Обкатка двигателя: как и зачем?
Любой собранный двигатель внутреннего сгорания, не зависимо от того, собран он на заводе-изготовителе, в автосервисе или в собственном гараже, должен пройти определенный период времени в режиме щадящей эксплуатации. Завод рекомендует на протяжении первых 500-1000 километров не нагружать двигатель, считая такой пробег достаточным для обкатки. Полная же приработка двигателя наступает после пробега порядка 3-5 тыс. километров.
Обкатка необходима и после практически любого вскрытия двигателя, когда производилась замена каких-либо его комплектующих. Это может быть обычная замена поршневых колец , без замены поршней, что часто практикуется для восстановления компрессии в цилиндрах силовой установки. В данном случае должны притереться сопрягающие детали, такие как новые кольца и стенки цилиндров.
Так же отдельно могут быть заменены вкладыши и опорные полукольца коленчатого вала, втулки промежуточного вала и другое, все что выполняется при среднем ремонте мотора.
Подобные требования относятся и к ремонту головки блока, когда производится замена распределительных валов, направляющих втулок и седел клапанов и самих клапанов, толкателей, пружин, рокеров и прочее.
Что подразумевается под термином – обкатка?
Обкатка – это важный период ввода двигателя в эксплуатацию, от которого зависит его надежность и долговечность.
Под термином обкатка подразумевается, что необходимо дать возможность всем трущимся парам силовой установки в начальный период поработать с минимальной нагрузкой в условиях, где они будут работать весь дальнейший срок эксплуатации.
При первом запуске мотора, под действием трения пары начинают притираться друг к другу, принимая свою законченную форму, изменения которой будут незначительно происходить только по мере естественного износа.
Как проходит процесс обкатки
Первые часы работы собранного мотора наиболее важны для его дальнейшей эксплуатации. В это время начинается процесс притирки поршневых колец, как к канавкам поршня, так и к зеркалу цилиндров.
Особенно это важно при притирке колец и стенок цилиндров. Дело в том, что на зеркале цилиндра нанесена специальная сетка, так называемый хон, необходимый для того, чтобы моторное масло как можно дольше оставалось на стенке цилиндра.
На кольцах поршней соответственно также получаются микронадрезы от хона, так как они начинают контактировать с сеткой, скользя по телу цилиндра.
Для коленчатого вала, его шатунные и коренные шейки являются «чужими» для установленных вкладышей, пока не произойдет их взаимная притирка.
То же можно сказать и о деталях головки блока, где начинают контактировать распределительные валы и их вкладыши, клапана в направляющих втулках и седлах, компенсаторы в своих гнездах и с телом рокеров, пружины к тарелкам сухарей.
Общие правила при обкатке
Рекомендуется после первого запуска двигателя не поднимать резко обороты и вообще стараться не раскручивать мотор, избегать пробуксовки и любых серьезных нагрузок.
Прогревать двигатель перед поездкой, при движении в гору включать пониженную передачу, держать скоростной режим не более 90-100 км/ч, исключая агрессивный стиль вождения.
В обкаточный период не поднимать обороты выше 3000 об/мин и не более 2500 об/мин для дизелей ( от типа двигателя от 1200 до 2500 об/мин).
По – возможности избегать дорожных пробок в часы пик, используя для обкатки утреннее и вечернее время, либо обкатывать за городом в режиме трассы.
Первые 500 километров пробега рекомендуется равномерное движение, чтобы не давать нагрузку на силовой агрегат и трансмиссию. Так на первых 50 километрах нужно двигаться на скорости 40-50 км/час на 3-й передаче. Далее двигаться со скоростью до 70 км/час, перейти на 4-ю передачу, пройдя так следующие 100-150 км.
Почему дизелит двигатель?
После каждых новых 100 км пробега можно поднять скорость на 10 км/час двигаясь на 4-й передаче.
На вторых 500 км обкатки желательно в трассовом режиме пройти с использованием повышенной 5 или 6-й передачи поднимая мотор до 3000 об/мин, включая пониженную на затяжных подъемах.
Также избегать долгой работы мотора на холостом ходу, так как в этом режиме нет стабильного давления в масляной магистрали и пары трения могут «голодать», что не допустимо пока они не притерлись к друг другу.
Обкатка двигателя нового автомобиля
Считается, что моторы новых машин уже прошли стендовую обкатку в условиях завода и никакие ограничения им не требуются. Однако, как уже было сказано выше, полный цикл обкатки заканчивается после пробега 3-5 тыс. километров.
На заводском двигателе, также появляются микрочастицы металла от взаимного трения друг о друга, когда детали только-только начали притираться между собой.
Поэтому на новых авто рекомендуется также соблюдать щадящий режим движения в первые 500-1000 км пробега.
Рекомендуется также, после обкаточного периода в 500 и 3000 км пробега заменить масло и фильтр , для удаления микростружки после притирки всех трущихся пар.
Если не заменить моторное масло после указанных периодов обкатки, то микрочастицы металла попадут в рабочую часть вкладышей, под кольца поршней, в элементы маслонасоса, и другие пары трения, что в разы сократит срок их эксплуатации.
Двигатель после «капиталки»
Особенно аккуратно нужно обкатывать двигатель после капитального ремонта в не заводских условиях, так как даже большой автосервис не имеет всех мощностей и необходимых условий для полноценного восстановления моторов, как на заводе.
Так после расточки и хонинговки гильз блока цилиндров, в его каналах остается часть эмульсии, подающей станком на резец для его охлаждения и микростружки от обработки блока и все это «вылезет» после запуска двигателя.
Считается необходимым промывать блок цилиндров после расточки в горячей ванне специальным раствором, чтобы снять следы микростружки с зеркала цилиндров и в открытых каналах. В автосервисах практически нигде не выполняют этой процедуры.
На таких моторах можно слить масло и заменить масляный фильтр уже после первых сотен километров, чтобы освободиться от следов износа после расточки и притирки от всех пар трения.
Холодная обкатка
При возможности использования проточной воды мотор после капитального ремонта можно обкатать на холодную. Для этого откручивается сливная пробка охлаждающей жидкости с блока цилиндров, шланг с водой вставляется в радиатор или расширительный бачок. Запускается двигатель. Вода будет постоянно циркулировать в системе охлаждения блока с постоянной температурой, не давая возможности блоку и деталям поршневой нагреваться.
С учетом расхода воды обкатать двигатель на холодную можно в течении 1.5-2х часов.
Еще пару слов
Не испытывайте двигатель нового авто на предмет его максимальной мощности , пока он не пройдет минимальный период притирки, так как это может привести к повышению температуры , стуку вкладышей коленчатого вала и задирам в цилиндропоршневой группе.
Плюс, если не поддерживать рекомендуемый режим в период обкатки, то это заметно сократит срок службы всех сопрягающихся элементов двигателя.
Так как процесс обкатки визуально не виден и не слышен, то некоторые просто игнорируют этот период, считая его несущественным. Однако, даже при замене тормозных колодок, их эффективность не будет 100%, пока они не притрутся к плоскости тормозного диска, то есть пройдут тот же период обкатки.
Поэтому не насилуйте двигатель хотя бы первые 1000 километров, и он ответит вам за это периодом длительной и надежной эксплуатации.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Обкаточное масло
Опыт Волжского автозавода показал, что при эффективной фильтрации и соблюдении регламента обслуживания циркуляционной системы, физико-химические показатели обкаточного масла могут поддерживаться на уровне свежего образца. При этом содержание механических примесей в нем не превышает 0 025 %, топлива 0 08 %, вода отсутствует. [16]
При обкатке двигателей используют: масло, применяемое при эксплуатации; маловязкое масло, чаще индустриальное масло 30; специальное обкаточное масло , в составе которого имеются присадки, ускоряющие прирабатываемость поверхности и препятствующие возникновению задиров. [17]
Опыт работы Ярославского моторного завода и Влади — мирского тракторного завода показал эффективность при -; менения при обкатке двигателей специальных обкаточных масел . [18]
В проточно-циркуляционной системе смазки на испытательных станциях моторостроительных заводов большие количества масла используют в течение длительного времени, вследствие чего его эксплуатационные свойства ухудшаются. В обкаточных маслах этот процесс идет весьма интенсивно в связи с повышенным съемом металла с поверхностей трения при обкатке. [19]
В Научно-исследовательском тракторном институте совместно с заводом имени Шаумяна и Владимирским тракторным заводом им. Жданова было разработано обкаточное масло ОМ-2 , удовлетворяющее перечисленным выше требованиям. Такое масло по вязкости следует считать средним. Стандартное масло ДС-11 большей вязкости как обкаточное непригодно, так как прокачиваемость его несколько хуже. В качестве приработочной присадки была выбрана серусодержащая присадка Г, серийно вырабатываемая химической промышленностью. [20]
Обработка ультразвуком повышает стабильность масел с серосодержащими присадками при очистке центрифугой и длительном хранении. Таким образом, ультразвуковая обработка обкаточных масел приводит к диспергированию продуктов старения и загрязнения и к улучшению антифрикционных, про-тивоизносных и противозадирных свойств масел. [22]
Следует учитывать, что приработочные присадки к топливу пригодны для обкатки лишь тех деталей, которые контактируют с топливом: плунжерные пары топливных насосов, первое поршневое кольцо, гильза цилиндра. Поверхности других деталей прирабатываются с помощью обкаточных масел . Исследования ЦНИДИ ( Ю.А. Микутенок) показали, что наибольшая эффективность достигается при совместном использовании обкаточных масел и топлива с приработочной присадкой. [24]
Поршневые кольца прирабатываются на отработанном масле Дп-11 и на обкаточном масле быстрее, чем на свежих маслах этих марок. Медленнее сглаживаются шероховатости поршневых колец на обкаточном масле . [25]
Консервационные масла К-17, НГ-203А, Б, В; НГ-204у, НГ-208, а также масла с присадками АКОР-1 и КП широко применяют на заводах автомобильной, тракторной, инструментальной, станкостроительной, судостроительной, авиационной, подшипниковой, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности для межоперационной защиты и консервации готовых изделий. На некоторых заводах — консервацию совмещают с обкаткой двигателя, для чего в обкаточные масла вводят присадку АКОР-1 [133] ( например, к обкаточному маслу QM . Аналогично консервируют двигатели, установленные на автотракторной и другой технике у потребителей. После кратковременной работы двигателя на холостом ходу защитное масло должно присутствовать на всей поверхности зеркала цилиндров и других деталях, не подвергающихся смазке в процессе работы. После этого консервационные и консервацион-но-рабочие масла, как правило, сливают. Консервационно-рабочие масла могут быть оставлены в картере на период хранения; на этих маслах разрешена эксплуатация автотракторной техники. [26]
Для ускорения процесса обкатки агрегатов применяют смазочные масла с добавкой 0 8 — 1 % растворенной и коллоидной серы. Осерненное масло способствует образованию сульфидов FeS, FeS2 на контактных участках, что ведет к снижению коэффициента трения. Обкаточное масло ОМ-2 изготовлено на основе зимнего масла вязкостью 8 сСт при 100 СС с введением 2 5 % серосодержащей присадки дипроксида и 2 % комплексной присадки ПМСЯ. Для снижения ценообразования вводят пеногаситель ПМС-200А. [27]
Следует учитывать, что приработочные присадки к топливу пригодны для обкатки лишь тех деталей, которые контактируют с топливом: плунжерные пары топливных насосов, первое поршневое кольцо, гильза цилиндра. Поверхности других деталей прирабатываются с помощью обкаточных масел. Исследования ЦНИДИ ( Ю.А. Микутенок) показали, что наибольшая эффективность достигается при совместном использовании обкаточных масел и топлива с приработочной присадкой. [29]
Испытания на тракторных двигателях показали, что применение присадки АЛП-2 позволяет за короткий срок заводской обкатки ( 1 — 2 ч) приработать поршневые кольца и цилиндры двигателя в такой же степени, как и при длительной обкатке ( 30 — 60 ч) без применения присадки. Побочных нежелательных явлений, связанных с применением присадки, не обнаружено. Присадка хорошо растворима в топливе, не обладает коррозионной агрессивностью, не влияет на работу топливной аппаратуры и фильтров. Особенно эффективна она при работе двигателя на специальном обкаточном масле . [30]
Моторное масло: о чем молчат дилеры
Развенчаем самые распространенные мифы о моторных маслах, многие из которых были выдуманы автокомпаниями и их дилерами
Миф 1. Информацию о типе масла, которое льют в двигатели на конвейере, найти практически невозможно
Это не совсем так. Тип используемого масла всегда указывается производителем двигателя в руководстве по обслуживанию, однако его марка часто не разглашается. Подход к информированию клиентов о происхождении оригинального масла сильно отличается от производителя к производителю. Последние четыре десятка лет Renault открыто рекомендует всем владельцам своих автомобилей использовать моторные масла ELF. VW Group не афиширует производителя масла, но и не скрывает. К примеру, по утверждению специалистов по смазочным материалам, масло VW Original LL-III 5w30 (допуск 504/507), которое заливают на заводах VW в Европе и России, это Castrol EDGE Professional LL3 5W-30. Эту информацию можно считать достоверной, так как она официально подтверждена представительством немецкого автоконцерна. Однако, по другой информации, полученной из тех же источников, это может быть Fuchs TITAN EM 030 VW, а также Pentosin или Shell. И, наконец, есть бренды, тщательно скрывающие происхождение масла — к таким относится, к примеру, Toyota. Рекомендации, полученные от этого производителя, сводятся к необходимости использовать оригинальное масло и не задумываться о том, где и кем оно произведено.
Миф 2. На заводе льют дешевую «минералку» для обкатки двигателя
Многие крупные бренды, а вместе с ними и дилеры, просто информируют клиентов, что на конвейере в двигатель залита «синтетика». Многие автолюбители этому не верят и считают, что на конвейере в двигатель заливают более дешевое минеральное масло с пакетом присадок для обкатки. В качестве аргументов приводится необходимость менять масло во время так называемого «нулевого ТО», которое проводится вскоре после покупки автомобиля – такие рекомендации, к примеру, дают дилеры Lada, Datsun и Hyundai. Потребность замены масла вскоре после выхода машины из ворот завода вынуждает клиентов сделать вывод о том, что «конвейерное» масло не может быть дорогим и синтетическим по определению. Причина споров в том, что дилеры вводят в регламент «нулевое ТО» по собственной инициативе. Для них это — способ дополнительного заработка. Замена масла вскоре после покупки не противоречит рекомендациям производителя, и дилеры этим активно пользуются. Между тем, повышение точности производства деталей моторной группы давно уже привело к тому, что современные двигатели, фактически, не нуждаются в обкатке, поэтому использовать «обкаточное» масло со специальным пакетом присадок нет никакого смысла.
Миф 3. Дилеры не знают, какое масло залито в автомобилях
Это не так. Дилеры знают это хотя бы потому, что после продажи автомобилей им необходимо проводить регламентное техобслуживание, позволяющее сохранить заводскую гарантию. Помимо «оригинального» существует целый список рекомендованных масел, которые можно заливать в новые автомобили соответствующей марки и модели. Дилер вправе менять поставщика, если это не противоречит его договоренностям с производителем. Причиной возникновения мифа, как это часто бывает, послужил пресловутый «человеческий фактор». Нередко специалисты одного и того же дилерского центра в ответ на запросы дают разную информацию. При этом, после обращения в представительство клиент получает информацию, которая противоречит ответу дилера. Чаще всего, это не злой умысел, а несогласованность политики внешней коммуникации дилерских центров и представительств. Однако, не стоит забывать и о том, что производители могут время от времени менять официальных поставщиков с целью снижения издержек, и название производителя «конвейерного» и «оригинального» моторного масла может меняться от года выпуска автомобиля.
Миф 4. Масло в двигателе лучше менять как можно чаще
С этим утверждением не поспоришь, особенно если машина работает в тяжелых условиях. Но при обычной эксплуатации автомобиля чрезмерное усердие в данном случае приведет лишь к дополнительным затратам, никак не отразившись на ресурсе мотора. Как мы уже разобрались, так называемое «обкаточное масло» – пережиток прошлого. В случае с мощными автомобилями их двигатели проходят обкатку на стенде в условиях производства. Такая практика существует, к примеру, на новом заводе двигателей Jaguar в Касл-Бромвиче. Двигатели обычных автомобилей в обкатке не нуждаются. При сборке на конвейере в них заливается стандартное рекомендованное моторное масло (синтетическое или полусинтетическое), и менять его необходимо по заводскому регламенту, на ТО-1. Большинство производителей рекомендуют делать замену через 15 000 или даже 20 000 км или после 1 года эксплуатации, в зависимости от того, что наступит раньше. На Западе сервисный интервал в 20 000 км давно стал нормой, хотя в России некоторые производители (например, Citroen, Peugeot и Toyota) сократили его вдвое – до 10 000 км. В большинстве случаев такая перестраховка ничем не оправдана, но идти против воли автокомпании владельцу новой машины нельзя, поскольку это чревато потерей гарантии.
Миф 5. Менять тип залитого в мотор масла нельзя
В разное время производители фокусировались на различных свойствах масла, в зависимости от меняющихся требований рынка. На раннем этапе развития технологий самой важной проблемой была максимальная защита двигателя от износа. Позже акцент сместился на увеличение интервала замены масла. Когда основным трендом стало ужесточение экологических требований, производители переключились на решение этой задачи. Многие автокомпании в погоне за снижением паспортных параметров расхода топлива перешли на энергосберегающие (снижающие трение) моторные масла. Двигателю такое масло не навредит, однако если у вас нет желания переплачивать за новые технологии, вы можете безболезненно перейти на масло другого типа. В данном случае ключевую роль играют допуски производителя. Если выбранное вами неэнергосберегающее масло имеет соответствующий допуск, вы можете смело его использовать.
Материал подготовлен экспертом компании Valvoline