Меню

Описать работы по разборке мойке дефектовке сборке деталей водяного насоса двигателя

Основные указания по разборке и сборке водяного насоса

Разборка водяного насоса

Отверните гайку 9 (рисунок 32) крепления шкива привода водяного насоса.

С помощью съемника снимите шкив 7 водяного насоса. Извлеките из корпуса насоса кольцо 12, стопорящее подшипниковый узел.

Снимите крыльчатку 3 с вала насоса 2, используя резьбовое отверстие в торце крыльчатки (М18×1,5), с помощью специального болта.

Выпрессуйте вал с подшипниками из корпуса водяного насоса. Направление выпрессовки — в сторону установки шкива. Спрессуйте подшипники с вала. Снимите кольцо упорное 13.

Выпрессуйте сальник из корпуса насоса.

  1. корпус;
  2. валик насоса;
  3. крыльчатка;
  4. уплотнение водяного насоса SP/1341;
  5. подшипник;
  6. втулка;
  7. шкив;
  8. шпонка;
  9. гайка;
  10. заглушка;
  11. шайба;
  12. кольцо стопорное;
  13. кольцо упорное.

Сборка водяного насоса

Установите на вал насоса кольцо упорное 13, напрессуйте подшипники. Заполните подшипники и подшипниковую полость смазкой Литол 24-МЛи 4/12-3 в количестве 45 г. Запрессуйте вал с подшипниками в корпус насоса. Установите кольцо 12, стопорящее подшипниковый узел.

Установите шкив насоса, шайбу и гайку. Гайку затянуть, обеспечив значение крутящего момента 120…140 Н·м.

Через оправку (Рисунок 33) напрессуйте уплотнение водяного насоса 4 внутренним корпусом на вал водяного насоса и, одновременно, запрессуйте наружным корпусом уплотнения в корпус водяного насоса до упора фланца корпуса уплотнения в привалочную поверхность корпуса насоса, при этом конструктивное исполнение оправки должно обеспечить напрессовку внутреннего корпуса уплотнения таким образом, чтобы торцовая поверхность внутреннего корпуса располагалась на расстоянии 11,2±0,2 мм от привалочной поверхности корпуса насоса.

Напрессуйте на вал крыльчатку, установите заглушку в торец крыльчатки. Утопание торца крыльчатки относительно привалочной плоскости корпуса насоса не должно превышать 0,3 мм, выступание крыльчатки не допускается.

Типичные неисправности автомобиля

Технология ремонта водяного насоса

Признаки и причины неисправностей

Водяной насос, в основном выполняется центробежного типа.

Назначение водяного насоса: обеспечивать постоянную принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

Основными неисправностями водяного насоса можно назвать:

— подтекание охлаждающей жидкости (выход из строя сальника)

Способ устранения: замена сальника

Для того, чтобы заменить сальник необходимо разобрать водяной насос.

Технология разборки водяного насоса осуществляется в следующей последовательности:

1) Отгибается стопорная шайба

2) Выворачивается гайка-колпак

3) При выполнение разборных действий необходимо удерживать вал водяного насоса от проворачиваний.

Схема технологии ремонта водяного насоса

После чего необходимо воспользоваться съемником и снять крыльчатку с сальником, затем снять уплотнительное кольцо и упорные кольца. После чего снимается шкив привода водяного насоса и выбивается шпонка. Следующим этапом является снятие пылеотражателя и стопорного кольца, далее выпрессовываем вал водяного насоса с шариковым подшипником в сборе. Заключительным этапом будет снятие уплотнений из корпуса насоса. Все уплотнения заменяются новыми.

Водяной насос:

1 — шкив привода водяного насоса;

2 — болт крепления шкива;

3 — упорная шайба;

4 — передний шариковый подшипник;

6 — задний шариковый подшипник;

7 — сальник, удерживающий смазку в полости подшипников;

8 — уплотнение валика водяного насоса, предохраняющее вытекание воды из водяной полости водяного насоса.

Описать работы по разборке мойке дефектовке сборке деталей водяного насоса двигателя

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1.9.

РЕМОНТ ВОДЯНОГО НАСОСА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740

Общая трудоемкость — 53,0 чел. мин Исполнитель — слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда

ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИБОРЫ, ИНСТРУМЕНТ

Стенд для испытания водяных насосов мод. 470.189; приспособление для разборки-сборки водяного насоса; пресс гидравлический мод. Р-377; пресс ручной мод. ОКС-761-2; секундомер СМ-60 ГОСТ 5072-72; установка для мойки деталей мод. 196М или «Тайфун»; пистолет воздушный С-417; ключи гаечные кольцевые 10, 12, 19 мм ГОСТ 2906-80; головка сменная 17 мм ГОСТ 25604-83; удлинитель L=150 мм ГОСТ 25600-83; ключ трещеточный ГОСТ 22402-77; отвертки слесарно-монтажные 6,5 мм 8,0 мм 10,0 мм ГОСТ 17199-71; зубило слесарное ГОСТ 7211-86; молоток слесарный стальной ГОСТ 2310-77; бородок слесарный ГОСТ 7214-72; пинцет ГОСТ 21241-77; пассатижи комбинированные ГОСТ 17438-72; съемник шкива с валика водяного насоса (И-801.40.000); пассатижи специальные для снятия и установки стопорных колец И-801.23.000; съемник крыльчатки водяного насоса И-801.33.000; оправка для выпрессовки (запрессовки) кольца корпуса водяного насоса (Днар = 32,5 мм Двн = 18 мм, L = 130 мм); оправка для выпрессовки (запрессовки) водоотражающей шайбы корпуса водяного насоса (трубчатая, Д„ар=32,5 мм Д„н = 20 мм, L=130 мм); оправка для выпрессовки сальника корпуса водяного насоса (трубчатая, Днар = 30 мм, Да„ = 18 мм, L = 100 мм); технологические пластины 15 х 15, t=1,0 мм, t= 1,2 мм); оправка для запрессовки сальника корпуса водяного насоса и крыльчатки (трубчатая, ступенчатая Д’„ар = 45 мм, Д’нар=30 мм. Двн = 17 мм, Д*вн = 13 мм, L, = 60 мм, Lj=40 мм); оправка для запрессовки манжеты корпуса водяного насоса (Днар = 42 мм, Двн = 22 мм, L=100 мм); оправка для напрессовки втулки на шкив водяного насоса (Днар=46 мм, Двн = 36 мм, L = 100 мм); оправка для запрессовки манжеты в корпус манжеты водяного насоса (Д„ар=61 мм, Дв„ = 53 мм, L=100 мм); оправка для напрессовки шкива привода на валик водяного насоса (трубчатая, Д„ар=45 мм, Двн = 26 мм, L=100 мм); кисть волосяная КФК-8 ГОСТ 10597-70; оправка для запрессовки валика в корпус водяного насоса (Д=24 мм, L=100 мм); емкость с моторным маслом; емкость с консистентной смазкой; емкость с эмалью НЦ-5125 ГОСТ 7462-72; деревянная лопатка.

Читайте также:  Nissan primera p12 схема управления двигателем

РАЗБОРКА ВОДЯНОГО НАСОСА

Трудоемкость — 17,0 чел. мин
1. Установить водяной насос в сборе в приспособление для разборки. (Приспособление).
2. Отогнуть усы стопорной шайбы 11 (Рис. 1) и, удерживая валик от проворачивания за шкив 14, отвернуть колпачковую гайку 12 крепления крыльчатки и снять шайбу 11. (Молоток, зубило, отвертка 8,0 мм, ключ кольцевой гаечный 19 мм).
3. Установить съемник и снять крыльчатку 18 (Рис. 2) насоса с валика 13. (Съемник крыльчатки, ключи гаечные кольцевые 12 и 19 мм).
4. Вынуть пружину 3 (Рис. 3), манжету 5 торцевого уплотнения в сборе с обоймами 2 и 4 и упорное кольцо 6. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 до № 110661. (Пинцет, отвертка 6,5 мм).
5. Снять с валика 13 (Рис. 2) насоса уплотнительное кольцо 19.с обоймой 20 и кольцо 21 упорное. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 начиная с № 110661. (Отвертка 6,5 мм, пассатижи).
6. Отвернуть болт 1 крепления шкива с пружинной 3 и плоской 4 шайбами. (Головка сменная 17 мм удлинитель 150 мм, ключ трещеточный, съемник шкива). Установить съемник и снять с валика шкив.
7. Выпрессовать шпонку 12 из валика 13 водяного насоса. (Молоток, зубило).
8. Вывернуть болты 24 (Рис. 3) крепления крышки из корпуса с шайбами 19, снять крышку 16 в сборе с манжетой 17 и прокладку 15. Работу выполнять на двигателе КамаЗ-740 до № 110661.

(Ключ гаечный кольцевой 10 мм, отвертка 6,5 мм).

9. Снять с валика 13 (Рис. 2) насоса пылезащитную шайбу 9. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 начиная с № 110661. (Отвертка 6,5 мм).

10. Вынуть из корпуса 24 насоса стопорное кольцо 10. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 начиная с № 110661. (Специальные пассатижи).

11. Установить водяной насос на пресс и выпрессовать валик в сборе с подшипниками. (Пресс гидравлический мод. Р-377).

12. Выпрессовать из корпуса 8 (Рис. 3) водяного насоса кольцо 7 корпуса. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 до № 110661. (Молоток, оправка).

13. Вынуть манжету 9 из корпуса 8 водяного насоса. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 до № 110661. (Отвертка 10,0 мм).

14. Выпрессовать из корпуса 24 (Рив^ 2) водяного насоса водоотражающую шайбу 15. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 начиная с № 110661. (Оправка, молоток).

15. Выпрессовать сальник 22 из корпуса 24 водяного насоса. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 начиная с № 110661. (Оправка, молоток).

16. Спрессовать подшипники 11 и 14 с валика водяного насоса. На двигателях КамаЗ-740 до № 110661. (Пресс ручной мод. ОКС-761-2, технологические пластины). Вместе с задним подшипником 11 (Рис. 3) спрессовывается и втулка 10 манжеты задняя.

17. Выпрессовать манжету 17 из корпуса 16 манжеты водяного насоса. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 до № 110661. (Отвертка 10,0 мм).

18. Спрессовать втулку 18 со шкива 1 водяного насоса. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 до № 110661. (Молоток, зубило).

МОЙКА ДЕТАЛЕЙ ВОДЯНОГО НАСОСА

Трудоемкость — 3,0 чел. мин

19. Промыть детали водяного насоса и обдуть их сжатым воздухом. Установка для мойки деталей мод. 196М, пистолет для обдува деталей сжатым воздухом мод. С-417).

ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ВОДЯНОГО НАСОСА

20. Продефектовать детали водяного насоса. Дефектовку производить согласно карты дефектовки № 1.10.

Рис. 1. Водяной насос:
а — до усовершенствования: 1 — пылеотражатель; 2 — стопорное кольцо; 3, 4 — шарикоподшипники; 5 — водоотражатель; 6 — крыльчатка; 7 — сальник; 8 — валик; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — упорное кольцо; 11 —шайба; 12 — колпачковая гайка; 13 — корпус; 14 — шкив; б — усовершенствованная конструкция: 1 — шкив; 2 — болт; 3 — шайба; 4, 6 — подшипники; 5 — пресс-масленка; 7 — манжета; 8 — сальник

Читайте также:  Допуск масла для мерседес 272 мотор

Разборка, проверка и сборка водяного насоса

Необходимый специальный инструмент, приспособления и оборудование:

Конструкция водяного насоса представлена на рисунке.

Рис. Центробежный насос системы охлаждения двигателя:
1 — стопорное кольцо; 2 — шкив вентилятора; 3 — валик; 4 — ступица шкива водяного насоса и вентилятора; 5 — пресс-масленка; 6 — корпус водяного насоса; 7 — крыльчатка; 8 — специальная шайба; 9 — пружинная шайба с внутренним зубом; 10 — болт крепления крыльчатки к валику; 11 — сливное отверстие; 12 — шариковый подшипник; 13 — распорная втулка; 14 — упорная пружина сальника; 15 — резиновая уплотнительная манжета; 16 — уплотняющая стеклотекстолитовая шайба; 17 — стопорное кольцо; 18 — латунное кольцо манжеты; 19 — обойма сальника; а — уплотняющая поверхность корпуса

Валик насоса вращается в двух шариковых подшипниках 12, имеющих сальники. В корпусе 6 насоса валик 3 уплотнен самоподжимным сальником, состоящим из стеклотекстолитовой шайбы 16, резиновой уплотнительной манжеты 15 и пружины 14.

Для предохранения подшипников вала насоса от попадания в них воды, случайно просочившейся через уплотнение валика, в нижней части корпуса насоса предусмотрено специальное сливное отверстие выполненное в отливке.

Появление течи жидкости из сливного отверстия 11 в процессе эксплуатации двигателя указывает на неисправность уплотнения.

В этом случае необходима разборка водяного насоса.

Устранять течь закрытием сливного отверстия какой-либо заглушкой не допускается во избежание порчи подшипников из-за вымывания их смазки.

Разборку насоса производят также при необходимости замены подшипников.

Последовательность операций:

  1. Зажать водяной насос в тиски и отвернуть болт 10 крепления крыльчатки 7 на валике 3.
  2. Снять стопорное кольцо 1, удерживающее валик 3 в сборе с подшипниками в корпусе 6.
  3. Установить насос на ручной пресс, с помощью оправки нажать на торец валика 3 (со стороны крыльчатки) и спрессовать крыльчатку в сборе с уплотнением: Дальнейшим нажатием оправки на валик выпрессовать его в сборе с подшипниками из корпуса насоса.
  4. Промыть подшипники, валик и внутреннюю поверхность корпуса насоса в промывочном растворе.
  5. Проверить состояние торцевой поверхности а, по которой работает уплотнительная шайба 16. Поверхность должна быть гладкой, без забоин или других каких-либо повреждений. При необходимости ее нужно зачистить специальной цековкой 1, центрируемой на валике 2 насоса. После этой операции следует тщательно промыть корпус насоса и продуть его сжатым воздухом.

Рис. Цековка торцевой поверхности бобышки корпуса центробежного насоса

Сборку насоса производят в обратной последовательности. После сборки насоса полость подшипников набивают специальной смазкой через пресс-масленку до появления смазки в контрольном отверстии, расположенном на левой стороне корпуса насоса.

Описать работы по разборке мойке дефектовке сборке деталей водяного насоса двигателя

Основные указания по разборке и сборке водяного насоса дизеля Д-260.1

Разборка водяного насоса дизеля Д-260.1

Отверните болты крепления вентилятора или болты проставки с вентилятором.

Закрепите на торцовой поверхности шкива фиксатор, аналогичный по конструкции фиксатору, изображенному на рисунке 30, с координатами отверстий под крепление, соответствующими координатам отверстий на шкиву насоса. Удерживая шкив за рычаг фиксатора, отверните гайку 11 (рисунок 8). С помощью съемника снимите шкив 9. Извлеките шпонку из шпоночного паза на валу насоса и стопорное кольцо, фиксирующее блок подшипников в корпусе водяного насоса.

Отверните три болта крепления крышки водяного насоса. Снимите крышку водяного насоса, используя две резьбовые бобышки (резьба М8), расположенные на торце крышки. Извлеките заглушку 6, установленную в торце крыльчатки.

Выпрессуйте вал с подшипниками из корпуса водяного насоса. Направление выпрессовки — в сторону установки шкива. Спрессуйте подшипники с вала.

Выпрессуйте сальник (при необходимости замены) из корпуса насоса.

4.3.2 сборка водяного насоса дизеля Д-260.1

Напрессуйте подшипники на вал насоса. Заполните подшипники и подшипниковую полость смазкой Литол 24-МЛи 4/12-3 в количестве 45 г. Запрессуйте вал с подшипниками в корпус насоса. Установите кольцо, стопорящее подшипниковый узел.

Установите шкив насоса, шайбу и гайку. Гайку затянуть, обеспечив значение крутящего момента 120.140 Нм.

Запрессуйте в корпус насоса сальник (при замене), обеспечив размер от торцовой плоскости корпуса насоса до контактирующей поверхности кольца скольжения сальника 54.5 ± 0.1 мм (рисунок 8). Установите на вал кольцо упорное и кольцо уплотнительное.

Читайте также:  Ваз 2110 ремонт двигателя неисправности

Напрессуйте на вал крыльчатку до совпадения торца валика насоса с торцовой поверхностью расточки в крыльчатке, обеспечив размер от торца корпуса насоса до торцовой поверхности крыльчатки 15.5 ± 0.1 мм (рисунок 8). Установите заглушку в торец крыльчатки. Установите крышку водяного насоса, обеспечив горизонтальное положение общей оси бобышек, расположенных на крышке. Закрепите крышку тремя болтами, установив на болт шайбу пружинную и шайбу плоскую. Значение момента затяжки болтов — 4.5.10 Нм.

Установите водяной насос на дизель.

Правила хранения дизеля Д-260.1

Для обеспечения работоспособности дизелей, экономии материальных и денежных средств на их ремонт и подготовку к работе необходимо строго соблюдать правила хранения дизелей в нерабочее время.

Хранение дизелей, независимо от времени года, должно производиться в полном соответствии с ГОСТ 7751-85. При длительном хранении машину с установленным на ней дизелем необходимо поставить в закрытое помещение или под навес. Допускается хранить машины на открытых оборудованных площадках при обязательном выполнении работ по консервации и герметизации.

Подготовка дизеля к хранению должна быть закончена не позднее 10 дней с момента окончания работ.

При подготовке дизеля к длительному хранению выполните следующие работы:

• очистите дизель от пыли и грязи;

• слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения;

• слейте масло из картера дизеля и масляного фильтра;

• очистите ротор центробежного масляного фильтра;

• залейте в картер дизеля консервационное масло К-17 ГОСТ 10877-76 или свежее обезвоженное масло с 5 % присадки АКОР-1 ГОСТ 15171-78. При применении присадки

АКОР-1 приготовление консервирующей смеси производите тщательным смешиванием моторного масла и присадки до получения однородной смеси. Заливать присадку АКОР-1 в картер дизеля без предварительного перемешивания с маслом не допускается.

Запустите дизель и проработайте на малой частоте вращения 30 — 60 секунд.

Остановите дизель, слейте консервационное масло из масляного фильтра, картера дизеля и топливного насоса.

Слейте отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива, ослабьте натяжение ремня генератора.

Наружные отверстия глушителя (выпускного коллектора), моноциклона, сапуна, корпуса термостатов машины герметизируйте чехлами из полиэтиленовой пленки или парафинированной бумаги.

Во время хранения не реже одного раза в месяц проворачивайте коленчатый вал дизеля на несколько оборотов.

При хранении машины под навесом или на открытой площадке снимите с дизеля и сдайте на склад генератор и стартер. Место установки стартера закройте крышкой.

Дизели, снятые с машин или поступившие как запчасти, должны храниться законсервированными в закрытом помещении на специальных подставках. Запрещается хранить в одном помещении с дизелями и запасными частями аккумуляторы, кислоты, соли, щелочи и другие вещества, способные вызвать коррозию металлов.

При непродолжительном (от 10 дней до одного месяца) хранении машины на открытой площадке или под навесом выполните следующие операции:

• очистите дизель от пыли и грязи;

• оберните выпускную трубу и моноциклон парафинированной бумагой или полиэтиленовой пленкой.

Перед пуском машины в работу замените фильтрующий элемент масляного фильтра и выполните все подготовительные работы в соответствии с указаниями раздела 2.

6 Транспортирование дизеля Д-260.1

При транспортировании дизелей наружные отверстия должны быть закрыты заглушками.

Транспортирование дизелей должно обеспечить их защиту от воздействия влаги и механических повреждений по условиям хранения 2 ( С ) ГОСТ 15150-69.

Размещение и крепление дизелей при транспортировании в закрытых железнодорожных вагонах должно соответствовать требованиям “Технических условий погрузки и крепления грузов”, МПС, 1969 г., а также “Правилам перевозки грузов”, издательство “Транспорт”, Москва, 1977 г.

Погрузка, размещение, крепление, укрытие и разгрузка при транспортировании автомобильным транспортом должны соответствовать “Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом”, утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР

7 Утилизация дизеля Д-260.1

При утилизации дизеля после окончания срока службы (эксплуатации) необходимо:

• слить масло из системы смазки и отправить его в установленном порядке на повторную переработку;

• слить из системы охлаждения антифриз и поместить его в предназначенные для хранения емкости;

• произвести полную разборку дизеля на детали, рассортировав их на стальные, чугунные, алюминиевые, из цветных и драгоценных металлов и отправить в установленном порядке на повторную переработку.

При проведении технического обслуживания и текущего ремонта дизеля подлежащие замене (при необходимости) детали и сборочные единицы отправить на повторную переработку, разобрав при этом сборочные единицы на детали и рассортировав их по материалам.

Adblock
detector