Диагностика и приборы для диагностики системы охлаждения
Тестер утечки СО2 в систему охлаждения LT 450 позволяет моментально определить на ранних стадиях утечку СО2 в систему охлаждения через прокладку головки блока цилиндров.
Очень прост в применении: сгорающий газ, проникающий в систему охлаждения, скапливается в воздушном пространстве над водой в радиаторе. Если этот воздух проверить с помощью LT 450, то жидкость в тестере укажет на наличие CO2, изменив свой цвет.
Рефрактометр для проверки антифризов LEITENBERGER GmbH FT2030. Предназначен для проверки антифризов с присадками типа SONAX, G11, G12, Superplus2000 (Ford. ). Одобрен производителями автомобилей как точный и безопасный контроль за состоянием жидкости. Рабочий тестер (прошел более 10 тысяч испытаний) для проверки концентрации антифриза (шкала А) в охладителе или жидкости для омывания ветрового стекла (шкала В). Разделительная линия СВЕТЛЫЙ/ТЕМНЫЙ (4) на различных шкалах фиксирует температуру в С, в нижней части которой жидкость защищена от замерзания. Шкала антифриза подразделяется на: А) ЭТИЛЕН (для тестирования в Европе) В) ПРОПИЛЕН (для тестирования за пределами Европы). Удельный вес электролита в аккумуляторе обозначается в кг на I (шкала С). Регулируемый окуляр адаптирован к зрению пользователя
Комплект для обнаружения утечек SMC-150.Применяется для обнаружения вытекающего из тестируемой жидкости флуоресцента. Лампа имеет габариты небольшого фонарика, что является неоспоримым преимуществом при работе в загроможденном подкапотном пространстве. Питание от батарейки.
Если появились признаки перегрева двигателя, сначала проверьте уровень жидкости в расширительном бачке и при необходимости доведите его до нормы.
Для проверки надо:
— снять пробку расширительного бачка;
— определить уровень визуально.
Осмотрите систему охлаждения на предмет подтеканий жидкости через уплотнительную прокладку блока цилиндров, через сальник и манжеты, в местах соединения термошланга с радиатором и насосом дюритовыми шлангами, особенно там, где их обжимают хомутами, через патрубки отвода и подвода охлаждающей жидкости в отопитель, а также через сливные краники (пробки). Только после того, как убедитесь, что подтеканий нет, можете долить охлаждающую жидкость.
Уровень охлаждающей жидкости на автомобилях, имеющих расширительный бачок в системе охлаждения, должен быть не ниже отметки min на корпусе бачка.
При контроле уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения рекомендуется проверить состояние пробки радиатора и пробки расширительного бачка. При исправной пробке радиатора впускной и выпускной клапаны перемещаются свободно, без заеданий, а резиновая уплотнительная прокладка обеспечивает герметичность заливной горловины радиатора.
Пробка расширительного бачка должна надежно устанавливаться на его горловине и не иметь вмятин.
Утечка охлаждающей жидкости устраняется затягиванием хомутов, соединяющих патрубки и шланги системы охлаждения, или заменой уплотнительных прокладок и изношенного сальника жидкостного насоса.
Об изношенности сальника свидетельствует выход через контрольное отверстие насоса охлаждающей жидкости. В этом случае необходимо насос разобрать, а сальник заменить.
Если через контрольное отверстие идет охлаждающая жидкость, то его ни в коем случае нельзя просто заглушать. Вы гарантированно выведете из строя подшипники жидкостного насоса.
Доливать охлаждающую жидкость (воду) в радиатор перегретого двигателя нужно тонкой струйкой и лишь после того, как двигатель немного остынет. Иначе перепад температур приведет к образованию неприятных трещин в головке блока цилиндров или в самих цилиндрах.
В процессе эксплуатации автомобиля радиатор системы охлаждения может снаружи и внутри покрыться накипью, маслом, продуктами коррозии. Загрязнение радиатора значительно уменьшает теплоотдачу, и двигатель перегревается. При этом значительно снижается мощность и возрастает расход бензина.
Для наружной очистки радиатора рекомендую использовать воду и сжатый воздух. Воздушные каналы осторожно следует прочистить деревянными шпильками. Очистку внутри радиатора при незначительном отложении накипи реально произвести сильной струей воды, подаваемой в направлении охлаждающей жидкости.
Радиатор промывают отдельно от двигателя, чтобы не засорить его ржавчиной и налетом из водя-ной рубашки блока. Радиатор следует подвергать проливке до тех пор, пока выходящая вода не будет достаточно чистой. Хорошо очищается радиатор при продувке его водяным паром с избыточным давлением не более 0,8 кг/см2, что эквивалентно 80 кПа.
Рекомендуется применять специальные химические растворы, если на внутренних стенках трубок для проливки имеются большие отложения накипи или масляный налет. Эти растворы призваны растворить нерастворимые водой различные отложения.
Бывают случаи, когда даже химия не помогает. Вывод один: радиатор необходимо заменить или отправить в капитальный ремонт. В последнем случае радиатор разбирают (расслаивают бачки и трубки) и металлическим стержнем прочищают радиаторные трубки, а бочки очищают скребками и металлическими щетками.
Если ремень привода вентилятора пробуксовывает, то очень сильно снижается охлаждение двигателя, что приводит к его перегреву.
Если слабо натянут ремень, необходимо ослабить гайку крепления генератора к натяжной планке и гайку болта крепления генератора к кронштейну и, смещая генератор с помощью монтажной лопатки, добиться требуемой степени натяженности ремня. После регулировки затянуть гайку болта. Перестановка одной шайбы при регулировке натяжения ремня увеличивает его длину примерно на 2,6 мм.
При обнаружении порванного ремня и при отсутствии запасного ремня можно временно использовать кольцо шириной около 20 мм, вырезанное по диаметру из автомобильной камеры. Если ремень привода вентилятора замаслен, то его необходимо протереть бензином. Одной из распространенных причин снижения уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения является течь радиатора.
Микроскопические течи, трещины, раковины и др. дефекты металла становятся причиной образования течи. К оной может привести даже мелкое, не видимое глазом механическое повреждение.
Естественно, что, вытекая из течи радиатора, охлаждающая жидкость выпадает из общей системы охлаждения, а постоянный присмотр за ее уровнем доставляет массу хлопот. Избежать течи можно. Сейчас существует обширнейший набор жидких и порошкообразных герметиков для радиатора. Способ их применения всегда изложен на упаковке и очень прост. Самые хорошие герметики — американские, но европейские также не подкачают.
Системы охлаждения легковых автомобилей заполняются охлаждающими жидкостями — тосолом или антифризом, которые не замерзают при низких температурах окружающего воздуха. При отсутствии тосола при температуре воздуха выше 5 °С допускается применение чистой воды. Не редкость, что жидкость в радиаторе замерзает, особенно часто это случается в нижней части радиатора.
Чаще всего это происходит на продолжительных стоянках при сильном ветре и морозе, а также при движении автомобиля с малой нагрузкой и открытыми жалюзи. Определить, что у вашей машины замерзла в радиаторе вода, можно на ощупь. Степень нагрева в верхней части радиатора значительно больше, чем в нижней и средней частях.
При замерзании прекращается циркуляция воды в системе охлаждения, двигатель перегревается, из пароотводящей трубки интенсивно выходит пар. Самый простой способ растопить лед — поставить машину в теплое помещение на необходимое для этого время.
Если такой возможности нет, то можно обложить место со льдом тряпочками, смоченными в горячей воде, и поливать их кипятком.
Замерзание воды — это очень плохо, так как оно может привести к выходу из строя головки блока цилиндров.
Предотвратить замерзание воды в радиаторе можно, своевременно сливая воду из системы охлаждения при длительных стоянках, а также умело используя жалюзи и утеплительные чехлы.
Неисправность термостата — весьма неприятная поломка. Он автоматически поддерживает необходимый тепловой режим двигателя, а также способствует его более быстрому прогреву после пуска при низких температурах окружающего воздуха. Предположить, что термостат неисправен, можно при долгом прогревании двигателя до нормальной (85-95 °С) температуры.
Более точно определить поломку термостата можно только сняв его с двигателя. Можно внешним осмотром проверить и при необходимости удалить накипь, грязь, очистить маленькое отверстие в клапане. После этого опустите термостат в ванну с теплой водой, стоящую на газовой или электроплитке, и наблюдайте по термометру за повышением температуры воды и открытием клапана термостата. Клапан в исправном термостате должен полностью открываться при температуре воды 80-85 °С, а закрываться — при температуре воды не выше 68 °С.
При любом заедании клапана термостата или его механическом повреждении термостат нужно заменить.
Роль термостата велика, так как он обеспечивает быстрый прогрев двигателя после пуска при низких температурах воздуха и открывает большой круг системы охлаждения, спасая двигатель от перегрева при высоких.
Еще о неисправности термостата вам скажут следующие признаки:
— указатель температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне, а радиатор тем не менее остается холодным;
— зимой ухудшается обогрев салона. Что же делать, если термостат неисправен? • слейте охлаждающую жидкость; отвинтите крышечку;
Вначале с него удаляют накипь, грязь, очищают маленькое отверстие в клапане. Затем его проверяют нагреванием в воде, как указано выше. Замечу только, что клапан «Фольксвагена» и «Форда» при тех же температурах, при которых наши отечественные клапаны в термостатах уже открылись, только начинают об этом подумывать. Клапан термостата «Опеля» начинает открываться при 92 °С.
В некоторых автомобилях термостат можно проверить по изменению его размера при нагревании. После нагревания термостата до 100 °С его размер должен быть по меньшей мере на 7 мм больше размера до нагревания.
На некоторых легковых автомобилях впереди радиатора устанавливают жалюзи, с помощью которых водитель регулирует тепловой режим работы двигателя. Если жалюзи открываются неполностью, то уменьшается поток проходящего через радиатор воздуха. Двигатель в этом случае может перегреваться, что приводит к потере мощности и перерасходу топлива.
Если такое случилось с вашим автомобилем, то нужно проверить состояние и действие тяг управления жалюзи. Пластинки жалюзи не должны иметь вмятин и при полностью вытянутой рукоятке привода управления на себя должны быть’ плотно закрыты, а при крайнем переднем положении (рукоятка привода управления должна находиться в исходном положении) полностью открыты.
Из-за неисправной регулировки привода управления также могут не полностью открываться жалюзи.
Для того, чтобы отрегулировать привод управления жалюзи, нужно отвернуть винт крепления троса и установить в исходное положение рукоятку привода управления жалюзи, полностью открыть их, а затем затянуть винт крепления. После регулировки проверить полноту открытия жалюзи.
При засорении радиатора накипью, маслом, ржавчиной возникает ситуация, при которой радиатор теплый только в верхней части, и нижний шланг радиатора не прогревается. Замечу, что импортные пособия по авторемонту категоричны: сменить. Я понимаю, что этот вариант подходит лишь тем, кто ленив, и с присущей мне экономичностью советую промыть радиатор сильной струей воды, подавая ее в направлении, обратном обычной циркуляции охлаждающей жидкости, до тех пор, пока выходящая вода не станет чистой. Только, ради бога, снимите радиатор с двигателя, я об этом уже писал и не поленюсь еще раз. Если вы этого не сделаете, то весь сор попадет в рубашки охлаждения.
Проверка системы охлаждения двигателя: диагностика возможных неисправностей
Система охлаждения двигателя предназначена для того, чтобы силовой агрегат работал в строго определенном температурном диапазоне. Другими словами, не допускается как перегрев, так и слишком интенсивное охлаждение мотора, которое не позволяет ДВС выйти на рабочую температуру.
Далее мы поговорим о том, как проводится диагностика системы охлаждения двигателя, а также чему следует уделить внимание, если двигатель не выходит на рабочую температуру (остается холодным) или перегревается, возникли утечки охлаждающей жидкости (ОЖ) и т.д.
Диагностика системы охлаждения двигателя
Не трудно догадаться, что основной задачей охлаждающей системы становится сначала обеспечение скорейшего выхода на рабочие температуры, после чего реализуется дальнейшее поддержание этой температуры и эффективный отвод избытков тепла в атмосферу.
При этом не допускается, чтобы мотор оставался слишком холодным, так как непрогретый до рабочих температур двигатель под нагрузками изнашивается быстрее, а сильно перегретый ДВС может заклинить.
Система охлаждения на современных автомобилях является решением комбинированного типа, то есть двигатель охлаждается как за счет жидкостного, так и за счет воздушного охлаждения. С учетом того, что данная система включает в себя целый ряд составных элементов, а также в замкнутом контуре циркулирует специальная охлаждающая жидкость (тосол или антифриз), в процессе эксплуатации ТС нередко возникают неисправности.
На практике в рамках диагностики необходимо проверять всю систему, а не только отдельные элементы на предмет различных дефектов или износа. Еще важно учитывать, что современные авто зачастую имеют весьма ограниченное пространство под капотом.
Это значит, что шланги системы охлаждения могут иметь изгибы, несколько мест соединений, отличаются по размерам и форме. Хотя срок службы шлангов достаточно большой, со временем изнашиваются даже изделия высокого качества.
- Итак, вернемся к диагностике. Прежде всего, необходимо проверить уровень и состояние охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Рекомендуется, чтобы уровень был между метками «мин» и «макс» на прогретом ДВС. На холодном двигателе вполне допускается снижение уровня до отметки «минимум», так как после нагрева мотора уровень повысится в результате расширения горячей ОЖ.
Также помутнение ОЖ, наличие примесей и т.д. обычно указывает на то, что антифриз или тосол нужно менять. Как правило, охлаждающие жидкости рассчитаны на 2-3 года службы, затем происходит потеря полезных свойств.
- Идем далее. Если заметно, что уровень охлаждающей жидкости даже после того, как был приведен в норму, все равно достаточно быстро понижается, следует проверять систему охлаждения на герметичность. Все соединения нужно осмотреть. Как правило, антифриз подтекает из:
- расширительного бачка;
- резиновых шлангов;
- патрубков или помпы;
- термостата;
- радиатора;
Бачок имеет свойство растрескиваться, в негодность часто приходит его крышка. Также течи в местах соединения возникают в том случае, если ослабевают стяжные хомуты. Радиатор охлаждения также может быть поврежден механическим путем, в нем возникают трещины и т.д. Часто ОЖ подтекает из-под корпуса термостата, течи можно обнаружить и в области установки водяного насоса системы охлаждения.
В любом случае, на заглушенном ДВС герметичность системы охлаждения определяют путем подачи воздуха в систему. Также вместо крышки радиатора ставится приспособление, через которое воздух нагнетается до 100 кПа. Снижение давления укажет на разгерметизацию.
- Теперь давайте представим, что система герметична, состояние ОЖ нормальное, антифриз не уходит, однако тепловой режим работы ДВС все равно нарушен. В подобной ситуации мотор может как перегреваться, так и не выходить на рабочую температуру.
Обычно такие проблемы связаны с термостатом. Его быструю проверку можно выполнить прямо на машине без снятия. Сначала холодный ДВС запускают, затем следует дать мотору поработать на ХХ. Если термостат в норме, нижний бачок радиатора также начнет нагреваться по мере прогрева силовой установки. Это говорит о том, что при нагреве охлаждающей жидкости до 80–85 ºС термостат срабатывает.
Проблемы возникают и в том случае, если термостат не закрывается при остывании ОЖ. Это проявляется долгим прогревом ДВС, двигатель прогревается, но только частично или же мотор все время остается холодным. Данные признаки говорят о том, что термостат все время открыт, охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по большому кругу через радиатор.
Как в первом, так и во втором случае термостат нужно или сразу менять, или же помещать устройство в горячую жидкость, после чего замерять температуру его открытия и определять работоспособность элемента.
Кстати, если термостат все же оказывается исправным, тогда проблема перегрева или недогрева мотора может крыться в неполадках вентилятора системы охлаждения или датчика температуры (вентилятор радиатора может как не включаться, так и работать постоянно, срабатывание может происходить несвоевременно и т.д.).
- Отдельного внимания при диагностике системы охлаждения заслуживает водяной насос (помпа) и состояние указанного элемента. На проблемы с помпой обычно указывают такие симптомы:
- Быстрое повышение температуры холодного двигателя после запуска;
- Появление посторонних шумов во время работы ДВС в области помпы;
- Заметное осевое и радиальное биение вала помпы при проворачивании;
- Появление течи через сальник водяного насоса.
Течи в области установки водяного насоса укажут на то, что уплотнитель или сальник вышел из строя. Так или иначе, специалисты рекомендуют регулярно проверять состояние привода водяного насоса. Также лучше сразу менять помпу на новую в том случае, если с водяным насосом системы охлаждения возникли какие-либо проблемы.
Полезные советы
Обратите внимание, не всегда снижение уровня антифриза или тосола указывает на проблемы именно с системой охлаждения. Охлаждающая жидкость может уходить прямо в цилиндры в том случае, если имеется повреждение прокладки ГБЦ, в головке или в блоке возникли трещины и т.д.
В подобной ситуации двигатель часто дымит белым дымом, так как ОЖ в виде пара выходит через выпуск. В этом случае головку или блок необходимо снимать, в рамках диагностики производится опрессовка головки блока. Затем принимается решение о ремонте ГБЦ или замене элемента. Также антифриз или тосол может течь в том случае, если проблемы возникли с заглушками блока двигателя. Течи через заглушки укажут на необходимость замены заглушек двигателя.
- Еще следует добавить, что с наступлением холодного времени года очень важно не только наличие ОЖ, залитой строго по уровню, но и плотность антифриза. Помните, если в процессе эксплуатации приходилось доливать дистиллированную воду, плотность раствора понижается. Простыми словами, при понижении температуры жидкость может замерзнуть. Результатом замерзания часто становятся как повреждения элементов системы охлаждения, так и самого ДВС.
Плотность ОЖ измеряется ареометром, при необходимости концентрацию антифриза следует повысить путем доливки концентрата. При этом смешивать антифризы и тосолы разных марок настоятельно не рекомендуется.
Также важно помнить, что концентрат ОЖ является сильнейшим ядом! Не допускайте попадания вещества на кожу, в глаза, не принимайте внутрь!
- Еще раз отметим, что тосолы или антифризы на основе этиленгликоля имеют в своем составе пакет активных присадок, которые препятствуют образованию коррозии, обладают антиокислительными и противовспенивающими свойствами. Однако со временем присадки срабатываются и перестают работать.
В результате разрушается крыльчатка помпы, радиатор «разъедает» изнутри, ржавеют каналы в БЦ и ГБЦ. Также продукты распада ОЖ в совокупности с общим загрязнением могут закупорить каналы системы, нарушить работу термостата и т.д. По этой причине работа системы охлаждения ухудшается, значительно сокращается ресурс ее составных элементов. В отдельных случаях коррозия разрушает каналы рубашки охлаждения двигателя, тосол или антифриз попадает в цилиндры или в систему смазки.
- Если возникли сомнения в эффективности работы системы, а также под подозрением термостат и т.д., при первичной диагностике измерить температуру шлангов и патрубков позволяет инфракрасный термометр. Для быстрой проверки достаточно включить печку в салоне, затем замеряется температура подводящего и отводящего шлангов отопителя. Температура должна быть практически на одинаковой отметке. Если заметны явные отклонения, это может указывать на необходимость ремонта.
Напоследок отметим, что шланги при размещении в подкапотном пространстве следует обязательно проверять на отсутствие перегиба. Прежде всего, например, после замены патрубков, следует убедиться, что шланг не перегибается. Также важно, чтобы шланг не касался горячих поверхностей, не задевал за движущиеся элементы или острые кромки.
Перегибы ухудшают циркуляцию ОЖ, что под нагрузкой может стать причиной перегревов. Что касается механический повреждений, движущиеся детали могут перетереть шланг, острые края вызывают порезы, контакт с нагретыми поверхностями становится причиной ускоренного растрескивания патрубков. Результат — утечка охлаждающей жидкости, которая может стать причиной перегрева ДВС.