Пожарный автомобиль дымоудаления АД 90/22(3205)
АД – пожарный автомобиль дымоудаления, предназначен для доставки на место пожара личного состава и пожарно-технического вооружения, удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема.
Используется для получения воздушно-механической пены высокой кратности, подачи ее в помещение и в открытые очаги пожара, а так же создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пожара и в местах с опасным пылевидным покрытием поверхности для исключения пылеобразования в атмосфере.
Комплектующее оборудование размещается внутри кузова. Автомобиль дымоудаления работает самостоятельно или совместно с отделениями пожарных автоцистерн для подачи воздушно-механической пены.
Для справки:
В СССР ряд автомобилей дымоудаления изготавливался техническими подразделениями пожарной охраны. При этом использовались вентиляторы радиальной компоновки.
По сравнению с осевыми, они имели большой напор, но меньшие расходные параметры (при одинаковой мощности).
Аналогом первого опытного образца автомобиля дымоудаления стал экспериментальный пожарный автомобиль, созданный ВНИИПО в 1977 г. на шасси ГАЗ-бб.
Пожарный автомобиль дымоудаления АД -90-22
Тактико-технические характеристики
Шасси | ПАЗ-3205 |
Колесная формула | 4х2 |
Колесная база, мм | 3600 |
Длина/ширина/высота, мм | 7250х2520х3350±50 |
Полная масса, кг | 8190 |
Двигатель, бензиновый | ЗМЗ-5234.10 |
Мощность двигателя, кВт/л.с. | 96/130 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Удельная мощность, кВт/т | 11,7 |
Экипаж, человек | 1+3 |
Мощность основной электросиловой установки, кВт | 16 |
Мощность вспомогательной электросиловой установки, кВт | 6 |
Максимальная суммарная производительность пожарных дымососов, тыс. м3/ч | 90 |
Высота подъема осветительной мачты не менее, м | 8* |
Суммарная мощность электрооборудования , кВт | 15 |
* высота зависит от модели осветительной мачты
Пожарный автомобиль дымоудаления
Пожарный автомобиль дымоудаления – пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений. Пожарный автомобиль дымоудаления (АД) предназначен для доставки на место пожара личного состава и пожарно-технического вооружения, удаления дыма из зданий и сооружений, проветривания помещений, перемещения газовоздушных смесей при АСР, получения ВМП высокой кратности и подачи её в помещения и на открытые очаги пожара; создания заградительных полос из пены на пути распространения пламени, а также в местах с опасным пылевидным покрытием поверхности для исключения пылеобразования в атмосфере.
В СССР ряд АД изготавливался техническими подразделениями пожарной охраны. При этом использовались вентиляторы радиальной компоновки. По сравнению с осевыми они имели большой напор, но меньшие расходные параметры (при одинаковой мощности). Аналогом первого опытного образца АД стал экспериментальный пожарный автомобиль, созданный ВНИИПО в 1977 на шасси ГАЗ-66. У этого автомобиля осевой вентилятор К-23 диаметром 1100 мм имел расход воздуха 120 тыс. м3/ч при давлении 800 Па. Производительность по пене кратности 800 составляла 12 м3/ч. В состав АД входили: вентиляторная установка с приводом от двигателя автомобиля, узлы трансмиссии, ёмкость для пенообразователя, пенная система, всасывающие и напорные рукава, пенный рукав. Комплектующее оборудование размещалось в отсеках кузова. В последующие годы Варгашинский завод ППСО при участии ВНИИПО изготовил ряд моделей аналогичных АД с осевыми вентиляторами разных моделей. Так, в 2006 принят опытный образец АД-120 на шасси ЗИЛ-4334 с комплектацией одним стационарным осевым вентилятором и двумя переносными дымососами производительностью 15 тыс. м3/ч с приводом от переносного генератора. В 1998 Жуковский машиностроительный завод изготовил опытный образец АД 90/20 на шасси ЗИЛ-5301 «Бычок». АД имел в комплектации 6 переносных дымососов с расходом по 15 тыс. м3/ч, с приводом от электродвигателя частотой тока 400 Гц и питанием от электрического генератора мощностью 20 кВт, установленного на шасси. В этом же году Московский карбюраторный завод АМО ЗИЛ изготовил опытный образец АД-100 на шасси ЗИЛ-131. Особенностью этого автомобиля было то, что впервые разработан вентилятор с расходом 150 тыс. м3/ч, с давлением 1500 Па, с отсасыванием газовоздушных потоков с температурой до 3000С. В целях улучшения параметров вентилятора для режимов отсасывания и нагнетания воздуха в конструкции вентиляторной установки была предусмотрена возможность изменения формы проходных сечений. В последние годы в России к производству АД приступили и др. предприятия.
Литература: Эксплуатация пожарной техники: Справ. М., 1991;
Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.
Пожарный автомобиль газодымозащитной службы – пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности и задымления. Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ) предназначен: для доставки на место пожара или аварии личного состава ГДЗС, СИЗОД; развёртывания на месте пожара контрольного поста ГДЗС; освещения места пожара; обеспечения электроэнергией вывозимого электрооборудования – электроинструмента, дымососов, прожекторов и др.; удаления дыма из помещений, проведения различных видов АСР с помощью специального инструмента и оборудования. В России первые 2 автомобиля «дымозащитной службы» были сконструированы в Ленинградской пожарной охране на шасси «Рено» в начале ХХ в. В 70- 80 гг. ХХ в. В СССР АГ изготавливались техническими подразделениями гарнизонов пожарной охраны на шасси ГАЗ-66, ЗИЛ-130, «Урал-375», ПАЗ-672. В настоящее время наибольшее распространение получил автомобиль на шасси ЗИЛ-130, выпускаемый на базе пожарного насосно-рукавного автомобиля АНР-40 (130) мод. 127А, в котором вместо пожарного насоса салонного расположения устанавливается генератор мощностью 12 или 24 кВт с приводом от двигателя автомобиля. Первые 2 автомобиля с генераторами тока частотой 400 Гц изготовил Жуковский машиностроительный завод АГ-12 на шасси автобуса ПАЗ-3205 (1994) и АГ-20 на шасси ЗИЛ-5301 «Бычок» (1994). С начала 2000-х годов к производству АГ в России подключились и др. предприятия.Литература: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения; НПБ 194-2000. Техника пожарная. Автомобиль газодымозащитной службы. Общие технические требования. Методы испытаний; Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.
Пожарный автомобиль комбинированного тушения – пожарный автомобиль с несколькими видами ОТВ. Пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ) предназначен для доставки на место пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам ОТВ. Благодаря различию в свойствах и механизме воздействия ОТВ на процесс горения при комбинированном способе повышается общая огнетушащая эффективность комбинации составов по сравнению с эффективностью использования отдельно взятых средств. АКТ применяются для тушения пожаров на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте. В отечественной и зарубежной практике наибольшее распространение в качестве ОТВ получили вода, пенообразователь, порошки. Комбинация из них применяется и в АКТ. При этом для подачи воды и растворов пенообразователей используется насосная система, а для подачи по коммуникациям порошка – вытеснительная система. В СССР изготавливались 2 модели АКТ: на шасси ГАЗ-66 АКТ- 0,5/0,5 мод. 207 производства Варгашинского завода ППО и на шасси ЗИЛ-133ГЯ – АКТ-3/2,5 мод. 197 производства Прилукского ПО «Пожмашина» (Украина). АКТ-0,5/0,5 был создан при участии специалистов ВНИИПО после изучения и анализа зарубежной техники, представленной на первой Международной выставке «Пожтехника» в Москве в 1975. Автомобиль имел запас в 500 л раствора пенообразователя (в 2 ёмкостях) и 500 кг порошка (в 2 сосудах). Заряд вытеснялся под давлением 0,8 МПа. В АКТ-3/2,5 количество вывозимого порошка составляло 3000 кг воды и пенообразователя – 2500 и 180 л. Автомобиль был оснащён комбинированным пожарным насосом ПНК-40/3 со средним его расположением (внутри салона). Порошок вытеснялся из сосуда давлением сжатого газа 0,4 МПа. В последние годы в России впервые производство АКТ среднего класса освоено Торжокским ОАО «Пожтехника». АКТ 1,0/1000-40/40 изготовлен на шасси ЗИЛ-4331 с запасом ОТБ – воды и порошка, 1,0 м3 и 1000 кг с расходом (подачей) насоса 40 л/с (воды) и 40 кг/с (порошка). Этим и другими предприятиями освоено производство АКТ на шасси КамАЗ и «Урал» с большим запасом ОТБ.Литература: ГОСТ 12.2.047-86. ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения; Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.
В.2. Узлы и агрегаты основных пожарных автомобилей. Табель положенности ПТВ на основном пожарном автомобиле.
Основными элементами пожарной автоцистерны являются:
§ базовое шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения водителя и расчета;
§ кабина для размещения расчета в виде отдельного модуля;
§ отсеки кузова для размещения насосной установки и ПТВ;
§ сосуды для огнетушащих веществ (ОТВ);
§ насосная установка с коммуникациями;
§ дополнительные трансмиссии привода насосной установки;
§ пожарный лафетный ствол;
§ система дополнительного охлаждения двигателя;
§ система обогрева салона.
В зависимости от назначения и конструктивного исполнения АЦ могут быть оборудованы дополнительными устройствами при отсутствии одной или нескольких из перечисленных выше составных частей.
Для изготовления отечественных пожарных автоцистерн в настоящее время производители применяют автомобильные шасси обычной (4×2, 6×4) или повышенной (4×4, 6×6, 8×8) проходимости таких автопредприятий как ЗИЛ, Урал, КамАЗ, ГАЗ, МАЗ в стандартном исполнении.
При этом основные части автомобилей – двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизм управления сохраняются. Однако в некоторые из них вносятся изменения для облегчения надежной работы пожарного оборудования и основных агрегатов. Так, двигатель, работая на насос в летнее время в стационарном режиме, может перегреваться. Поэтому в систему охлаждения вводят дополнительный теплообменник, соединенный трубами с пожарным насосом.
Разрежение в полости центробежного насоса при всасывании воды в случае забора ее из посторонней емкости зачастую осуществляется с помощью газоструйного вакуум-аппарата. Оно создается отработавшими газами двигателя, которые также используются в зимнее время для обогрева насосного отделения и воды в цистерне. Выпускные трубы, глушитель и батареи обогрева образуют систему отработавших газов двигателей пожарных автомобилей.
Существенные изменения вносят в электрооборудование автомобиля. В него дополнительно включаются приборы освещения (кабина расчета, отсеки кузовов, насосного отделения, а также площадки около него), световая и звуковая сигнализация и контрольно-измерительные приборы.
С кабиной водителя, как правило, жестко соединяют цельнометаллическую кабину расчета. В средней части шасси, за кабиной расчета монтируют цистерну для воды. На кронштейнах, приваренных к опорам цистерны, устанавливают стальной кузов. В отсеках кузова и на крыше автомобиля размещают пожарное оборудование. Специальными хомутами к элементам кузова закрепляют баки для пенообразователя, которые, как правило, изготавливают из нержавеющих сталей.
Огнетушащие жидкости на автоцистерне подаются насосной установкой. Она включает: пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель и вакуумную систему. Насосные установки могут размещаться сзади пожарного автомобиля или посередине. Передача мощности от двигателя к насосу осуществляется через дополнительную трансмиссию, которая состоит из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности устанавливается вместо крыши коробки передач или является самостоятельным механизмом. В случае заднего расположения установки для удобства управления двигателем и трансмиссией дублируются приводы управления сцеплением и дроссельной заслонкой карбюратора (или рейкой ТНВД). Таким образом, изменение режимов работы насоса можно производить или из кабины водителя, или из насосного отделения.
Пожарные насосно-рукавные автомобили АНР сходны с автоцистернами, но на них отсутствует цистерна для воды. За счет ликвидации цистерны увеличены кабина расчета и вывозимый запас напорных рукавов. В таблице 2.1 представлены основные технические данные некоторых основных ПА общего применения.
Наиболее массовыми пожарными автоцистернами в настоящее время являются АЦ-40(431410)63Б и АЦ-40(131)137А.
Пожарная автоцистерна АЦ-40(431410)63Б (см. рис. 2.1 и 2.2) смонтирована на автомобильном шасси ЗИЛ-431410 с колёсной формулой 4×2.
| |
На автомобиле установлен V-образный восьмицилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель ЗИЛ-508 мощностью 110 кВт (150 л.с.). За трёхместной кабиной водителя располагается четырёхместная кабина расчёта, жёстко соединённая с первой. На ложементах, укреплённых через резиновые амортизаторы к раме шасси, за кабиной расчёта установлена цистерна с 2350 литрами воды.
Кузов пожарной автоцистерны представляет собой две цельнометаллические тумбы, которые располагаются вдоль цистерны и крепятся к ней кронштейнами. В задней части тумбы имеется отсек, где размещена насосная установка с контрольно-измерительными приборами, рычагами управления, а в верхней части бак для пенообразователя ёмкостью 165 литров.
Норма положенности пожарно-технического вооружения, оборудования и инвентаря на автоцистернах АЦ-40(43226), (43202), АЦ-40(130)63, АЦ-40(131):
N п/п | Наименование вооружения и оборудования | Ед. изм. | Количество | |
АЦ-43226 | АЦ-130 | АЦ-131 | ||
1. | Рукав всасывающий, дл.4 м, диам.125 мм | шт | ||
2. | Рукав всасывающий, дл.4 м, диам.75 мм | -«- | ||
3. | Рукав напорный, для работы от гидранта, дл. 5 м, диам.77мм | -«- | ||
4. | Рукав напорный, дл.20м, диам.77мм | -«- | ||
5. | То же, диам. 66 мм | -«- | ||
6. | То же, диам. 51 мм | -«- | ||
7. | Рукав всасывающий (дюритовый), дл. 4м, диам. 30мм | -«- | ||
8. | Сетка для всасывающего рукава СВ-125, с веревкой длиной 12 м | -«- | ||
9. | Разветвление 3-ходовое 66x51x66x51(77x51x66x51) | -«- | ||
10. | Переходник (сборник) для работы от колонки 125x77x77 с заглушками | шт. | ||
11. | Головка соединительная переходная 66×51 | -«- | ||
12. | Головка соединительная переходная 77×51 | -«- | ||
13. | Головка соединительная переходная 77×66 | -«- | ||
14. | Задержка рукавная | -«- | ||
15. | Комплект инструмента колонщика, в т.ч. | |||
— молоток слесарный | -«- | |||
— зубило | -«- | |||
— зажимы рукавные | -«- | |||
— кольца уплотнительные рукавные: | ||||
диаметром 66 мм | -«- | |||
диаметром 77 мм | -«- | |||
— флажок сигнальный красный | -«- | |||
— сумка для инструмента колонщика | -«- | |||
16. | Колонка пожарная | -«- | ||
17. | Ключи для соединения всасывающих рукавов | -«- | ||
18. | Ключ для открывания крышек гидрантов | -«- | ||
19. | Гидроэлеватор Г-600 | -«- | ||
20. | Ствол РСБ | шт. | ||
21. | Ствол КРБ | -«- | ||
22. | Ствол РСА | -«- | ||
23. | Ствол воздушно-пенный СВПМ-4 | -«- | ||
24. | Ствол лафетный стационарный | -«- | — | |
25. | Ствол лафетный переносной | -«- | — | — |
26. | Генератор пены средней кратности ГПС-600 | -«- | ||
27. | Лестница трехколенная | -«- | ||
28. | Лестница штурмовая | -«- | ||
29. | Лестница-палка | -«- | ||
30. | Багор металлический длиной 2,5 метра | -«- | ||
31. | Лом легкий | -«- | ||
32. | Лом тяжелый | -«- | ||
33. | Лом с шаровой головкой | -«- | ||
34. | Лом «универсальный» | -«- | ||
35. | Кувалда кузнечная весом 5 кг | -«- | ||
36. | Топор плотницкий | -«- | ||
37. | Крюк пожарный легкий | -«- | ||
38. | Лопата штыковая | -«- | ||
39. | Пила-ножовка по дереву в деревянном футляре | -«- | ||
40. | Ножницы для резки арматуры | -«- | ||
41. | Комплект инструментов для резки электропроводов, в том числе: | |||
— сумка для комплекта | шт. | |||
— ножницы с диэлектрич. Рукоятками | -«- | |||
— перчатки диэлектрические | пара | |||
— боты диэлектрические | пара | |||
— коврик диэлектрический | шт. | |||
42. | Веревка спасательная, длиной 30 м в брезентовом чехле | -«- | ||
43. | Веревка спасательная, длинной 60 м в брезентовом чехле | -«- | ||
44. | СИЗОД | -«- | ||
45. | Воздушные баллоны (резервные) | -«- | ||
46. | Теплоотражательный костюм | -«- | ||
47. | Электрический индивидуальный фонарь | -«- | ||
48. | Электрический групповой фонарь | -«- | ||
49. | Аптечка медицинская | комп | ||
50. | Огнетушитель ОУ-5 | шт. | ||
51. | Огнетушитель порошковый ОПУ-5 | -«- | ||
52. | Опись пожарно-технического оборудования | шт. | ||
53. | Комплект шоферского инструмента | комп | ||
54. | Автомобильная радиостанция | шт. | ||
55. | Переносная радиостанция | -«- | ||
56. | Знак аварийной остановки | -«- | ||
57. | Универсальный спасательный прибор индивид. | -«- | ||
58. | СГУ | -«- |
1. В боевом расчете должно находиться по одной переходной головке «Ротт-Богдановская» диаметр 51×51 и диаметр 66×66, которые изготавливаются на базе дежурных караулов.
2. В боевом расчете должны находиться справочники гидрантов и планшеты водоисточников соседних подразделений, планшет постового на посту безопасности, журнал учета работы звеньев ГДЗС.
3. В подразделениях, где в боевом расчете вместо рукавов диаметр 89 мм находятся рукава диаметр 77 мм, их количество должно соответствовать указанному в табеле, кроме этого вместо разветвления 89x66x66x66 должно быть разветвление 77x51x66x51.
4. При отсутствии моделей автоцистерн указанных в данном приложении, нормы технической оснащенности устанавливаются комиссией УГОЧС и ПБ Мурманской области.