Быть или казаться? Тест-драйв Volkswagen Tiguan Offroad
Многие считают, что немецкий автомобиль — лучший автомобиль. Никто не сможет так тщательно вычистить все недостатки, упако-вать машину всем необходимым и выразить в металле и пластмассе мечты преуспеваю-щего бюргера. Но эта аксиома работает только в условиях немецких представлений о дорогах. А что у нас?
У нас, прямо скажем, хорошие дороги далеко не везде. И хоть какие-то дороги тоже не везде. А везде — тот самый разнообразный офф-роуд, имя которого гордо красуется на средней стойке специальной версии кроссовера Volkswagen Tiguan. Давайте прикинемся дурачками и, поверив шильдикам на стойках, увеличенному углу въезда и пластиковым накладкам по низу дверей, отправимся на нём в карьер. В конце концов, почему-то же его так назвали. Но, конечно, мы не сошли с ума и поехали не в настоящий карьер, а в неглубокий карьерчик, с не слишком крутым уклоном на въезде, воплощающий, как говорил отец-основатель «Ладоги-Трофи», тот самый лёгкий офф-роуд. Так, ну или почти так, обычно пробираются к скрытому от посторонних глаз месту рыбалки. Рискнём?
Пока под колёсами твёрдое покрытие, Volkswagen Tiguan Offroad
послушен и управляем. Всё меняется, если заехать в снег
Кроссовер Volkswagen Tiguan Offroad отличается увеличенным до 26 градусов углом въезда (обычно 18). Нижняя часть дверей защищена снаружи декоративными накладками чёрного цвета с серебристыми вставками. В комплектацию также входят светодиодные фары, датчики парковки и теплоотражающее лобовое стекло с подогревом.
Но сначала нужно доехать до карьера. И тут Tiguan на высоте — асфальт его стихия. Поэтому ограничимся лишь тем, что внедорожная версия кроссовера на трассе ничем не отличается от обычной, разве что, немного жестковато проходит стыки. Ну да ладно, простим чистокровно немецкой машине врождённую любовь к идеальному асфальту. Адаптивный круиз-контроль — полезная и приятная штука. Можно путешествовать, не касаясь педалей, и в диапазоне скоростей от 0 до 160 км/ч машина сама поддержит безопасную дистанцию, ускоряясь и замедляясь вслед за впередиидущим. Одна беда — степень этой безопасности сильно разнится у немцев и у нас. Вроде и невелика она по меркам радара, но всегда находится умелец втиснуться. Круиз-контроль мгновенно реагирует, восстанавливая дистанцию, но не тут-то было — мигом появляется новый джигит. А курсового пулемёта, который здесь очень пригодился бы, у Tiguan ни во одной комплектации нет… Столь же резво мы прохватили по лесной дороге, отмечая, что тряскость возросла, и кроссовер нет-нет да и оторвёт от земли заднее колесо. Резкий ход отбоя подвески часто заканчивается громким стуком — знакомый симптом короткоходной подвески.
Добрались, осмотрелись и с ходу ухнули в грязный январский снег. Пока понимали, едем или стоим, выяснилась интересная вещь. Из четырёх настроек полноприводной трансмиссии 4Motion («Снег», «Бездорожье», «Спорт» и «Индивидуальная») в снегу лучше всего работает режим «Спорт». Может, виной тому довольно странные для внедорожной версии шины Pirelli Winter 210 Sottozero, тихие и цепкие на асфальте, но быстро сдающие на снегу. Но, как бы то ни было, в спортивном режиме машина движется быстрее и увереннее. По-хорошему, наш тест надо было посвятить именно шинам, поскольку это самый важный элемент на бездорожье, но, увы, колёса у нашего Tiguan такие, какие есть. Тем более что и производитель, обувая кроссовер таким образом, наверняка чем-то руководствовался.
15 см снежной целины без уклона кроссовер преодолевает легко,
но с подъёмом в гору экспериментировать не стоит
Что умеет VW Tiguan Offroad на снегу? Красиво вращать колёсами, поднимать снежные фонтаны, довольно резво стартовать с места и даже изменять траекторию. Умеет и быстро вывешивать ненагруженное заднее колесо. Но чем сильнее вывернут руль, тем охотнее и злее затягивается удавка электронной системы стабилизации, отключить которую невозможно. Это не сюрприз — машин с волшебной кнопкой, подержав которую четыре секунды, можно забыть об электронике (убирающей газ в самый неподходящий момент), в мире остаётся всё меньше, а VW — и большой энтузиаст подобных ограничений. Всё хорошо, если под колёсами ровная снежная гладь — сцепления хватает. Но ведь у нас внедорожная версия… А если спуск или, не дай бог, подъём, сопряжённый с поворотом? Тут бы газку поддать, помогая увязающей машине набрать ход. Ан нет, лишь медленное и неуверенное ёрзание. Два метра, три, четыре — и мы встаём, беспомощно вертя колёсами. Единственный выход — назад и с новой попытки, разгоняясь на прямых и проходя виражи ходом. Хорошо, если хватает места для разгона и поворот позволяет пройти его на скорости, но никаким офф-роудом здесь и не пахнет.
Помогает ли проходимости срезанный бампер? Безусловно, если речь идёт о заезде на высокий бордюр или холмик. Но бампер ничего не ограничивает — гораздо раньше, чем машина упрётся во что-либо, она просто перестанет ехать.
Выбравшись с разгона из карьера, мы хотели сатисфакции хоть в чём-то. И получили её на первом скользком повороте укатанной лесной дороги. Кроссовер вновь обрёл цепкость и чёткость руля. И весь обратный путь в голове вырисовывалась непонятная ассоциация. Почему производитель обул столь выдающуюся машину в неподходящие бездорожью покрышки, из-за которых нам не покорилась русская зима? Ответ прост. Даже подразумевая бездорожье и создавая для него машину, немецкий инженер будет иметь в виду зимнее шоссе, загородную трассу, укатанную лесную дорожку, но никак не спуск в карьер. Для немца это просто непостижимо! Недаром ведь говорят, что русскому хорошо, то немцу смерть. Ну а нашему брату, купившему Volkswagen Tiguan Offroad и планирующему забраться на нём туда, куда Макар телят не гонял, посоветуем обувать стильного красавца в подходящие шины. Иначе вашего уменья вылезать враскачку, в натяг и на грани может просто не хватить!
Кроссовер построен в несущем кузове, передняя и задняя подвески независимые. Двигатель расположен спереди поперечно, привод на передние колёса постоянный, на задние подключаемый при помощи электронно-управляемой муфты. Трансмиссия — семиступенчатый робот. Кроссовер оборудован электронным селектором режимов подключения полного привода с четырьмя вариантами («Снег», «Бездорожье», «Индивидуальный» и «Спорт») и кнопкой переключения режимов роботизированной трансмиссии («Спортивный», «Стандартный» и «Комфортный»).
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИCТИКИ VOLKSWAGEN TIGUAN OFFROAD
Длина/ширина/высота: 4 486/1 839/1 673 мм
Разгон до 100 км/ч: 7,7 сек
Максимальная скорость: 208 км/ч
Цена, от: 1 800 000 ₽
Колёсная база: 2 677 мм
Колея пер./задн.: 1 576/1 566 мм
Дорожный просвет: 200 мм
Угол въезда/съезда: 26 °/25 °
Объём багажника: 615/1 655 л
Снаряжённая масса: 1 723 кг
Полная масса: 2 330 кг
Трансмиссия: 7 АТ
Тип привода: Электронно-подключаемый
Тип двигателя: Бензиновый R4
Объём двигателя: 1 984 см 3
Мощность: 180 л.с.
Крут. момент: 320/1500–3940 об/мин
Пер./задн. подвеска: Независимая/независимая
Тормоза, пер./задн.: Дисковые/дисковые
Шины: 235/55 R18
Текст Евгений Хапов
Фотографии Александр Батыру
Наш тест-драйв Volkswagen Tiguan
Казалось бы, секрет успеха компактного кроссовера давно известен. Кроме определенного набора потребительских качеств, у него должен быть атмосферный мотор и традиционный «автомат». Но у автопроизводителей на этот счет, зачастую, свое мнение. Кто-то уже полностью поспешил отказаться от атмосферных моторов, кто-то пошел еще дальше и посчитал, что даже механические коробки передач потребителям ни к чему и перестал их предлагать вовсе. А вместо гидромеханических «автоматов» в ходу все больше вариаторы или «роботы». Volkswagen, например, давно уже культивирует роботизированные трансмиссии и турбомоторы. Вот и кроссовер Tiguan нового поколения щеголяет исключительно двигателями с турбиной и прошедшими очередную модернизацию роботизированными трансмиссиями.
На тесте, как водится, машина в максимальной комплектации Highline с полным приводом, 2-литровым бензиновым турбомотором и обновленным 7-ступенчатым «роботом». Внешне Tiguan подтянулся, стал заметно солиднее и выглядит словно масштабированный Tuareg. Правильные пропорции, строгие линии, заточенные уголки фар – просто щеголь в хорошем костюме. Адаптивные светодиодные фары с автоматическим переключением с дальнего на ближний, оснащены еще и мощными боковыми лампами для подсвечивания поворотов. Новый Tiguan длиннее, шире и ниже предшественника, колеса – минимум 17 дюймов. И масса могла бы заметно увеличиться, но автомобиль, наоборот, стал на 16 кг легче, благодаря высокопрочным сталям в кузове и другим инженерным ухищрениям. Tiguan по полной насыщен конструктивными находками, от травмобезопасного капота, автоматически приподнимающегося при наезде на пешехода, до специальных шин с герметиком внутри, для устранения мелких проколов. Впрочем, такие шины используют в рафинированной Европе, у нас же, в основном, устанавливают обычные.
Интерьер радует ощущением добротности и продуманной эргономикой, но эстетикой понравится он, пожалуй, только поклонникам немецкой лаконичности и строгости линий. Мягкий пластик? Есть такой на передней панели, однако, парадокс, выглядит он жестким, но оказывается податливым на ощупь. Приятные мягкие вставки в дверях, комбинированная обшивка кресел из алькантары и текстиля – красота! А если еще заказать опциональную двухцветную обшивку! И любителям электронных гаджетов интерьер Тигуана тоже понравится. Приборный блок топ-версии представляет из себя дисплей на 12,3 дюйма с виртуальными приборами и информационным экраном посередине, куда можно вывести различную информацию или карту навигации. Дублирует приборную информацию и выдвижной экран проекционного дисплея под лобовым стеклом. Коммуникационная система с 8-дюймовым экраном коммутируется с большинством типов смартфонов. К традиционному набору функций добавлена возможность ориентироваться по камерам кругового обзора. Полезно не только в городе на тесной парковке, но и на бездорожье. В перчаточном ящике есть слоты для компакт-диска и SD-карт, остальные разъемы – на центральной консоли.
Великолепные кресла устроят кого угодно и профилем и диапазонами регулировок, в том числе, и поясничного подпора. Подголовник регулируется не только по высоте, но и по вылету, его можно подогнать прямо к затылку. Кому и этого окажется мало, есть возможность заказать кресла с электроприводами всех регулировок, памятью настроек и даже массажером. Ко всему прочему, под креслами установлены выдвижные ящички для мелочевки, а пассажирское кресло еще и складывает спинку горизонтально для удобства перевозки длинномеров. Кстати, отсеков для мелких вещей по всему салону масса. На центральной консоли – ниша, подстаканники под шторкой, бокс-подлокотник; карманы в дверях, маленький отсек слева от руля, очечник в потолочной панели, в который, в прочем, можно положить не только очки. Радарная система автоторможения устанавливается уже «в базе», адаптивный круиз-контроль – за доплату.
Tiguan оснащен богаче, чем в среднем, по классу. Это ощущается и по заднему дивану, над центральным тоннелем здесь собственный пульт трехзонного климат-контроля, кнопки подогрева сидений и дополнительная 12-вольтовая розетка. Карманы не только в спинках передних кресел и в дверях, но и по бокам подушки дивана. Секции дивана регулируются на 18 см в продольном направлении и по углу наклона спинки. Есть выдвижной подлокотник с подстаканниками, а также пластиковые столики с несколькими фиксированными углами положения, которые подойдут не только для перекуса, но и для размещения планшета. Стоит ли говорить, что места во втором ряду здесь предостаточно, лишь третьему пассажиру по центру может быть не совсем удобно из-за высокого центрального тоннеля.
Багажник не маленький, но паспорные 615 л достигаются только при отодвинутом до упора вперед заднем диване. А если сзади все же сидят пассажиры и их нельзя задвинуть, то реально объем литров на 100 меньше. Но багажник Тигуана, все равно, очень удобен и функционален, здесь есть ниши для мелочи, крючки для пакетов, петли для фиксации груза, фонарик, а кроме 12-вольтовой розетки имеется и 220-вольтовая. Спинки дивана откидываются вперед клавишами из багажника. Чтобы выровнять пол на одном уровне со сложенными сиденьями и проемом пятой двери, полку багажника можно приподнять на ступеньку вверх. Благодаря складному креслу переднего пассажира в салон легко загрузить 3,5-метровый длинномер! А под полом – «докатка» с органайзером для принадлежностей.
Для рядового потребителя кроссовер – это самый универсальный автомобиль, на котором и каждый день на работу, и с семьей за город, и к родственникам в деревню по плохой дороге. А если нужно, то подцепить прицеп и перевезти стройматериалы. И все это автомобиль должен выдержать и осилить. А если в арсенале, что называется, не стандартные узлы и агрегаты, то могут быть варианты, ограничивающие возможное использование, и, по сути, сужающие круг свободы применения автомобиля. Как известно, турбомоторы очень требовательны не только к качеству сервиса, но и к качеству топлива. Так что по дороге из деревни на первой попавшейся колонке заправиться уже поостережешься. А небольшие турбожужжалки могут и тяжелый прицеп не потянуть. Что касается вариаторов, то для них, зачастую, и вовсе буксировка прицепа не рекомендуется. Да и при буксовании в грязи есть опасность перегрева трансмиссии, а если упражняться в оффроуде регулярно, то и быстрой поломки агрегата со всеми вытекающими… К счастью, наш турбо-Тигуан не страдает немощью, тяги и запаса мощности у него достаточно, все-таки 2 литра. А «робот» все же предпочтительнее вариатора на бездорожье и, уж точно, для буксировки прицепа. Не даром, в качестве опции предлагается фирменный выдвижной фаркоп, а система автопарковки обучена маневрам с прицепом, что заметно облегчает жизнь. Такие опции, кстати, в этом сегменте тоже уникальны.
Как и прежде, Tiguan самый драйверский автомобиль в классе, особенно со 180-сильным мотором. Под хорошо настроенной отзывчивой педалью акселератора всегда ощущается запас тяги, а «робот» максимально быстро перебирает передачи двумя сцеплениями без разрыва потока мощности. Правда, есть у него склонность слишком спешить с переходом на повышенные передачи для экономии топлива. Режим «Спорт» помогает подольше задерживаться в пределах каждой передачи и улучшить отклик на педали газа. Автомобиль стабильно утюжит прямики и охотно ввинчивается в повороты. Рулевое управление с лихвой наделено информативностью, точностью реакции и реактивным усилием. Большего и желать не приходится. Обратная сторона хорошей управляемости – излишняя жесткость шасси, особенно в спорт-режиме регулируемые амортизаторы повторяют профиль дороги подробнее, чем хотелось бы. Но без жестких ударов. В целом, не так критично, и можно простить за приятную управляемость и единение с автомобилем.
И обзорность без проблем, и тормоза, и звукоизоляция на хорошем уровне, сглаживает все звуки от мотора, дороги и шин. Радарный круиз-контроль, умеющий удерживать автомобиль в своем ряду, подруливая в пределах полосы, или система предотвращения наезда на препятствие, возможно, спасут кого-то от неприятностей, тех водителей, которые склонны отвлекаться на смартфон или навигацию. Но, по мне так, гораздо важнее то, что Tiguan наделен основополагающими автомобильными свойствами правильно ехать. Правда, вопросы к турбомотору и трансмиссии по ресурсу и надежности, конечно, остаются. Производитель уверяет, что, в очередной раз модернизированный «робот», стал еще надежнее, и гарантийный срок он должен отходить без проблем. А что потом? Пока автомобиль новый, то и думать об этом не хочется. Но в любом случае, стоит поберечь машину и не задавать ей чрезмерных и просто высоких нагрузок регулярно.
Клиренс по паспортным данным 200 мм. Судя по схеме в фирменном буклете, немцы замеряют его не там, где нужно – по порогам (может там 200 и есть). А по нижним точкам элементов подвески или под картером двигателя мы намерили не более 185 мм, что тоже неплохо. Для более уверенной езды по пересеченной местности предусмотрен круглый селектор с несколькими режимами движения на выбор. На бездорожье, разумеется, лучше тот, который предусматривает автоматическое отключение противобуксовочной системы и принудительную блокировку муфты, что можно отследить по пиктограммам на панели. Если же пытаться отключить противобуксовочную систему соответствующей кнопкой на центральном тоннеле, то она при любом удобном случае вновь норовит подключиться, пытаясь придушить тягу двигателя, тогда, когда она особенно необходима. Электронная имитация блокировки помогает при диагональном вывешивании. Так что вездеходные свойства Тигуана на хорошем для кроссовера уровне.
Итак, пока автомобиль новехонький и правильно работает, ездить на нем хоть и не дешевое, но удовольствие, словом, стоит рекомендовать. А что будет лет через пять? Это уже другой вопрос, и рекомендовать подобный автомобиль на вторичном рынке я бы уже поостерегся.
На время проведения теста минимальная стоимость базового Тигуана с передним приводом 125-сильным турбомотором 1,4 л в сочетании с 6-ступенчатой «механикой составляла 1 млн 459 тысяч рублей. Немало, учитывая, что начальный кроссовер лишен большинства привлекательных опций. Машина с 6-ступенчатым «роботом» ровно на 100 тысяч дороже. Самая доступная версия с приводом 4Х4 будет оснащена 150-сильным турбомотором и «механикой» — 1 млн 659 тысяч. Кроссоверы со 180-сильным бензиновым турбомотором и 150-сильным турбодизелем по умолчанию полноприводные, комплектуются 7-ступенчатым «роботом» и стоят от 1 млн 909 тысяч и от 1 млн 859 тысяч, соответственно. Существует еще и 220-сильная версия 2-литрового турбодвигателя, она предлагается только в максимальной комплектации и стоит от 2 млн 139 тысяч руб. А наш тестовый Tiguan ценой от 2 млн 69 тысяч можно еще дооснастить панорамной крышей, навигационным пакетом и массой других опций еще хоть на полмиллиона.
Технические характеристики Volkswagen Tiguan(Данные производителя)
- Кузов — 5-дверный, несущий, стальной
- Число мест — 5
- Габариты, мм
- Длина — 4486
- Ширина — 1839
- Высота — 1673
- База — 2677
- Клиренс – 200
- Объем багажника, л — 615/1655
- Снаряженная масса, кг — 1570
- Полная масса, кг — 2260
- Двигатель – бензиновый с турбонаддувом
- Число и расположение цилиндров — 4, в ряд
- Объем, л — 2,0
- Мощность — 180 л.с. при 3940-6000 об/мин
- Крутящий момент — 320 Нм при 1500-3940 об/мин
- КПП — 7-ступенчатая роботизированная
- Привод — полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колес
- Передняя подвеска — независимая, пружинная, McPherson
- Задняя подвеска — независимая, пружинная, многорычажная
- Максимальная скорость, км/ч — 208
- Время разгона от 0 до 100 км/ч, с — 7,7
- Расход топлива на 100 км, л
- Городской цикл — 9,1
- Загородный цикл — 6,4
- Смешанный цикл — 7,4
- Бензин – Аи-95
- Шины – 235/55 R18
Фотографии с тест-драйва Volkswagen Tiguan в Казани