Особенности управления автомоблем с полным приводом на скользкой дороге
Автомобили с полным приводом
Полный привод дает преимущества на плохой дороге и делает вождение безопаснее. На скользкой дороге управление автомобилем с полным приводом имеет свои особенности.
У автомобиля с постоянным полным приводом момент ухода в занос, по сравнению с передне- или заднеприводными машинами, несколько сдвинут во времени, и он коварный, так как возникает внезапно и выйти из него очень непросто.
Для стабилизации автомобиля надо, повернуть руль в сторону заноса и плавно работать педалью газа. Задние колеса уменьшат скорость вращения, занос остановится, запас тяги на передних колесах, позволит стабилизировать машину. Вывести из заноса полноприводной автомобиль значительно сложнее, чем автомобиль с любым другим приводом.
У полноприводного автомобиля может появляться неуправляемое скольжение боком, когда как такового заноса нет, но машина с неизменным положением корпуса уходит с дороги. Из такой ситуации машину можно «вытянуть» плавным добавлением газа, если ширины дороги будет достаточно.
Полноприводные внедорожники склонны к сносу передней оси при чрезмерном давлении на педаль газа и слишком резком повороте руля – находящаяся в полном контакте с дорогой задняя часть авто толкает проскользнувшую переднюю. Если передние колеса войдут в контакт с дорогой очень быстро машину может кинуть в занос.
Жестко подключенный передний мост ограничивает поворачиваемость полноприводного автомобиля из-за отсутствия свободного межосевого дифференциала. На высокой скорости в крутом повороте можно съехать в кювет.
На автомобиле со старой моделью вискомуфты проскальзывание колес может увеличить температуру внутренней жидкости, соединить фрикционы и перераспределить нагрузки на оси. При прохождении поворота машину может занести.
Вождение зимой облегчают современные электронно-гидравлические системы, которые следят за распределением усилий не только на оси, но и на каждое колесо в отдельности и сглаживают большинство ошибок водителя.
Езда зимой на автомобиле требует умения предвидеть развитие ситуации. Каким бы приводом не был оснащен автомобиль, внимательность и осторожность – главное условие для водителя.
Про особенности переднего и заднего привода читайте в другой нашей статье .
Ложная уверенность: как правильно ездить зимой на полном приводе
Новоиспеченные владельцы паркетников часто оказываются в плену иллюзий, не подозревая, что крутящий момент, распределенный между четырьмя, а не двумя колесами – далеко не панацея от потери управления на зимней дороге. Сегодня учимся бороться со сносами и заносами на полном приводе в компании Jaguar F-Pace First Edition.
О громное, ожидающее меня ледовое поле, слегка припорошенное снегом, поначалу кажется уж слишком надуманным испытанием. Когда еще в реальной жизни попадешь в такие условия. За бортом +1, Новорижское шоссе покрыто водным раствором реагентов, но даже обычный переднеприводный хэтч чувствует себя на этой жиже более чем уверенно.
Полтора километра в сторону, съезд на проселок к полигону – и ситуация в корне меняется. Лед при пограничных околонулевых температурах особо скользкий, с водяной пленкой и на таком миксте не всегда эффективна даже шиповка… «На полном приводе было бы попроще…», – подумал я, в очередной раз отлавливая машину на простенькой дуге…
380-сильный топовый Jaguar F-Pace, конечно же, имеет массу «электронных помощников»: и ABS, и ESP, он умеет экстренно тормозить и динамически перераспределять крутящий момент… А еще у него, само собой, полный привод с многодисковой муфтой и приоритетом задней оси. Да нужно ли вообще учиться ездить зимой, имея такой арсенал? Нужно!
«Водителя любого автомобиля подстерегают две опасности. Первая – потеря стабильности, то есть снос передней оси. Вторая – потеря управляемости, то есть занос задней. При полноприводной схеме трансмиссии эти явления возникают реже благодаря перераспределению крутящего момента на каждую из осей, а в случае с F-Pace – еще и на каждое из колес.
Основное преимущество полного привода – стабильный старт с места и возможность сохранять хорошую управляемость на достаточно высоких скоростях в процессе движения.
Если говорить о выборе наиболее безопасного типа полного привода, то еще десять лет назад я бы однозначно рекомендовал «постоянную» схему Full time, при которой крутящий момент сразу присутствует на обеих осях. Нынешние же электронноуправляемые муфты настолько быстры, что при малейшей пробуксовке ведущей оси почти мгновенно, за 3,5 мс подключают заднюю или переднюю. Но вы этого просто не почувствуете, так что смысла в постоянном полном приводе уже почти нет.
Тем более что большую часть времени вторая ось просто не нужна – это дает только повышенный расход топлива и все. И если уж мы говорим о безопасности и управляемости, то автомобиль с постоянным, не меняющимся моментом на двух осях не очень охотно движется по дуге. Бывает так, что на поворачивающих колесах он просто мешает – такое случается на автомобилях с дифференциалом Torsen. Поэтому для обычных условий движения самые оправданные системы – на основе муфты Haldex при приоритете передней оси или муфты Magna при основной задней.
Но всегда следует помнить, что тормозной путь автомобиля, который очень важен, вообще никак не зависит от типа привода. Так что выбор автомобиля – это лишь малая часть успеха».
Семен Водильников, старший инструктор школы Jaguar Land Rover
Переходим от теории к практике на полигоне Jaguar Land Rover под Москвой. Первая задача на ледяном поле вроде бы и простая – «змейка» между конусами с постепенным увеличением амплитуды движения и скорости. Рано или поздно это должно привести к потере как стабильности, так и управляемости. Почему, что и как делать дальше, я узнаю по ходу этой увлекательной и интересной пьесы.
Мультимедийный дисплей F-Pace в режиме реального времени показывает мне, как распределяется момент по колесам, но мне некогда смотреть картинки.
Управление полноприводным автомобилем
Управление полноприводным автомобилем многим кажется очень простым, ведь там одновременно крутится аж четыре колеса, что вроде бы, должно превращать управление полноприводным автомобилем в беззаботную игру. Вопреки расхожему мнению, управление полноприводным автомобилем требует от водителя недюжих навыков.
Безусловно, полноприводный автомобиль дает ряд преимуществ на заснеженной или покрытый льдом трассе. Полноприводный автомобиль увеличивает динамику при разгоне за счет более равномерного распределения тяги по осям и колесам, делает его более проходимым. Полноприводный автомобиль превосходит переднеприводный по проходимости при движении в гору или скользкому дорожному покрытию. Однако, поведение обоих типов автомобилей практически одинаково при резких поворотах или резком торможении. Поэтому при движении на спуске или при поворотах следует обязательно снижать скорость и соблюдать достаточную дистанцию по отношению к другим транспортным средствам.
Но в бочке с медом всегда есть ложка дегтя. В нашем случае целый половник. Управление полноприводным автомобилем на скользкой дороге требует от водителя особой внимательности и сосредоточенности. Основная опасность, подстерегающая на дороге – это занос. В отличие от автомобилей с одной ведущей осью, нюансы управления которыми, будь-то с передним приводом, будь-то задним, для опытного водителя, понятны и однозначны, управление полноприводным автомобилем потребует филигранной игры газом, которая зависит от множества факторов – направления заноса, скорости смещения, состояния поверхности дороги, угла поворота передних колес.
Большинство водителей считают, что главная педаль в машине — тормозная. Что характерно, неподготовленный водитель знает только два приема управление педалью: нажать и отпустить. А между тем, главный враг полноприводного автомобиля далеко не только дорожные и погодные условия, главный враг такого авто – тормоз! Второй по порядку, но не по значимости враг – это брошенный «газ». Как ни парадоксально звучит, но лучший тормоз для полноприводного автомобиля – это газ! К примеру, если при возникновении заноса, полагаясь на инстинкт самосохранения, бросить газ, а потом от души вдавить тормозную педаль, полноприводный автомобиль не то что не остановится, он с двойным рвением вылетит с дороги. Именно такую команду дал водитель своему полноприводному автомобилю подобной последовательностью действий. Физику обмануть невозможно.
Итак, главная педаль для управления полноприводным автомобилем – педаль «газа»! Ошибки при управлении этой педалью чаще всего являются поводом для возникновения экстремальных ситуаций. Если говорить о приемах «дросселирования» — управления педалью «газа» на полноприводных автомобилях, то для начала следует отметить, что полноприводный автомобиль становится реально опасным при экстренных маневрах и скоростном прохождении поворотов из-за разнонаправленной тяги и непредсказуемой реакции автомобиля, а именно сноса колес передней оси, заноса колес задней оси, бокового скольжения. Поэтому рекомендуется перетормаживать и максимально снижать скорость перед поворотом, а в случае возникновения критической ситуации, ни в коем случае не бросать педаль «газа» и пользоваться только ей. Только управляя педалью газа можно справиться с заносом на полноприводном автомобиле. В самом начале заноса нужно вывернуть руль в сторону заноса и регулировать уровень подачи топлива: больше – меньше. Это нужно почувствовать. Но самое главное помните – полный привод самый сложный автомобиль для управления в заносе. Нужно четко чувствовать баланс руля и газа. И для этого нужны постоянные тренировки.
Чтобы не было мучительно больно и обидно за последствия необдуманных действий, нужно вместе с полным приводом включать и осторожность, а еще лучше пройти курс обучения управлению полноприводным автомобилем. Опытный автоинструктор грамотно покажет и объяснит, как поступать в тех или иных случаях. Это сэкономит львиную долю времени, а главное, обеспечит Вашу безопасность.
Разница в управлении полноприводным автомобилем и переднеприводным зимой
Резкое понижение температуры воздуха, снегопад и особенно гололёд – все эти зимние «прелести» не могут не сказываться на особенностях вождения автомобилей. Иногда бывает, что дорога выглядит просто как обыкновенный голый асфальт, однако практически незаметная предательская корка льда исключает контакт колёс с дорожным покрытием, чем делает езду небезопасной. При торможении машина просто скользит вперёд, практически не снижая скорости. Особенно это опасно на больших скоростях, при резком торможении или резких манёврах. Всё это вносит существенные коррективы в управление автомобилем зимой. Многие автомобилисты решают эту проблему для себя очень просто. Они оставляют своё авто на приколе до весны. А если ехать надо? Если жизнь уже невозможно представить без автомобиля или работа требует его наличие?
Вот почему вопрос, как управлять автомобилем зимой, чтобы избежать неприятностей, связанных с ездой по скользким дорогам, является актуальным, особенно для тех, кто недавно за рулём. Следует отметить, что особенности управления автомобиля зимой отличаются от типа привода: задний, передний, полный. Однако общие правила вождения в гололёд – это небольшие скорости, минимум резких манёвров и перестроений, отсутствие резких торможений.
Заднеприводный автомобиль зимой
Автомобили, имеющие задний привод наиболее уязвимы на заснеженных дорогах. Они больше других подвержены заносам. Причина в том, что задняя часть авто значительно легче, чем передняя, потому и страдает от недостаточного сцепления с дорожным покрытием.
Основные правила вождения заднеприводных авто, когда под колёсами лёд, сводятся к тому, что следует соблюдать скоростной режим, избегать резких торможений, повороты стараться проходить на сниженной скорости, очень осторожно и без резких ускорений. Чтобы избежать несанкционированных разворотов руль надо выкручивать в сторону заноса при небольшом сбросе педали газа. Кроме того, выходить из заносов помогает переход на пониженную передачу вместе с резким сбросом педали сцепления.
Особенности вождения переднеприводного автомобиля зимой
Владельцы передпеприводных авто чувствуют себя на заснеженных дорогах увереннее, однако управление тоже имеет особенности. Надо понимать, что если авто начало носить, то колёса следует вывернуть в сторону движения авто, а не в сторону заноса как в случае с передеприводными авто. Кроме того, поможет избежать занос сброс педали газа и сразу же прибавка оборотов с выравниванием автомобиля. Если же выйти от заноса оказалось невозможным, то следует одновременно нажать на педали акселератора и сцепления. В этом случае вращение стабилизируется и авто будет остановлено.
Следует отметить, что при всех преимуществах перед задним приводом ложка дёгтя всё же имеется – это езда в горку. Согласитесь, въехать на горку, когда центр тяжести авто смещён назад, а передние колёса без нагрузки и сцепления с дорогой просто прокручиваются – задача не из лёгких.
Особенности управления полноприводным автомобилем в зимние месяцы
Что же касается авто с полным приводом, то среди многих автовладельцев есть устойчивое мнение, что этот вид привода является панацеей от всех проблем. Что ему нестрашны скользкие дороги, снежные заносы, гололёд. Да, действительно, авто с полным приводом более устойчиво, лучше держит дорогу, проходимо, но это отнюдь не означает, что вождение полноприводного автомобиля зимой не имеет своих специфических особенностей.
По мотивам своего поведения зимой полноприводный автомобиль во многом напоминает заднеприводный. Если на повороте педаль акселератора отпущена не будет, то заднюю часть авто может сильно занести. Если же передняя часть резко уводит в сторону, то надо полностью отпустить газ. Эти манипуляции с полноприводным автомобилем позволяют машине стабильно входить в повороты и обеспечивать устойчивость на дороге.
Основные правила вождения полноприводного авто зимой:
- никаких резких манипуляций: ускорение, торможение, перестроение, другие манёвры;
- выезд с обочины надо осуществлять на малой скорости – до 25-30 км/ч;
- перед опасными участками следует снизить скоростной режим и отрывисто выжимать педаль тормоза;
- перед тем как войти в поворот всегда снижать скорость (помнить, что искусство управляемых заносов лучше демонстрировать не на дорогах общего пользования, а на автодромах или специальных площадках).
В качестве основных итогов можно привести следующие. Уповать на полный привод авто как панацею от неприятностей на зимних дорогах как минимум безответственно. Главное для благополучной езды зимой – это не тип привода, а характер сцепления. Никакая самая «умная» система не сможет перехитрить физические законы при скоростном входе в поворот на скользкой дороге. Поэтому знания как поведёт себя автомобиль в той или иной ситуации, а также элементарная контраварийная подготовка, позволят всегда ездить зимой безопасно вне зависимости от типа привода.