ГСМ, применяемые при эксплуатации танка Т-80
Для эксплуатации ВВТ при t окружающего воздуха ОоС и выше
Для эксплуатации ВВТ при t окружающего воздуха -20оС и выше (температура застывания топлива не выше -35оС)
Для эксплуатации ВВТ при t окружающего воздуха -30оС и выше (температура застывания топлива не выше -45оС).
Для эксплуатации ВВТ при t окружающего воздуха -50оС и выше
Наименование и ГОСТ
Литол-24 ГОСТ 21150-75
Светло-коричневого цвета, пластичный, волокнистой структуры, не растворимый в воде и нефтепродуктах
Подшипники опорных катков, направляющих колес, втулки балансиров
ЦИАТИМ-208 ГОСТ 16422-70
Канулевая, антифрикционная, консервационная, жидкая смазка
ЦИАТИМ-201
Жёлтого или светло-коричневого цвета, пластичная, антифрикционная, низкотемпературная водостойкая смазка
Погон башни, стопор и механизм поворота башни, узлы МЗ, привод командирской башенки
ГОИ-54 ГОСТ 33276-74
Для смазки стволов пушек, КПВТ
Жидкая ружейная смазка ГОСТ 9811-61
Для смазки стволов ПКТ, НСВТ
УСС-А (графитная смазка)
ГОСТ 3333-55
Синтетический солидол с графитом грубого помола
Уплотнительные кольца и посадочные поверхности цапф гидроамортизаторов кронштейны подвески
Наименование и ГОСТ
Низкозамерзающая
жидкость ГОСТ 159-52
Марки 40 (НОЖ-40)
Марки 65 (НОЖ-65)
С антикоррозионными присадками
Светло-жёлтый
Оранжевый
Система охлаждения и подогрева двигателя, система ГПО приборов наблюдения
МГЕ-10А
ТУ38-1-307-69 или ТУ38-101572-75
Жёлтого цвета,
Заменитель АМГ-10
Рабочая жидкость для механизма
заряжания пушки
Этилцеллозоль
технический ГОСТ 8313-76
Добавляется в топлива ТС-1, Т-1, РТ для предупреждения образования кристаллов
Стеол М
ГОСТ 5020-75
Жидкость темно-
зеленого цвета
Противооткатное устройство пушки
Замазка ЗЗК-3У
ГОСТ 19538-74
Пластичная темно-коричневого цвета
Для герметизации БТВТ при постановке на хранение, при подготовке к подводному вождению
Керосин для
технических целей ГОСТ 18499-73
Масла для быстроходных транспортных (танковых) дизелей.
М-8-В2(с) ─ полусинтетическое масло на основе смеси дистиллятного масла АСВ-5 (80 %) и поли-альфа-олефинов (М-9С) (20 %), содержащее моющую, противоизносную, антиокислительную, антикоррозионную и антипенную присадки. Применяется на средненагруженных двухтактных быстроходных транспортных дизелях (кроме 5ТДФ и 6 ТД) в качестве всесезонного масла для северных районов. Обеспечивает холодный пуск двигателей от минус 30 0 С.
Дублирующая масло: М-63/10-В.
М-12-В2(рк) ─ полусинтетическое масло на основе смеси масла МС-20 (20 %) и поли-альфа-олефинов (М-9С) (80 %). Содержит моюще-диспер-гирующую, моющую, антиокислительную, антикоррозионную, вязкостную, защитную (ингибитор коррозии НГ-110М), антипенную присадки.
Применяется на быстроходных транспортных дизелях. Обеспечивает холодный пуск двигателей от минус 20 0 С. Всесезонное рабоче-консервационное масло. Дублирующие масла: М-16-В2 и М-16-Б2(т).
М-14-Г2(к) ─ масло селективной очистки из сернистых нефтей на основе смеси дистиллятного и остаточного компонентов. Содержит моющую, моюще-диспергирующую, антиокислительную, противоизносную и антипенную присадки.
Предназначено для быстроходных транспортных дизелей типа В-84, В-46, В-52, В-2, УТД-10, УТД-29 и их модификаций в качестве всесезонного масла взамен М-16-В2 и М-16-Б2(т). Можно применять вместо масла М-10-Г2(к) для летней эксплуатации автотракторных дизелей в регионах с продолжительным и жарким летом. Дублирующие масла: М-16-В2, М-16-Б2(т), М-8-В2(с), М-12-В2(рк).
М-16-Б2(т) (МТ-16п) вырабатывают из малосернистых нефтей компаундированием смеси остаточного и дистиллятного компонентов с композицией моющей, антиокислительной, депрессорной и антипенной присадок. С использованием новой более эффективной композиции присадок уровень эксплуатационных свойств масла М-16-Б2(т) превышает требования к маслам группы Б.
Применяют для смазывания транспортных дизелей типа В-2 и аналогичных по уровню форсирования безнаддувных двигателей.
М-63/10-Б2 (МТЗ-10П) готовят на основе маловязкого дистиллятного компонента с нормированным фракционным составом путем загущения полимерной вязкостной присадкой (КР-10). Содержит моюще-диспергирующую, антиокислительную, антикоррозионную, депрессорную и антипенную присадки.
Применяют преимущественно для зимней эксплуатации транспортных дизелей (В-2) невысокой степени форсирования. Может применяться на многоосных большегрузных автомобилях МАЗ-543, МАЗ-7310 и др.
М-16-В2 (М-16ИХП-3) ─ масло селективной очистки на основе дистиллятного и остаточного компонентов М-16. Содержит многофункциональную, моюще-диспергирующую, антиокислительную, антикоррозионную, депрессорную и антипенную присадки. Применяется для быстроходных транспортных дизелей с наддувом. Обеспечивает холодный пуск двигателя от минус 5 0 С.
Основные эксплуатационные характеристики некоторых моторных масел для дизелей даны в табл. 5.9.
Марки моторных масел и их применение на военной автомобильной технике.
Масла в двигателях работают в очень тяжелых условиях, испытывая воздействие переменных давлений (в некоторых узлах до 100 мПа (1000 кгс/см 2 ) и высоких температур (400–800 0 С). В среднетемпературной и низкотемпературной зонах прогретого двигателя масло способно интенсивно испаряться и окисляться. В этом проявляется его недостаточная физическая стабильность при повышенных температурах. В результате количество масла в системе уменьшается, а качества его ухудшаются.
Физическая стабильность зависит от фракционного состава. Но его определение весьма сложно, так как необходимо создавать глубокий вакуум. В практике используется параметр – температура вспышки, это минимальная температура масла, при которой его пары от нагревания в стандартном приборе образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую от пламени определенных размеров. Чем выше температура вспышки масла, тем лучше его физическая стабильность.
Масло, попавшее в высокотемпературную зону (камеру сгорания), в основном сгорает там, а несгоревшее – на деталях этой зоны образует слой нагара. Последний ухудшает теплоотвод от деталей, облегчает возникновение детонации и калильного зажигания.
Борьба с нагарообразованием – поддержание нормального теплового состояния двигателя.
В среднетемпературной зоне масла наиболее подвержены окислению, образуют практически нерастворимые вещества и покрывают детали лаковым отложением. Наибольшую опасность отложения представляют для поршневых колец, вызывая их пригорание. Тормозят отложение на деталях смолисто-асфальтовых веществ присадки (СБ-3, АСК). За способность обеспечивать необходимую чистоту деталей работающего двигателя эти присадки получили название моющих.
В процессе работы моторные масла способны сильно вспениваться, что приводит к недостаточной подаче их в сборочные единицы двигателя, выбросу через маслозаливные отверстия.
Торможение пенообразования и пеногашения достигается введением в масла противопенных присадок (ПМС-200А) в количестве 0,001–0,005 %.
Классификация моторных масел, применяемых для двигателей автомобилей и гусеничных машин, установлена нормативно-технической документацией, согласно которой они делятся на группы (таблица 4.2), а в пределах каждой группы на классы (приложение А, таблица А.1).
Таблица 4.2 – Группы масел для двигателей
Группа масел по