудования. Поколений уже 6, но в России больше знают о втором и четвертом:

  • первое поколение – газ поступает во впускной коллектор двигателя с механической дозировкой;
  • второе поколение – редуктор электрический, а топливо дозируется благодаря лямба-зонду и создается оптимальная смесь в любом режиме работы двигателя;
  • третье поколение – газ впрыскивается уже в напрямую в цилиндр, но дозируется он механически;
  • четвертое поколение – у ГБО появляется собственный блок управления, а количество топлива дозируется электронным способом, после чего оно попадает через газовые форсунки напрямую в цилиндр;
  • пятое поколение – газ подается в цилиндры в жидком состоянии (то есть, прогрев не нужен). Топливо подает специальный газовый насос, который может засоряться от некачественного топлива, а стоит система дорого;
  • шестое поколение – газ подается не просто вместо бензина, он впрыскивается непосредственного в цилиндр в жидком состоянии. Нужен специальный газовый ТНВД, но газ может подаваться даже через бензиновые форсунки. Стоит это все очень дорого.

В России чаще всего устанавливают ГБО четвертого поколения – такое оборудование подойдет практически для любого инжекторного двигателя, а стоимость его относительно невысокая.

Тем не менее, у сжиженного газа по сравнению со сжатым есть определенные минусы, говорит профессор МАДИ Максим Якимов:

Эти два вида топлива определяют разные условия эксплуатации оборудования, и к автомобилям, работающим на этих видах топлива, предъявляются разные требования. Надо сказать, что использование пропан-бутановой смеси или сжиженного газа в автомобилях – это вполне уже реализовавшийся коммерческий проект. Существует множество компаний, которые сотрудничают как с автопроизводителями, так и занимаются модификацией существующих транспортных средств для работы на сжиженном газе.

Сейчас можно встретить довольно большое количество автомобилей, в первую очередь, индивидуальных автомобилей и автомобилей небольшой грузоподъемности, например, ГАЗелей, которые работают на сжиженном газе. Цена сжиженного газа примерно в два раза ниже, чем литра жидкого автомобильного топлива – бензина. На этом достигается экономия. Для разных моделей по-разному, но можно сказать, что срок окупаемости такого газобаллонного оборудования для машин небольшой грузоподъемности или легковых автомобилей составляет около трех лет.

Негативные моменты использования этого вида топлива – это присутствие запаха газа в салоне автомобиля и в кабине, кузове автомобиля (если это касается грузовой техники). Это связано с тем, что пропан-бутановые смеси подкрашиваются специальным веществом, имеющим резкий запах, для того чтобы диагностировать утечки газа. Кроме того, сжиженный газ не допускает хранения в баллоне долгое время из-за того, что происходит испарение (газация) этого жидкого топлива, и получаются существенные потери топлива при длительном нахождении сжиженного газа в баллоне.

Михаил Якимов, доктор технических наук, профессор МАДИ.

Соответственно, перевод автомобиля на газ подойдет не всем, но тем, кто активно использует автомобиль, установка ГБО целесообразна.

Сколько стоит переоборудование и дальнейшее обслуживание

Прежде всего, нужно определиться с видом ГБО. Скорее всего, это будет сжиженный газ с оборудованием четвертого поколения. Установить его можно на почти любой бензиновый двигатель, причем как-то модифицировать его не придется – ГБО ставится поверх бензиновой системы.

Что касается дизельных двигателей, там все сложнее. В силу физических характеристик, используется обычно смесь метана и дизельного топлива: на холостом ходу используется только дизельное топливо (так как для него чем ниже обороты, тем ниже расход), а на ходу около 30-40% дизельного топлива замещается метаном. Система сложная и стоит дороже, чем ГБО на бензиновое авто.

Читайте также:  Схема машины форд фиеста

Переоборудование автомобиля с его переводом на газовое топливо имеет ряд сложностей, и все они связаны с государственным регулированием. Если кратко, то процедура будет следующая:

    найти лабораторию , аккредитованную по нормам Таможенного союза и заказать там предварительную техническую экспертизу и заключение о том, что переоборудование возможно.

Если автомобиль слишком старый или не подходит по другим критериям, заключение могут и не дать.

  • написать и подать заявление в ГИБДД на получение разрешения на внесение изменений в конструкцию автомобиля;
  • имея разрешение, провести установку и настройку ГБО в официальном автосервисе, имеющем все необходимые документы;
  • пройти техническую экспертизу в аккредитованной лаборатории и получить протокол после внесения изменений;
  • пройти обычный техосмотр и осмотр в ГИБДД;
  • если претензий не будет – внести изменения в ПТС и получить новое СРТС.
  • Почти на каждом этапе придется заплатить. Так, за предварительную и окончательную экспертизу обычно берется одна и та же лаборатория, которая оценивает свои услуги в 4000-5000 рублей.

    Техосмотр стоит по нормативам 600-700 рублей, а суммарная госпошлина в ГИБДД за все действия составит 1650 рублей (это внесение изменений в ПТС, новый СРТС и свидетельство соответствия конструкции ТС требованиям безопасности).

    Если платить через Госуслуги, будет скидка в 30%, и всего оформление обойдется в 1155 рублей.

    И, конечно, самая дорогая часть – непосредственно работы по установке ГБО. Гнаться за дешевизной не стоит, так как на кону стоит безопасность автомобиля. При выборе СТО нужно обращать внимание на официальный статус (чтобы была зарегистрирована в налоговых органах, работала по договору и имела соответствующий сертификат соответствия).

    Цена вместе с работой может составить 20000 рублей, а может и все 50000 – она зависит от «уровня» станции, параметров ГБО, его марки и конструкции автомобиля. Кроме того, можно установить тороидальный баллон (вместо запасного колеса), а можно цилиндрической в багажнике. Кроме того, предстоит выбрать производителя ГБО (обычно советуют польских или итальянских).

    Но, тем не менее, установить ГБО 4 поколения на обычный автомобиль с инжекторным двигателем можно примерно за 40-50 тысяч рублей – это уже с учетом всех экспертиз, госпошлины, оборудования и стоимости его установки.

    Комплект для установки ГБО 4 поколения с тороидальным баллоном

    Стоимость обслуживания ГБО обычно сводится к регулярной замене топливных фильтров – работа стоит около 600 рублей, и примерно 1000 рублей за сами фильтры. Проводить эту работу обычно советуют каждые 10 тысяч километров, но все зависит от качества газа.

    Установка метанового ГБО (КПГ) будет стоить в разы дороже – все услуги «под ключ» оценивают в 80 тысяч рублей и больше.

    Экономия или лишние проблемы?

    Целесообразность перевода автомобиля на газомоторное топливо определяется его средним пробегом. Так, стоимость переоборудования составляет от 40 тысяч рублей, а экономия, которую можно достичь на газу – это около 30-40% от стоимости топлива. Соответственно, перевод автомобиля на газ окупится только через пару десятков тысяч километров пробега, которые многие не проезжают и за год.

    Однако сторонники ГБО называют и другие плюсы:

    • более стабильная и мягкая работа двигателя . Октановое число газа – более 100, за счет чего риск детонации снижается. А благодаря однородности смесь газа и воздуха лучше сгорает;
    • экологичность . При сгорании газа в теории остается только углекислый газ и вода. В реальности газ может не быть идеально чистым;
    • ресурс двигателя . Считается, что газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, благодаря чему поршневая лучше смазывается и имеет больший ресурс;
    • ресурс масла. Газ не дает отложений при сгорании, и масло можно менять реже;
    • срок службы свечей зажигания увеличивается. Правда, некоторые производители свечей указывают более частую замену именно при использовании газа.

    Для автомобилей, переоборудованных на КПГ, в преимущества записывают еще бОльшую экономичность – при сопоставимой энергоэффективности кубометра газа и литра бензина, газа уходит вдвое меньше (правда, о том, что на высоких оборотах к газу подмешивается бензин, обычно забывают).

    И если минусы сжиженного газа вполне понятны, то о минусах КПГ говорят не так часто. А их не так уж мало, считает Мурад Кулиев из Союза предприятий газомоторной отрасли. По его словам, двукратную экономию на топливе перекрывает ряд недостатков:

    Покупка и переоборудование жидкотопливного транспорта на КПГ – веяние последних пяти лет.

    Во-первых, это экологично – выбросы загрязняющих веществ сокращаются в разы, а выбросы твердых частиц отсутствуют вовсе.

    Во-вторых, расходы предприятия сокращаются процентов на шестьдесят – за счет дешевого топлива. Техника на КПГ дороже, поэтому при разнице в цене на топливо более чем в два раза, годовая экономия составляет около 60%

    Казалось бы – чистый мёд, бери и «дави на газ»! Но.

    1. Баллоны подлежат опрессовке каждые 3-6 лет в зависимости от типа баллонов. Это кроме финансовых расходов еще и время – около недели техника будет простаивать
    2. Из-за привязки к АГНКС, их малого количества и долгого времени заправки необходимо тщательно считать экономику процесса, чтобы транспорт не стоял все время в очереди на заправку либо пробега между заправками хватало для выполнения маршрута. Пока что есть дефицит АГНКС, это препятствие для более широкого перехода на газовое топливо. И из-за этого газомоторный транспорт – до сих пор нишевая история.
    3. У легкового автомобиля вдвое сокращается багажное отделение и исчезает возможность трансформации салона – нельзя откинуть спинку сиденья и/или разместить длинномер.
    4. Ремонт не становится более редким. То же самое, что и на жидком топливе, ТО раз в десять/пятнадцать/тридцать тысяч километров (в зависимости от авто), добавляется замена топливных (газовых) фильтров – недорого, около тысячи/полутора тысяч рублей.
    5. Действительно, перевод техники на газ стоит достаточно дорого, однако при больших пробегах окупается от полугода до полутора лет. Экономика считается простыми калькуляторами.
    6. Газомоторный транспорт экологичнее, чем дизельный стандарта Евро-6 – полностью отсутствует сажа.
    7. Современные двигатели либо сразу оснащены сдвигом угла опережения зажигания (полностью программная история) либо дооснащаются т.н. вариатором во время переоборудования. С технической точки зрения единственным отличием для двигателя в работе на бензине от КПГ может быть более высокая температура горения. Но тут как раз УОЗ, о котором писал ранее. СПГ с точки горения в цилиндрах ничем не отличается от КПГ – сгорает паровая фаза газа, а хранится в жидкой форме (вообще СПГ пока экзотика-экзотика, далекая от жизни, предназначается только для HD-грузовиков).
    Читайте также:  Все образцы автомобилей газа

    Мурад Кулиев, исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли.

    Среди других минусов называют отсутствие места в багажнике при установке баллона (или отсутствие места для запасного колеса), недостаточно широкую сеть газовых заправок, сложности с подземным паркингом, куда газовое авто могут и не пустить.

    Михаил Якимов напоминает и других расходах – на содержание ГБО в исправном состоянии тоже нужны деньги:

    Расход и экономию предприятия можно оценивать по разным критериям. Переоборудование транспортных средств на другой вид топлива – это довольно высокие первоначальные расходы.

    Однако, не менее серьезные траты потребуются на содержание газобаллонного оборудования в исправном состоянии, на поверку этих емкостей (стальных баллонов). К сожалению, пока не во всех регионах есть пункты поверки газобаллонного оборудования сжатого природного газа. И, к тому же, это довольно дорогостоящая заправка, связанная с тем, что сеть газокомпрессорных станций тоже не такая распространенная. Далеко не во всех городах присутствует газокомпрессорные станции для заправки сжатым природным газом.

    Михаил Якимов, доктор технических наук, профессор МАДИ.

    Тем не менее, экономический смысл переводить автотранспорт на ГБО существует, считает эксперт – но все дело в сроках окупаемости. Пока преимущества массового перехода на газ просматриваются, в основном, для коммерческой техники:

    Экономический смысл, конечно, существует. Однако, срок окупаемости составляет уже больше трех лет, в районе шести-семи лет, в зависимости от условий эксплуатации. Для подвижного состава городского пассажирского транспорта общего пользования это может быть выгоднее, потому что они достаточно интенсивно эксплуатируются. Для того, чтобы простимулировать переход автоперевозчиков на эксплуатацию техники на природном газе, нужно создавать преимущества при разыгрывании конкурса на маршруте, чтобы большая доля транспортных средств работала на сжатом природном газе (метане). В этом случае следует ожидать от организатора перевозок проявление различных инициатив, а перевозчикам каких-то преференций.

    Михаил Якимов, доктор технических наук, профессор МАДИ.

    И именно для коммерческого транспорта в России есть некоторые преференции при использовании им газомоторного топлива.

    Коммерческий транспорт и государственная поддержка

    Государство заинтересовано в развитии рынка газомоторной техники – это не только попытка снизить выбросы вредных веществ в атмосферу (что важно городам), но и способ нарастить продажи для поставщиков газа.

    Особенно актуально это для коммерческой техники. Так, государство готово выплачивать субсидии производителям газомоторной техники – без них цены на такую технику будут выше аналогов. Субсидии достаточно высокие (речь идет о технике на КПГ):

    • на автобус от 10 до 16 метров – 1,96 миллиона рублей;
    • на автобус более 16 метров длиной – 2,38 миллиона рублей
    • бортовые автомобили, самосвалы, седельные тягачи , и т.д. массой до 8 тонн – 450 тысяч рублей;
    • массой от 8 до 11 тонн – 900 тысяч рублей;
    • тяжелее 11 тонн – 1,5 миллиона рублей.

    Если производители оборудуют транспорт оборудованием со сжиженным природным газом, субсидии будут еще выше (но это, как выше говорил эксперт, технически сложно).

    Так что в России активно производятся газовые автобусы для городов, пример – 116-местный НЕФАЗ-5299 на КПГ стоит около 6 миллионов рублей с учетом субсидии, а более короткий ЛИАЗ-4292 с дизельным двигателем обойдется даже дороже.

    НЕФАЗ-5299, работающий на КПГ

    На газ переводят грузовики (в условиях завода), хоть пока это по большей части эксперимент. В Тольятти выпускается метановая версия Lada Largus, а недавно был представлен газовый железнодорожный локомотив.

    Тем не менее, говорит Михаил Якимов, при всех плюсах не нужно забывать о некоторых минусах перевода коммерческой техники на газовое топливо:

    Задача использования природного газа в автомобилях гораздо более серьезная, сложная и более интересная. И это не только коммерческий проект. Здесь активную роль играет государство, и, я думаю, дальше будет играть, потому что, в первую очередь, работа автотранспорта на природном газе определяет экологические свойства транспортных средств. Использование природного газа, в любом случае, наносит минимальный вред атмосфере и качеству жизни населения, особенно при эксплуатации в городских условиях. Природный газ может быть получен из продуктов разложения (пищевых отходов, отходов жизнедеятельности людей) и, в отличии от бензина или жидкого газового топлива, в городах его использование наиболее предпочтительно.

    Однако для того, чтобы хранить природный газ, нужно иметь совсем другие емкости для хранения. Это стальные баллоны, в которых газ хранится под очень высоким давлением 200-250 атмосфер. Толстостенные газовые баллоны существенно утяжеляют автомобили, и именно по этой причине использование природного газа не нашло свое распространение в сегменте легковых автомобилей или грузовых автомобилей малой грузоподъемности. Зато находит широкое применение в пассажирском транспорте общего пользования, в частности в автобусах. Например, в городе Томске подвижной состав (все автобусы) работают на сжатом природном газе. Емкости расположены на крыше автобусов марки ПАЗ.

    Михаил Якимов, доктор технических наук, профессор МАДИ.

    И самое главное – для развития рынка автомобилей, работающих на КПГ, нужна более широкая сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Сейчас в России менее 400 таких станций (почти столько же, сколько в Украине, и в 3 раза меньше, чем в Италии).

    Как говорит Игорь Серебряков из АвтоСпецЦентр, именно слабая сеть компрессорных станций стала причиной недостаточно активного развития технологий КПГ в России:

    По состоянию на 2020 год в России всего около 394 газонаполнительных компрессорных станций. Небольшое количество заправок метаном – одна из причин низких темпов перехода на газомоторное топливо. Строительство одной АГНКС обходится примерно в 120-180 млн рублей, реконструкция существующей – около 90 млн рублей. Несмотря на это к 2024 году количество газовых заправок может вырасти.

    Перевод автомобилей на природный газ не требует переделки двигателя, снижает уровень шума в 2 раза. Кроме того, работа двигателя на сжатом газе становится мягче.

    Игорь Серебряков, директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр».

    Действительно, строительство одной крупной станции в России стоит более 160 миллионов рублей – тогда как в Италии это всего 1,2 миллиона евро (менее 100 миллионов рублей).

    Однако даже вложение такой суммы не позволит заработать на этом – автомобилей на КПГ в Росси все еще очень мало, и крупная АНГКС попросту не даст нужного объема выручки. Единственный выход – договариваться с местными властями насчет заправки общественного транспорта, который работает на сжатом газе.

    Эксперты выдвигают разные предложения, как запустить процесс – освободить газомоторный транспорт от налогов и «Платона», дать преференции в госзакупках, или поддержать производителей.

    Но уже можно сказать одно – если число автомобилей или автобусов, работающих на сжатом газе, резко вырастет, проблема с заправкой будет серьезной. И если легковые автомобили обычно имеют гибридную систему питания (газ + бензин), то при отсутствии топлива общественный транспорт просто остановится.

    Adblock
    detector