МАЗ 5336 технические характеристики
МАЗ 5336 – бортовой автомобиль или крупнотоннажное шасси, используемое для сборки различных моделей посредством установки дополнительных надстроек (самосвального кузова, эвакуатора, автобусного кузова, цистерны, крана-манипулятора и других). Данная серия широко распространена на всем постсоветском пространстве и считается одной из наиболее удачных в линейке Минского автозавода.
Все модификации МАЗ 5336 обладают достоинствами, свойственными белорусским автомобилям: практичностью, безотказностью и небольшой стоимостью. Автомобиль прекрасно адаптирован к суровой зиме и плохим дорогам.
История производства МАЗ 5336 насчитывает несколько десятилетий. За этот период машина успела завоевать доверие потребителей и считается главным «долгожителем» конвейера Минского автозавода.
НАЗНАЧЕНИЕ
МАЗ 5336 задумывался как бортовой грузовик, предназначенный для транспортировки грузов различного типа самостоятельно или в составе автопоезда. Модель предполагалось использовать на межрегиональных, межгородских дорогах и внутри населенных пунктов. Однако конструкция машины оказалось настолько удачной, что вскоре на нее стали монтировать различное оборудование, а сфера применения МАЗ 5336 существенно расширилась. В линейку вошли автомобильные цистерны, строительные версии и манипуляторы. Также появились специальные машины экстренных служб, пассажирские автобусы и пожарные расчеты на базе МАЗ 5336. Серия стала по-настоящему универсальной, но основным направлением использования остались перевозки грузов на средние и большие дистанции.
ИСТОРИЯ
В 1981 году на Минском автомобильном заводе началась глобальная реконструкция, продлившаяся 7 лет. За этот период производитель полностью пересмотрел линейку выпускаемых моделей. В конце 1980-х годов предприятие открыло серийный выпуск обновленных серий МАЗ, получивших модернизированную раму и тормозную систему, улучшенную переднюю ось, доработанный салон и переделанную переднюю панель. В числе новых семейств оказался и МАЗ 5336.
В модельном ряду Минского автозавода машина заменила МАЗ 5335, выпускавшийся с 1977 года. Базовая серия по понятным причинам заметно устарела к началу 1980-х годов и нуждалась в глобальной модернизации. При этом изменения с учетом важности семейства прорабатывались особенно тщательно. МАЗ 5336 сохранил достоинства предшественника, но стал современнее и функциональнее.
МАЗ 5336 заметно отличался от МАЗ 5335. Модель получила мягкую подвеску, более мощные агрегаты, просторный грузовой отсек и современную кабину, увеличившуюся в размерах и ставшую более комфортной. Шумо- и виброизоляция были усовершенствованы, новая серия стала более экономичной и производительной. Уже в базовом исполнении МАЗ 5336 обладал богатым набором опций, включая специальный солнцезащитный козырек. Окончательно вытеснить предшественника новинке удалось в 1990 году.
МАЗ 5336 оказался весьма удачным продуктом и просуществовал длительное время. Модель неоднократно модернизировалась, но изменения носили незначительный характер, не позволявший говорить о появлении нового поколения.
МОДИФИКАЦИИ
Основные версии серии МАЗ 5336:
- МАЗ 53361 – бортовой грузовик с полной массой 18 тонн (4 на 2). В составе автопоезда масса может достигать 40 тонн. Кузов автомобиля выполнен в формате металлической платформы с деревянным полом, открывающимися задним и боковыми бортами. Модель оборудована кабиной со спальной зоной. В качестве силовой установки используется V-oбpазный 8-цилиндровый дизель с турбонаддувом (рабочий объем – 17,2 л, номинальная мощность – 360 л.с.). Автомобиль оснащается 9-скоростной трансмиссией.
- МАЗ 53362 – бортовой грузовой автомобиль с полной массой 18 тонн. Модель предполагает работу в составе автопоезда с полным весом до 38 тонн. Автомобиль имеет схожие с версией МАЗ 53361 параметры, но считается более экономичной. В подкапотном пространстве устанавливается дизельный агрегат ЯМЗ-238Б с турбонаддувом. При рабочем объеме в 14,866 л двигатель имеет мощность 300 л.с. Базовой является 4-ступенчатая синхронизированная трансмиссия с демультипликатором (общее количество скоростей – 8).
- МАЗ 53363 – дизельный бортовой автомобиль с общей массой 18 тонн. Вес в составе автопоезда составляет 38 тонн. В производство модель была запущена в 1990 году. Кузов сделан в виде металлической платформы и имеет открывающиеся борта (задний и боковые). МАЗ 53363 комплектуется V-oбpазным турбированным мотором ЯМЗ-238Д с всережимным регулятором частоты вращения и муфтой опережения впрыска горючего. Агрегат имеет рабочий объем 14,866 л, номинальную мощность – 330 л.с. Модель оснащается той же трансмиссией, что и МАЗ 53362 – 4-ступенчатой коробкой передач с демультипликатором.
- МАЗ 533603-220 – бортовая модификация, предназначенная для внутригородских, пригородных и региональных перевозок. Модель соответствует нормам системы TIR и подходит для выполнения транзитных перевозок в составе автопоезда массой до 36 тонн. Машина оснащается мотором ЯМЗ с мощностью 250 л.с.
- МАЗ 533605-220 – двухосный бортовой автомобиль с платформой, имеющей площадь14,5 кв.м. Модель комплектуется агрегатом ЯМЗ с мощностью 330 л.с. Допустимый вес в составе автопоезда – 44 тонны.
- МАЗ 53366 – двухосная бортовая версия с полным весом 16,5 тонны. В составе автопоезда полная масса составляет 28,5 тонны. Кузов МАЗ 53366 выполнен в формате металлической платформы с размерами 6100 на 2420 на 2330 мм. Задний и боковые борта могут открываться. При этом присутствуют версии с тентом и без него. Кабина автомобиля увеличена и имеет 2 спальных места. Модель комплектуется турбированным дизелем ЯМЗ-238М2 с рабочим объемом 14,866 и мощностью 240 л.с. Среди других особенностей значатся рессорная подвеска, бездисковые колеса и 5-скоростная коробка передач.
В настоящее время производства данных модификаций прекращено. В линейке Минского автозавода их заменили следующие версии:
- МАЗ 5336А3-320/ МАЗ 5336А5-320;
- МАЗ 5336А3-321/ МАЗ 5336А5-321.
Новые модификации отличаются усовершенствованной конструкцией и новыми 6- и 8-цилиндровыми моторами ЯМЗ, отвечающими экологическим нормам Евро-3.
Также доступны различные вариации со специальными надстройками.
Маз 5337: технические характеристики и модификации
Первые образцы МАЗ-5337 сошли с конвейера во второй половине уже далеких 80-х годов прошедшего века.
Грузовики и шасси этой модели автомобиля стали примером удачного воплощения концептуальной идеи унификации конструктивных элементов.
Общая информация о МАЗе-5337
База моделей, имеющих колесную формулу 4х2, составляет 3,95 метра. Грузоподъемность бортового автомобиля на основе шасси 5337 составляет 8,7 т при общей снаряженной массе 7,15 т.
Распределение полной загрузки тягача в 16 т выражается соотношением 0,37:0,63, т. е.:
- передняя ось – 6 т,
- задняя ось – 10 т.
Допустимый вес прицепа (данные для основного применяемого типа — МАЗ 8926-02), при работе машины в составе автопоезда, составляет 12 т, таким образом, общий вес сцепки достигает 28 т.
Универсальность серии дает возможность буксировки платформ другого типа. Но при этом следует учитывать:
- указанный максимальный буксируемый вес;
- конструкцию сцепного устройства;
- возможность использования тормозной системы прицепа в составе автопоезда;
- величину напряжения и наличие соответствующих разъемов подключения электроприборов.
Монтируемая на шасси металлическая платформа грузовика имеет открывающиеся с трех сторон борта. При этом боковые состоят из двух частей, что делает удобными погрузочно-разгрузочные работы на высоте 1,4 метра.
Настил пола платформы выполнен из прочных, устойчивых к гниению, пород древесины.
Кабина и рулевое управление
Для опытных водителей, работавших на белорусских машинах, серия 500-го семейства МАЗов запомнилась не самыми комфортными для работы условиями.
В кабине было шумно, холодно, вызывало нарекания остекление, особенно переднее стекло.
В общем, дальние рейсы становились настоящим мучением. Рабочее место в серии 5337 отличается современным комфортом. Улучшена тепловая и звуковая изоляция стандартной комплектации салона, применена эффективная система обогрева и вентиляции.
Располагающиеся над двигателем двух- и трехместные кабины оборудованы гидроцилиндром с ручным насосом для откидывания их вперед при необходимости доступа к мотору. Водительское место имеет подрессоренное основание.
Его конструкция позволяет регулировать расстояние до органов управления, высоту посадки, угол наклона подушки сиденья и его спинки.
У большинства моделей в кабине отсутствует спальное место. Но в отдельных модификациях (МАЗ-533701 ХЛ) имеется до двух спальных мест.
Автомобили с такой маркировкой могут эксплуатироваться в условиях Крайнего Севера, где температура часто опускается до -60 градусов по Цельсию.
Важно! Приборная панель и все элементы внутренней отделки отвечают требованиям безопасности в их современном понимании, то есть имеют специальные накладки, служащие для поглощения энергии удара.
С учетом тех же требований изготовлены зеркала заднего вида, система внутренних приборов освещения кабины, рулевая колонка с гидроусилителем и т. п.
Удобство и легкость управления тяжелой машиной обеспечивается комплексом, включающим реечный механизм и гидроусилитель, состоящий из распределителя в руле и цилиндра усилителя.
В остеклении кабины применено панорамное лобовое стекло, гнутое и цельное, обеспечивающее великолепный обзор дороги. Высококачественные уплотнители на окнах и дверях исключают попадание внутрь кабины влаги, пыли и т. п.
При движении машины специальные воздухозаборные щитки создают воздушные потоки вдоль ее боковых поверхностей, препятствуя их загрязнению. Цельнометаллический корпус сварен из стальных элементов с защитным покрытием.
Грунтование и окраска погружением, в сочетании с иными способами обработки и своевременным обслуживанием, обеспечивают длительную защиту кабины от коррозионных процессов.
Двигатель и трансмиссия
Конструкция мотора, установленного на рассматриваемом МАЗе, представляет турбированный V-образный дизель ЯМЗ-236 НЕ2 (отвечает стандарту EURO II) с шестью цилиндрами, расположенными под углом 90°, общим объемом 11,15 л.
Развиваемая мощность при 2 100 об/мин составляет 180 «лошадок» (или 132 кВт). Максимума, равного примерно 68 кгс/м, крутящий момент достигает в диапазоне 1 250-1 450 об/мин.
Шестисекционный ТНВД включает насос низкого давления для подкачки топлива, мультирежимный регулятор оборотов и устройство опережения впрыска (муфту). Используемый тип рабочих форсунок – закрытый.
В воздушном фильтре сухого типа имеется индикация предела загрязнения, предусмотрена возможность смены фильтрующего элемента.
В комплекте имеются электрическое факельное устройство (ЭФУ). В качестве отдельной опции изготовителем предлагается специальный подогреватель для пуска двигателя (ПЖД-30).
Единый агрегат с дизелем составляет трансмиссия, включающая сухое сцепление с двумя дисками и пневматическим усилителем, а также пятиступенчатую коробку ЯМЗ-236П.
В ее конструкции имеются синхронизаторы для передач переднего хода, начиная со II по V; их передаточные числа с I по V и задний ход (ЗХ) составляют соответственно:
- I — 5,2,
- II — 2,9,
- III — 1,53,
- IV — 1,00,
- V (ускоряющая) — 0,66,
- ЗХ — 5,48.
Пара валов, соединенных последовательно, образуют карданную передачу, на которой имеется промежуточная опора.
Главная двухступенчатая передача разнесенного типа состоит из центрального редуктора с коническими шестернями и «планетарок» по бортам в колесных ступицах. Общее передаточное число равно 7,14 (7,7), а по компонентам:
- редукторное – 2,08 (2,27),
- бортовые – 3,428.
Благодаря примененной силовой установке разогнать машину до 85 км/ч можно всего за 50 секунд.
В режиме экономичного «крейсерского» хода средняя величина расхода дизельного топлива достигает около 21,5 л на каждую сотню километров пройденного пути.
Движение в смешанном цикле потребует до 35 л на 100 км. Автопоезд легко преодолевает подъемы до 25% крутизны и вписывается по габариту в общий разворот радиусом до 9,8 метра.
Тормозные системы серии
В серии 5337 используются многоуровневые тормозные системы, приводимые в рабочее состояние пневматикой.
Эффективность их работы обеспечивает при движении со скоростью 60 км/ч, замедление и полную остановку многотонного автопоезда — на отрезке всего 36,7 м.
Вся аппаратура комбинированных систем имеет два независимых контура, раздельных для передней и задней пары колес.
Безопасность движения и стоянки обеспечивают:
- рабочие тормоза барабанного типа шириной 160 мм, диаметром 420 мм и кулачковыми разжимными устройствами. Тормозные камеры сзади имеют дополнительные пружинные аккумуляторы;
- стояночный тормоз (включается пневматикой в камерах задних колес на пружинных энергоаккумуляторах);
- запасные тормоза (совмещены со стояночным). Рекомендуется использовать при отказе всех других;
- включаемые пневматикой специальные заслонки в системе отвода выхлопных газов обеспечивают функцию вспомогательных тормозов, замедляя обороты мотора.
При работе в составе автопоезда предусмотрены комбинированные варианты включения тормозов прицепа (одно- и двухпроводные).
Есть защита от блокировок в случае замерзания скопившегося конденсата.
Подвеска, колеса и шины
В серии применена усовершенствованная система передней и задней подвесок:
- рессоры передней подвески, комбинированные с двумя телескопическими амортизаторами, имеют полуэллиптическую форму, их задние концы плавно скользят;
- две основные и две дополнительные рессоры задней подвески имеют полуэллиптическую форму. Задние концы у основных рессор и оба конца у дополнительных выполнены скользящими.
Примененные в грузовике МАЗ-5337 колеса с ободом 8.5В-20 имеют бездисковую конструкцию. Крепление каждого – прижимами на 6 болтах. Могут ставиться радиальные шины: 11.00R20 (300R508), И-68А, И-111А или И-111АМ.
Энергопитание и расходные материалы
Бортовое напряжение 24 В обеспечивается генератором Г-273В, за работой которого следит встроенный регулятор напряжения Я120М.
Пуск мотора обеспечивается стартером СТ103-А-0, питающимся от двух аккумуляторных батарей 6СТ-190А (6СТ-182ЭМ).
Штатный бак для горючего, вмещающий 200 литров дизельного топлива, обеспечивает автономный ход от 450 до 900 км в зависимости от груза и комплектации.
Общее количество масла в двигателе составляет 25 литров всесезонного М-6/10В (или M-10B летом и М-8В зимой). В охлаждающей системе рекомендован к применению Тосол А-40, его общее количество составляет 29 литров.
Автокраны на базе МАЗ-5337: общие технические характеристики
Общая востребованность автокранов связана с их мобильностью, возможностью и удобством маневра, простотой установки и управления и т. д. Примером могут служить знаменитые «Ивановцы».
Широкий перечень моделей с различной грузоподъемностью, типом и длиной грузовой стрелы устанавливается именно на двухосное шасси МАЗ-5337. Важной составляющей является их стоимость: она выгодно отличается в сочетании с высоким качеством техники.
Сегодня хороший новый автокран можно купить от 3-х до 6-7 миллионов рублей в зависимости от его технических характеристик.
Особенностью всех крановых надстроек на МАЗ-5337 является полная отработка и отсутствие «сырых» узлов и элементов в конструкции.
Качественные гидравлические системы обеспечивают безупречно плавное и точное перемещение предметов весом до 32 т.
Современная грузовая стрела, приводимая в действие силовой установкой шасси, представляет, как правило, выдвижную телескопическую конструкцию из 3-х – 4-х секций с гидроцилиндром и усиливающими полиспастами.
Обеспечивается компактность установки при переездах и значительная (до 22,5 м) высота подъема груза на рабочей площадке.
Автокраны на основе МАЗ-5337 отличает целый ряд преимуществ:
- установки надежны, безопасны и легки в работе, их крановые операции могут совмещаться;
- простота управления и широкий выбор скорости работы дополняется наличием компьютерного блока, контролирующего основные параметры (загрузка, высота, вылет и длина стрелы, рабочая зона);
- универсальность в ремонте и возможность использования горючего различного качества.
Многофункциональные преемники
Пришедшие на смену модели МАЗ-5335, ранее выпускавшейся в качестве основной, машины семейства МАЗ-5337 выгодно отличались по своим техническим характеристикам.
В частности, двухосное шасси этой серии не имело платформы и могло быть использовано как база для монтажа специализированных технических надстроек самого широкого назначения:
- коммунальные (мусоровозы, поливальные, уборочные машины и т. п.);
- строительные (краны, миксеры-бетоновозы и пр.);
- пожарные (цистерны, подъемники и т. д.);
- топливозаправщики;
- лесовозы.
Удачно отвечающая требованиям потребителя серия по-прежнему широко представлена в различных сферах практической хозяйственной деятельности.
Высокий потенциал, заложенный в конструкции, делает шасси МАЗ-5337 пригодным для эксплуатации при низком качестве дорог или их отсутствии, что очень удобно при работах, связанных с перемещением различных грузов.
А вот так выглядит илосос, установленный на шасси МАЗ-5337:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Прочитав эту статью, вы сможете оценить выгодность приобретения запчастей для вилочных погрузчиков Тойота.
похожие статьи
Прода Камаз с полупецепом МАЗ
Описание модели МАЗ-5337 (5337, 53371, 54323, 5516, 5551, 64229)
Описание модели МАЗ-5337 (5337, 53371, 54323, 5516, 5551, 64229)
Двигатель
Мод.ЯМЗ-236М2, дизель, V-обр.(90°), 6-цил., 1 30х 1 40 мм. 11,15л, степень сжатия 16,5, порядок работы 1-4-2-5-3-6, мощность 132 кВт (1 80 л.с.) при 2 100 об/мин, крутящий момент 667 Н-м (68 кгс-м) при 1250-1450 об/мин. Форсунки – закрытого типа. ТНВД – 6-секционный, золотникового типа с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Воздушный фильтр – сухой, со сменным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель оснащен электрофакельным устройством (ЭФУ) и (по заказу) предпусковым подогревателем ПЖД-30.
Трансмиссия
Сцепление – двухдисковое, с пневматическим усилителем. Коробка передач – ЯМЗ-236П, 5-ступ., с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах, передат, числа: I-5,2$; II-2,90; III-1,52; IV-1,00; V-0,66; ЗХ-5.48. Карданная передача состоит из двух последовательных валов с промежуточной опорой. Главная передача – разнесенная двухступенчатая: центральный ионический редуктор и планетарная бортовая передача (в ступицах колес). Передат, числа: центрального редуктора – 2,08 или 2,27; бортовых – 3,428; общее – 7,14 или 7,70.
Колеса и шины
Колеса – бездисковые, обод 8.5В-20, крепление – 6 болтами с прижимами. Шины – 11.00R20 (300R508) мод, И-111А, И-111АМ или И-68А. Давление в шинах передних колес – 7,5; задних – 6,7 кгс/см. кв. Число колес 6+1.
Подвеска
Передняя – на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, два амортизатора; задняя – на двух основных и двух дополнительных полуэллиптических рессорах, концы дополнительных рессор и задние концы основных – скользящие.
Тормоза
Рабочая тормозная система – с барабанными механизмами (диаметр 420 мм, ширина накладок 160 мм, разжим – кулачковый), двухконтурным пневмоприводом. Задние тормозные камеры – с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз – на тормоза задних колес от пружинных энергоаккумуляторов, привод – пневматический. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз – моторный замедлитель с пневматическим приводом. Привод тормозов прицепа – комбинированный (двух- и однопроводный). Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.
Рулевое управление
Рулевой механизм – винт и шариковая гайка-рейка, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором. Передат. число – 23,55. Гидроусилитель руля состоит из встроенного в рулевой механизм распределителя и отдельного силового цилиндра. Давление масла в гидроусилителе 95-110 кгс/см. кв.
Электрооборудование
Напряжение 24В, ак. батарея – 6СТ-190А или 6СТ-182ЭМ (2шт.), генераторная установка Г-273В со встроенным регулятором напряжения Я120М, стартер СТ103-А-01.
Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы
Топливный бак – 200 л, диз, топливо;
система охлаждения (без подогревателя) – 29 л, тосол А-40;
система смазки двигателя – 25л, всесезонно М-6/10В, летом M-10B, зимой М-8В;
гидроусилитель руля – 5л, масло марки Р;
коробка передач – 5,5 л, при температурах до минус 30°С – ТСп-15К, при температурах до минус 45°С смесь ТСп-15К с 10-15 % дизельного топлива А или 3;
картер ведущего моста – 13л, масло для коробки передач;
картер колесной передачи – 2×2,0 л, масло для коробки передач;
амортизаторы – 2×0,9 л, жидкость АЖ-12Т;
предохранитель против замерзания конденсата – 0,2л, этиловый спирт;
бачок омывателя ветрового стекла – 2,0 жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.
Масса агрегатов
Двигатель без сцепления и коробки передач – 890,
двигатель со сцеплением и коробкой передач – 1205,
задний мост – 693,
передняя ось – 443,
рама – 635,
кабины – 528,
кузов – 880,
карданные валы – 78.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Грузоподъемность | 8700 кг. |
---|---|
Снаряженная масса | 7150 кг. |
В том числе: | |
на переднюю ось | 4090 кг. |
на заднюю ось | 3060 кг. |
Полная масса | 16000 кг. |
В Том числе: | |
на переднюю ось | 6000 кг. |
на заднюю ось | 10000 кг. |
Допустимая масса прицепа | 12000 кг. |
Допустимая полная масса автопоезда | 28000 кг. |
Максимальная скорость | 85 км/ч. |
Время разгона до 60 км/ч | 50 с. |
Макс.преодолеваемый подъем | 25 %. |
Выбег с 50 км/ч | 850 м. |
Тормозной путь с 60 км/ч | 36,7 м. |
Контрольный расход топлива, л/100 км, автомобиля при 60 км/ч | 21,5 л. |
Радиус поворота: | |
по внешнему колесу | 9,1 м. |
габаритный | 9,8 м. |
Обзор автотопливозаправщика АТЗ 56142 на шасси Маз
МАЗ 5337 — тягач, автокран, который дошел до нашего времени
Компактный и универсальный грузовик-долгожитель
МАЗ-5337 — универсальное грузовое шасси с колёсной формулой 4х2, серийно выпускаемое Минским автомобильным заводом с 1987 года. Принадлежит к числу «долгожителей» отечественного автопрома: модификации шасси МАЗ-533702 и МАЗ-5337А2 до сих пор значатся в производственной программе завода и прайс-листе его официальных дилеров. Секрет долгой жизни заключается, прежде всего, в высочайшей универсальности данного шасси. а также – в простоте конструкции, надёжности и неприхотливости самого автомобиля. И, конечно же – в весьма умеренной цене на этот, по всем статьям давно устаревший образец ещё советского автопрома.
Компактные для автомобиля подобной грузоподъёмности размеры, маневренность, низкие эксплуатационные расходы позволяют эффективно и с высокой рентабельностью использовать МАЗ-5337 практически во всех отраслях народного хозяйства. На дорогах с твёрдым покрытием этот грузовик поистине универсален. Он предназначен для перевозки любых грузов в городских условиях и на междугородних трассах. Его можно использовать как самостоятельно, так и в составе автопоезда. Правда, для грунтовых дорог данная модель малопригодна, из-за своей осевой нагрузки.
Варианты надстроек на шасси МАЗ-5337
Городские коммунальные предприятия эксплуатируют мусоровозы и различные виды коммунальной техники на шасси МАЗ-5337. (Хотя чаще «коммуналки» делаются либо на базе седельника МАЗ-5432, либо самосвала МАЗ-5551). На строительных площадках различного масштаба очень часто встречаются МАЗ-5337 с крановым оборудованием на шасси. В частности, популярным вариантом является автомобильный кран КС-35715, грузоподъёмностью в 16 тонн.
На этом же шасси монтируются цистерны для пищевых и непищевых жидкостей и ГСМ, гидроманипуляторы, буры, ассенизаторы-илососы и прочее оборудование. МАЗ-5337 можно (хоть и нечасто) встретить в машинном парке пожарных частей, и в качестве автомобилей других аварийных служб. Топливозаправщики на базе МАЗ-5337 можно увидеть в аэропортах России и СНГ.
Грузовик неприхотлив, он рассчитан на работу как в экстремальную летнюю жару, так и в суровую морозную зиму. Существует специальная версия автомобиля для нефте- и газоводобывающих компаний, специально адаптированная к условиям Крайнего Севера, Сибии и дальнего Востока: МАЗ-533701 (исполнение «ХЛ», для работы при минус 60 градусах Цельсия). В этой северной модификации кабина выполнена удлинённой, с двумя спальными местами. В качестве ближайшего «родственника» и конкурента автомобиля выступает другой популярный советский грузовик – КамАЗ-5320.
Грузовая платформа и прицеп МАЗ-5337
Кузов бортового автомобиля МАЗ-5337 представляет собой металлическую платформу с открывающимися боковыми и задним бортами. Боковой борт состоит из двух частей. Настил пола грузовой платформы — деревянный. Основным прицепом для грузовиков данной модели является МАЗ-8926.
Фургон КИ 5426-11 выполнен из сэндвич-панелей, наружная обшивка сделана из окрашенного листа стального либо алюминиевого; внутренняя обшивка: окрашенный лист стальной или алюминиевый. Покрытие пола сделано из алюминиевых листов рифлёного, обработаны полиуретановой заливкой. Дверной проем задний – из окрашенной стали, либо из нержавеющей стали. Фурнитура вся окрашенная.
Фургон КИ-5426 (но на этом фото – не на шасси «большого» МАЗ-5337, а на шасси «Зубрёнка» МАЗ-4370).
Внутренние размеры этого фургона таковы. Длина — 5,2 м; ширина — 2,4 м; высота — 2,0 м. Внутренний объём фургона КИ 5426-11 составляет 26 метров кубических.
Распространённые модификации
К основным модификациям модели МАЗ-5337 относятся:
- МАЗ-53371 – бортовой грузовик с грузоподъёмностью 8,5 тонн, с дизельным двигателем ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с.
- МАЗ-5337-040 – шасси с грузоподъёмностью 9,850 тонн, с силовым агрегатом ЯМЗ-236М2 мощностью 180 л.с.
- МАЗ-5337-240 – шасси с грузоподъёмностью 11,5 тонн, с дизельным двигателем ЯМЗ-236НЕ2 мощностью 230 л.с.
- МАЗ-533731-346 – шасси с двигателем Deutz BF 4M 1013 FC мощностью 190 л.с. и соответствующего экологическим требованиям Евро-3. (Разумеется, это вовсе НЕ распространённая версия, но упоминания она всё же достойна).
- МАЗ-5337-01(ХЛ) – бортовой автомобиль, рассчитанный на эксплуатацию в условиях сверхнизких температур (до -60*С).
К числу распространённых специальных машин на базе МАЗ-5337 относятся:
- МКДС-3410 – комбинированная дорожная машина в комплектации которой имеются поливочное оборудование, универсальная пластиковая цистерна, поворотный секционный отвал, снегоочистительная щётка и распределитель дорожного реагента;
- МБ-15 – мусоровоз;
- Г6-ОПА-7,5 – автоцистерна для перевозки пищевых жидкостей (воды, молока, вина, спиртосодержащих жидкостей и т.д.). Теплоизоляция позволяет не допускать изменений температуры жидкости более чем на 2 градуса в течение 10-ти часов, при разнице температур жидкости и окружающей среды порядка 30-ти градусов.
В основе МАЗ-5337 – классическая рама-«лесенка», выполненная из стали высокопрочных видов, на которой жёстко закреплена кабина и установлены все основные узлы и агрегаты.
Двигатель МАЗ-5337
Автомобиль данной марки оборудуется V-oбpазными шестицилиндровыми дизельными двигателеми семейства ЯМЗ-236: ЯМЗ-236М2-1 – без турбонаддува, ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2) и ЯМЗ-6563.10 (Евро-3) с турбонаддувом. Рабочий объём любого из данных дизелей составляет 11149 см³, а мощность – 180 л.с./132 кВт (ЯМЗ-236М2-1), при 2100 об./мин; 230 л.с./169 кВт (ЯМЗ-236НЕ2 и ЯМЗ-6563.10), при 1900 об/мин. В последних двух модификациях используется система электронного управления впрыском «КоммонРэйл».
Крутящий момент мотора ЯМЗ-236М2-1 составляет 667 Н-м (68 кгс-м) при 1250-1450 об/мин; у ЯМЗ-236НЕ2 и ЯМЗ-6563.10 этот показатель равен 882 Н-м при 1100-1300 об/мин.
Топливный насос высокого давления в ЯМЗ-236М2-1 – 6-секционный, золотникового типа с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Двигатели оснащаются электрофакельным устройством (ЭФУ) и, в качестве дополнительной опции, предпусковым подогревателем ПЖД-30.
Машина разгоняется до предусмотренной производителем максимальной скорости 85 км/ч. Время разгона до «крейсерской» скорости в 60 км/ч составляет порядка 50-ти секунд. На 100 км пути при скорости 60 км/ч автомобилем МАЗ-5337 расходуется порядка 20-22х литров дизтоплива.
Трансмиссия
Сцепление на всех модификациях МАЗ-5337 – двухдисковое, с пневматическим усилителем. Коробка передач также одинаковая на всех модификациях модели. Это ЯМЗ-236П, пятиступенчатая, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах, передаточные числа: I-5,24; II-2,90; III-1,52; IV-1,00; V-0,66; ЗХ-5.48. Карданная передача состоит из двух последовательных валов с промежуточной опорой. Главная передача – разнесённая двухступенчатая: центральный ионический редуктор и планетарная бортовая передача (в ступицах колёс). Передаточные числа: центрального редуктора – 2,08 или 2,27; бортовых – 3,428; общее – 7,14 или 7,70.
Колёса и шины
Колеса на МАЗ-5337 бывают как бездискового образца, так и дисковые, обод 8.5В-20, с креплением шестью болтами с прижимами. Шины – 11.00R20 (300R508), модификаций И-111А, И-111АМ либо И-68А. Давление в шинах передних колёс — 7,5; задних — 6,7 кгс/см. кв.
Подвеска
Передняя подвеска выполнена на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, плюс два амортизатора; задняя – на 2-х основных и 2-х дополнительных полуэллиптических рессорах. Концы дополнительных рессор и задние концы основных сделаны скользящими.
Тормоза
Рабочая тормозная система — с барабанными механизмами (диаметр 420 мм, ширина накладок 160 мм, разжим — кулачковый), с двухконтурным пневмоприводом. Задние тормозные камеры — с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз действует на тормоза задних колес от пружинных энергоаккумуляторов, его привод — пневматический. Запасной тормоз совмещён с тормозом стояночным. Вспомогательный тормоз – моторный замедлитель с пневматическим приводом. Привод тормозов прицепа – комбинированного типа (двух- и однопроводной). Имеется спиртовой предохранитель, препятствующий замерзанию конденсата.
Рулевое управление
Рулевой механизм МАЗ-5337 – винт и шариковая гайка-рейка, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором. Передаточное число равно 23,55. Гидравлический усилитель руля состоит из встроенного в рулевой механизм распределителя и отдельного силового цилиндра. Давление масла в гидроусилителе составляет 95-110 кгс/см. кв.
Электрооборудование
Напряжение бортовой сети составляет 24V, аккумуляторные батареи установлена модели 6СТ-190А или 6СТ-182ЭМ (2шт. х 12V), генераторная установка Г-273В со встроенным регулятором напряжения Я-120М, стартер – СТ103-А-01.
Кабина МАЗ-5337
Расположенная над двигателем бескапотная кабина — двухместная, без спального места, но установка третьего сиденья возможна. Кабина со спальным местом также встречается на некоторых подержанных грузовиках данной модели: в серийном производстве ранее была модификация МАЗ-53371-29 – с удлинённой кабиной. Для ремонта и обслуживания двигателя кабина откидывается вперёд при помощи гидравлического цилиндра с ручным насосом. Сиденье водителя — подрессоренное, с набором регулировок по длине, высоте; по наклону подушки и спинки.
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры: Длина 6,45-7,26 м. Ширина – 2,5 м. Высота – 2,9 м. Колёсная база — 3,95 м. Дорожный просвет – 260 мм.
- Снаряжённая масса базовой версии автомобиля – 7,35 тонн, в том числе: 4,09 тонны – на переднюю ось и 3,06 тонны – на заднюю.
- Полная масса базовой верии «МАЗ-5337» – 16 тонн, в том числе: 6 тонн – на переднюю ось и 10 тонн – на заднюю.
- Допустимая масса прицепа – 12 тонн.
- Допустимая полная масса автопоезда с прицепом «МАЗ-8926» – 28 тонн.
- Грузоподъёмность – 8,5 тонн; 9,85 тонн; 11,5 тонн (в зависимости от модификации).
- Размеры грузовой платформы – 4,965 м х 2,350 м х 0,685 м.
- Ёмкость топливного бака – 200 литров дизельного топлива.
- Ёмкость системы охлаждения – 29 литров тосола А-40.
- Объём масле в смазочной системе двигателя – 25 литров; в коробке передач – 5,5 л; в картере ведущего моста – 13 л; в картере колёсной передачи – 2х2 л.
- Максимальный преодолеваемый подъём – 25%.
- Выбег с 50 км/ч – 850 м.
- Тормозной путь с 60 км/ч – 36,7 м.
- Радиус поворота: по внешнему колесу – 9,1 м; габаритный – 9,8 м.
Отзывы владельцев и водителей МАЗ-5337
Без сомнения, МАЗ-5337 – это устаревшая модель. Условия работы водителя – приемлемые для конца 80-х годов ХХ века, но очень спартанские для современной эпохи. В кабине шумно, виброзащищённость её от двигателя также слабая, по современным меркам. Дизайн, естественно, «не блещет» ни внешним видом, ни интерьером. Но: это неприхотливая рабочая машина, цена на которую не является заоблачной. При грамотном и заботливом отношении МАЗ-5337 окупит себя довольно быстро и многократно.
Цена нового и подержанного МАЗ-5337
Стоимость нового МАЗ-5337 (шасси) в 2018 году начинается с отметки 2 миллиона 650 тысяч рублей. На вторичном рынке немало предложений о продаже б/у грузовиков данной модели, с различными надстройками шасси. Разброс цен, которые за них просят, очень большой, от 200 тысяч рублей до 1,5 миллиона рублей. Всё зависит от года выпуска и технического состояния каждой конкретной машины.