Меню

Особенности эксплуатации боевых машин

Правила эксплуатации боевой (специальной) техники в зимних (летних) условиях. Эксплуатация машины в особых условиях

1. Преодоление подъемов

Крутые подъемы надо преодолевать на понижающей передаче разда­точной коробки. Нужно заранее определять крутизну подъема и включать ту передачу в коробке передач, которая обеспечивает необходимое тя­говое усилие на колесах, чтобы не переключать передачи на подъеме.

В зависимости от состояния грунта предварительно снизить давле­ние воздуха в шинах. Если невозможно преодолеть подъем своим ходом, следует использовать лебедку.

При удобном подъеме сравнительно ровной поверхности дороги ко­роткие подъемы можно преодолевать с разгона на второй передаче раз­даточной коробки и на второй или третьей передаче коробки передач в зависимости от крутизны подъема. Преодолевать подъемы желательно по прямой линии, т.к. преодоление наискось, с креном, вызывает пробук­совывание разгруженных колес и разворот автомобиля. Совершать пово­роты допустимо только на отлогих подъемах.

2. Преодоление спусков.

При переходе к длинному спуску (длиной более 50 м) водитель должен оценить его крутизну и включать те передачи коробки передачи раздаточной коробки, на которых он стал бы преодолевать подъем по­добной крутизны. При этом категорически запрещается выключать двига­тель, т.к. это может привести к израсходованию запаса воздуха приво­да тормозов и выключению гидроусилителя рулевого управления, сниже­нию безопасности движения автомобиля. При преодолении такого спуска необходимо всегда использовать торможение двигателем. Спуск с тормо­зами с выключенной коробкой передач или раздаточной коробкой или с выключенным сцеплением недопустим.

Если на спуске будет повышаться частота вращения коленвала, на­до периодически притормаживать автомобиль, снижая скорость его дви­жения. Рекомендуется при движении автомобиля на затяжных спусках, когда для торможения используется двигатель, включать вторую или четвертую передачи, имеющие замки против самопроизвольного выключения.

3. Преодоление канав, придорожных кюветов, рвов

Эти препятствия необходимо преодолевать по возможности при дви­жении с малой скоростью. При этом следует учитывать размеры автомо­биля.

Преодолевать канавы, особенно по влажному грунту, надо под пря­мым углом, иначе автомобиль может соскользнуть, накрениться вдоль канавы или кювета и тогда одностороннее перераспределение нагрузки на колеса вызовет пробуксовывание разгруженных колес, что приведет к необходимости применения буксира или лебедки.

Организация эксплуатации и технического обслуживания автомобилей в вооруженных силах России

Под эксплуатацией автомобилей понимается их правильное использование, техническое обслуживание, хранение и транспортировка.. Особенность эксплуатации автомобилей в армии обусловлена требованием к их к постоянной боевой готовности, которая определяется исправностью машин, наличием у них установленного запаса хода до очередного ремонта, заправкой их топливом, смазочными и другими эксплуатационными материалами, укомплектованностью индивидуальными комплектами запасных частей, инструментом и принадлежностями, светотехническими устройствами и приспособлениями, необходимыми для выполнения предстоящих задач. Боевая готовность автомобиля определяется также наличием на нем хорошо подготовленного водителя.

Использование машин заключается в применении их по назначению с соблюдении установленных технических норм и правил, выполнением требований безопасности движения. Характерными условиями использования автомобилей в армии в мирное время являются относительно небольшие среднесуточные пробеги, а также неравномерность использованная их по месяцам года.

По назначению автомобили делятся на группы эксплуатации: боевую, строевую, учебную (учебно-боевую) и транспортную.

К боевой группе относятся автомобили с установленным на них вооружением и специальной боевой техникой, а также автомобили, предназначенные для буксировки артиллерийских систем и специальных прицепов.

К строевой группе эксплуатации относятся автомобили, предназначенные для перевозки личного состава, различного вооружения с расчетами, а также боеприпасов, военно-технического и другого имущества. К этой же группе относятся специальные машины для боевого и технического обеспечения войск (автокраны, автоцистерны, мастерские, штабные и санитарные автобусы и т. п.); сюда же входят и тягачи для буксировки самолетов на аэродромах. К учебной группе относятся автомобили, предназначенные для обучения личного состава вождению и применению спецоборудования, смонтированного на машинах. В учебно-боевую группу входят автомобили, служащие для отработки задач по боевой подготовке и совершенствованию навыков водителей по вождению машин.

К транспортной группе относятся автомобили, предназначенные для повседневного хозяйственного, культурно-бытового, медицинского и другого обслуживания воинской части.

Каждое транспортное средство, находящееся в воинской части, должно иметь государственный регистрационный знак. Эксплуатация транспортного средства, не имеющего государственных регистрационных знаков запрещена.

Для транспортных средств (автомобилей, прицепов, гусеничных тягачей, мотоциклов) воинских частей устанавливаются определенные типы (коды) государственных регистрационных знаков. Типы (коды): 5,6,7,8 и 17 характеризуют вид, назначение и габариты транспортного средства.

Государственные регистрационные знаки для Вооруженных Сил РФ состоят из буквенной серии, диапазона цифровых обозначений, регистрационного кода (типы 5,6,7,8 и 17) и надписи «RUS». Например: «ОС-2456 17/Rus»

(ОС — буквенная серия, 2456-цифровой диапазон, 17 — регистрационный тип (код).

Цифры и буквы государственных регистрационных знаков должны быть повторены на заднем борту автомобиля, прицепа, задней стенки кузова шасси, автобуса транспортной и учебной групп эксплуатации.

На каждый автомобиль выдается паспорт, являющийся документом, отражающим состояние его эксплуатации и ремонта, а также удостоверяющим принадлежность к определенной воинской части.

Передача машины водителю производится лично командиром части или командиром подразделения перед строем подразделения. Водитель, принявший ее, расписывается в паспорте и с этого момента несет полную ответственность за нее, т. е. за техническое состояние и комплектность.

Для поддержания автомобильной техники в постоянной боевой готовности в Вооруженных Силах организуется систематический контроль за техническим состоянием и эксплуатацией машин. Контроль осуществляется контрольными осмотрами и проверками, проводимыми должностными лицами; путём проверки машин на маршрутах движения и проверкой или инспектированием частей специально назначенным комиссиями. При всех проверках присутствует водитель осматриваемой машины, у которого могут проверятся знания основных положений но устройству и обслуживанию закрепленной техники.

Читайте также:  Стук двигателе холодную ваз 2112 16 клапанов

Обычно в воинской части в повседневной эксплуатации находятся только те автомобили, которые обеспечивают боевую готовность и хозяйственные перевозки. Другая часть машин находится на хранении и используется периодически при выходе па учения, занятия и по боевой тревоге.

Под хранением (консервацией) понимается содержание технически исправных, полностью укомплектованных и специально подготовленных машин в состоянии, обеспечивающем их сохранность и приведение в боевую готовность в кратчайший срок. На хранение в части ставятся все машины, эксплуатация которых не планируется на срок более трех месяцев. Хранение может быть кратковременным, продолжительностью до одного года, и длительным — год и более. Машины боевой и строевой групп, как правило, ставятся на кратковременное хранение. Поступающие в часть новые или прошедшие капитальный и средний ремонт автомобили ставятся на хранение только после обкатки.

Для содержания автомобилей в постоянной технической исправности проводится техническое обслуживание, заключающееся в выполнении определенного объема работ. В Вооруженных Силах принята планово-предупредительная система технического обслуживания, основанная на обязательном выполнении работ по уходу за машинами как в процессе их использования после отработки установленного срока, так и в процессе кратковременного или длительного хранения и транспортирования. ТО со­стоит в выполнении перечня работ по уходу за машинами и включает заправку их горючим и смазочными материалами, охлаждающей, тормозной и амортизаторной жидкостями; их уборку, чистку, мойку; проверку укомплектованности и крепления агрегатов, узлов и приборов; контроль за их состоянием и регулировку; устранение всех выявленных недостатков и неисправностей. При проведении технического обслуживания машин уборочно-моечные, смазочные, контрольные и крепежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные работы, устранение отказов и неисправностей — по потребности, если будет выявлена необходимость их проведения.

Техническое обслуживание машин выполняется в пунктах технического обслуживания и ремонта (ПТОР) воинских частей, на площадках ежедневного технического обслуживать (ЕТО), в гарнизонных станциях технического обслуживания (ГСТО). Для качественного выполнения работ по техническому обслуживанию машин в ПТОР воинских частей и ГСТО оборудуются специальные посты и посты диагностики.

Для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей в условиях боевых действий, на учениях, при отрыве частей и подразделений от мест постоянного расположения в Вооруженных Силах используются подвижные сродства технического обслуживания. К ним относятся подвижные мастерские технического обслуживания и ремонта (МТО-АТ, МТО-40С, ПАРМ-1М и др.), подвижные ремонтно-зарядные станции, переносные комплекты приборов, моечные машины и мотопомпы, автоцистерны, топливозаправщики, водомаслогрейки, индивидуальные и групповые эксплуатационные комплекты запасных частей и другое подвижное оборудование, устанавливаемое на шасси автомобилей и прицепов.

Мастерская технического обслуживания автомобильной техники

(МТО-АТ) предназначена для обслуживания и текущего ремонта автомобильной техники в полевых условиях. Она состоит из автомобиля ЗИЛ-131 с лебедкой, в специальном кузове которого размещается технологическое оборудование, приспособления и инструмент для выполнения моечно-уборочных, смазочно-заправочных, разборочно-сборочных, слесарных, сварочных, медницко-жестяницких, столярно-обойных и других работ. Мастерская имеет кран-стрелу грузоподъемностью 1 т/с, генератор мощностью 12 кВт напряжением 380/220 В. Мастерская МТО-40С предназначена для обслуживания четырехосных автомобилей, но может быть использована для технического обслуживания и ремонта автомобилей многоцелевого назначения.

Транспортирование машин заключается в перевозке их железнодорожным, водным или воздушным транспортом и в тяжелых автопоездах в целях экономии времени, моторесурсов, сохранения дорог. При транспортировании принимают меры, обеспечивающие сохранность машин и возможность приведения их в готовность в кратчайшие сроки.

Технические нормы и правила использования, технического обслуживания, хранения и транспортирования автомобилей изложены в специальных руководствах и инструкциях.

Учебное пособие: Основы эксплуатации военной автомобильной техники

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Под эксплуатацией ВАТ понимается:

Использование АТ по назначению (ст. 53 НАВТС)

Машины в/ч используются только по штатному предназначению с соблюдением установленных норм и правил.

Запрещается использовать машины не по назначению.

— Техническое обслуживание (ст. 9 НАВТС)

Проводится для поддержания эксплуатационных показателей (надежности) машины в заданных нормативно-технической документацией пределах, обеспечение их исправностей и готовности к использованию по назначению.

Хранение машин (ст. 10 НАВТС)

Заключается в содержании исправных и специально подготовленных (законсервированных) машин, в состоянии, обеспечивающем их сохранность, исправность и приведение в боевую готовность в установленные сроки.

— Транспортирование (ст. 11 НАВТС)

Комплекс мероприятий по подготовке к перевозке и перевозка ВАТ железнодорожным, речным, морским, воздушным и автомобильным транспортом с сохранением первоначального технического состояния и комплектности.

К автомобильной технике относятся принятые на вооружение РА и ВМФ:

Многоцелевого назначения; Колесные тягачи; Многоосные специальные колесные шасси; Многоосные тяжелые колесные тягачи; Колесные базовые шасси, предназначенные для установки вооружения; Подвижные средства ремонта и ТО ВАТ, смонтированные на колесных шасси.

Гусеничные тягачи и транспортеры; Базовые шасси гусеничных тягачей, предназначенные для установки вооружения, средств ТО и ТР.

— Тракторы применяемые в качестве механической тяги и для вспомогательных работ.

Прицепы и полуприцепы.

Автомобильная техника в последние годы прочно вошла в боевые расчеты ракетных войск и артиллерии. Без автомобиля в настоящее время не мыслим ни один род войск.

Таким образом, а/м техника перестала быть только средством транспортировки и буксировки груза, а от ее технического состояния, боевой готовности во многом зависит боевая готовность частей.

Паспорт (формуляр) машины

В соответствии с приказом № 370 МО Р от 1996 г. паспорт (формуляр) выдается на автомобильную технику и являются документом, удостоверяющим принадлежность машины к определенной в/ч, а также содержит сведения о комплектности машины, гарантийных обязательствах завода-изготовителя, техническом состоянии, эксплуатации в ремонте а/м, является документом строгой отчетности.

Паспорт (формуляр) машины выдается на а/м, поступающий в РА, представителем заказчика на заводе-изготовителе.

Выдача дубликата паспорт производится АС округа по месту учета машины после расследования причины отсутствия паспорта.

Все разделы дубликата паспорта (формуляра) машины заполняются на основании данных расследования, подписываются НАС округа и заверяются гербовой печатью.

Паспорт сохраняется в течение всего периода эксплуатации машины и передаются с ней при всех перемещениях кроме передачи машины в другие министерства, ведомства. О передаче паспорта машины делается отметка в акте тех. состояния машины, а все разделы его проверяются, при необходимости уточняются на день передачи, подписываются должностными и заверяются гербовой печатью.

При отправке ж/д транспортом, морским, воздушным паспорт машины высылается почтой или доставляется нарочным.

Паспорт а/м, переданного в другое министерство, отправляется в АС округа.

При списании а/м паспорт отправляется с другими документами в вышестоящую службу.

Паспорт, на списанную или переданную а/м в другое ведомство, хранится в АС округа в течение трех месяцев со дня утверждения актов на списание, затем подлежит уничтожению, о чем производится запись во втором экземпляре акта на списание а/м.

Разделы паспорта (формуляра) порядок заполнения

Паспорт (формуляр) имеет 15 разделов.

1. Общие сведения о машине

2. Принадлежность машины

3. Ввод машины в эксплуатацию и перемещение внутри части.

4. Обкатка машины

5. Сведения о водителе машины.

6. Сводный учет работы машины.

7. ТО и осмотры машины

8. Техническое освидетельствование баллонов углекислотных огнетушителей, систем противопожарного оборудования и воздухопуска двигателя.

9. Учет рекламаций

10. Ремонт машины (СР, КР, регламентированный)

11. Хранение машины (кратковременное, длительное)

12. Учет свинцовых стартерных батарей

14. Комплектность машины

15. Особые отметки.

Все разделы паспорта заполняются своевременно, разборчиво, только чернилами.

Ответственность за своевременное заполнение паспорта несет начальник АС в/ч.

Ввод в строй и передача машин. Использование машин

Право содержать машины имеют в/ч, которым они положены по штату.

Разрешается содержать а/м одной марки вместо другой, если это не противоречит штатному предназначению.

Сверх штатные а/м приводятся в исправное состояние, консервируются и ставятся на хранение до получения указаний о дальнейшем предназначении. Использование их запрещается.

Порядок прием машин

Поступающие на укомплектование в/ч машины должны быть исправными, укомплектованными и положенным комплектом ЗИП, индивидуальными и групповыми средствами повышения проходимости.

Для приема а/м в в/ч приказом командира в/ч назначается комиссия в составе:

Председатель — командир подразделения, в которое передается а/м.

Члены – специалисты с АС; представитель рода войск (службы) в/ч; лицо, сдающее машину (сдатчик).

Комиссия обязана проверить:

— Техническое состояние а/м путем внешнего осмотра.

— Наличие и состояние документации

Специалисты АС в в/ч являются :

— техник роты; старший техник

— помощник НАС; НАС в/ч.

В военное время машины принимаются непосредственно командирами подразделений или лицами, назначенными командиром подразделения с привлечением.

Порядок ввода машины в строй

Машины прибывшие в в/ч на штатное укомплектование, вводятся в строй приказом командира в/ч.

В приказе указывается:

— штатное предназначение машины;

-в какое подразделение и в какую группу эксплуатации зачисляется;

— присвоенный машине номерной знак;

— номер шасси, двигателя;

— Ф.И.О. водителя, за которым она закрепляется.

Номер приказа, подразделения, Ф.И.О. водителя, за которым закрепляется, заносятся в паспорт (формуляр)

После оформления документов производится передача а/м водителю.

Порядок передачи машин

В повседневной жизни войск возникает необходимость передачи а/м в другие подразделения или в/ч, а так же в народное хозяйство.

Внутри в/ч а/м передается на основании приказа командира в/ч вместе с водителем, как правило.

Из в/ч в в/ч машины передаются на основании наряда НАС округа.

Передача а/м оформляется актом.

Неисправные и неукомплектованные а/м передавать запрещено.

Порядок использования а/м в РА определен приказом МО СССР №100 от 1984 г. в котором указано:

— Мероприятия по повышению эффективности использования ВАТ

— Планирование использования машин

— Где ведется учет эксплуатации машин

— Форма книги заявок на использование ВАТ.

— Порядок использованием а/м

— Контроль за использованием а/м

— Поощрение за экономию ГСМ

— Ответственность за нарушения в использовании ВАТ

В ВС автомобили разделяются по типам:

К легковым относится а/м, предназначенные для обеспечения служебной деятельности.

К грузовым относятся а/м имеющие грузовые платформы и предназначенные для перевозки личного состава, вооружения с расчетами, различных материальных средств или буксирования вооружения и техники, а также самосвалы и седельные тягачи с грузовыми полуприцепами.

К специальным а/м относятся машины с установленными на них вооружением, оборудованием, а также санитарные а/м, автобусы.

В мирное время ВАТ разделяется на группы эксплуатации:

К группе боевых относятся а/м с установленными на них вооружением, аппаратурой управления, связи, радиолокационной, и другой боевой.

К группе строевых относятся а/м, предназначенные для перевозки л/с, вооружения, материальных средств, эвакуации вооружения и техники, а также а/м со штатным оборудованием и техникой инженерных, дорожных и др. в/ч и подразделений технического обеспечения.

К группе транспортных относятся а/м, предназначенные для повседневного хозяйственного, медицинского и другого обслуживания в/ч.

К группе учебных относятся а/м, предназначенные для обучения л/с практическому вождению, применению спец. оборудования, смонтированного на а/м.

Машины в/ч используются только по штатному предназначению с соблюдением норм и правил.

Зачисление а/м в группы эксплуатации производится на основании штата и объявляется приказом командира в/ч. В группы боевых и строевых а/м зачисляются новые и лучшие, технически исправные а/м, имеющие наибольший ресурс до очередного ремонта.

Не допускается использование а/м не по назначению!

Решение на использование а/м в в/ч принимает командир в/ч

Оно оформляется в виде наряда на использование машин или разрешения с надписью на путевом листе «Выход вне наряда разрешаю». Подпись командира в/ч

Заверяется второй гербовой печатью.

Боевая готовность машин. Годовые нормы расхода моторесурсов, сроки службы до ремонта и списания АТ

Боевая готовность машины определяется:

ЕЕ исправностью, надежностью, наличием подготовленного экипажа, укомплектованностью положенными зап. частями, светомаскировочными устройствами, заправкой горючим.

Боевая готовность машины достигается:

— строгим соблюдением требований и правил их эксплуатации, установленных нормативно-технической документации.

— своевременным и качественным ремонтом вышедших из строя поврежденных машин.

— своевременным и полным обеспечением войск автомобильным имуществом и рациональным его использованием

— созданием и поддержанием в работоспособном состоянии парков и их элементов.

— высоким уровнем технической подготовки водителей и других специалистов АС.

Использование а/м техники в мирное время планируется и осуществляется в пределах, установленных нормами расхода моторесурсов, установленных приказом №35 от 1994 г.

В военное время порядок использования а/м устанавливает командующий войсками фронта.

Приказом МО №370 от 7.10.96 установлены нормы межремонтных амортизационных пробегов (сроков службы) ВАТ.

Знаки, обозначения и надписи на ВАТ

В целях обеспечения безопасности движения, установления единой системы учета, улучшения за правильностью пользования а/м техникой в РА, приказом МО РФ №246 от 23.06.97г. введена «Инструкция о порядке изготовления, крепления и учета номерных, опознавательных и предупредительных знаков, нанесение надписей, обозначений на а/м технике РА и ВМФ.

Военные номерные знаки присваиваются штатным автомобильным средствам.

Присвоенный номерной знак заносится в паспорт (формуляр) машины (прицепа).

Машинам складского хранения номерные знаки присваиваются только на период обкатки.

Номерной знак состоит:

— из номера (четырехзначного числа)

— серии (двух заглавных букв русского алфавита)

Номерные знаки на машинах устанавливаются в местах предусмотренных конструкцией — заводом-изготовителем.

— учебное транспортное средство

— длинномерное транспортное средство

— знак аварийный остановки на буксируем неисправном транспортном средстве.

Для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке транспортного средства выполняются в виде флажков или щитков с нанесением по диагонали красными и белыми чередующимися полосами. На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных знаков.

Опознавательные надписи и обозначения.

— на санитарных а/м-эмблема «красный крест» в виде круга белого цвета с каймой и крестом красного цвета.

А/м скорой медицинской помощи имеют проблескивающий маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал.

— опознавательные обозначения на эвако-тягачах наносятся на передний бампер и окрашиваются с двух сторон на расстоянии 400 мм от края чередующимися под углом 45 градусов и белыми полосами шириной 50 мм.

— на транспортных средствах, перевозимых ГСМ сзади и сбоку наносится надпись «Огнеопасно» белого цвета и устанавливается маячок оранжевого цвета

— На а/м ВАИ наносится «Военная автоинспекция», «ВАИ» и устанавливаются специальные звуковые и световые сигналы.

Номерные, опознавательные, предупредительные знаки, надписи об обозначения наносятся с помощью трафаретов установленных размеров.

Учет номерных знаков ведется в Книге учета номерных знаков машин и прицепов.

Периодически, но не реже одного раза в пять лет, а также при передаче должности НАС производится сверка учетных данных номерных знаков, закрепленных за войсковой частью, с учетными данными вышестоящей АС, выдавшей ей серии и диапазон цифровых обозначений этих знаков.

При перемещении а/м и прицепов внутри в/ч, а также при сдачи в ремонт без исключения из в/ч. Номерные знаки и обозначения на а/м сохраняются. При передаче а/м и прицепов из одной в/ч в другую номерные знаки снимаются.

Устанавливать на а/м и прицепы номерные знаки, не закрепленные за в/ч серий и диапазонов цифровых обозначений запрещается.

Авто © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Название: Основы эксплуатации военной автомобильной техники
Раздел: Рефераты для военной кафедры
Тип: учебное пособие Добавлен 03:17:16 09 июля 2009 Похожие работы
Просмотров: 7338 Комментариев: 13 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.7 Оценка: неизвестно Скачать