Парашюты клетей, противовесов и людских карет
Парашют шахтный — предохранительное устройство на шахтных людских подъемных установках для улавливания падающей клети (вагонетки) и для обеспечения ее плавной остановки (торможения) в случае обрыва подъемного каната. Ясногорский машиностроительный завод освоил производство шахтных парашютов для улавливания клетей в вертикальных шахтных стволах в конце 40-х годов прошлого века. Основной элемент парашюта — ловитель.
Основные узлы парашютов и их назначение:
1. Ловитель предназначен для улавливания клети в случае обрыва подъемного каната или подвесного устройства
2. Амортизаторы служат для погашения кинетической энергии улавливаемой клети и обеспечения плавного торможения их с заданным замедлением
3. Соединительные муфты служат для соединения тормозных канатов с амортизационными
Парашюты предназначены для плавной остановки и удержания клети или скипа при обрыве
подъемного каната или подвесного устройства. Парашюты с захватом за тормозные канаты состоят из ловителя, устанавливаемого на клети, одного или двух тормозных канатов, навешиваемых для каждой клети на всю глубину ствола, устройств натяжения и крепления тормозных канатов в зумпфе и амортизаторов с амортизационными канатами. Ловитель служит для улавливания клети при обрыве или значительном ослаблении подъемного каната путем захвата тормозных канатов. При обрыве каната, разжимается специальная приводная пружина и происходит заклинивание ловителя. После срабатывания ловителя, клеть вместе с тормозными канатами плавно зависает, а ее кинетическая энергия поглощается амортизаторами при протягивании в них амортизационных канатов.
На шахтах и рудниках применяют шахтные парашюты:
— ПТКА (ГОСТ 15850-84) — для клетей с захватом за два тормозных каната;
— ПТКПА (ТУ 24.08.1347-84) — для противовесов клетей с захватом за два тормозных каната;
— ПТКША (ТУ 24.08.1347-84) — для клетей шахтных подъемов со шкивами трения с захватом за два тормозных каната;
— ПКЛА (ТУ 12.0174069.057-89) — для клетей вертикальных и наклонных подъемов с захватом за один тормозной канат.
Парашют типа ПТКА имеет модификации применительно к подъемам со шкивами трения (ПТКША) и противовесам (ПТКПА); ПКЛА и их модификации применительно к подъемам со шкивами трения (ПКЛШ); ПДП.
Парашюты типа ПТКА, самые распространенные в настоящее время, вместе с парашютами типа ПТК. ША могут эксплуатироваться с клетями массой до 30 т, а типа ПТКПА — с противовесами массой до 16 т на одноканатных подъемах вертикальных стволов глубиной до 900м при скорости движения до 12 м/с независимо от типа и расположения проводников. В состав парашютов типов ПТКА и ПТКПА входят следующие сборочные единицы: ловитель, амортизатор, соединительные и направляющая муфты, ограничитель и скоба натяжения, два тормозных и два амортизационных каната, зажим и подвесное устройство (только для ПТКПА). Парашют типа ПТКША, кроме того, имеет дополнительный шкив, отводные ролики, контргрузы, включающее и отводное устройства. Ловитель парашюта клинового типа осуществляет мгновенный захват за два тормозных каната. Применяют тормозные канаты ГОСТ 3077-80; ГОСТ 3079-80; ТУ 14-4- 1444-7-А; ГОСТ 7665-80.
Диаметры тормозных канатов для парашютов приведены в таблице.
Тормозные канаты в парашютах ПТКА, ПТКПА, ПТКША, ПКЛА и канаты включающих устройств в парашютах со шкивом трения должны иметь маркировочную группу прочности не ниже 1570 МПа.
Амортизационные канаты для парашютов и для канатно-винтовых амортизаторов устройств от переподъема должны иметь маркировочную группу прочности 1370-1570 МПа.
Парашюты типа ПКЛ имеют эксцентриково-клиновой ловитель, осуществляющий мгновенный захват за один тормозной канат при одностороннем расположении рельсовых проводников. Максимальная концевая нагрузка для парашютов этого типа составляет 150 кН.
Парашюты типа ПДП предназначены для клетевых подъемов, оборудованных деревянными проводниками. Максимальная концевая нагрузка их составляет 90 кН.
Парашюты шахтные ПТКА, ПКТША, ПКТПА, ПКЛА
Предназначены для удержания и плавной остановки шахтных клетей или противовесов в случае обрыва головного каната или подвесного устройства. Парашюты могут эксплуатироваться: ПТКА и ПТКША с клетями массой до 30 т, ПТКПА — с противовесом массой до 16 т на одноканатных подъемах вертикальных стволов глубиной до 900 м, при скорости движения до 12 м/с, независимо от типа и расположения проводников.
Парашюты ПКЛА применяются на одноканатных подъемах вертикальных стволов с рельсовыми односторонними проводниками при недостаточных зазорах между клетями. В зависимости от статической нагрузки изготовляется четыре типоразмера парашютов.
Парашюты ПКЛА отличаются уменьшенной массой, улучшенными эксплуатационными качествами, увеличенным сроком службы до 7 лет, благодаря использованию низколегированных сталей, наличием сменных втулок и мест для смазки в шарнирных соединениях. В комплект парашютов ПКЛА входят тормозные канаты.
Типоразмерный ряд парашютов ПКЛА приведен в соответствие с типоразмерным рядом подвесных устройств УП для шахтных клетей одноканатного подъема.
Парашюты шахтные Донгипроуглемаш, выпускаемые ОАО «Донецкгормаш»
Парашюты шахтные для клетей предназначены для удержания и плавной остановки клети в случае обрыва головного каната или подвесного устройства на одноканатных подъемах вертикальных стволов шахт угольной и горнорудной промышленности. Могут эксплуатироваться со статической нагрузкой до 30 т. на одноканатных подъемах вертикальных стволов шахт глубиной до 900 м, при скорости движения до 12 м/с, независимо от типа и расположения проводников.
Ниже приведены типы парашютов.
— Парашют шахтный ПКЛА — для клетей с захватом за один тормозной канат;
— Парашют шахтный ПКЛША — для клетей с захватом за один тормозной канат подъемов со шкивом трения;
— Парашют шахтный ПТКА — для клетей с захватом за два тормозных каната;
— Парашют шахтный ПТКПА — для противовесов клетей;
— Парашют шахтный ПТКША — для клетей подъемов со шкивами трения.
В настоящее время на шахтах и рудниках применяются парашюты с захватом за проводники и за специальные тормозные канаты. Более надежными являются парашюты второго типа, и в перспективе они заменят парашюты с захватом за проводники. Парашюты с захватом за проводники состоят из ловителя, амортизаторов и амортизационных канатов, располагаемых на клети. Амортизационные канаты пропускаются через амортизаторы и верхним концом крепятся к ловителю, а их нижние концы соединяются с каркасом клети. При срабатывании ловитель захватывает проводники и останавливается, а клеть тормозится плавно и зависает на амортизационных канатах. Кинетическая энергия падающей клети поглощается при протягивании амортизационных канатов через винтовые амортизаторы. Ловитель останавливается за счет сил трения его захватов о металлические проводники или резания ими деревянных проводников.
В настоящее время на Ясногорском машиностроительном заводе выпускаются парашюты ПТК — с клиновым ловителем, с двумя канатами, а также их модификации для подъемных установок со шкивами трения; парашюты ПКЛ — с эксцентриково-клиновым ловителем, с одним канатом, а также их модификации для подъемных установок со шкивами трения.
Нормативные требования . В соответствии с параграфом « Правил безопасности…» клети для спуска и подъема людей и противовесы людских и грузолюдских подъемных установок должны быть оборудованы приборами (парашютами), предназначенными для медленного торможения и остановки их в случае обрыва подъемных канатов. Приводная пружина парашюта клети должна защищаться предохранительным кожухом. Допускается отсутствие парашютов на: клетях и противовесах многоканатных подъемных установок с числом канатов четыре и более; клетях и противовесах двух- и трехканатных подъемных установок при условии выбирания и нехватки подъемных канатов согласно требованиям, клетях и противовесах аварийно-ремонтных подъемных установок; клетях и противовесах подъемных установок вспомогательных стволов, не предназначенных для постоянного спуска и подъема людей; противовесах действующих подъемных установок вертикальных стволов с критическими условиями, если отделения клети и противовеса отделены друг от друга перегородкой из реек или канатами. Разрешается отсутствие перегородки, если высота рамы противовеса превышает два шага армирования при двустороннем и шаг армирования при одностороннем расположении проводников. Противовес в этом случае должен также быть оборудован предохранительными башмаками длиной не менее 400 мм с увеличенными зазорами.
Замедление при торможении пустых клетей парашютами не должно превышать 50 м/с, а при торможении клетей с максимальным количеством людей должно быть не менее 6 м/с. Испытания парашютов должны проводиться не реже одного раза в 6 месяцев в соответствии с инструкцией производителя для такого типа парашютов. Парашютные устройства должны заменяться новыми через 5 лет и в случае замены клети. Разрешается продление срока службы парашютов на 2 года. Решение о продлении срока службы принимается комиссией, возглавляемой главным механиком шахты, при условии получения позитивных результатов дефектоскопии, выполненной специализированной организацией, при износе шарнирных соединений, не превышающем величин, указанных в инструкции по эксплуатации парашюта, и удовлетворительных результатах испытания парашютов. Этой же комиссией срок службы парашютов и клетей может быть продлен в целом не более чем на 5 лет сверх срока их службы по экспертным выводам организаций, имеющих Разрешение Госнадзорохрантруда Украины на проведение экспертного обследования (технического диагностирования).
Диаметры тормозных канатов для парашютов различных типоразмеров
Парашют шахтный
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Парашют шахтный» в других словарях:
Парашют шахтный — см. Шахтный парашют … Российская энциклопедия по охране труда
ПАРАШЮТ ШАХТНЫЙ — автоматически действующее устройство для улавливания и плавной остановки шахтных клетей (или вагонеток при наклонном подъёме) в случае обрыва подъёмного каната. Применяется в шахтах и рудниках на сертик. и наклонных подъёмных установках. См. рис … Большой энциклопедический политехнический словарь
Шахтный парашют — (англ. catch gear; нем. Fangvorrichtungf) устройство, которое автоматически задерживает (улавливает) и плавно останавливает шахтную клеть при обрыве или уменьшении натяжения подъёмного каната. Парашют шахтный индивидуальный устройство … Википедия
ШАХТНЫЙ ПАРАШЮТ — механизм для задержания (улавливания) в шахте клети, скипа или вагончика, действующий при обрыве головного каната или определенном ослаблении его натяжения, а иногда и при превышении допустимой скорости движения клети … Российская энциклопедия по охране труда
шахтный парашют — rus парашют (м), парашютное устройство (с); шахтный парашют (м); ловительное устройство (с) eng broken rope safety device, rope failure safety device fra dispositif (m) parachute deu Seilfangvorrichtung (f) spa dispositivo (m) de protección… … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки
парашют — rus парашют (м), ловитель (м) eng safety catch (mine cages, lifts/elevators) fra parachute (m) deu Fangvorrichtung (f) spa aparato (m) paracaída, mecanismo (m) de parada de seguridad rus парашют (м), парашютное устройство (с); шахтный парашют… … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки
Клеть (горн.) — Клеть шахтная, подъемное устройство для перемещения по шахтному стволу на поверхность вагонеток с полезным ископаемым, спуска и подъема людей, материалов, оборудования. К. состоит из металлической кабины, приспособлений, направляющих ее по… … Большая советская энциклопедия
Клеть — I сруб, простейшая деревянная конструкция, образованная положенными друг на друга венцами (См. Венец) из брёвен. Широко применяется в деревянной архитектуре (См. Деревянная архитектура) (избы, хозяйственные постройки, церкви клетского… … Большая советская энциклопедия
ловительное устройство — rus парашют (м), парашютное устройство (с); шахтный парашют (м); ловительное устройство (с) eng broken rope safety device, rope failure safety device fra dispositif (m) parachute deu Seilfangvorrichtung (f) spa dispositivo (m) de protección… … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки
Типы парашютов и принцип их работы
В настоящее время на шахтах применяются в основном парашюты с захватом за тормозные канаты [2].
Парашютное устройство типа ПТКА клетевой установки (рис. 4.1) состоит из ловителя 1, устанавливаемого на крыше клети 2, двух тормозных канатов 3, навешиваемых на всю глубину ствола для каждой клети, амортизаторов 4, устанавливаемых на копре 5, натяжных устройств 6 создающих натяжение тормозных канатов, направляющих муфт 7, предохраняющих детали ловителя от истирания тормозными канатами.
При обрыве подъемного каната 8тормозные канаты захватываются ловителями парашютов и связывают клеть с тормозными устройствами парашюта — амортизаторами.
Верхними концами тормозные канаты присоединяются к амортизационным канатам 9при помощи соединительных муфт 10,нижними — закрепляются в зумпфе и натягиваются с усилием около 1 тс для уменьшения износа муфт и тормозного каната.
При креплении в натяжном устройстве оставляют в запас по 5 м каждого тормозного каната для периодических испытаний его.
Тормозные канаты выбираются по расчетной динамической нагрузке с трехкратным запасом прочности.
На 2008 год серийно выпускались следующие типы парашютов с захватом за тормозные канаты: ПТКА; ПТКПА; ПТКША; ПКЛА и ПКЛША.
| Парашюты типа ПТКА и ПТКША могут эксплуатироваться с клетями массой до 30 т,а типа ПТКПА — с противовесами массой до 16 тна одноканатных подъемах вертикальных стволов глубиной до 900 м при скорости движения подъемного сосуда до 12 м/снезависимо от типа и расположения проводников. Парашюты ПКЛА (и их модификации ПКЛША применительно к одноканатным подъемам с одним шкивом трения) имеют эксцентриково-клиновой ловитель, осуществляющий мгновенный захват за один тормозной канат. Возможность эксплуатации парашютов с глубиной ствола свыше 900 м должна быть согласована с институтом «Донгипроуглемаш» или НИИГМ им. М.М. Федорова при соответствующем обосновании. Парашюты ПТКА серийно изготавливаются заводами Донецкгормаш и Ясногорским (Российская Федерация), а парашюты ПТКПА, ПТКША, ПКЛА и ПКЛША — только Ясногорским машиностроительным заводом. В состав парашютов ПТКА и ПТКПА входят следующие сборочные единицы: ловитель, амортизатор, муфты соединительные и направляющая (рис. 4.2). Кроме перечисленных сборочных единиц, в состав парашютной установки входят также тормозные канаты. Ловитель парашюта ПТКА и ПТКПА устанавливается на клети (противовесе) на опорах. В состав ловителя входят детали, указанные на рис. 4.2. |
Принцип действия ловителя парашютного устройства типа ПКЛА заключается в следующем. При обрыве головного каната или подвесного устройства пружина привода разжимается, толкает шток 4 вниз и поворачивает рычаг 2 ловителя. При этом клин 6 перемещается вверх и зажимает тормозной канат. Происходит предварительное включение ловителя. С этого момента начинается рабочее срабатывание ловителя, так как клеть, перемещаясь вниз, зависает через серьги 11 на эксцентриковом рычаге. Рычаг, поворачиваясь за счет эксцентриситета под действием веса клети, еще больше зажимает тормозной канат между спинкой и клином. Ввиду того, что тормозной канат закреплен в амортизаторе, расположенном в копре, происходит плавная остановка клети.
Парашютное устройство ПКЛША для клетей вертикального одноканатного подъема со шкивом трения отличается от парашюта ПКЛА лишь наличием включающего устройства специальной конструкции, которое обусловлено схемой
одноканатной двух концевой подъемной установки со шкивом трения. Особенность подъема с машиной типа ШТ-7,2 состоит в том, что при обрыве каната или разрушении подвесного устройства у одного из подъемных сосудов длинный конец отвеса каната, увлекаемый вторым сосудом при его падении, может оставаться под натяжением, препятствующим срабатыванию приводной пружины парашюта. В связи с этим рассматриваемая система должна иметь специальное устройство принудительного включения парашютов обеих клетей, работающее независимо от факторов, обусловливающих возможное натяжение каната у второй клети в аварийной ситуации.
В парашютах типа ПКЛША эта задача решена при помощи включающего каната (рис. 4.4). Имеется включающее устройство 4 со срезными шпильками, включающий канат 2 и контргруз 8 для натяжения включающего каната. Включающее устройство ловителя имеет хомут, один конец которого с помощью срезного валика крепится к включающему канату, а другой — через срезные шпильки крепится к кронштейну клети.
Парашют типа ПТКША
Парашютные устройства типа ПТКША, применяемые на клетях подъемных установок со шкивами трения при двустороннем расположении проводников в стволе, оборудованы ловителями типа ПТКА и включающим устройством, аналогичным конструкции, используемой в парашютах ПКЛША.
Парашюты с ловителями ПТКА и ПКЛА безотказны в отношении захвата за тормозные канаты. Однако, их модификации ПТКША и ПКЛША для подъемов со шкивами трения нормально работают лишь при сравнительно малых скоростях движения. При скоростях свыше 6 м/сискривления проводников обусловливают сильные поперечные колебания головного и включающего канатов, приводящие к взаимному их захлестыванию и ложному срабатыванию парашютов. Кроме того, ложные срабатывания всех модификаций парашютов с клиновыми ловителями наблюдаются также и при порывах и вспучиваниях проволок наружного слоя тормозного каната, при его обледенении и наличии на нем вязкой смазки. Несмотря на вышеотмеченные недостатки, при тщательном эксплуатационном уходе и надзоре описанные парашютные устройства обеспечивают полную безопасность доставки людей по вертикальным стволам шахт. Парашют типа ПДП. Парашютные устройства типа ПДП (рис. 4.5) разрешены к промышленному применению на клетевых подъемах при деревянных проводниках двухстороннего расположения. Парашют осуществляет улавливание (торможение и удержание) клети за деревянные проводники жесткой армировки ствола. | |
Конструкция парашюта включает пружинный приводной механизм, рычажный передаточный механизм и захваты. Приводной механизм в принципе не отличается от подобного устройства, используемого в парашютах с клиновыми ловителями. Передаточный механизм состоит из двух двуплечих рычагов. Одним концом рычаги шарнирно соединены с серьгами, связанными со штоком приводного механизма при помощи оси. Другим концом рычаги поджаты снизу к упорным приливам захватов. Парашют имеет четыре захвата — по два на каждый проводник, установленные относительно него с двух боковых сторон.
В транспортном положении захваты, установленные на поворотных осях опор, оттягиваются от проводников цилиндрическими пружинами. Рабочие поверхности захватов конструкции МакНИИ снабжены двумя профильными гребнями и ограничительной щекой, которые при вдавливании в проводник обеспечивают протяжку древесины с обжатием волокон в сужающихся каналах, создавая заданное постоянное сопротивление.
В аварийной ситуации пружина привода, разжимаясь, опускает шток парашюта вниз. При этом через серьги осуществляются поворот двуплечих рычагов и одновременный подвод захватов к поверхностям проводников с первоначальным внедрением гребней в древесину. Дальнейшее внедрение захватов в проводники обеспечивается за счет веса падающей клети. В процессе взаимодействия захватов с проводниками происходят торможение и остановка клети.
Парашюты ПДП с захватом конструкции МакНИИ в настоящее время являются наиболее совершенной конструкцией парашютов для деревянных проводников.
➤ Adblockdetector