Меню

Обеспечение запасными частями автомобили

Обеспечение запасными частями автомобили

Одной из наиболее актуальных задач в деле поддержания работоспособности автомобилей, принадлежащих гражданам, является удовлетворение потребности в запасных частях в необходимых количествах, нужной номенклатуры, в установленном месте. Между изготовителями запасных частей и потребителями лежит обширная сложная сфера современного производства, связанная с доставкой, хранением, распределением и сбытом (в том числе продажей) запасных частей, а также с определением потребности в них.

Интенсивность изнашивания (постепенный отказ) и разрушение деталей, особенно их поломка из-за аварийной ситуации, зависят от многих факторов, которые можно объединить в две группы: эксплуатационные и конструктивно-технологические.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 9. Схема обеспечения запасными частями автомобилей

В практических условиях эксплуатации принимаются меры по ликвидации или ослаблению влияния внешней среды на усталостную прочность деталей, например, обеспечивают противокоррозионную защиту деталей, увеличивая долговечность металлических изделий. Для повышения долговечности трущихся деталей применяют технологические процессы упрочнения поверхностей, а также соответствующие смазки и другие способы.

Для обеспечения запасными частями производственных процессов на СТО и продажи их через торговую сеть в стране действует система предприятий и организаций по производству,-хранению и распределению запасных частей. Это заводы по изготовлению запасных частей; организации, осуществляющие концентрацию и рассмотрение заявок, планирование выпуска запасных частей и выделяющие на них фонды; складские службы, СТО и предприятия товаропроводящей сети, на которые возложено получение и реализация запасных частей. Кроме упомянутых складов автомобильных заводов, региональных, СТО, магазинов, автозаправочных станций, имеется большое количество запасных частей и у владельцев легковых автомобилей. Таким образом, изготовленные по установленным нормам расхода запасные части реализуются через предприятия торговли, СТО и прочие каналы (рис. 9). Суммарная потребность в запасных частях в настоящее время определяется на СТО и оформляется в виде составленной ежегодной заявки, которая направляется в республиканскую организацию Автотехобслуживание или на головной завод, выпускающий автомобили. При составлении ежегодной заявки используются номенклатурные тетради запасных частей к легковым автомобилям, принадлежащих гражданам.

Задачи разрабатываемых планов снабжения состоят в том, чтобы увязать производство запасных частей с потребностью в них для удовлетворения объемов бытовых услуг по ремонту автомобилей и спроса в торговле. В заявках учитывают обоснованные нормы расхода запасных частей, фактическое количество реализованных изделий в прошлом периоде, а также их остатки и сверхнормативные запасы на базах снабжения и в производстве.

Обеспечение запасными частями зависит от многих факторов. Главные из них — количество автомобилей, выпускаемых промышленностью, общая численность парка и его состав по моделям и возрасту, а также размещение автомобилей по областям и регионам, их среднегодовые пробеги, число предприятий, выпускающих запасные части, и их ведомственная подчиненность.

Метод расчета потребности в запасных частях для СТО в зависимости от их производственной мощности, дифференцированный по видам работ и одновременно учитывающий надежность автомобилей в реальных условиях их эксплуатации, описан в разд. 3.2. О том, насколько сложны связи в процессе снабжения СТО запасными частями, свидетельствуют следующие данные. Запасные части изготовляют более чем 200 заводов. Почти 80% механических изделий и электрооборудования выпускают около 70 заводов автомобильной промышленности. Остальные заводы, выпускающие запасные части, находятся в ведении других министерств.

Предприятия системы автотехобслуживания Волжского автозавода обеспечиваются запасными частями с зональных складов, расположенных в различных регионах страны. На зональные склады запасные части поступают с центрального заводского склада Тольятти. СТО других автомобильных объединений обеспечиваются запасными частями к легковым автомобилям с центральных складов головных автомобильных заводов.

Министерство автомобильного транспорта РСФСР возложило функции материально-технического снабжения производственных объединений автотехобслуживания и СТО на Оптово-торговое управление «Автотехобслуживание» Главного управления по материально-техническому обеспечению «Глававтоснаб-сбыт». Здесь запасные части распределяются по 70 областям, краям и автономным республикам для обеспечения работы более 400 СТО и стольких же пунктов по продаже запасных частей, организованных при этих СТО и производственных объединениях. Кроме того, запасные части выделяются для предприятий Министерства бытового обслуживания населения РСФСР, Всероссийского добровольного общества автомотолюбителей, Государственного комитета СССР по иностранному туризму, Министерства торговли РСФСР. Хозрасчетные снабженческие организации, межобластные магазины оптово-розничной торговли (ММОРТ) управления «Автотехобслуживание» имеются в Люберцах и Бронницах (Московская обл.), Невинномысске (Ставропольский край), Челябинске, Красноярске, Кемерове,- Хабаровске, Свердловске, Ленинграде. Таким образом, планирование снабжения запасными частями и реализация планов органически связаны между собой, дополняют друг друга. Это благоприятно сказывается на обслуживании и ремонте автомобилей. Региональные снабженческие организации (ММОРТ) в условиях огромных территорий Российской Федерации, по существу, выполняют функции центральной республиканской базы снабжения в каждом из обслуживаемых регионов.

Читайте также:  Мотор опель жрет масло

В целях совершенствования деятельности по обеспечению запасными частями рыночного фонда организации решают задачи снижения уровня сверхнормативных запасов, совершенствования учета, отчетности, информационного обеспечения, увеличения поставки запасных частей повышенного спроса, изучения покупательского спроса.

Снижение уровня сверхнормативных запасов обеспечивается за счет усиления дисциплины поставок от заводов-изготовителей и регулярных поставок потребителям — СТО и магазинам. Этому способствует разработка подетальных норм запаса, расчет потребности в оборотных средствах, контроль за поддержанием нормативного запаса, внедрение автоматизированной системы управления движением запасных частей, определение трудоемкости складских операций и установление численности работающих на базах и складах.

Изучение опыта крупных автомобильных зарубежных фирм, таких, как «Форд» (США), «Рено» (Франция), «Даймлер-Бенц» и «Фольксваген» (ФРГ), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция), показывает, что наряду с работой по совершенствованию и улучшению выпускаемых автомобилей уделяется значительное внимание организации и выпуску запасных частей. Например, фирма «Рено» производит запасные части в объеме 8—10% общего годового объема продукции производства. Данные о производстве запасных частей на других предприятиях близки к указанным выше.

Несколько десятилетий назад обеспечение запасными частями за рубежом достигалось путем содержания неуменьшающегося их запаса в полной номенклатуре на складах. Однако в связи с повышением расходов по содержанию складов и с увеличением моделей и модификаций автомобилей использовать этот метод стало практически невозможно. Показано, что на группу запасных частей, составляющую примерно 10% всей номенклатуры, приходится 70% годового потребления в стоимостном выражении. На следующую группу из 30% наименований падают 22% стоимости годовой продажи запасных частей. Таким образом, запасные части, составляющие 40% всей номенклатуры, дают 92% суммы годовой реализации запасных частей. Эти данные колеблются в пределах до 10% в зависимости от фирм и моделей автомобилей. На основе этих данных была разработана организация снабжения запасными частями. Все запасные части по уровню их расхода разделены на три группы: А — пользующиеся наибольшим спросом, В и С — соответственно требующиеся не так часто и сравнительно редко. Группа А представляет 10% наименований деталей, на которые приходится 70% потребления, группа В — соответственно — 30 и 22%, группа С — 60 и 8%.

Запасные части производят не только заводы-изготовители автомобилей. Фирма «Пирелли» (Италия), например, изготовляет шины, «Феродо» — сцепления, «Гирлинг» (Великобритания) —тормоза. Эти же фирмы имеют и СТО. Кроме того, обслуживанием и ремонтом в коммерческих целях занимаются страховые компании и нефтяные фирмы, например, в Великобритании фирма «Бритиш Петролеум», имеющая несколько сотен СТО. Аналогичные станции имеют нефтяные компании «Шелл» и «Ессо» (Великобритания) .

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что в автомобиле только около 600 наименований деталей определяют его эксплуатационную надежность. Поэтому одной из важнейших задач является обоснованное распределение запасных частей между потребителями требуемой номенклатуры и в необходимых количествах, в нужное время, в определенном месте. Это позволяет улучшить обслуживание населения, повысить производительность труда работающих и полнее использовать производственную мощность СТО с учетом оказываемых видов услуг и работ.

Снабжение запасными частями рыночного фонда СТО имеет большую отличительную особенность от снабжения автомобильных заводов и других машиностроительных предприятий. Скорость расхода запасных частей каждого наименования в автотехобслуживании регламентировать заранее и создать в зависимости от этого расхода соответствующий их запас крайне сложно, тогда как в машиностроении размер запаса деталей и комплектующих изделий увязан с ритмом производства и планом выпуска автомобилей, который установлен не только на месяц, но также на сутки и даже часы. В автотехобслуживании вынуждены хранить расширенную номенклатуру запасных частей к автомобилям, выпускаемым в настоящее время, а также к автомобилям той же модели, но имеющей модификационные отличия. Помимо этого, на складах автотехобслуживания хранится значительное число запасных частей к автомобилям, выпуск которых прекращен. Причем считается, что запасными частями должны быть обеспечены и автомобили, снятые с производства 15—25 лет назад.

Читайте также:  Антифриз для автомобилей ваз 2114

Таким образом растут запасы по номенклатуре, по количеству изделий и в суммарном отношении, что создает видимость благополучия, а потребность автотехобслуживания для выполнения ремонта автомобилей пока не удовлетворяется.

Такое положение может быть частично исправлено, если организовать хранение запасных частей для снятых с производства автомобилей на складах головных автомобильных заводов; на областных и республиканских (региональных) базах снабжения довести срок хранения среднего запаса не менее полугода, а срок хранения малоходовых запасных частей и изделий к автомобилям, снятым с производства, приравнять к реальным срокам службы автомобилей (время до капитального ремонта или списания).

Важным направлением в деле упорядочения снабжения запасными частями рыночного фонда, формирования и использования запасов малоходовых и снятых с производства запасных частей служит создание объективного финансового показателя оборачиваемости оборотных средств, равного в настоящее время 1,4—3 раза в год.

Особенности снабжения АТП запасными частями к автомобилям.

Отечественная практика снабжения АТП запасными частями с момента начала преобразований в экономике страны характеризуется предпочтением к разовым закупкам небольшого объема при складской форме снабжения.

Продажей запасных частей к отечественным автомобилям занимается множество мелких, средних и больших предприятий (оптовики, магазины, рынки), кото­рые получают детали как у заводов-изготовителей автомобилей и запасных час­тей, так и у имитаторов (отечественных и зарубежных).

На рынке работает достаточно большое количество различных агентских фирм, которые торгуют оптом и в розницу запасными частями к изделиям, исполь­зуемым производителями автомобилей в качестве комплектующих (например, за­пасные части к изделиям Ярославского завода топливной аппаратуры, Рязанско­го завода автомобильной аппаратуры и др.). Поскольку производители автомо­билей запасные части к этим узлам не поставляют (не созданы региональные склады, нет дилеров), спрос на них удовлетворяют агентские фирмы.

Потребителями запасных частей на рынке являются многочисленные пред­приятия разных форм собственности и владельцы автомобилей. В первую очередь это крупные АТП, имеющие большой, но достаточно однотипный парк, распола­гающие собственной производственно-технической базой (автобусные парки, автокомбинаты, таксомоторные пар­ки). Они сами оптом закупают необходимые запчасти и материалы, хранят их на своих складах и используют для проведения ТО и ремонта.

Другие крупные предприятия, имеющие большой разномарочный парк и свою развитую производственно-техническую базу (агропромышленные предприятия, крупные заводы, строительно-монтажные управления, горнодобывающие предприятия), из-за сравнительно боль­шой необходимой номенклатуры покупают запчасти мелким оптом и в розницу, пользуясь услугами посредников.

Многочисленная группа средних и мелкихАТП, имеющих небольшой авто­парк, — типичные мелкооптовые и розничные потребители запасных частей и материалов. Мелким оптом и частично в розницу приобретают запчасти, в том числе оригинальные, восстановленные и подержанные, различные авторемонтные предприятия и мастерские, осуществляющие капитальный ремонт агрегатов и узлов. Крометого, они сами продают восстановленные агрегаты и детали на рынке.

Таким образом, существующий в настоящее время рынок автомобильной тех­ники и запасных частей постепенно приближается по структуре к зарубежному. Однако его характерной особенностью является наличие многочисленных посред­ников, которые не имеют четких обязательств перед покупателями и не гаранти­руют качество поставляемой продукции и услуг.

Основным способом устранения этого недостатка является создание современной развитой товаропроводящей и сервисной инфраструктуры, в том числе и заводов-изготовителей.

Основой зарубежной системы снабжения запасными частями является товаропроводящая сеть заводов-изготовителей автомобилей. Обычно она состоит из складов трех уровней (рис. 1.4): центрального склада запасных частей, региональных складов и складов дилеров. Некоторые фирмы применяют четырехуровневую систему, которая предусматривает обслу­живание группы региональных складов с зональных складов.

Центральный склад является основным звеном системы. На нем хранят около 80% номенклатуры запасных частей, необходимой для удовлетворения спроса парка автомобилей данной фирмы, эксплуатируемого в стране и за рубежом. Поступление деталей на склад производится с заводов фирмы (оригинальные запчасти) и с заводов субпоставщиков в соответствии с планом, составленным на основании данных о движении запчастей за предыдущий год и данных об изменении парка автомобилей. Средний запас деталей каждого наименования поддерживается на уровне четырехмесячной годовой потребности, а общая номенклатура деталей составляет 20-40 тыс. наименований.

Читайте также:  Часть устройства теплового двигателя

При центральном складе имеется вычислительный центр, в функции которого входят: учет парка автомобилей, регистрация заказов, контроль реализации запасных частей, контроль запасов, учет трудозатрат, бухгалтерский учет и т.д.

Региональные склады являются отделениями центрального склада фирмы. Они располагаются в районах сосредоточения парка автомобилей и предназначены для удовлетворения потребности в этих районах. Например, у фирмы «Рено» на тер­ритории Франции расположено 14 региональных складов, а у фирмы «Фиат» на территории Италии — 43 таких склада.

Размеры региональных складов определяются потребностью в запасных час­тях обслуживаемых ими районов. На них хранят 60% общей номенклатуры запасных частей (10-15 тыс. деталей) и 2,5-3-месячный запас по каждому их наименованию.

Региональные склады ежедневно сообщают центральному складу сведения о движении запасных частей. Обработка их на ВЦ позволяет определить номен­клатуру, объем и время поставки очередной партии запчастей. Пополнение запасов региональных складов производится с центрального склада фирмы, а в некоторых случаях — прямо с заводов субпоставщиков. В зоне действия регионального склада располагается крупный центр фирмы или крупный дилер, осуществляющий продажу автомобилей, их ТО и Р.

Склад центра ТО фирмы (или крупного дилера) обеспечивает удовлетворение собственной потребности в запчастях, а также потребности мелких дилеров, расположенных в зоне его действия. На нем хранят 20% общей номенклатуры запасных частей, преимущественно высокого спроса (5-7 тыс. деталей). Средний их запас по каж­дому наименованию равен 1,5-месячной потребности.

Номенклатура и объемы хранимых запасных частей определяются размером СТО дилера (от 400 до 1000 наименований). При этом учитывается, что в случае отсутствия какой-либо детали она будет доставлена со склада центра ТО фирмы (крупного дилера) или с регионального склада в течение 1-2 дней, а иногда и не­скольких часов.

Параллельно с дилерской сетью на местах имеется значительное количест­во других предприятий автосервиса (независимые ремонтники). Как правило, это небольшие частные СТО и мастерские, осуществляющие самые разные ви­ды ремонтных работ (ремонт и окраска кузовов, ремонт двигателей и др.).Их услугами пользуются до 40% владельцев, в основном после окончания срока гарантии.

Остальные 10% владельцев (АТП, имеющие свою ремонтную базу; частные владельцы с низкими доходами) обслуживают и ремонтируют принадлежащие им автомобили своими силами.

Таким образом, дилеры и независимые мастерские потребляют основную массу запасных частей. Региональные склады превращают случайный спрос потребителей в свой спрос, поддающийся анализу и прогнозу. Это, в свою очередь, позволяет определить размеры оптовых заказов заводам-субпоставщикам, планировать производство запасных частей и гибко управлять их совокупным запасом.

Кроме продуцентов автомобилей, на рынке запасных частей действует ряд других предприятий. В первую очередь это специализированные фирмы по изготовлению деталей и узлов, используемых заводами-изготовителями в качестве комп­лектующих (независимые субпоставщики). Они поставляют продуценту детали и узлы, используемые при сборке новых автомобилей. Те же детали в качестве запасных частей поступают на центральный и региональные склады продуцента. Кроме того, эти же достаточно мощные фирмы, например «Солекс» (карбюраторы), «Бош» (топливная аппаратура), «Гирлинг» (тормозные системы), торгуют своими изделиями через независимых оптовиков и магазины запчастей.

Второй достаточно многочисленной группой конкурентов являются пред­приятия-имитаторы, изготавливающие запчасти специально для продажи на рынке. Обычно они производят детали узкой номенклатуры и продают их по более низким ценам, чем основные поставщики. При этом ни качество, ни соответствие стан­дартам не гарантированы. Однако их продукция находит покупателей среди насе­ления с низким уровнем дохода.

К третьей группе конкурентов относятся фирмы, занимающиеся разборкой списанных автомобилей и продажей подержанных деталей, а также предприятия по восстановлению изношенных деталей и агрегатов. Эти детали покупают незави­симые ремонтные мастерские, мелкие частные СТО и небогатые владельцы авто­мобилей.

Adblock
detector