Масло М8В (Автол)
Продукт, известный под названием Автол многие десятилетия применялся по всей территории Советского Союза для различных грузовых машин. Смазочный материал, получаемый из дистиллятного и остаточного компонентов, изготавливался в строгом соответствии ГОСТу. Поскольку масло изготавливалось из сырой нефти, в нем было высокое содержание серы. Эти аспекты снижали технические показатели, что негативно сказывалось на качестве. С тех пор Автол претерпел значительные изменения.
Известный смазочный продукт Автол широко использовался в СССР. Он нашел применение как в бензиновых так и в дизельных двигателях. Основную задачу — холодный запуск автол выполнял, хотя водители тех лет могут сравнить качество с современной его модификацией. И сравнение окажется не в пользу старого образца.
Современный продукт в значительной степени модифицирован, и качество его на высоком уровне.
Существующая сегодня линейка Автолов выполнена в различных вариантах, спектр применения значительно расширился, а состав существенно изменился. Некоторые продукты не применяют в качестве самостоятельного смазочного материала, они используются в качестве добавки к дизельному топливу. Компонент придает смазке вязкость, обеспечивает повышенный показатель температуры воспламенения.
Что такое автол
Густая маслянистая жидкость темно-коричневого цвета с характерным нефтяным запахом и есть всем известный продукт автол. В емкости с ним можно наблюдать густой осадок черного цвета. Он нерастворим в воде, хорошо перемешивается с бензином, керосином и соляркой. При смешивании автол не теряет своих основных качеств, а смесь при этом получается практически однородная.
Автол выдерживает температурный минимум до -35C. Даже в таких экстремальных условиях не снижается уровень антикоррозийной защиты.
Изменения в машиностроении, а именно усовершенствование двигателей, использование новых материалов (сплавов) стало причиной для изменения состава смазочных материалов. Так появились моторные масла различной модификации с маркировкой м8.
Свойства смазочного продукта
Основным преимуществом Автола является его высокая эффективность против коррозии. Продукты этой линейки идеальны для техники, которую приходится эксплуатировать в экстремальных температурных режимах. Так при показаниях температуры воздуха от -30C и ниже Автол не теряет своих основных качеств. Высокие показатели вязкости обеспечивают холодный запуск мотора, наличие плотной масляной пленки на механизмах силового агрегата и надежную антиоксидантную защиту.
Технические показатели
Название масла м8в, по привычке называемого автолом, означает следующее:
- буква «м» обозначает назначение продукта — моторное;
- цифра «8» указывает на класс вязкости, и означает, что смазка имеет минеральную основу из нефти;
- буква «в» обозначает группу двигателей, для которых рекомендовано использование этого масла, в данном случае это среднефорсированные карбюраторные.
Главное отличие современного моторного масла от известного ранее автола в технологии изготовления. Если автол получали из сырой нефти, что негативно сказывалось на качестве, то современные модификации содержат смеси дестиллятных компонентов, которые проходят специальную обработку запатентованными присадками. Состав масла уникален за счет специально разработанного технологического цикла.
Моторное масло м8 демонстрирует отличные вязкостные характеристики: по классу она идентична показателю SAE 20, а по эксплуатационным свойствам — API SD/CB. Довольно высокое щелочное число — 4,2 позволяет надежно защитить двигатель от быстрого образования нагара.
Термоокислительную стабильность продукту обеспечивают практическое отсутствие в составе воды и низкий процент содержания присадок. Аналоги данного продукта: М8В2, М8Г2к, М8ДМ и другие.
Смазки этой линейки идеально подходят для таких моделей машин как ГАЗ, УАЗ и ЗИЛ.
Современный продукт рекомендован для эксплуатации в бензиновых силовых агрегатах, в дизельных применим несколько иной состав смазки.
Преимущества продуктов линейки м8
На сегодняшний день масло м8в незаменимо в использовании для крупногабаритных промышленных машин. Продукт выпускается в соответствии с ГОСТом 105410-78, по этой причине качество не вызывает нареканий. Технические характеристики позволяют говорить об уникальности смазочного материала. Его преимущества:
- термоустойчивость (температурный диапазон в пределах от +207C до -35C);
- оптимальные пропорции компонентов, продиктованных ГОСТом;
- быстрый запуск двигателя по причине оптимального показателя вязкости (соответствует SAE 20);
- универсальность продукта (соответствует значениям API SD/CB);
- экономические показатели: замена масла рекомендована после 18 тыс. км пробега.
Кроме этих качеств нужно отметить высокую защиту от нагара и копоти. Масло не образует пробок на стенках деталей, обладает стабильной антиоксидантной способностью. Ценным является еще и то, что все эти качества не теряются при длительном простое техники, а вязкостные показатели приспосабливаются под любые погодные условия без потери своих свойств.
Продукт рекомендован для использования не только в автомобилях, но и в лодочных моторах, мотоблоках и многих других агрегатах. Безотказный холодный пуск позволяет осуществлять доставку срочных грузов в суровых климатических условиях.
Автол М8В. Моторное масло советского времени
Для обеспечения минимального износа подвижных деталей двигателя в числе прочих моторных масел широко используется минеральное моторное масло М8в, часто именуемое также автолом. Автол справедливо считается долгожителем рынка автомобильных масел: его применение началось ещё с 20-х годов прошлого столетия, когда в СССР активно началось производство карбюраторной автотехники. Тогда же появилось и классическое название рассматриваемого масла, которое происходит от начала слов «автомобиль» и «олеум» (масло).
Состав и разновидности
Современное моторное масло М8в, естественно, не является тождественным по своим компонентам автолу столетней давности. Однако его основу по-прежнему составляют дистиллятные нефтяные масла, прошедшие процедуру кислотной очистки с последующей депарафинизацией. Это способствует сравнительно простому изменению вязкости, поэтому автолы сразу же были классифицированы на летние и зимние.
В состав масла М8в также входят:
- Противозадирные присадки.
- Антикоррозионные компоненты.
- Стабилизаторы температуры.
- Ингибиторы.
К современным автолам относят подобные М8в масла, которые также предназначаются для применения в двигателях автотракторной техники, преимущественно дизельных. Например, масло М8дм (производится из сернистой нефти, используется в форсированных дизельных двигателях с турбонаддувом), либо масло М10Г2к (используется для дизельных двигателей, при работе которых вероятно повышенное нагарообразование).
Характерной особенностью моторного масла М8в считается повышенная в процессе производства степень очистки, с возможностью добавления иных дистиллятных фракций., Это увеличивает стабильность работы изношенных двигателей, для которых зазоры между подвижными частями приближаются к верхнему полю допуска.
Технические характеристики
ГОСТ 10541- 78, в соответствии с техническими требованиями которого производится автол марки М8в, предусматривает следующие обязательные параметры масла:
- Плотность при комнатной температуре, кг/м 3 : 866.
- Диапазон изменения кинематической вязкости для 100 ° С, мм 2 /с: 7,5…8.5.
- Индекс вязкости: 93.
- Температура воспламенения, °С, не менее: 207.
- Температура загустевания, °С, не более: -25.
- Наибольшее количество механических примесей, %: 0,015.
- Зольность по сульфатам, %, не более: 0,95.
- Щёлочность по КОН,мг/л, не менее: 4,2.
Допускается незначительное присутствие в масле катионов кальция, фтора и цинка, а также анионов фосфора. Стабильность прозрачности масла перед его первым применением должна выдерживаться в течение не менее 30 ч (исключение составляют автолы, которые производятся из нефти восточно-сибирских месторождений: для них норма осадкообразования снижена до 25 ч).
По дополнительной просьбе потребителя в характеристиках масла М8в указывается также показатель его динамической вязкости, который должен находиться в пределах 2500…2700 мПа·с. Контроль динамической вязкости производится при температуре -15 °С и разности в скорости относительного сдвига смежных деталей 4860с -1 .
Особенности применения
Большинство пользователей рассматриваемого автола отмечают стабильность его характеристик, которая мало изменяется при росте пробега автомобиля. Отмечается, что особенно хорошо минеральное масло М8в проявляет себя на автомобилях семейства ВАЗ, эксплуатируемых в летний период. Замену масла стоит производить через 7000…8000 км пробега. Оптимальное соотношение присадок позволяет минимизировать нагар в двигателе.
Автол марки М8в соответствует международной классификации SAE20W-20. Ближайшими зарубежными аналогами являются ТНК 2т от Лукойл или М8Г2. Из импортных масел – Shell 20W50.
Цена за литр
Определяются объёмом масла в ёмкости. Для канистры объёмом 10 л цены стартуют от 800 руб., для 20 л – от 2000 руб., для бочки ёмкостью 200 л – от 16000 руб. Цены варьируются также в зависимости от производителя (для автола отечественного производства – это обычно торговые марки Лукойл или Газпромнефть).
Легендарные смазки СССР. Автол
До 20-х годов 20 века единых стандартов моторного масла не существовало. В силовые агрегаты могли заливаться любые смазочные жидкости, включая касторку. В результате разбирать двигатель от нагара и коксовых отложений приходилось каждые 500 км.
К началу 40-х годов появились автомобильные масла (автолы) нескольких типов вязкости: зимние (4, 6) и летние (8, 10, 18). До 70-х годов они производились методом сернокислотной очистки нефтяного сырья. Рассмотрим особенности автолов и историю их модернизации.
Автолы можно смело назвать «предками» современных моторных масел. Многие десятилетия эти смазочные жидкости применялись как в бензиновых, так и в дизельных двигателях советских автомобилей.
Материалы, получаемые из дистиллятов сырой нефти, содержали большое количество сернистых компонентов, что негативно сказывалось на их качестве и не способствовало долговечности. Однако с момента своего изобретения автолы претерпели значительные изменения.
Известный всем советским автомобилистам «Автол» представлял собой густую маслянистую жидкость темно-коричневого цвета. Она обладала характерным нефтяным запахом и в емкости давала густой осадок.
Автол не растворялся в воде, но при необходимости образовывал однородную смесь с бензином, керосином или соляркой.
В числе главных преимуществ традиционного автола и его современных модификаций можно назвать хорошие низкотемпературные (до -35 °С) и антикоррозионные свойства.
После 1970 года в моторных смазках перестали использовать нефтяную основу сернокислотной очистки. Это позволило подвести технические характеристики автолов под современные автомобильные стандарты.
Тогда же появились моторные масла M8В, которые по привычке продолжали называть автолами.
Аббревиатура расшифровывалась следующим образом:
- буква «М» обозначала назначение масла – моторное
- цифра «8» указывала на класс вязкости и минеральную (нефтяную) основу
- буква «В» называла группу двигателей, для которых было рекомендовано использовать масло – среднефорсированные карбюраторные
Чем минеральные моторные масла M8В, которые существуют и по сей день, отличаются от известного ранее автола? Технологией изготовления, составом, спектром применения. Автол получали из сырой нефти, а М8В стали производить из смеси дистиллятных компонентов, прошедших специальную обработку.
Термоокислительная стабильность современных «автолов» обусловлена практически полным отсутствием в их составе воды и низким процентом содержания присадок. Моторные жидкости М8В идеально подходили для автомобилей марок ГАЗ, УАЗ, ЗИЛ с нефорсированными двигателями.
По своим параметрам они соответствуют международным стандартам SAE 20, а также показателям качества API SD/CB.
При соблюдении условий эксплуатации (использовании в нефорсированных или среднефорсированных двигателях) интервал замены масла М8В составляет не меньше 18 тыс. км.
Низкая цена, экономичный расход и не самые плохие технические характеристики обусловили популярность бывших «автолов» в крупных автохозяйствах, эксплуатирующих не самую современную технику.
Современные автолы – масла типа М8В – активно применяются для обслуживания сельхозмашин, мотоблоков, лодочных двигателей, некоторых мотоциклов. Опыт показывает, что они выдерживают суровые климатические условия и длительные простои техники.
Если было интересно — ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!
Выбираем масло для старой машины с бензиновым ДВС
Основной темой, которую я коснусь в данной статье, станут масла для бензиновых двигателей старых машин с большим пробегом, касаться машин с дизельными двигателями не буду, т.к. не имел опыта общения с подобными экземплярами.
Не буду вдаваться в историю классификации моторных масел, скажу просто, что для машин минувшего поколения рекомендованным производителем являются масла класса API SG и выше (SH, SJ, SL и SM), класс SG был разработаны для моторов, начиная с 1994 года выпуска. Масла указанных классов предназначаются для использования в бензиновых моторах легковых (SG, SH) и спортивных машин (SJ), а в случае SL и SM – в многоклапанных турбированных моторах, в т.ч. работающих на обедненных смесях топлива.
Эти классы предусматривают минимальные стандарты к нагарообразованию и работе в условиях низких температур.
Все современные моторные масла имеют следующую формулировку в описании: «превосходит следующие требования или соответствует им» и идет перечисление классов вплоть до SJ, что по сути говорит о том, что они априори лучше предлагаемых производителем, исходя из чего, можно сказать, что выбор масла смело можно осуществлять по другим критериям, не считая субъективных мнений, таким критерием может служить вязкость масла по классификации SAE.
Вязкость является очень важным параметром, класс SAE сообщает диапазон температур окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание двигателя стартером, прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах и смазывание летом в режиме максимальной нагрузки. Индекс с W – зимний класс, числовой индекс – летний класс, для всесезонных масел эти индексы идут вместе.
Теперь что касается рекомендаций. Производитель не настаивает на использовании масел с какой-то конкретной вязкостью, а просто приводит стандартную диаграмму с указанием температурных диапазонов работы масел.
Рекомендаций по использовании масел на том или ином пробеге, также отсутствуют. Однако существует рекомендации от производителей масел. К примеру, самая распространенная фирма, моторные масла которой чаще всего предлагают в сервисах, Mobil 1, для двигателей с пробегом до 100 т.км рекомендует применять синтетические масла с вязкостями 5W-50 (https://www.mobil.ru/ru-ru/mobil-1/mobil-1-100000km-protection), а с пробегом более 150 т.км 10W-60 (https://www.mobil.com/ru-ru/passenger-vehicle-lube/pds/gl-xx-mobil-1-10w60).
Подобные темы в интернете обсуждаются автовладельцами довольно давно, но все они схожи в том, что при увеличении пробега двигателя вязкость используемого масла должна увеличиваться т.к. увеличиваются все зазоры и масло с низкой вязкостью хуже там удерживается и плюс ко всему начинает подъедаться двигателем. Итог анализа этой стороны проблемы в жарких интернет дебатах и с учетом личного опыта эксплуатации привел к выработке рекомендации, что при пробеге более 200 т.км стоит использовать масла с зимней вязкостью 10W и летней 40 или 50. Однако единого ответа на этот вопрос по прежнему нет.
Теперь вкратце коснусь темы разбавления, ведь часто бывают случаи, когда покупаешь новую машину, а там залито какое-то совершенно непонятное и редкое масло наподобие SRS Cargolub, которые даже не ясно где можно купить, т.к. в ближайших автомагазинах есть только привычные Мобилы или Эссолы. Так вот для таких случаев существует специальное, так называемое доливочное масло, которое, как утверждают производители (Liqui Moly), совместимо со всеми типами моторных масел.
Хотя я в свое время разбодяжил его Castrol’ом и ничего, нормальное доездил до замены. Или бывают случаи когда у тебя залит к примеру Mobil 1 просто, а в магазине только Mobil 1 Super с невнятными маркировками. Так вот в таком случае, по собственному опыту могу сказать, что главное подобрать свою вязкость масла, ибо можете быть точно уверены, что в улучшенной модификации масла будет тот же набор присадок, плюс может парочка других, но точно подобранных под совместимость со старыми (ибо нет смысла каждый раз разрабатывать новый набор присадок, т.к. это экономически не выгодно производителю, проще доработать старый, что гарантирует совместимость).
Что касается периода замены, так все это и так прекрасно знают. В книге по эксплуатации указан период в 15 т.км между заменами, опытные автолюбители предусмотрительно меняют масло каждые 10 т.км, а в сервисах, исходя из различных соображений (в том числе и из соображений продления ресурса) рекомендуют менять во время примерно в половину меньше сервисного, т.е. каждые 7-8 т.км. Здесь советов давать не берусь, это уже каждый решает сам, но могу сказать, что бывали случаи когда я менял через 15 т.км, а когда через 8 т.км и, честно говоря, разницы особо не заметил (учитывая, что я приверженец спокойно езды). На данный момент на моем боевом друге пробег 380 т.км и он пока не жалуется на 10W-40 и подъедает где-то порядка 1л. на 10000 км.