Назначение, устройство и принцип работы масляного фильтра
Масляный фильтр является частью системы смазки двигателя, главная задача которого – очистка поступающего в насос масла от твердых частиц и осадочных отложений, накапливающихся в поддоне картера.
В современных автомобилях используются различные конструкции фильтров: полнопоточные, частичнопоточные и комбинированные. Каждая из них имеет свои особенности применения и срок службы.
Назначение фильтра в системе смазки двигателя
В процессе работы системы смазки масло циклично проходит через основные узлы и механизмы двигателя, смывая с них нагар, сажу и другие продукты износа деталей. Удаленные загрязнения вместе с излишками масла попадают в поддон (в системах с мокрым картером) или в специальный бак (в конструкциях с сухим картером). Чтобы такое масло могло использоваться в последующих циклах, очень важно предотвратить повторное попадание отходов в систему.
Определить, где находится в системе масляный фильтр, несложно. Как правило, он расположен в нижней части корпуса двигателя таким образом, чтобы его можно было легко заменить. Внешне он представляет собой цилиндрический корпус с резьбой (черного, синего, белого или зеленого цветов), внутри которого находится фильтрующий элемент.
Устройство масляного фильтра
Конструктивно фильтры для моторного масла состоят из следующих элементов:
- Цилиндрический корпус с крышкой. Он имеет несколько входных отверстий и одно выходное с резьбой для крепления.
- Фильтрующий элемент. Задерживает частички загрязнений, пропуская далее в систему только очищенное масло. Чаще всего его изготавливают из специального картона. Чтобы увеличить полезную площадь фильтрующего элемента, его складывают в форме гармошки или скручивают в рулон. Для более эффективной службы картон также имеет специальную пропитку, не дающую ему разрушаться под воздействием масла.
- Перепускной клапан (нижний) масляного фильтра. В экстренных случаях он выполняет перенаправление потока масла напрямую в систему, минуя фильтрующий элемент. Логика проста – пусть лучше двигатель работает на неочищенном масле, чем вовсе без него. Такая ситуация может возникнуть, например, зимой: из-за действия пониженных температур масло становится более вязким, а потому не может пройти через фильтрующий элемент до момента выхода двигателя на рабочую температуру. Либо клапан срабатывает, если фильтрующий элемент “забит” и не справляется с объемом проходящего масла.
- Обратный клапан (противодренажный). Препятствует сливу масла из системы назад в фильтр. Это сделано для мгновенной подачи масла к вращающимся деталям при запуске двигателя.
- Прижимная пружина. Удерживает обратный клапан при отключенном двигателе.
- Уплотнитель (резиновая прокладка). Необходим для того, чтобы масло не вытекало в местах крепления.
На практике принцип работы стандартного масляного фильтра заключается в следующем: в момент запуска двигателя насос начинает всасывать из поддона (бака) моторное масло, которое проходит в отверстия фильтрующего элемента и затем поступает в магистраль системы смазки. Частицы нагара, сажа и другие отходы задерживаются в фильтре.
Виды фильтров для моторного масла
Основными параметрами при выборе фильтра являются пропускная способность (сколько масла пройдет за единицу времени) и его объем (размер). Эти характеристики определяют, как быстро и насколько эффективно будет выполняться очистка. В зависимости от конструкции масляного фильтра и схемы его установки выделяют три группы устройств:
- Проточный (полнопоточный). Наиболее распространенный вариант. Он имеет простую конструкцию и устанавливается последовательно с другими элементами системы смазки. Это означает, что через него проходит все масло, всасываемое насосом, и очистка осуществляется максимально быстро. Когда такой фильтр засоряется, срабатывает перепускной клапан и неочищенное масло в полном объеме поступает в двигатель.
- Частично проточный (частичнопоточный). Он подключается в систему таким образом, чтобы через него проходила только часть масла. Преимущество данной схемы установки – в более качественной очистке. С другой стороны, скорость прохождения масла в систему уменьшается.
- Комбинированная схема фильтрации. Она используется преимущественно на дизельных двигателях. В этом случае в системе устанавливается и полнопоточный, и частичнопоточный фильтры. Через первый проходит до 90% смазки, а второй выполняет очистку лишь 10%. Это позволяет получить преимущества обеих схем: высокое качество очистки и защищенности мотора.
Помимо этого различают:
- одноразовые конструкции (неразборные);
- разборные масляные фильтры со сменным фильтрующим элементом.
Одноразовый и разборной масляный фильтр
Внешне такие конструкции почти не отличаются, но у разборного на верхней крышке расположена специальная гайка. Она откручивается и позволяет выполнить промывку или замену внутренней части фильтра.
Центробежный масляный фильтр
Кроме перечисленных типов в системе смазки тяжелых машин (тракторов, внедорожников, строительной техники) могут применяться центробежные масляные фильтры. Конструктивно они состоят из корпуса, внутри которого находится ротор и ось. Нагнетание масла внутрь центрифуги осуществляется через отверстия в оси (радиальные и продольные). Это обеспечивает попадание смазки на ротор.
Поскольку скорость подачи масла достаточно высока, оно ударяется о крышку центрифуги и провоцирует вращение ротора под действием реактивных сил.
Возникающая в этот момент центробежная сила выталкивает из масла примеси и загрязнения, которые задерживаются в виде осадков на крышке фильтра. После этого очищенное моторное масло подается в основную магистраль системы.
Особенности обслуживания
Как правило, замена масляного фильтра (фильтрующего элемента) осуществляется одновременно с заменой масла, но это необязательное условие. Согласно рекомендациям производителей, менять масло и фильтр необходимо каждые 10-15 тысяч километров пробега автомобиля. На практике лучше делать это чаще: примерно каждые семь тысяч. При эксплуатации в сложных условиях, а также при использовании некачественного топлива или масла интервал замены следует сократить на 30%.
Для легковых автомобилей нормальной фильтрацией считается удержание 50% твердых фракций размером свыше 45 мкм или 0,05 мм.
Чтобы точно определить сроки эксплуатации, нужно учитывать тип масляного фильтра, а также его марку. Неоригинальные комплектующие прослужат значительно меньше, а иногда потребуется осуществлять замену поддельного масляного фильтра каждые 2-3 тысячи километров. Проблема кроется в качестве, а также в количестве фильтрующего элемента, на которых стараются экономить нелегальные производители. Конечно, оригинальный масляный фильтр стоит дороже, но и служит он намного дольше.
Ключи для снятия масляного фильтра
Для замены фильтра моторного масла его необходимо снять с двигателя, что бывает нелегко сделать, поскольку уплотнительное кольцо под действием высоких температур нередко “прикипает” к картеру двигателя. Для решения этой проблемы используются специальные ключи:
- Специальная накидная головка (имеет определенный размер) – наиболее правильный способ.
- Накидной ключ – имеет подвижный округлый захват с зубьями.
- Ключ в размер – представляет собой округлый хомут с зазубринами фиксированного размера. Такой ключ подбирается под конкретную модель фильтра.
- Ключ-краб – универсальный вариант, имеющий три ножки, обхватывающие и зажимающие корпус.
Помимо ключей, могут применяться съемники ленточного и цепного типа, которые накидывают на корпус и плотно затягивают. Если специальных приспособлений нет, существуют способы, как открутить масляный фильтр без использования ключа:
- Веревка (ремень) и рычаг. Первой обматывают фильтр и привязывают рычаг, в качестве которого может быть использована отвертка или гаечный ключ.
- Отвертка и молоток. Этот способ применяют для одноразовых конструкций. Корпус просто пробивается отверткой, которая далее используется как рычаг для отвинчивания.
Нормальное состояние фильтра для очистки моторного масла обеспечит правильность работы и длительный срок эксплуатации двигателя автомобиля. Не стоит пренебрегать своевременной заменой и использованием оригинальных деталей.
Принцип действия фильтра центробежной очистки масла (неполнопоточного) смазочной системы.
1. Масло насосом подводится к фильтру, просачивается через микропоры картонного фильтрующего элемента и по каналу поступает в блок цилиндров.
2. Масло поступает во внутреннюю полость ротора. Затем идет вниз и выпрыскивается под давлением из жиклеров. Под воздействием струй масла, направленных в противоположные стороны, создается реактивный момент, который вращает ротор. При этом под действием центробежных сил механические примеси, находящиеся в масле, оседают плотным слоем на стенках колпака ротора. Очищенное масло, выпрыскиваемое жиклерами, стекает в масляный поддон двигателя.
3. Масло от насоса подается под вставку центрифуги, откуда небольшая часть масла, поступает к двум жиклерам. Масло, выбрасываемое из жиклеров, создает крутящий момент, приводящий ротор во вращение с частотой 5000 ÷ 6000 об/мин. Продукты изнашивания, нагара и смолистые отложения, находящиеся в масле, отбрасываются под действием центробежной силы к внутренней поверхности колпака ротора. Очищенное масло через радиальные отверстия оси ротора, трубку и канал поступает в масляную магистраль.
Назначение перепускного клапана фильтра тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом смазочной системы.
1. Перепускает неочищенное масло в блок цилиндров при засорении фильтрующего элемента.
2. При изнашивании подшипников коленчатого вала или запустении масла перепускает часть неочищенного масла в магистраль, помимо фильтра
Особенность качества очистки маслом центробежным очистителем смазочной системы.
1. Хорошо очищает масло от мелких механических примесей.
2. Хорошо очищает масло от крупных примесей.
3. Хорошо очищает масло от механических примесей и смол.
Основные части центробежного фильтра тонкой очистки масла с активно-реактивным приводом ротора.
1. Корпус, перепускной клапан, крышка, фильтрующий элемент.
2. Ось, жиклеры, корпус фильтра, ротор, колпак ротора, крышка, фильтрующая сетка.
3. Корпус, маслоотводящая трубка, пустотелая ось, насадок, остов, верхняя и нижняя крышки, колпак, стакан.
Принцип действия фильтра тонкой очистки масла с активно-реактивным приводом ротора, смазочной системы двигателя.
1. Масло насосом подводится к фильтру, просачивается через микропоры картонного фильтрующего элемента и по каналу поступает в блок цилиндров.
2. Масло поступает во внутреннюю полость ротора. Затем идет вниз и выпрыскивается под давлением из жиклеров. Под воздействием струй масла, направленных в противоположные стороны, создается реактивный момент, который вращает ротор. При этом под действием центробежных сил механические примеси, находящиеся в масле, оседают плотным слоем на стенках колпака ротора. Очищенное масло, выпрыскиваемое жиклерами, стекает в масляный поддон двигателя.
3. Масло попадается в неподвижный насадок. В нем имеются щели, через которые масло выбрасывается в тангенциальном направлении (по касательной) внутрь стакана и ротора. Вытекая с большой скоростью из щели, масло движется вращательно и, воздействуя на стенки остова и стакана, передает вращение ротору. Очищенное масло направляется через тангенциальные отверстия во внутреннюю проточку верхней части остова, вызывая реактивную силу, и поступает в главную масляную магистраль.
Где располагается масляный радиатор?
1. Перед водяным радиатором.
2. За водяным радиатором.
3. В моторном отсеке.
Какими клапанами оборудуется смазочная система?
4. Может оборудоваться всеми клапанами, указанными в ответах 1 — 3.
Типы клапанов смазочной системы двигателя.
3. Могут использоваться оба типа клапанов, указанные в ответах 1 и 2.
Назначение автоматически действующих клапанов смазочной системы двигателя.
1. Чтобы поддержать требуемое давление в смазочной системе и обеспечить нормальную работу ее приборов.
2. Впускать и выпускать масло из картера.
3. Пропускать масло к агрегатам и узлам смазочной системы.
Назначение предохранительных клапанов смазочной системы двигателя.
1. Поддерживать давление масла в главной масляной магистрали.
2. Защищают смазочную систему или отдельные ее агрегаты от перегрузок.
3. При большом сопротивлении прибора пропускают поток масла из подводящей магистрали в отводящую.
Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 4206 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Назначение устройство работа фильтра центробежной очистки двигателя
Описание бронетранспортёра
Контрольно-измерительные приборы и различные выключатели размещены на специальном щитке.
Броневой корпус
Вооружение
Приборы наблюдения
Для наблюдения за дорогой и местностью на машине установлены приборы наблюдения для командира, водителя, башенного стрелка и десанта.
Специальное оборудование
Противопожарное оборудование машины состоит из автоматической системы ППО и ручного огнетушителя ОУ-2.
Силовая установка
Система питаниядалее
Полезные ссылки
Фильтр центробежной очистки масла
Очистка масла в фильтре основана на принципе использования центробежных сил , позволяющих отделять масло от продуктов загрязнения вследствие разности их массы. Устройство фильтра показано на рис. 106.
Ротор 7 фильтра свободно вращается на оси 1 под реактивным действием струй масла, вытекающего под давлением из двух жиклеров 3 .
При работе двигателя масло из нижней секции насоса через полую ось ротора заполняет пространство под кожухом 8 ротора и по внутренней кольцевой полости ротора поступает к жиклерам. При вращении ротора тяжелые частицы и грязь под действием центробежных сил отбрасываются на стенки кожуха 8 и оседают там в виде плотного осадка. Очищенное масло поступает вверх, проходит через сетку 10 , через жиклеры и по сливному патрубку сливается в картер двигателя.
Фильтр нужно очищать от осадков и грязи при каждой смене масла в картере двигателя. Для этого при снятом с маслоналивного патрубка фильтре вентиляции картера необходимо:
— отвернуть гайку-барашек 14 и снять кожух 9 с фильтра;
— отвернуть специальным ключом гайку 12 , удерживая кожух 8 ротора от вращения, и осторожно за гайку снять кожух;
— снять сетку 10 . Очистить кожух ротора от осадков. Промыть кожух и сетку в керосине;
— осторожно установить сетку и кожух ротора на место, избегая повреждения резинового уплотнителя 6 , и завернуть ( не туго) гайку 12 , следя за тем, чтобы кожух 8 ротора садился на свое место без перекоса;
— установить кожух 9 фильтра и завернуть гайку-барашек 14 ;
— поставить на место фильтр вентиляции картера . Пустить двигатель и проверить, нет ли течи масла из фильтра.
Для очистки ротора фильтра от осадков и грязи отвернуть гайку 13 , снять с оси ротор 7 , промыть его в керосине, продуть сжатым воздухом через отверстия жиклеров и осторожно поставить на место,
Ввиду того что эффективность очистки масла зависит от частоты вращения ротора, разбирать фильтр следует очень осторожно.