Меню

Описание чип тюнинга тюнинг

Чип-тюнинг: описание, преимущества, недостатки

Чип-тюнинг — это улучшение изначальных характеристик двигателя автомобиля путем внесения изменений в его “родной” (заводской) программный контроллер. Коррекция производится при помощи аппаратного интерфейса и программного обеспечения. Услуги “прошивки” (так в обиходе называют чип-тюнинг) предоставляют СТО, частные мастера и тюнинговые компании.

Предмет и цели тюнинга

Раньше тюнинг автомобилей, в основном, касался внешнего преображения. С развитием технологий и желаний водителей получить более мощного “коня”, тюнинг стал применяться и для перепрограммирования автомашин.

Чип-тюнинг, который сейчас имеет большую популярность, разработан для изменения заложенного производителем потенциала КПД двигателя.

Вмешательство в контроллер двигателя производится с целью добавить мощности двигателю и крутящему моменту, уменьшить шум его работы, оптимизировать реакцию автомобиля на действие педали газа.

Еще одной главной целью “прошивки” выступает исправление заводского брака. Как правило, производители выпускают на рынок автомобили с усредненными, не приспособленными к местному климату, качеству топлива и состоянию дорог характеристиками. Благодаря чип-тюнингу, эти показатели можно перепрограммировать под конкретные условия эксплуатации ТС. Модификация контроллера исправляет недостатки, возникающие при переходе от холостого хода к движению (рывки, подскоки, неравномерность хода). Описанные проблемы обычно присущи автомобилям недорогого сегмента (ZAZ, Chevrolet, Daewoo).

За тюнингом обращаются и тогда, когда необходимо установить форсунки с другой производительностью, нагнетатель воздуха или перевести автомобиль на иной вид топлива (газ). В последнем случае без вмешательства “прошивки” не обойтись, так как необходимо привести в соответствие угол опережения зажигания, который существенно отличается для бензинового двигателя. Сделать это можно только изменив калибровки контроллера двигателя.

Чип-тюнингу поддаются не только легковые ТС, но и мотоциклы, яхты, скутеры, сельхозтехника, грузовая и большегрузная техника.

Важно еще раз подчеркнуть, что главная причина проведения “прошивки”, — это прибавка мощности и крутящего момента двигателя, а также снижение норм расхода топлива, которое происходит за счет увеличения мощности двигателя. Фактор экономии расхода для многих владельцев выступает одним из главных, учитывая его постоянно растущую стоимость.

Как происходит тюнинг

Популярность тюнинга основана на том, что “прошивка” производится без механического вмешательства в двигатель (правда, это применимо только для машин, выпущенных после 1997 г.; усовершенствование более старых моделей производится путем переделки узлов двигателя).

Получение заводской программы с целью дальнейшей ее модернизации производится через диагностический разъем. Файл считывается аппаратным интерфейсом и специальным софтом для тюнинга. Никакой сложности эта работа не представляет, поэтому с ней может справиться даже малоопытный тюнингер.

Полученная информация представляет собой карты с калибровочными данными, которые и подлежат изменению.Обычно на самом СТО перепрограммирование не производится: файлы отправляют в компании, специализирующиеся на коррекции калибровок двигателя. Здесь нужно обратить внимание, что именно от опыта, профессионализма и наличия соответствующих программ у специалиста зависит качество “прошивки”.

После изменения калибровок файл возвращается в контроллер двигателя.

Стоимость чип-тюнинга всегда зависит от: модели авто, марки, года выпуска и места проведения “прошивки”. Стоимость услуг частного мастера будет намного меньше, чем в официальных тюнинговых компаниях. Средняя цена варьируется от 3 тыс. рублей и до десятков тысяч, а временные затраты составляют не более трех дней.

Какие наступают изменения

Тюнингеры заявляют, что прибавка к мощности двигателя достигает от 10 до 40%, а снижение затрат на топливо — до 12%. Еще один положительный момент тюнинга — это увеличения ресурса двигателя, но при условии адекватной эксплуатации автомобиля, плановых прохождений ТО. Водитель получает более мощное, комфортное, легко поддающееся управлению ТС с быстрым разгоном и уверенным обгоном.

Так как модификация двигателя происходит без механического вмешательства, при этом не производится замена узлов, частей и переоборудование, то проведенный чип-тюнинг никак не повлияет на гарантийное обслуживание, что тоже является “плюсом” чип-тюнинга.

Недостатки

Фактор риска “прошивки” заключается в том, что со штатной программой могут произвести некорректные действия, которые порой не то что модернизируют, а “убьют” двигатель наповал. Поэтому доверять своего “коня” можно проверенным или солидным компаниям, хотя и частный специалист (при наличии положительной репутации), “перепрошьет” двигатель не хуже.

После тюнинга, как уже говорилось, снижается расход топлива и повышается износостойкость двигателя. Но при неоправданном стремлении увеличить его мощность (в случае, когда она и так предусмотрена программой), наоборот, ресурс работы двигателя может упасть, а расход топлива останется прежним.

Почему был создан чип-тюнинг

Впервые чип-тюнингом стали заниматься в Европе, около 15 лет назад. Причиной его появления стало то, что производители начали массово “скрывать” потенциальные возможности двигателей в некоторых моделях автомобилей. К примеру, один и тот же агрегат, с изначально равным КПД, но установленный в разных ТС, вел себя по-разному. Объяснение кроется в маркетинге и экономии на производстве. Более дорогие марки оснащались высокотехнологичным программный управлением, а авто среднего сегмента — усредненным его вариантом, не позволяющим использовать возможности двигателя на полную мощность.

Подробное описание чип-тюнинга двигателя и руководство, как сделать самостоятельно

Чип тюнинг представляет собой процедуру настройки автомобильного двигателя и других систем, позволяющую улучшить характеристики и свойства транспортного средства в целом. Данный процесс затрагивает работу ЭБУ (электронного блока управления) и дает возможность увеличить мощность мотора, снизить расход топлива и модернизировать другие параметры.

Что такое и для чего нужен чип тюнинг двигателя?

Читайте также:  Норма час ремонта автомобиля уаз

Как влияет на ресурс двигателя

Возможные последствия самостоятельной установки

Таблица: последовательность действий при установке модуля

Изучение теоретической части

Выбор софта и калибровки

Подготовка к загрузке калибровок в блок управления

Подготовка к прошивке

Рекомендации по использованию

Видео: последствия чип-тюнинга

Комментарии и Отзывы

Что такое и для чего нужен чип тюнинг двигателя?

Чип тюнинг блока управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС) представляет собой процедуру переустановки программного обеспечения на модуле. Каждый микропроцессор оснащается прошивкой, то есть операционной системой, которая им управляет. С помощью данной утилиты регулируются основные характеристики и параметры работы силового агрегата и других важных систем авто.

Существует три способа чип тюнинга прошивки:

  • экономный, позволяющий снизить расход потребления горючего;
  • мощностной, дающий возможность увеличить крутящий момент мотора;
  • нормализованный, позволяющий снизить расход горючего, незначительно повысить мощность мотора, улучшить плавность функционирования агрегата и т. д.

Плюсы и минусы

  1. Увеличение мощности двигателя автомобиля примерно на 10-40% в зависимости от типа силового агрегата и версии программного обеспечения.
  2. Простота проведения чип-тюнинга. Для выполнения задачи пользователю не требуется внедряться в конструкцию силового агрегата, все действия выполняются с применением компьютера, программы и провода. Соответственно, если пользователю не понравится модернизация авто, всегда можно «откатить» прошивку до заводской настройки.
  3. Много возможностей для усовершенствования работы систем транспортного средства. Пользователь может как добавить мощность, так и снизить уровень потребления топлива.
  4. Возможность упрощенного движения на загруженном автомобиле, а также повышенный комфорт при перемещении.
  5. Возможность удалить сажевый фильтр. Данная идея в целом сомнительная, поскольку тогда транспортное средство будет неприятно пахнуть, причем произвести удаление устройства на программном уровне непросто. Блок управления будет регулярно напоминать пользователю об ошибках. Однако, оставленный в автомобиле сажевый фильтр быстро забивается, в нем собирается большая масса отложений, которые остались после прожигания сажи.
  1. Выход из строя мотора и быстрый износ его конструктивных элементов. Прошивка блока управления, выполненная непрофессионально, будет способствовать порче двигателя.
  2. При увеличении мощностных характеристик расход топлива может увеличиться на 20-50%.
  3. Более быстрый износ конструктивных компонентов выхлопной системы, в частности, оплавление катализатора (при работе на 2-3 передачах температура устройства составляет до 600 градусов, а при неверном чип-тюнинге она может увеличиться до 900 градусов).
  4. На транспортных средствах с установленной автоматической или вариаторной трансмиссией чип тюнинг особенно вреден, поскольку возможен быстрый выход из строя коробки передач. Это касается и механических агрегатов, поскольку каждое устройство рассчитано на определенный крутящий момент. Если в случае с двигателем его увеличение не так критично, то в случае с коробкой возможен выход из строя рабочего вала.

Как влияет на ресурс двигателя

Чип-тюнинг рекомендован для следующих разновидностей силовых агрегатов:

  1. Турбированные. Для моторов данного типа процедура улучшения параметров и характеристик наиболее эффективна — мощность двигателя реально можно улучшить на 20-25%. В зависимости от типа мотора (дизельный или бензиновый) при правильном подходе и использовании работоспособной версии прошивки данный параметр может быть увеличен на 30-40%.
  2. Дизельные. В данном случае также можно добиться серьезного увеличения мощности, в частности, если речь идет о турбодизеле. Величина крутящего момента может вырасти примерно на 30%, а количество лошадиных сил — на 25%.
  3. Атмосферные. Такие моторы подвержены чип-тюнингу, но результат значительно скромнее — мощность силового агрегата может быть увеличена не более, чем на 9-10%.
  4. Двигатели, оснащенные газобаллонным оборудованием. Применение соответствующего оборудования делает процесс чип-тюнинга необходимостью. Переход транспортного средства на газовое топливо приводит к изменению многих характеристик и параметров в работе мотора.

Чипированию своими руками подлежит любой силовой агрегат, оснащенный микропроцессорным блоком. Единственное отличие состоит только в процессе тюнинга, которая определяется типом мотора и конечными результатами замены прошивки.

Возможные последствия самостоятельной установки

Ошибки, допущенные в процессе проведения чип-тюнинга или неправильная установка программного обеспечения чреваты следующими проблемами:

  1. Неправильно подобранная прошивка станет причиной некорректной работы мотора. Топливовоздушная смесь, формирующаяся в цилиндрах двигателя, может быть переобогащенной, что приведет к быстрому износу и перегоранию клапанов.
  2. В результате неправильного впрыска горючего силовой агрегат может дольше разогреваться. В итоге это станет причиной перегрева, в частности, при движении в пробках в жаркое время года.
  3. Появление детонации в работе мотора. На приборной панели появится индикатор «Check Engine». При перепрошивке модуля пользователь может отключить работу датчика детонации, но сам процесс является разрушающим для силового агрегата в целом.
  4. Ошибки, допущенные при выполнении задачи, могут привести к выходу из строя блока управления.
  5. Быстрый износ стенок цилиндра. Пока горючее в нем не сгорает, на кольца возлагается минимальная нагрузка В момент возгорания смеси происходит резкий скачок давления, что приводит к тому, что кольцо в канавке выворачивает от увеличения нагрузки. Сам угол выворота незначительный, но при постоянной работе в таких условиях детали изнашиваются естественным образом, в итоге кольцо краем бьет о стенки цилиндра. Это приводит к тому, что стенки изнашиваются, а кольцевые канавки разбиваются.
  6. Даже в случае, если программа будет грамотно составлена, нейтрализатор бензинового силового агрегата забьется раньше в результате роста потока отработавших газов. Применение дешевого программного обеспечения может стать причиной оплавления его сот. Поэтому при самостоятельном вмешательстве в работу заводской прошивки не рекомендуется затрагивать экологические системы транспортного средства.
Читайте также:  Как обкатывать мотор после капитального ремонта

Установка чип-бокса

Данная процедура включает в себя два этапа:

  • подготовка инструментов и материалов;
  • установка и подключение устройства.

Что понадобится

Инструменты, которые потребуются для выполнения задачи:

  • оптимизирующий блок RaceChip;
  • провод для подключения контроллера давления;
  • набор торцевых ключей-головок;
  • набор крепежных хомутов;
  • комплект торцевых головок с воротком.

Таблица: последовательность действий при установке модуля

Изображение Последовательность действий
  1. Производится отключение системы зажигания, открывается крышка моторного отсека.
  2. Затем пользователю нужно подождать 5 минут, чтобы исключить наличие и влияние остаточного тока, поскольку это может быть опасно для двигателя.
  3. Производится откручивание и демонтаж защитного кожуха силового агрегата, для этого используются торцевые головки. После этого накладку можно снять.
На силовом агрегате необходимо найти рампу Common Rail, ее можно определить по отходящим патрубкам
На конце рампы можно увидеть трехконтактную колодку контроллера давления
Штекер данного разъема деактивируется пользователем вручную
Колодка провода, которая поставляется в комплекте с блоком, вставляется в освободившийся выход контроллера давления, а второй конец кабеля соединяется с извлеченным штекером
После подключения проводника пользователь должен удостовериться в правильности соединений, используя контрольный световой индикатор. Для этого необходимо включить работу системы зажигания. Контрольная лампочка должна светиться постоянно зеленым светом.
В случае, если проблем с индикатором нет, его надо демонтировать, а вместо него подключить оптимизационный модуль
Используя специальные хомуты, которые входят в комплектацию устройства, блок фиксируется. Его необходимо закрепить подальше от горячих поверхностей мотора и узлов, примыкающих к нему, к примеру, коллектора.

Прошивка чипа

Процедура прошивки чипа состоит из нескольких этапов:

  • подготовка необходимых инструментов и материалов;
  • изучение теоретической составляющей;
  • выбор софта и калибровки модуля;
  • подготовка к программированию блока управления;
  • загрузка калибровок;
  • диагностика выполненных результатов.

Что понадобится

Элементы и инструменты, которые потребуются для реализации задачи:

  1. Прошивка. Программное обеспечение рекомендуется использовать наиболее качественное, проверенное другими пользователями или официальную версию. Вполне возможно, что загруженная из сети прошивка окажется неработоспособной.
  2. Ноутбук с подходящим программным обеспечением. Руководство по перепрошивке блока управления основано на операционной системе Windows XP.
  3. Адаптер для подключения к порту машины.
  4. Если чип-тюнинг будет осуществляться для старой версии транспортного средства, где необходима доработка управляющего модуля, то потребуется микросхема. Плата подбирается в зависимости от модели автомобиля и предпочтений пользователя. Специалисты в области автомобильной электроники часто используют постоянные запоминающие устройства 27С256 либо 27С512. Сами платы приобретаются в специализированных магазинах либо автомастерских, также можно их заказать через Сеть.
  5. В случае с доработкой блока управления пользователю потребуется специальная панель для микросхемы. Рекомендуется использовать качественный вариант, поскольку этот элемент будет защищать плату.
  6. Слесарный инструмент, включая гаечные ключи, бокорезы и паяльник.

Изучение теоретической части

Подробнее о том, что следует изучить:

  1. Сервисное руководство к транспортному средству. Необходимо знать, где установлен блок управления и нюансы, касающиеся его эксплуатации.
  2. Узнать название управляющего модуля и версию программного обеспечения, установленного на нем. Если блок управления перепрошивался, то версию софта необходимо уточнить у мастеров, которые занимались этой задачей.
  3. Также рекомендуется изучить тематические форумы чиптюнеров, на таких сайтах можно узнать много практических рекомендаций.

Выбор софта и калибровки

Используя поисковую систему, пользователю необходимо найти и загрузить калибровку для своего транспортного средства (в Сети имеются программы для конкретных моделей). Рекомендуется заранее ознакомиться с отзывами о работе софта, прежде чем загружать его. Необходимо отдать предпочтение калибровкам, проверенным временем и другими пользователями. Возможно такое, что в автомобилях от одного концерна применяются одинаковые программы, к примеру, в Хендаях от Киа и наоборот, в Фольксвагенах от Ауди, Шкоды и наоборот. Также в машинах Hyundai можно использовать калибровку от Daewoo Matiz.

Прошивка может осуществляться с применением утилиты Kia Flasher (в рассматриваемом примере перепрошивается блок управления от Хендай). Также для данных транспортных средств возможно использование софта Hyundai Flasher. После выбора калибровок и софта производится загрузка программ на компьютер.

Необходимо учитывать, что калибровка зашифрована, поэтому антивирусный софт на компьютере может реагировать на скачанный файл как на вирусный.

Подготовка оборудования

На этом этапе необходимо подготовить ноутбук с соответствующей операционной системой. Некоторые прошивки не работают с Windows 7, Windows XP или более новыми версиями. Этот момент важно учесть и найти или установить на компьютер соответствующее программное обеспечение.

Таблица: установка виртуальной XP

Изображение Последовательность действий
  1. На компьютер загружается программа Virtual PC, чтобы создать виртуальную машину.
  2. Производится скачивание образа Windows XP в формате ISO.
  3. Выполняется установка и настройка виртуальной платформы. Для этого запускается Virtual РС, в открывшемся окне нажимается кнопка «New».
Появится новое окошко с приветствием с надписью «Welcome to the New Virtual Machine Wizard», пользователю нужно нажать на кнопку «Next»
Затем необходимо выбрать пункт «Create a virtual machine» и нажать «Next»
В появившемся окне необходимо написать «Windows XP», а затем «кликнуть» на кнопку «Next»
Затем пользователю предлагается выбрать объем оперативной памяти для работы виртуальной машины, 512 мегабайт будет достаточно. После выбора нажимается клавиша «Next».
В открывшемся окне пользователь выбирает пункт «A new virtual hard disk» и нажимается кнопка «Next»
На завершающем этапе подготовки пользователю нужно выбрать объем памяти для виртуального жесткого диска. Нажав на кнопку «Finish», настройка виртуальной машины будет завершена. Чтобы запустить операционную систему, нажимается клавиша «Start».
Читайте также:  Предохранитель бензонасоса газ 3110 406 двигатель

Подготовка к загрузке калибровок в блок управления

Процедура подготовки к загрузке калибровок в управляющий модуль выполняется так:

  1. Производится пуск виртуальной машины, после чего должно появиться окно BIOS’а. Пользователю необходимо нажать на кнопку «CD-Capture ISO Image» на верхней панели и указать путь в директории к образу операционной системы Windows XP.
  2. После выбора начнется процедура установки. На этом этапе пользователю нужно следовать простым подсказкам.
  3. После установки производится запуск виртуальной операционной системы. На верхней панели нажимается кнопка «Action-Install or Update Virtual Machine Addons». После установки произойдет перезагрузка, после которой виртуальную машину можно закрыть.
  4. К компьютеру или ноутбуку подключается адаптер K-Line, устанавливаются драйвера.
  5. Пользователь заходит в «Диспетчер устройств» на панели управления.
  6. В пункте «Port» выбирается новый порт, подключенный через USB, после чего надо войти в его свойства. В подразделе «Параметры» надо нажать на клавишу «Дополнительно» и в поле с номером порта указать «COM 1». Затем нажимается кнопка «ОК».
  7. В основном меню виртуальной машины «кликается» клавиша «Settings». В поле с первым КОМ-портом нужно указать, что этот элемент является физическим и опять нажать на «ОК».
  8. На следующем этапе производится запуск операционной системы Windows XP в виртуальной программе. Затем пользователю необходимо расшарить (сделать доступной) папку с драйверами на адаптер K-Line, а также софт для проведения чип-тюнинга.
  9. Затем в «Мой компьютер» должен появиться новый виртуальный диск с файлами расшаренной папки. Ее необходимо скопировать на рабочий стол.
  10. Производится установка драйверов адаптера и выполняется диагностика работоспособности программатора Kia Flasher. В настройках утилиты надо выбрать ком-порт COM-1, а затем виртуальную операционную систему можно отключить и закрыть.

Подготовка к прошивке

Подготовка к прошивке выполняется следующим образом:

  1. Ноутбук ставится в салоне транспортного средства на ровное место и подключается к сети питания.
  2. Зажигание в машине отключается, производится подсоединение выхода адаптера к диагностическому разъему. Сам адаптер подключается к USB-выходу ноутбука, компьютер активируется. Производится запуск виртуальной операционной системы.
  3. Зажигание в машине включается.

Загрузка калибровок

Процедура загрузки калибровок выполняется следующим образом:

  1. Запускается программа Kia Flasher, в открывшемся меню выбирается пункт «Ошибки».
  2. Пользователю необходимо запомнить все нюансы, при необходимости их можно записать. В новом меню надо указать пункт «Загрузка» и выбрать файл калибровок. Программа начнет процесс проверки, окончания которой необходимо дождаться.
  3. Процедура загрузки может занять более двадцати минут. После завершения этого процесса пользователю нужно отключить работу системы зажигания и подождать пять минут. Сам адаптер можно отсоединить, а ноутбук — выключить.
  4. Если в ходе загрузки произойдет ошибка или этот процесс будет прерван, пользователю нужно деактивировать системы зажигания и устранить причину проблемы. Затем процедура повторяется заново.
  5. Спустя пять минут после этого зажигание включается и запускается силовой агрегат машины. Производится проверка результатов.

Проверка результатов

Нюансы проведения проверки результатов:

  1. Если чип-тюнинг выполнялся не самостоятельно, чтобы проверить результаты работы, можно обратиться на специализированное СТО. Транспортное средство загонят на специальный стенд и выполнят диагностику.
  2. Если процедура выполнялась самостоятельно, то необходимо произвести запуск силового агрегата и проехаться на нем. Звук двигателя может измениться. Если все действия выполнены верно, то улучшится динамика движения, особенно явно это может проявляться на повышенных оборотах. Также можно проверить работу силового агрегата при включенном кондиционере. В случае с описываемым примером она не изменится, но есть прошивки, при установке которых мощность двигателя не уменьшается при активации системы кондиционирования.

Видео: результаты эксперимента по установке чип-тюнинга

На канале «ILYA STREKAL» рассказано о чип тюнинге автомобиля Мерседес и продемонстрированы результаты увеличения мощности его двигателя.

Рекомендации по использованию

Основные рекомендации по применению чипованных силовых агрегатов:

  1. Не использовать постоянно все возможности и мощности двигателя после модернизации. Срок службы двигателя после проведения чип тюнинга снижается в любом случае, это признают как сторонники модернизации, так и ее противники. Поэтому вопрос сводится не к тому, снижается ли ресурс эксплуатации или нет, а насколько он снижается. Это зависит не только от прошивки и квалификации специалиста, который ей занимался, но и от водителя. Стандартные силовые агрегаты под высокими нагрузками быстрее выходят из строя, соответственно, чипованный мотор может сломаться еще раньше.
  2. Увеличенной мощностью необходимо пользоваться периодически, к примеру, для обгона либо резкого старта. Но это более актуально для турбодвигателей, поскольку чип-тюнинг в этом случае дает более серьезный прирост.

Если двигатель износился и потерял свою мощность, не рекомендуется пытаться ее увеличить посредством изменения прошивки микропроцессорного модуля.

Видео: последствия чип-тюнинга

На канале «Denis МЕХАНИК» рассказано об основных нюансах проведения чип-тюнинга и показаны последствия, с которыми может столкнуться автовладелец, решивший увеличить мощность мотора.

Adblock
detector