Особенности эксплуатации автомобилей зил
Надежность работы автомобилей в значительной степени зависит от качества приработки его деталей в начальный период эксплуатации, равным для всех грузовых автомобилей ЗИЛ 1000 км. В этот период рекомендуется проверить затяжку всех резьбовых соединений, заправку масла в агрегатах, а также довести давление в шинах до нормального.
На протяжении начального периода эксплуатации нельзя превышать скорость движения автомобилей ЗИЛ моделей 431410 и 131Н более 50 км/ч, а автомобиля ЗИЛ -133ГЯ — более 60 км/ч. Нельзя нагружать автомобили (и прицепы к ним) более чем на 75% номинальной нагрузки.
На всех автомобилях не предусмотрены устройства, ограничивающие скорость движения в начальный период эксплуатации. Поэтому при работе с неполной нагрузкой водитель должен соблюдать и выдерживать по показаниям спидометра рекомендованную скорость движения автомобиля. В этот период работы автомобили ЗИЛ моделей 431410 и 133ГЯ надо эксплуатировать только на дорогах с твердым покрытием. Автомобиль ЗИЛ -131Н может эксплуатироваться по всем видам дорог, причем давление в шинах может быть снижено до 150 кПа. В тяжелых условиях и по бездорожью разрешается движение не более 500 м с давлением в шинах до 50 кПа.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Необходимо контролировать температурный режим во всех агрегатах трансмиссии (коробке передач, раздаточной коробке, главных передачах, ступицах колес, тормозных барабанах). Нагрев агрегатов, узлов преимущественно происходит в зоне опорных подшипников валов, расположенных в стенках картеров, крышках подшипников и т. д. Если через 50 … 75 км пробега прикосновение ладони к местам расположения подшипников не выдерживает нагрев, это свидетельствует о чрезмерном повышении температуры и необходимости выяснения причины и устранения неисправности.
Через каждые 100 км пробега целесообразно проверять крепление колес и, при необходимости, подтягивать гайки до стабилизации момента затяжки 400 … 500 Н-м. В дальнейшем такой проверке должно .подвергаться каждое колесо после выполнения монтажно-демонтажных работ.
По окончании начального периода эксплуатации автомобилей необходимо выполнить следующее.
1. Заменить масло в двигателе, очистить и промыть центробежный фильтр.
2. Подтянуть (желательно динамометрическим ключом) крепление головок блока цилиндров, соединения впускных и выпускных газопроводов. По окончании этой операции следует отрегулировать тепловые зазоры в клапанных механизмах.
3. Проверить и, при необходимости, отрегулировать натяжение приводных ремней.
4. Слить отстой из топливных фильтров.
5. Проверить и, в случае необходимости, довести до требуемого значения все резьбовые соединения, обратив особое внимание на крепление:
— фланцев карданных валов;
— картеров главных передач к картерам мостов (на автомобилях с гипоидным зацеплением зубчатых колес в главных передачах момент затяжки должен быть не менее 200 Н-м);
— пальцев и ушков рессор;
— стремянок рессор (на автомобиле ЗИЛ -133ГЯ момент затяжки гаек стремянок задних рессор должен быть в пределах 600 Н-м).
6. Проверить и, при необходимости, отрегулировать свободный ход педали сцепления и тормозной педали.
7. Удалить конденсат из воздушных баллонов, проверить действие тормозных механизмов, ход штока тормозных камер.
8. Извлечь из бачка гидроусилителя рулевого управления сетчатый фильтр и снять с него батистовый элемент и пружины.
9. На автомобиле ЗИЛ -133ГЯ провести дополнительно к перечисленному следующее:
— проверить и, в случае необходимости, отрегулировать угол опережения впрыскивания топлива;
— сменить фильтрующие элементы масляного фильтра двигателя;
— заменить масло в коробке передач, промыть картер дизельным топливом или керосином, очистить магниты сливных пробок от металлических отложений.
После выполнения всего комплекса перечисленных работ автомобили полностью пригодны к нормальной эксплуатации.
Особенности эксплуатации автомобилей зил
Глава 17 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-133
Особенности эксплуатации автомобилей ЗИЛ-133 в начальный период
Надежность работы автомобиля в значительной степени зависит от качества приработки его деталей в начальный период эксплуатации, т. е. в первые 1000 км пробега.
В этот период рекомендуется проверить затяжку всех внешних резьбовых соединений и уровень масла в агрегатах, а также довести давление в шинах колес до нормы. На протяжении всего периода обкатки не следует допускать скорость движения автомобиля свыше 50 км/ч и нагружать автомобиль (и прицеп к нему) более чем на 75% от номинальной нагрузки.
В начальный период автомобиль должен эксплуатироваться только на дорогах с твердым покрытием.
Необходимо при этом следить за температурным режимом коробки передач, главной передачи, ступиц, колес, тормозных барабанов. Если нагрев сильный (ладонь на поверхности держать невозможно), необходимо выяснить причину его и устранить неисправность. На автомобилях семейства ЗИЛ-133 не предусмотрены устройства, ограничивающие скорость его движения в начальный период. Поэтому при работе с нагрузкой водитель
должен сам соблюдать по спидометру скорость 50 км/ч.
По окончании начального периода эксплуатации автомобиля необходимо выполнить следующее.
Заменить масло в двигателе с одновременной очисткой и промывкой центробежного фильтра.
Подтянуть динамометрическим ключом болты крепления головок блока цилиндров, резьбовые соединения впускных и выпускных трубопроводов. По окончании этой работы необходимо отрегулировать тепловые зазоры в клапанных механизмах.
Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводных ремней.
Слить отстой из топливных фильтров.
На автомобилях ЗИЛ-133В Я,
-133ГЯ провести дополнительно следующие работы:
проверить и, если необходимо, отрегулировать угол опережения впрыска топлива;
сменить фильтрующие элементы масляного фильтра двигателя;
заменить масло в коробке передач, промыть картер, очистить магниты сливных пробок от металлических отложений.
Проверить все резьбовые соединения на автомобиле, обратив особое внимание на крепление фланцев карданных валов, картеров главных передач к картерам мостов (довести усилие затяжки гаек до 20 кгс-м), пальцев и ушков рессор, стремянок рессор (довести до 60 кгс-м усилие затяжки гаек стремянок задних рессор).
Проверить и, при необходимости, отрегулировать свободный ход педалей сцепления и тормоза.
Удалить конденсат из воздушных баллонов, проверить действие тормозов и ход штока тормозных камер.
Извлечь из бачка насоса гидроусилителя рулевого управления автомобиля ЗИЛ-133Г2 сетчатый фильтр и снять с него батистовый элемент с пружинами его крепления, принимая меры предосторожности против попадания грязи в насос.
Особенности эксплуатации автомобилей зил
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131Н
ПУСК И ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЯ
Перед пуском двигателя следует проверить наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения и уровень масла в картере двигателя.
Исправный двигатель легко пускается стартером. Для пуска прогретого двигателя необходимо:
1. Включить зажигание поворотом ключа по часовой стрелке, дальнейшим его поворотом до упора включить стартер.
2. Если двигатель не пустился с первой или второй попытки, вытянуть ручку управления воздушной заслонки карбюратора примерно на 1/4 хода и вновь включить стартер.
3. Как только двигатель начал работать, отключить стартер и немедленно нажать на ручку воздушной заслонки карбюратора до отказа, одновременно нажимая на педаль управления дроссельными заслонками (примерно на 1/2 хода).
При устойчивой работе двигателя на режиме холостого хода и при температуре охлаждающей жидкости не ниже 60 °С можно увеличить нагрузку на двигатель.
Пуск холодного двигателя при температуре выше 0 °С
Перед пуском двигателя следует проверить наличие охлаждающей жидкости ъ системе охлаждения и уровень масла в картере двигателя.
Пуск двигателя проводить в такой последовательности:
1. Подкачать топливо ручным рычагом топливного насоса в карбюратор для возмещения возможных потерь топлива вследствие испарения или подтекания.
2. Вытянуть ручку воздушной заслонки карбюратора.
3. Включить зажигание.
4. Включить стартер. Держать стартер включенным следует не более 10 с; интервалы между включениями стартера должны быть не менее 60 с.
Если при помощи стартера коленчатый вал двигателя проворачивается тяжело (недостаточен заряд аккумуляторной батареи), следует пользоваться не стартером, а пусковой рукояткой. Нельзя включать стартер более 3 раз подряд.
5. Как только двигатель начал работать, надо немедленно утопить ручку управления воздушной заслонкой
карбюратора на 1/4 . 1/2 ее хода (до положения, обеспечивающего устойчивую работу двигателя), нажать одновременно на педаль управления дроссельными заслонками и, не давая двигателю работать с большой частотой вращения коленчатого вала, прогреть его, постепенно утапливая до отказа ручку управления воздушной заслонкой.
6. Прогреть двигатель, не превышая среднюю частоту вращения коленчатого вала, до температуры охлаждающей жидкости не ниже 60 °С.
7. После прогрева двигателя при устойчивой его работе на режиме холостого хода остановить двигатель, выключить зажигание. Дать стечь маслу в картер в течение нескольких минут. Проверить уровень масла.
Проверить, нет ли подтекания масла, воды и топлива, а также проверить, нет ли утечки воздуха в соединениях трубопроводов и соединительных шлангов.
8. Пустить вновь двигатель, как указано в разделе «Пуск двигателя». При исправной работе двигателя можно увеличить на него нагрузку.
Запрещается повышать частоту вращения коленчатого вала для ускорения прогрева холодного двигателя.
Пуск холодного двигателя при температуре не ниже минус 15 °С
Отключить масляный радиатор и повернуть пусковой рукояткой коленчатый вал на 3 . 5 оборотов.
В дальнейшем порядок пуска и прогрева двигателя должен соответствовать указаниям по пуску двигателя при температуре выше 0 °С. После полного прогрева двигателя надо снова включить масляный радиатор.
Пуск холодного двигателя при температуре ниже минус 15 °С
Для обеспечения пуска двигателя при этих температурах, а также для уменьшения износа деталей, возникающего при пуске холодного двигателя, надо применять предпусковой подогреватель.
После прогрева двигателя подогревателем двигатель пускается так же, как указано выше (см. подраздел «Пуск холодного двигателя при температуре не ниже минус 15 °С»).
Наблюдающееся иногда после выключения зажигания самовоспламенение смеси (двигатель продолжает работать при выключенном зажигании) обычно после большой перегрузки двигателя не является признаком какого-либо дефекта и вызывается большей частью наличием в камере сгорания раскаленных частиц нагара.
Не следует пытаться устранить самовоспламенение смеси установкой более холодных свечей, так как самовоспламенение не зависит от тепловой характеристики свечей.
Для постепенного и равномерного охлаждения двигателя необходимо перед тем как остановить двигатель дать ему поработать 1 . 2 мин с малой частотой вращения коленчатого вала, после чего выключить зажигание.
Особенности эксплуатации от завода-изготовителя
При эксплуатации автомобиля строго соблюдай следующие основные требования:
- Сливай воду из системы охлаждения двигателя автомобилей ЗИЛ-157К и ЗИЛ-157КД Обязательно через два краника при открытой пробке радиатора, у автомобилей ЗИЛ 130 н ЗИЛ-131 — через три, а при наличии расширительного бачка — через четыре краника. После слива всей воды краники оставь открытыми. У автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 после этого закрой кран отопителя кабины.
- После пуска не допускай работы холодного двигателя с большой частотой вращения.
- Начинай движение только после прогрева двигателя до 60° С (не ниже) и создания давления воздуха в пневматической системе автомобиля не менее 4,5 кгс/см 2 .
- В случае доливки масел-заменителей в систему гидроусилителя рулевого управления, заправленную маслом марки Р, помни, что .получившаяся в результате смесь масел перестает быть всесезонной- и ее нужно заменить при очередном сезонном обслуживании.
- Смазывай игольчатые подшипники шарниров карданных валов автомобиля ЗИЛ-157К (при отсутствии смазки 158) смазкой Литол-24.
Игольчатые подшипники шарниров карданных валов автомобилей ЗИЛ-157КД, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 пополнения смазки в процессе эксплуатации не требуют.
- Чтобы исключить перерасход горючего, правильно пользуйся заслонкой воздушного канала капота автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131: канал капота в теплое время года должен быть открыт, в холодное — закрыт.
- Чаще проверяй на слух правильность вращения центрифуги у двигателя автомобилей ЗИЛ-157КД, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. После остановки прогретого двигателя исправная центрифуга должна вращаться еще 2— 3 мин, при этом должен быть слышен своеобразный звук.
- Своевременно и правильно подтягивай болты креплении головок блока (эта работа выполняется под руководством автомеханика).
- Не допускай при вождении:
- длительного движения автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 с неработающим гидроусилителем рулевого привода, а также длительной буксировки автомобиля с неработающим двигателем (без поднятия передней части);
- длительного движения с повернутым в крайнее положение рулевым колесом при выводе автомобилей ЗИЛ 130 и ЗИЛ-131 из колеи;
- выключения двигателя при длительных спусках и при движении накатом;
- переключения передач на крутых подъемах и спусках (заранее включай необходимую-низшую передачу);
- включения передачи заднего хода в коробке передач и понижающей передачи в раздаточной коробке до пол пои остановки автомобиля.
- Для торможения автомобиля пользуйся только рабочим тормозом. Стояночным тормозом пользоваться во время движения можно только в аварийных случаях.
- Во время обкатки автомобиля на протяжении первой 1000 км пробега:
- не превышай скорость движения свыше 30 км/ч для автомобиля ЗИЛ-157К. свыше 50 км/ч для автомобилей ЗИЛ-157КД и ЗИЛ-131 и свыше 60 км/ч для автомобиля ЗИЛ-130;
- не нагружай автомобиль ЗИЛ-130 более 75% номинальной грузоподъемности и не буксируй им прицелы обшей массой более 75% номинальной, не нагружай автомобиль ЗИЛ-157К в условиях бездорожья свыше 1500 кг (движение автомобилей ЗПЛ-157КД и 311Л-131 допускается по всем видам дорог без уменьшения номинальной величины полезной нагрузки);
- не снижай для улучшения проходимости автомобилей ЗИЛ-157КД и ЗИЛ-131 давление воздуха в шинах ниже 1,5 кгс/см 2 и кратковременно (на протяжении не более 500 м) в тяжелых дорожных условиях ниже 0,5 кгс/см 2 (прибегать к снижению воздуха в шинах автомобиля ЗИЛ-157К в период обкатки не следует).
- Помни, что при сварочных работах на автомобиле место заземления электросварочного агрегата необходимо располагать в непосредственной близости от места сварки: это поможет избежать повреждения выпрямительных диодов генератора переменного тока и полупроводниковых приборов регулятора напряжения, которыми оборудованы автомобили ЗИЛ-157КД, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.