Срок службы автомобиля и его комплектующих в годах и километрах
К сожалению, ни одна купленная нами вещь не может служить вечно.
Будь, то сливочное масло – оно когда-нибудь закончится, или футболка – она износится.
И даже новый автомобиль когда-нибудь придет в негодность.
Пусть средство передвижения будет служить нам верой и правдой достаточно долго, по сравнению с другими товарами, но у него тоже есть свой срок службы.
Комплектующие к авто не являются исключением и изнашиваются вместе с ним.
Понятие
Не нужно путать срок службы с гарантийным периодом. Под гарантией имеется ввиду то время, когда обнаруженные недостатки или брак исправляются непосредственно дилером или заводом – производителем без вложения денежных средств владельца.
Как правило, оно длиться не более полутора лет или даже меньше.
А вот служить машина может и должна гораздо дольше.
Этот показатель зависит не только от марки и модели, но и от условий эксплуатации.
Из Закона о защите прав потребителей (статья 5) ясно, что срок службы — это время, когда изготовитель вашего авто обязан:
- обеспечить возможность его использования по назначению;
- нести ответственность за недостатки (серьезные, например заводской брак), которые допущены по его вине.
Поэтому покупатели в течение срока службы вполне могут рассчитывать на:
- проведение технического обслуживания машины и ремонт (в том числе отдельных частей);
- рассмотрение и удовлетворение ваших требований относительно качества работы (при наличии серьезных дефектов);
- вред, причиненный вашему здоровью из-за недостатков, в том числе и моральный, будет компенсирован.
Правда, если в документации к автомобилю вы не обнаружили данного понятия, у вас может возникнуть повод для беспокойства. Но завод-изготовитель оставляет право на назначение этого периода за собой. Это не означает, что на следующий день после окончания гарантийного обслуживания жизнь машины закончится.
Зависимость от вида
При должном уходе машина может катать своего владельца пару десятилетий. Но современному Автопрому это не выгодно. Поэтому, даже если срок службы, обозначенный в сопроводительных документах, превышает минимальные десять лет, то не на много. В любом случае делается поправка на предназначение машины.
Грузовых
Грузовики – это рабочая категория автомобилей.
Они везут свой груз в любую погоду, по любым дорогам и на самые разные расстояния.
Отсюда срок службы будет разумнее считать не в годах, а в километрах.
По статистике, заводы готовы «отвечать» за свою продукцию до пятисот тысяч километров.
На практике эта цифра снижается до трехсот тысяч. Правда, если грузовик эксплуатируется в условиях крайнего севера, присутствуют постоянные перегрузы или неправильное распределение веса перевозимых предметов по осям, в него заливается некачественная солярка, то постоянные ремонты и вложения денег гарантированы.
Город, с его пробками, тоже жизни машине не продлит. Увеличить срок службы в силах самого автовладельца. Для этого нужно:
- Вовремя проходить ТО.
- Избегать перегрузов ( и нет разницы между полуторотонной газелькой и сорокотонным тралом).
- Использовать качественные горюче-смазочные материалы.
- Вовремя менять масло в двигателе.
- Замена фильтра, свечей, ремней ГРМ в соответствии с рекомендациями производителя.
- Покупать качественные детали.
- Обслуживаться в специализированных центрах.
Легковых
Срок службы легковых авто также зависит от условий их использования. Есть машины, которые в день накатывают по 500 километров, а есть такие, на которых только летом на рыбалку. И состояние автомобильных дорог вносит свои поправки.
Отсюда и длительность эксплуатации машины колеблется от 10-ти до 15 –ти лет. Дорогие марки живут дольше дешевых, внедорожники заводской комплектации (без доработок владельца) изнашиваются за 5-7 лет.
Отечественные автомобили, как это не печально, с трудом доживают до 8-ми лет.
Интересно, что некоторые производители автомобилей (Вольво и Мерседес) отслеживают долговечность своих «детищ» и самым заботливых хозяевам готовы выдавать дорогие призы после преодоления их железными конями определенных расстояний.
Комплектующие
Любой автомобиль нуждается в расходных материалах, которые требуют периодической замены. От их состояния зависит не только комфорт, но и безопасность владельца.
Шины (зимние, летние)
На износ этой детали автомобиля влияет характер вашего вождения. Если вы более или менее придерживаться правил эксплуатации, то автошины вполне могут прослужить более 150000 км.
Покупать зимний комплект резины или нет, решает сам собственник авто. Некоторые производители рекомендуют пользоваться новыми комплектами каждый год, Состояние шин легко определяется невооруженным взглядом, и ответственность за своевременную замену лежит на владельце.
Подробнее о сроке годности автомобильных шин можно узнать в этой статье.
Антифриз
Благодаря антифризу в машине поддерживается допустимая температура. Система охлаждения очень чувствительна и некачественная охлаждающая жидкость может испортить её. Разные производители дают гарантию на антифриз от 1-х до 5-ти лет.
Но вот практика показывает, что более частая замена (раз в 1-2 года) этой жидкости продлевает жизнь авто. Индикатором качества антифриза служит его цвет. Он должен быть голубым.
Амортизаторы
Каков срок службы амортизаторов автомобиля?
Плохие дороги и агрессивная езда прежде всего оказывают разрушительное воздействие на амортизаторы.
Российские производители обещают исправность этих деталей на протяжение 30 тысяч километров, зарубежные продлевают срок службы до 70 тысяч.
Тормозная жидкость
Качественное торможение порой может спасти жизнь водителю. Тормозная жидкость в процессе замедления скорости машины играет очень важную роль. Несмотря на то, что хорошие производители гарантируют сохранение всех качеств в течение 3-х лет, это вещество нужно менять с периодичностью в полтора-два года.
Причем количество пройденных километров не частоту не влияет. Автомобиль – это система, и порча какого-либо одного элемента быстро выводит её из строя. Не пренебрегайте своевременным ТО и вовремя меняйте жидкости и расходные детали.
Примеры ущемления прав
Проблемы возникают у владельцев машин тогда, когда гарантия уже закончилась, а поломка произошла. Сервисные центры отказывая ссылаются на гарантийный договор.
Обычно с результатами от эксперта отказов не поступает и вам в указанный вами срок или не позднее 45 дней удовлетворяют требования. Достаточно редко дело доходит до суда.
Конечно, не все зависит от нашего желания того, чтобы «железный конь» радовал нас долго. Производитель машины вносит очень весомую лепту в долговечность авто.
Также незнание понятий «Срок службы» и «Гарантийный срок» и неумение их отличать вынуждает нас вкладывать деньги в ремонт.
Причем причина поломок не всегда скрывается за автовладельцем.
Внимательно читайте документы на ваше приобретение. А если не найдете в них ответы на свои вопросы обращайтесь к законодательству.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу юридическую проблему — позвоните прямо сейчас:
Срок полезного использования грузового и легкового автомобиля
Под сроком полезного использования автомобиля понимается период, в течение которого транспортное средство приносит экономическую выгоду. При определении этого критерия учитывается амортизация автомобиля — степень физического износа. Эти данные необходимы для налоговой и бухгалтерской отчётности. Кроме этого, расчёт амортизации позволяет определить срок эксплуатации транспортного средства, которое числится на балансе предприятия, составить смету на техническое обслуживание и ремонт.
Определение амортизационной группы легковых авто
Согласно общепринятой классификации, действующей на территории Российской Федерации, легковые автомобили делятся на 5 классов. Ключевым критерием такого подразделения является объём двигателя. Выглядит это следующим образом:
- класс 1 — относятся машины, где объём двигателя меньше значения 1,2 литра;
- класс 2 — объём варьируется в пределах 1,2-1,8 литра;
- класс 3 — машины с объёмом двигателя 1,8-3,5 литра;
- класс 4 — транспортные средства, объём двигателя которых превышает 3,5 литра;
- класс 5 — представительские авто, объём двигателя которых не играет решающей роли.
Важно! Автомобили представительского класса отечественного производства имеют числовой классификатор «5», который ставится первым в номере модели. Для транспортных средств иностранного производства такая классификация не предусматривается: принадлежность авто к высшему классу определяется производителем.
Сроки полезной эксплуатации авто по классам
В соответствии с положениями статьи 258 НК , всё амортизируемое имущество подразделяется на 10 групп. Если проводить подразделение по классам, легковые автомобили подходят под критерии 2 групп:
- 3 группа — охватывает малолитражки и авто среднего класса. Сюда входят авто 1-3 класса включительно. Сроки полезного использования установлены периодом 3-5 лет;
- 5 группа — относится к транспортным средствам представительского класса, устанавливает срок полезной эксплуатации 7-10 лет.
Малолитражные автомобили, которые предназначены для передвижения людей с ограниченными возможностями, исключаются из общей классификации, однако период их полезного использования установлен в 5-7 лет. Это относит такие транспортные средства к 4-й амортизационной группе.
Скачать для просмотра и печати:
Авто представительского класса
Учитывая, что автомобили класса «Люкс» не определяются по критериям объёма двигателя, для них действуют другие параметры. Основными считаются 3 показателя:
- длина — более 5 метров;
- ширина — от 1,7 метра;
- модель — по умолчанию к транспортным средствам представительского класса причисляются автомобили марок Mercedes, BMW, Lexus и другие авто с приставкой «премиум».
Вторичную определяющую роль играют такие параметры:
- рыночная цена;
- скоростные характеристики;
- тип кузова;
- комфортабельность салона;
- безопасность: бронирование.
Нужно уточнить, что причислить автомобиль к представительскому классу помогает совокупность первостепенных и второстепенных признаков. Например, авто может подходить этой категории по размеру кузов и модели, но не соответствовать по вторичным показателям. В этом случае, авто включается в 3-4 амортизационную группу.
Кроме этого, российская и европейская классификации значительно отличаются. Например, на территории РФ подразделение машин идёт по объёму двигателя, в Европе ключевым параметром считается размер. Поэтому утверждение производителя, что иномарка относится именно к представительскому классу, не всегда соответствует действительности. Поэтому, чтобы отнести авто к высшей категории, необходимо экспертное заключение.
Классификация российских авто
Для определения класса отечественных автомобилей достаточно обращать внимание на номер модели: первая цифра соответствует классу. Например, ВАЗ 2109 указывает, что транспортное средство относится ко 2-му классу, обладает объёмом двигателя 1,2-1,8 литра, имеет срок полезного использования 3-5 лет.
Пример расчёта периода полезной эксплуатации
Приобретён автомобиль Suzuki в подержанном состоянии, бывший в эксплуатации полтора года. Объём двигателя машины 2,5 литра. Взяв за основу эти данные, можно без проблем рассчитать срок полезного использования. Для этого необходимо выполнить 3 простых действия:
- определение амортизационной группы — объём двигателя указывает, что авто относится к 3 группе;
- период полезного использования (общий) — для этой группы сроки варьируются в пределах 3-5 лет;
- период полезного использования (оставшийся) — из общего срока вычитается период эксплуатации.
В результате, период полезной эксплуатации составит 1,5-3,5 года.
Грузовой транспорт: разделение на амортизационные группы
Здесь действуют несколько иные критерии, но в целом, срок расчёта полезного срока использования производятся по стандартной схеме.
Определение по техническим характеристикам
Для грузового автотранспорта, ключевым критерием при распределении является не объём двигателя, а показатели грузоподъёмности и технические особенности. По этому признаку грузовики разделяются на 3 группы:
- третья группа — малотоннажные автомобили, грузоподъёмностью до 3,5 тонн;
- четвёртая группа — не превышает 5 тонн, сюда обычно относятся авто общего назначения: самосвалы, тентованные и промтоварные фургоны, бортовые платформы, автокраны;
- пятая группа — более 5 тонн, сюда включена тяжёлая спецтехника: седельные тягачи, гидроманипуляторы, мусоровозы.
Классификация
Сроки полезного использования также соотносятся с принадлежностью грузового автомобиля к амортизационной группе. Например:
- группа 3 — полезный срок эксплуатации 3-5 лет;
- группа 4 — полезный период 5-7 лет;
- группа 5 — срок 7-10 лет.
Сроки полезного использования для новых и бывших в употреблении автомобилей
Для новых автомобилей рассчитывать период полезного использования не нужно: достаточно определить принадлежность транспортного средства к амортизационной группе. С техникой б/у ситуация несколько усложняется. Здесь необходимо учитывать фактический срок эксплуатации автотранспорта предыдущим владельцем, после чего вычесть это значение из данных классификатора.
Бывают случаи, когда срок полезной эксплуатации приобретённого автомобиля приблизился к максимально допустимому значению либо превышает его. Например, компания приобрела автомобиль третьей амортизационной группы, который был в эксплуатации 4,5 года. Для этой категории авто срок эффективного применения не может превышать 5 лет. В этой ситуации новый владелец может продлить период полезного использования по своему усмотрению, основываясь на техническом состоянии транспортного средства.
Важно! Срок эксплуатации устанавливается только на основании техпаспорта.
Применение понижающих коэффициентов
Такие коэффициенты используются для ведения налоговой отчётности, для бухгалтерии предприятия они необязательны. Применяются понижающие коэффициенты для транспортных средств с первоначальной стоимостью:
- от 600 000 рублей — для легкового автотранспорта;
- от 800 000 рублей — для микроавтобусов.
Применение повышающих коэффициентов
Этот порядок определяется статьей 259.3 НК РФ. Здесь указано, что повышающий коэффициент механического износа применяется в случаях:
- Эксплуатация в условиях агрессивной среды или повышенной сменности — коэффициент 2. Агрессивной средой определяется совокупность факторов, способствующих преждевременному износу авто. Например, техника работает в токсичной среде, пожаро- и взрывоопасных зонах;
- В отношении техники, которая является предметом договора лизинга — коэффициент 3. Это правило не распространяется на используемые автотранспортные средства, которые относятся к категории 1-3 амортизационных групп.
Скачать для просмотра и печати:
Амортизация авто в бухгалтерском учёте
Для определения срока службы автомобиля применяется 4 способа начисления амортизации:
- Линейный. Здесь стоимость автомобиля, поставленного на баланс предприятия, уменьшается — снижается равными частями на протяжении срока полезного использования;
- Снижаемый остаток. В этом случае в расчёт принимается срок эксплуатации и применяемый коэффициент. Начисление производится ежегодно по остаточной стоимости транспортного средства. Применяется эта методика только для лизинга;
- Списание по количеству лет. Здесь нормативные отчисления перемножаются с текущей либо первоначальной стоимостью авто;
- Пропорциональный. В этом случае объём производства за расчётный период делится на предполагаемый срок полезного использования.
Наиболее простой, но далеко не самой эффективной методикой амортизационных начислений, является линейный способ. Выглядит он так: компания приобретает транспортное средство, срок службы которого составляет 10 лет за 1 000 000 рублей. Стоимость делится на срок полезной эксплуатации, в результате цена автомобиля ежегодно уменьшается на 100 000 рублей.
Важно! Если бухгалтерия изначально практикует нелинейный способ исчислений, сменить его можно только через 5 лет.