Наземные транспортные средства
1. Указанный в таблице перечень наземных транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения является исчерпывающим. При этом необходимо отметить, что к объектам налогообложения относятся только самоходные транспортные средства, в том числе машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.
Следовательно, наземные транспортные средства иного типа не являются объектом налогообложения.
В связи с этим, в п.12 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ (утв. приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177) разъяснено, что в перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения не вошли, в частности, троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта.
Также не являются объектом налогообложения средства транспорта, которые предназначены для выполнения иных производственных и хозяйственных нужд.
Так, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считают передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и учитывают как здания (по аналогии с соответствующими стационарными предприятиями) и оборудование.
2. Как уже было указано ранее Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
При этом применяются следующие правила регистрации наземных транспортных средств:
— Правила регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения утверждены Приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59 (зарегистрирован в Минюсте России 7 марта 2003 г., N 4251);
— Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России от 16 января 1995 г. (зарегистрированы в Минюсте России 27 января 1995 г., N 785);
— Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утверждены Приказом ГТК России от 2 марта 1995 г. N 137 (зарегистрирован в Минюсте России 18 апреля 1995 г., N 836).
Из указанных выше документов следует, что автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см не подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.
3. Одним из сложных вопросов на практике является порядок разграничения легковых и грузовых автомобилей и автобусов.
Данный вопрос является актуальным в связи с тем, что по легковым, грузовым автомобилям и автобусам установленные разные налоговые ставки.
Так, согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки по данному налогу устанавливаются в зависимости от типа и класса транспортных средств.
Вместе с тем следует отметить, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает порядка определения легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов.
Определения типа транспортных средств на практике осуществляется тремя способами:
— отраслевой нормалью автомобильной промышленности ОН 025 270-66 (утв. Минтрансом РФ 29.04.2003 г.);
— разъяснениями ГИБДД (ГАИ).
В некоторых случаях указанные документы противоречат друг другу. Вместе с тем, в данном случае какие-либо санкции к налогоплательщикам предъявляться не должны в силу п. 7 ст. 3 и ст. 111 Налогового кодекса РФ.
Как уже было отмечено ранее основным документом, определяющим классификацию и систему обозначения автотранспортных средств, является Отраслевая нормаль автомобильной промышленности ОН 025 270-66, приведенная в приложении N 3 к Руководящему документу Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденному Минтрансом РФ 29.04.2003 г.
Согласно указанного документа, всем автотранспортным средствам присваиваются обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели. В соответствии с Нормалью ОН 025 270-66 1 и 2 цифра в системе обозначения автотранспортного средства обозначают класс транспортного средства с подразделением на легковые, грузовые, автобусы и тип транспортного средства.
В частности, 1-я цифра обозначает класс АТС:
Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в литрах или куб. дм.):
11-особо малый до 1, 1
21-малый от 1, 1 до 1, 8
31-средний от 1, 8 до 3,5
41-большой свыше 3,5
51-высший (рабочий объем двигателя не регламентируется)
Наземные транспортные средства
1. Указанный в таблице перечень наземных транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения является исчерпывающим. При этом необходимо отметить, что к объектам налогообложения относятся только самоходные транспортные средства, в том числе машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.
Следовательно, наземные транспортные средства иного типа не являются объектом налогообложения.
В связи с этим, в п.12 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ (утв. приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177) разъяснено, что в перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения не вошли, в частности, троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта.
Также не являются объектом налогообложения средства транспорта, которые предназначены для выполнения иных производственных и хозяйственных нужд.
Так, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считают передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и учитывают как здания (по аналогии с соответствующими стационарными предприятиями) и оборудование.
2. Как уже было указано ранее Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
При этом применяются следующие правила регистрации наземных транспортных средств:
— Правила регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения утверждены Приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59 (зарегистрирован в Минюсте России 7 марта 2003 г., N 4251);
— Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России от 16 января 1995 г. (зарегистрированы в Минюсте России 27 января 1995 г., N 785);
— Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утверждены Приказом ГТК России от 2 марта 1995 г. N 137 (зарегистрирован в Минюсте России 18 апреля 1995 г., N 836).
Из указанных выше документов следует, что автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см не подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.
3. Одним из сложных вопросов на практике является порядок разграничения легковых и грузовых автомобилей и автобусов.
Данный вопрос является актуальным в связи с тем, что по легковым, грузовым автомобилям и автобусам установленные разные налоговые ставки.
Так, согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки по данному налогу устанавливаются в зависимости от типа и класса транспортных средств.
Вместе с тем следует отметить, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает порядка определения легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов.
Определения типа транспортных средств на практике осуществляется тремя способами:
— отраслевой нормалью автомобильной промышленности ОН 025 270-66 (утв. Минтрансом РФ 29.04.2003 г.);
— разъяснениями ГИБДД (ГАИ).
В некоторых случаях указанные документы противоречат друг другу. Вместе с тем, в данном случае какие-либо санкции к налогоплательщикам предъявляться не должны в силу п. 7 ст. 3 и ст. 111 Налогового кодекса РФ.
Как уже было отмечено ранее основным документом, определяющим классификацию и систему обозначения автотранспортных средств, является Отраслевая нормаль автомобильной промышленности ОН 025 270-66, приведенная в приложении N 3 к Руководящему документу Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденному Минтрансом РФ 29.04.2003 г.
Согласно указанного документа, всем автотранспортным средствам присваиваются обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели. В соответствии с Нормалью ОН 025 270-66 1 и 2 цифра в системе обозначения автотранспортного средства обозначают класс транспортного средства с подразделением на легковые, грузовые, автобусы и тип транспортного средства.
В частности, 1-я цифра обозначает класс АТС:
Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в литрах или куб. дм.):
11-особо малый до 1, 1
21-малый от 1, 1 до 1, 8
31-средний от 1, 8 до 3,5
41-большой свыше 3,5
51-высший (рабочий объем двигателя не регламентируется)
ОКОФ: код 310.00.00.00.000
310.00.00.00.000 — Транспортные средства
Запись с кодом 310.00.00.00.000 представлена на нашем сайте с последними изменениями. Смотрите подробнее в ред. Изменения N 2/2016 ОКОФ, утверждено Приказом Росстандарта от 28.09.2016 N 1234-ст.
Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 310.00.00.00.000
Наименование: Транспортные средства
Дочерних элементов: 2
Амортизационных групп: 0
Код в СНС 2008: AN1131
Наименование в СНС 2008: Транспортное оборудование
Прямых переходных ключей: 1
В группировке «ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА» классифицируются средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, железнодорожный подвижной состав (локомотивы, вагоны и др.); подвижной состав морского и водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, понтоны, плавучие доки, суда лоцманские и прочие); подвижной состав автомобильного транспорта (грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, тракторы, прицепы и полуприцепы); подвижной состав воздушного транспорта (самолеты, вертолеты, космические аппараты, воздухоплавательные аппараты, планеры, беспилотные комплексы); подвижной состав городского электрического транспорта (вагоны метрополитена, подвижной состав монорельсовой транспортной системы, трамваи); средства напольного производственного транспорта, а также прочие виды транспортных средств. К последним могут быть отнесены транспортные средства со специализированными кузовами, назначением которых является транспортировка грузов и людей (например, автоцистерны, молоко-, цементо-, муковозы).
Автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, плавучие технические средства, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (буксиры, плавкраны, плавучие доки, понтоны, передвижные электростанции, передвижные установки трансформаторные, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и учитываются как здания (по аналогии с соответствующими стационарными предприятиями) и оборудование.
Буксиры не относятся к транспортным средствам, когда применяются для вывода (спуска) кораблей, судов, плавсооружений и плавучих конструкций из акватории завода-верфи; постановки и швартовки кораблей и судов при проведении заводских ходовых и государственных испытаний; сколки и освобождения ото льда путей следования кораблей; демонтажа судоподъемных понтонов; оказания помощи строящимся и испытываемым кораблям в аварийных ситуациях и обеспечения проведения аварийно-спасательных работ на территории порта и в море.
Плавкраны не относятся к транспортным средствам, когда применяются для выполнения грузоподъемных операций для формирования крупногабаритных корпусных конструкций при достройке кораблей, судов, плавсооружений и плавучих конструкций.
Плавучие доки, понтоны не относятся к транспортным средствам, когда применяются для докования и спуска на воду кораблей, судов, плавсооружений и плавучих конструкций.
Объектом классификации является каждый отдельный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему. Например, локомотивы включают: экипажную часть, двигатели, генераторы, электрооборудование, тормозное оборудование; вагон включает в себя систему отопления, проводку и арматуру освещения; теплоход включает двигатели, электростанцию, радиостанцию, спасательные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, навигационные и измерительные приборы; автомобиль включает запасное колесо (с камерой и покрышкой) и комплект инструментов; трамвайный вагон (моторный) включает кузов, мотор, тормоза, измерительные приборы и набор инструментов.
Группировка 310.00.00.00.000 в ОКОФ содержит 2 подгруппировки.
- 310.29 — Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы
- 310.30 — Средства транспортные и оборудование прочие
Код 310.00.00.00.000 не относится ни к одной амортизационной группе (на основании приложения к Постановлению Правительста РФ «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»).
Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ: