Меню

Масло для умирающего мотора

Почему нельзя в старый мотор заливать современное масло?

Двигатели родом из 80-х годов прошлого века, все еще бегают по российским дорогам. Чем же их правильно «кормить», чтобы не причинить вред?

Весной на дороги страны выползают подснежники, а их хозяева думают, как улучшить состояние любимой машины после зимнего простоя. Некоторые начинают лить в дедушкин «Москвич» или «Жигули» синтетическое масло с целью вдохнуть в машину новую жизнь. Однако это оказывается недейственным и даже вредным.

Легковые автомобили, разрабатывавшиеся в 70-80-х годах прошлого века и производившиеся вплоть до распада Советского Союза, до сих пор ездят по нашим дорогам. Очередной всплеск продаж наблюдался в конце 2010-х годов, когда правительство запустило государственные программы поддержки промышленности, и люди стали покупать дотационную «классику». Сейчас ВАЗ 2107 последних партий доживают свой век и катаются в плотном городском потоке наравных с современными моделями иностранных брендов. Однако обслуживать их становится все труднее и труднее. Магазинные прилавки заставлены синтетическими маслами, разработанными для новых конструкций. А подходящих смазочных материалов для исторических «Буханок» и прочих «Жигулей» еще нужно поискать. Естественно, многие просто берут недорогую новую синтетику и льют в мотор старой отцовской машины. Что же происходит с ней после такой процедуры «омоложения»?

Вязкость и прокачиваемость

Дело в том, что масла с синтетической и минеральной основой не смешиваются. После слива старого масла внутри мотора остается еще около 15-20 % жидкости. И если туда залить новую синтетику, то получится расслаиваемая эмульсия, неравномерно защищающая детали мотора.

Грамотные автомобилисты перед заливкой синтетики проводят промывку мотора специальным средством. Это действительно помогает, но ненадолго.

На этапе конструкторских работ двигатели проектируются для достижения определенных характеристик. Масло является такой же заранее разработанной деталью, как поршневая группа; коленвал и прочее. Исходя из характеристик мотора поставщикам выдается задание на изготовление масла с теми или иными свойствами. Оно должно работать при определенных температурах, свободно прокачиваться через каналы системы смазки и обеспечивать строго определенные режимы трения.

Каналы системы смазки подбираются таким образом, чтобы обеспечить ровное давление в заранее выбранных рамках. Исходя из этого выбираются длина и диаметры каналов. Они рассчитаны на определенную кpивую вязкости масла в зависимости от темпеpатуp. Таким образом обеспечивается циркуляция смазывающей жидкости. Характеристика вязкости масла должна соответствовать предписанным производителем значениям.

Если лить в старый мотор смазочные материалы, предназначенные для работы при иных давлениях и в иных каналах, то силовой агрегат, естественно, начнет испытывать нарушения в циркуляции масла.

Синтетическое масло превосходит сорта минерального масла по всем параметрам. Оно работает при широком диапазоне температур и сохраняет стабильность в крепкие морозы. Однако старые моторы не рассчитаны на такие чудеса. Вязкость синтетики будет значительно ниже необходимой. Современное масло проходит через каналы мотора гораздо быстрее, чем требуется, создавая в одних местах избыток смазки, а в других ее дефицит.

Примерно так же неправильно выбранная скорость потока машин на сравнительно свободных автодорогах приводит к образованию пробок.

Нагар и компрессия

Но самое неприятное не это. Синтетическое масло обладает моющими свойствами. Специальные присадки растворяют многолетний пригар и помогают расщепляться его частичкам. Если залить «синтетику» в старый мотор, не видевший еще очистителей, то грубые наслоения на внутренних поверхностях начнут медленно разрушаться и загрязнять каналы. Синтетическое масло быстро почернеет, потеряет свойства и его вновь потребуется менять уже через 5-7 тысяч пробега.

В процессе очистки мотора под пригаром начнутся открываться зазоры и задиры, которые никак не проявляли себя. Кроме того, очистятся от грязи и сальники, а также уплотнители, через которые синтетическое масло легко просачивается наружу. Мотор начнет «потеть» и после стоянки машины на асфальте зачернеют темные пятна пятна.

В итоге, сойдет нагар на поршнях, компрессия в моторе рискует снизиться и потребуется новый капитальный ремонт, чтобы вернуть силовой агрегат к жизни.

В общем, старые двигатели, всю жизнь работавшие на минеральных маслах старых сортов, плохо относятся ко всему новому и современному. Их требуется кормить привычным маслом, которые по возможности можно менять два раза в год, на летний и зимний сезон.

Выбираем масло для старой машины с бензиновым ДВС

Основной темой, которую я коснусь в данной статье, станут масла для бензиновых двигателей старых машин с большим пробегом, касаться машин с дизельными двигателями не буду, т.к. не имел опыта общения с подобными экземплярами.

Читайте также:  Чип тюнинг какие последствия

Не буду вдаваться в историю классификации моторных масел, скажу просто, что для машин минувшего поколения рекомендованным производителем являются масла класса API SG и выше (SH, SJ, SL и SM), класс SG был разработаны для моторов, начиная с 1994 года выпуска. Масла указанных классов предназначаются для использования в бензиновых моторах легковых (SG, SH) и спортивных машин (SJ), а в случае SL и SM – в многоклапанных турбированных моторах, в т.ч. работающих на обедненных смесях топлива.

Эти классы предусматривают минимальные стандарты к нагарообразованию и работе в условиях низких температур.
Все современные моторные масла имеют следующую формулировку в описании: «превосходит следующие требования или соответствует им» и идет перечисление классов вплоть до SJ, что по сути говорит о том, что они априори лучше предлагаемых производителем, исходя из чего, можно сказать, что выбор масла смело можно осуществлять по другим критериям, не считая субъективных мнений, таким критерием может служить вязкость масла по классификации SAE.

Вязкость является очень важным параметром, класс SAE сообщает диапазон температур окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание двигателя стартером, прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах и смазывание летом в режиме максимальной нагрузки. Индекс с W – зимний класс, числовой индекс – летний класс, для всесезонных масел эти индексы идут вместе.

Теперь что касается рекомендаций. Производитель не настаивает на использовании масел с какой-то конкретной вязкостью, а просто приводит стандартную диаграмму с указанием температурных диапазонов работы масел.

Рекомендаций по использовании масел на том или ином пробеге, также отсутствуют. Однако существует рекомендации от производителей масел. К примеру, самая распространенная фирма, моторные масла которой чаще всего предлагают в сервисах, Mobil 1, для двигателей с пробегом до 100 т.км рекомендует применять синтетические масла с вязкостями 5W-50 (https://www.mobil.ru/ru-ru/mobil-1/mobil-1-100000km-protection), а с пробегом более 150 т.км 10W-60 (https://www.mobil.com/ru-ru/passenger-vehicle-lube/pds/gl-xx-mobil-1-10w60).

Подобные темы в интернете обсуждаются автовладельцами довольно давно, но все они схожи в том, что при увеличении пробега двигателя вязкость используемого масла должна увеличиваться т.к. увеличиваются все зазоры и масло с низкой вязкостью хуже там удерживается и плюс ко всему начинает подъедаться двигателем. Итог анализа этой стороны проблемы в жарких интернет дебатах и с учетом личного опыта эксплуатации привел к выработке рекомендации, что при пробеге более 200 т.км стоит использовать масла с зимней вязкостью 10W и летней 40 или 50. Однако единого ответа на этот вопрос по прежнему нет.

Теперь вкратце коснусь темы разбавления, ведь часто бывают случаи, когда покупаешь новую машину, а там залито какое-то совершенно непонятное и редкое масло наподобие SRS Cargolub, которые даже не ясно где можно купить, т.к. в ближайших автомагазинах есть только привычные Мобилы или Эссолы. Так вот для таких случаев существует специальное, так называемое доливочное масло, которое, как утверждают производители (Liqui Moly), совместимо со всеми типами моторных масел.

Хотя я в свое время разбодяжил его Castrol’ом и ничего, нормальное доездил до замены. Или бывают случаи когда у тебя залит к примеру Mobil 1 просто, а в магазине только Mobil 1 Super с невнятными маркировками. Так вот в таком случае, по собственному опыту могу сказать, что главное подобрать свою вязкость масла, ибо можете быть точно уверены, что в улучшенной модификации масла будет тот же набор присадок, плюс может парочка других, но точно подобранных под совместимость со старыми (ибо нет смысла каждый раз разрабатывать новый набор присадок, т.к. это экономически не выгодно производителю, проще доработать старый, что гарантирует совместимость).

Что касается периода замены, так все это и так прекрасно знают. В книге по эксплуатации указан период в 15 т.км между заменами, опытные автолюбители предусмотрительно меняют масло каждые 10 т.км, а в сервисах, исходя из различных соображений (в том числе и из соображений продления ресурса) рекомендуют менять во время примерно в половину меньше сервисного, т.е. каждые 7-8 т.км. Здесь советов давать не берусь, это уже каждый решает сам, но могу сказать, что бывали случаи когда я менял через 15 т.км, а когда через 8 т.км и, честно говоря, разницы особо не заметил (учитывая, что я приверженец спокойно езды). На данный момент на моем боевом друге пробег 380 т.км и он пока не жалуется на 10W-40 и подъедает где-то порядка 1л. на 10000 км.

Читайте также:  Как разводить двухтактное масло с бензином для лодочного мотора

Какое масло лить после 100 тысяч км пробега

Требования к маслу сильно зависят характеристик мотора. Самая точная информация указана в заводском техпаспорте машины, но время и эксплуатация вносят коррективы в работу. Чтобы автомобиль работал, как часы, нужно учитывать не только заводские особенности, но и пробег, погоду, условия, в которых ездит и хранится железный конь. Для одной машины подойдут несколько видов масел.

Вязкость масла, и на что она влияет

Мотор часто называют сердцем автомобиля, но если говорить о масле, то гораздо точнее будет аналогия с суставами. При работе двигателя неизбежно трение металлических частей друг о друга, и чтобы его уменьшить, заливают масло. Если характеристики масла не подходят – машина страдает артритом. Слишком толстая пленка тоже не принесет пользы, она будет затруднять движение. Совсем без смазки ездить невозможно, это приведет к мгновенной поломке.

Вязкость – главная характеристика масла. Чем оно гуще, тем толще масляная пленка на металлических деталях. Чем жиже – тем эта пленка тоньше. Со временем в смазке накапливаются примеси и продукты горения, ездить на таком масле становится нельзя.

Основные виды масла:

  • Минеральное – производится из сырой нефти. Обладает слабой вязкостью, его можно использовать только летом. Очень капризно, но дешево.
  • Синтетика – производится из нефтепродуктов высокой очистки. Высокая вязкость, большая устойчивость к перепадам температур. Одинаково хорошо работает зимой и летом, но дорого.
  • Полусинтетика – смесь синтетического и минерального масла. Надежная, достаточно вязкая смазка. Хорошо работает летом и мягкой зимой. Для температур ниже -30⁰ не подходит. Стоит меньше синтетического.

Для увеличения вязкости и морозостойкости используются разные добавки. Они указаны на упаковке.

Какое масло заливать при большом пробеге

Если машина новая, то нужно строго следовать рекомендациям производителя. Инженеры, которые разрабатывали машину, предусмотрели нужные материалы. Но после 100 тысяч пробега, какое масло лить – нужно смотреть по состоянию автомобиля. Завод здесь уже не может дать точных сведений. Есть общее правило – для старых машин одинаково противопоказаны слишком жидкие и слишком густые масла.

100 тыс. пробега – это заявленная заводом продолжительность жизни. Столько легковой автомобиль должен проездить без серьезных поломок, если его не заставляли работать в экстремальных условиях. Но это не предел, машина может прослужить гораздо дольше, если за ней правильно ухаживали. Но даже бережное отношение не избавит от неизбежных возрастных проблем.

Владельцу нужно понимать, что происходит с мотором при эксплуатации:

  • Увеличиваются зазоры между металлическими частями. Их может заполнить только густое масло. Слишком жидкое будет стекать и засорять мотор, но не выполнять свою основную функцию.
  • Ослабевает насос. Со слишком густым маслом он не справится.
  • Разбалтываются крепления. Появляется стук и другие посторонние звуки. Справиться с ними помогут правильно подобранные параметры масла.

Оптимальный вариант – полусинтетика надежных брендов. Она является золотой серединой, которая поможет мотору проработать дольше.

Прокачиваемость и проворачиваемость

Отличия вязкости разных масел – не единственный определяющий признак. Важно то, как смазка взаимодействует с мотором. Именно эти параметры становятся определяющими в вопросе, какое масло лить после 100 тыс. пробега.

Прокачиваемость – способность насоса доставить конкретное масло из емкости в рабочую часть двигателя. Она зависит от трех параметров:

  • Вязкости масла – густое прокачивается труднее, жидкое – легче;
  • Состояния насоса – чем мощнее, тем с более сложной задачей он может справиться;
  • Температуры – чем холоднее, тем сложнее прокачать масло.

Советы для старых машин брать полусинтетику, особенно на зиму, базируются на последних двух параметрах. В холодную погоду слабый насос не справится с густым маслом.

Проворачиваемость тесно связана с прокачиваемостью. Это возможность запуска мотора зимой. Опыт холодного пуска есть у каждого водителя – не всегда есть возможность поставить машину в теплый гараж. Через несколько часов на морозе с выключенным мотором масло загустевает, и автомобиль не заводится.

Читайте также:  Двигатель д13 вольво схема топливной системы

Как помочь мотору после капремонта

Капитальный ремонт двигателя решает накопившиеся проблемы. Но даже отремонтированный мотор не становится новым, некоторые болезни и риски у него сохраняются. Рекомендации, какое масло лить после капиталки двигателя, противоречивы. Выбор зависит от того, что именно износилось в машине.

Увеличивать вязкость нужно для тех моделей, где страдают прокладки и сальники. Они не удержат жидкое масло внутри смазочной системы, двигатель будет работать со сбоями и протекать. Если проблемы с маслопроводами, то вязкость нужно уменьшать, чтобы смазка не забивала трубки. Сочетать эти рекомендации с сезонными изменениями непросто, и часть водителей страдает либо от одной, либо от другой проблемы.

Сезонная замена масла

Специалисты рекомендуют менять моторное масло каждые 10-14 тыс. км пробега. Но пробег накапливается неравномерно. Имеют значение характер езды, особенности мотора и климат. Поэтому есть два подхода к замене масла – делать это раз в год или каждую весну и осень.

Замена масла 1 раз в год снижает стоимость обслуживания машины, поскольку платить за смазку и процедуру нужно только 1 раз. Используется всесезонное масло с показателем вязкости 5W40. Оно хорошо показывает себя летом, весной и осенью, относительно хорошо работает зимой. Такая схема подходит, если:

  • Водитель ездит по городу, основной маршрут – дом-работа, иногда – магазин;
  • Мотор в хорошем состоянии, экономно расходует масло;
  • Зимой температура редко опускается ниже -25⁰;
  • Есть теплый гараж.

Проблемы могут возникнуть при холодном пуске. У водителей, меняющих масло раз в год, есть наработки по борьбе с этим недугом. Плановую замену смазки лучше назначить на теплое время года.

Весенняя и осенняя замена масла требуют дополнительных затрат не только денег, но и времени. Используются 2 вида масла – густое летнее (5W40) и жидкое зимнее (5W30). Показатели могут быть другими, если водитель точно знает потребности своей машины. Такой график замены подойдет, если:

  • Приходится много ездить (на дачу, на работу из пригорода, постоянные разъезды в течение рабочего дня);
  • Двигатель – «масложор»;
  • В городе суровые зимы;
  • Нет теплого гаража.

Дважды в год – предпочтительная схема того, как часто менять масло после 100 тысяч пробега. Почти все машины к этому времени страдают от прожорливости или протечек масла. Время для процедуры лучше выбрать при температуре на улице не ниже -10⁰.

Что еще нужно учесть

Машины с пробегом становятся более чувствительными к качеству масла. Следует обратить внимание на оригинальные брендовые материалы. Они не содержат посторонних примесей, а производитель гарантирует качество своих изделий. Какую именно фирму предпочесть – лучше смотреть в рекомендациях автопроизводителя. Но если с момента выпуска машины прошло много лет, есть риск, что нужного масла нет в продаже.

Если водитель подобрал масло не очень известного производителя по небольшой цене, и хорошо на нем ездит, менять смазку не нужно. Если не возникает неполадок, значит, масло хорошо сочетается с мотором. Смена марки смазочных изделий нежелательна, особенно для старых машин.

Самая опасная ситуация – купить подделку. Такое масло продается по цене фирменного, но значительно хуже качеством. Оно может содержать посторонние примеси, вредные для двигателя. Для старых машин это риск быстрой и серьезной поломки. Чтобы избежать обмана, нужно покупать масло только в проверенных магазинах.

Признаки неправильно подобранного масла

Если масло не соответствует потребностям машины, двигатель работает со сбоями. По отзывам водителей, основные симптомы неполадок такие:

  • Стук;
  • Повышенный расход топлива;
  • Повышенный расход масла;
  • Проблема с холодным пуском;
  • «Грязный» выхлоп – с запахом жженого масла, темного цвета, густой;
  • Движение рывками, неотзывчивость двигателя.

Если никаких из этих признаков нет, но загорелся индикатор низкого уровня масла, то проблема может быть не связана со смазочными материалами.

Если машина не на бензине

Бензин – самый распространенный, но не единственный вид горючего. Для машин на дизельном топливе требуется специфическое масло.

Машина может быть в хорошем состоянии и после 100 тысяч пробега, а какое масло лить по вязкости, владелец решает, исходя исключительно из рекомендаций производителя. Но такие ситуации скорее исключения, и чаще автомобиль требует особого ухода. Главная рекомендация одна – ориентироваться на состояние машины, а не на цифры на спидометре.

Adblock
detector