Отчет № 10 об оценке рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту автомобиля TOYOTA CAMRY, идентификационный номер (VIN) JTNBE
(примерная форма отчета для творческого развития и совершенствования)
Версия 2.2 (с учетом ПП-361)
Об оценке рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту
автомобиля TOYOTA CAMRY, идентификационный номер (VIN) JTNBE
Дата составления отчета: 30 октября 2010 г.
1. ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ВЫВОДЫ
Объект оценки: услуги по восстановительному ремонту автомобиля TOYOTA CAMRY, идентификационный номер (VIN) JTNBE
Результаты оценки, полученные при применении различных подходов к оценке:
Подход к оценке
Рыночная стоимость услуг
по восстановительному ремонту
без учета износа деталей, руб.
Рыночная стоимость услуг
по восстановительному ремонту
с учетом износа деталей, руб.
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 15 октября 2010 г. составляет:
Рыночная стоимость
без учета износа деталей, руб.
Рыночная стоимость
с учетом износа деталей, руб.
Услуги по восстановительному ремонту
автомобиля TOYOTA CAMRY,
идентификационный номер (VIN) JTNBE
32 000
(Тридцать две тысячи)
28 500
(Двадцать восемь тысяч пятьсот)
2. ЗАДАНИЕ НА ОЦЕНКУ
Услуги по восстановительному ремонту автомобиля TOYOTA CAMRY,
идентификационный номер (VIN) JTNBE
Имущественные права
на объект оценки
Право владения, пользования, распоряжения
Цель и задачи оценки
Определение рыночной стоимости объекта оценки с учетом и без учета износа
заменяемых деталей
Предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения
Результаты оценки предполагается использовать в целях решения вопроса о возмещении убытков, возникших в результате ДТП, и о выплате страхового возмещения
по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Ограничения. Итоговая величина стоимости объекта оценки может быть
рекомендована к применению для целей совершения сделки с объектом оценки,
если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев
Дата оценки
(дата проведения оценки,
дата определения стоимости)
15 октября 2010 г. (дата ДТП)
Срок проведения оценки
Три дня после осмотра автомобиля в соответствии с заключенным договором
на оценку (или конкретно с 24 по 30 октября 2010 г.)
24 октября 2010 г. (дата составления акта осмотра)
Допущения и ограничения,
на которых основывается оценка
Оценка основана на представленных заказчиком документах, которые считаются
достоверными
Договор № 10 от 01.01.01 г.
3. СВЕДЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ ОЦЕНКИ И ОБ ОЦЕНЩИКЕ
Заказчик (физическое лицо)
Паспорт№ выдан 22 мая 2003 г. Москвы
Заказчик (юридическое лицо)
, дата присвоения 20.10.2007 г.
Место нахождения: ХХ
Исполнитель (юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор)
Общество с ограниченной ответственностью ()
, дата присвоения 29.09.2005 г.
Место нахождения: ХХ
Исполнитель (вариант для ИП)
Индивидуальный предприниматель (ИП )
, дата присвоения 29.09.2005 г.
Место нахождения: ХХ
Член саморегулируемой организации «ХХХ», включенный в реестр членов СРО
3 октября 2007 г., регистрационный № 000; местонахождение СРО:
Москва, ул. ХХХХХХ, д. ХХ).
Диплом о профессиональной переподготовке ПП № 000 от 01.01.2001 г.
(оценка стоимости предприятия (бизнеса))
Свидетельства о повышении квалификации, регистрационный № 000 от 2005 г.
(оценочная деятельность)
Профессиональная деятельность оценщика застрахована:
в -Столица», полис страхования № срок действия
с 01.02.2010 г. по 31.01.2011 г. (лимит ответственности руб.)
Стаж работы в оценочной деятельности: 5 лет
Местонахождения оценщика: ХХ
(адрес юридического лица)
Информация о привлекаемых
к проведению оценки
организациях и специалистах
В качестве специалиста для осмотра поврежденного транспортного средства
привлекался .
Инженер по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта», образование высшее, диплом № П г. в МАМИ.
Степень участия: составление акта осмотра поврежденного транспортного средства
с назначением вида ремонтных воздействий
Страховое акционерное общество «СТАНДАРТ РЕЗЕРВ»
Место нахождения: ХХ
Паспорт№ выдан 22 мая 2003 г. Москвы
Общество с ограниченной ответственностью
()
Место нахождения: ХХ
Объекты, представленные
для исследования и оценки
Автомобиль TOYOTA CAMRY, идентификационный номер (VIN) JTNBE (или регистрационный знак А000АА177).
Характеристики автомобиля приведены в табл. 6.1, паспорте ТС, акте осмотра
(см. приложения)
Сведения о страховом полисе
ОСАГО: полис страхования № срок действия с 01.04.2010 г. по 31.03.2011 г.
Нормативное, методическое
и другое обеспечение,
примененное при проведении оценки
В соответствии с перечнем, приведенным в разд. 5.5 и 6.1
4. ДОПУЩЕНИЯ И ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ОЦЕНЩИКОМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЦЕНКИ
Настоящий отчет достоверен исключительно в полном объеме и может использоваться только в соответствии с целями оценки, отдельные части отчета не могут являться самостоятельными документами.
Заказчиком не предоставлены данные, а оценщиком не выявлены обременения относительно объекта оценки. Расчеты проведены исходя из предположения об отсутствии обременений на оцениваемый объект.
Мнение оценщика относительно стоимости является действительным на дату проведения оценки.
(Другие допущения и ограничения по желанию).
Дополнительно, в связи с отсутствием в полном объеме информации, которая должна быть разработана в соответствии с п. 24 Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2010 г. № 000, были приняты следующие допущения.
При расчете средневзвешенного значения цен материалов (пп. 7, 8) принималось, что доли хозяйствующих субъектов (продавцов) на товарном рынке этих материалов одинаковы.
При расчете средневзвешенного значения цен запасных частей (пп. 12, 14) принималось, что доли хозяйствующих субъектов (продавцов) на товарном рынке этих запасных частей одинаковы.
При расчетах к кузову (п. 17) были отнесены двери и оперение (капот, крылья и т. п.), поскольку их условия эксплуатации сходны между собой. Или При расчетах в состав кузова (п. 17) не включались двери и оперение (капот, крылья и т. п.) поскольку в соответствии с номенклатурным делением автомобиля их можно отнести к остальным комплектующим изделиям (п. 21).
Срок гарантии производителя транспортного средства от сквозной коррозии кузова (п. 17) назначался по данным дилера на аналогичные транспортные средства.
Стекла и резинотехнические изделия были отнесены к комплектующим изделиям, изготовленным из пластмассы (п. 20). Или Стекла и резинотехнические изделия были отнесены к остальным комплектующим изделиям (п. 21).
В качестве страны происхождения автомобиля при выборе коэффициентов (см. Приложение к Правилам) для расчета износа остальных комплектующих изделий (п. 21) принималась страна нахождения титульного разработчика соответствующей модели ТС. Или В качестве страны происхождения автомобиля при выборе коэффициентов (см. Приложение к Правилам) для расчета износа остальных комплектующих изделий (п. 21) принималась страна нахождения сборочного производства в соответствии с VIN соответствующей модели ТС.
При расчете возраста кузова, комплектующих изделий, изготовленных из пластмассы, остальных комплектующих изделий (п. 22) в качестве даты начала эксплуатации принималась дата выдачи паспорта транспортного средства (ПТС). Или При расчете возраста кузова, комплектующих изделий, изготовленных из пластмассы, остальных комплектующих изделий (п. 22) в качестве даты начала эксплуатации принималась дата продажи первому покупателю по данным паспорта транспортного средства (ПТС). Или При расчете возраста кузова, комплектующих изделий, изготовленных из пластмассы, остальных комплектующих изделий (п. 22) в качестве даты начала эксплуатации принималась дата регистрации ТС первым покупателем по данным паспорта транспортного средства (ПТС). Или При расчете возраста кузова, комплектующих изделий, изготовленных из пластмассы, остальных комплектующих изделий (п. 22) в качестве даты начала эксплуатации принималась дата выпуска, определенная в соответствии с рекомендациями п. 4.14 методического руководства для судебных экспертов «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» (Минюст РФ, Российский федеральный центр СЭ, Северо-Западный центр СЭ. М., 2008).
5. СТАНДАРТЫ, ТЕРМИНОЛОГИЯ, ИНФОРМАЦИЯ
5.1. Применяемые стандарты оценочной деятельности
При осуществлении оценочной деятельности оценщик применял следующие стандарты: ФСО № 1, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.01.2001 г. № 000, ФСО № 2, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.01.2001 г. № 000, ФСО № 3, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.01.2001 г. № 000.
Оценка рыночной стоимости объекта оценки проводилась в соответствии с действующими нормативными документами: Федеральным законом от 01.01.2001 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 01.01.01 г. .
Обязательность применения ФСО обусловлена соответствующими приказами Минэкономразвития России.
При оценке выполнялись требования Свода стандартов оценки Российского общества оценщиков (ССО РОО 2010), существующие принципы и методики проведения оценки.
Обязательность применения ССО РОО обусловлена членством оценщика в общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков». В отчете использовалась также терминология, указанная и в других стандартах, в частности, в Международных стандартах оценки (МСО2007), которые определяют основополагающие принципы, применяемые при проведении работ по оценке.
Работа выполнялась с частичным применением других действующих нормативных документов.
Объект оценки — объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Дата оценки (дата проведения оценки, дата определения стоимости) — дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.
Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т. е. когда:
– одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
– стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
– объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
– цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
– платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
(Другие определения по желанию).
Оценка предназначена для использования при решении вопроса о страховом возмещении затрат на восстановление поврежденного ТС в рамках договора по ОСАГО.
В соответствии с п. 47 Постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 000: «В целях выяснения при повреждении транспортных средств обстоятельств причиненного вреда, установления характера повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов, стоимости его ремонта, а также действительной стоимости транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия производится…».
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000: «Размер расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается: а) на дату дорожно-транспортного происшествия».
Поэтому в качестве даты оценки была выбрана дата наступления страхового случая, т. е. дата ДТП. При этом предполагалось, что состояние поврежденного автомобиля существенным образом не изменилось за период между датой ДТП и датой составления акта осмотра, что подтверждается владельцем транспортного средства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 000: «63. Размер страховой выплаты в случае причинения вреда имуществу потерпевшего определяется:
б) в случае повреждения имущества потерпевшего — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов).
Восстановительные расходы оплачиваются исходя из средних сложившихся в соответствующем регионе цен».
Средние цены? сложившиеся в регионе? соответствуют наиболее вероятной цене восстановительных расходов (услуги по восстановительному ремонту), что корреспондируется с определением рыночной стоимости, приведенном в разд. 5.2. Следовательно, определению в рамках настоящего отчета подлежит рыночная стоимость.
В соответствии с п. 16 ФСО № 1, проведение оценки объекта включает в себя следующие этапы:
– заключение договора на проведение оценки, включающего задание на оценку;
– сбор и анализ информации, необходимой для оценки;
– применение затратного, сравнительного и доходного подходов к оценке, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов;
– согласование (обобщение) результатов применения подходов к оценке и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;
– составление отчета об оценке.
В связи с тем, что дата оценки предшествует дате составления отчета, необходимо отметить следующее.
В соответствии с п. 19 ФСО №1: «…Оценщик при проведении оценки не может использовать информацию о событиях, произошедших после даты оценки». По своей сути это требование сводится к тому, что оценщик не вправе использовать события экономического, политического и иного характера, произошедшие после даты оценки, знание которых существенным образом повлияет на величину определяемой стоимости. То есть недопустимо использовать такую информацию при применении методов, основанных на прогнозе данных. В то же время использование данных, не связанных с прогнозом и тем самым не способных повлиять на определяемую рыночную стоимость, несмотря на формальное сходство формулировки этого требования, не противоречит методологии оценочной деятельности и, по-видимому, допустимо к использованию. Например, одним из часто применяемых методов оценки является метод индексирования стоимости, известной на дату в прошлом, для определения текущей стоимости с использованием известных индексов цен. В этом случае индексы по существу представляют собой объективно сложившиеся соотношение цен на разные даты. Логично выполнять при оценке и обратную операцию: по известной текущей стоимости с использованием известных индексов цен определить стоимость на дату в прошлом, поскольку в этом случае знание используемых данных не способно исказить результаты оценки.
Поскольку представленный отчет содержит результаты оценки, которые относятся к дате в прошлом, отличающейся от даты составления отчета, поиск необходимой информации для оценки существенно затруднен. В этих условиях для выполнения поставленной задачи оценщик в ряде случаев вынужден использовать ценовую информацию на дату, следующую после даты оценки, с последующим приведением ее к этой дате, что не должно рассматриваться как нарушение требований ФСО № 1.
Гражданский кодекс РФ.
Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 01.01.01 г. № 135-ФЗ.
Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 01.01.01 г. .
Федеральный стандарт оценки № 1, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.01.2001 г. № 000.
Федеральный стандарт оценки № 2, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.01.2001 г. № 000.
Федеральный стандарт оценки № 3, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.01.2001 г. № 000.
Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств».
Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 000 «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000 «О внесении изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 000».
Постановление Правительства РФ от 29 февраля 2010 г. № 000 «О внесении изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств».
Оценка автотранспортных средств. М.: Дело, 2002.
Экспертиза транспортных средств при ОСАГО. М.: МАОК, 2008.
Оценка стоимости транспортных средств / Под ред. . М.: Финансы и статистика, 2005.
Оценка величины ущерба при повреждении автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2115. М.: Образование, 2005.
Оценка имущественных комплексов: Учебник / Под ред. , , . ( — разд. 2.8 «Особенности оценки транспортных средств»). М.: Экономика, 2007.
Р376–98. Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния (утверждена Министерством транспорта РФ 10 декабря 1998 г.)
РД 37.009.015–98. Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (с изменениями № 1) (Утверждена Министерством экономики РФ в 1998 г.) М.: НАМИ, 1999.
Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы ТС при ОСАГО № 000МР/СЭ. М., 2005.
Методическое руководство для судебных экспертов «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» / Минюст РФ, Российский федеральный центр СЭ, Северо-Западный центр СЭ. М., 2008.
РД 37.009.015–98. Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (с изменениями № 1 – 6). М.: Прайс-Н, 2006.
Стоимость импортных и отечественных подержанных автомобилей. М.: Прайс-Н (ежемесячное издание).
Цены на автотранспортные средства, тракторы, автомобильные и тракторные двигатели, мотоциклы, краны, автопогрузчики. М.: Прайс-Н (ежемесячное издание).
Стоимость нормо-часов по видам ремонтных работ. М.: Прайс-Н (ежемесячное издание).
Интернет-ресурсы по тематике оценки.
6. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ
Справка о дорожно-транспортном происшествии № 000 от 01.01.01 г. (из ГБДД о повреждениях, полученных транспортным средством в ДТП).
Паспорт транспортного средства 77 ТТ 000000.
Акт осмотра автомобиля TOYOTA CAMRY от 01.01.01 г.
Услуги по восстановительному ремонту автомобиля TOYOTA CAMRY, идентификационный номер (VIN) JTNBE
Количественные и качественные характеристики объекта оценки
Дата ДТП — 15.10.2010 г.
Тип поврежденного автомобиля приведен в паспорте ТС (см. Приложения).
Состав и характер повреждения деталей автомобиля представлены в акте осмотра (см. Приложение), табл. 6.3
Имущественные права на объект оценки
Право владения, пользования, распоряжения
Обременения, связанные с объектом оценки
Текущее использование объекта
оценки
Находится в стадии определения величины затрат на восстановление поврежденного транспортного средства
Физические свойства объекта оценки
Объект оценки не имеет физических свойств
Износ и устаревания объекта оценки
Объект оценки не подвержен износу и устареваниям
Количественные и качественные
характеристики элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую
на результаты оценки
Износ заменяемых деталей определяется расчетным путем (см. разд. 9.1).
Стоимость одного нормо-часа ремонтных работ определялся на основе рыночных данных (см. разд. 9.2)
Таблица 6.1. Характеристики поврежденного автомобиля
Идентификационный
номер ( VIN ) /
(регистрационный знак)
Мощность двигателя, л. с.
Объем двигателя, см3
Таблица 6.2. Возраст и характеристики элементов автомобиля
Дата начала
эксплуатации
Принятый возраст при расчете износа, лет
Детали ТС, не заменявшиеся с начала эксплуатации
По методике для судебных экспертов или по ПТС
215/60VR16 (начальная высота протектора 7,6 мм)
Высота протектора фактическая 3,5 мм
Детали ТС, заменявшиеся после начала эксплуатации:
Дверь передняя левая
Заказ-наряд № 25 от 01.01.2001
При расчете износа в соответствии с Правилами возраст ТС и его комплектующих округлялся до полных лет, прошедших с даты начала эксплуатации.
Таблица 6.3. Перечень поврежденных деталей и ремонтных воздействий
Наименование поврежденной детали
Вид ремонтного воздействия
Крыло переднее левое
Дверь передняя левая
7. АНАЛИЗ РЫНКА ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ
В РФ рынок оказания услуг по восстановительному ремонту повреждений автомобилей, возникших в результате ДТП, развит достаточно хорошо. Существуют как дилерские станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) практически всех мировых автопроизводителей, так и специализированные СТОА.
Тяжесть повреждений, нанесенных в ДТП, в значительной степени определяет стоимость восстановительного ремонта. Стоимость восстановительного ремонта зависит в том числе от стоимости одного нормо-часа ремонтных работ, величина которых в Московском регионе для иномарок составляет от 700 до 3000 руб. (см. Стоимость нормо-часов по видам ремонтных работ. М., Прайс-Н., сентябрь 2010). Стоимость запасных частей изменяется в широких пределах и может быть определена для конкретной детали по прайс-листу одного из магазинов, например www . exist . ru . Следует отметить, что объем права требования на возмещение убытков после ДТП не может превышать стоимость автомобиля в доаварийном состоянии. По данным www. auto . ru , рыночная стоимость неповрежденных автомобилей, подобных рассматриваемому TOYOTA CAMRY, находится в интервале: 400…600 тыс. руб.
8. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ В ЧАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДОХОДНОГО, ЗАТРАТНОГО И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДОВ
Объектом оценки являются услуги по восстановительному ремонту автомобиля.
В рамках затратного подхода расчет стоимости восстановительного ремонта может быть осуществлен методом калькуляции затрат по его составляющим.
Сравнительный подход не может быть использован для определения стоимости восстановительного ремонта, поскольку повреждения всегда носят индивидуальный характер и подбор сопоставимых объектов-аналогов не представляется возможным.
Доходный подход для расчетов неприменим, поскольку восстановительный ремонт не может быть источником доходов.
Вывод . Для определения рыночной стоимости объекта оценки использовался затратный подход. Сравнительный и доходный подходы не применялись.
9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ В РАМКАХ ЗАТРАТНОГО ПОДХОДА
В общем случае совокупный износ включает в себя физический износ, функциональное и экономическое устаревания. Поскольку при восстановительном ремонте используются идентичные детали, функциональное и экономическое устаревания отсутствуют.
Физический износ определялся в соответствии с Правилами установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000, с учетом допущений и ограничительных условий, приведенных в разд. 4.
Износ кузова транспортного средства, изготовленного из металлов и (или) их сплавов, рассчитывается по формуле
где Икуз — износ кузова транспортного средства, %; Ткуз — возраст кузова транспортного средства, лет; Тск — гарантия от сквозной коррозии кузова производителя транспортного средства, лет.
Износ шины транспортного средства рассчитывается по формуле
где Иш — износ шины, %; Нн — высота рисунка протектора новой шины (миллиметров); Нф — фактическая высота рисунка протектора шины, мм; Ндоп — минимально допустимая высота рисунка протектора шины в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, мм. Износ шины дополнительно увеличивается для шин возрастом от 3 до 5 лет — на 15 %, свыше 5 лет — на 25 %.
Износ аккумуляторной батареи транспортного средства рассчитывается по формуле
где Иак — износ аккумуляторной батареи (процентов); Так — возраст аккумуляторной батареи (лет); Так. н — нормативный срок службы аккумуляторной батареи до замены (списания) (лет).
Нормативный срок службы аккумуляторной батареи до замены (списания) принимается равным:
– четырем годам — при среднегодовом пробеге транспортного средства до 40 тыс. км включительно;
– трем годам — при среднегодовом пробеге транспортного средства более 40 тыс. км.
Износ комплектующих изделий, изготовленных из пластмассы, рассчитывается по формуле
где И пл — износ комплектующего изделия, изготовленного из пластмассы (процентов); Тпл — возраст комплектующего изделия, изготовленного из пластмассы, лет.
Износ остальных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства рассчитывается по формуле
где Ик. и — износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (процентов); ∆ T — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) его возраста; Тк. и — возраст комплектующего изделия (детали, узла и агрегата), лет; ∆ L — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием; L к. и — пробег транспортного средства с комплектующим изделием (деталью, узлом и агрегатом), тыс. км.
Значения коэффициентов ∆ T и ∆ L для различных видов транспортных средств приведены в приложении к Правилам.
Результаты расчета износа приведены в табл. 9.1.
Таблица 9.1. Результаты расчета износа
Принятый возраст при расчете износа, лет
Гарантия от сквозной коррозии кузова
3 года
http://ru. toyota. ee/own/warranty/index. aspx
Добавочный износ
по возрасту 15 %, итого износ = 68 + 15 = 83 %
Нормативный срок службы 4 года
Среднегодовой пробег = 20,6 тыс. км
Комплектующих изделий,
изготовленных
из пластмассы
Остальные
комплектующие изделия
Пробег 139,9 тыс. км
Страна происхождения — Япония
(см. разд. 4)
Дверь
передняя левая
Отнесена к кузовным деталям (см. разд. 4)
В соответствии с Правилами износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата), подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства, не может начисляться свыше 80 % его стоимости.
В общем случае стоимость восстановительного ремонта представляет собой сумму рыночных стоимости работ по ремонту, стоимости материалов и стоимости заменяемых деталей с учетом износа и определяется с использованием зависимости
где Св. р — рыночная стоимость восстановительного ремонта; Ср. р — рыночная стоимость ремонтных работ; См —– рыночная стоимость материалов; Сд — рыночная стоимость заменяемых деталей. Ифиз — физический износ деталей.
Ремонтные работы включают в себя: ремонт или замену поврежденной детали, окраску, разборку-сборку деталей, препятствующих проведению ремонтных работ, контроль и диагностику, регулировку, смазочно-заправочные и моечно-уборочные работы. К материалам обычно относят лакокрасочные и вспомогательные (шпатлевку, грунт, шкурку шлифовальную и т. п.) материалы, разовые крепежные элементы.
Рыночная стоимость ремонтных работ определяется величиной трудоемкости в нормо-часах на их выполнение, умноженной на рыночную стоимость одного нормо-часа. Величина трудоемкости определяется оценщиком исходя из рекомендаций завода-изготовителя с учетом особенностей повреждений деталей конкретного ТС.
Стоимость одного нормо-часа определяется методом статистического выборочного анализа рынка услуг по ремонту ТС в месте оценки либо на основе периодических информационных изданий. Для различных видов ремонтных работ (кузовных, арматурных, малярных и т. д.) эти величины могут различаться. При этом для ТС, у которых расчетная величина износа не превышает 40 % и срок эксплуатации не превышает 5 лет, стоимость одного нормо-часа, а также стоимость запасных частей и материалов определяется по данным официальных дилеров и фирменных СТОА. Такое же правило применяется для ТС, обслуживавшихся и ремонтировавшихся только у официальных дилеров или на фирменных СТОА (при наличии документального подтверждения). В остальных случаях при выборе СТОА для анализа данных достаточно наличия сертификата соответствия на услуги, запчасти и материалы.
(Вариант 1) В отчете в качестве износа ТС необходимого для выбора стоимости одного нормо-часа ремонтных работ, был принят износ кузова как основного элемента ТС. Или (Вариант 2) Расчет износа ТС, необходимого для выбора стоимости одного нормо-часа ремонтных работ, производился по Методике…(привести формулы и результат расчета)
Далее (обосновать принятую при расчетах стоимость одного нормо-часа ремонтных работ со ссылкой на источники информации и (или) приложить копии распечаток (прайсов)).
Рыночная стоимость материалов и заменяемых деталей в соответствии с Правилами установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000, с учетом допущений и ограничительных условий приведенных в разд. 4.
Размер расходов на материалы при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается по формуле
где Рм — расходы на материалы при восстановительном ремонте транспортного средства (рублей); n — количество видов материалов при восстановительном ремонте транспортного средства; См i — стоимость одной единицы материала i-го вида (рублей); N м i — удельная норма расхода материала i-го вида (единиц материала/ремонтных единиц); K p i — количество ремонтных единиц (количество деталей, узлов, агрегатов, килограммов, метров, квадратных метров и т. д.), подвергаемых восстановительному ремонту с использованием материала i-го вида.
В качестве удельных норм расхода лакокрасочных материалов использовались (привести конкретный источник информации с реквизитами торгующей организации (телефонов) или прайсов).
(Вариант 1) нормативные данные по расходу материалов на окраску для автомобилей ВАЗ по данным нормативного документа «Нормы расхода основных и вспомогательных материалов для технического обслуживания и ремонта автомобилей ВАЗ (с изменениями 1, 2, 3)» (Тольятти: , 2005). Для иных отечественных автомобилей и иномарок расход материалов назначался по аналогии с учетом их габаритных размеров. Или (Вариант 2) данные по расходу материалов на окраску для автомобилей ВАЗ 8 и 9 серий, приведенных в книге «Оценка величины ущерба при повреждении автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2115» (М.: Образование, 2005). Для иных отечественных автомобилей и иномарок расход материалов назначался по аналогии с учетом их габаритных размеров. Или (Вариант 3) (привести иной источник информации или подход к определению норматива, например, норматив окраски первой панели с указанием количества панелей в каждой детали со ссылкой на источник информации).
Размер расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается по формуле
где Рз. ч — расходы на запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства, руб.; m — количество наименований комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства; kj — количество единиц комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства; C уч j — стоимость новой запасной части j-го наименования, установка которой назначается взамен комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства, руб.; И j — износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства, %.
В связи с отсутствием в полном объеме информации, которая должна быть разработана в соответствии с п. 24д Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000, при расчетах использовались рыночные данные по стоимостям материалов и запасных частей для соответствующего региона (обосновать принятую при расчетах стоимость материалов и заменяемых деталей со ссылкой на источники информации и (или) приложить копии распечаток (прайсов)).
(Вариант для регионов с развитым рынком б/у запчастей).
При этом учитывалось, что рыночная стоимость не новой запасной части в рамках затратного подхода к оценки составляет
где Cj — рыночная стоимость запасной части j-го наименования с учетом износа, установка которой назначается взамен комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства, руб.
В то же время в рамках сравнительного подхода к оценке стоимость не новой запасной части определяется как средняя величина цен подобных запасных частей, представленных на рынке.
Поскольку на развитом рынке результаты обоих подходов должны иметь близкие значения (в идеале совпадать), при расчетах использовались данные рынка неновых запасных частей в сходном (в соответствии с износом) состоянии.
Результаты расчета стоимости услуг по восстановительному ремонту представлены в виде отдельного заключения (см. Приложение ). При расчете стоимости восстановительного ремонта использовался программный продукт «AUDATEX», сертифицированный в Российской Федерации (сертификат № ХХХ).
(Вариант 1) При этом в связи с тем, что период между датой оценки и датой составления отчета не превышает одного месяца, при расчетах использовались текущие цены на материалы и запасные части, т. е. оценка производилась при допущении, что изменение цен за этот период не претерпело существенных изменений. Или (Вариант 2) Поскольку дата оценки существенным образом отличается от даты составления отчета, используемые текущие цены на материалы и запасные части требуют приведения к дате оценки. Такое приведение осуществлялось путем учета различий в курсе доллара США к рублю за соответствующие периоды, что, по мнению оценщика, допустимо для непродолжительных интервалов времени. (Для отечественных автомобилей: Такое приведение осуществлялось с использованием индексов цен производителей промышленных товаров по данным Росстата).
Результаты расчета рыночной стоимости услуг по восстановительному ремонту представлены в Приложении № …
Таким образом, определенная в рамках затратного подхода рыночная стоимость услуг по восстановительному ремонту составляет 32 000 руб. без учета износа деталей,руб. с учетом износа деталей.
10. СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
В результате проведенных расчетов стоимость объекта оценки составила:
Подход к оценке
Рыночная стоимость услуг по восстановительному ремонту без учета
износа деталей, руб.
Рыночная стоимость услуг по восстановительному ремонту с учетом
износа деталей, руб.