Меню

Особенности эксплуатации двухтактных лодочных моторов

Как обслуживать двухтактный подвесной лодочный мотор

Большинство людей считает, что они могут просто взять свой лодочный мотор и положить его прямо в гараж или сарай на зиму. Но когда приходит весна, они удивляются, что он не работает. Мы попробуем, объяснить, как избежать этого.

Сделать самому, или обратиться в сервис? Конечно лучше отдать специалистам, но это сделать не всегда возможно. Мы попробуем объяснить, как это сделать самому, и не важно где вы взяли двигатель, купили новый или б. у., подарили вам его, или он достался по наследству. Обслуживать все равно нужно.

Это пошаговое руководство покажет обслуживание небольшого двухтактного подвесного двигателя. На фотографиях будут показаны два подвесных мотора Mercury и Suzuki. Конечно другие марки несколько отличаются, но основные компоненты должны быть узнаваемы. Любой водномоторник, с разумным уровнем технического образования, может сделать все это сам (это в основном относится к моторам б. у., или доставшимся по наследству, на новые моторы, можно потерять гарантию), но если у вас есть какие-либо сомнения, то лучше обратиться в ближайший сервисный центр.

    Слейте старое топливо.

Одним из самых распространенных обращений, это: «Все работало нормально в прошлом году, но теперь, двигатель не заводится». Это происходит потому, что бензин со временем испаряется, а масло нет (мы обслуживаем 2-х тактник!), оставляя после себя масляную пленку, она затянет в карбюраторе все жиклеры и поплавок. Таким образом, первый шаг, сливаем старое топливо.

  1. Снимаем топливную трубку от карбюратора, ослабив зажим плоскогубцами.
  2. Открываем топливный кран и сливаем топливо.
  3. Если это необходимо, снимаем бак и чистим.
  • Проверяем свечу зажигания.

    Снимаем свечу зажигания. Электрод рабочей свечи, должен быть коричневого или серого цвета. Если нет, то чистим нагар и проверяем искру. При повреждении керамического изолятора, или сгорания электрода — меняем свечу.

    Проверяем ручной стартер.

    Обычно, стартер крепится тремя болтами. Выкрутите их, и проверьте стартер, изнашивание шнура, а также необходимо смазать подшипник.

    Снимаем и чистим карбюратор.

    Карбюратор отвечает за обеспечение правильного сочетание топливной смеси 2-х тактного мотора с воздухом. Засорение карбюратора приводит к тому, что двигатель не будет работать должным образом на холостом ходу и под нагрузкой. Решение простое, разобрать и почистить карбюратор.

    1. Ослабить зажим и приступить к демонтажу.
      Внимание! Не потеряйте уплотнительное кольцо.
    2. Отверните винты, удерживающие чашу.
      Внимание! Делайте это лучше над лотком, чтобы ничего не потерять.
    3. Очистите чашу от любой коррозии или грязи.
    4. Далее снимаем поплавок. Высота поплавка, имеет важное значение, следовательно нужно все хорошо запомнить, так чтобы при дальнейшей сборке, собрать именно так как было.
    5. Выдавите игольчатый клапан, шарнирный болт и снимите рычаг поплавка. На некоторых двигателях игольчатый клапан будет собран с поплавком, так что вам, возможно, придется удалить булавку перед поплавком.

    Отверните жиклер. Проверьте отверстие. Оно должно быть чистое.

    Это должно выглядеть следующим образом — чистое отверстие.

    Далее собираем карбюратор, и крепим его к двигателю.

    Внимание! Убедитесь, что уплотнительное кольцо установлено правильно.

    Собрать заново корпус насоса и снова прикрепить редуктор к нижней части ноги.

    Внимание! Сборку проводить аккуратно, убедившись, что все стало на свои места.

    Вывинчиваем верхние и нижние заглушки и даем маслу стечь.

    Внимание! Проверьте масло, нет ли в нем воды. Если масло синие и чистое, то все в порядке. Но если мутное, то могут возникнуть проблемы. Желательно тогда обратиться к специалистам.

  • Заправьте редуктор новым маслом снизу вверх. Обычно трансмиссионное масло продается в тюбиках. Редуктор заполнен, когда масло начинает выходить из верхнего отверстия.
  • Желательно заменить волокнистые шайбы на обоих заглушках, и ввинтить их, начиная с нижней.
  • Проверяем анод.

    Анод обычно находится под кавитационной пластиной.
    Внимание! Лучше заменить анод, прежде чем он дойдет до стадии, как на фото (это после соленой воды).

    Проверяем винт.

    Снимите винт и проверьте горизонтальный вал. Удалите леску, если она есть, которая обвилась вокруг вала. Смазать вал и поставить винт на место.

    Желательно запустить подвесной мотор, в резервуаре (бочка или ванна) со снятым колпаком. Это нужно для того, чтобы проверить, что все работает.

    Далее окончательно смазываем все, что движется.

    И в заключении.
    Помните — обслуживание (профилактика) лучше ремонта (лечения)!

    Особенности эксплуатации двухтактных лодочных моторов

    Двухтактные лодочные моторы имеют более, чем девяносто летнюю историю, и пользуются заслуженной репутацией у любителей водного отдыха, предпочитающих недорогие, но простые в эксплуатации и надежные подвесные моторы.

    Двухтактные моторы выпускают практически все производители подвесных лодочных моторов, и как правило они подразделяются на 5 основных классов, отличающихся друг от друга целевым предназначением, ценой, мощностью, и техническим оснащением.

    Портативные подвесные лодочные моторы
    Имеют мощность от 2.5, до 5 л. Сил, и предназначены для эксплуатации на небольших надувных лодках, надувных катамаранах, а также, на небольших лодках.

    Этот тип подвесных моторов, как правило имеет встроенный топливный бак, рассчитанный на запас хода в течении двух-трех часов, а на некоторые модели возможна установка генератора, позволяющего подключать внешние световые устройства, а также, заряжать аккумулятор, необходимый для работы эхолота.

    Малые подвесные лодочные моторы

    Выпускаются мощностью от 5 до 25 л.с и предназначаются для эксплуатации на различных плавательных средствах небольшого размера и грузоподъемности.

    Эти моторы уже имеют полноценный внешний топливный бак, на них предусмотрена возможность установки генератора, запуск моторов, как правило вручную, без установки стартера.

    Подвесные лодочные моторы средней мощности

    Пожалуй самая широкая линейка 2-х тактных подвесных моторов мощностью от 25, до 115 л.с, предназначена для установки на жесткие катера и лодки большой грузоподъемности.

    Эта линейка моторов имеет выносной топливный бак, некоторые модели оснащены электрическим запуском двигателя и возможностью дистанционного управления, кроме этого, некоторые модели оснащаются гидравлическим подъемником позволяющим дистанционно поднимать и опускать лодочный мотор.

    Коммерческие подвесные моторы

    Этот тип двухтактных подвесных моторов предназначен для коммерческой эксплуатации, предусматривающей частое, и длительное использование мотора, такие моторы имеют максимальную надежность, обусловленную особенностями их конструкции, когда пик максимальной мощности приходиться на средние обороты двигателя, что позволяет существенно экономить его моторесурс и потребление топлива.

    Кроме этого, коммерческие подвесные моторы имеют низкую степень сжатия, позволяющую работать на низкокачественном топливе.

    Шестицилиндровые подвесные моторы
    Имеют мощность от 200 до 300 л.с, и являются самыми совершенными среди двухтактных лодочных моторов.

    Все моторы этого типа имеют дистанционное управление, систему гидравлического подъема двигателя, дистанционную систему управления, а также, внешний топливный бак и встроенный генератор электрического тока.

    Кроме этого, на эти моторы устанавливается система точечного впрыска масла с отдельным масляным баком, позволяющая не производить предварительного смешивания топлива и масла.

    Многие моторы этого типа имеют автоматическую систему обнаружения неполадок, аи систему обогащения топливной смеси, позволяющую производить запуск двигателя в холодную погоду.

    Тип движителя подвесных двухтактным моторов.
    В зависимости от конструкции и целевого предназначения, двухтактные подвесные лодочные моторы могут оснащаться, как классическим винтовым движителем, так и водометным, обозначающимся аббревиатурой JET.

    Но, водометные двухтактные моторы, не получили должного широкого распространения, ввиду особенностей водометных движителей имеющих повышенный расход топлива, который приводит к еще большему расходу, ввиду прожорливости двухтактных моторов.

    Положительные стороны двухтактных подвесных лодочных моторов
    Несомненными плюсами двух тактников считается отработанная десятилетиями схема работы двигателей, их более небольшой вес по сравнению с 4-х тактными подвесными моторами, а также, неприхотливость в эксплуатации, надежность, и ремонтнопригодность, позволяющая производить ремонт мотора собственными силами.

    Кроме этого, 2-х тактники имеют более высокую динамику разгона по сравнению с четырехтактными двигателями аналогичной мощности.

    Несомненным преимуществом, также считается широкое распространение двухтактников на вторичном рынке, наличие и доступнсть запасных частей, а также, возможность быстрой продажи, ведь цена двухтаткных подвесных моторов гораздо ниже, чем 4-х тактных.

    Отрицательные стороны двух тактных подвесных моторов.
    Одним из наиболее существенных минусов двухтаткников, считается более высокий, по сравнению с 4-х тактными моторами расход топлива и масла, что существенно влияет не только на удобство использования двигателей, но и на экономическую составляющую длительной эксплуатации.

    Вторым, не менее важным отрицательным фактором, является высокая шумность этих моторов, низкая экологичность и дымность двигателей, кроме этого, необходимость предварительного смешивания масла, также вносит определенный отрицательный момент свойственный этому типу лодочных двигателей.

    Кроме этого, всем двухтактным моторам свойственно так называемое замасливание свечей зажигания, приводящее к неустойчивой работе двигателя, потере мощности и неполному сгоранию топлива.

    Сегодня, большинство производителей продолжают выпуск двухтактных подвесных лодочных моторов, исключением является пожалуй только компания Honda, полностью прекратившая выпуск двухтаткников.

    Однако, с каждым годом, линейка выпускаемых двухтактных двигателей постоянно сужается, что в первую очередь обусловлено требованиями к охране окружающей среды, а также, росту популярности 4-х тактных моторов.

    Какой мотор лучше для лодки: двухтактный или четырехтактный?

    26 Фев 2019 | 11:44

    В этой статье попробуем разобраться, какой мотор — двухтактный или четырехтактный — лучше. На специализированных форумах не смолкает спор по этому поводу. Так что сегодня мы приведем несколько доводов, подкрепленных фактами и цифрами.

    Важно. Если вы собираетесь покупать мотор для лодки, но не можете решить, какой именно. Наш специалист может помочь вам с выбором мотора для вашей лодки и подберет наилучший вариант за ваш бюджет. Обратиться к специалисту и посмотреть варианты моторов можно в нашем Интернет-магазине.

    Сравнение двухтактного и четырехтактного двигателя

    Сравним преимущества двух типов двигателей по нескольким параметрам.

    • Вес. Двухтактный двигатель весит гораздо меньше своего четырехтактного собрата, соответственно меньше перегружает корму.
    • Динамика. Здесь также первенство за двухтактным мотором, который разгоняется быстрее чем четырехтактный.
    • Цена. Опять же первый вариант практически всегда стоит дешевле.
    • Ремонт и обслуживание. Меньше запчастей и простота конструкции позволяет владельцам двухтактных моторов расходовать меньше денег на поддержание аппарата в рабочем состоянии.
    • Надежность. Та же простота конструкции обеспечивает большую надежность и долгий срок работы двухтактного мотора, но и качество четырехтактного устройство тоже обычно на высоте.
    • Уровень шума. Четырехтактный двигатель работает тише.
    • Расход топлива. Также владельцы четырехтактного двигателя экономят на горючем.

    Это было то, чем в основном отличается лодочный мотор двухтактный от четырехтактного. Обычно при споре одним из доводов в пользу четырех тактов становится то, что не нужно мешать бензин с маслом перед заправкой. Мы это не стали учитывать как преимущество, потому что есть модели двухтактники, которые также не нуждаются в этой процедуре.

    Итог соревнования лодочных моторов

    Итак, что получается? Плюсы 4-т мотора — низкий уровень шума и экономичный расход топлива. Рассмотрим подробнее первый пункт. Да, 2-т двигатель на малых оборотах и на холостом ходу звучит гораздо громче, но при оборотах около 4 тыс. разница практически не заметна опытному уху рыболова. Да и мотор шумит только до тех пор, пока вы не выплывете на середину водоема, где сразу же его заглушите. Так что этот довод не является веским настолько, что необходимость переплаты становится очевидной.

    Что же насчет экономичности — это факт, с которым бессмысленно спорить. Действительно четырехтактник поглощает гораздо меньше топлива. Это значит, что загрузка лодки также будет меньше, и стоимость выезда снизится.
    Но стоит учесть, что цена на него значительно выше, а вес больше. Так что, чтобы уверенно заявлять об экономии, необходимо узнать: покрывает ли экономия на топливе разницу цен, и весит ли мотор меньше, чем его более легкий аналог с запасом топлива.

    На официальный сайте Ямаха, публикуются замеры производительности моторов. Для сравнения были взяты 2 ПЛМ средней мощности:
    представитель лагеря двухтактных двигателей — Yamaha 50TLR;
    его оппонент — Yamaha F50TLR.
    Yamaha 50TLR проходил испытания на лодке Sundance FX 17 Flicker (полный вес во время поездки 710 кг). Yamaha F50TLR испытывали на лодке Key West 166 SK (полный вес 623 кг).
    Как вы видите, условия не идеальные — разный вес и параметры лодок. Просто учтем, что 4-т двигатель немного впереди уже на старте.

    Данные по результатам сравнения мы свели в таблицу:

    Большинство владельцев судов предпочитают движение на оборотах от перехода на глиссер до 5 000. Это оптимальный диапазон, чтобы развить хорошую скорость, но при этом не расходовать слишком много топлива. Из таблицы видно, что на этом отрезке 4-т мотор экономит примерно 20,27%. Перейдем в абсолютную величину и получим разницу расхода в 2,65 л/ч.
    Теперь переведем результаты в денежный эквивалент. Актуальная цена на сегодняшний день для Yamaha 50TLR 356 400 руб., Yamaha F50TLR — 436 000 руб. Значит, 4-т двигатель дороже на 79 600 руб., зато расходует меньше бензина.

    Теперь подсчитаем, когда же мотор окупится. Итак, ежечасно экономия составляет 2,65 л бензина. Сегодня стоимость 92 составляет примерно 42,40 руб/л. Считаем экономию в рублях:
    42,4 * 2,65 = 112,36 руб.
    Теперь рассчитаем, за сколько моточасов окупится переплата за 4-т ПЛМ:
    79 600 / 112,36 = 708 часов.
    То есть Yamaha F50TLR должен продержаться 708 часов только чтобы экономия на топливо покрыла разницу в ценах!
    В среднем за сезон заядлый рыболов может проехать 50 моточасов, так что возьмем немного усредненное значение: 40 часов. Таким образом, двигатель вернет потраченный излишек за:
    708 / 40 = 17,7 сезона.
    То есть должно пройти 18 лет, чтобы покупка 4-т ПЛМ стала оправданной. Это можно назвать экономией? Ну это естетсвенно по фактору «Экономии топлива».

    Где же выгода?

    Покупатель приходит в магазин за хорошим, надежным двигателем. Его встречает менеджер, который начинает расхваливать бесшумную, экономичную модель, деликатно умалчивая о тяжести и дороговизне. И вот появляется еще один «счастливый» обладатель четырехтактника.

    Выгодно ли вам переплачивать солидную сумму за мотор? Нет, зато производителю выгодно продать более дорогую модель.
    Выгодно ли вам тратить деньги на сложный ремонт и дорогие комплектующие? Нет, зато производителю выгодно выпускать дорогие запчасти, которые обязательно вам пригодятся.

    Выгодно ли производителю осовременить дизайн более дешевых двухтактных моторов? Конечно, нет, ведь тогда 4-т двигатели лишатся огромного преимущества — стильного внешнего вида.
    Подведем итог: покупка 4-т двигателя выгодна в большей мере производителю, и производителю запчастей, но не покупателю.

    Конечно, бывают случаи, когда четырехтактный двигатель выгоднее. Например, для профессиональных перевозчиков. Здесь экономия на топливе должна сыграть свою роль гораздо раньше 18 сезонов. Или для любителя скорости и высоких оборотов, который никогда не останавливается. Но для мирных выходных с удочкой, проведенных в одиночестве или в приятной компании предпочтительнее и проще купить двухтактный мотор, а сэкономленные деньги еще несколько лет тратить на топливо.

  • Читайте также:  После капремонта двигателя идет дым
    Adblock
    detector