Ремонт машины до суда. Стоит ли делать?
Если вы не согласны с суммой на ремонт, которую вам насчитала страховая компания, стоит ли ремонтировать машину до суда? Можно ли снимать деньги, перечисленные на ваш счет для ремонта страховой компанией, если вы не согласны с этой суммой и подаете в суд?
Ответ: да, вы можете ремонтировать машину до суда. Да, вы можете снять деньги со счета на ремонт.
Но есть случаи, когда до суда машину ремонтировать нельзя. Подробнее разберем это.
Итак, вы попали в ДТП. Далее схема действий должна быть такой. Обращаетесь в страховую компанию. Вы обязаны предоставить машину для осмотра в страховую компанию. Вам проводится экспертиза. Сумма на ремонт вас, например, не устроила. Обращаетесь в независимую экспертизу. После проведения независимой экспертизы вы можете ремонтировать свой автомобиль или даже продать его, если вы согласны с ее решением, когда все документы оформлены должным образом, сделаны фотографии и описания. Если вы подаете в суд на страховую компанию на возмещение ущерба, то суд может назначить дополнительную экспертизу. Эта экспертиза может делаться и по фотографиям и описаниям, выполненным страховой компанией и независимой экспертизой.
В каких случаях нельзя ремонтировать машину до суда
Нельзя делать ремонт машины до осмотра страховой компанией.
Нельзя делать ремонт машины, если страховая компания отказывает вам в выплате на основании того, что повреждения машины не соответствуют характеру ДТП, если страховая сомневается, что ДТП действительно было.
В этом случае необходима дополнительная экспертиза. Если вы отремонтируете свое авто, то провести ее не будет возможно. А значит, вы можете проиграть.
Ваши действия должны быть грамотными, потому что малейшая ошибка в ваших действиях может послужить предлогом для отказа в выплате страхового возмещения.
Можно ли ремонтировать или продавать автомобиль до суда?
Данный вопрос мучает многих автовладельцев и большинство из них считает, что пока решение суда не состоялось, ничего делать с машиной (например чинить ее), а уж тем более продавать категорически нельзя. Иногда подобными («ценными») советами грешат и юристы, к которым за помощью обращаются, попавшие в беду люди.
На самом деле, со своим автомобилем человек вправе делать все, что ему заблагорассудится, ведь необходимо понимать, что суд не является скоротечным процессом и занимает, как правило не менее 4 месяцев и это при самых благоприятных обстоятельствах. В отдельных случаях рассмотрение дела может длиться и не один год (видели и такие процессы). Неужели все это время автомобиль должен стоять разбитый и гнить, тем самым принося владельцу дополнительные траты? Естественно нет.
Ст. 35 Конституции РФ установленно, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. При этом никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Таким образом, единственным способом, который может воспрепятствовать пользованию и распоряжению, принадлежащим человеку имуществом, остается принятое судом решение. Однако, с учетом того обстоятельства, что в основном в суд обращаются именно владельцы автомобилем с тем, чтобы получить причитающуюся им компенсацию за ущерб, вынесение подобных решение судами практически исключено. Правда необходимо правильно оценивать сложившуюся ситуацию, так как, если в дальнейшем возникнет вопрос об отчуждении годных остатков в пользу страховщика, то безусловно ремонтировать или продавать автомобиль смысла нет.
Еще один важный момент по поводу ремонта или продажи автомобиля, связан с возможным назначением по делу судебной экспертизы, которая может быть назначена судом например в том случае, если спор идет со страховщиком по ОСАГО. Здесь, так же нет ничего страшного, так как в настоящее время подобные экспертизы прекрасно проводятся многими экспертами и по документам, имеющимся в деле, а с учетом грамотной подготовки к предстоящему судебному заседанию, проблем возникнуть не должно совсем.
В случае возникновения каких-либо вопросов или необходимости профессиональной помощи в решении Вашей проблемы, Вы всегда можете позвонить нам или написать свой вопрос на наш электронный адрес.
Ремонт авто до суда
#1 Dozen Dozen —>
реальный ремонт оценивается дороже, чем уже выплатила СК.
Уже назначена независимая экспертиза и по ее итогам собираемся подавать в суд на виновника ДТП (ГАИ уже однозначно определила виновника).
вопрос — можно ли делать ремонт машины после проведения независимой экспертизы или необходимо ждать суда?
независимую экспертизу проводит достаточно компетентная и имеющая все подтверждающие для такой деятельности документы компания.
Сообщение отредактировал Dozen: 28 February 2008 — 19:44
#2 Pilot6 Pilot6 —>
ОбратитьсяПубликации
вопрос — можно ли делать ремонт машины после проведения независимой экспертизы или необходимо ждать суда?
#3 Dozen Dozen —>
Если СК на осмотр вызывалась, то совсем небольшая.
СК и виновника мы вызвали телеграммами на независимую экспертизу.
придут ли они — пока неизвестно
а какие все-таки могут быть проблемы при ремонте до суда?
#4 Pilot6 Pilot6 —>
ОбратитьсяПубликации
а какие все-таки могут быть проблемы при ремонте до суда?
#5 Аль-Мутанабби Аль-Мутанабби —>
ГАИ уже однозначно определила виновника
#6 Алена П Алена П —>
ГАИ уже однозначно определила виновника
Тем самым они превысили свои полномочия.
вы в каждой теме будете ерунду говорить?
вина определяется постановлением об АП.
автор, я бы вам не рекомендовала тс ремонтировать, так как у нас проблемы возникали. лучше уж потерпеть, но это имхо.
Добавлено в [mergetime]1204300848[/mergetime]
но если страховая придет на вашу экспертизу, то все будет ништяк и риски будут минимальными, так как в таком случае СК свои права уже реализовала и если она заикнется про повторную экспертизу, СК можно будет заткнуть, тем, что они при сем присутствовали и могли сказать и написать все, что их не устраивает.
#7 Mikstura Mikstura —>
вина определяется постановлением об АП.
Сообщение отредактировал Mikstura: 01 March 2008 — 00:48
#8 ристик ристик —>
#9 Pilot6 Pilot6 —>
ОбратитьсяПубликации
вы в каждой теме будете ерунду говорить?
вина определяется постановлением об АП.
Ерунду пишете именно Вы. Этот вопрос обсуждался миллион раз. Нарушаете Правила Конференции.
Добавлено в [mergetime]1204356708[/mergetime]
ристик
в практике бывало такое, что если в суде сталкиваются две экспертизы (ск и потерпевшего) судья назначает третью (судебную).
#10 Wzhik Wzhik —>
Карлик, которого на руках носят
ОбратитьсяПубликации
#11 Mikaella Mikaella —>
ОбратитьсяПубликации
#12 Covetnik Covetnik —>
ссылочку на тему (ы) аналогичную этой, только несколько более широкую- там где обсуждалось взыскание реально понесенных расходов на ремонт, а не взыскание по калькуляции.
Здесь
Поиск с четверга заработает
Добавлено в [mergetime]1204644638[/mergetime]
Такое бывает. Но обычно в таком случае автомобиль не осматривают. Достаточно уже существующих актов осмотра и фотографий. Тем более, если автомобиль отремонтирован.
вопрос — можно ли делать ремонт машины после проведения независимой экспертизы. независимую экспертизу проводит достаточно компетентная и имеющая все подтверждающие для такой деятельности документы компания.
СК и виновника мы вызвали телеграммами на независимую экспертизу.
придут ли они — пока неизвестно
Смело делайте ремонт. у вас все необходимые доказательства будут, ИМХО.
Добавлено в [mergetime]1204644981[/mergetime]
Ерунду пишете именно Вы. Этот вопрос обсуждался миллион раз. Нарушаете Правила Конференции.
Сообщение отредактировал Covetnik: 04 March 2008 — 21:40
У виновника ДТП не было ОСАГО, когда можно ремонтировать автомобиль
У многих людей, которые обращаются к нам за консультацией, возникает вопрос: когда можно приступать к ремонту своего автомобиля, если у виновника ДТП не было полиса ОСАГО. Сюда же относятся дела, когда у виновника был полис ОСАГО но он не покрыл всей суммы возмещения. Дело в том, что быстро взять деньги с виновника получается далеко не всегда, и пострадавшие хотят быть уверенными в том, что в случае возможного разбирательства им удастся доказать факт ущерба.
Виновник признал вину и готов оплатить ремонт без суда
Если вам достался сознательный оппонент это хорошо, но следует помнить о том, что как только вы приступите к ремонту, доказать сам факт ущерба будет невозможно. Поэтому, если деньги не отдаются на месте (или не фиксируется соответствующее обязательство в форме расписки), то следует оформить ДТП надлежащим образом (в ГИБДД) и провести экспертизу стоимости ремонта.
Очень часто нам приходится слышать о ситуациях, когда виновники ДТП отказывались от данных ранее обещаний, но потерпевший уже приступил к ремонту и такое дело можно считать практически безнадежным. Экспертиза (оценка) не будет бесплатной, но станет вашей страховкой на случай демарша виновника, особенно если ущерб значительный.
Виновник не выказывает готовности оплачивать ущерб
Тут все совсем просто, оформляем все как положено делаем независимую экспертизу (пока за свой счет) и пишем претензию к виновнику с требованием возместить ущерб и затраты на экспертизу. Если виновник удовлетворил претензию, то это хорошо. Если нет – идем в суд и в исковом требовании указываем так же и стоимость экспертизы.
Ремонтировать автомобиль можно после проведения экспертизы, но лучше подождать пока виновник получит претензию и будет ясна его реакция. При отсутствии реакции в течении 10 дней можно смело приступать к ремонту. Делать собственную экспертизу (оценку) придется, т.к. для подачи иска и обоснованной претензии нужна сумма ущерба (сумма исковых требований).
Экспертное заключение/отчет должны быть максимально качественными и содержать фотографии всех повреждений, это необходимо для того, чтобы суд признал заключение эксперта действительным и в случае необходимости подтвердил его судебной экспертизой.
В чем соль
Многие люди думают, что если они отремонтируют автомобиль до суда над виновником, то впоследствии виновник сможет либо сказать что повреждений в принципе не было, либо потребовать дополнительную экспертизу, реализовать которую будет уже не возможно. Это не так, ущерб уже подтвержден организованной вами независимой экспертизой, а для того чтобы отвергнуть ее результаты у суда должны быт существенные основания (сомнения) в ее достоверности Именно поэтому важно делать экспертизу по всем правилам у аккредитованных соответствующим образом специалистов.
Требование 15 дней не ремонтировать машину в вопросах и ответах
- Виновнику и потерпевшему в ДТП запрещено ремонтировать и утилизировать автомобиль в течение 15 дней после ДТП, но только в случае оформления европротокола.
- Если на происшествие приезжали сотрудники ГИБДД (не путать с аварийными комиссарами), то такой обязанности у участников нет.
- В этот срок учитываются все дни, кроме нерабочих праздничных (простые выходные также учитываются), например, новогодние, майские, ноябрьские праздники.
- За неисполнение требования показать неотремонтированный автомобиль виновника ждёт регресс.
- Кроме того, важное напоминание – обязанность показать машину для осмотра не прекращается и по истечении этих 15 дней. Да, его можно показать отремонтированным, но показать обязательно нужно, иначе тот же регресс.
- Можно ли продать машину в течение этих 15 дней, законодательство 2021 года ответа не даёт.
Оформление ДТП с помощью извещения европротокола накладывает определённые обязанности на потерпевшего и виновника. Есть обязанности и при оформлении сотрудниками полиции, но их меньше. Одна из таких – в течение 5 дней подать извещение в свою страховую компанию обоим участникам аварии, и последствия мы рассмотрели в специальной статье. Ещё одна – не приступать к ремонту в течение 15 дней, а также предоставить автомобиль для осмотра по первому требования страховщика виновнику происшествия. Именно о тонкостях этой обязанности мы и поговорим в этой статье.
Что за закон о 15 днях?
Самая главная обязанность, связанная с большим риском, у виновника ДТП при оформлении европротокола – уведомить надлежащим образом свою страховую в течение 5 рабочих дней о страховом случае. Это мы обсудили в отдельной теме.
Предписывает эту обязанность Федеральный закон Об ОСАГО – самый главный на 2021 год по приоритетности законодательный акт, регулирующий автогражданскую в России.
А ещё, в частности, статья 11.1 запрещает без согласия страховой компании как потерпевшему, так и виновнику ДТП нельзя ремонтировать свои машины до осмотра страховой компанией. Вот так звучит официальная трактовка пункта 3 этой статьи:
Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.
То есть при оформлении происшествия с помощью европротокола без вызова сотрудников ГИБДД запрещается:
- ремонтировать автомобиль в течение 15 дней,
- утилизировать его (в том числе в случае тотальной гибели).
Отсчёт идёт именно с даты ДТП – не с времени предоставления потерпевшим или виновником своего экземпляра в страховую и не обращения по ОСАГО, а именно со дня аварии.
А если ДТП оформили ГИБДД?
В этом случае такой обязанности нет. Посмотрите ещё раз на официальную цитату закона. Там речь идёт об оформлении происшествия без сотрудников полиции – это и есть заполнение европротокола.
Если на аварию приезжали сотрудники Госавтоинспекции, то у вас после этого нет никаких обязанностей, в том числе по оповещению страховщика о страховом событии, предоставлении автомобиля для осмотра, а также запрета ремонтировать машину.
Но не следует путать сотрудников ГИБДД и аварийных комиссаров – к сожалению, очень часто оказывается, что водители принимают последних за первых. Аваркомы не уполномочены оформлять ДТП – они приезжают для того, чтобы выдать бланк извещения европротокола и в ряде ситуаций помочь заполнить его. Вы вообще можете отказаться от их услуг и вызвать полицию для оформления аварии.
Что будет за нарушение этого закона?
За это нет ни штрафа, ни лишения прав, никакого другого административного наказания. Но есть, пожалуй, кое-что пострашнее – право страховой взыскать с вас всё, что она выплатила потерпевшему. Это называется «регрессным требованием«.
Если вы в течение 15 дней отремонтируете машину или иным образом скроете повреждения от ДТП и покажете автомобиль не в том виде, как он был сразу после аварии, то страховая вправе выставить регресс на сумму возмещения потерпевшему.
Такой регресс предусмотрен подпунктом «з» пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО.
Это происходит следующим образом:
- вы ремонтируете машину до истечения 15 дней вопреки требованию закона,
- страховщик требует предоставить машину для осмотра,
- вы её не предоставляете либо показывает уже починенную,
- представитель страховой сразу же вам ничего не предъявит, но, спустя некоторое время (как правило, от 2 недель до полугода) вам по адресу регистрации приходит письмо с регрессным требованием и предложением выплатить указанную сумму в разумный срок (срок часто тоже указывается – 10-20 дней),
- если вы не исполняете требование страховой, то следующим письмом придёт уже повестка в суд с делом по регрессу.
Можно ли избежать регресса?
Практически нет. Именно согласно практике судов общей юрисдикции, так как право регрессного требования прямо прописано в законодательстве, то суды удовлетворяют иски страховых компаний в подавляющем большинстве случаев.
Но есть исключения. К примеру, в одном из судов Татарстана виновнику удалось избежать регресса, мотивировав нарушенное право страховщика тем, что если бы право было не нарушено, то это никак не повлияло бы как на размер, так и на сам факт выплаты потерпевшему.
Но и в том деле речь идёт о другом нарушении – неуведомлении страховой в течение 5 дней, а не запрете ремонта в 15 дней. В нашем же случае всё аналогично: если вы отремонтировали машину ранее истечения положенного срока 15 дней, то это не повлияет ни на что:
- ни на сам факт обязанности возмещения потерпевшему,
- ни на размер, сроки и другие факторы такого возмещения.
Более детально вопрос избегания регрессного требования мы рассмотрели в статье по судебное требование регресса со ссылкой на материалы судебной практики.
Как считается срок?
Как можно видеть из цитаты обязанности, речь идёт о 15 календарных днях, кроме праздничных нерабочих. Как правильно считать эти дни? Всё достаточно просто – нужно учитывать все дни, кроме тех выходных, которые устроены в честь праздника. А обычные субботу и воскресенье также считаем включёнными в этот срок.
Рассмотрим на примере. ДТП произошло 1 апреля и оформлено европротоколом. В этом случае до 16 апреля включительно нельзя приступать к ремонту ТС, потому праздничных нерабочих в этот период нет.
Другой пример: ДТП случилось 30 апреля 2021 года, и участники заполнили извещение европротокола. В этом случае, к примеру, праздничными выходным в этом году официально признаны даты с 1 по 5 включительно и с 9 по 12 включительно. Тогда 15 дней запрета ремонта авто истекают 25 мая, так как мы не учитываем 9 праздничных нерабочих дней.
Что после 15 дней?
Самое важное правило в этой статье – очень многие автолюбители полагают, что по истечении 15 дней все их обязанности по данному ДТП закончилась. Это не так!
Даже по истечении 15 дней остаётся обязанность показать автомобиль страховщику по требованию последнего в течение 5 дней после получения такого требования. Это может быть уже отремонтированная машина, но предоставить её для осмотра обязанность есть. Иначе тот же регресс.
Данная норма указана в том же пункте 3 статьи 11.1 Федерального закона достаточно чётко:
3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.
Обратите внимание, что потребовать предоставить для осмотра транспортное средство может не только ваша страховая (если вы виновник ДТП), но и страховая потерпевшего, и это требование законно.
А можно продать?
Внимательно прочитав официальную трактовку о запрете ремонта, можно понять, что нельзя утилизировать машину и ремонтировать повреждения от ДТП.
Но в законе ничего не говорится об отчуждении автомобиля! Можно ли продать автомобиль сразу после ДТП, которое оформлено с помощью европротокола?
Формально ответа на данный вопрос нет – ни Верховный суд, ни законодатели в других нормативных актах не дают разъяснения на этот счёт. Ведь с одной стороны, в законе прямо не говорится о запрете продавать транспортное средство в течение первых 15 суток со дня аварии; с другой, это определённо воспрепятствует возможности страховой компании осмотреть и провести экспертизу автомобиля, так как новый собственник вполне может отказаться предоставлять его для таких действий страховщика.
Но если вы продадите машину, то не будет исполнена обязанность по предоставлению авто для осмотра по требованию страховщика. Таким образом, если страховая не потребовала сразу предоставить машину, то вы обязаны ждать такого требования в течение общего срока исковой давности, а он составляет целых 3 года. И в течение всего этого срока продавать авто по букве закона нельзя.